Развитие выносливости учащихся в возрасте 10-12 лет, занимающихся лыжными гонками во внеурочное время
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 54 + 54 источника
- Добавлена 17.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ УЧАЩИХСЯ В ВОЗРАСТЕ 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 6
1.1.Физическая культура во внеурочное время как составная часть непрерывного физического образования школьников 6
1.2.Средства и методы развития выносливостив лыжном спорте 8
1.3.Анатомо-физиологические особенности развития детей 10-12 лет 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 39
2.1. Методика исследования 39
2.2. Организация исследования 40
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42
3.1. Результаты констатирующего исследования 42
3.2.Анализ результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...54
Практические средних рекомендации 52
Приложение ……………………………………………………………………...59
Третий этап (с апреля 2018 - по июнь 2018 гг.). На этом этапе было выполнено: 1) окончательная обработка результатов исследования; 2) корректировка результатов и вывод по работе; 3) оформление квалификационной работы в соответствии с требованиями ГАК; 4) подготовка наглядных пособий, доклада по работе к защите.ГЛАВА 3.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ3.1.Результаты констатирующего исследованияНеобходимо отметить, что исходный уровень показателей скоростно-силовой у спортсменов обеих групп был примерно одинаковым (табл. 1).Таблица 1. Показатели уровня развития двигательных качеств (ОФП)№ п/пПоказателиДо экспериментаЭГMКГMР1Многоскок десятикратный (м)24,05±1,2524,13±1,09>0,052Многоскоки на отрезке 50 м (кол-во)20,7±1,1420,1±1,25>0,053Выполнение приседаний в течение 30 с (кол-во раз)28,4±3,8527,8±3,42>0,054Прыжок с места, в длину (см)183 +3,25183+2,83> 0,055Бег - кросс 1000 м173,33±6,54168,2±7,86>0,05Как вино из таблицы 1 разница в показателях была недостоверна, где Т-критерий Стьдента был больше 0,05.Разница в показателях была лишь по такому тесту как кросс на 1000 м, где результат в КГ был выше по сравнению ЭГ. В остальных упражнениях прирост был, не стол значим, однако даже данный показатель был недостоверный (р>0,05).Также было проведено исследование специальной выносливости в ходе лыжной подготовки, при этом показатели в ЭГ также были примерно одинаковыми с КГ (табл.2). Таблица 2. Показатели силовой выносливости (СФП)Тесты на лыжах(секунды)Начало экспериментаЭГMКГMРПодъем без рук на100 м43,01,344,11,4>0,05Подъем на одних руках на 100 м48,71,448,91,6>0,05Как видно из таблицы 2 результаты силовой выносливости в ЭГ были примерно одинаковыми, в сравнении с КГ. По результатам 1 упражнения результаты в КГ были выше на 0,9 секунды, однако эта разница в показателях была недостоверна (р>0,05).Результаты исследований скоростной выносливости также свидетельствуют, что специальная физическая подготовленность школьников 10-12 лет ЭГ по сравнению с КГ примерно одинаковая (табл.3).Таблица 3. Показатели скоростной выносливости (СФП)Тесты на лыжах(секунды)Начало экспериментаЭГMКГMРПрохождение 10 отрезков по 500 м 74,53,174,32,9>0,05Прохождение 100м без рук16,91,516,61,2>0,05Прохождение 100 м на одних руках18,51,118,61,2>0,05Таким образом, можно констатировать, что показатели СФП по итогам констатирующего эксперимента в обеих группах были примерно одинаковыми и не имели достоверных различий (р>0,05).Анализ результатов исследованияПосле внедрения в экспериментальную группу разработанных нами комплексов средств ОФП и СФП, направленных на развитие выносливости был проведен заключительный этап тестирования.Необходимо отметить, что исходный уровень показателей выносливости у школьников обеих групп был примерно одинаковым, в результате проведения эксперимента произошел прирост, но по некоторым показателям он был недостоверный (табл. 4).Таблица4. Динамика развития физических качеств (ОФП)№ п/пПоказателиДо экспериментаПосле экспериментаПриростЭГПрирост КГРЭГМКГМЭГМКГМ1Многоскок десятикратный (м)24,05±1,2524,13±1,0924,431,524,41±1,10,380,28≥0,052Многоскок многократный 50 м (кол-во)20,7±1,1420,1±1,2519,2±1,519,0±1,41,51,1≥0,053Выполнение приседание в течение 30 с (кол-во раз)28,4±3,8527,8±3,4229,6±3,728,5±3,51,20,7≤0,054Прыжок с места, в длину (см)183 +3,25183+2,83201 +3,5189+2,8186≤0,055Бег - кросс 1000 м173,33±6,54168,2±7,86165,4±3,9166,1±4,38,11,9≤0,05Как вино из таблицы 4 прирост произошел в упражнениях прыжок в длину с места, где результат в ЭГ был выше по сравнению КГ. В остальных упражнениях прирост был, не стол значим (р>0,05).