Психологические характиристики врачей в состоянии профессионального стресса
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 27.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ВРАЧЕЙ 9
1.1. Общие сведения о профессиональном стрессе и синдроме эмоционального выгорания 9
1.2. Особенности течения профессионального стресса у врачей на примере исследований отечественных ученых 17
1.3. Методы преодоления профессионального стресса у врачей 27
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование психологической характеристики врачей в состоянии профессионального стресса 32
2.1. Общая характеристика объекта и методов исследования 32
2.3. Анализ полученных результатов 34
Вывод по главе 2 38
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА 39
3.1. Зависимость психологических и психических характеристик врачей от степени и характера проявления у них профессионального стресса 39
3.2. Рекомендации по снижению уровня профессионального стресса у врачей 56
Вывод по главе 3 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 66
Так, на вопрос о престиже профессии большая часть респондентов ответила, что врачебное дело – неблагодарная, тяжелая и не оцененная в обществе профессия. Здесь сотрудники относительно единодушны, что говорит о тенденции в современной медицине (рис. 21). В целом из 26 респондентов о непрестижности профессии говорит 20 человек, т.е. 76,9% работников.Рисунок 21. Ответ респондентов на вопрос о престижности своей профессииВ случае с удовлетворенностью уровнем дохода положительных ответов еще меньше. Поскольку уровень дохода лишь в редких случаях не оказывает влияние на психическое состояние работников, их желание совершенствоваться в профессии, способствовать повышению качества оказания медицинской помощи, этот фактор можно считать одним из регулирующих удовлетворенность врачей своей работой. В общем 22 респондента из 26 полагают, что уровень их дохода не соответствует выполняемым обязанностям, что составляет 84,6% от всех опрошенных (рис. 22).Рисунок 22. Ответ респондентов на вопрос об удовлетворенности уровнем доходаПри этом большая часть респондентов довольна своим рабочим местом, считая, что руководство клиники предприняло все необходимые меры по поддержанию безопасного, комфортного труда. Довольны своими условиями труда 80,7% респондентов, или 22 человека из 26 (рис. 23).Все указанные особенности могли повлиять на решимость сотрудников в части смены не только места работы, но и профессии в целом. Анализ рис. 24 показывает, что в случае со сменой места работы решимость постепенно нарастает – 23,1% респондентов задумывались о таком шаге. Такое же количество респондентов либо ищут новую работу, либо ее нашли. Рисунок 23. Ответ респондентов на вопрос об удовлетворенности своим местом работыРисунок 24. Ответ респондентов на вопрос о том думали ли они о смене места работыПри этом, как видно из рис. 25, большая часть специалистов любит свое дело и не стремятся к переобучению. Так, 61,5% опрошенных не задумывались о смене профессии вовсе. Вместе с тем, 19,2% проходят обучение и в скором времени будут готовы отказаться от профессии врача. Такое же количество сотрудников задумывались об уходе их профессии. Рисунок 25. Ответ респондентов на вопрос о том думали ли они о смене профессииНа рис. 26 показаны ответы респондентов на вопрос об отрицательных сторонах профессии врача.Так, 23 респондента выделяют среди отрицательных черт своей работы низкий уровень оплаты труда (92,2%, n=26), 24 респондента – ответственность за жизнь и здоровье пациентов (89,4%, n=26), 23 респондента – интенсивную эмоциональную нагрузку (86,6%, n=26), 21 респондент – риск профессиональных заболеваний, в частности риск заражения инфекционными патологиями (87,1%, n=26). Для 20 респондентов существенной является физическая нагрузка (73.7%, n=26), а для 18 респондентов – риск нападения со стороны пациента (67,7%, n=26). Наконец, 16 респондентов (63,6%, n=26) говорят о большом объеме бумажной работы. Рисунок 26. Ответ респондентов на вопрос об отрицательных сторонах профессии врачаНа этом фоне число положительных черт профессии выглядеть скромнее. Так, 91,7% респондентов (25 человек из 26) отметили возможность досрочного выхода на пенсию, для 82,1% респондентов (19 человек из 26) плюсом профессии является набор социальных гарантий, а для 56,6% (14 человек из 26) – хороший коллектив.