Подходы к богопознанию: эсхатологический, интеллектуальный, богословие обожения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Богословие
  • 28 28 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 27.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение 3
Глава 1 Введение в Богопознание 5
1.1. Естественное богопознание. 6
1.2. Сверхестественное богопознание. 9
Глава 2 Основные подходы в богопознании 10
2.1. Эсхатологический подход 10
2.2. Интеллектуальный подход 12
2.3. Богопознание обожения 18
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

В тоже время познание Бога путем лишь имен не способно привести человека к блаженству. Иметь знание о Боге и иметь Бога в себе самом не является одним и тем же. Путь богопознания, по мнению свт. Григория, должен начинаться не с уяснения Божественных имен, но с очищения, которое святитель описывает символически – посредством образа пророка Моисея, который снимал обувь при восхождении на священную гору Синай. Такое действие пророка трактуется как совлечение «одежд кожаных», то есть очищение, освобождение человека, который вступает в общение с Богом, от скверны греха. Освобождаясь таким образом, человек приходит «в себя» (Лк 15. 17) и видит Бога в самом себе, так как, очищенная душа, как зеркало, способна отражать в себе совершенство Бога. Удаляясь, греховный мрак уступает свое место свету. Стоит отметить, что видение Бога во свете для свт. Григория Нисского не является окончательной ступенью богопознания. В отличие от святителя Григория Богослова, устремлявшегося к свету Святой Троицы и преградой на этом пути считавшего мрак, для Григория Нисского по настоящему познать Бога возможно лишь под сенью мрака - но уже не греховного, а так называемого апофатического. Для объяснения этой мысли святитель Нисский повторно использует тот же образ и отмечает, что сначала пророк Моисей созерцает Божество в пламени неопалимой купины, а позднее на Синайской горе погружается в облако, и Бог предстает перед ним во мраке. Этот образ мрака святителем используется с целью показать, что Бог превыше всякого ведения и познания и что видение Божественной сути невозможно. Однако исключение составляет душа, вступающая в Божественное общение, мрак - это не тупик в богопознании, но новая ступень, вершина которой - «Божественное и трезвенное упоение». Жажда упоения призывает душу обрести своего Жениха – Иисуса Христа, подобно тому, как в Книге Песнь Песней Соломона невеста ищет своего возлюбленного. В своем восхождении к Богу душа минует мир материальный и духовный, превосходит умозрение и созерцание, устремляясь туда, где знание становится любовью, а «видение» означает «обладание». Восхождение к Богу бесконечно, потому что бесконечен Сам Бог; чем более душа соединяется со своим Возлюбленным Женихом, тем более она жаждет познавать и любить Его.
Традиции богопознания развивались и в антиохийской школе богословия. В основном они были связаны со спецификой восприятия Личности Христа, через Которого Божественное снисхождение явило Бога применительно к понятию ограниченности творения. Из наиболее известных представителей этой традиции стоит отметить святителя Иоанна Златоуста и блаженного Феодорита, епископа Кирского. Первый из них, вступая в полемику с Евномием, отмечает, что по своей великой любви Бог показывает людям Себя не в Своем истинном свете, а в том виде, каким его способны увидеть ограниченные по своей немощи человеческие существа. Даже силы небесные, владеющие знанием Бога, не ведают Его сущности и не делают попыток это узнать. Являя домостроительное снисхождение, Сын воплощаясь в плоти, обнаруживает Себя видимым не только для человеческого рода, но и для ангелов. Узреть Божество «лицом к лицу» станет возможным только в будущем веке, когда Спаситель явится в Своей Божественной славе.
Для блж. Феодорита познание Бога возможно только из Откровения, которое всегда учитывает познавательные способности как ангелов, так и людей. Евангельское изречение: «Ангелы… на небесах всегда видят лицо Отца… Небесного» (Мф 18. 10) - говорит не о познании ангелами Божественной сущности, а лишь о созерцании славы Божества, причем являемой в соответствии с ограниченными возможностями ангельской природы. Во Христе Божественная природа обнаруживает Себя через природу человеческую посредством чудес.
Опыт богообщения вывел представителей александрийской традиции богословия на новые ступени в богопознании. Так, свт. Кирилл Александрийский, изучив богословское наследие святителя Афанасия Великого, которое обогатили труды великих каппадокийцев, сообщает о совершенном знании Божественной Сущности уже не как об интеллектуалистическом гнозисе (в духе Климента и Оригена), а рассматривает его одной из сторон человеческого обожения. Именно обожение - главная цель его жизни. По его мысли, богопознание идет бок о бок человека на пути к обозначенной цели, возрастая в ходе его обожения. Оно происходит в Иисусе Христе, Божество Которого, Его слава наполняет ум неизъяснимым светом, упраздняющим «Божественный мрак», потому что «мрак» для святителя Кирилла, так же, как и для свт. Григория Богослова, символизирует несовершенное познание. Совершенный гнозис Христа достигается просвещением Духом Святым. Через Святого Духа человек становится подобным Сыну, Который, в свою очередь, является совершенным образом Отца. По святителю Кириллу, человек встречается с подлинным богословием, то есть богословием Святой Троицы, открывшемся только во Христе, ибо только Христос явил миру имя Отца и привел человека к разумению тайны Святой Троицы, что и составляет высшее ведение о Боге.
Учение о богопознании эпохи христологических споров подытожил преподобный Иоанн Дамаскин. К этой проблеме прп. Иоанн обратился не только как собиратель отеческих преданий, но и как защитник святых икон в период иконоборчества. Подводя итог святоотеческому учению о богопознании, преподобный Иоанн в духе каппадокийцев, «Ареопагитик» и прп. Максима Исповедника утверждает, что природа Бога непознаваема. «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо - Его беспредельность и непостижимость. А то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству». Говорить о Боге «утвердительно» позволяют энергии, исходящие от Божественной природы и являющие Бога в Его творческом и домостроительном откровении миру. Из домостроительных проявлений Бога преподобный Иоанн уделяет основное внимание Воплощению, открывшему возможность познавать Бога во Христе и даже в Его изображениях (то есть в иконах). Полемизируя с иконоборцами, утверждавшими, что Бог как Существо духовное не может иметь в вещественном мире никакого образа, потому что Он невидим, неизобразим и неописуем, прп. Иоанн Дамаскин отмечает, что идея образа принадлежит Самому Богу, превечно рождающему «Свой живой и естественный Образ», то есть «Образ ипостаси Его» (Евр 1. 3), и сотворившему по Своему образу человека. Поэтому уже в ветхозаветные времена Бог мог являться праведникам в образе человека. «Не естество Божие — ибо Бога не никто никогда (Ин 1:18), - пишет преподобный Иоанн,- а образ Бога, и, пав, поклонился. Иисус, сын Навина, увидел, — [но] не Ангела, а ибо природа Ангела не созерцается телесными глазами; и, павши, поклонился, Подобным образом [поступил] и Даниил, Ангел же не Бог, но творение и раб Божий и помощник; [почему] тот поклонился ему не как Богу, но как помощнику и служителю. Ужели и я не стану делать изображения друзей Христа? И ужели не стану поклоняться, не как богам, но как изображениям друзей Бога?». С момента Воплощения, Бог стал видим, изобразим и познаваем в Ипостаси Иисуса Христа.