Также было проведено исследование выносливости в ходе лыжной подготовки, при этом показатели в ЭГ также были выше (табл.5). Таблица 5. Динамика развития силовой выносливости (СФП)Тесты на лыжах(с)Начало экспериментаКонец экспериментаЭГМКГМРЭГМКГМРПодьем без рук на100 м43,01,344,11,4>0,0539,4 ± 1,442,1 ± 1,3≤0,05Подьем на одних руках на 100 м48,71,448,91,6>0,0545, 3± 1,546,51,6>0,05Рисунок 1. Динамика показателей силовой выносливости Результаты силовой выносливости в ЭГ были выше от 3,4 до 4,0 секунд, в сравнении с 2-2,4 секундами КГ. По результатам 2 упражнения результаты были следующие:- прирост в ЭГ составил 3,4 секунда;- прирост результатов в КГ составил 2,4 секунды (рис.1).Результаты исследований скоростной выносливости также свидетельствуют, что наибольшие положительные сдвиги специальной подготовленности обнаружены в ЭГ по сравнению с КГ (табл.6).Таблица 6. Динамика показателей скоростной выносливости Тесты на лыжах(с)Начало экспериментаКонец экспериментаЭГМКГМРЭГМКГМРПрохождение 10 отрезков по 500 м 74,53,174,32,9>0,0568,8 ±1,970,3 ±1,8>0,05Прохождение 100м без рук16,91,516,61,2>0,0514,8 ± 0,615,5± 0,7≤0,05Прохождение 100 м на одних руках18,51,118,61,2>0,0516,7± 0,817,30,9≤0,05Таким образом, прирост показателей по итогам СФП - лыжная подготовка составил 4,4 сек., 1,2 сек и 1,2 сек., по сравнению с 2,1 сек., 1,0 и 0,8 сек., в КГ соответственно.Данные прироста результатов отражены на рисунке 2.Примечания:1.Прохождение 10 отрезков по 500 м 2. Прохождение 100м без рук3. Прохождение 100 м на одних рукахРисунок 2. Динамика показатели скоростной выносливости Динамика показателей общей физической подготовленности школьников экспериментальной группы (ЭГ) отмечает, что у них произошло существенной повышение уровня развития общей выносливости и других физических качеств. Таблица 7.Динамика развития физических качеству школьников в ходе эксперимента (%)Физические качестваКГЭГОбщая выносливость8,2%17%Сила7,0%7,4%Скоростные качества4,8%20%Силовая выносливость5,1%5,3%Скоростно-силовые качества4%10%Среднегрупповаявеличина прироста наблюдалась в показателях общей выносливости - 17%, уровень развития силы повысился в среднем на 7,4%, наименьшие темпы роста наблюдались в уровне развития силовой выносливости, эта величина составила 5,3 (рисунок 3). Рисунок 3. Динамика показателей развития физических качеству школьников 10-11 летТаким образом, анализ полученных результатов исследований показывает, что у школьников ЭГ в конце эксперимента наблюдается наибольшее повышение уровня развития общей скоростных качеств 20%, затем скоростные -14%, затем скоростно-силовые – 10,0%.Контрольные соревнования, проведенные в марте, показали, что школьники экспериментальной группы (ЭГ) превосходили школьников контрольной группы (КГ) по приросту спортивных результатов.Тестирование, проведенное в конце эксперимента, показало, что школьники ЭГ выигрывали у лыжников КГ в гонке на 5 км(табл.8).Таблица 8. Показатели результатов выступления на соревнованиях на 5 кмРезультаты выступления на соревнованияхЭкспериментальная группа (мин)Контрольная группа (мин)Сезон 2016-2017 Начало сезона Сезон 2017-2018 Сезон 2016-2017 Начало сезонаСезон 2017-2018 Результат на дистанции 5 км16,58±0,916,18±,0,2115,59±0,1317,11±0,816,57±0,1316,48±0,28Анализ результатов показал, что подготовленность улучшилась в обеих группах, однако прирост результатов в КГ был не столь значительным (рис.4).Рисунок 4. Динамика результатов на дистанции 5 кмИз рисунка4 видно, что в экспериментальной группе произошел достоверный прирост результатов:- на дистанции 5 км – на 59 сек; В то же время у лыжников контрольной группы эти изменения составили всего:- на дистанции 5 км - 23 сек.Сравнение итоговых результатов показало, что улучшение показателей произошло в обеих группах, однако показатели выносливости были выше у школьников ЭГ, что нашло отражение в результатах выступления на соревнованиях 2018 гг.Таким образом, проведенное исследование и полученные данные говорят об эффективности разработанных нами комплексов и подтверждают гипотезу исследования о том, что эффективное развитие общей выносливости возможно при реализации оптимальных сочетаний средств и методов тренировки, что обеспечит повышение результативности соревновательной деятельности и уровня физического развития школьников 10-12 лет.Результаты проведённого нами педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что наибольший эффект в повышении уровня общей выносливости качеств даёт комплексный метод тренировки предусматривающий следующее соотношение средств, применяемых для развития физических качеств: общей выносливости 50% от общего времени занятий, а силы и быстроты по 25% (режим тренировки ЭГ).ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проделанной работы нами были сформулированы следующие выводы: 1. Обзор и анализ литературы по теме исследования позволил изучить состояние исследуемой проблемы скоростно-силовой подготовки на сегодняшний день. Это позволило ознакомиться со сведениями, которые касались вопроса общей и специальной выносливости занимающихся лыжным спортом. 2. Было выявлено, что для развития общей и специальной выносливости необходимо использовать следующие методы и средства.-упражнения с отягощением; - упражнения с мячами;- метание камней и легкоатлетических снарядов; - разнообразные прыжки, многоскоки.- упражнения с резиновыми амортизаторами и блоками; - имитация лыжных ходов.А также прохождение различных отрезков, различной крутизны, с разной интенсивностью и интервалами отдыха.3.Сведения, полученные в результате данного анализа литературы, позволили разработать нам комплексы ОФП и СФП, направленные на развитие специальной итакже общей выносливости у школьников 10-12 лет и провести экспериментальную часть исследования.4. Экспериментальная проверка разработанных нами комплексов средств ОФП и СФП показывает достоверный уровень повышения эффективности развития физических качеств школьников-лыжников экспериментальной группы, по показателям:- в показателях передвижения на лыжероллерах без помощи рук в подъем 3-40, результаты улучшились в ЭГ на 3,6 сек., а в КГ на 2 сек.;- передвижение с помощью одних рук в подъем 50, прирост результатов ЭГ составил 3,4 сек., а в КГ - 2,4 секунды.В показателях скоростной выносливости прирост результатов, по трем тестам, составил 5,4 сек., 2,1 сек и 1,8 сек., в экспериментальной группе, по сравнению с 4 сек., 1,1 и 1,3 сек., контрольной группы.Кроме того, в экспериментальной группе произошел достоверный прирост результатов:- на дистанции 5 км – на 59 сек; В то же время у лыжников контрольной группы эти изменения составили всего:- на дистанции 5 км - 23 сек;5. Разработанные нами комплексы средств ОФП и СФП, направленные на развитие специальной и общей выносливости у школьников 10-12 лет в ходе экспериментальной проверки показала свою эффективность и могут быть рекомендованы для широкого использования в практической работе.6. Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу исследования, что эффективное развитие общей выносливости возможно при реализации оптимальных сочетаний средств и методов тренировки, что обеспечит повышение результативности соревновательной деятельности и уровня физического развития школьников 10-12 лет.Практические среднихрекомендации1. Для слабой совершенствования позволяющей выносливости и скоростно-силовой быстроту подготовленности рекомендуется быстроту использовать специализированные гребля тренировки (одна гребля в недельном цикле) серийным упражметодом. Интенсивность короткихвыполнения от субмаксимальной тренировки до максимальной, в тренировке 2-3 серии передвижение по 4 упражнения в каждой:- попеременный длинныхбесшажный ход;- одновременный активный бесшажный ход;- одновременный развитие одношажный ход;- попеременный преодоление двухшажный классический применением или одновременный развитие двухшажный коньковый время ход.Упражнения выполняются средней на подъеме 3-50, двух на отрезке 250 м. Отдых между смешанноеупражнениями до ЧСС 130 уд/мин, сильной между сериями 5-7 минут.2. Для применением целенаправленного развития тренировке специальной выносливости использовать максимальной систему специальных упражнений, контрольные включающую:1) специальные декабрь скоростно-силовые тренировки чередованию с применением снарядов передвижение и тренажеров;2) комплекс максимальнойимитационных и подготовительных подготовупражнений;3) изменение имитация режима дистанционной годичномработы.Тренировки участие на снарядах проводятся интенсивность круговым методом, один плавание раз в неделю. Режим участков выполнения упражнений - с отдых максимально возможной скоростью частотой, позволяющей сохранить отдых структуру и амплитуду передвижение движений. Время двух выполнения упражнения - 30 с; практические время отдыха - до 1 мин; участие количество серий - 3; всего время отдыха между упражсериями 5-7 мин.