Из 26 опрошенных 55,1% (10 человек) отметили, что сама по себе профессия врача всегда будет востребована в медицине и вопросы о потере работы обычно не стоят. Для 62,4% опрошенных важными являются непосредственные медицинские навыки, получаемые в процессе профессионального совершенствования. Наконец, 40,2% респондентов (9 человек из 26) указали в качестве положительной черты профессии врача удобство медицинского обслуживания (рис. 27).Рисунок 27. Ответ респондентов на вопрос о положительных сторонах профессии врачаТак, можно заключить, что возможными причинами негативного состояния психического здоровья ряда респондентов являются существенные минусы в их работе на фоне относительно слабых плюсов. Подводя итоги, скажем, что в целом имеются неопровержимые доказательства того, что на уровень и характер развития эмоционального выгорания оказывают влияние такие факторы как стаж работы врача, его психологические особенности. Вместе с тем отмечается, что большая часть проблем, которые беспокоят врачей, имеют системный характер и в целом не зависят от них. 3.2. Рекомендации по снижению уровня профессионального стресса у врачейПрограмма профилактики профессионального выгорание является важнейшим компонентом работы с персоналом в любом лечебно-профилактическом учреждении. Это обеспечивает развитие личностных особенностей сотрудников, формирование и развитие межличностных отношений, повышение работоспособности сотрудника. Для того, чтобы разработать и внедрить такую программу необходимо опираться на следующие знания:Специфика работы сотрудников.Личностные особенности сотрудниковХарактер и интенсивность взаимоотношения между сотрудниками.Возможные внешние негативные факторы, которые инициируют развитие синдрома эмоционального выгорания. На основе проделанной работы можно дать ряд рекомендаций по профилактике и снижению уровня профессионального стресса у врачей ГБУЗСО «Городская больница г. Каменск-Уральский», а именно:Организовать в лечебно-профилактическом учреждении комнату психологической разгрузки. Организовать полномасштабную диагностику уровня эмоционального выгорания у врачей всех отделений и специальностей. На основании результатов диагностики выделить такие группы врачей как:Сотрудники, не подверженные синдрому эмоционального выгорания, не имеющие факторов риска его развития, не нуждающиеся в психологической поддержке.Сотрудники, не подверженные синдрому эмоционального выгорания, но имеющие факторы риска его развития и нуждающиеся в динамическом наблюдении.Сотрудники со слабо выраженным синдромом эмоционального выгорания, нуждающиеся в консультировании и наблюдении.Сотрудники со средне- и сильно выраженным синдромом эмоционального выгорания, нуждающиеся в лечении и наблюдении.Руководящий состав, который имеет затруднения в части эффективного управления коллективом отделения. Для каждого сотрудника разработать программу по профилактике эмоционального выгорания. Пример такой программы можно увидеть на рис. 28. Всех сотрудников обеспечить информацией о признаках, последствиях, профилактике и лечении синдрома профессионального выгорания. Для тех сотрудников, чей уровень эмоционального выгорания низок обеспечить тренинги по повышению психо-эмоциональной устойчивости. На таких тренингах важно предусмотреть информационный блок, а также обучение врачей методам ограничения уровня стресса, самодиагностики, аутотренинга, тайм-менеджмента. Важно обучить управляющий персонал умению организовывать работу с минимальным стрессогенным потенциалом. Занятия могут носить как индивидуальный, так и групповой характерДля тех врачей, которые подвержены синдрому профессионального выгорания в средней, или высокой степени, обеспечить психологическую поддержку в виде индивидуальных консультацийпсихологов и оказания медикаментозной и иных видов помощи. Данное внедрение позволит выявлять и предупреждать развитие негативных психических отклонений, а также повышать эффективность работы врачей. Рисунок 27. Ответ респондентов на вопрос о положительных сторонах профессии врачаДля руководящего состава, имеющего затруднения в части эффективного управления коллективом, организовать тренинги, разработать долгосрочную программу по профилактике межличностных конфликтов,роста напряженности и, как следствие, формирования синдрома эмоционального выгорание.Регулярно проводить опрос по уровню удовлетворенности врачами своей работой.