Пути и средства формирования готовности к самообразованию в процессе обучения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 31 31 страница
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 27.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты проявления собственных профессиональных интересов 5
1.1. Профессиональное интересы личности: понятие, подходы 5
1.2. Особенности формирования профессиональных интересов 8
1.3.Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в зарубежных исследованиях 15
2. Диагностика профессиональных интересов 20
2.1 Методы исследования профессиональных интересов 20
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 31
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

К каждой из выделенных шкал относятся по 6 пунктов анкеты. Суммируются баллы по шкалам. Интерпретация осуществляется путем сравнения выраженности значений по шкалам. Методика рекомендуется в качестве скрининговой в целях профориентационной работы психолога. Допускаются как индивидуальная, так и групповая формы проведения тестирования
Обектом исследования являлся автор данной работы.
2.2. Анализ результатов исследования


В ходе исследования получились следующие результаты.
1.Характер профессиональной направленности исследовался с помощью методики Дж. Холланда, модифицированной сотрудниками кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ.
Согласно типологии личности американского психолога, Дж. Холланда (Holland, 1996), различают 6 профессиональных типов личности: интеллектуальный, реалистичный, конвенциональный, социальный, артистический, предприимчивый. Каждый тип характеризуется назначенными особенностями системы способностей, ценностей, характера. В связи с этим любому профессиональному типу личности отвечают типы профессиональной среды, в которых человек может достичь наибольших успехов. [22]
В результате проведения методики выяснилось, что у испытуемого из 6 профессиональных типов личности доминирует предприимчивый тип. Человек этого типа уверенный в себе, конкурентный, избегающий монотонной умственной работы и однозначных ситуаций, старающийся организовывать и руководить. Профессиональный выбор этого типа - различные виды предпринимательской деятельности, работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; межличностный и финансовый риск, участие в соревновательной деятельности; проведение собраний, групп, руководство компаниями, организациями, управление проектами и людьми; проведение политических кампаний, презентаций, выборов и т.п. организаторские способности, способности убеждения, вербальные способности.
Способности, которыми имеет руководящие и лидерские способности, навыки межличностного взаимодействия и социальные навыки, склонность к предпринимательской деятельности.
2. Готовность к профессиональному выбору изучалась при помощи методики профессиональной готовности А.П. Чернявской (2004).
Методика представляет собой опросник, включающий 99 вопросов. Предназначена для учащихся 9-11-х классов.
Цель: определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.
Форма проведения: индивидуальная, групповая.
Опросник состоит из пяти шкал: «автономность» (20 вопросов); «информированность» (17 вопросов); «ориентация во времени» (планирование) – 20 вопросов; «принятие решения» – 20 вопросов; «эмоциональное отношение» – 22 вопроса. Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.
Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверж-дении, то в бланке листа ответов поставьте знак «+» если не согласны — знак « — ». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».
В результате проведения методики доминировала шкала информированности.
Понятие «информированность о мире профессий» в себя включает:
осознание подразделения мира профессий по целям и предмету труда, орудиям производства;
знание отдельных профессий;
знание понятий трудовой дисциплины, культуры труда, принципов оплаты, структуры предприятия;
практические умения или знания, которые касаются приобретения профессии, поиска и поступления на работу, которое требует уровня образования для разных профессий; того, как удержаться на работе, как совершенствовать собственный профессионализм. [2]
Полагается, что большой объем информации о мире профессий в целом должны располагать школьники четвертого класса. Сформированность профессиональной позиции в четвертом классе характеризуется рядом показателей:
позитивное отношение к всякому виду труда;
определенный уровень осведомленности относительно главных массовых профессий;
умение различить связи между профессиями, которые отражены в классификации;
умение выделить главные требования профессии к человеку;
склонность к самооценке в контексте профессионального самоопределения.
Информированность о группах профессий или отдельных профессиях подключает знания о социально-экономических и физических условиях работы по профессии, требованиях профессии к человеку (личностные качества, познавательная сфера, психофизиологические особенности), требованиях к уровню образования, потенциалах получения образования; знание социально-экономических потребностей общества, перспективах профессионального роста; конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.
3. Для изучения профессиональной идентичности используется методика Л.Б. Шнейдера, построенная на принципах прямого и цепного ассоциативного теста. Первоначально испытуемым предъявлялось два слова-стимула: "профессионал " и "непрофессионал, на которые каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на эти 10 словстимулов вновь предлагалось записать 10 любых слов, пришедших в голову.
В результате проведения методики выяснилось, что доминирует диффузная идентичность - статус идентичности, при котором не имеется прочных целей, ценностей и убеждений, и попыток их активно сформировать. Человек с "диффузной идентичностью" может вступить в стадию "моратория" и затем перейти к "зрелой идентичности".
Социальные факторы возникновения кризисов профессионального развития. Профессиональное развитие человека определено особенностями социализации личности, введением ее в разные формы взаимодействия с социальной средой.
В разрешении, протекании и возникновении кризиса профессионального выбора в период ранней взрослости и юности в качестве такой среды выдаются семейные и социальные условия жизни (семья или ее заменяющее детское учреждение, состав семьи, степень занятости родителей, стили семейного воспитания и др.), условия образовательной среды, (коллектив класса, профессионального учебного заведения, школы). Целая совокупность данных действий выступает в качестве внешних средовых факторов, опосредуется действие которых индивидуально-личностными особенностями. Для исследования социальных факторов, которые влияют на возникновение кризисов профессионального развития, разработаны анкеты, которые содержат вопросы о мотивах социальной активности, ценностях, планах выбора дальнейшего профессионального пути. Исследовались также характеристики семейного окружения.
Для изучения индивидуально-психологических характеристик профессионального развития употреблялся методический комплекс, содержащий исследование особенностей саморегуляции, целеполагания и планирования, уровня субъективного контроля, характерологических особенностей личности, характеристик самоактуализации и самореализации, совладеющего поведения, характеристик психофизиологического функционирования и здоровья. [4]
4. Для изучения характерологических особенностей личности употреблялся 14-факторный опросник Р. Кеттелла, 16-факторный опросник Р. Кеттелла, форма С (Капустина, 2007).
В результате проведения методики выяснилось, что доминирует блок интеллектуальных свойств. Это значит, что обладатели высоких баллов в большей степени ориентированы на абстрактное мышление, у них хорошо развиты фантазия и воображение, они легко находят логические взаимосвязи между явлениями, благодаря чему обычно без проблем справляются с различными отвлеченными задачами.
5. Профессиональные интересы были изучены с помощю анкеты интересов Хеннинга. Методика предназначена для выявление профессиональных склонностей, интересов личности. Стимульный материал - Анкета интересов Хеннинга Методика предназначена для выявление профессиональных склонностей, интересов личности. Стимульный материал - 144 утверждения, к которым испытуемый должен выразить свое отношение. Возможны 4 варианта ответов: 1 - совершенно неприемлемо; 2 - неприемлемо; 3 - приемлемо; 4 - вполне приемлемо. Все вопросы методики сгруппированы в 24 шкалы, отражающие следующие сферы человеческой деятельности: 1. Физика, 2. Математика, 3. Химия, 4. Астрономия, 5. Биология, 6. Медицина, 7. Сельское хозяйство, 8. Лесное хозяйство, 9. Филология, 10. Журналистика, 11. История, 12. Искусство, 13. Геология, 14. География, 15. Общественная деятельность, 16. Право, 17. Транспорт, 18. Педагогика, 19. Рабочие специальности, 20. Сфера обслуживания, 21. Строительство, 22. Легкая промышленность, 23. Техника, 24. Электротехника.
В результате проведения методики вычснислоь, что у испытуемого из 24 шкал, отражающие сферы человеческой деятельности, доминируют категории «Педагогика и История». Это обусловлено,во первых, тем, что испытуему еще с начальных классов были интересны данные предметы. Во вторых, у него направленность к гуманитарным предметом, с чем и связан такой интерес к этим предметам, к этим сфер человеческой деятельности.
Таким образом, основываясь на результаты проведённых методик, можно заключить, что проявление профессиональных интересов связан с индивидуальными особенностями личности, его направленностью, ценностными ориентациями, чем и обусловливается его дальнейший профессиональный выбор.