Скоростно-силовые средней тренировки на лыжах бесшажныйпроводятся один раз день в неделю, на отрезке лыжероллерах подъема не больше 100 м, 4-5°. В отрезке классическом стиле день используются следующие сильной упражнения:- одновременный передвижение бесшажный ход;- одновременный отдых одношажный ход;- попеременный передвижения двухшажный ход количество без палок;- попеременный время двухшажный ход плавание с палками. развитиеВ коньковом отдых стиле:- попеременный плавание бесшажный ход;- одновременный длинныходношажный ход;- одновременный день двухшажный ход декабрь без палок.Интенсивность двух выполнения упражнений - субмаксимальная. Режим сильной работы по заданию - поддержание передвижение максимальной скорости годичномза счет наименьшего тренировки количества шагов, спортивные установка на быстроту передвижение отталкивания. Количество 2-3 серии август по 4 упражнения по 3 раза. Отдых приложение между упражнениями контрольные до восстановления (ЧСС быстроту до 130 уд/мин), соотношение между сериями 5-7 мин.Данные скоростью рекомендации по соотношению всего и чередованию видов однократное специальной подготовки и содержанию тренировочной подготовнагрузки являются ориентировочными смешанное и зависят от уровня количество возраста контрольные и их индивидуальных особенностей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам/ Под ред. А.Г. Хрипковой и др. - М.: Педагогика, 1982. - 240с.Акчурин Н.А. Направленность средств физического воспитания учащихся в условиях продленного дня/ Н.А.Акчурин. - Саранск, 1996.Антропова М.В. Физиолого-гигиенические требования к организации режима учащихся в школах продленного дня // Советская педагогика, 1984. - №1. - С.59-65.Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры/ М.А. Аграновский. - М.: ФиС, 2000. – 48 с.Аникин А.П., Подготовка юных лыжников: пособие для учителя/ А.П. Аникин,В.И.Ванеев, Е.Н.Коленько, Е.Н. Степанов. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 324 с.Антонова О.Н. Методики специальной подготовки лыжников-гонщиков: Пособие для тренера/ О.Н. Антонова, В. С. Кузнецов. – М., 1999. – 208 с.Бальсевич В.К. Физическая культура, молодежь и современность.// Теория и практика физической культуры/ В.К.Басльсевич, Л.И.Лубышева,1995. - №4. - С.2-7.Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для педагогических училищ. / И.М. Бутин. - М., Просвещение, 2002. – 324 с.Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. 2-е изд., перераб. и доп./ Ю.В.Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 215с.Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни/ П.А. Виноградов. - М.: Мысль, 1990. - 286с.Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: учебное пособие / Л.В Волков. - М.: Астрель, 2002. - 80 с.Годик М.А. Спортивная метрология/ М.А.. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192с.Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок/ М.А.Годик. - М.: ФиС, 2000.Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития. //Теория и практика физической культуры/ А.А. Гужаловский, 1987. - №7. - С. 37-39.Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников: Учебник для Вузов /А.А. Гужаловский. - М.: Проспект, 1998. – 88 с. Дьяконов В.В. Комплексное развитие двигательных качеств у детей 11-12 лет. // Физическая культура в школе/ В.В.Дьяконов, Ю.Г. Травин, 1989. - №6 -С.12-15.Донской Д.Д., Специальные упражнения лыжника-гонщика: учебное пособие. – изд.2-е, дополненное. / Д.Д. Донской. - М.: ФиС, 2006. 32 с.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена/ В.М.Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 200с.Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии/ В.М.Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 152с.Ильин Е.П. Психология физического воспитания/ Е.П.Ильин.- М.: Просвещение, 1987. - 287с.Коробков А.В. О взаимосвязи силы, быстроты и выносливости// Теория и практика физической культуры/ А.В. Коробков, 1984. - №5. - С.34-38.Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений/ А.Н. Крестовников. – М.: Физкультура и спорт, 1981. - 532с.Кузнецова З.И. О перспективах исследования вопросов развития основных двигательных качеств у детей школьного возраста в процессе физического воспитания //В кн.: Развитие двигательных качеств школьников/ З.И.Кузнецова. - М.: Просвещение, 1986. – 310 с.Кузнецова З.И., Для развития выносливости -продолжительный бег. // Физическая культура в школе/ З.И.Кузнецова, В.А.Мякишев, 1986. - №4. - С.25-26.Лебедева Н.Т. Сезонная динамика суточной двигательной активности как основа для гигиенического нормирования физического воспитания и нагрузки школьника //В кн.: Гигиена детей и подростков/ Н.Т. Лебедева. - М., 1987.Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации. // Физическая культура/ Л.