Гуманистические идеи эпохи Возрождения и Реформации, их роль в формировании буржуазно-либерального мировоззрения
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 27.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Гуманистические идеи в период Возрождения 6
1.1. Концепция человека в период Возрождения 6
1.2. Гуманистические, научные и философские идеи Возрождения 10
Глава 2. Влияние Реформации на страны Западной Европы 15
2.1. Политическая идея Реформации 15
2.2. Роль Реформации в формировании современного западного мира 18
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Тяжелая автономная дисциплина, запрещающая азартные игры и пьянство, а также система зарегистрированных дисциплинарных взысканий за служебные преступления, появились именно в протестантской армии. Офицеры, ранее являвшиеся только лишь первыми бойцами своего полка, стали главными педагогами солдат и мастерами «строя». МорицОранскийот офицеров требовал,как храбрость, так и хорошее образование: знание латыни, изучение древнеримского боевого искусства, математики и техники, возведения и защиты своих крепостей и умения захватывать крепости врага.На развитие капиталистической экономикиРеформация оказала большое влияние, предпринимательство сделала уважаемой профессией. До Кальвина и Лютера предпринимательство было терпимым, но «едва ли приемлемым для Бога». Переводя на немецкий языкБиблию,Лютер применил слово Beruf, то есть призвание или профессия. До этого само слово «профессия» обозначало исключительно миссию священника, и в светской литературе оно не использовалось ни на одном языке. Одной из самых почетных профессий было предпринимательство, и умножение капитала стали воспринимать как деятельность прилежных на службе Богу управляющих. Бережливость, умение управлять деньгами разумно стали добродетелями. Купеческий класс начал считаться мощной силой, воплощающей волю Бога и, соответственно, власть страны.После Реформации появились инструменты текущего финансового мира. В Голландии в 17 векеизобрели новая форма собственности капиталом – акция, выпускной документ, который предоставлял собственнику право на часть прибыли компании. Затем на фондовой бирже появились игры – менялась стоимость акций каждый день, на такие изменения больше влияло волнение игроков, чем влияние экономических факторов. В Нидерландах Во время «тюльпановой лихорадки»в 1634-1635 годах начали применяться фьючерсные торги.Протестантизм развил действующую и сегодня специальную этику в сознании миллионов людей – этику труда, хозяйственной деятельности, договорных отношений, педантизма, то есть буржуазных добродетелей, которые вошли в плоть, кровь и повседневную жизнь стран в Западной Европе и в Новом Свете.Американские и европейскиеколонизаторы идею отверженных и избранных заимствовали из кальвинизма, применив их к завоеванным народам. Буржуазия также передала эту идею общественным отношениям не только на практическом уровне, но и на теоретическом уровне, что видно из заявлений британских политиков и экономистов: Д. Рикардо говорит о «рабочей расе» и Б. Дизраэли– о «расе бедняков» и «расе богачей».Становясь более влиятельной, буржуазия получаетпростую,«дешевую» и удобную религию, которая соответствует её интересам. Такая религия не требовала больших денег для строительства дорогих церквей и сохранения щедрого культа, который имел место в католицизме. Это не занимало много времени для ритуалов,молитв, паломничества к различным святым местам и иных обрядов. Она не ограничивалаповедениеи жизнь человека выбором пищи, соблюдением поста и так далее. Она не требовала каких-нибудь внешних для своей верыпроявлений. Такая религия вполне подходила современному деловому человеку.Сельское хозяйство, согласно традиции Ветхого Завета, считалось богоугоднойи почетной работой. В XVII веке в Англии протестантские крестьяне нашли способ совместить сельское хозяйство и предпринимательство, тем самым создав фермерство.Протестантский рационализм, опираясь на опыт и на разум в XVII веке, формирует основы европейской науки как великого института. Организация науки была заимствована из церковной организации. Встречи ученых называются «конференциями»,как одноименныепуританские встречи, где представлялись речи, которые выносилисьна обсуждения и дискуссии.Лютер был в числе первых в Европе, предложивших универсальный образовательный проект, и настаивал на том, чтобы христиане отдавали своих детей в школу, потому что в противном случае они не вырастут разумными людьми и верными христианами. В «протестантской» части Германии и в Массачусетсе в Новой Англии обучение для всех социальных классов стало обязательным.Кальвинистские церкви – первые международные организации в Европе, структура которых была заимствована торговыми компаниями и политическими партиями: имеется базовая ячейка, что управляется группой избранных представителей; ячейки объединены в ассоциации, представители объединений входят в общий административный орган, регулярно ездят на съезды или сборы, для решения стратегических и административных вопросов.