Пути и средства развития творческих способностей учащихся

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 44 44 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 25.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Характеристика исходного уровня творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства 6
1.1. Научно-теоретические основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства 6
1.2. Характеристика творческих способностей детей младшего школьного возраста 9
Глава 2. Программа развития творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства 11
2.1. Диагностика творческих способностей младших школьников 11
2.2. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО 20
2.3. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в начальной школе 35
Глава 3. Динамика творческого потенциала личности в условиях реализации развивающей программы 39
3.1. Повторная диагностика творческих способностей младших школьников 39
3.2. Рекомендации педагогам по развитию творческого потенциала младших школьников 41
Заключение 44
Список литературы 47

Фрагмент для ознакомления

Тема 5. В весеннем небе салют Победы (1 час).
Теория: беседа о конце Великой Отечественной войны и празднике Победы. Опора на впечатления детей, полученные по фильмам, книгам о войне, репродукциям картин художников - баталистов. Особое внимание – на картины, запечатлевшие радость Победы.
Практика: изображение праздничного салюта. Передача яркости путём использования смешанной техники – акварели и восковых мелков.
Тема 6. Сиреневая метель (1 час).
Теория: беседа о поздней весне, когда цветут деревья. Чтение педагогом стихотворения Ю. Дмитриева о цветущей сирени. Опора на репродукции картин известных художников (П. Кончаловский и др.), изобразивших сирень как в натюрмортах, так и в пейзажах. Внимание на конусообразную форму кисти сирени – по репродукциям и живым образцам сирени.
Практика: рисование букета сирени с натуры. Работа гуашевыми красками.
Тема 7. Итоговое годовое занятие (1 час).
Теория: посещение Выставочной площадки Центра, где выставлены наиболее выразительные работы учащихся, накопленные за учебный год. Разговор об основных темах, пройденных в текущем учебном году, художественных материалах и техниках исполнения работ. Повторение основных понятий и терминов.
Практика: выполнение рисунка на свободную тему любыми художественными материалами. Анализ результатов. [19, с.156-168]
Таким образом, разработанная программа дает возможность обеспечить рост качественного, высокопроизводительного обучения в образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.
2.3. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО в начальной школе

По Е.Е. Ланкина, для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо применить новое, интересное, нестандартное. Это содействует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, эффективно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. [12, с.78]
Существенную роль играет отбор методов, поскольку именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, которые применяются на уроках, продиктованы спецификой искусства.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно применить следующие методы обучения:
1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
2.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
3.Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
4.Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
5.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи. [8, с.86]
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческог, где ребенок берет опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, вырабатывает ценности, культуру.
Одним из результативных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, основываются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.
Чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый мог выявить и развить свои способности, можно использовать на уроках технику «акватипия», «граттаж», «набрызги», «эстамп», «кляксография», «монотипия», работать по манке и т.д. В выполнении заданий можно предлагать учащимся использовать различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером; рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. [12, с.136]
Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам: диалог в сотворчестве; свобода выбора, действий; равенство всех участников;«благоустройство» пространства; право на ошибку.
Все занятия должны быть построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка. Можно использовать и нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности. [1, с.42]
Задания на уроках развития творческих способностей можно классифицировать на 3 вида:
- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они применяются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые, где ученики должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.
- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий
Тренировочные задания. В качестве наиболее подходящей формы изобразительного творчества подходит дорисовка фрагмента сказки, истории. Каждый ребенок чувствует себя соучастником автора: сочиненный продукт - это его продукт, а это многократно увеличивает активность детей. Например:
1) Детям предлагается по данному фрагменту сказки придумать и дорисовать картину.
При закреплении изученных росписей предлагается по стилю узнать узор, к какому виду росписи относится:
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золотому фону затейлевой змейкой
Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка
А где-то кудрины по черному полю
Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.
(Хохломская роспись).
Частично-поисковые задания. Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:
Проводится игра: «В гостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда; по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички.
Игра: «Подбери пару».
На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры.
Творческие задания. Здесь дети воспроизводят по памяти все нужные знания, выражая выдумку, инициативу; укрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.
1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.
2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например: нарисовать 2х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи. [17, с.98-101]
Таким образом, стремление развить познавательный интерес и творческие способмости учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, эффективно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Глава 3. Динамика творческого потенциала личности в условиях реализации развивающей программы
3.1. Повторная диагностика творческих способностей младших школьников

После применения развивающей программы, нами была проведена повторная диагностика творческих способностей младших школьников. В результате повторной диагностики мы получили следующие характеристики детей:
Дети экспериментальной группы достигли 4-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников появляется широко развернутая предметная среда, дети добавляют к рисунку все новые и новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету;
Дети экспериментальной группы достигли 5-го уровня развития воображения: в продуктах творческой деятельности младших школьников уже характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции, а возможность многократного использования теста-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов;
У детей экспериментальной группы получилось развитие креативного мышления художественного сюжетного типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников, изображаемые предметы, персонажи соединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж в процессе деятельности;
У детей экспериментальной группы развивалось креативное мышление художественного метафорического типа: в продуктах творческой деятельности младших школьников появлялись изображения в виде метафор, художественного вымысла.
Таким образом, применение разнообразных форм, приемов, методов работы, результативно повлияло на уровень мотивации детей, обеспечивало сознательную деятельность школьников по овладению знаниями, развивало креативное мышление художественного сюжетного типа, творческое воображение, творческие способности. .

