Роль науки в формировании личности
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 09.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Предпосылки формирования европейской науки 7
2. Роль науки в формировании личности 11
3. Специфика науки в культуре общества 19
Заключение 21
Список литературы 23
После 60—70-х годов по мере всеобщей интеллектуализации общества роль академий наук как постоянно действующих собраний высокообразованных и прогрессивных людей неизбежно и во всем мире снизилась. Наука делается сегодня не узкой кастой избранных и гениальных, а распространяется в различных научных институтах, в том числе академических, в учебных заведениях. Определенную роль в снижении общественного статуса академий наук играет, конечно, то, что почти вся наука, в том числе прикладная, вошла, на наш взгляд, в очередной и вполне естественный этап относительного затишья, замедления, а по сути, накопления ресурса для нового и неизбежного последующего революционного прорыва, к которому Россия обязательно должна быть готова.
Означает ли это, что структура, подобная сегодняшней РАН, вовсе не нужна? Вовсе нет. Существует несколько важнейших функций, которые может выполнять только постоянно действующее собрание ученых мужей высших достижений и высшей квалификации.
Прежде всего это непосредственное управление всей системой отраслевых и специализированных научных институтов, в том числе академических и учебных. Никакой административный орган, типа созданного ФАНО, с этой ролью не справится. Это вообще не компетенция менеджеров и администраторов. Отдавать научный поиск в руки администраторов, которые руководствуются скорее всего переводными статьями из западных изданий, никак нельзя [11, с.81].
Именно модернизированная Академия наук должна задавать вектор научного развития страны, в том числе через управление всей системой национальных научных и исследовательских учреждений, формирование их руководства, материальной базы, штатного расписания, планов научных исследований и т.д.
Другое дело, что структура, да и состав Академии должны претерпеть определенные изменения, и прежде всего иметь очень сильные отделения по всем ключевым отраслям наук, в том числе общественным.
Сегодня роль академии, например, в формировании экономической политики, недопустимо мала. За исключением публикаций, интервью и каких-то фрагментарных программ 2—3 сильных специалистов-академиков, можно сказать, этой роли нет.
Высший орган обновленной академии (наподобие того, что сегодня называется президиумом РАН) может включать на выборной основе 15—20 человек и являться не чем иным как одной из структур при президенте РФ или парламенте РФ. О каком совершенствовании системы госуправления можно говорить, если из этого процесса исключены умнейшие и самые знающие люди страны, те же В. Полтерович, Р. Гринберг, В. Ивантер.
ФАНО должно быть в системе модернизированной Академии наук и заниматься не «управлением наукой», а только вопросами материально-технического обеспечения, рационального управления имуществом.
Таким образом, мы можем подвести итог и сказать о том, что наука создает такие знания, которые могут быть использованы в будущем. Именно благодаря науке меняется не только среда нашего обитания, но и сознание людей. Из мифологического и несовершенного оно благодаря открытиям и достижениям ученых превращалось в рациональное и осмысленное видение мира. Наука играет огромную роль в формировании личности так как человек не только стал образованнее, но и приобрел веру в себя и в то, что сможет выйти за рамки удела, уготовленного природой.
Специфика науки в культуре общества
В настоящее время наука оказывает на культуру общества глубокое и многостороннее влияние. Она удовлетворила давнишнюю потребность человека — укрощать природные стихии и господствовать над ними. Наука опредмечивается в технике и в материальной культуре общества, в социальных организациях и институтах, в образе жизни и в мировоззренческих установках людей, становится общественной и культурной силой.
Наука – это культурное занятие человека.
Наука повышает культурный уровень человека. Принято полагать, что культурный народ имеет высокие научные достижения. Но наука и создает новую культуру (например, интернет-культура).
Научное познание окружающего нас мира и развитие науки возможно тогда, когда общество обладает высокой культурой. Таким образом, занятие наукой является показателем высоты и развития культуры общества. Первым и главным показателем уровня и свойств культуры являются не её внешнее проявление, а ее духовная внутренняя глубина. Не оплодотворённая духовно, культура преобразуется в массовую культуру или перерождается в явление антикультуры [1, с.68].
В рамках научных представлений о мире как рационально организованной структуре, которая может быть полностью понята и принята человеком, было сформировано отношение к возможности практической реорганизации мира. Результатом этого мировоззрения и социальных действий стало появление индустриальной цивилизации с ее постоянно совершенствующейся технологией, рациональными формами организации труда и методов управления [1, с.70].
Наука и культура общества настолько взаимосвязаны между собой, что утраты полноты одной из них непременно приведёт к постепенной утрате остальных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наука повышает культурный уровень человека. Безусловно, научное познание окружающего нас мира и развитие науки возможно тогда, когда общество обладает высокой культурой. Таким образом, занятие наукой является показателем высоты и развития культуры общества.
Заключение
Задачами работы являлось:
1.Выявить основные предпосылки формирования европейской науки
2. Изучить роль науки в формировании личности
3. Провести анализ специфики науки в культуре общества.
В следствии решения данных задач, мы можем сделать следующие выводы:
1.Предпосылками к формированию европейской науки следует называть арабизм и схоластику, отказ от "изучения наблюдаемого", от тезиса "человек есть лучший из приборов" и создание концепции "скрытых качеств", отказ от принятия наблюдаемых качеств как фундаментальных формализацию эксперимента. Также прямое отношение к возникновению и развитию науки имеет отношение социальная и экономическая история.
2.Наука создает такие знания, которые могут быть использованы только в будущем. Именно благодаря науке меняется не только среда нашего обитания, но и сознание людей. Из мифологического и несовершенного оно благодаря открытиям и достижениям ученых превращалось в рациональное и осмысленное видение мира. Наука играет огромную роль в формировании личности так как человек не только стал образованнее, но и приобрел веру в себя и в то, что сможет выйти за рамки удела, уготовленного природой.