Протестанты принципиально организовывали благотворительность по-новому – они создавали благотворительные фонды, например, были в Германии созданыпервые государственные кассы помощи бедным (по заказу Лютера). В 1865 году в Лондоне появилась протестантская деноминация, «Армия спасения» –международная благотворительная организация.Протестантская благотворительность исходила из убежденности в том, что, раз каждый человек призван быть управляющим Бога, а церковь как корпорация «верных» помогает ему в этом, необходимо позаботиться о том, чтобы все члены общины были самыми эффективными менеджерами. Человек, который ведет себя «не нормативно», не выполняет свое призвание. Это должно быть «исправлено», нужно помочь ему вернуться к выполнению своего долга. Руководствуясь этой идеей, в Англии уже в середине 16 века были рабочие домадлямелких преступникови нищих – исправительно-трудовые учреждения. В Америке в первой половине 17 века начали появлятьсядля алкоголиковпервые реабилитационные центры.Протестантизм распространился по всей Европе в вере последователей Жана Кальвина, Лютера, «цвиккауских пророков», Ульриха Цвингли. В эпоху Реформации была сформулирована юридическая и политическая мысль относительно того, что свобода совести является предпосылкой и непременным признаком антидеспотической, демократическиорганизованной человеческой группы. Лютер указывал: «Ни папа, ни епископ, ни какой-либо другой человек не имеют права устанавливать, ни единой буквы над христианином, еслина то не будет его собственного согласия». Данная идея сыграла в возникновении англиканстваполезную, революционизирующую роль, занимая промежуточную позицию между католицизмом и протестантизмом в вопросах доктрины.ЗаключениеВ ходе написания работы были решены все поставленные ранее задачи. Развитое гражданское общество представляет собой следствие политической активности граждан, позволяя для развития демократиииметь прочные основы. В политической сфере демократия неприемлема без формирования культуры итрадиций, основанных на уважении индивидуальных прав, экономической стабильности и социальной ответственности в обществе. История человечества показывает, что разные общества интерпретируют демократию по-разному. Но остается неоспоримым, что она, как политическое и юридическое достижение, прочно вошла во всем мирев сознание людей. Появление идей демократии неразрывно связано с идеями гуманизма, концепцией прав человека. Эпоха Возрождения и Реформация привели к изменению отношений между обществом и человеком, государством иобществом, государством и человеком, придав мощный импульс изменению политического миропорядка, развитию экономики. Следы этого развития нельзя упускать из виду в современном европейском обществе. Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:Эпоха Возрождения вернула интерес людей к естественным потребностям человека. Благодаря создающемуся капиталистическому преобразованию, в европейской цивилизации происходит раскрепощение человеческих потребностей. И новой концепцией, которая позволило тогдашнему социуму, вкупе с наукой развиваться, стала именно идеология гуманизма.Важным стимулом для формирования гуманизма был переход Западной Европы к урбанистическому образу жизни. В новых условиях человек стал создателем окружающей среды, её трансформация и человеческий успех были сначала определены не его благородством или положением, а предпринимательством, интеллектом, знаниями, усердием, волей. Новое мировоззрение философов опиралось на идеалы древнего наследия, в котором всегда присутствовал гуманистический дух, не было аскетизма, и был большой интерес к различным проблемам человеческой жизни и ее простых радостей.Главной политической идеей Реформации было перед Божьим судом равенство и высшая истина, которую любой человек, что знаком с Евангелиями, может судить, обнажая с этой позиции несправедливую власть. Протестантская Реформация, взяв на вооружение либеральные тенденции и движения Возрождения, направила их исключительно в русло христианской жизни, тем самым ознаменовав конец средневековья и положив начало современного периодаРеформация началась в виде протеста, как против злоупотреблений в Католической Церкви, так и против ее концептуальных основ, а именно – принципов взаимоотношений между человеком и Богом. Самосознание людей, которые считали, что «человек человеку брат», было заменено идеей конкуренции. В конце девятнадцатого века Фридрих Ницше написал в своей книге о том, что сама по себе жизнь – это присвоение, нанесение вреда, преодоление чужого и более слабого, угнетения, жестокости, насильственного навязывания собственных форм, аннексии и, по крайней мере, в минимальной степени, эксплуатации. Из этого следует, что индивидуализм не является естественным качеством человека, особенностью личного характера. Это сложный элемент религиозной картины мира, что сформирована во время Реформации.