Сравнение физических и химических свойств почвы на песке и известняке
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 02.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 5
1.2. Физические свойства почв, сформированных на песках и известняке 10
1.3. Химические свойства почв, сформированных на песках и известняке 14
1.4. Методы оценки физико-химических свойств песчаных и карбонатных почв 15
Глава 2. Материалы и методы исследования 21
2.1. Описание объекта исследования 21
2.2. Методика проведения исследований 24
2.2.1. Методики определения физико-химических показателей почвы 25
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 29
3.1. Сравнение физических свойств почвы на песке и известняке 29
3.2. Сравнение химических свойств почвы на песке и известняке 33
Глава 4. Методические рекомендации для изучения физико-химических показателей почвы в школьном курсе средней образовательной школе 38
Заключение 41
Список литературы 43
Приложение А. Методики определения физических свойств почв 45
Приложение Б. Методики химических свойств почв 53
Приложение В. Разработка урока по теме «Почва. Свойства почвы» 60
Полученные цифры суммируются, причём сумма должна составлять не менее 99,5 г. Допустимая ошибка анализа - 0,5%.2.Определение плотности сложения почвы[22]Плотность почвы – основное агрофизическое свойство почвы. Определяет сопротивление прониканию в почву, как сельскохозяйственных орудий, так и корней растений. Таким образом, косвенно влияет на урожай. Плотность почвы важно знать не только в сельском хозяйстве. По плотности почв рассчитывают содержание гумуса в т/га, содержание элементов питания для растений.Существует несколько методов определения плотности сложения почвы, которые делятся на лабораторные и полевые. Из лабораторных наиболее распространённым является метод определения плотности сложения почвы из рассыпного образца гравиметрическим методом.В металлический цилиндр (высотой 10 см и диаметром 5 см) с сетчатым дном, кладут на дно кружок фильтровальной бумаги и взвешивают на аналитических весах. Насыпают в цилиндр почву из нерастертого образца, уплотняя его по мере наполнения (постукивают дном цилиндра о ладонь руки). Измеряют высоту насыпного слоя почвы, диаметр цилиндра и определяют объем почвы. Взвешивают цилиндр с почвой и проводят необходимые расчёты. Находят плотность почвы по формуле:где: d – насыпная плотность, г/см3; m масса сухой почвы, г; V объем почвы, см3. Результаты записываются в таблицу.Таблица 7.Результаты определения плотности почвыГенетический горизонт, глубина, смМасса бюкса, гМасса бюкса с почвой, гМасса почвы (m), гОбъём почвы (V), см3Плотность почвы (d), г/см33.Определение гигроскопической воды в почве[20]Гигроскопическая вода – это молекулы пара, сорбированные сухой почвой из атмосферы. Свойство почвы сорбировать парообразную воду и прочно удерживать на поверхности своих частиц называется гигроскопичностью. Гигроскопическая вода удерживается на поверхности почвенных частиц очень высоким давлением, поэтому она неподвижна и называется прочносвязанной.Содержание гигроскопической воды (гигроскопическая влажность) определяется в воздушно-сухой почве, т.е. в такой, которая не содержит других воды, кроне гигроскопической (присутствующая химически связанная вода практического значения не имеет, поэтому её можно не учитывать).Количество гигроскопической воды в почве зависит от механического состава почвы, а также от относительной влажности воздуха. Чем выше дисперсность, гумусность почвы и относительная влажность воздуха, тем больше гигроскопичность данной почвы. Содержание гигроскопической воды в почве определяют высушиванием воздушно-сухой почвы при температуре 105°С до абсолютно-сухого состояния.Для выполнения анализа берут стеклянные или металлические бюксы высушить при температуре 105°Св сушильном шкафу, охладить в эксикаторе и взвесить на аналитическихвесах.В высушенный и взвешенный бюкс насыпать 5-10 г (для тяжёлых почвменьше, для лёгких– больше), измельчённой и просеянной через сито I ммпочвы, взвесить на аналитических весах.Поместить бюксы с почвой в сушильный шкаф при температуре 115°Сна 5-6 часов. Если в почве нет гипса, то можно сушить при температуре150°С 45 мин.По окончании сушки бюксы с почвой закрыть крышками и поставите вэксикатор для охлаждения.Взвесить охлаждённые бюксы с почвой и поместить их в сушильныйшкаф на контрольную сушку в течение 2 часов.Охладить бюксы с почвой и провести контрольное взвешивание. Еслимасса после второй сушки не изменилась или отличается от предыдущейне более чем на 1 мг, высушивание закончить. В противном случае высушивание повторить. Разница в массе не должна превышать 1 мг.