Заключение


Проанализировав вышеизложенный материал можно сделать вывод о том, что богопознание прошло длительную эволюцию, трансформируясь на отдельных этапах в зависимости от внешних обстоятельств. Современное богопознание можно охарактеризовать словами Григория Богослова о Непостижимости Бога - «Человек не может познать Бога так, как Бог знает Сам Себя: он может лишь узнавать о Боге через Христа и через рассмотрение видимого мира. Сущность Божия недосягаема для человеческого разума..».
Это утверждение построено на воззрениях трех персонажей Священного Писания. Символом Ветхого Завета является Иов из страны Уц.
Все помнят, что после того как Бог позволил Сатане властвовать над Иовом (в материальном смысле), последний потерял все чем дорожил. Из последних сил он обратился к Богу с вечным вопросом: «За ЧТО?». Далее следует монолог Иова, описывающий величие и непостижимость Божие, и , наконец Иов находит ответ на свой вопрос: Господь вне времени и пространства, к нему неприменимы законы Бытия, Он просто Есть и Его Сущность вокруг нас. Поэтому для Иова вопрос снимается сам собой, он принимает все со смирением и покорностью, за что получает от Бога воздание больше прежнего. Иов символизирует религиозное мышление любого верующего человека, которое испытывает священный ужас и трепет перед Создателем.
Второй персонаж – апостол Павел, говоривший о том, что «вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы».
Последний – Иисус Христос, который заявлял: «Я есмь Путь, и никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Таким образом, богопознание не возможно без живой связи двух Заветов, установленной Спасителем.
Список литературы