Заключение


В результате теоретического анализа данной темы, и проведенной диагностической работы, можно заключить следующее:
Профессиональные интересы личности проявляются в объективно существующих отношениях личности и общества, которые выражаются в результате жизни и деятельности человека. Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности, как наблюдательность, старательность, настойчивость, самостоятельность.
Профессиональные интересы тесно связан с активизацией обучения, развитием самостоятельности учащихся, он направлен на формирование их потребности к самообразованию, углублению к творческому применению знаний. Познавательный интерес не только помогает учащимся успешно учиться осваивать свою профессию, но, и главное, влияет на развитие личности.
Следовательно, в процессе обучения нужно уметь настроить учащихся на восприятие материала. Обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, формам и методам осуществления. Необходимо также отметить, что для формирования познавательных интересов важно создать на уроках благоприятную эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку.
Выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это выбор судьбы, выбор пути развития, образа жизни, это многолетний, часто длительный процесс активного личностного самоопределения.
Главным фактором профессионального развития являются особенности психического развития подростка и предшествующее выбору профессии образование. Существенное воздействие на проявление профессиональных интрересов оказывают индивидуально-личностные особенности, такие как возраст, пол, уровень притязаний, особенности мотивации, ценности, структура способностей и иные характеристики личности. Они способствуют формированию профессиональных интересов, творческому подходу к трудовой деятельности,
Проявление профессиональных интересов индивидуален, он зачисляется индивидуально-личностными характеристиками, общественными условиями, ситуацией развития, этапом развития общества и множеством других факторов.
Список литературы