По результатам проводимых опросов делать необходимые выводы и предпринимать меры по снижению интенсивности выявленных негативных факторов. Например, по результатам опроса, проведенного в данном исследовании, необходимо принять меры по снижению бюрократической нагрузки на врачей, обеспечить достойный уровень оплаты труда, оптимизировать график труда и отдыха врачей.Провести анализ микроклимата в каждом отделении и обеспечить его улучшение с учетом полученных данных.Таким образом, можно говорить о том, что исследование позволило сформулировать ряд важных мер по снижению интенсивности формирования синдрома эмоционального выгорание у врачей ГБУЗСО «Городская больница г. Каменск-Уральский».Вывод по главе 3Подводя итоги, важно отметить, что профессиональный стресс – это неотъемлемая часть работы любого врача независимо от специальности, стажа работы, возраста, пола и т.д. Под воздействием профессионального стресса часто формируются различные деформации, одной из которых является синдром профессионального выгорания. Важнейшими характеристиками, определяющими особенности формирования, течения и разрешения синдрома профессионального являются психологические черты конкретного индивида. Чем выше устойчивость психики врача, чем больше он способен нивелировать негативные эмоции, тем меньше вероятность профессиональной деформации.Нельзя не сказать о том, что профессиональный стресс в современной медицине – это системная проблема, решение которой должно лечь на плечи не только руководителей конкретного лечебно-профилактического учреждения, но и руководства региональных управлений здравоохранения, Министерства Здравоохранения и Правительства Российской Федерации. ЗАКЛЮЧЕНИЕПрофессиональный стресс – это напряженное состояние работника, ставшее следствием воздействующих на него эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, которые связаны с профессиональной деятельностью. На сегодняшний день профессиональному стрессу и методам его преодоления уделяется большое внимание, что не случайно. Прежде всего профессиональный стресс касается тех областей деятельности человека, который предполагают тесный контакт с другими людьми, а именно учителя, социальные работники, медицинские работники. Большой спектр исследований, проведенных на данную тему, показывает, что профессиональный стресс врачей в настоящий момент является причиной многих заболеваний у данной группы специалистов, а также, безусловно, отрицательно влияет на качество медицинской помощи в целом и число и последствия медицинских ошибок в частности. Нет никаких сомнений в том, что профессиональный стресс у врачей должен стать объектом пристального контроля. Безусловным приоритетом сегодня должно также стать создание условий, в рамках которых профессиональный стресс будет минимизирован, либо полностью ликвидирован. Наиболее эффективным с этой точки зрения подходом является комплекс мероприятий на государственном уровне. Так, важно проводить отбор абитуриентов по психологическому фактору, т.е. принимать на учебу только тех, кто способен противостоять стрессам долгий период времени. Необходимо предусматривать создание рабочих мест, исключающих профессиональные заболеваний, имеющих качественное оборудование, комфортные условия труда с точки зрения температуры, влажности в помещении. Нет сомнений в том, что большое значение в формировании профессионального стресса у врачей является совокупность таких факторов как длительность рабочего дня и заработная плата. Иными словами, недопустимы ситуации, когда из-за низкой заработной платы врач вынужден трудиться с превышением количества рабочих часов, т.к. подобное приводит к возникновению психологических перегрузок, формированию отклонений в организме человека, приводящих к развитию стресса.В данной выпускной квалификационной работе был в полной мере изучен феномен профессионального стресса, даны его общие характеристики, особенности формирования, представлены пути решения проблемы, а также на практике доказано, что профессиональный стресс как явление изменчив и зависит от целого ряда факторов, в числе которых наиболее существенным являются психологические характеристики врача, его личности.Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:Проблема профессионального стресса среди специалистов врачебных специальностей сегодня является актуальной ввиду дефицитности профессиональных кадров, большой распространенности у врачей различных психических расстройств, связанных с профессиональной деятельностью.