«Мягкая сила» во внешней политике Франции в 2012-2017 годы.
Заказать уникальную дипломную работу- 59 59 страниц
- 65 + 65 источников
- Добавлена 22.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1 Основные понятия концепции «мягкой силы» 6
1.2 Исторические особенности использования «мягкой силы» в политике Франции 12
Глава 2. Особенности «мягкой силы» Франции в 2012-2017 гг. 15
2.1 Внешняя политика Франции в 2012-2017 гг.: роль и место «мягкой силы» 15
2.2 Инструменты и ресурсы «мягкой силы» Франции 26
Глава 3. Проецирование «мягкой силы» Франции в мире 41
3.1 Географические приоритеты «мягкой силы» Франции в 2012-2017 гг. 41
3.2 Перспективы французской модели «мягкой силы» 47
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 1 60
Приложение 2 61
Ее международная культурная политика разрабатывается не только на уровне министерства иностранных дел, но также ее многие культурные организации. Например, Альянс Франсез, который является некоммерческой общественной организацией, имеющей своей целью распространение информации о Франции и ее культуре в первую очередь через организацию курсов французского языка. Его филиалы открыты по многим городам мира, а цели активно помогают явлению франкофонии.
Безусловно ежегодное проведение дней франкофонии в странах по всему миру будет способствовать в будущем укреплению позиций франкофонов. Все больше и больше новых стран и народов будут подключаться к движению.
Подводя итог, отметим, что дальнейшие перспективы развития франкофонии в мире выглядят весьма убедительно. МОФ, французское правительство, правительства других стран-франкофонов, а также французские неправительственные культурные организации, такие как Альянс Франсез, будут и в дальнейшем заниматься популяризацией французского языка и культуры.
3.2 Перспективы французской модели «мягкой силы»
По мере ослабления сугубо национальной окраски внешней политики Франции, как и некоторых других развитых стран мира, главная стратегия современной французской внешней политики и, следовательно, скрытое или явное стремление к сохранению своего могущества заключается в опоре на многостороннюю дипломатию и европейскую интеграцию. Кроме того, из всех традиционных технологий «мягкой силы» (экономика, человеческий капитал, культура, дипломатия, политика, образование, бизнес и инновации) Франция делает ставку на культурное измерение могущества и отчасти на образовательный обмен.
Помимо общекультурной политики, особый акцент на государственном уровне делается на обеспечение конкурентоспособности киноиндустрии, распространении французского языка; гастрономия и мода создают мощный канал влияния через крайне гедонистический концепт «art de vivre»; среди недавних акцентов в культурной политике особо отмечается интернет и новые медиа. Функции продвижения французской экономики и товаров (в том числе машиностроения и ВПК) также лежит на региональных культурных институциях – что позволяет наиболее прицельно и сегментированно осуществлять коммуникацию с местным истеблишментом по вопросам межгосударственного и частного экономического сотрудничества.
Достижению целей и задач Франции в рассматриваемой области служит в том числе и работа таких структур как Агентство туристического развития Франции. Оно имеет 33 офиса в 30 странах мира. Агентство помогает французским предприятиям и организациям выйти на мировой рынок; рекламирует различные акции, проводящиеся во Франции; организует международные салоны.
Для продвижения французской экономики на международной арене правительством страны был принят большой инвестиционный план на период 2018-2022 гг., финансирование которого составит 57 млн. евро. Эти деньги планируется направить на поддержку структурных реформ внутри страны, чтобы подготовить «Францию к вызовам будущего». Здесь будет сделан акцент на переход к экологической модели экономики, повышение конкурентоспособности Франции на мировом рынке с помощью инноваций и цифровых технологий.
В целом, экономический потенциал Франции является привлекательным в мировом сообществе. Так, количество иностранных инвесторов, которые направляют свои капиталы в эту страну, составляет 21 еженедельно. Франция – это пятая экономика мира, в рамках Европы ее рынок находится на втором месте. Перспективы экономического роста положительны – в 2017 году рост ВВП составил 1,9%. Примерно такой же рост прогнозируется и по итогам 2018 года. Париж – это первый финансовый центр в Европейском Союзе, объем активов, находящихся здесь в управлении, достигает 3,6 трлн. евро; лидер инвестиционного рынка капитала в ЕС (по итогам 2016 года объем иностранных инвестиций составил 12,4 млрд. евро, направленных в 1400 предприятий). Четыре французских банка входят в топ-20 крупнейших мировых банков.
Согласно барометру фирмы EY, Франция восстановила свою привлекательность в последние годы. Этот барометр публикуется ежегодно на протяжении последних 16 лет. Эксперты данной фирмы признают, что очень негативное влияние на привлекательность Франции оказал мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. С приходом к власти Ф. Олданда он пообещал уделить пристальное внимание решению проблем налогообложения, зарплат на рабочую силу, гибкости рынка труда и сложных административных процедур.
Росту привлекательности Франции на мировом рынке способствовало избрание Э. Макрона на пост президента. Как пишет французское электронное издание «LesEchos.fr», страна может стать более привлекательной платформой в Европейском Союзе на фоне нестабильности Великобритании. Кроме того, «молодой и амбициозный новый президент хочет создать новый бренд Франции».