Абрамова Г.C. Возрастная психология. 9-ое изд., - М.: Академия, Раритет. 2016.
Альбуханова-Славская K.A. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. 8-ое изд., - М.: Наука, 2015.
Барабанова B.B. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. //Психологическая наука и образование. 2016, №1, с. 52-58.
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. 4-ое изд., - Киев: Речь, 2016.
Буякас T.M. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 2016, №5, с. 44-55.
Вилюнас B.K. Психология эмоциональных явлений. 7-ое изд., - М.: Наука, 2015.
Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. 6-ое изд., - М.: Мир, 2016.
Выготский Л.C. Развитие высших психических функций. 7-ое изд., - М.: Мир, 2017.
Габриял M.T. Самооценка как метод изучения личности. 9-ое изд., - М.: Наука, 2016.
Гинзбург M.P. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 43 - 52.
Головахa E.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. 7-ое изд.,- Киев: Наукова думка, 2015.
Грановская P.M. Элементы практической психологии. 7-ое изд., -М.: Наука 2016.
Грецов A.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. 6-ое изд., - СПб.: Питер, 2016.
Гришина H.B. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 121-132.
Ермолаева E.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2016. № 22. - № 5. - С. 69 - 78.
Зейгарник Б.B. Теория личности К. Левина. 7-ое изд., - М.: Наука, 2016.
Зинченко E.A. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве // Психологический журнал. - 2015. № 11. - С. 82 - 88.
Каган M.C. Человеческая деятельность. 6-ое изд., - М.: Мир, 2016.
Климов E.A. Психология профессионала. 7-ое изд., - М.: Наука, 2017.
Кон И.C. Психология ранней юности. 5-ое изд., - М.: Просвещение, 2016.
Кривцова B.C. и др. Подросток на перекрестке эпох. 9-ое изд., - М.: Генезис, 2015.
Кудрявцев T.B. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2014. - № 2.
Митина Л.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 42 - 44.
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». / Под ред. Афанасьевой Н.В. 7-ое изд., - СПб.: Речь, 2016.
Пряжников H.C. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: МОДЭК, 2016.
Справочник психолога средней школы. / Под ред. О.Н. Истратова, 8-ое изд., – РнД.: Феникс, 2016.
Чистяков H.H. Профессиональная ориентация молодежи. 7-ое изд., - K.: KГУ, 2015.
Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. 5-ое изд., - М.: Наука, 2016.









2


33

Список литературы


1. Абрамова Г.C. Возрастная психология. 9-ое изд., - М.: Академия, Раритет. 2016.
2. Альбуханова-Славская K.A. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. 8-ое изд., - М.: Наука, 2015.
3. Барабанова B.B. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. //Психологическая наука и образование. 2016, №1, с. 52-58.
4. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. 4-ое изд., - Киев: Речь, 2016.
5. Буякас T.M. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 2016, №5, с. 44-55.
6. Вилюнас B.K. Психология эмоциональных явлений. 7-ое изд., - М.: Наука, 2015.
7. Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. 6-ое изд., - М.: Мир, 2016.
8. Выготский Л.C. Развитие высших психических функций. 7-ое изд., - М.: Мир, 2017.
9. Габриял M.T. Самооценка как метод изучения личности. 9-ое изд., - М.: Наука, 2016.
10. Гинзбург M.P. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 43 - 52.
11. Головахa E.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. 7-ое изд.,- Киев: Наукова думка, 2015.
12. Грановская P.M. Элементы практической психологии. 7-ое изд., -М.: Наука 2016.
13. Грецов A.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. 6-ое изд., - СПб.: Питер, 2016.
14. Гришина H.B. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 121-132.
15. Ермолаева E.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. - 2016. № 22. - № 5. - С. 69 - 78.
16. Зейгарник Б.B. Теория личности К. Левина. 7-ое изд., - М.: Наука, 2016.
17. Зинченко E.A. Метод экспертного визуального определения эмоциональных состояний рабочих на производстве // Психологический журнал. - 2015. № 11. - С. 82 - 88.
18. Каган M.C. Человеческая деятельность. 6-ое изд., - М.: Мир, 2016.
19. Климов E.A. Психология профессионала. 7-ое изд., - М.: Наука, 2017.
20. Кон И.C. Психология ранней юности. 5-ое изд., - М.: Просвещение, 2016.
21. Кривцова B.C. и др. Подросток на перекрестке эпох. 9-ое изд., - М.: Генезис, 2015.
22. Кудрявцев T.B. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2014. - № 2.
23. Митина Л.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 2013. - № 5. - С. 42 - 44.
24. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». / Под ред. Афанасьевой Н.В. 7-ое изд., - СПб.: Речь, 2016.
25. Пряжников H.C. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: МОДЭК, 2016.
26. Справочник психолога средней школы. / Под ред. О.Н. Истратова, 8-ое изд., – РнД.: Феникс, 2016.
27. Чистяков H.H. Профессиональная ориентация молодежи. 7-ое изд., - K.: KГУ, 2015.
28. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. 5-ое изд., - М.: Наука, 2016.