Список использованных источников и литературыАпология истории или ремесло историка – издание второе, дополненное / Блок М. – М.: Наука. 1986. – 174 с.Аралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения. // Власть. – 2015. – № 3. – С. 48-52.Бачинин В. А. Европейская Реформация как духовная война. – Киев: Дух и буква, 2017. – 436 с. Бондаренко Е. А., Борисов С. Н., Римский В. П. Интеллектуальные субкультуры в средние века и эпоху Возрождения // Наука. Искусство. Культура. – 2014. – Выпуск 4. – С. 178-190.Воронин С. А. Главные заблуждения нашего времени: от Реформации до неолиберализма. Предыстория и начало // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2014. – № 3. – С. 5-30.Вульф М. Средневековая философия и цивилизация. – М.: Центрполиграф, 2014. – 253 с.Гура В. А., Пазухина О. Р. Лютер и Кальвин о человеке и его свободе: религиозное обоснование новоевропейского типа личности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2015. – № 2 (220). – С. 139-145.Иванов С. Г. О сущности понимания Ренессанса // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 14 (2). – С. 7-11.Иванов С. Г. Томизм и духовность эпохи Возрождения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 1. – С. 40-48.Катто М. Восприятие и интерпретация Лютера в раннее новое время: взгляд из Италии // Религия. Церковь. Общество. – 2017. – Выпуск 4. – С. 208-231.Корякин С. С. Становление традиционной протестантской теории искупления // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2016. – № 1. – 262-277.Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/kosikov-teoreticheskie-problemy.htm (дата обращения 22.04.2018).Луков В. А. Эпоха Возрождения // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 1. – С. 299-303.Лупандин В. Н. Развитие силлогистического учения в эпоху Возрождения // Вестник государственного и муниципального управления. – 2016. – № 2. С. 148-152.Лютер М. О светской власти. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. RoyalLib.com./author/luter – martin: www.etextlib.ru/Book/Details/17167 (Дата обращения: 22. 04. 2018).Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990. – 80 с.Миргородский А. А. Концепт любви в философии эпохи Возрождения // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 1 (57). С. 148-151.ТолстенкоA. M. Открытие мира и человека в эпоху Ренессанса // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2010. – Том 11. – Выпуск 2. – С. 225-237.Томас Мор Утопия – М.: Наука, 1978.- 417 с.Фурман Д. Е. Идеология реформации и ее роль в становлении буржуазного общественного сознания // Избранное. – М.: Территория будущего, 2011. – 406 с.Чалый В. А. Становление политической рациональности в политико-философских концепциях Реформации // Проблемы современного образования. – 2017. – № 4. – С. 9-17.Чечеткина И. И. Взаимодействие философии, искусства и науки в эпоху Возрождения // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – № 1. – С. 326-329.Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Том 1. – М.: Статут, 2005 – 461 с.Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // [Электронный ресурс]. Режим доступа: RoyalLib.com/ author/engels-fridrih. Html (Дата обращения: 22. 04. 2018). Юрченко Н. И. Влияние реформации на формирование демократических институтов Европы // Universum: Общественные науки. – 2017. – № 5 (35). – С. 4-8.
1. Апология истории или ремесло историка – издание второе, дополненное / Блок М. – М.: Наука. 1986. – 174 с.
2. Аралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения. // Власть. – 2015. – № 3. – С. 48-52.
3. Бачинин В. А. Европейская Реформация как духовная война. – Киев: Дух и буква, 2017. – 436 с.
4. Бондаренко Е. А., Борисов С. Н., Римский В. П. Интеллектуальные субкультуры в средние века и эпоху Возрождения // Наука. Искусство. Культура. – 2014. – Выпуск 4. – С. 178-190.
5. Воронин С. А. Главные заблуждения нашего времени: от Реформации до неолиберализма. Предыстория и начало // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2014. – № 3. – С. 5-30.
6. Вульф М. Средневековая философия и цивилизация. – М.: Центрполиграф, 2014. – 253 с.
7. Гура В. А., Пазухина О. Р. Лютер и Кальвин о человеке и его свободе: религиозное обоснование новоевропейского типа личности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2015. – № 2 (220). – С. 139-145.
8. Иванов С. Г. О сущности понимания Ренессанса // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 14 (2). – С. 7-11.
9. Иванов С. Г. Томизм и духовность эпохи Возрождения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 1. – С. 40-48.
10. Катто М. Восприятие и интерпретация Лютера в раннее новое время: взгляд из Италии // Религия. Церковь. Общество. – 2017. – Выпуск 4. – С. 208-231.