Французская «дипломатия влияния», о которой шла речь во второй главе, основана на диалоге со страной-партнером. Это важная особенность, которая отличает французскую концепцию от общей концепции «мягкой силы». Современный глобализированный мир предполагает взаимосвязь и взаимозависимость всех акторов. Таким образом, акцент на диалоге – декларирование ориентации на диалог и его реальное ведение – это сильная сторона французской концепции «дипломатии влияния», которая в будущем будет приносить только дивиденды.
Еще одной отличительной чертой новой дипломатической стратегии Франции является сотрудничество с гражданским обществом, причем как с собственно французским, так и с представителями страны-партнера. Проводя свои мероприятия, Французский институт зачастую привлекает к обсуждению актуальных социальных проблем, как представителей общественных организаций Франции, так и гражданских активистов из России или других стран. Выполнение задачи по обеспечению поддержки электоратом внешнеполитической линии невозможно без привлечения представителей общества к совместной работе в данном направлении. С другой стороны, для достижения большего влияния на зарубежные аудитории необходимо напрямую работать с местной общественностью. Оба аспекта данного внешнеполитического инструмента были взяты на вооружение французами для реализации «дипломатии влияния».
На современном этапе Франция становится лидером «мягкой силы» среди влиятельных государств, что было отмечено в последнем рейтинге компании Portland – рейтинг The Soft Power 30. Так, страна возглавила список самых влиятельных государств по критерию «мягкая сила», обойдя в этом году Великобританию, США и Германию.
Согласно исследованию, Франции удалось выбиться в лидеры, прежде всего благодаря победе на президентских выборах 2017 года основателя движения «Вперед!» Эммануэля Макрона. Как отмечается в докладе, президент Франции сумел объединить нацию вокруг «идей глобализма и прогресса» и фактически вытянул страну из состояния длительной социальной депрессии.
Несмотря на сохраняющиеся угрозы терактов, Франция с ее выдающимися объектами культурного наследия сохранила прежнюю привлекательность для иностранных туристов. При этом свои позиции в рейтинге «мягкой силы» страна укрепила за счет активной дипломатической деятельности и участия практически во всех крупнейших международных событиях.
Таким образом, сегодня можно говорить об определенных достижениях Франции в этой сфере: это создание новой системы работы заграничных культурных учреждений, расширение поля действия французской дипломатии (проведение дебатов), подключение сил гражданского общества в реализации внешней политики. В результате французская концепция «дипломатии влияния» может быть очень полезна для России.
Заключение
Внешняя политика Франции на современном этапе активно развивается. Ее главным направлением можно назвать Европейский Союз, членом которого страна является с момента основания организации. Существует мнение, что Франция стремится вновь олицетворять собой Европу, именно поэтому процессы европейской интеграции играют в ее политике существенную роль. Кроме того, сегодня активно укрепляется положение Франции и в рамках НАТО, что связано с возвратом страны в военную составляющую Альянса.
Однако несмотря на все это, с каждым годом все больше французские власти уделяют укреплению «мягкой силы» своего государства. Ф. Олланд на протяжении всего президентского срока уделял данному компоненту своей внешней политики важное внимание.
«Мягкая сила» применяется государствами в качестве эффективного инструмента распространения влияния в мире. Реализация политики «мягкой силы» является важным фактором формирования привлекательного образа государства. В этой связи «мягкая сила» рассматривается в качестве неотъемлемого элемента внешней политики.
Современная Франция не обладает достаточными ресурсами «жесткой силы», и соответственно испытывает потребность компенсации этого посредством увеличения роли «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности, что дает возможность сохранить авторитет и влияние в международных делах.
Французские дипломаты, взяв за основу известную концепцию американского политолога Дж. Ная, сделали в ней свои акценты. Они разработали новую теорию «дипломатии влияния», которая, несомненно, выходит за пределы концепции внешней культурной политики. Отличие «дипломатии влияния» подразумевает диалог с культурной элитой, перспективной молодежью и будущими учеными, а также и с более широкими слоями общества. Данная реформа повернула французских дипломатов навстречу проблемам, которые ставит глобализация перед современным обществом: экология, миграция, социальное равенство и другие. Четко определенная позиция Франции по данным вопросам и инициирование всестороннего обсуждения их, несомненно, придает более весомый статус стране на внешнеполитической арене.
Таким образом, «мягкая сила» – важный и эффективный инструмент внешней политики Пятой Республики. Франция имеет огромный опыт практического применения «мягкой силы» для решения внешнеполитических задач и повышения влияния на международной арене. Французская Республика во внешней политике традиционно применяет инструменты культурной, интеллектуальной, научной деятельности, лингвистическое направление «дипломатии влияния», уделяет внимание также реализации программ содействия международному развитию, механизмам экономической дипломатии, использует свои средства массовой информации.
Надо признать, что на современном этапе перед Э. Макроном стоят новые задачи по укреплению авторитета Франции на международной арене. Несмотря на то, что страна имеет огромный опыт использования разнообразных инструментов «мягкой силы» в своей дипломатии, тем не менее сегодня они не дают должного эффекта.
Список использованных источников и литературы
Арзаманова Т.В., Арзаманов М.Г. Политика безопасности на рубеже веков. М., 2011.
«Белая книга по вопросам обороны Франции» - дальнейшие сокращения // URL: http://bmpd.livejournal.com/512093.html
Бокерия С.А., Соколова Н.В. Мягкая сила как инструмент обеспечения национальной безопасности культурно-лигвистической политики Франции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. №2. С. 93-101.
