Государственное регулирование экономики и эффективность производства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммерция
  • 29 29 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 26.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ 5
1.1. Государственная экономическая политика и механизм ее формирования 5
1.2. Методы и инструменты государственного регулирования экономики 8
1.3. Модели государственного регулирования экономики 12
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Национальная система государственного регулирования и управления развитием промышленного производства 16
2.2. Проблемы и перспективы развития экономики России: роль государственного регулирования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Лишьс первого полугодия (точнее со II квартала) 2016 года началось частичное осуществление мер по реализации указов президента, чтоспособствовало определенному замедлению кризиса. Так, выпускпродукции и услуг по базовым видам экономической деятельности,по данным Росстата, в январе-июле 2016 года сократился на 0,8%(за этот же период 2015 года уменьшение достигло 4,2%) [3, c. 57].Темпы роста промышленного производства — основы реальногосектора экономики — по данным Росстата, в январе-июле 2016 годасоставили 100,3% к аналогичному периоду 2015 года. При этом темпыроста производства по видам экономической деятельности за семьмесяцев 2016 года достигли: по добыче полезных ископаемых —102,5%, по обрабатывающим производствам — 99,1%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды — 100,5% [14].В январе-июле 2016 года, как и прежде, положительную динамикупоказало сельское хозяйство. Прирост производства сельскохозяйственной продукции составил 3,2% по сравнению с соответствующимпериодом 2015 года.Таким образом, в структуре промышленности сильнее всего упалиобрабатывающие производства, а добывающие отрасли росли сравнительно более высокими темпами. Это было вызвано стремлениемдобывающих предприятий компенсировать потери, связанные с падением мировых цен на сырье, за счет увеличения объемов добычии экспорта. Так, за семь месяцев 2016 года добыто нефти, включаягазовый конденсат, 318 млн т, прирост составил 2,7% по сравнениюс аналогичным периодом 2015 года [14]. У обрабатывающих производствтакой возможности практически не было, а потребность в их продукции на внутреннем рынке существенно сократилась, в том числеиз-за роста цен в рублевом эквиваленте.При прогнозировании динамики российской экономики на перспективу необходимо учитывать сложившиеся негативные тенденциис риском их усугубления. Основные риски связаны как с проблемами,возникшими еще после кризиса 2008–2009 годов, так и с новыми вызовами. Это — исчерпание прежней модели экономического роста,базирующейся на экспорте энергоносителей и росте цен на нефть.Положительная динамика на рынке энергоносителей, сложившаясяв 2011–2013 годах, не привела к ускорению экономического роста,а отрицательная динамика цен на нефть в 2014–2015 годах напрямуюобусловила проблемы со сбалансированностью бюджета, что создалопредпосылки для значительного ослабления национальной валюты.Таким образом, целями промышленной политики государства могут быть: - обеспечение национальной безопасности и снижения зависимости от внешних источников критической для этой безопасностью; - стимулирование роста трудоемких видов производства и решения за этот счет социальных проблем,в частности занятости; - решение региональных проблем, если определенные условия позволят обеспечить более быстрое развитие депрессивных регионов;- реализация потенциальных конкурентных преимуществ отдельных секторов, которые не могут быть реализованы через неравныестартовые условия; - искусственное повышение инвестиционной привлекательности определенных отраслей (например, связанных с созданием / развитием инфраструктуры или развитием сферы исследований и разработок), имеющих низкую доходность и высокие сроки окупаемости, но могут дать значительный косвенный эффект в смежных отраслях.При этом возникает закономерный вопрос: может ли государство достичь своих целей, не нанося экономике существенный ущерб? Весьма полезной в поисках ответа на поставленный вопрос практика формирования и реализации промышленной политики в зарубежных странах, которая может быть условноразделена на три основных типа: экспортоориентированная (создание условий для роста экспорта определенных видов продукции), внутриориентированая (защита внутреннего рынка и обеспечения экономической самодостаточности),стратегическая промышленная политика, направленная на ограничение использования собственных природных и не воспроизводимых ресурсов. Примерами первого типа стран является Корея 60-80-х годов XX века, Китай 80-90-х годов, частично Япония, Индия 90-х, Чили 70 80-х. Ко второму типу относятся Индия 60-80-х годов, Франция 50-70-х, Япония, Китай, США (в части политики в сельском хозяйстве), СССР и в определенной степени Россия. Примером третьего типа промышленной политики могут быть США. В отдельных странах (особенно в Великобритании) промышленная политика проводилась перманентно и в зависимости от внимание, уделенное ей очередным правительством. Для финансирования промышленной политики в Великобритании была основана большое количество учреждений, включая Национальную корпорацию по содействию научным исследованиям и разработкам, Корпорация по реорганизации промышленности, Национальное управление по предпринимательству и Группу содействия британском техническом развитии. В других странах, например во Франции и Японии, промышленная политика была частью индикативного планирования и осуществлялась на длительной и скоординированной основе. Южная Корея смогла решить задачу индустриализации страны и найти место в мировом разделении труда, однако вопрос, в какой мере этот результат был достигнут за счет ограничения демократии, а в какой мере - за счет промышленной политики, остается открытым.Таким образом, в современной системе управления экономикойдавно назрела необходимость структурных и институциональныхпреобразований.В условиях углубления системного кризиса назрела необходимость изменения социально-экономической политики, системы и структуры государственного управления, поиска и реализации эффективных путей преодоления угроз дальнейшего погружения в кризис.