Вычислить процент гигроскопической воды по формуле:где: ГВ– гигроскопическая вода, % от массы абсолютно-сухой почвы;А – масса испарившейся воды, г;В – масса абсолютно-сухой почвы, г.Вычислить коэффициент гигроскопичности (КГ) по формуле:где: ГВ - гигроскопическая вода, %.Коэффициент гигроскопичности используют для пересчёта результатованализа воздушно-сухой почвы на абсолютно-сухую. Умножая результатыразличных анализов воздушно-сухой почвы на кг, получают процентноесодержание их от массы абсолютно-сухой почвы.Полученные данные заносят в журнал по форме:Таблица 8.Горизонт, глубина образца, см№ бюксаМасса, гГигроскопическая влага, %кгбюксаДо сушкиПосле сушкиАбсолютно-сухой почвыИспарившейся воды1 взв.2 взв.4. Определение максимальной гигроскопической влаги[21]Количество адсорбированной конденсированной воды, которое поглощает сухая почва из воздуха, находившегося в состоянии, близкой к насыщению (96-98%), соответствует величине максимальной гигроскопической влажности (МГ). Этой величиной пользуются для вычисления влажности завядания растений, т.е. влажности почвы, при которой начинается устойчивое завядание растений.Величину максимальной гигроскопической влажности определяют адсорбционным методом, насыщая почву парами воды над насыщенным растворомК2SO4.Взвесить на аналитических весах 5-10 г воздушно-сухой почвы дляпочв гумусных и тяжёлого механического состава (10-15 для лёгких суглинков и почв, бедных гумусом, и 20 г для песчаных почв и песков) ипоместить в предварительно взвешенные бюкс.Налить на дно эксикатора насыщенный раствор К2SO4 (150 г соли растворить в 1 литре дистиллированной воды).Поместить на дырчатую фарфоровую пластинку в эксикатор почву вбюксе с открытой крышкой.Поставить эксикатор в тёмное место с относительно постоянной температурой на 4-5 дней.Взвесить бюкс с почвой и снова поставить в эксикатор на 5-6 дней, затем взвесить и т.д. Насыщение почвы влагой вести до постоянной массы или тех пор, пока разница между предыдущей массой не будет превышать 0,005 г. Длительность несения – около месяца.Высушить почву в бюксе в сушильном шкафу при температуре 105°С до постоянной массы.Поместить бюкс с почвой (закрытый крышкой) в эксикатор с хлористымкальцием для охлаждения.Взвесить бакс с почвой и вычислить процент максимально гигроскопической влаги по формуле:где:МГ - максимальная гигроскопичность, %А - масса пустого бюкса, г.В - масса бюкса с почвой после насыщения, гС - масса бюкса с почвой после высушивания, г.Полученные данные заносят в журнал по форме (табл.9.):Таблица 9.№ бюксаМасса бюкса, гМГ, %пустогодо насыщенияпосле насыщения влагой (дата)абсолютно-сухой почвыпосле сушки5. Определение удельной электропроводности водяной почвеннойвытяжке[20]Электропроводность почвы – способность почвы (почвенных суспензий) проводить электрический ток. Данный показатель зависит от влажности почвы, фазового состояния влаги, содержания в почве солей, ее температуры, плотности, гранулометрического состава и т.д. Количественно характеризуется коэффициентом удельной электропроводности почвы равный коэффициенту пропорциональности между плотностью электрического тока и градиентом напряжения электрического тока.Определение удельной электропроводности водяной почвенной вытяжке проводят по ГОСТ 26423-85. Согласно которому сначала приготавливают водную вытяжку из почвы. Для этого пробу почвы массой 30 г, взвешенные с погрешностью не более 0,1 г, помещают в ёмкости, установленные в десятипозиционные кассеты или в конические колбы. К пробам приливают дозатором или цилиндром по 150 см3 дистиллированной воды. Почву с водой перемешивают в течение 3 мин на встряхивателе и оставляют на 5 мин для отстаивания.При использовании весов пропорционального дозирования экстрагента допускается отбор пробы массой 25-30 г.Допускается пропорциональное изменение массы пробы почвы и объёма дистиллированной воды при сохранении отношения между ними 1:5 и при погрешности дозирования не более 2 %.После 5-минутного отстаивания в суспензию погружают датчик кондуктометра и определяют электрическую проводимость. После каждого определения датчик тщательно промывают дистиллированной водой.Если прибор не имеет автоматического температурного компенсатора, определяют температуру анализируемых вытяжек или дистиллированной воды, находящейся в тех же условиях. При отсутствии кондуктометра определяют плотный остаток вытяжки.