Воспитание дворянина в России первой четверти XVIII в.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 14.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1.Теория и практика российского воспитания дворян в первой четверти XVIII века………………………………………………………………………6-16
1.1.Теоретические основы воспитательного процесса в первой четверти XVIII века………………………………………………………………………………6-8
1.2.Формирование модели государственного воспитания дворянского сословия………………………………………………………………………..8-16
Глава2Особенности воспитательного процесса дворян в первой четверти XVIII века……………………………………………………………………..16-28
2.1. Модель родительского воспитания дворян в первой четверти XVIII века……………………………………………………………………………16-23
2.2.Основные принципы дворянского воспитания в петровскую эпоху………………………………………………………………………….23-28
Заключение…………………………………………………………………..28-30
Список использованной литературы……………………………………….31-32
Создание некого идеального образа и его воплощение в жизнь, касалось не только молодых дворян мужского пола, но и, непосредственно, дворянок.Идеал девушки-дворянки также очень подробно описывается в данном произведении. Ей должны быть присущи такие качества, как любовь к слову Божьему, страх Божий, смирение, благодарение, почитание родителей, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная, стыдливость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, молчаливость. При этом особое значение придается девическому целомудрию и смирению. В целом из этого следует, что женщины также были обязаны включаться в процесс служения, только имелось в виду не государство, а собственная семья. Воспитание того периода стремилось сформировать в мальчике умение приказывать и повиноваться, а в девочке умение жертвовать собой в качестве жены и матери.Таким образом, в этот период формировалась определённая модель воспитания дворянского поколения, основанная на взаимодействии родительского и государственного воспитательного процесса. Однако здесь имелись определённые противоречия. С одной стороны, родители включались в решение стратегических государственных задач по воспитанию идеальных членов российского общества, для которых главным являлось служение Отечеству. С другой стороны, государство настаивало на лидирующих позиция в осуществлении воспитательного процесса. При этом осуществлялось практически насильственное изъятие детей из семьи и помещение их в закрыты учебные заведения.Еще одним противоречием было то, что государственная модель воспитания дворянского сословия с одной стороны, ставила целью формирования в человеке ряда добродетелей, при этом в процессе воспитания применялись достаточно суровые методы, основанные в том числе на психологическом давлении и физическом воздействии. Тем самым, достижение положительных результатов на основе такого взаимодействия видится наиболее маловероятным.Однако совершенно справедливым является то, что данная модель воспитания, нашедшая практическую реализацию в петровскую эпоху, ставила педагогические аспекты на одну ступень с важнейшими национальными вопросами, обусловливая тот интерес к проблемам воспитания детей в семье, который прослеживается в последующие исторические периоды.2.2. Основные принципы дворянского воспитания в петровскую эпоху.На протяжении различных исторических периодов в российском обществе значительно внимание отводилось процессам воспитания подрастающего поколения. В целом этот процесс напрямую зависел от существующих социально-экономических, политических условий и духовно-нравственного развития общества. С развитием российской государственности в целом, и российского общества в частности, постепенно воспитательный процесс начинает подчиняться государственному заказу на воспитание личности определённой модели. Однако, многие воспитательные традиции, существующие в обществе, уходят корнями к историческому прошлому, в котором воспитательный процесс строился на традициях распространения христианских идей и постулатов. Так, например, в период средних веков воспитание подрастающего поколения осуществлялось на основании «Домостроя», с помощью довольно суровых мер. В основе всей воспитательной системы лежали телесные наказания, они считались достаточно эффективным и оправданным методом воспитания.