С учетом всё возрастающей зависимости России от внешних технологий, импорта оборудования и от дешевых кредитов, в том числеи в отраслях по добыче и переработке сырья, необходимо обеспечить привлечение прямых иностранных и совместных инвестицийи на практике поддержать локализацию производства «под ключ»,особенно при реализации программ и проектов в области импортозамещения, территорий опережающего развития, производстваэкспортной продукции [].На основе анализа факторов экономического развития необходимо решить проблемы освоения новых технологий и оборудования,а также создать дополнительные экономические, правовые и административные стимулы для российских и зарубежных инвесторов, уменьшить ставки государственных и банковских кредитов, осуществить льготное кредитование эффективных инвестиционных проектов.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, задача государства состоит в создании условий для эффективного использования коллективных форм обеспечения заинтересованности всех субъектов экономики в достижении максимальной доходности от функционирования хозяйственных структур в рыночной среде.Государство в этих аспектах должна создать условия, которые бы снижали риск инвесторов при вложении ими собственных капиталов в развитие национальной экономики. При этом следует рассчитывать не только на зарубежных инвесторов, но и на отечественных.Задача государства в формировании механизмов хозяйствования заключаются в использовании современных достижений в области управления экономическими процессами и в их увязке с реальной ситуацией в стране и перспективами ее интеграции в европейское сообщество.Опыт мировой экономики показывает, что простых методов решения сложных проблем в сфере социально-экономических отношений нет. Это полностью относится и к России. Следовательно, рассчитывать на то, что отечественные экономические проблемы можно решить без особого труда, с помощью других государств или за счет дальнейшего обеднения народа, правительство уже не может. Необходимо изменить стратегию реформирования, ориентируясь, в основном, на собственные ресурсы и интеллектуальный потенциал страны. Россия имеет такие возможности. Задача же государственных структур разработать механизмы для их мобилизации и эффективного использования.Государственным регулированием целесообразно охватить производство товаров и услуг, социальную сферу, рынок труда, финансово-кредитные отношения, производственную, рыночную и социальную инфраструктуры, инновационную деятельность, поддержку малогопредпринимательства, природопользования и тому подобное. Мировой опыт убеждает, что в зависимости от ситуации, которая складывается в реальном секторе, государство может прибегать к тактике «приспособления» или тактики «активного формирования», осуществлять отраслевой или горизонтальный подходы к реализации целей промышленной политики. Стратегическая цель промышленной политики России - формирование перспективных и конкурентоспособных национальных комплексов и производств. Все это предполагает организацию промышленного производства с учетом роста влияния отраслевых и региональных тенденций. Существенные изменения, в частности функционирования новых разновидностей разделения труда, диктуют необходимость эффективного подхода к взаимодействию отраслевых и территориальных отношений в процессе развития промышленного производства.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАртемьев А.А., Ефимов И.Д. Теория и практика государственного регулирования промышленности// Современные научные исследования: актуальные теории, концепции и проекты Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2016. - С. 62-69.Аюпов А.М., Псарева Н.Ю. Механизм государственного регулирования, обеспечивающий устойчивое развитие промышленности//Экономика и предпринимательство. 2016. - № 12-4 (77-4). - С. 644-649.Бойко К.В., Зинченко М.В. Государственное регулирование экономики в России//Россия и Китай: вектор развития материалы международной научно-практической конференции. 2017. - С. 56-58.Иванова А.А. О национальной системе государственного регулирования и управления развитием промышленного производства//Центральный научный вестник. 2017. -Т. 2. -№ 23s (40s). -С. 18-20.Мысляева И.Н. Государственное регулирование экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мысляева И.Н., Кононкова Н.П., Алимарина Е.А. Электрон.текстовые данные. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010. 440 c.Мирзабекова М.Ю. Государственное регулирование эффективного экономического роста в промышленности//Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. -№ 2-1 (63). -С. 102-106.Названова К.В. К вопросу о государственном регулировании экономики: основные направления и нормативно-правовая база// Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход Материалы III международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Скубы Р.В., Баринова М.А., Захарова С.С. 2017. - С. 99-103.Попова Н.Ф. К вопросу о государственном регулировании и управлении в сфере экономики// Право и экономика: междисциплинарные подходы в науке и образовании IV Московский юридический форум. XII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции. В 4 частях. 2017. - С. 38-42.Слугина М.Д. Государственное регулирование развития промышленности в России// Государство и бизнес.современные проблемы экономики: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2016. - С. 229-231.Рубан Е.Ю., Андреев С.Ю. Государственные инструменты по регулированию экономического роста// Теория и практика современной науки сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции . 2017. - С. 214-216.Юкиш В.Ф., Скороходова А.В., Маслеева Е.С. Государственное регулирование экономики и его отражение на макроэкономических показателях современной России//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. -№ 3-3. -С. 157-160.Фадеев А.С. Государственное регулирование экономического роста в промышленности// Наука и технологии - ключевой фактор развития стран и регионов Сборник научных трудов по материалам I Международного технического форума молодых ученых. 2017. - С. 75-109.www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка Российской Федерацииwww.gks.ru официальный сайтФедеральной службы государственной статистики