Удельную электрическую проводимость анализируемой вытяжки (X), мСм/см, вычисляют по формуле:где: а – измеренная электрическая проводимость вытяжки, мСм;с– константа кондуктометрической ячейки (датчика), см-1;k – коэффициент температурной поправки для приведения электрической проводимости, измеренной при данной температуре, к 25 °С, найденный по таблице.Приложение БМетодики химических свойств почв1. Определение актуальной кислотности (рН водной почвенной вытяжки) потенциометрическим методом[24]Кислотность почвы создаётся наличием ионов Н+ в почвенном растворе и поглощающем комплексе. Различают актуальную и потенциальную кислотность почвы.Актуальная кислотность обусловлена повышенной концентрацией ионов Н+ в почвенном растворе. Определяется она в водной вытяжке из почвы и измеряется величиной рН, которая обозначает отрицательный логарифм концентрации ионов Н+ в растворе.Измерение рН почвы производится потенциометрически в надосадочной жидкости суспензии, приготовленной при соотношении почва: вода равном 1:2,5. Жидкостью служит либо вода - рН (Н2О), либо раствор соли - рН(КСl) и pH(CH3COONa).Перед измерениями откалибруйте рН-метр по буферным растворам для нужного вам диапазона рН. Из-за разницы в наклоне калибровочной линии измерения за пределами калибровочного диапазона могут быть ошибочными.Возьмите навеску 10 г мелкозёма воздушно-сухой почвы в чистую, сухую 100 миллилитровую колбу с широким горлом (или в стаканчик). Добавьте 25 мл дистиллированной воды, закройте колбу пробкой. Встряхивайте на мешалке в течение двух часов. Перед тем, как открыть колбу для производства измерений, встряхните ее раз или два руками. Поместите электрод в верхнюю часть суспензии. Когда показания прибора стабилизируются, считайте значение рН (точность 0.01 единицы рН).Примечание: показания прибора считаются установившимися, когда в течение 30 секунд они меняются не более, чем на 0.1 единицу рН (или 0.02 единицы за 5 секунд). В карбонатных почвах достичь стабилизации показаний может быть трудно из-за неравновесных условий.2. Определение гидролитическойкислотности - рН солевой вытяжки (pHCH3COONa)[25]Ход работы аналогичен определению актуальной кислотности, только вместо дистиллированной воды к навеске почвы необходимо прибавить 25 мл раствора уксуснокислого натрия.Величину гидролитической кислотности почвы находят по полученным значениям рН в нижеприведённой таблице.Таблица 10.Перевод рН ацетатной вытяжки в единицы гидролитической кислотности, (ммоль/100 г почвы)рНрН (сотые доли)0,000,010,020,030,040,050,060,070,080,095,823,323,022,722,422,121,821,521,220,920,65,920,320,019,719,419,118,818,418,217,917,66,017,316,916,616,215,815,515,214,914,514,26,113,913,613,313,112,812,512,212,011,711,56,211,211,010,810,510,310,19,849,649,449,236,39,048,838,658,458,288,117,927,767,597,416,47,287,116,976,816,696,536,386,256,115,986,55,855,735,615,485,375,255,145,034,924,826,64,714,614,524,424,324,234,144,053,963,826,73,793,713,633,563,483,403,333,263,193,136,83,052,992,922,862,802,742,682,622,572,526,92,462,412,352,312,252,212,162,112,072,027,01,981,941,901,861,821,781,741,701,671,637,11,601,561,521,501,461,431,401,371,341,317,21,281,261,231,201,181,151,131,101,081,067,31,031,010,990,970,950,930,910,890,870,857,40,830,810,800,780,760,750,730,720,700,687,50,670,660,650,630,610,600,590,580,560,557,60,540,530,520,510,490,480,470,460,450,447,70,430,430,420,410,400,390,380,370,370,367,80,350,340,330,330,320,310,310,300,290,297,90,280,280,270,260,260,250,250,240,240,23Расчёт гидролитической кислотности при рН ацетатной вытяжки 8.0 и выше проводить нецелесообразно. В этих условиях величина рН, а также титруемая кислотность СН3СООNа-вытяжки может быть не связана с собственно гидролитической кислотностью, а вызывается поглощением углекислоты из воздуха и замещением натрия экстрагирующего раствора кальцием и магнием почвы. Полученные результаты заносят в журнал по форме (табл.11.)Таблица 11.Параметры кислотно-основных свойств почвенного образца№ почвенного образцаКислотность почвыактуальнаяпотенциальнаяобменнаягидролитическаярН(Н2О)рН (КС1)рН (CH3COONa)Величина гидролитической кислотности, моль/100 г почвы3. Определение органической составляющей почв методом сухого озоления (ППП500ОС)[16]Метод сухого озоления основан на нагревании органических веществ до высокой температуры при доступе воздуха. Сухое озоление производят в фарфоровых, кварцевых или платиновых тиглях. При разрушении органических веществ с помощью этого метода на исследование берут относительно небольшие навески (1-10 г) исследуемых объектов (пищевые продукты, биологический материал и др.) и нагревают их в тигле до 300-550°С.