Одним из проявлений профессионального стресса можно считать синдром эмоционального (профессионального выгорания), который имеет, в том числе и тяжелые последствия для здоровья человека. Анализ публикаций по теме исследования позволил сделать вывод о том, что врачи сегодня в 60-90% случаев в той или иной мере подвержены синдрому эмоционального выгорания, что позволяет причислить эту профессиональную группу к числу групп риска по данному отклонению На примере ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г. Каменск-Уральский» было вывялено, что синдром эмоционального выгорания находится в тесной связи со стажем работы врача, а также с такими его личностными характеристиками как уровень экспрессивности, пластичность психики, уравновешенность психики, активность, быстрота реакции. Не выявлено зависимости синдрома эмоционального выгорание и возраста врача, его пола. В результате проделанной работы были разработаны рекомендации, которые могут помочь разработать и внедрить в ГБУЗ Свердловской области «Городская больница г. Каменск-Уральский» систему профилактики синдрома эмоционального выгорания.Таким образом, цель, задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВУчебная и научная литературыБодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с. Водопьянова Н.Е., СтарченковаЕ.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с. Иванец Н.Н., ТюльпинЮ.Г., КинкулькинаМ.А. Психиатрия и медицинская психология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 896 с. Капуста А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. – СПб.: Речь, 2004. – 112 с. Лукацкий М.А., ОстренковаМ.Е. Психология. Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 664 с.Менделевич В.Д. Медицинская психология: учебник. – Ростов-на-Дону, 2016. – 460 с.Одинцова М.А. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата/ М.А. Одинцова, Н.Л. Захарова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 299 с.Патофизиология: Учебник. В 2 т./ Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2015. – Т.1. – 848 с.ПосоховаС.Т. Психодиагностика: Конспект лекций/ С.Т. Посохова. – М.: изд-во «АСТ», 2007. – 160 с.Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ.ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с. Психология стресса: Учебное пособие/ Авт.-состав. Т.И. Куликова. – Изд-во: Имидж-Принт, 2014. – 133 с.Стресс, выгорание, совладание в современном контексте/ Под.ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 512 с. Судак Е.В., УмрюхинП.Е. Системные основы эмоционального стресса. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 112 с.ТвороговаН.Д. Психология: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011. – 576 с.Периодические изданияБердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей// Дальневосточный медицинский журнал, 2012. – №2. – С. 117-120. БерезенцеваЕ.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания// Управление образованием: теория и практика, 2014. – №4 (16). – С. 162-170.БоеваА.В., РуженковВ.А., Москвитина У.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров// Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация, 2013. – №11 (154). – С. 6-12.Быков С.В., ЛяпинаИ.А. Эмоциональное выгорание как фактор трудового стресса работников психоневрологического диспансера// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, 2013. – №1. – С. 85-93.ВасковскаяД.С., Марченко А.Ю., Герасимова Ю.Ю. Исследование выраженности синдрома профессионального выгорания у анестезиологов-реаниматологов больниц города Челябинска// Вестник СМУС74, 2017. – №2 (17). – С. 29-32. Гарипова Р.В., БерхееваЗ.М., Кузьмина С.В. Оценка вероятности формирования у медицинских работников синдрома профессионального выгорания// Вестник современной клинической медицины, 2015. – №2. – С. 10-15. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Пименов И.Д., Хомяков К.В. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь?// Социальные аспекты здоровья населения, 2016. – №1. – С. 5. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Хомяков К.В., Пименов И.Д., ЗагромоваТ.А., БалаганскаяМ.А. Профессиональное выгорание у врачей в Российской Федерации на модели Томской области // Социальные аспекты здоровья населения, 2017. – №3. – С. 3. Крот А.Ф., ЛастовкаИ.Н. Особенности психологической адаптации врачей-педиатров// Проблемы здоровья и экологии, 2015. – №1 (43). – С. 93-97. Ловчев А.Ю., Ванчакова Н.П., КорячкинВ.