Организация социальной работы с детьми-сиротами
Заказать уникальную дипломную работу- 67 67 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 28.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ 6
1.1. Характеристика положения детей-сирот в условиях современного общества 6
1.2.Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми-сиротами 15
1.3. Технологии социальной работы с детьми-сиротами 18
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СИРОТАМИ НА ПРИМЕРЕМУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК 24
2.1. Цели, задачи и виды деятельности МКОУ ДДС Г. о. Подольск 24
2.2. Организация социальной работы с детьми-сиротами в МКОУ ДДС Г. о. Подольск 30
2.3. Направления совершенствования социальной работы с детьми-сиротами 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
При этом, социальная коррекция и частные технологии социальной работы позволяют изменить к лучшему состояние детей-сирот и преодолеть негативные тенденции в их социальном развитии.(9 слайд) Анализ социальной работы с детьми –сиротами МКОУ ДДС Г.о.Подольск позволил сделать следующие выводы: педагоги используют образовательные и воспитательные программы; адаптированные к возможностям каждого ребёнка;имеется необходимая инфраструктура для дополнительного образования, занятий физической культурой и спортом, организации оздоровительного отдыха воспитанников; создана и успешно функционирует система самоуправления педагоги-воспитанники; работа по формированию здорового образа жизни проводится в системе; выстроена система социального партнерства; работает Управляющий совет;укрепляется и расширяется материально-техническая и научно-методическая базы учреждения. (10 слайд) Предлагаем следующие направления совершенствования деятельности: совершенствовать работу отделов содействия семье и детям, постинтернатного сопровождения выпускников, службы сопровождения замещающих семей; продолжить работу по повышению эффективности и качества образования; реализовать систему воспитательной работы, направленной на развитие мотивации к учебной и трудовой деятельности; совершенствовать работу по профилактике правонарушений и социальных патологий в среде воспитанников через использование технологий эффективного взаимодействия с другими субъектами системы профилактики; совершенствовать здоровье сберегающее образовательное пространство в условиях учреждения для детей-сирот (11 слайд) Для решения проблемы подготовки специалистов по работе с детьми-сиротами предлагаем предусматривать в высших и средне-специальных образовательных учреждениях обязательные дисциплины, направленные на подготовку работников по специальности «воспитатель учреждения для детей-сирот».Для решения проблемы семейного устройства детей-сирот предлагаем усилить работу по возвращению несовершеннолетних в их кровные семьи, более тщательно изучать внутрисемейные родственные связи; систематизировать работу по отпуску детей к родственникам на праздничные, выходные, каникулярные дни в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»; оказывать социальную поддержку родителям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, взаимодействовать в этом направлении со службами занятости населения, учреждениями образования и здравоохранения, правоохранительными органами и органами надзора. Также следует отметить, что в настоящее время назрела необходимость в совершенствовании действующего законодательства в сфере семейного устройства детей-сирот.Для совершенствования работы с детьми-сиротами на основании опыта других учреждений предлагаем использовать такие инновационные технологии социальной работы, как арт-терапия и библиотерапия.(12слайд) Доклад окончен! Спасибо за внимание!
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990)// Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10 - 13.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).// Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301,
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16,
6. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Собрание законодательства РФ-1996- N 52- ст. 5880,
7. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»//Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755,
8. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)»// Собрание законодательства Российской Федерации от 18 сентября 1995 г., N 38, ст. 3669
Научная и учебная литература
9. Абельбейсов, В. А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы / В. А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 9. С.142–151.
10. Ананьина Н.Н. Дети России: соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка. Формирование концепции Федеральной целевой программы «Россия без сирот» [Текст] // Аналитический вестник. Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка: «Россия без сирот». – 2013. – № 3 (487) – С. 61-75.
11. Белолипецкая Г.С. Реализация государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: тенденции и перспективы// Социум и власть - №2 – 2017
12. Борисова Н.А. Шестерина В.В. Система социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации// Символ науки - №3 – 2017
13. Гончарова Т.С. Сиротство в современной России: состояние и пути преодоления [Текст] // Вестник ТГТУ. – 2012. -№1. – С.290-293
14. Грош М. и др. Для защиты и содействия: разработка и реализация эффективных систем социальной поддержки. М:. Весь мир, 2013. 500 с.
15. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. 400 с
16. Деева Е.В. Диагностика сформированности навыков самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Том 20. Вып.11 (151). – 2015. – С. 67-72.
17. Дети в трудной жизненной ситуации: актуальные проблемы / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. М., 2011.
18. Дмитриева М. А. Причины социального сиротства [Текст] / М.А. Дмитриева // Молодой ученый. – 2012. – №11. – С. 353-355.
19. Завражнов В.В. Возможности социальной работы с детьми из неблагополучных семей / В.В. Завражнов, Г.М. Зинина // Научные исследования: от теории к практике : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – 2015. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 5 (6). – С. 192-193
20. Иванова О.М., Билалова Л.М., Латыпова Р.Р., Черникова Т.А., Федулина И.Р. Проблема социализации детей-сирот в учреждениях, оказывающих социальные услуги // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
21. Копылова, А.С. Социально-экономические проблемы и социальная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Научно-методический журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 2811-2815
22. Краснова С. Н. Социальная и социально-педагогическая работа с воспитанниками интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их подготовке к самостоятельной жизни / С. Н. Краснова, Т. А. Черникова, Л. Д. Шайдукова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 11 (65) Часть 1. — С. 54—57.
23. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.
24. Лаута Н.А. Содержание подготовки будущих социальных педагогов к работе в учреждениях интернатного типа // Культура и цивилизация. 2017. Том 7. № 1А. С. 278-286.
25. Лопаткина О.А. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / науч. рук. Л.Д. Шайдукова // Научный диалог: вопросы социологии, политологии, философии и истории – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/16645/discussion_platform
26. Новейший социологический словарь / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелкин, Г.Н. Соколов, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный дом, 2010. С. 897.
27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: ООО «А ТЕМП», 2008. С. 719.
28. Основы социальной работы : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018
29. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: Инфра-М, 2012. – 272 с.
30. Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
31. Приступа, Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов /под ред. Е.Н. Приступы. – М.: ФОРУМ, 2015 – 231 с.
32. Профилактика социального сиротства. Развитие сети служб примирения в России./Под общей редакцией Н.Л.Хананашвили. М: Благотворительный фонд «Просвещение», 2013. – 186 с.
33. Рейн, В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений.- Самара.,2003.- 52 с
34. Самойлова Т.Н. Социально-педагогическая помощь детям, оставшимся без попечения родителей: Учеб-метод. пособие [Текст] / Под ред. Т.Н. Самойловой, Л.Д. Шайдуковой. – Бирск: Бирск. фил. Баш. гос. ун-та, 2014. – 167 с.
35. Сигида, Е. А. Психология и социальная работа в системе социального и гуманитарного образования: монография / Е. А. Сигида, И. Е. Лукьянова ; под ред. проф. Е. А. Сигцды. - М. : ФГОУВПО «РГУТиС», 2013. - 134 с.
36. Современные технологии социальной работы с семьей и детьми : коллектив. моногр. / [Н.П.Клушина и др.] ; под общ. ред. Н.П. Клушиной, Е.И. Зритневой. ; Сев.-Кавк. федер. ун-т, Ин-т образования и соц. наук, Каф. соц. технологий, Лаб. разраб. и практики применения соц. технологий. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016
37. Соловьева Т. В. Система социальной защиты детства в Российской Федерации : учеб.-метод. пособие / Т. В. Соловьева. — Электрон. текстовые дан. — Саранск : Издатель Афанасьев В. С., 2016.
38. Социальная работа: словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 231.
39. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография /Азарова Е.Г. - М.: Контракт, 2012.
40. Социальное сопровождение семей с детьми [Текст] / М. В. Гордеева [и др.] // Информационно-методический сборник. - Москва : ИДПО ДТСЗН, 2015. - 242 с.
41. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017
42. Фирсов, М. В. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 447 с
43. Холостова Е.И. Технология социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: Юрайт, 2013. – 503 с.
Электронные ресурсы
44. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики// www.gks.ru
45. Официальный сайт МКОУ ДДС Г. о. Подольск//https://klimovskdetdom.edumsko.ru/
Вопрос-ответ:
Какие основные проблемы стоят перед детьми-сиротами в современном обществе?