Потеря при прокаливании при 550ОС для некарбонатных почв включает окисление гумуса и удаление химически связанной воды. Химически связанную воду можно учесть определением гигроскопической влажности почвы и с помощью коэффициента гигроскопичности. Расчёт потери при прокаливании ведется на абсолютно сухую почву.Для определенияорганической составляющей почв методом сухого озоления берут фарфоровые тигли, которые взвешивают на аналитических весах, затем их прокаливают в муфельной печи при 550оС в течение 30 минут. После чего их охлаждают в эксикаторе при комнатной температуре. На следующем этапе работы их взвешивают для определения массы после прокалывания.Повторно прокаливают в муфельной печи в течение 10 минут при температуре 550оС, так как необходимо убедиться, что масса прокалённых тиглей не отличается от предыдущего взвешивания, не более 0,0002 г, т.е. тигель необходимо довести до постоянной массы.Затем помешают в тигель навеску подготовленной воздушно сухой почвы массой 1 г и взвешивают на аналитических весах, записывают массу тигля с навеской почвы и прокалывают в муфельной печи при 550оС в течение 50 минут. Переносят тигле в эксикатор для остывания и взвешивают вместе с почвой после прокаливания.Повторно ставят тигли с прокалённой почвой в муфельную печь при 550оС на 10 минут, затем охлаждают и повторно взвешивают, для того чтобы определить, что масса тигля не отличается от предыдущего взвешивания не более 0,0002 г., что свидетельствует о постоянной массе. Затем производят расчёт по формуле:где: a – масса воздушно-сухой почвы, г; b – масса прокалённой почвы при 550оС, г; Kw – коэффициент пересчёта результатов анализа на сухую навеску почвы.4. Определение зольности почв (по ППП900оС)[26]Потери при прокаливании (ППП900оС) – убыль массы почвы при нагревании ее до 900оС при свободном доступе воздуха. При таком прокаливании образец почвы теряет воду, гумус, СО2, карбонатов, адсорбированные газы и хлориды. Величину ППП используют для вычисления содержания химически связанной воды и для пересчёта содержания элементов минеральной части почвы на прокалённую навеску.Для определения зольности навеску воздушно-сухой почвы, массой 1 г взвешивают в фарфоровом тигле, прокалённом при 900оС до постоянной массы на аналитических весах. Тигель с навеской помещают в муфельную печь, нагретую не выше 400оС, постепенно нагревают до 900оС и выдерживают при этой температуре в течение 1 часа, затем охлаждают в эксикаторе и взвешивают. Допускается для обожжённых материалов в изделиях с навеской помещать сразу в муфельную печь, нагретую до температуры 900оС.Прокаливание повторяют по 10 мин до достижения постоянной массы. Расчёт потери при прокаливании почв проводится по следующей формуле:где: m1 – масса тигля с навеской до прокаливания, г;m2 – масса тигля с навеской после прокаливания, г;m105 – масса навески абсолютно-сухой почвы (105оС), г.Зольность почвенных образцов рассчитывается по следующей формуле:Зольность =100 –ППП900°С, %5. Определение органического углерода по И.В. Тюрина[25]Определение содержания гумуса по методу И.В. Тюрина основано на окислении углерода гумусовых веществ до СО2 0,4-Н раствором двухромовокислого калия (К2Cr2O7). По количеству хромовой смеси, пошедшей на окисление органического углерода, судят о его количестве.Для проведения анализа среднюю пробу необходимо специально подготовить: очень тщательно удалить корни и другие органические остатки. Кроме того, в связи с относительно небольшими навесками почвы, которые берутся для этих определений, необходимо иметь почву, растёртую и пропущенную через сито 0,25 мм. Это обусловлено тем, что почва, просеянная через сито в 1 мм, слишком неоднородна по величине комков и взять небольшую навеску, которая была бы средней пробой, из сравнительно большого объёма почвы не представляется возможным.Удалив органические остатки, комочки почвы осторожно разрушают фарфоровым пестиком и снова тщательно отбирают корешки и другие органические остатки. Далее почву растирают в фарфоровой ступке и пропускают через сито в 1мм.Из растёртой почвы берут среднюю пробу весом около 10 г, из которой снова удаляют оставшиеся органические остатки. Для этого почву расстилают тонким слоем на пергаменте и над почвой, на высоте примерно 10 см, проводят стеклянной палочкой, предварительно наэлектризованной. Оставшиеся мелкие кусочки корешков и других органических остатков, не удалённые до этого из почвы, пристанут к палочке. Операцию повторяют до тех пор, пока к палочке будут приставать только единичные корешки.