Согласно «Домострою», домашнее воспитание учило сдерживать свой темперамент, формировало характер. Эти качества были важнейшими для средневекового человека, они позволяли вписываться в существующие общественные отношения, без проявления какой-либо индивидуальности, которая для данного периода не была актуальной. Упор в воспитательном процессе делался на формирование жизненных навыков, на ведение быта и домашнего хозяйства: воспитывались такие качества, как здравый смысл, гостеприимность, хлебосольство и т. д. Эти традиции русского общества формировались на протяжении длительного периода и, естественно, прочно укоренились в общественном сознании. Поэтому что-либо совершенно новое, непривычное, требующее усилий воспринималось резко отрицательно и тут же отторгалось как чуждый элемент.Такой поход в воспитании подрастающего поколения существовал вплоть до окончания XVII века.С воцарением на престоле Петра Алексеевича, система воспитания подрастающего поколения начинает подвергаться серьезным изменениям. Большую роль на взгляды Петра великого в воспитательном процессе оказали заграничные путешествия, в ходе которых, он пришел к выводу о необходимости коренных преобразований, в том числе и в сфере воспитания.Петр задался целью преобразовать нравы русских людей, чтобы в обществе широкое распространение получили правила светского этике, хорошие манеры и тон, в первую очередь среди дворянского сословия. Для этого, по его разумению, необходимо было формировать гуманность, уважение к личности другого человека, особенно к женскому полу. В этом он решил опереться на правила светского общежития, которые давно уже имели широкое распространение в западноевропейском обществе.С этой целью, Петр решился на изменение места российской женщины в уже сложившихся общественных отношениях. Девушки-дворянки обязаны были овладеть правилами дворянского этике: они могли увлекаться чтением книг, изучением иностранных языков, заниматься музыкой, осваивать искусство ведения светской непринуждённой беседы, формировать умение с легкостью и элегантностью подбирать модные наряды в соответствии с модными тенденциями. У замужних девушек-дворянок в приоритете оставалось воспитание детей, забота о муже, создание уютного и гостеприимного дома, готового в любой момент к встрече гостей.В 1718 году был издан указ «Об Ассамблеях», согласно которому женщины наравне с мужчинами получили право появляться на данных собраниях, где могла продемонстрировать уровень своего образования, знание иностранных языков, эстетический вкус, знание модных тенденций, манеры, умение двигаться в танце и прочее. Мужчины же должны были относиться к женщине с должным почтением, всячески высказывать им знаки внимания, проявлять уважение и вести себя согласно этикету того времени.Также следует отметить, что в петровскую эпоху были заложены важные новые тенденции развития дворянской семьи и воспитания дворян:Во-первых, запрещалась насильственная выдача замуж девушек дворянского происхождения. Стало возможным заключение брачного договора между вступающими в брак. В сознание молодых людей внедрялось то, что они сначала могут достичь определённого возраста, затем получить определённый уровень образования и потом только вступать в брак по взаимному согласию и желанию. Причем разрешалось вступать в браки с иностранными подданными. С другой стороны, жених и невеста могли свободно видеться друг с другом, чтобы получше познакомиться перед свадьбой, и, если они поймут, что не подходят для совместной семейной жизни, они могли отказаться от вступления в брак. Между супругами заключался брачный договор, который и регулировал их взаимоотношения и юридически защищал. Тем самым семейные узы с этого периода строились на долге и семейном согласии. Кроме того, в семейных отношениях, значительно возросла роль женщины-дворянки. Она становилась хранительницей домашнего очага и это ее занятие получило уважительно отношение со стороны мужа. Жена становилась для своего мужа, в первую очередь другом. Кроме того, появлялась некая финансовая самостоятельность женщины и она получала исключительное право на свое собственное приданное.В этих же традициях отношения к семейной жизни и воспитывалось молодое дворянское поколение петровской эпохи.Большое значение для дворян приобретает образование и просвещенность. В связи с этим возникают появились личные библиотеки и коллекции. «Быть образованным» становилось неотъемлемой частью дворянского общества. Однако, следует отметить, что именно в этот период важной составляющей дворянского воспитания являлась не только его образованность, но и внешний вид и манера поведение и соблюдение этикета.