1. Артемьев А.А., Ефимов И.Д. Теория и практика государственного регулирования промышленности// Современные научные исследования: актуальные теории, концепции и проекты Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. 2016. - С. 62-69.
2. Аюпов А.М., Псарева Н.Ю. Механизм государственного регулирования, обеспечивающий устойчивое развитие промышленности//Экономика и предпринимательство. 2016. - № 12-4 (77-4). - С. 644-649.
3. Бойко К.В., Зинченко М.В. Государственное регулирование экономики в России// Россия и Китай: вектор развития материалы международной научно-практической конференции. 2017. - С. 56-58.
4. Иванова А.А. О национальной системе государственного регулирования и управления развитием промышленного производства//Центральный научный вестник. 2017. -Т. 2. -№ 23s (40s). -С. 18-20.
5. Мысляева И.Н. Государственное регулирование экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мысляева И.Н., Кононкова Н.П., Алимарина Е.А.  Электрон. текстовые данные.  М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010. 440 c.
6. Мирзабекова М.Ю. Государственное регулирование эффективного экономического роста в промышленности//Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. -№ 2-1 (63). -С. 102-106.
7. Названова К.В. К вопросу о государственном регулировании экономики: основные направления и нормативно-правовая база// Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход Материалы III международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Скубы Р.В., Баринова М.А., Захарова С.С. 2017. - С. 99-103.
8. Попова Н.Ф. К вопросу о государственном регулировании и управлении в сфере экономики// Право и экономика: междисциплинарные подходы в науке и образовании IV Московский юридический форум. XII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции. В 4 частях. 2017. - С. 38-42.
9. Слугина М.Д. Государственное регулирование развития промышленности в России// Государство и бизнес. современные проблемы экономики: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2016. - С. 229-231.
10. Рубан Е.Ю., Андреев С.Ю. Государственные инструменты по регулированию экономического роста// Теория и практика современной науки сборник научных трудов по материалам XX Международной научно-практической конференции . 2017. - С. 214-216.
11. Юкиш В.Ф., Скороходова А.В., Маслеева Е.С. Государственное регулирование экономики и его отражение на макроэкономических показателях современной России//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. -№ 3-3. -С. 157-160.
12. Фадеев А.С. Государственное регулирование экономического роста в промышленности// Наука и технологии - ключевой фактор развития стран и регионов Сборник научных трудов по материалам I Международного технического форума молодых ученых. 2017. - С. 75-109.
13. www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
14. www.gks.ru официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