В процессе отбора органических остатков почву следует несколько раз перемешивать и снова распределять тонким слоем. Нельзя очень близко проводить палочкой над почвой, так как к ней могут прилипать не только органические остатки, но и илистые частицы почвы. После отбора органических остатков почву ещё раз растирают в фарфоровой ступке и пропускают через сито с отверстием 0,25 мм.На аналитических весах взять навеску почвы 0,2-0,3 г. и осторожно перенести ее в коническую колбу на 100 мл. В колбу из бюретки прилить 10 мл хромовой смеси и осторожно перемешать круговыми движениями.В колбу вставить маленькую воронку, которая служит обратным холодильником, затем поставить колбу на асбестовую сетку, довести содержимое колбы до кипения и кипятить ровно 5 минут с момента появления крупных пузырьков СО2. Бурного кипения не допускать: это приводит к искажению результатов из-за возможного разложения хромовой смеси. При массовых анализах рекомендуется кипячение заменить нагреванием в сушильном шкафу при 150оС в течение 30 минут.Далее колбу остудить, воронку и стенки колбы обмыть из промывалки дистиллированной водой, доведя объем до 30-40 мл. Добавить 4-5 капель 0,2%-ного раствора фенилантраниловой кислоты и титровать 0,1н или 0,2н раствором соли Мора. Конец титрования определяется по переходу вишнёво-фиолетовой окраски раствора в зелёную. Параллельно следует провести холостое определение, используя вместо почвенного образца прокалённую почву или пемзу (0,2-0,3 г).Содержание органического углерода вычисляют по формуле:где: С – содержание органического углерода, %;а – количество соли Мора, пошедшее на холостое титрование;в – количество соли Мора, пошедшее на титрование остатка хромовокислого калия;КМ поправка к титру соли Мора;0,0003 количество органического углерода, соответствующее 1 мл 0,1Н раствора соли Мора, г (при использовании 0,2Н раствора соли Мора, количество органического углерода, соответствующее 1 мл соли Мора, равно 0,0006 г);КН2О коэффициент гигроскопичности для перерасчёта на абсолютно сухую навеску почвы; Р навеска воздушно-сухой почвы, г.Содержание гумуса определяется из расчёта, что в его составе содержится в среднем 58 % органического углерода (1 г углерода соответствует 1,724 г гумуса):Приложение ВРазработка урока по теме «Почва. Свойства почвы»Тип урока: урок-исследованиеЦель: сформировать у младших школьников представления о почве, как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения.Задачи урока:I. Предметные:- формировать понятия «почва», «перегной», «плодородие».- формировать представления учащихся о составе почвы.II. Метапредметные1.ПознавательныеУУД:- сформировать умение работать с демонстрационным материалом, проводить опыты;- сформировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы.2. Регулятивные УУД:- сформировать умение концентрировать внимание;- формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты.3. Коммуникативные УУД:- формировать умение работать в паре;- формировать умения представлять результат своей деятельности;- формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.III. Личностные- формировать положительную мотивацию к обучению;- развивать познавательную активность, мышление и речь детей;- формировать чувство уважения к товарищу.Используемые технологии:информационно-коммуникационные, практико-ориентированные.Оборудование: глобус, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания, ноутбук для учителя, интерактивная доска, проектор мультимедийный, акустические колонки,система контроля и мониторинга качества знаний, презентация «Почва. Свойства почвы», карточки со словами «вода», «воздух», «минеральные соли», «перегной», «песок», «глина», стаканы прозрачные (20 шт), вода, почва, одноразовые ложки (20 шт), салфетки (20 шт), горелка (1шт), спички для учителя, предметное стекло (1 шт), лакмусовая бумага для определения рН.Предварительная подготовка класса для проведения лабораторной работы: у детей на партах подготовлены стаканы прозрачные с водой, почва, одноразовые ложки, салфетки; на столе для проведения опытов учителем: стакан прозрачный (1шт), вода, почва, одноразовая ложка (1шт), салфетки (2шт), горелка (1шт), спички для учителя, предметное стекло (1 шт).Разработка урока по теме «Почва. Свойства почвы»Этапы урокаХод урокаДеятельность обучающихсяФормирование УУДЛичностные УУД: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, мотивация к познанию нового.Регулятивные УУД: Учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.Организационный момент.(Содействовать воспитанию мотивации к учению)- Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы.Будем слушать, рассуждатьИ друг другу помогать.