Обучение российской молодежи петровской эпохи эстетичному поведению в обществе складывалось из нескольких составляющих: во – первых, данная задача стояла перед различными учебными заведениями, во-вторых, для этого создавались собрания, так называемые ассамблеи, о которых упоминалось чуть выше. В-третьих, данные навыки формировались при изучении специальной литературы. Практическим руководством к действию стало достаточно известное на современном этапе и очень популярное в петровское время, произведение «Юности честное зерцало». В эпоху Петра Великого оно издавалось три раза, что свидетельствовало о его необычайной популярности среди молодых дворян российского общества. В данном произведении содержались практические правила поведения дворянской молодежи в семье, в гостях, в общественных местах, в профессиональной деятельности и на службеПриоритетными качествами подрастающего поколения становились: скромность, послушание, трудолюбие, уважение и почет своим родителям.Представляют интерес некие рекомендации как следовало вести себя в общественном месте и за столом. Так, например, рекомендовалось по улице ходить с прямой спиной и поднятой головой, не рекомендовалось опускать глаза в пол, опускать голову и смотреть на людей искоса.Также давались подробные рекомендации поведения за столом: не рекомендовалось болтать ногами за столом, вытирать губы рукой после употребления различных напитков, необходимо было использовать при этом салфетку, дурным тоном считалось держать руки на тарелке. Таким образом, в данном произведении содержались буквальные рекомендации по правилам поведения в различных местах и ситуациях.Однако вместе с этим упор делался как на внешний облик дворян и их подрастающего поколения. Суть заключалась не в том насколько дорогим у тебя являлось платье, а как ты себя умеешь вести в обществе. Дворянин должен был продемонстрировать свои личные качества, в том числе и умение галантно и с достоинством поклониться, элегантно стоять, непринужденно поддерживать беседу.Этические нормы христианства во многом влияли на моральные принципы дворянского общества. Этот процесс сопровождался развитием самосознания первого сословия, которое в своей основе имело нравственные православные ориентиры. Наиболее отчетливо это проявилось в благотворительной деятельности дворянства - создание приютов, больниц и иных богоугодных заведений.Таким образом, основные принципы воспитания дворян складывались из нескольких составляющих. Эти составляющие способствовали формированию идеального образа российских дворян и дворянок, которые должны были воспитываться по государственным шаблонам и представлять собой некий идеал или образец разносторонней и гармоничной личности. Заключение.Таким образом, следует отметить, что петровская эпоха стала неким переломным моментом в образовательной российской системе. Естественно, что она охватывала достаточно узкие слои населения. Связано это было с особенностями исторического периода, когда в образовательные и воспитательные процессы были включены только привилегированные слои населения, такие как дворянство и духовенство.Петр Великий, строил совою государственную деятельность на глобальной трансформации всех сфер общественной жизни. Для достижения более эффективных результатов он опирался в первую очередь на служилое сословие, из которого и сформировалось российское дворянство.Для достижения государственных целей и задач, была сформирована новая система воспитания и образования, которая основывалась на светском характере и преобладающей роли государства. Петровская модель воспитания и образования дворян сочетала в себе ряд характеристик, которые, естественно, способствовали достижению положительных результатов, но и мелись определённые противоречия, которые делали ее достаточно однобокой и малоэффективной. Во-первых, создавались государственные учебные заведения различного типа. Тем самым, идея образованности получала широкое распространение и в образовательный процесс включались люди, которые в целом определяли судьбу всей страны. С другой стороны, распространение образования носило насильственный характер и насаждалось государством сверху. Что не могло не вызвать обратной реакции по отторжению дворянских обществом данных мероприятий. И стремлением дворянского сословия после смерти Петра приобрести и упрочить свое исключительно положение.