Одной из основных проблем детей-сирот является отсутствие постоянного и надежного попечения родителей. Как правило, они оказываются в детских домах или приютах, где они могут столкнуться с недостаточной индивидуальной заботой и вниманием к своим потребностям. Другой проблемой может быть ограниченный доступ к образованию, здравоохранению и другим услугам, которые могут помочь им успешно интегрироваться в общество. Еще одной проблемой может стать ощущение стигмы или низкой самооценки из-за своего статуса сироты.
Какая нормативно-правовая основа существует для организации социальной работы с детьми-сиротами?
Существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих организацию социальной работы с детьми-сиротами. Одним из таких актов является Федеральный закон "О государственных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в котором определены основные принципы и цели социальной защиты детей-сирот. Также в каждом регионе действуют законы и нормативные акты, которые определяют порядок оказания помощи и поддержки этой категории детей.
Какие технологии используются в социальной работе с детьми-сиротами?
В социальной работе с детьми-сиротами используются различные технологии, направленные на решение их проблем. Например, одна из таких технологий - это индивидуальное консультирование, которое позволяет детям выразить свои эмоции и получить поддержку. Также используются групповые занятия, направленные на социализацию и развитие навыков сотрудничества. Технология досуговой деятельности помогает детям развивать свои творческие и спортивные способности. Еще одной технологией является семейно-родительская работа, которая направлена на создание доверительных отношений и повышение самооценки у детей.
Что такое социальная работа с детьми сиротами?
Социальная работа с детьми сиротами - это комплекс мер, направленных на оказание поддержки и помощи детям, потерявшим своих родителей и оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Целью социальной работы является обеспечение полноценного развития детей сирот и создание условий для их интеграции в общество.
Какова характеристика положения детей сирот в современном обществе?
Дети сироты в современном обществе находятся в сложном положении. Они лишены заботы и любви биологических родителей, что оказывает серьезное влияние на их эмоциональное и психологическое состояние. Кроме того, такие дети часто сталкиваются с проблемами социализации, образования и трудоустройства.
Какова нормативно-правовая основа социальной работы с детьми сиротами?
Нормативно-правовая основа социальной работы с детьми сиротами включает в себя ряд федеральных и региональных законов, которые определяют права и гарантии для таких детей. Например, Федеральный закон "О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает порядок предоставления социальных услуг и оказания помощи таким детям.
Какие технологии используются в социальной работе с детьми сиротами?
Социальная работа с детьми сиротами основывается на использовании различных технологий. Это может быть индивидуальное консультирование, групповые занятия, психологическая поддержка, трудоустройство, организация досуговых и спортивных мероприятий. Важно подходить к каждому ребенку индивидуально и учитывать его особенности и потребности.
Какие аспекты социальной работы с детьми сиротами можно рассмотреть на примере муниципального образовательного учреждения для детей сирот?
В примере муниципального образовательного учреждения для детей сирот можно рассмотреть следующие аспекты социальной работы: организация образовательного процесса, создание благоприятной атмосферы для развития детей, психологическая и социальная поддержка, оказание помощи в трудоустройстве после окончания учебы, организация досуговых мероприятий и спортивных секций.
Какие технологии применяются в социальной работе с детьми-сиротами?
В социальной работе с детьми-сиротами применяются различные технологии, такие как индивидуальные и групповые консультации, психотерапевтические программы, тренинги по приобретению социально-психологических навыков, трудоустройство, образовательные программы и другие. Важно разработать индивидуальный подход, учитывая особенности каждого ребенка и его потребности.
Какое положение занимают дети-сироты в современном обществе?
Дети-сироты занимают уязвимое положение в современном обществе. Они лишены заботы и попечения родителей, что может отразиться на их психологическом и социальном развитии. Отсутствие постоянного места жительства, доступа к образованию, здравоохранению и другим основным потребностям делает их более уязвимыми и нуждающимися в социальной поддержке.
Какие нормативно-правовые основы регулируют социальную работу с детьми-сиротами?
Социальная работа с детьми-сиротами регулируется нормативно-правовыми актами, прежде всего, Конвенцией о правах ребенка, которая признает право каждого ребенка на семью, образование, здоровье и социальную защиту. Кроме того, в России действуют федеральные законы и нормативные акты, направленные на защиту прав детей-сирот и обеспечение им помощи и поддержки.