А. Психологические и психофизиологические характеристики профессиональной дезадаптации и их динамика у анестезиологов-реаниматологов и хирургов// Вестник СПбГУ. Серия 11. Медицина, 2009. – №3. – С. 184-189.ЛымаренкоВ.М., Леонтьев О.В., Гордиенко А.В., Сидоренко В.А., ЛейчинскийС.В., Сорокин Н.В. Исследование хронического профессионального стресса у врачей терапевтов участковой поликлинической медицинской помощи Невского района Санкт-Петербурга// Вестник современной клинической медицины, 2012. №Приложение 1. – С. 68-75.ЛубсановаС.В., ПестереваВ.А., СусичанЕ.А. Оценка профессионального стресса у врачей различных специальностей г. Улан-Удэ// Вестник БГУ, 2014. – №12-1. – С. 46-51.Мальцева Л. А., Саланжий А. Н. Механизмы формирования стресса у врачей-анестезиологов соответственно стажу работы по специальности// Медицина неотложных состояний, 2013. – №6 (53). – С. 63-66. Мальцева Л.А., СаланжийА.Н., МоскалецС.М. Психологические аспекты формирования стресса у врачей-анестезиологов// Медицина неотложных состояний, 2015. – №4 (67). – С. 32-34.МамасьА.Н., Косаревская Т.Е. Исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов// Новости хирургии, 2010. – №6. – С. 75-81.МамасьА.Н., Косаревская Т.Е. Личностный профиль врачей анестезиологов-реаниматологов// Новости хирургии, 2010. – №2. – С. 100-103.Мерзлякова Д.Р., СемковаМ.П. Факторы профессионального стресса, влияющие на психологическую безопасность сотрудников «Скорой помощи»// Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2011. – №2. – С. 56-60.Нефедов О.В., СеткоН.П., Булычева Е.В. Особенности нервно-психического статуса врачей стоматологического профиля// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №2. – С. 390-393.Николаев Е.Л. Что волнует медицинского работника на рабочем месте: психологический контекст профилактики профессионального стресса// Вестник психиатрии и психологии Чувашии, 2015. – №3. – С. 27-45.Петров П.И., МингазовГ.Г. Синдром эмоционального выгорания у стоматологов// Казанский мед.ж., 2012. – №4. – С. 657-660.Рыбников В.Ю., Кузнецова О.А., Парфенов Ю.А. Психологические механизмы развития синдрома профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов// Ученые записки университета Лесгафта, 2012. – №4 (86). – С. 114-118.Сысоев П.Г. Оценка социально-психологического состояния врачей терапевтического профиля амбулаторной службы// Вестник ИвГМА, 2011. – №4. – С. 10-13.ТокмаковаС.И., ЛуницынаЮ.В., ПорсеваЮ.Д., ПротопоповаТ.А. Изучение проявлений синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов// Проблемы стоматологии, 2014. – №1. – С. 34-37.ХайрушеваД.А., Белтенова А. Г. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских работников (обзор)// Вестник АГИУВ, 2017. – №3. – С. 77-85.Щелкова Ольга Юрьевна Психодиагностика в системном исследовании эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов (в связи со сгрессогенным характером профессиональной деятельности)// Сибирский психологической журнал, 2007. – №26. – С. 154-160.Электронные ресурсыЧисленность медицинских кадров. Росстат. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/zdrav/zdr1-3.xls (дата обращения - 05.04.2018).ПРИЛОЖЕНИЕ А. Особенности формирования профессионального стрессаРисунок 1. Особенности формирования профессионального стрессаПРИЛОЖЕНИЕ Б. Концептуальная модель профессионального выгорания по C. Maslach, 1999Рисунок 2. Концептуальная модель профессионального выгорания по C. Maslach, 1999ПРИЛОЖЕНИЕ В. Анкета для врачейАНКЕТАУважаемые коллеги. Просим Вас ответить на несколько вопросов. Для вопросов №1-8 существует только один вариант ответа. В вопросах №9 и 10 необходимо вписать свой вариант ответа 1Ваш возраст? 25-36 лет 36-45 лет 46-55 лет 56-65 лет 66 лет и старше2Ваш пол?МужскойЖенский3Ваш стаж работы в данном отделении? До 10 лет 11-20 лет 21-30 лет 31-40 лет Свыше 40 лет4Вы считаете свою профессию престижной? Да Нет5Удовлетворяет ли Вас уровень Вашего дохода? Да Нет6Считаете ли Вы свое рабочее место комфортным? Да Нет7Задумывались ли Вы о смене места работы? Да Да и предпринимаю активные меры по поиску нового места Уже нашел (нашла) новое место работы Нет8Задумывались ли Вы о смене профессии? Да Да и уже прошел (прошла) переобучение Нет9Укажите положительные стороны Вашей профессии (впишите, можно несколько вариантов ответов)?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10Укажите отрицательные стороны Вашей профессии (впишите, можно несколько вариантов ответов)?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо за участие в опросе!