Добротолюбие. Т. 3 // М., Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992., 640 с.;
прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие: Учебное пособие. // М.: Изд-во ПСТГУ, 2013., 622 с.;
М. С. Иванов. Богопознание: статья // «Православная Энциклопедия». т. V. Москва. 2002 г.;
Феофил, епископ Антиохийский Послания к Автолику - М. Русская историко-филологическая школа "Слово", 2000.;
Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. С. — Петербург: Типография М. Меркушева, 1907.
Климент Александрийский. Строматы. Книга пятая. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/5_11 // (дата обращения: 21.04.2018).;
Климент Александрийский. Строматы. Книга седьмая. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/7 // (дата обращения: 21.04.2018).
Климент Александрийский. Строматы. Книга четвертая. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/4 // (дата обращения: 21.04.2018).
Ориген. О началах. Книга 2. Перевод Н. Петрова. Казань, 1899.
Ориген. О началах. Книга 1. Перевод Н. Петрова. Казань, 1899.
Сократ Схоластик. Церковная история. // М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996., 363 с.;
Евагрий Понтийский. Слово о молитве.[Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij/slovo-o-molitve/#0_2 // (дата обращения: 21.04.2018).;
Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть первая. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 125-191.
Свт. Василий Великий. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. — Москва, 1891. — С. 189–293.
Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т. Т.1.// М.: АСТ, 2000., 827 с.
святитель Григорий Нисский. О Блаженствах. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-blazhenstvakh/#0_6 // (дата обращения: 21.04.2018).
святитель Григорий Нисский. Изъяснение Песни песней Соломона. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/izyjasnenie-pesni-pesnej-solomona/10 // (дата обращения: 22.04.2018).
Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. // М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003.
Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/#0_3 // (дата обращения: 22.04.2018).

Добротолюбие. Т.3 // М., Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992., с. 349
прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие: Учебное пособие. // М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 75
См. М. С. Иванов. Богопознание: статья // «Православная Энциклопедия». т. V. Москва. 2002 г. С. 476
Феофил, епископ Антиохийский Послания к Автолику - М. Русская историко-филологическая школа "Слово", 2000.
Там же
Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. С. — Петербург: Типография М. Меркушева, 1907.
Там же
См. Климент Александрийский. Строматы. Книга пятая. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/5_11 // (дата обращения: 21.04.2018).

См. Климент Александрийский. Строматы. Книга седьмая. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/7 // (дата обращения: 21.04.2018).
См. Климент Александрийский. Строматы. Книга четвертая. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/4 // (дата обращения: 21.04.2018).
Там же
Ориген. О началах. Книга 2. Перевод Н. Петрова. Казань, 1899.

Ориген. О началах. Книга 1. Перевод Н. Петрова. Казань, 1899.
Ориген. О началах. Книга 2.
Ориген. О началах. Книга 1.
Там же
Сократ Схоластик. Церковная история. // М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996., С. 175
См. Евагрий Понтийский. Слово о молитве.[Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij/slovo-o-molitve/#0_2 // (дата обращения: 21.04.2018).

Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть первая. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 125-191.
Там же
Свт. Василий Великий. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. — Москва, 1891. — С. 189–293.
Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т. Т.1. // М.: АСТ, 2000. С. 476-502
См. святитель Григорий Нисский. О Блаженствах. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-blazhenstvakh/#0_6 // (дата обращения: 21.04.2018).
См. святитель Григорий Нисский. Изъяснение Песни песней Соломона. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/izyjasnenie-pesni-pesnej-solomona/10 // (дата обращения: 22.04.2018).
Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. // М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. С. 29
Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/#0_3 // (дата обращения: 22.04.2018).