Приготовление к уроку. Приветствие учителя. Включаются в деловой ритм урока.Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.II. Проверка д/з- Ребята, наш урок мы начнём с проверки д/з2 человека будут работать на индивидуальных рабочих листах, которые после урока я проверю и поставлю оценку.Дети размышляют, отвечают на вопросы теста. Делятся впечатлениями от работы.Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других.Регулятивные УУД: Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.Познавательные УУД: Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.III. Актуализация знаний учащихся.- Ребята, посмотрите внимательно на глобус. А вы знаете, почему нашу планету называют голубой? Потому что из космоса кажется, что вся её поверхность голубой океан. Действительно, суша занимает лишь 1/3 поверхности земли. Посмотрите, как это мало. (На доске показать в долях) Сегодня на уроке мы будем говорить о почве, (выслушаем информацию о почве из Толкового словаря русского языка) и работать по плану:1) Образование почвы.2) Свойства почвы.3) Животные почвы.4) Охрана почвы.Вступают в диалог с учителем. Восстанавливают диаграмму. Ученик знакомит с информацией из Толкового словаря русского языка.В толковом словаре русского языка слово Земля обозначает третью от солнца планету, сушу и почву – верхний слой коры нашей планеты. Знакомятся с планом.Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение слушать собеседника.Личностные УУД: Умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.Познавательные УУД: Умение извлекать информацию из текста.Регулятивные УУД: Умение контролировать свои действия, оценивать результат работы.Умение точно выражать свои мысли.IV. Работа над новым материалом.- Итак, первый пункт плана: «Образование почвы»Знакомятся с новой информацией, возможно, задают уточняющие вопросы. (дети высказывают свои предположения). Находят в тексте учебника определение, читают его.- Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. Работают с демонстрационным материалом. Делают вывод: Верхний слой- самый тёмный. Второй слой – светлее. Самый низкий слой – горная порода. Отвечают на вопросы. - Видимо то, что этот слой содержит вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. Определяют цвет почвы. Рассматривают образец почвы.- Как же образуется почва?Основа образования почвы – горная порода, которая разрушалась под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов.Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в трещинах скал, скатываются вместе с потоками воды в низкие места, в трещины легко проникает вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений.В результате на камнях прорастают травы, мелкие кустарники и даже деревья. Корни растений продолжают расширять трещины, разрушая породы. Проходят годы, образование почвы – процесс очень длительный. Через 1000 лет у подножия скал из остатков растений образуется почва.Работа по учебнику.- Найдите в тексте учебника, что такое почваПервое научное определение понятия «почва» дал Василий Васильевич Докучаев.- Животные тоже принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят почву, смешивают ее с полусгнившими частями растений, а когда гибнут, то сами становятся её частицами.- Если посмотреть на разрез почвы, томожно выделить несколько слоев.Работа с демонстрационным материалом. Здесь больше всего отмерших остатков растений. Они и превращаются в перегной.- Второй слой – в нём происходит накопление некоторых веществ, вымываемых из верхнего слоя.- А самый низкий слой – это горная порода. Почвенные слои в разных уголках земли разные по толщине. Чем толще верхний слой, тем плодороднее почва.- Переходим ко второму пункту плана: «Свойства почвы»- Как вы думаете, что имеют ввиду, когда говорят «плодородный слой»?- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, предлагаю изучить её состав и провести некоторые опыты и наблюдения. - Определите, пожалуйста, цвет почвы.- А если мы посмотрим образец почвы через микроскоп, то мы можем увидеть остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых и др. мелких животных.Опыт 1.- Его вы можете провести сами, если в стакан с водой опустите комочек сухой почвы.Что вы наблюдаете? (на доску прикрепить карточку со словом «воздух»)Опыт 2.- Я опустила почву в ёмкость с водой. Тщательно её размешала и дала отстояться. С помощью пипетки я возьму несколько капель этой воды и помещу на предметное стекло. Я буду нагревать стекла над огнем горелки. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет. Это минеральные соли.- Что показал этот опыт? (на доску прикрепить карточку со словом «минеральные соли») Опыт 3.