Учебная и научная литературы
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
2. Посохова С.Т. Психодиагностика: Конспект лекцйи/ С.Т. Посохова. – М.: изд-во «АСТ», 2007. – 160 с.
3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
4. Психология стресса: Учебное пособие/ Авт.-состав. Т.И. Куликова. – Изд-во: Имидж-Принт, 2014. – 133 с.
5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методы и тесты: Учебное пособие. – Самара: Летопись, 2010. – 458 с.
6. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте/ Под. ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 512 с.
Периодические издания
7. Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей// Дальневосточный медицинский журнал, 2012. – №2. – С. 117-120.
8. Березенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания// Управление образованием: теория и практика, 2014. – №4 (16). – С. 162-170.
9. Боева А.В., Руженков В.А., Москвитина У.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров// Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация, 2013. – №11 (154). – С. 6-12.
10. Быков С.В., Ляпина И.А. Эмоциональное выгорание как фактор трудового стресса работников психоневрологического диспансера// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология, 2013. – №1. – С. 85-93.
11. Васковская Д.С., Марченко А.Ю., Герасимова Ю.Ю. Исследование выраженности синдрома профессионального выгорания у анестезиологов-реаниматологов больниц города Челябинска// Вестник СМУС74, 2017. – №2 (17). – С. 29-32.
12. Гарипова Р.В., Берхеева З.М., Кузьмина С.В. Оценка вероятности формирования у медицинских работников синдрома профессионального выгорания// Вестник современной клинической медицины, 2015. – №2. – С. 10-15.
13. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Пименов И.Д., Хомяков К.В. Эмоциональное выгорание у врачей и медицинские ошибки. Есть ли связь?// Социальные аспекты здоровья населения, 2016. – №1. – С. 5.
14. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С., Хомяков К.В., Пименов И.Д., Загромова Т.А., Балаганская М.А. Профессиональное выгорание у врачей в Российской Федерации на модели Томской области // Социальные аспекты здоровья населения, 2017. – №3. – С. 3.
15. Крот А.Ф., Ластовка И.Н. Особенности психологической адаптации врачей-педиатров// Проблемы здоровья и экологии, 2015. – №1 (43). – С. 93-97.
16. Ловчев А.Ю., Ванчакова Н.П., Корячкин В.А. Психологические и психофизиологические характеристики профессиональной дезадаптации и их динамика у анестезиологов-реаниматологов и хирургов// Вестник СПбГУ. Серия 11. Медицина, 2009. – №3. – С. 184-189.
17. Лымаренко В.М., Леонтьев О.В., Гордиенко А.В., Сидоренко В.А., Лейчинский С.В., Сорокин Н.В. Исследование хронического профессионального стресса у врачей терапевтов участковой поликлинической медицинской помощи Невского района Санкт-Петербурга// Вестник современной клинической медицины, 2012. №Приложение 1. – С. 68-75.
18. Лубсанова С.В., Пестерева В.А., Сусичан Е.А. Оценка профессионального стресса у врачей различных специальностей г. Улан-Удэ// Вестник БГУ, 2014. – №12-1. – С. 46-51.
19. Мальцева Л. А., Саланжий А. Н. Механизмы формирования стресса у врачей-анестезиологов соответственно стажу работы по специальности// Медицина неотложных состояний, 2013. – №6 (53). – С. 63-66.
20. Мальцева Л.А., Саланжий А.Н., Москалец С.М. Психологические аспекты формирования стресса у врачей-анестезиологов// Медицина неотложных состояний, 2015. – №4 (67). – С. 32-34.
21. Мамась А.Н., Косаревская Т.Е. Исследование синдрома эмоционального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов// Новости хирургии, 2010. – №6. – С. 75-81.