2















20

Список литературы



1. Добротолюбие. Т. 3 // М., Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992., 640 с.;
2. прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие: Учебное пособие. // М.: Изд-во ПСТГУ, 2013., 622 с.;
3. М. С. Иванов. Богопознание: статья // «Православная Энциклопедия». т. V. Москва. 2002 г.;
4. Феофил, епископ Антиохийский Послания к Автолику - М. Русская историко-филологическая школа "Слово", 2000.;
5. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. С. — Петербург: Типография М. Меркушева, 1907.
6. Климент Александрийский. Строматы. Книга пятая. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/5_11 // (дата обращения: 21.04.2018).;
7. Климент Александрийский. Строматы. Книга седьмая. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/7 // (дата обращения: 21.04.2018).
8. Климент Александрийский. Строматы. Книга четвертая. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/stromaty/4 // (дата обращения: 21.04.2018).
9. Ориген. О началах. Книга 2. Перевод Н. Петрова. Казань, 1899.
10. Ориген. О началах. Книга 1. Перевод Н. Петрова. Казань, 1899.
11. Сократ Схоластик. Церковная история. // М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996., 363 с.;
12. Евагрий Понтийский. Слово о молитве.[Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontijskij/slovo-o-molitve/#0_2 // (дата обращения: 21.04.2018).;
13. Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть первая. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С. 125-191.
14. Свт. Василий Великий. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. — Москва, 1891. — С. 189–293.
15. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т. Т.1.// М.: АСТ, 2000., 827 с.
16. святитель Григорий Нисский. О Блаженствах. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/o-blazhenstvakh/#0_6 // (дата обращения: 21.04.2018).
17. святитель Григорий Нисский. Изъяснение Песни песней Соломона. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/izyjasnenie-pesni-pesnej-solomona/10 // (дата обращения: 22.04.2018).
18. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. // М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003.
19. Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tri-zashhititelnykh-slova-protiv-poritsajushhikh-svjatye-ikony/#0_3 // (дата обращения: 22.04.2018).

Вопрос-ответ:

Какие подходы существуют к богопознанию?

Существуют эсхатологический подход, интеллектуальный подход и подход через обожение.

Что представляет собой эсхатологический подход в богопознании?

Эсхатологический подход сосредоточивается на конечной цели богопознания - достижении блаженства через слияние с Богом и опыт вечной жизни.

В чем заключается интеллектуальный подход в богопознании?

Интеллектуальный подход основан на размышлениях и анализе разумных доказательств существования Бога, а также на изучении религиозных текстов и философских концепций.

Что означает подход через обожение в богопознании?

Подход через обожение включает в себя практику поклонения и служения Богу, осознание его присутствия в своей жизни и стремление к глубокой духовной связи с Ним.

Может ли лишь знание о Боге привести человека к блаженству?

Нет, иметь знание о Боге не является достаточным для достижения блаженства. Важно иметь Бога в себе самом, тесную духовную связь с Ним и опыт вечной жизни.

Что такое богопознание?

Богопознание - это процесс познания Бога, изучение Его природы, атрибутов и влияния на мир.

Какие подходы существуют в богопознании?

В богопознании существуют различные подходы, включая эсхатологический подход, интеллектуальный подход и подход, основанный на обожении Бога.

Чем отличается эсхатологический подход?

Эсхатологический подход к богопознанию подразумевает изучение конечных вещей, тайн будущего и предсказаний относительно Божественных уделов.

В чем заключается интеллектуальный подход в богопознании?

Интеллектуальный подход в богопознании предполагает использование логики, разума и анализа для понимания Божественной природы и принятия веры.

Что означает богопознание через обожение Бога?

Богопознание через обожение Бога - это подход, в котором познание Бога осуществляется через личную религиозную практику и глубокую преданность Божественному.

Какие подходы существуют в богопознании?

В богопознании существуют различные подходы, включая эсхатологический, интеллектуальный и богопознание обожения.