3.2. Рекомендации педагогам по развитию творческого потенциала младших школьников

Основываясь на анализ психолого-педагогической литературы и на результатов проведенной диагностики, были разработаны следующие рекомендации педагогам по развитию творческого потенциала младших школьников:
На творческих уроках не допустим педагогические давление, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Недоброжелательность замораживает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых детей. Одним из основных условий организации атмосферы, которая побуждает к творчеству, являются «эмоциональные поглаживания», к которым причисляются обращение к ребенку лишь по имени, хранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего урока[24, с.45].
Часто в классе бывают дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их низкой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по - другому. При работе с ними педагогу следует:
- быть готовым к тому, что они достаточно медленно переходят с одного вида деятельности на другой.
- не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее 5 секунд паузы, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости.
- показать и доказать свою заинтересованность, готовность помочь.
- стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности. [9, с.122]
На творческих занятиях необходимо создать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создания на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач - важные условия творческой атмосферы. Главное чтобы форма и содержание таких занятий были разнообразными, чтобы у детей не возникло ощущения обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивность идеи и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира. «Обучать творческому акту нельзя, - отмечал Л.С.Выготский, - это вовсе не означает, что нельзя учителю содействовать его образованию и появлению». [12, с.79]
В качестве пожелания к творческим содействиям учителя и детей предлагаю некоторые рекомендации для педагогов, работающих в области креативной педагогики.
-будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов - они обязательно будут, просто не торопите события.
- Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам, даже просто располагая их рисунки по «рейтингу», это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
- не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода, сумели спровоцировать эту энергию - так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться.
- попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так и нет педагога без творческих прорывов.[18, с.49-51]
Таким образом, данные рекомендации могут быть использованы в работе с учащимися в общеобразовательных учреждениях для развития творческих способностей, для организации и проведения уроков по изобразительному искусству в школе.
Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по преподаванию изобразительного искусства в классах и его влияния на развитие творческой активности личности учащихся младшего школьного возраста, данные конкретных исследований и результаты нашей экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы.
Изобразительное искусство, как компонент эстетического образования имеет большие возможности в формировании личностных качеств ученика, развития его творческой активности. Изобразительное искусство в школе -интегративная, комплексная форма общеэстетической работы с учащимися, многогранная по своей направленности, сложная по организационной структуре и характеру решаемых задач. С одной стороны, изобразительное искусство имеет большие воспитательные и образовательные возможности, но педагогические условия преподавания изобразительного искусства, на наш взгляд, осуществлены недостаточно.
На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в "умении рисовать", но важнее - правильное отношение творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что "не умеем", а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно, и творческие способности.
Разработка программы «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства» перспективна, так как она позволяет обеспечить рост качественного, высокопроизводительного обучения в образовательном процессе, учит ребёнка самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, повышает эффективность урока.
В результате эксперимантального исследования раскрыты особенности творческих способностей и воображения младших школьников. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения.
Таким образом, была доказана гипотеза о том, что развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО протекает наиболее эффективно при использовании творческих заданий, специальной системы упражнений на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, интеграции различных видов искусства, при работе с различными художественными материалами, при стимулирование самостоятельной работы творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого ребенка.

Список литературы

Басин, Е. Я. Творческий потенциал художественной личности / Е. Я. Басин. М-2007
Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская [Электронный ресурс] – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов -СПб: Питер, 2000. -304с.
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 2003.
Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 2001. - №5-6.
Выготский Л.С.Мышление и речь. М 2001
Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007
Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 2000.
Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7.
Ланкина, Е. Е. Развитие творческого потенциала в эстетической деятельности младших школьников / Е. Е. Ланкина [Электронный ресурс]: Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА. С.107-111. –
Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности" М-2011
Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8.
Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 2001.
Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5.
Лазарева С. Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс].
Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007.
Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. № 12. с.40-44.
Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003.
Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.
Программно-методические материалы «Изобразительное искусство (59 классы)». /Составители В. С. Кузин, В. И. Сиротин. М.: Дрофа, 2000. -316 с.
Савенков, А. И. "Методика исследовательского обучения младших школьников" М-2013
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2015.