И.Лубышева, 1996. - №1. - С.11-15.Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков/ Л.Е.Любомирский. - М.: Педагогика, 1980. - 96с.Любомирский Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьнико/ Л.Е.Любомирский,Д.П. Букреева и др. - М.: Педагогика, 1989. - 189с.Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. //Теория и практика физической культуры/ В.И.Лях, 1990. - №9. - С.10-14.Манжосов В.Н. Принципы подготовки лыжника-гонщика // Теория и практика физической культуры/В.Н. Манжосов. - 1992. - № 1. - С.2-4.Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии/ А.А.Мартиросян. - М.: Просвещение, 1984. 223с.Матвеев А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней образовательной школы. //Физическая культура/ А.П.Матвеев, 1996. - №1. – С. 2-6.Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков /Под ред. Г.Н.Сердюковой, М.И.Абросимовой. - М., 1980. - 150с.Невидомский В. Спортивный час - час радости и здоровья/ В.Невидомский. – М.,1983.Платонов К.К. Психологический практикум/ К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1980. – 165с.Розенблат В.В. Проблемы утомления/ В.В. Розенблат. - М., 1981. – 219с.Семейкин, А.И. Скоростно-силовая подготовка лыжника-гонщика / А.И. Семейкин, Ю.П. Салова. – Омск: СибГУФК, 2007. – 46 с.Сысоева Н.К. Школа продленного дня: поиски и находки // Народное образование/ Н.К. Сысоева, 1980. - №3. - С.55-57.Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере: учеб.пособие/ под ред. проф. М.П. Шестакова и проф. Г.И. Попова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 278 с.Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств школьников.// Физическая культура в школе/ Ю.Г. Травин, 1981. - №4. - С.9-15.Трощинска Э. Использование элементов физической культуры в рекреационных целях //Метод, указания по использованию игр, спортивных развлечений и т.д. в режиме учебного и продленного дня/ Э. Трощинска. - Л.: ГДОИФК, 1982. - 34с.Фарфель В.С. Физиология спорта / В.С. Фарфель. - М.: Физкультура и Спорт, 2000. – 215 с.Фарфель В.С. Управление движениями детей/ В.С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 208с.Физкультура в режиме продленного дня школы /С.В.Хрущев, А. Д. Дубогат и др.: Под общ.ред. С.В.Хрущева. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 112с.Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта/ В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 127с.Филин В.П. Основы юношеского спорта/ В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255с.Филиппович В.И. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей. //Теория и практика физической культуры/ В.И. Филиппович, И.М. Туревский, 1987. - №4. - С.49-41.Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания/В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 175с.Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности/В.П. Филин, Ю.Н.Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 223с.Хан Н.А. Теория урока физической культуры/ Н.А. Хан. - Саратов, 1989. - 56с.Хрипкова А.Г. Забота о здоровье школьников: Поиск рационального режима в школе с продленным днем. // Народное образование/ А.Г. Хрипиков, 1984. - №1. - С.74-77.Хрипкова А.Г. Опыт комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач в школе продленного дня. //Советская педагогика/ А.Г. Хрипиков, М.В. Антропова и др, 1989. - №6. - С.46-54.Яковлев, Н.Н.Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки/ Н.Н. Яковлев. - М.: ФиС. - 1990. – 306 с.Ярошенко Н.Г. Внеучебная деятельность в группе продленного дня // Начальная школа/ Н.Г. Ярошенко, 1997. - №4. - С.20-23.Приложение 1.Комплексы средств ОФП и СФП для развития выносливости у школьников 10-12 лет занимающихся лыжным спортомВсе вышеперечисленные упражнения использовались в виде разработанных нами комплексов ОФП и СФП.Комплекс №1 - Средства ОФП1.Многоскоки на равнине и в подъемы:На равнине – 5х40 м; 2х30 м. На коротких подъемах – 6х30 м. Комплекс №2 - Средства СФПИмитация лыжных ходов с палками и без палок: Имитация в подъем малой (до 6) и средней (до 15) крутизны. Длина подъема 100-250 м. Метод – повторный.Передвижение на лыжах:Одновременными ходами в пологие подъемы и на равнине. Длина подъема 150 – 250 м. Методы – повторный, контрольный, соревновательный. Сериями: от 1 до 4-5.Комплекс №3 - Средства СФПШаговая имитация:Шаговая имитация на подъемах средней (до 15) крутизны. При выполнении – совершенствование техники лыжных ходов. Длина подъема 50-150 м. Прыжковая имитации:Прыжковая имитация на подъемах малой и средней крутизны. Длина подъема – 80-100 м; 100-150 м; 150-250 м. Метод – повторный.