Васильева М.М., Елина С.Б. «Мягкая сила» как составляющая современной международной политики // Вестник Российской нации. 2017. Т. 1. №1-1 (53). С. 184-195.
Декларация «Группы восьми» «Арабская весна» // URL: http://kremlin.ru
Дударь А. Нация начинается с языка // URL: http://www.novopol.ru/article1532.html
Золина Д.М. Развттие ближневосточной политики Франции в 1948-2008 гг. Автореферат. Нижний Новгород, 2010.
Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ // URL: http://www.france.polpred.ru/1999/25.htm
Истомин И.А. Механизм научно-аналитического обеспечения внешнеполитического процесса в США // URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=301
Каоси А.Актуальные вопросы отношений Франции и Испании с ведущими странами Магриба. М.: Институт Африки РАН, 2005.
Касымова Н.А. Национальные модели иностранной помощи // Вестник МГИМО Университета. 2011. №6. С. 119-130.
Корендясов Е.Н. Битва за уран в Сахаре и Сахеле // Индекс безопасности. 2013. Т. 19. №4 (107).
Косенко С.И. Генезис и эволюция культурной дипломатии Франции на протяжении эпох // Вестник МГИМО Университета. 2013. №4 (31). С. 29-37.
Косенко С.И. Мягкая сила как фактор культурной дипломатии Франции // Знание. Понимание. Умение. 2014. №1. С. 114-125.
Косенко С.И. Политика культуры или культура политики. Опыт Франции. М.: Восток-Запад, 2008.
Леонова О.Г. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства // Обозреватель. 2013. №4.
Мохов Н.В., Мохова И.М. Реакция Франции на «арабскую весну»: старые ориентиры новой внешней политики // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/19–07–11c.htm
Мухамедярова Р.Р. Стратегия мягкой силы Франции // Дискурс-Пи. 2014. Т. 11. №2-3.
Обичкина E. Корона ушедшей империи. Франция: Величие превыше всего // Россия в глобальной политике. 2005. №6. С. 24-38.
Олланд принял участие в саммите Африка-Франция в Мали // URL: http://ru.euronews.com/2017/01/14/africa-france-summit-kicks-off-in-mali
Орошану В.В. Геостратегическая роль Центральноафриканской Республики во внешней политике Франции // Панорама. 2015. Т. 20.
Официальный сайт Нобелевской премии // URL: http://www.nobelprize.org/
Официальный сайт премии «Оскар» // URL: http://www.oscars.org/
Пархалина Т. Г. Франция и Средиземноморье. М.: Наука, 1987..
Радиков И.В., Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // МЭМО. 2012. №2. С. 19-26.
Сидоров А.С. Военно-политическая активность Франции в сахаро-сахельском регионе // Перспективы. 2016. №4 (8).
Филиппов В.Р. Урановый фактор в африканской политике Франции // Национальная безопасность / nota bene. 2015. №5.
Франция и Европа в Азии // URL: http://www.ambafrance-tm.org/Franciya-i-Evropa-v-Azii
Цыганков П.А. Особенности французской геополитики // Международные процессы. 2012. Том 10. №1(28).
Юн С.М. Политика «великих держав» Европейского Союза в Центральной Азии: различия в подходах // Вестник Томского университета. 2012. №359. С. 101-106.
Bouaziz F. Attractivité de la France : «L'année 2017 sera encore meilleure que 2016» // URL: http://www.liberation.fr/france/2018/01/22/attractivite-de-la-france-l-annee-2017-sera-encore-meilleure-que-2016_1624347
Daoud A. France’s new president: foreign policy and where North Africa stands // The North Africa Journal // URL: http://www.north-africa.com/premium/opinions/2012/05/09/frances-new-president-foreign-policy-and-where-north-africa-stands
de Calignon G. La France retrouve petit à petit son attractivité auprès des investisseurs étrangers // URL: https://www.lesechos.fr/economie-france/conjoncture/0301499269962-la-france-retrouve-petit-a-petit-son-attractivite-aupres-des-investisseurs-etrangers-2166012.php
Elcano’s Global Presence Report 2016 Soft presence // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/
France24 // URL: http://www.france24.com/en/
François Hollande pour un réseau francophone contre la radicalisation // URL: https://www.ouest-france.fr/politique/francois-hollande/francois-hollande-pour-un-reseau-francophone-contre-la-radicalisation-4638414
Gilboa E. Searching for a Theory of Public Diplomacy // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. №616 (1). Р. 55-77.
Hollande appelle à la création d'un réseau francophone contre la radicalisation // URL: https://www.europe1.fr/politique/hollande-appelle-a-la-creation-dun-reseau-francophone-contre-la-radicalisation-2911817.amp
l’Agence Française de Développement // URL: http://www.afd.fr/
L’aide française au Niger // URL : http://niger.transparence-aide.gouv.fr/projects/
L’aide française au Niger // URL: http://niger.transparence-aide.gouv.fr/projects/
L’attractivité de la France en bref // URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-economique-et-commerce-exterieur/renforcer-l-attractivite-de-la-france/l-attractivite-de-la-france-en-bref/
La France, une “puissance d’influence” - Discours du ministre des Affaires étrangères à l’École Normale supérieure (Paris, 5 février 2013) // URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministre-les-secretaires-d-etat/anciens-ministres/laurent-fabius/discours/article/la-france-une-puissance-d
Lane Ph. Présence française dans le monde. l'action culturelle et scientifique. Paris.: la Documentation française, 2011.