Кроме этого, в результате образовательного и воспитательного процессов, создавалась модель нового идеального человека, который во главу угла ставил служение государю и Отечеству и забывал о личных потребностях и нуждах. В короткие сроки должен был быть подготовлен профессиональный специалист в своем деле, который будет самоотверженно служить Отчеству. Данная модель взаимоотношений между государством и дворянством носила некий потребительский характер, а не была нацелена на целенаправленный и долгосрочный прогресс российского общества. В этом противоречии, во многом и крылась причина, что после смерти Петра великого система воспитания дворян стала развиваться несколько в ином русле, нежели того, как это видел сам Петр Великий.Также, было создано некое противоречие между государственным и родительским воспитанием. Государство претендовало на роль лидера в воспитании детей и тем, самым снижалось значение семьи в жизнедеятельности человека.Вызывали большие сомнения и методы воспитания. Предполагалось формирование людей нового формата, а методы воспитания уходили ко времени «Домостроя», популярного в период средневековья. Проповедуя гуманные идеи и различные добродетели, одним из эффективных методов воспитания считалось физической воздействие. Тем самым, Петр Великий и его сподвижники, не до конца осознавали, что для формирования нового дворянского общества необходимо время, определённые условия, естественные процессы развития, которые будут способствовать формированию сознания человека, готового бескорыстно служить Отечеству и соединять в себе всевозможные добродетели.Естественно, что воспитательные процессы, внедряемые Петром Великим, приносили и свои положительные результаты: владение иностранными языками, распространение этикета и правил поведения, развитие эстетического вкуса, изменение роли женщины в обществе, изменение семейный отношений, развитие благотворительности, получение образования на родине и за границей. Однако методы и принципы на которых строилась вся воспитательная система не могли принести эффективных результатов в короткие сроки.
1. Куракин Б. И. Жизнь князя Бориса Ивановича Куракина им самим описанная. 1676 июля/20 1709 // Архив кн. 0. А. Куракина. Кн. 1. СПб., 1890. С. 241—287.
2. Неплюев И. И. Записки Ивана Ивановича Неплюева. (1693—1773): новое полное издаше, съ примечаниями. СПб.: [б. в.], 1893. 197 с.
3. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 12. Вып. 1: Январь — июнь 1712 г. М.: Наука, 1975. 589 с.
4. Юности честное зерцало или Показанiе къ жiтейскому обхожденiю.: СПб.: 1717, -: 120 с. http://www.sharemania.ru/0299281
Список использованной литературы:
5. Барашев, М. А. Культура русской усадьбы второй половины XVIII – начала XIX веков. Очерки: учеб. пособие / М. А. Барашев. – Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2002. – 68 с.
6. Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в I половине XVIII века. - М.:Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1906. -58 с.
7. Брянцев, М. В. Культура русского купечества. Воспитание и образование / М.В. Брянцев. – Брянск: Курсив, 1999. – 201 с.
8. Быт и повседневная жизнь русского купечества (конец XVII – начало XX вв.) / М.А. Барашев // История российского предпринимательства: моногр. – Владимир: ВлГУ, 2001. – Гл. 10. – С. 238 – 283.
9. Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря / под ред. И.С. Чистовой. – М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. – 304 с.
10. Грицай Л. А. Государственная модель родительского воспитания как педагогический проект Петровской эпохи. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013, № 1 (21).С.34-42.
11. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI – XX вв.: Исторические очерки / отв. ред. Л. В. Иванова. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 784 с.
12. Домашние учителя в русской дворянской усадьбе второй половины XVIII – начала XIX веков / М.А. Барашев // Проблемы России: история и современность: сб. науч. ст. – Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2003. – С. 58 – 60.
13. Из истории образовательного опыта русского дворянства второй половины XVIII – начала XIX веков / М.А. Барашев // Гуманизация и гуманитаризация образования в вузе: сб. ст. – Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2003 – С. 12 – 14.
14. Крепостная школа в культуре русской усадьбы второй половины XVIII – первой половины XIX веков / М.А. Барашев // Власть и общество: сб. ст. – Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2003. – С. 18 – 20.
15. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – 2-е изд.,доп. – СПб.: Искусство, 2001. – 415 с.
16. Михневич В. О. Русская женщина XVIII столетия / В. О. Михневич. – Репринтное издание 1895 г. – М.: Панорама, 1990. – 404 с.
17. Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина / О. С. Муравьева. – М.: LinkaPress, 1995. – 272 с.