Вопрос-ответ:

Что такое профессиональные интересы?

Профессиональные интересы - это сфера знаний, навыков и компетенций, которые вызывают интерес и притяжение у личности в контексте профессиональной деятельности.

Какие особенности есть при формировании профессиональных интересов?

При формировании профессиональных интересов важно учитывать индивидуальные особенности каждой личности, такие как личностные характеристики, интеллектуальные способности, мотивации и предпочтения.

Какие методы используются для диагностики профессиональных интересов?

Для диагностики профессиональных интересов часто используются методы анкетирования, тестирования и наблюдения. Они позволяют выявить предпочтения и склонности личности в отношении определенных профессиональных областей.

Какие средства и пути помогают формировать готовность к самообразованию?

Готовность к самообразованию может быть сформирована с помощью различных средств и путей, таких как создание стимулирующей обучающей среды, использование инновационных методов обучения, развитие мотивации учащихся к самостоятельному изучению новых знаний и навыков.

Какими способами можно анализировать результаты исследования профессиональных интересов?

Результаты исследования профессиональных интересов могут быть проанализированы с помощью статистических методов, таких как корреляционный анализ, а также качественного анализа, который включает описание и систематизацию полученных данных.

Какие пути и средства можно использовать для формирования готовности к самообразованию в процессе обучения?

Для формирования готовности к самообразованию в процессе обучения можно использовать разнообразные пути и средства. К ним можно отнести самостоятельное изучение учебного материала, участие в различных активностях и проектах, проведение исследовательской работы, посещение профильных мастер-классов и тренингов. Важным элементом является также создание стимулирующей образовательной среды, которая будет способствовать развитию самообразования и проявлению профессиональных интересов.

Что такое профессиональные интересы личности и какие подходы к их пониманию существуют?

Профессиональные интересы личности представляют собой сферу предпочтений и представлений человека о его будущей профессии и области деятельности. Они могут включать в себя интересы к определенным знаниям, навыкам, видам деятельности и профессиональным сферам. Существуют различные подходы к пониманию профессиональных интересов, в том числе психолого-педагогический, субъективный и социокультурный подходы. Каждый из них акцентирует внимание на разных аспектах и факторах формирования профессиональных интересов.

Какие особенности существуют в формировании профессиональных интересов?

В формировании профессиональных интересов существуют ряд особенностей. Во-первых, профессиональные интересы формируются под влиянием различных факторов, таких как личностные особенности, социальная среда, опыт обучения и профессиональная деятельность. Во-вторых, процесс формирования профессиональных интересов является динамичным и может протекать в различные периоды жизни человека. В-третьих, профессиональные интересы могут изменяться под влиянием внешних и внутренних факторов и могут быть подвержены переоценке и переходу на новые области деятельности.

Как можно сформировать готовность к самообразованию в процессе обучения?

Готовность к самообразованию в процессе обучения можно формировать разными способами. Важно создать стимулирующую образовательную среду, где ученик сможет проявить свои интересы и развить мотивацию к самообразованию. Также полезно использовать разнообразные методы исследования профессиональных интересов, чтобы помочь ученикам определить свои предпочтения и цели в обучении. Важно учитывать их личностные особенности и связь этих особенностей с профессиональными интересами, исследованиями которых занимаются зарубежные ученые.

Какие подходы существуют к определению понятия "профессиональные интересы" личности?

Существует несколько подходов к определению понятия "профессиональные интересы" личности. Одним из них является психологический подход, согласно которому профессиональные интересы связаны с потребностью личности в достижении определенных результатов и испытании удовлетворения от своего профессионального деятельности. Другим подходом является социальный подход, который считает, что профессиональные интересы формируются под влиянием социокультурной среды и производственной деятельности. Также существуют комплексные подходы, которые учитывают оба аспекта.

Какие методы можно использовать для диагностики профессиональных интересов?

Для диагностики профессиональных интересов можно использовать различные методы. Один из них - метод анкетирования, при котором ученикам предлагается заполнить специальные анкеты с вопросами о их предпочтениях в профессиональной деятельности. Также можно применять метод наблюдения, при котором наблюдатели следят за реакциями учеников на определенные события или виды деятельности. Для изучения профессиональных интересов могут быть использованы также проектные методы, тесты и интервью.