McGann James. 2015 Global Go to Think Tank Index Report. University of Pennsylvania. 2-9-2016 // URL: http://repository.upenn.edu/think_tanks/10/
Moncrieff R. French Relations with Sub-Saharan Africa Under President Sarkozy. South African Institute of International Affairs. Occasional Paper №107, 2012.
Monocle’s Soft Power Survey 2016/17 // URL: https://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2016-17/
Niger: aide française de 10 millions d'euros pour contrer le terrorisme // URL: http://www.lefigaro.fr/flash-actu/2018/02/27/97001-20180227FILWWW00319-niger-aide-francaise-de-10-m-eur-pour-contrer-le-terrorisme.php
Nye J. Get Smart: Combining Hard and Soft Power // Foreign Affairs. July/August.
Nye J. Soft power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs Group, 2004.
Nye J. Think Again: Soft Power // Foreign Policy. 2006. February 23.
Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs, 2004.
Nye J.S. The future of soft power in US foreign policy // iParmar, I.; Cox, M. Soft power and US foreign policy. Theoretical, historical and contemporary perspectives. Abingdon; Oxon; England: Routledge studies in US foreign policy, 2010.
Nye J.S., Armitage R. CSIS Commission on Smart Power. A Smarter, more Secure America. Washington: DC, 2007.
Pineau E. A Kinshasa, François Hollande lie francophonie et démocratie // URL: https://www.nouvelobs.com/monde/20121013.REU8140/a-kinshasa-francois-hollande-lie-francophonie-et-democratie.html
Portland’s The Soft Power 30 2017 // URL: http://softpower30.portland-communications.com/ranking/
Promotion à l’international // URL: http://atout-france.fr/services/promotion-l-international
QS World University Ranking 2016-2017 // URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016
RFI // URL: http://www.rfi.fr/
Robert P. Porquoi la France redevient attractive // URL: https://www.capital.fr/economie-politique/pourquoi-la-france-redevient-attractive-1272690
The Art Newspaper» // URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3030/
Times Higher Education World University Ranking 2016-2017 // URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2017/world-ranking
Touati Z. Presse et Revolution en Tunisie: role, enjeux et perspectives // Journal of Communication Studies. 2012. Vol 5. №1 (9). P. 139-150.
TV5 Monde: TV internationale francophone // URL: http://www.tv5monde.com/
Wilson E.J. Hard Power, Soft Power, Smart Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. №616.
Приложение 1
Скриншот сайта France24
Источник: France24 // URL: http://www.france24.com/en/
Приложение 2
Скриншот статьи из журнала Le Figaro
Источник: Niger: aide française de 10 millions d'euros pour contrer le terrorisme // URL: http://www.lefigaro.fr/flash-actu/2018/02/27/97001-20180227FILWWW00319-niger-aide-francaise-de-10-m-eur-pour-contrer-le-terrorisme.php
Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs, 2004. Р. 3.
Цит. по: Васильева М.М., Елина С.Б. "Мягкая сила" как составляющая современной международной политики // Вестник Российской нации. 2017. Т. 1. №1-1 (53). С. 184-195.
Радиков И.В., Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // МЭМО. 2012. №2. С. 19-26.
Nye J.S. The future of soft power in US foreign policy // iParmar, I.; Cox, M. Soft power and US foreign policy. Theoretical, historical and contemporary perspectives. Abingdon; Oxon; England: Routledge studies in US foreign policy, 2010. Р. 154.
Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs, 2004. Р. 4.
Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs, 2004. Р. 3.
Wilson E.J. Hard Power, Soft Power, Smart Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. №616. Р. 114.
Gilboa E. Searching for a Theory of Public Diplomacy // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. №616 (1). Р. 55-77.
Васильева М.М., Елина С.Б. «Мягкая сила» как составляющая современной международной политики // Вестник Российской нации. 2017. Т. 1. №1-1 (53). С. 184-195.
Там же.
Nye J.S. The future of soft power in US foreign policy // iParmar, I.; Cox, M. Soft power and US foreign policy. Theoretical, historical and contemporary perspectives. Abingdon; Oxon; England: Routledge studies in US foreign policy, 2010. Р. 154.
Nye J.S. The future of soft power in US foreign policy // iParmar, I.; Cox, M. Soft power and US foreign policy. Theoretical, historical and contemporary perspectives. Abingdon; Oxon; England: Routledge studies in US foreign policy, 2010. Р. 157.
Там же.
Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs, 2004. Р. 31.
Там же.
Nye J.S., Armitage R. CSIS Commission on Smart Power. A Smarter, more Secure America. Washington: DC, 2007. Р. 7.
Радиков И.В., Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // МЭМО. 2012. №2. С. 19-26.
Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs, 2004. Р. 17.
Косенко С.И. Генезис и эволюция культурной дипломатии Франции на протяжении эпох // Вестник МГИМО Университета. 2013. №4 (31). С. 29-37.
Косенко С.И. Политика культуры или культура политики. Опыт Франции. М.: Восток-Запад, 2008. С. 54.
Косенко С.И. Генезис и эволюция культурной дипломатии Франции на протяжении эпох // Вестник МГИМО Университета. 2013. №4 (31). С. 29-37.