11. Корякин С. С. Становление традиционной протестантской теории искупления // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2016. – № 1. – 262-277.
12. Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/kosikov-teoreticheskie-problemy.htm (дата обращения 22.04.2018).
13. Луков В. А. Эпоха Возрождения // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 1. – С. 299-303.
14. Лупандин В. Н. Развитие силлогистического учения в эпоху Возрождения // Вестник государственного и муниципального управления. – 2016. – № 2. С. 148-152.
15. Лютер М. О светской власти. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. RoyalLib.com./author/luter – martin: www.etextlib.ru/Book/Details/17167 (Дата обращения: 22. 04. 2018).
16. Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990. – 80 с.
17. Миргородский А. А. Концепт любви в философии эпохи Возрождения // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 1 (57). С. 148-151.
18. Толстенко A. M. Открытие мира и человека в эпоху Ренессанса // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2010. – Том 11. – Выпуск 2. – С. 225-237.
19. Томас Мор Утопия – М.: Наука, 1978.- 417 с.
20. Фурман Д. Е. Идеология реформации и ее роль в становлении буржуазного общественного сознания // Избранное. – М.: Территория будущего, 2011. – 406 с.
21. Чалый В. А. Становление политической рациональности в политико-философских концепциях Реформации // Проблемы современного образования. – 2017. – № 4. – С. 9-17.
22. Чечеткина И. И. Взаимодействие философии, искусства и науки в эпоху Возрождения // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – № 1. – С. 326-329.
23. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Том 1. – М.: Статут, 2005 – 461 с.
24. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // [Электронный ресурс]. Режим доступа: RoyalLib.com/ author/engels-fridrih. Html (Дата обращения: 22. 04. 2018).
25. Юрченко Н. И. Влияние реформации на формирование демократических институтов Европы // Universum: Общественные науки. – 2017. – № 5 (35). – С. 4-8.
Вопрос-ответ:
Какие идеи гуманизма были важны в эпоху Возрождения и Реформации?
В эпоху Возрождения и Реформации были важны идеи гуманизма, такие как центральное значение человека, интерес к гуманитарным наукам, обращение к классическим авторам и отказ от средневековых догматов.
Какие идеи влияли на формирование буржуазно-либерального мировоззрения?
Идеи гуманизма, представленные в эпоху Возрождения и Реформации, оказали значительное влияние на формирование буржуазно-либерального мировоззрения. Они подвигали людей на осознание своей индивидуальности, свободы мысли и самоопределения.
Какая концепция человека была характерна для эпохи Возрождения?
В эпоху Возрождения характерна концепция человека как центрального существа, обладающего разумом, свободой воли и способностью к достижению совершенства. Человек рассматривался как носитель богатых внутренних потенциалов, которые могут быть развиты через образование и саморазвитие.
Какие научные и философские идеи гуманизма были распространены в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения были распространены такие научные и философские идеи гуманизма, как вера в возможность познания мира через наблюдение и эксперимент, интерес к природе и человеческому телу, антропоцентризм в искусстве и литературе.
Какова роль Реформации в формировании современного западного мира?
Реформация сыграла важную роль в формировании современного западного мира. Она способствовала развитию протестантской этики, индивидуального религиозного опыта, свободы совести и мирского прогресса. Реформационные идеи внесли свой вклад в развитие демократии, образования, науки и капитализма.
Какие гуманистические идеи были популярны в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения были популярны гуманистические идеи, связанные с центральным положением человека во Вселенной, свободой мысли, развитием образования и культуры. Люди того времени стремились к познанию мира и исследованию новых горизонтов.
Какая концепция человека была в эпоху Возрождения?
Концепция человека в эпоху Возрождения характеризовалась идеей о его возможностях и способностях. Человек считался свободным и разумным существом, способным совершать великие достижения и преобразовывать мир. Эта концепция создала основу для будущего буржуазно-либерального мировоззрения.
Какие реформы оказали влияние на западные страны Европы?
Реформация оказала значительное влияние на западные страны Европы. Она привнесла новые политические и религиозные идеи, разрушила господство католической церкви и способствовала развитию протестантской этики, которая стала основой для формирования современного западного мира.
Какая роль Реформации в формировании современного западного мира?
Роль Реформации в формировании современного западного мира заключается в том, что она способствовала распространению протестантской этики и принципов индивидуальной свободы и ответственности. Реформация также разрушила монополию католической церкви и способствовала развитию просвещения, науки и образования.