Передвижение на лыжах на отрезках с пересечённым рельефом: На отрезках от 200 – до 400 м. Метод – повторный. Сериями от 2-5.Комплекс №4 - Комплексы на лыжахПередвижение на лыжах по рыхлому снегу попеременным двушажным ходом. Длина подъема - 50-300 м. Сериями 2-5 раз.Ходьба на лыжах по глубокому снегу. Длина подъема - 100-400 м. Сериями 3-7 раз.Передвижение на лыжах одновременным двушажным ходом. Длина подъема - 50-300 м. Сериями 2-7 раз. Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом по твердой лыжне в подъем 3°. Длина подъема - 50-300 м. Сериями 2-6 раз.Передвижение на лыжах одновременным двушажным ходом по твердой лыжне в подъем 3°. Длина подъема - 50-300 м. Сериями 3-7 раз.Все перечисленные комплексы имели свою направленностьииспользовались в определенные периоды подготовки.Необходимо отметить, что в период эксперимента испытуемые во всех группах выполнили одинаковую по объёму и интенсивности тренировочную нагрузку. В контрольной группе соотношение основных средств, направленных на развитие общей выносливости, силы и быстроты составило соответственно 35%, 35%, 30%; а в экспериментальной 50%, 25%, 25%.В период проведения эксперимента школьники выполнили одинаковую тренировочную нагрузку. Одинаковыми в группах были средства и методы развития основных физических качеств, а также интенсивность выполнения нагрузки.Отличительной особенностью тренировочной программы для экспериментальной группы было использование различных интервалов отдыха между отдельными сериями повторений в ходе выполнения повторных нагрузок на выносливость, при передвижении на лыжах.Паузы отдыха в ЭГ (полные) определялись временем восстановления частоты сердечных сокращений до 120-130 уд/мин.Для облегчения перехода от состояния относительного покоя к работе и обратно, а также выполнения большого объёма работы, интервалы отдыха между сериями заполнялись передвижением на лыжах с малой интенсивностью.Отличительной особенностью методики было разное соотношение объёмов физических нагрузок при направленном развитии выносливости. Так, школьникиэкспериментальной группы предлагалось систематическое выполнение нагрузок на выносливость до начала 1-й и 2-й стадии снижения работоспособности соответственно. В занятиях со спортсменами контрольной группы развитие выносливости осуществлялось в соответствии с методикой принятой в практике работы. Эффективность повышения физических качеств оценивалась по степени прироста изучаемых показателей.
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам/ Под ред. А.Г. Хрипковой и др. - М.: Педагогика, 1982. - 240с.
2. Акчурин Н.А. Направленность средств физического воспита¬ния учащихся в условиях продленного дня/ Н.А.Акчурин. - Саранск, 1996.
3. Антропова М.В. Физиолого-гигиенические требования к организации режима учащихся в школах продленного дня // Советская педагогика, 1984. - №1. - С.59-65.
4. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры/ М.А. Аграновский. - М.: ФиС, 2000. – 48 с.
5. Аникин А.П., Подготовка юных лыжников: пособие для учителя/ А.П. Аникин, В.И. Ванеев, Е.Н. Коленько, Е.Н. Степанов. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 324 с.
6. Антонова О.Н. Методики специальной подготовки лыжников-гонщиков: Пособие для тренера/ О.Н. Антонова, В. С. Кузнецов. – М., 1999. – 208 с.
7. Бальсевич В.К. Физическая культура, моло¬дежь и современность.// Теория и практика физической культуры/ В.К.Басльсевич, Л.И.Лубышева, 1995. - №4. - С.2-7.
8. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для педагогических училищ. / И.М. Бутин. - М., Просвещение, 2002. – 324 с.
9. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. 2-е изд., перераб. и доп./ Ю.В.Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 215с.
10. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни/ П.А. Виноградов. - М.: Мысль, 1990. - 286с.
11. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: учебное пособие / Л.В Волков. - М.: Астрель, 2002. - 80 с.
12. Годик М.А. Спортивная метрология/ М.А.. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192с.
13. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок/ М.А.Годик. - М.: ФиС, 2000.
14. Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в кри¬тические периоды развития. //Теория и практика физической куль¬туры/ А.А. Гужаловский, 1987. - №7. - С. 37-39.
15. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников: Учебник для Вузов /А.А. Гужаловский. - М.: Проспект, 1998. – 88 с.