48


47


1. Басин, Е. Я. Творческий потенциал художественной личности / Е. Я. Басин. М-2007
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская [Электронный ресурс] – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов -СПб: Питер, 2000. -304с.
4. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 2003.
5. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
6. Воронов В.А. Воспитание красотой // Начальная школа. – 2001. - №5-6.
7. Выготский Л.С.Мышление и речь. М 2001
8. Гликман И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников // Методист. – 2007. - №7. –
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007
10. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск, 2000.
11. Евладова Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей //Дополнительное образование. – 2001. - №5. – С.4-7.
12. Ланкина, Е. Е. Развитие творческого потенциала в эстетической деятельности младших школьников / Е. Е. Ланкина [Электронный ресурс]: Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА. С.107-111. –
13. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности" М-2011
14. Комаров В.В. Психолого – педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся // Школа. – 1997. - №2. – С. 5-8.
15. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
16. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 2001.
17. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5.
18. Лазарева С. Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // [Электронный ресурс].
19. Маклаков А.Г. Общая психология. - М., 2005.
20. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
21. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.14. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2007.
22. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. // Начальная школа. 2005. № 12. с.40-44.
23. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2003.
24. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства». – Самара: Корпорация «Федоров», 2006. – 64 с.
25. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство (59 классы)». /Составители В. С. Кузин, В. И. Сиротин. М.: Дрофа, 2000. -316 с.
26. Савенков, А. И. "Методика исследовательского обучения младших школьников" М-2013
27. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2015.

Вопрос-ответ:

Какие способы и средства используются для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства?

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства используются разные способы и средства, такие как экспериментирование с различными материалами и техниками, решение творческих задач, разработка собственных проектов, анализ и обсуждение произведений искусства, работа с музейными экспонатами и прочее. Все эти методы позволяют учащимся проявлять свою индивидуальность, расширять свой творческий потенциал и развивать свои навыки в области изобразительного искусства.

Какие научно-теоретические основы лежат в основе развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства?

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства основывается на таких научно-теоретических основах, как психолого-педагогические исследования в области детского творчества, теория развития личности, теория художественного воспитания, педагогика творчества и др. Эти основы позволяют педагогам разрабатывать и применять эффективные методы и приемы работы, способствующие развитию творческого потенциала учащихся.

Какие особенности творческих способностей детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста творческие способности проявляются в особенностях их мышления, воображения, эмоциональной сферы и моторики. Дети этого возраста обладают большой фантазией, любят экспериментировать и исследовать, проявляют интерес к новым и нестандартным решениям. Они еще не обременены стереотипами и обычно открыты к новому и творческому подходу к задачам.

Какие пути и средства могут использоваться для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства?

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства могут использоваться различные подходы и методы, такие как стимулирование воображения, привлечение краеведческих материалов, внедрение технологий визуального мышления и создание комфортной творческой атмосферы в классе.

Какие научно-теоретические основы лежат в основе развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства?

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства основывается на принципах развивающего обучения, теории мультикультурной педагогики, конструктивистской парадигмы и психологических исследованиях в области креативности и творчества.

Какие характеристики творческих способностей детей младшего школьного возраста нужно учитывать при разработке программы развития творческого потенциала на уроках изобразительного искусства?

При разработке программы развития творческого потенциала на уроках изобразительного искусства нужно учитывать такие характеристики творческих способностей детей младшего школьного возраста, как разнообразие творческих выражений, непредсказуемость их решений, интерес к экспериментированию и исследованию, а также способность к самовыражению и критическому мышлению.

Что включает в себя программа развития творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства?

Программа развития творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства включает в себя различные этапы и задачи, такие как диагностика творческих способностей, формирование творческих умений и навыков, развитие воображения и творческого мышления, а также стимулирование самовыражения и самореализации учащихся.

Каковы основные пути развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства?

Основные пути развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства включают использование разнообразных техник и материалов, стимулирование креативного мышления и воображения, поощрение самовыражения и самостоятельности в творческом процессе, создание атмосферы свободы и безусловного принятия идеи ученика. Важную роль играет также адекватная оценка и обратная связь со стороны учителя, которая помогает учащимся осознавать свои достижения и находить пути для дальнейшего развития творческих способностей.

Какие научно-теоретические основы лежат в основе развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства?

Основой развития творческих способностей учащихся являются принципы конструктивизма, гуманистической педагогики и психологии, теории потребностей и психологии самореализации. Ключевыми моментами в основе этих подходов являются акцент на активную самостоятельную познавательную деятельность учащегося, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уважение к его мнению и инициативе, поощрение самовыражения и самореализации через творчество.

Какие характеристики творческих способностей детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста творческие способности только начинают формироваться. Они обладают яркой фантазией, способностью к свежим, нестандартным сочетаниям и появлению новых идей. Дети в этом возрасте часто проявляют интерес к разным видам искусства и могут с удовольствием заниматься творческой деятельностью. Открытость к экспериментам и нетрадиционные подходы также характеризуют творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Какие существуют пути и средства развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства?

На уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей учащихся используются различные методы и приемы. Это может быть использование разнообразных художественных материалов (карандаши, краски, глина и др.), проведение творческих заданий и задач, использование игровых и эвристических методов, создание условий для самостоятельного творчества и экспериментирования. Важно также стимулировать любознательность и интерес к искусству, развивать наблюдательность, воображение и креативное мышление.