Мухамедярова Р.Р. Стратегия мягкой силы Франции // Дискурс-Пи. 2014. Т. 11. №2-3. С. 148.
Бокерия С.А., Соколова Н.В. Мягкая сила как инструмент обеспечения национальной безопасности культурно-лигвистической политики Франции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. №2. С. 93-101.
Арзаманова Т.В., Арзаманов М.Г. Политика безопасности на рубеже веков. М., 2011. С. 41.
Арзаманова Т.В., Арзаманов М.Г. Политика безопасности на рубеже веков. М., 2011. С. 8.
«Белая книга по вопросам обороны Франции» - дальнейшие сокращения // URL: http://bmpd.livejournal.com/512093.html
Пархалина Т. Г. Франция и Средиземноморье. М.: Наука, 1987. С. 12.
Каоси А.Актуальные вопросы отношений Франции и Испании с ведущими странами Магриба. М.: Институт Африки РАН, 2005. С. 4.
Touati Z. Presse et Revolution en Tunisie: role, enjeux et perspectives // Journal of Communication Studies. 2012. Vol 5. №1 (9). P. 139-150.
Daoud A. France’s new president: foreign policy and where North Africa stands // The North Africa Journal // URL: http://www.north-africa.com/premium/opinions/2012/05/09/frances-new-president-foreign-policy-and-where-north-africa-stands
Золина Д.М. Развттие ближневосточной политики Франции в 1948-2008 гг. Автореферат. Нижний Новгород, 2010. С. 3.
Юн С.М. Политика «великих держав» Европейского Союза в Центральной Азии: различия в подходах // Вестник Томского университета. 2012. №359. С. 101-106.
Франция и Европа в Азии // URL: http://www.ambafrance-tm.org/Franciya-i-Evropa-v-Azii
Lane Ph. Présence française dans le monde. l'action culturelle et scientifique. Paris.: la Documentation française, 2011.
La France, une “puissance d’influence” - Discours du ministre des Affaires étrangères à l’École Normale supérieure (Paris, 5 février 2013) // URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministre-les-secretaires-d-etat/anciens-ministres/laurent-fabius/discours/article/la-france-une-puissance-d
Обичкина E.О. Корона ушедшей империи. Франция: Величие превыше всего // Россия в глобальной политике. 2005. №6. С. 24-38.
Косенко С.И. Мягкая сила как фактор культурной дипломатии Франции // Знание. Понимание. Умение. 2014. №1. С. 114-125.
Portland's The Soft Power 30 2017 // URL: http://softpower30.portland-communications.com/ranking/
Monocle's Soft Power Survey 2016/17 // URL: https://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2016-17/
Elcano’s Global Presence Report 2016 Soft presence // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/
Леонова О.Г. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства // Обозреватель. 2013. №4. С. 33.
Nye J. Think Again: Soft Power // Foreign Policy. 2006. February 23.
Обичкина E. Корона ушедшей империи. Франция: Величие превыше всего // Россия в глобальной политике. 2005. №6. С. 24-38.
Nye J. Get Smart: Combining Hard and Soft Power // Foreign Affairs. July/August.
Касымова Н.А. Национальные модели иностранной помощи // Вестник МГИМО Университета. 2011. №6. С. 119-130.
l’Agence Française de Développement // URL: http://www.afd.fr/
Касымова Н.А. Национальные модели иностранной помощи // Вестник МГИМО Университета. 2011. №6. С. 126.
TV5 Monde: TV internationale francophone // URL: http://www.tv5monde.com/
RFI // URL: http://www.rfi.fr/
Vaiisse M. La puissance ou l’influence? La France dans le monde depuis 1958. Paris: Fayard, 2009. Р. 425.
France 24 // URL: http://www.france24.com/en/
Составлено по: Официальный сайт Нобелевской премии // URL: http://www.nobelprize.org/; Официальный сайт премии «Оскар» // URL: http://www.oscars.org/
Nye J. Soft power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs Group, 2004. P. 76.
QS World University Ranking 2016-2017 // URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016
Times Higher Education World University Ranking 2016-2017 // URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2017/world-ranking
Составлено по: The Art Newspaper» // URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3030/
Основной оператор МИД Франции по внешней культурной деятельности.
Количество Альянс Франсез финансируемых МИДом. Первый Альянс Франсез был создан еще в 1883 г. На сегодняшний день Французский альянс имеет 800 представительств в 132 странах. где французскому языку обучаются около полумиллиона человек.
Специализированный оператор по продвижению французского высшего образовании за рубежом и по содействию приему и пребыванию иностранных студентов во Франции.
Истомин И.А. Механизм научно-аналитического обеспечения внешнеполитического процесса в США // URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=301
Цыганков П.А. Особенности французской геополитики // Международные процессы. 2012. Том 10. №1(28). С. 84.
McGann James. 2015 Global Go to Think Tank Index Report. University of Pennsylvania. 2-9-2016 // URL: http://repository.upenn.edu/think_tanks/10/
Дударь А. Нация начинается с языка // URL: http://www.novopol.ru/article1532.html
Moncrieff R. French Relations with Sub-Saharan Africa Under President Sarkozy. South African Institute of International Affairs. Occasional Paper №107, 2012. P. 16.