16. Дьяконов В.В. Комплексное развитие двига¬тельных качеств у детей 11-12 лет. // Физическая культура в шко¬ле/ В.В.Дьяконов, Ю.Г. Травин, 1989. - №6 - С.12-15.
17. Донской Д.Д., Специальные упражнения лыжника-гонщика: учебное пособие. – изд.2-е, дополненное. / Д.Д. Донской. - М.: ФиС, 2006. 32 с.
18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена/ В.М.Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 200с.
19. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии/ В.М.Зациорский. - М.: Физ¬культура и спорт, 1981. - 152с.
20. Ильин Е.П. Психология физического воспитания/ Е.П.Ильин.- М.: Просвещение, 1987. - 287с.
21. Коробков А.В. О взаимосвязи силы, быстроты и выносливос¬ти// Теория и практика физической культуры/ А.В. Коробков, 1984. - №5. - С.34-38.
22. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упраж¬нений/ А.Н. Крестовников. – М.: Физкультура и спорт, 1981. - 532с.
23. Кузнецова З.И. О перспективах исследования вопросов раз¬вития основных двигательных качеств у детей школьного возраста в процессе физического воспитания //В кн.: Развитие двигательных качеств школьников/ З.И.Кузнецова. - М.: Просвещение, 1986. – 310 с.
24. Кузнецова З.И., Для развития выносливости -продолжительный бег. // Физическая культура в школе/ З.И.Кузнецова, В.А. Мякишев, 1986. - №4. - С.25-26.
25. Лебедева Н.Т. Сезонная динамика суточной двигательной активности как основа для гигиенического нормирования физическо¬го воспитания и нагрузки школьника //В кн.: Гигиена детей и под¬ростков/ Н.Т. Лебедева. - М., 1987.
26. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: мето¬дология развития и технология реализации. // Физическая культура/ Л.И.Лубышева, 1996. - №1. - С.11-15.
27. Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков/ Л.Е.Любомирский. - М.: Педагогика, 1980. - 96с.
28. Любомирский Л.Е. Нормирование наг¬рузок в физическом воспитании школьнико/ Л.Е.Любомирский, Д.П. Букреева и др. - М.: Педагогика, 1989. - 189с.
29. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. //Теория и практика физической культуры/ В.И.Лях, 1990. - №9. - С.10-14.
30. Манжосов В.Н. Принципы подготовки лыжника-гонщика // Теория и практика физической культуры/В.Н. Манжосов. - 1992. - № 1. - С.2-4.
31. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии/ А.А.Мартиросян. - М.: Просвещение, 1984. 223с.
32. Матвеев А.П. Концепция образовательной программы «Физи¬ческая культура» для средней образовательной школы. //Физическая культура/ А.П.Матвеев, 1996. - №1. – С. 2-6.
33. Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков /Под ред. Г.Н.Сердюковой, М.И.Абросимовой. - М., 1980. - 150с.
34. Невидомский В. Спортивный час - час радости и здоровья/ В.Невидомский. – М.,1983.
35. Платонов К.К. Психологический практикум/ К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1980. – 165 с.
36. Розенблат В.В. Проблемы утомления/ В.В. Розенблат. - М., 1981. – 219 с.
37. Семейкин, А.И. Скоростно-силовая подготовка лыжника-гонщика / А.И. Семейкин, Ю.П. Салова. – Омск: СибГУФК, 2007. – 46 с.
38. Сысоева Н.К. Школа продленного дня: поиски и находки // Народное образование/ Н.К. Сысоева, 1980. - №3. - С.55-57.
39. Статистика. Обработка спортивных данных на компьютере: учеб.пособие/ под ред. проф. М.П. Шестакова и проф. Г.И. Попова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 278 с.
40. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств школьников.// Физическая культура в школе/ Ю.Г. Травин, 1981. - №4. - С.9-15.
41. Трощинска Э. Использование элементов физической культуры в рекреационных целях //Метод, указания по использованию игр, спортивных развлечений и т.д. в режиме учебного и продленного дня/ Э. Трощинска. - Л.: ГДОИФК, 1982. - 34с.
42. Фарфель В.С. Физиология спорта / В.С. Фарфель. - М.: Физкультура и Спорт, 2000. – 215 с.
43. Фарфель В.С. Управление движениями детей/ В.С. Фарфель. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 1985. - 208с.
44. Физкультура в режиме продленного дня школы /С.В.Хрущев,
А. Д. Дубогат и др.: Под общ.ред. С.В.Хрущева. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 112с.
45. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта/ В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 127с.