3.Наука повышает культурный уровень человека. Безусловно, научное познание окружающего нас мира и развитие науки возможно тогда, когда общество обладает высокой культурой. Таким образом, занятие наукой является показателем высоты и развития культуры общества.
Таким образом, проанализировав исследования вышеперечисленных авторов и многих других исследователей мною сделан вывод о том, что наука играет важную роль в формировании личности. Кроме того, наука создает такие знания, которые могут быть использованы человеком в будущем. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием).
Список литературы
Баранов Г.В. Наука в культуре общества и личности // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно - практической конференции (5 марта 2015 г., г. Уфа). В 2 частях: отв. ред А.А. Сукиасян. – Уфа: Аэтерна, 2015. - Часть 2. - 91 с.
Баранов Г.В. Философия науки: учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: Изд - во ОмГТУ, 2016. – 108 с.
Берков B.C. Философия и методология науки: Учеб.пос. /B.C. Берков. М.: Новое знание, 2014. – 322 с.
Войтов А.Г. История и философия науки. М.: Дашков и К0, 2014. - 692 с.
Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия науки: Учебник Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 541 с.
Зеленое Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учеб.пос. М.: Флинта, Наука, 2014.- 472 с.
История и философия науки: Учеб. пос. для аспирантов /Под ред. А.С.Мамзина. СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
Кохановский, В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов /В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону, 2015. – 119 с.
Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб.пос. М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб.пос. /Л.А.Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2015. - 464 с.
Никитина Е.А. Философия науки (основные проблемы): Учеб.пос. /Гос. обр. учр. высш. проф. образования «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)». М., 2016. – 120 с.
Философия и методология науки: Учеб.пос. для студентов вузов /под ред.В.И.Купцова. М., 2016. – 318 с.
Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л.А.Микешина. М.: ПрогрессТрадиция: МПСИ: Флинта, 2015. - 992 с.
26
1. Баранов Г.В. Наука в культуре общества и личности // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно - практической конференции (5 марта 2015 г., г. Уфа). В 2 частях: отв. ред А.А. Сукиасян. – Уфа: Аэтерна, 2015. - Часть 2. - 91 с.
2. Баранов Г.В. Философия науки: учебное пособие [Текст] / Г.В. Баранов. - Омск: Изд - во ОмГТУ, 2016. – 108 с.
3. Берков B.C. Философия и методология науки: Учеб.пос. /B.C. Берков. М.: Новое знание, 2014. – 322 с.
4. Войтов А.Г. История и философия науки. М.: Дашков и К0, 2014. - 692 с.
5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия науки: Учебник Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 541 с.
6. Зеленое Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки: Учеб.пос. М.: Флинта, Наука, 2014.- 472 с.
7. История и философия науки: Учеб. пос. для аспирантов /Под ред. А.С.Мамзина. СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
8. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов /В.П.Кохановский. Ростов-на-Дону, 2015. – 119 с.
9. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб.пос. М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.
10. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб.пос. /Л.А.Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2015. - 464 с.
11. Никитина Е.А. Философия науки (основные проблемы): Учеб.пос. /Гос. обр. учр. высш. проф. образования «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)». М., 2016. – 120 с.
12. Философия и методология науки: Учеб.пос. для студентов вузов /под ред.В.И.Купцова. М., 2016. – 318 с.
13. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л.А.Микешина. М.: ПрогрессТрадиция: МПСИ: Флинта, 2015. - 992 с.
Вопрос-ответ:
Какие предпосылки привели к формированию европейской науки?
В статье указывается, что предпосылками формирования европейской науки были: рост уровня культуры общества, интеллектуализация общества, развитие образования и научных институтов.
Какую роль играет наука в формировании личности?
Статья говорит о том, что наука играет важную роль в формировании личности человека. Она развивает мышление, критическое мышление, умение анализировать информацию и принимать обоснованные решения.
Какая специфика науки в культуре общества?
Статья упоминает, что наука имеет свою специфику в культуре общества. Она основывается на постоянном поиске истины, разработке новых теорий и концепций, а также на взаимодействии с другими областями культуры.
Как изменилась роль академий наук в современном обществе?
По мнению статьи, после 60-70 годов роль академий наук снизилась из-за всеобщей интеллектуализации общества. Наука стала доступной не только избранным ученым, но и широким массам общества через различные научные институты.
Какими литературными источниками можно ознакомиться для более глубокого изучения темы?
Статья предлагает список литературы, который можно использовать для более глубокого изучения темы. Этот список можно найти в конце статьи.
Какие предпосылки способствовали формированию европейской науки?
Предпосылками формирования европейской науки стали развитие философии, просвещения, рационализма и экспериментального подхода к исследованиям. Также важную роль сыграли развитие технических средств и коммуникаций, открытия новых земель и взаимодействия с другими культурами.
Какую роль играет наука в формировании личности?
Наука играет огромную роль в формировании личности, поскольку обучение научным знаниям и методам развивает критическое мышление, логику, аналитические способности и навыки поиска и оценки информации. Она помогает человеку понимать мир, расширяет кругозор и способствует развитию творческого мышления.
Какая специфика науки в культуре общества?
Наука имеет особую специфику в культуре общества, поскольку она стремится к доказуемости и объективности, основываясь на эмпирических данных и логических выводах. Она также следует нормам и принципам научного сообщества, включая публикацию результатов и проверку их другими учеными. Наука вносит значительный вклад в культуру общества, предоставляя новые знания, инновационные технологии и способы понимания мира.