18. Пятнов П. В. Образовательное пространство России: первые учебные заведения. Очерк о формировании образовательного пространства России. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012, № 3.С.56-61.
19. РуденскаяС. Д. Царскосельский Александровский Лицей. 1811 –1917 / С. Д. Руденская. – СПб.:Лениздат, 1999. – 511 с.
20. Светское и религиозное образование в русской усадьбе конца XVIII – начала XIX веков / М.А. Барашев // Свеча. 2003 : сб. ст. – Владимир: Ред.-издат. комплекс ВлГУ, 2003 – С. 44 – 45.
21. Стародубцев М. П. Актуальные ценности идеала человека в понимании российского дворянства XVIII века: трансформация суждений' по специальности. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012, № 152.С.45-56.
22. Человек эпохи Просвещения: сб. науч. ст. / отв. ред. Г.С. Кучеренко. – М.: Наука, 1999. – 223 с.
23. Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи /Л. Е. Шепелев. – Л.: Наука, 1991. – 224 с.
24. Экштут, С. А. На службе российскому Левиафану. Историософские опыты / С. А. Экштут. – М.: Прогресс – Традиция, 1998. – 328 с.
25. Яковкина Н. И. Русское дворянство первой половины XIX века.Быт и традиции / Н. И. Яковкина. – СПб.: Лань, 2002. – 160 с.
Вопрос-ответ:
Какие были основные принципы воспитательного процесса дворян в России первой четверти XVIII века?
Основными принципами воспитательного процесса дворян были формирование патриотической идеологии, развитие физических и умственных способностей, приобретение навыков общения и ведения домашнего хозяйства, а также воспитание духовных ценностей и этики.
Каковы были теоретические основы воспитательного процесса в России первой четверти XVIII века?
Теоретическими основами воспитательного процесса была идеология петровских реформ, в основе которой лежала модернизация России и подготовка нового поколения дворян к реализации государственных задач.
Как формировалась модель государственного воспитания дворянского сословия в России первой четверти XVIII века?
Модель государственного воспитания дворянского сословия формировалась путем создания специальных учебных заведений, где дворяне получали образование, ориентированное на государственные нужды. Кроме того, воспитывалась система ценностей и норм поведения, соответствующих требованиям того времени.
Какие были особенности воспитательного процесса дворян в России первой четверти XVIII века?
Особенностями воспитательного процесса были строгий режим и дисциплина, основанные на военной иерархии, упор на физическое воспитание и приобретение навыков, необходимых для государственной службы. Также важным аспектом было формирование патриотической идеологии и воспитание верности государству.
Какие цели ставил перед собой воспитательный процесс в России первой четверти XVIII века?
Целями воспитательного процесса были подготовка карьеры дворянина в государственной службе, формирование личности, способной преданно служить России, и воспитание гражданственности и ответственности перед отечеством.
Какие были основы воспитательного процесса дворян в России первой четверти XVIII века?
Основой воспитательного процесса дворян в России первой четверти XVIII века были теоретические принципы, включающие образовательную и нравственную составляющие. При воспитании дворянской молодежи акцент делался на развитие государственного сознания, высоких нравственных качеств, физической выносливости и умений не только в военном, но и в гражданском сфере.
Как формировалась модель государственного воспитания дворянского сословия в России первой четверти XVIII века?
Модель государственного воспитания дворянского сословия в России первой четверти XVIII века формировалась на основе указов Петра I, которые предусматривали создание специальных учебных заведений, где будущие дворяне получали знания и навыки, необходимые для службы в государственном аппарате и армии. Особое внимание уделялось военному обучению, так как дворяне в то время часто занимали высшие военные должности.
Какие были особенности воспитательного процесса дворян в России первой четверти XVIII века?
Особенности воспитательного процесса дворян в России первой четверти XVIII века включали строгое дисциплинирование, суровую физическую тренировку и внимание к военному делу. Воспитание дворянина включало также ознакомление с политическими, правовыми и общественными принципами государства, а также развитие нравственных качеств, лидерских качеств и этикета.