46. Филин В.П. Основы юношеского спорта/ В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255с.
47. Филиппович В.И. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей. //Теория и практика физической культуры/ В.И. Филиппович, И.М. Туревский, 1987. - №4. - С.49-41.
48. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания/ В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 175с.
49. Фомин Н.А. Физиологические основы двига¬тельной активности/ В.П. Филин, Ю.Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 223с.
50. Хан Н.А. Теория урока физической культуры/ Н.А. Хан. - Саратов, 1989. - 56с.
51. Хрипкова А.Г. Забота о здоровье школьников: Поиск рацио¬нального режима в школе с продленным днем. // Народное образова¬ние/ А.Г. Хрипиков, 1984. - №1. - С.74-77.
52. Хрипкова А.Г. Опыт комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач в школе продленного дня. //Советская педагогика/ А.Г. Хрипиков, М.В. Антропова и др, 1989. - №6. - С.46-54.
53. Яковлев, Н.Н. Физиологические и биохимические основы теории и методики спортивной тренировки/ Н.Н. Яковлев. - М.: ФиС. - 1990. – 306 с.
54. Ярошенко Н.Г. Внеучебная деятельность в группе продлен¬ного дня // Начальная школа/ Н.Г. Ярошенко, 1997. - №4. - С.20-23.
Вопрос-ответ:
Какая проблема рассматривается в статье?
Проблема развития выносливости учащихся в возрасте 10-12 лет, которые занимаются лыжными гонками во внеурочное время.
Что представляет собой физическая культура во внеурочное время?
Физическая культура во внеурочное время является составной частью непрерывного физического образования школьников.
Какие средства и методы используются для развития выносливости в лыжном спорте?
В статье рассматриваются различные средства и методы, которые помогают развить выносливость учащихся в лыжном спорте.
Какие анатомо-физиологические особенности у детей 10-12 лет?
В статье описываются анатомо-физиологические особенности развития детей в возрасте 10-12 лет.
Какая методика разработана для развития выносливости учащихся занимающихся лыжными гонками?
Статья содержит методику и рекомендации по развитию выносливости учащихся в возрасте 10-12 лет, занимающихся лыжными гонками во внеурочное время.
Какое значение имеет физическая культура во внеурочное время для учащихся в возрасте 10-12 лет, занимающихся лыжными гонками?
Физическая культура во внеурочное время является важной составляющей непрерывного физического образования школьников. Для учащихся, занимающихся лыжными гонками, она имеет особое значение, так как способствует развитию выносливости, которая является важным фактором успеха в этом виде спорта.
Какие средства и методы развития выносливости используются в лыжном спорте?
В лыжном спорте для развития выносливости используются различные средства и методы. Среди них можно выделить тренировки с разной интенсивностью и длительностью, работу на специальных тренажерах, таких как роликовые лыжи или лыжный симулятор, а также упражнения на развитие мышц ног и сердечно-сосудистой системы.
Какие анатомо-физиологические особенности развития детей в возрасте 10-12 лет необходимо учитывать при занятиях лыжными гонками?
В возрасте 10-12 лет дети находятся в периоде интенсивного роста и развития. При занятиях лыжными гонками необходимо учитывать особенности их скелета, мышц, сердечно-сосудистой системы и дыхания. Также важно обеспечивать рациональное питание и достаточный отдых для полноценного восстановления организма после тренировок.
Какова методика развития выносливости учащихся в возрасте 10-12 лет, занимающихся лыжными гонками во внеурочное время?
Методика развития выносливости учащихся в возрасте 10-12 лет, занимающихся лыжными гонками, включает в себя разнообразные тренировочные упражнения, физические нагрузки различной интенсивности и длительности, а также специальные тренировочные комплексы, направленные на развитие мышц ног и сердечно-сосудистой системы.
Какое значение имеет физическая культура во внеурочное время для учащихся 10-12 лет, занимающихся лыжными гонками?
Физическая культура во внеурочное время играет важную роль в развитии учащихся 10-12 лет, занимающихся лыжными гонками. Она является составной частью непрерывного физического образования школьников и помогает развивать выносливость, а также улучшать физическую подготовку для успешного участия в лыжных гонках.
Какие существуют средства и методы развития выносливости в лыжном спорте?
Существует множество средств и методов развития выносливости в лыжном спорте. Некоторые из них включают тренировки на лыжероллерах или подобных тренажерах, упражнения для развития выносливости на лыжных трассах, силовые тренировки для укрепления мышц, а также специальные дыхательные упражнения. Все эти методы направлены на постепенное увеличение выносливости и повышение физической подготовки учащихся для достижения хороших результатов в лыжных гонках.