Вопрос-ответ:

Что такое государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики представляет собой деятельность государства, направленную на воздействие на экономические процессы с целью достижения определенных результатов и обеспечения стабильности и эффективности работы экономики.

Какой механизм формирования государственной экономической политики?

Механизм формирования государственной экономической политики состоит из нескольких этапов. Вначале проводится анализ текущего состояния экономики, затем определяются цели и задачи политики. Далее разрабатываются меры и инструменты, которые будут использованы для достижения этих целей. Затем государственная экономическая политика принимается и реализуется через соответствующие институты и органы власти.

Какие методы и инструменты используются в государственном регулировании экономики?

В государственном регулировании экономики используются различные методы и инструменты. Среди них можно выделить фискальные меры, такие как изменение налоговой политики и расходование государственного бюджета. Также применяются монетарные инструменты, такие как установление процентных ставок, регулирование денежной массы и кредитной политики. Кроме того, используются иные методы, такие как регулирование цен и тарифов, субсидирование отраслей и регионов, ограничение внешней торговли и др.

Какие модели государственного регулирования экономики существуют?

Существует несколько моделей государственного регулирования экономики. Одна из них - классическая модель, основанная на полном контроле государства над экономикой. Другая модель - рыночная модель, при которой государство вмешивается в экономику только при необходимости. Третья модель - смешанная модель, которая предполагает сочетание элементов плановой и рыночной экономики. Выбор модели зависит от конкретных условий и целей государственной экономической политики.

Какой механизм формирования государственной экономической политики?

Механизм формирования государственной экономической политики основывается на анализе текущего состояния экономики и определении ее приоритетных направлений развития. Он включает в себя процесс выработки и принятия решений по использованию инструментов и методов государственного регулирования, а также оценку эффективности реализуемых мероприятий. Для формирования государственной экономической политики важным элементом является сотрудничество с экспертными и научными организациями, представителями бизнес-сообщества и общественности.

Какие есть методы и инструменты государственного регулирования экономики?

Методы и инструменты государственного регулирования экономики включают разнообразные мероприятия и политику, направленные на воздействие на экономические процессы и улучшение их эффективности. К ним относятся фискальная политика (управление государственными доходами и расходами), монетарная политика (регулирование денежного обращения и процентных ставок), торговая политика (регулирование внешней торговли), инвестиционная политика (поддержка и стимулирование инвестиций), а также регулирование цен, ограничение или стимулирование предпринимательской деятельности, поддержка отдельных отраслей экономики и другие меры.

Какие модели государственного регулирования экономики существуют?

Существуют различные модели государственного регулирования экономики, которые отличаются уровнем государственного вмешательства и роли государства в экономических процессах. К ним относятся либеральная модель, в рамках которой минимальное государственное вмешательство и рыночные механизмы играют основную роль; социал-демократическая модель, где государство активно регулирует экономические процессы и обеспечивает социальную защиту населения; авторитарная модель, при которой государство контролирует экономику в целях укрепления своего политического влияния.

Что такое государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики - это совокупность мер, принимаемых государством для влияния на хозяйственные процессы в стране в целях достижения определенных экономических результатов. Оно включает в себя определение целей и приоритетов развития экономики, а также использование различных методов и инструментов для их достижения.