22. Мамась А.Н., Косаревская Т.Е. Личностный профиль врачей анестезиологов-реаниматологов// Новости хирургии, 2010. – №2. – С. 100-103.
23. Мерзлякова Д.Р., Семкова М.П. Факторы профессионального стресса, влияющие на психологическую безопасность сотрудников «Скорой помощи»// Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2011. – №2. – С. 56-60.
24. Нефедов О.В., Сетко Н.П., Булычева Е.В. Особенности нервно-психического статуса врачей стоматологического профиля// Здоровье и образование в XXI веке, 2016. – №2. – С. 390-393.
25. Николаев Е.Л. Что волнует медицинского работника на рабочем месте: психологический контекст профилактики профессионального стресса // Вестник психиатрии и психологии Чувашии, 2015. – №3. – С. 27-45.
26. Петров П.И., Мингазов Г.Г. Синдром эмоционального выгорания у стоматологов// Казанский мед.ж., 2012. – №4. – С. 657-660.
27. Рыбников В.Ю., Кузнецова О.А., Парфенов Ю.А. Психологические механизмы развития синдрома профессионального выгорания у врачей анестезиологов-реаниматологов// Ученые записки университета Лесгафта, 2012. – №4 (86). – С. 114-118.
28. Сысоев П.Г. Оценка социально-психологического состояния врачей терапевтического профиля амбулаторной службы// Вестник ИвГМА, 2011. – №4. – С. 10-13.
29. Токмакова С.И., Луницына Ю.В., Порсева Ю.Д., Протопопова Т.А. Изучение проявлений синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов// Проблемы стоматологии, 2014. – №1. – С. 34-37.
30. Хайрушева Д.А., Белтенова А. Г. Проблема профессионального выгорания в деятельности медицинских работников (обзор)// Вестник АГИУВ, 2017. – №3. – С. 77-85.
31. Щелкова Ольга Юрьевна Психодиагностика в системном исследовании эмоционально-личностной сферы врачей анестезиологов-реаниматологов (в связи со сгрессогенным характером профессиональной деятельности)// Сибирский психологической журнал, 2007. – №26. – С. 154-160.
Электронные ресурсы
32. Численность медицинских кадров. Росстат. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/zdrav/zdr1-3.xls (дата обращения - 05.04.2018).
Вопрос-ответ:
Какие особенности профессионального стресса у врачей?
Особенности профессионального стресса у врачей включают высокую нагрузку, большое количество ответственности, необходимость принимать сложные решения, постоянный контакт с больными и их страданиями.
Каковы общие сведения о профессиональном стрессе и синдроме эмоционального выгорания?
Профессиональный стресс - это тревожное состояние, возникающее у людей в результате деятельности, связанной с повышенной нагрузкой или ответственностью. Синдром эмоционального выгорания - это отклик организма на продолжительный и интенсивный стресс, проявляющийся в физическом и эмоциональном истощении, апатии, разочаровании.
Какие методы преодоления профессионального стресса у врачей изучаются исследователями?
Исследователями изучаются различные методы преодоления профессионального стресса у врачей, такие как использование психологических методик и тренировок, повышение уровня самосознания и самоконтроля, освоение релаксационных техник, поддержка коллег и создание специальных программ по управлению стрессом.
Что показало эмпирическое исследование психологической характеристики врачей в состоянии профессионального стресса?
Эмпирическое исследование показало, что врачи, находящиеся в состоянии профессионального стресса, испытывают повышенную тревожность, эмоциональную утомляемость, снижение мотивации к работе и ухудшение психического и физического самочувствия.
Какие выводы можно сделать по данной главе?
По данной главе можно сделать вывод, что профессиональный стресс является распространенной проблемой среди врачей. Он имеет свои особенности и может приводить к синдрому эмоционального выгорания. Для преодоления стресса необходимо применять специальные методы, такие как психологические тренировки и релаксационные техники.
Какие сведения представлены в первой главе статьи?
В первой главе статьи представлены общие сведения о профессиональном стрессе и синдроме эмоционального выгорания у врачей, а также особенности течения профессионального стресса на основе исследований отечественных ученых. Также рассмотрены методы преодоления профессионального стресса у врачей.