- Я положила почву в крышечку, нагрею почву над пламенем горелки, а над почвой буду держать стекло.Проводят опыт № 1. Берут стакан с водой. Бросают комочек сухой почвы. Делают вывод: в почве есть воздух. Наблюдают за опытом, который проводит учитель. Продолжают наблюдать за опытом, который проводит учитель.Рассуждают, делают вывод: водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды.Участвуют в рассуждениях, отвечают: Это составная часть почвы – перегной. Проводят опыт самостоятельно. В стакан с водой опускают комочек почвы и тщательно перемешивают.Наблюдают и делают вывод: В почве есть песок, глина и перегной.Анализируют полученные результаты:Что показывает этот опыт? (на доску прикрепить карточку со словом «вода»)- А если мы продолжим нагревать почву, то увидим дым и почувствуем неприятный запах. (На доску прикрепить карточку со словом «перегной»)Опыт 4.- Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, тщательно ее размешаете и дадите отстояться, то вскоре увидите, что на дно осядет слой песка, поверх него слой глины, а сверху слой темного цвета – перегной. Что доказывает этот опыт? (на доску прикрепить карточку со словом «песок», «глина»)- Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений?- В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии и мелкие животные- дождевые черви, медведки, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.- Подведем итоги. Итак, что же получают растения из почвы?- А откуда они берутся?Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Давайте посмотрим видеоролик.Видеоролик. Почва – важнейшее богатствостраны и поэтому земледельцызаботятся о повышении ее плодородияи охраняют ее.- А как люди заботятся о почве?- Мы подошли к последнему пунктуплана «Охрана почвы».- Что наносит вред почве?- Чтобы почва не истощалась, в неенужно вносить различные удобрения.- Почву надо беречь от загрязнения промышленными отходами, мусором.- Во-первых, воздух. Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во вторых воду, растения вместе с водой поглощают питательные вещества. Выполняют упражнения. Смотрят видеоролик.Отвечают на вопрос: Каких же животных можно увидеть в почве?Делают вывод:- Ветер выдувает, вода размывает почву, образуются овраги. Значит, ее надо укреплять. Для этого сажают деревья и кустарник. Знакомятся с правилами охраны природы.Рассуждают, какой личный вклад в охрану почвы могут внести.(ответы детей)Личностные на УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.V. Рефлексия.- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?- Что смогли?- Что понравилось?Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
1 Аларин, Б.Ф. Эволюционные модели плодородия почв. - СПб. Изд-воСпбГУ, 1997. – 292 с.
2 Баздырев, Г.И. Земледелие с основами почвоведения и агрохимии: учебник / Г.И. Баздырев, А.В. Сафонов. - М.: КолосС, 2009. - 415 с.
3 Болдырев, В.А. Полевые исследования морфологических признаков почв/ В.А. Болдырев, В.В. Пискунов// Учеб. пособие. – 2–е изд., перераб. И доп.– Саратов: Изд-во Саратовский ун-т, 2006. –60 с.
4 Ганжара, Н.Ф. Почвоведение – М.: Агроконсалт, 2001. – 392 с.
5 Геннадиев, А.Н. География почв с основами почвоведения - М.: Высшая школа, 2005. – 461 с.
6 Даринский, А.В. Рельеф и полезные ископаемые, География Ленинградской области. – Санкт-Петербург: Глагол, 2001 – 128 с.
7 Климатические условия и почвы Нечернозёмной зоны /Сев. -Зап.регион / Справочник агронома Нечернозёмной зоны. М., 1990. – 273 с.
8 Ковриго, В.П. Почвоведение с основами геологии: учебник /В.П Ковриго, И.С. Кауричев, Л.М. Бурлакова. – 2-е изд., доп. И перераб. – М.: КолосС, 2008. – 439 с.
9 Мамонтов, В.Г. Общее почвоведение/ В. Г. Мамонтов [и др.]. – М.: КолосС, 2006. – 456 с.
10 Муха, В.Д. Агропочвоведение: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Д. Муха, Н.И. Картамышев, Д.В. Муха; Под ред. В.Д. Мухи. – М.: КолосС, 2003.– 528 с.
11 Наумов, В.Д. География почв: учебное пособие / В. Д. Наумов. – М.: КолосС, 2008. – 288 с.
12 Орлов, А.С. Химия почв - М.: Высшая школа, 2005. – 558 с.
13 Орлов, Д.С. Химия почв: Учебник/ Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова, Н.И. Суханова. – М.: Высш. шк., 2005–558 с.
14 Пестряков, В.К. Почвы Ленинградской области – Л.: ЛЕНИЗДАТ,1973. – 344 с.
15 Практикум по агрохимии / В.В. Кидин, И.П. Дерюгин, В.И. Кобзоренко и др. – М.: КолосС, 2008. – 599 с.
16 Практикум по агрохимии / Под ред. В.Г. Минеева. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 689 с.
17 Роде, А.А. Почвоведение- М.: Высшая школа, 1972. – 481 с.