Корендясов Е.Н. Битва за уран в Сахаре и Сахеле // Индекс безопасности. 2013. Т. 19. №4 (107). C. 64.
Сидоров А.С. Военно-политическая активность Франции в сахаро-сахельском регионе // Перспективы. 2016. №4 (8). С. 91.
См.: L’aide française au Niger // URL: http://niger.transparence-aide.gouv.fr/projects/
См.: приложение 2.
Филиппов В.Р. Урановый фактор в африканской политике Франции // Национальная безопасность / nota bene. 2015. №5. С. 710.
Орошану В.В. Геостратегическая роль Центральноафриканской Республики во внешней политике Франции // Панорама. 2015. Т. 20. С. 8.
С 2014 г. «Большая восьмерка» трансформировалась в «Большую семерки» в связи с исключением из ее работы Российской Федерации.
Мохов Н.В., Мохова И.М. Реакция Франции на «арабскую весну»: старые ориентиры новой внешней политики // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/19–07–11c.htm
Декларация «Группы восьми» «Арабская весна» // URL: http://kremlin.ru
Олланд принял участие в саммите Африка-Франция в Мали // URL: http://ru.euronews.com/2017/01/14/africa-france-summit-kicks-off-in-mali
François Hollande pour un réseau francophone contre la radicalisation // URL: https://www.ouest-france.fr/politique/francois-hollande/francois-hollande-pour-un-reseau-francophone-contre-la-radicalisation-4638414
Hollande appelle à la création d'un réseau francophone contre la radicalisation // URL: https://www.google.fr/amp/www.europe1.fr/politique/hollande-appelle-a-la-creation-dun-reseau-francophone-contre-la-radicalisation-2911817.amp
Pineau E. A Kinshasa, François Hollande lie francophonie et démocratie // URL: https://www.nouvelobs.com/monde/20121013.REU8140/a-kinshasa-francois-hollande-lie-francophonie-et-democratie.html
France.fr // URL: https://www.france.fr/fr
Promotion à l’international // URL: http://atout-france.fr/services/promotion-l-international
L’attractivité de la France en bref // URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-economique-et-commerce-exterieur/renforcer-l-attractivite-de-la-france/l-attractivite-de-la-france-en-bref/
L’attractivité de la France en bref // URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-economique-et-commerce-exterieur/renforcer-l-attractivite-de-la-france/l-attractivite-de-la-france-en-bref/
Bouaziz F. Attractivité de la France : «L'année 2017 sera encore meilleure que 2016» // URL: http://www.liberation.fr/france/2018/01/22/attractivite-de-la-france-l-annee-2017-sera-encore-meilleure-que-2016_1624347
de Calignon G. La France retrouve petit à petit son attractivité auprès des investisseurs étrangers // URL: https://www.lesechos.fr/economie-france/conjoncture/0301499269962-la-france-retrouve-petit-a-petit-son-attractivite-aupres-des-investisseurs-etrangers-2166012.php
Robert Ph. Porquoi la France redevient attractive // URL: https://www.capital.fr/economie-politique/pourquoi-la-france-redevient-attractive-1272690
2
2. «Белая книга по вопросам обороны Франции» - дальнейшие сокращения // URL: http://bmpd.livejournal.com/512093.html
3. Бокерия С.А., Соколова Н.В. Мягкая сила как инструмент обеспечения национальной безопасности культурно-лигвистической политики Франции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2014. №2. С. 93-101.
4. Васильева М.М., Елина С.Б. «Мягкая сила» как составляющая современной международной политики // Вестник Российской нации. 2017. Т. 1. №1-1 (53). С. 184-195.
5. Декларация «Группы восьми» «Арабская весна» // URL: http://kremlin.ru
6. Дударь А. Нация начинается с языка // URL: http://www.novopol.ru/article1532.html
7. Золина Д.М. Развттие ближневосточной политики Франции в 1948-2008 гг. Автореферат. Нижний Новгород, 2010.
8. Институт актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ // URL: http://www.france.polpred.ru/1999/25.htm
9. Истомин И.А. Механизм научно-аналитического обеспечения внешнеполитического процесса в США // URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=301
10. Каоси А.Актуальные вопросы отношений Франции и Испании с ведущими странами Магриба. М.: Институт Африки РАН, 2005.
11. Касымова Н.А. Национальные модели иностранной помощи // Вестник МГИМО Университета. 2011. №6. С. 119-130.
12. Корендясов Е.Н. Битва за уран в Сахаре и Сахеле // Индекс безопасности. 2013. Т. 19. №4 (107).
13. Косенко С.И. Генезис и эволюция культурной дипломатии Франции на протяжении эпох // Вестник МГИМО Университета. 2013. №4 (31). С. 29-37.
14. Косенко С.И. Мягкая сила как фактор культурной дипломатии Франции // Знание. Понимание. Умение. 2014. №1. С. 114-125.
15. Косенко С.И. Политика культуры или культура политики. Опыт Франции. М.: Восток-Запад, 2008.
16. Леонова О.Г. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства // Обозреватель. 2013. №4.
17. Мохов Н.В., Мохова И.М. Реакция Франции на «арабскую весну»: старые ориентиры новой внешней политики // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2011/19–07–11c.htm
18. Мухамедярова Р.Р. Стратегия мягкой силы Франции // Дискурс-Пи. 2014. Т. 11. №2-3.
19. Обичкина E. Корона ушедшей империи. Франция: Величие превыше всего // Россия в глобальной политике. 2005. №6. С. 24-38.
20. Олланд принял участие в саммите Африка-Франция в Мали // URL: http://ru.euronews.com/2017/01/14/africa-france-summit-kicks-off-in-mali
21. Орошану В.В. Геостратегическая роль Центральноафриканской Республики во внешней политике Франции // Панорама. 2015. Т. 20.
22. Официальный сайт Нобелевской премии // URL: http://www.nobelprize.org/
23. Официальный сайт премии «Оскар» // URL: http://www.oscars.org/
24. Пархалина Т. Г. Франция и Средиземноморье. М.: Наука, 1987..
25. Радиков И.В., Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // МЭМО. 2012. №2. С. 19-26.
26. Сидоров А.С. Военно-политическая активность Франции в сахаро-сахельском регионе // Перспективы. 2016. №4 (8).
27. Филиппов В.Р. Урановый фактор в африканской политике Франции // Национальная безопасность / nota bene. 2015. №5.
28. Франция и Европа в Азии // URL: http://www.ambafrance-tm.org/Franciya-i-Evropa-v-Azii
29. Цыганков П.А. Особенности французской геополитики // Международные процессы. 2012. Том 10. №1(28).
30. Юн С.М. Политика «великих держав» Европейского Союза в Центральной Азии: различия в подходах // Вестник Томского университета. 2012. №359. С. 101-106.
31. Bouaziz F. Attractivité de la France : «L'année 2017 sera encore meilleure que 2016» // URL: http://www.liberation.fr/france/2018/01/22/attractivite-de-la-france-l-annee-2017-sera-encore-meilleure-que-2016_1624347
32. Daoud A. France’s new president: foreign policy and where North Africa stands // The North Africa Journal // URL: http://www.north-africa.com/premium/opinions/2012/05/09/frances-new-president-foreign-policy-and-where-north-africa-stands
33. de Calignon G. La France retrouve petit à petit son attractivité auprès des investisseurs étrangers // URL: https://www.lesechos.fr/economie-france/conjoncture/0301499269962-la-france-retrouve-petit-a-petit-son-attractivite-aupres-des-investisseurs-etrangers-2166012.php
34. Elcano’s Global Presence Report 2016 Soft presence // URL: http://www.realinstitutoelcano.org/
35. France24 // URL: http://www.france24.com/en/
36. François Hollande pour un réseau francophone contre la radicalisation // URL: https://www.ouest-france.fr/politique/francois-hollande/francois-hollande-pour-un-reseau-francophone-contre-la-radicalisation-4638414
37. Gilboa E. Searching for a Theory of Public Diplomacy // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. №616 (1). Р. 55-77.
38. Hollande appelle à la création d'un réseau francophone contre la radicalisation // URL: https://www.europe1.fr/politique/hollande-appelle-a-la-creation-dun-reseau-francophone-contre-la-radicalisation-2911817.amp
39. l’Agence Française de Développement // URL: http://www.afd.fr/
40. L’aide française au Niger // URL : http://niger.transparence-aide.gouv.fr/projects/
41. L’aide française au Niger // URL: http://niger.transparence-aide.gouv.fr/projects/
42. L’attractivité de la France en bref // URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/politique-etrangere-de-la-france/diplomatie-economique-et-commerce-exterieur/renforcer-l-attractivite-de-la-france/l-attractivite-de-la-france-en-bref/
43. La France, une “puissance d’influence” - Discours du ministre des Affaires étrangères à l’École Normale supérieure (Paris, 5 février 2013) // URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/le-ministre-les-secretaires-d-etat/anciens-ministres/laurent-fabius/discours/article/la-france-une-puissance-d
44. Lane Ph. Présence française dans le monde. l'action culturelle et scientifique. Paris.: la Documentation française, 2011.
45. McGann James. 2015 Global Go to Think Tank Index Report. University of Pennsylvania. 2-9-2016 // URL: http://repository.upenn.edu/think_tanks/10/
46. Moncrieff R. French Relations with Sub-Saharan Africa Under President Sarkozy. South African Institute of International Affairs. Occasional Paper №107, 2012.
47. Monocle’s Soft Power Survey 2016/17 // URL: https://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2016-17/
48. Niger: aide française de 10 millions d'euros pour contrer le terrorisme // URL: http://www.lefigaro.fr/flash-actu/2018/02/27/97001-20180227FILWWW00319-niger-aide-francaise-de-10-m-eur-pour-contrer-le-terrorisme.php
49. Nye J. Get Smart: Combining Hard and Soft Power // Foreign Affairs. July/August.
50. Nye J. Soft power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs Group, 2004.
51. Nye J. Think Again: Soft Power // Foreign Policy. 2006. February 23.
52. Nye J.S. Soft power. The means to success in world politics. New York: Public Affairs, 2004.
53. Nye J.S. The future of soft power in US foreign policy // iParmar, I.; Cox, M. Soft power and US foreign policy. Theoretical, historical and contemporary perspectives. Abingdon; Oxon; England: Routledge studies in US foreign policy, 2010.