18 Розанов, Б.Г. Морфология почв. - М.: Академический проект, 2004. – 432 с.
19 Точное земледелие: учеб. пособие / Е.В. Труфляк, Е.И. Трубилин, В.Э. Буксман, С. М. Сидоренко. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 376 с.
20 Физические свойства почв. Часть 1: Учебно-методическое для студентов, обучающихся по направлению «Агрохимия и агропочвоведение» специальности 110201 – «Агроэкология» квалификации бакалавр сельского хозяйства, ученый агроном-эколог/ Сост.: В.В. Кравченко, В.А. Назаров, В.И. Губов; Ю.М. Гришин – Саратов: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2007. – 48 с.
21 Шеин, Е.В. Агрофизика/ Е. В. Шеин, В. М. Гончаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 400с.
22 Шеин, Е.В. Курс физики почв. - М.: Изд-во МГУ, 2005. – 432 с.
23 ГОСТ Р 56157-2014 Почва. Методики (методы) анализа состава и свойств проб почв. Общие требования к разработке. – Введен 01.07.2016. – 10 с.
24 ГОСТ 29269-91 Почвы. Общие требования к проведению анализов – Введен 01.07.93. – 4 с.
25 ГОСТ 26213-91 Почвы. Методы определения органического вещества – Введен 01.07.93. – 8 с.
Вопрос-ответ:
Какие физические и химические свойства почвы сформированы на песке и известняке?
На песке и известняке образуются почвы с различными физическими и химическими свойствами. На песке обычно наблюдается низкая водоудерживающая способность, низкая плодородность, а также повышенная проницаемость. Почвы на известняке, в свою очередь, могут иметь повышенное содержание кальция и позволять воде проходить через них более трудно, из-за чего некоторые из них могут быть неподходящими для сельского хозяйства.
Какие методы используются для оценки физико-химических свойств почв на песке и известняке?
Для оценки физико-химических свойств почв на песке и известняке применяют различные методы. Например, для определения водоудерживающей способности почв используется метод гидрометрии. Для определения содержания органического вещества в почвах часто применяют метод Ван Соцле. Для изучения химических свойств почв, таких как содержание минеральных элементов, применяют метод атомно-абсорбционной спектрофотометрии и другие методы.
Какие особенности физических свойств почв на песке и известняке?
Почвы на песке и известняке имеют свои особенности в физических свойствах. На песчаных почвах наблюдается низкая влагоемкость и низкая водоудерживающая способность из-за крупных частиц песка и хорошей проницаемости. На почвах, сформированных на известняке, часто присутствует карстовая породность, что приводит к образованию полостей и каналов в почве, усложняющих удержание влаги и водопроницаемость.
Чем отличаются химические свойства почв на песке и известняке?
Химические свойства почв на песке и известняке отличаются в содержании минеральных элементов и кислотности. Почвы на песке обычно бедны макро- и микроэлементами, а также имеют низкий уровень кислотности. Что касается почв, сформированных на известняке, они обычно имеют повышенное содержание кальция и могут быть щелочными. Это может повлиять на химическую активность почвы и способность удерживать питательные вещества.
Какие физические и химические свойства имеют почвы, сформированные на песке и известняке?
Почвы, сформированные на песке, обычно имеют низкую содержательность органического вещества, низкую влажность, хорошую воздухопроводимость и слабую водоудерживающую способность. Почвы на известняке, напротив, обычно богаты кальцием, имеют высокую pH-реакцию и хорошую водоудерживающую способность.
Какие методы оценки физико-химических свойств песчаных и карбонатных почв существуют?
Для оценки физико-химических свойств песчаных и карбонатных почв используются различные методики. Например, для определения содержания органического вещества может использоваться метод Вандершеера, для определения кислотности почвы - метод потенциометрии. Также проводятся такие анализы, как определение содержания азота, фосфора, калия и других макро- и микроэлементов.
Какие особенности имеют физические свойства почвы на песке?
Почва на песке обычно имеет низкую удерживающую способность воды из-за отсутствия частиц глины. Она также обладает хорошей воздухопроводимостью, что способствует доступу воздуха к корням растений. Еще одной особенностью физических свойств песчаной почвы является ее низкая устойчивость к эрозии уровневым потоком воды.
Что можно сказать о химических свойствах почвы на известняке?
Почва на известняке обычно имеет высокую pH-реакцию из-за высокого содержания кальция. Она также богата важными макроэлементами, такими как кальций и магний, что способствует хорошему росту растений. Кроме того, известнячная почва имеет хорошую водоудерживающую способность, что обеспечивает растения влагой в периоды засухи.