54. Nye J.S., Armitage R. CSIS Commission on Smart Power. A Smarter, more Secure America. Washington: DC, 2007.
55. Pineau E. A Kinshasa, François Hollande lie francophonie et démocratie // URL: https://www.nouvelobs.com/monde/20121013.REU8140/a-kinshasa-francois-hollande-lie-francophonie-et-democratie.html
56. Portland’s The Soft Power 30 2017 // URL: http://softpower30.portland-communications.com/ranking/
57. Promotion à l’international // URL: http://atout-france.fr/services/promotion-l-international
58. QS World University Ranking 2016-2017 // URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016
59. RFI // URL: http://www.rfi.fr/
60. Robert P. Porquoi la France redevient attractive // URL: https://www.capital.fr/economie-politique/pourquoi-la-france-redevient-attractive-1272690
61. The Art Newspaper» // URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/3030/
62. Times Higher Education World University Ranking 2016-2017 // URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2017/world-ranking
63. Touati Z. Presse et Revolution en Tunisie: role, enjeux et perspectives // Journal of Communication Studies. 2012. Vol 5. №1 (9). P. 139-150.
64. TV5 Monde: TV internationale francophone // URL: http://www.tv5monde.com/
65. Wilson E.J. Hard Power, Soft Power, Smart Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. №616.
Вопрос-ответ:
Какие основные понятия относятся к концепции мягкой силы?
Основные понятия концепции мягкой силы во внешней политике включают дипломатию, культуру, идеологию, образ жизни, экономическое сотрудничество и торговлю.
Какие были исторические особенности использования мягкой силы в политике Франции?
В истории Франции можно выделить такие особенности использования мягкой силы, как поддержка культуры и языка, оказание гуманитарной помощи другим странам, развитие экономических и торговых отношений.
Какую роль и место занимала мягкая сила во внешней политике Франции в 2012-2017 годах?
Мягкая сила играла важную роль во внешней политике Франции в указанный период, она использовалась для укрепления дипломатических отношений, привлечения иностранных инвестиций, продвижения французской культуры и экспорта товаров и услуг.
Какие инструменты и ресурсы использовала Франция для осуществления мягкой силы?
Для осуществления мягкой силы Франция использовала такие инструменты, как дипломатические отношения, культурные обмены, развитие экономических связей, гуманитарную помощь и социальные программы.
Какие географические приоритеты имела мягкая сила Франции в 2012-2017 годах?
Мягкая сила Франции в указанный период ориентировалась на географические приоритеты, такие как ближний и дальний Восток, Африка и страны Европы.
Какие основные понятия концепции мягкой силы использовались во внешней политике Франции в период с 2012 по 2017 годы?
Во внешней политике Франции в данном периоде основными понятиями концепции мягкой силы были привлекательность (attractiveness), влияние (influence), культурный диалог (cultural dialogue), сотрудничество (cooperation) и дипломатия (diplomacy).
Какие исторические особенности использования мягкой силы наблюдались в политике Франции в этот период?
В политике Франции в период с 2012 по 2017 годы наблюдались исторические особенности использования мягкой силы, такие как укрепление роли культуры и языка внешней политики, акцент на поддержку международных организаций и на международных благотворительных программах, а также развитие гибкой и привлекательной дипломатии.
Какую роль играла мягкая сила во внешней политике Франции в период с 2012 по 2017 годы?
Во внешней политике Франции в данном периоде мягкая сила играла важную роль в укреплении влияния и привлекательности страны в международном сообществе, помогая достигать политических, экономических и культурных целей. Она также использовалась для поддержки и проецирования ключевых интересов и ценностей Франции.
Какие инструменты и ресурсы использовала Франция для осуществления своей мягкой силы в период с 2012 по 2017 годы?
Для осуществления своей мягкой силы Франция в этот период использовала различные инструменты и ресурсы, включая международные организации (например, ООН и ЕС), культурные дипломатические программы, поддержку франкофонии, развитие международного сотрудничества, гуманитарную помощь и поддержку развития.
Каковы географические приоритеты мягкой силы Франции в период с 2012 по 2017 годы?
В период с 2012 по 2017 годы географическими приоритетами мягкой силы Франции были страны Средиземноморья, Африка и некоторые страны Азии. Здесь Франция активно осуществляла свою мягкую силу через культурный диалог, развитие сотрудничества и поддержку региональной стабильности.
Что такое мягкая сила и какую роль она играла во внешней политике Франции с 2012 по 2017 год?
Мягкая сила - это способ воздействия на другие государства или акторов в международных отношениях, не использующий силовых методов. Во внешней политике Франции с 2012 по 2017 год мягкая сила играла важную роль. Она позволила стране укрепить свое влияние и добиться своих целей без применения прямого военного воздействия. Франция использовала различные инструменты мягкой силы, такие как культурная дипломатия, гуманитарная помощь, международное сотрудничество и др.
Какие инструменты и ресурсы использовала Франция для применения мягкой силы в период с 2012 по 2017 год?
В период с 2012 по 2017 год Франция использовала различные инструменты и ресурсы для применения мягкой силы. Одним из основных инструментов была культурная дипломатия. Франция активно продвигала свою культуру, искусство, язык и образование за рубежом. Также страна использовала гуманитарную помощь и развитие для укрепления своего влияния. Она активно участвовала в международных организациях и форумах, что позволяло ей выступать в качестве ключевого геополитического актора. Кроме того, Франция располагала значительными экономическими ресурсами, которые также использовались в качестве средства мягкой силы.