Алкоголизм, наркомания, сектантство в подростковом и раннем юношеском возрасте. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 10.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Девиантное поведение и его специфика в подростковой среде 5
2. Виды девиаций в подростковом и раннем юношеском возрасте 9
3. Причины девиантного поведения подростков 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21
В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка, сфера его интересов принимает корыстную, паразитическую,насильственную или потребительскую направленность. Для таких подростков характерныпримитивность в суждениях, инфантилизм, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция ребенка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», низкой ответственности за свое поведение, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами.3. Социально-педагогические факторы.К ним относятся дефектыобщественного,школьного или семейного воспитания, в основе которых лежат индивидуальные и половозрастные особенности развития детей, которые приводят к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучные семьи. Важно выделить стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:- Дисгармоничный стиль внутрисемейных и воспитательных отношений. Сочетает в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризуется утверждением в семье двойной морали: для общества - одни правила поведения, для семьи - другие.- Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания родителей и их детей.- Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением наркотиков, алкоголя, криминальным поведением родителей, аморальным образом жизни, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия. Жестокое обращение (пренебрежение,оскорбление) - это широкий спектр действий, которые наносят вред ребенку со стороны людей, которые его опекают изаботятся о нем. Такие действия включают в себя: мучения, физическое, сексуальное,эмоциональное насилие, повторяющиеся неоправданные ограничения или наказания, влекущие физический ущерб ребенку.4. Социально-экономические факторы включают в себя:расслоение общества на бедных и богатых;социальное неравенство;безработица;обнищание большей массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка;социальная напряжённость;инфляция.5. Морально-этические факторы проявляютсяв низком морально-нравственном уровне современного общества, в утверждении психологии «вещизма», разрушении ценностей, падения нравов, в нейтральном отношении общества к проявлениям девиаций.Все причины возникновения девиантныхподростков можно свести к трём основным:1. Биологические причины:нарушения нервной системы;несвоевременная диагностика отсталости в умственном развитии;неравномерность полового созревания;аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;наследственная предрасположенность к отклоняющемуся поведению (наркомания, алкоголь).2. Социальные причины:пассивность общественности;социальный статус района;педагогические ошибки воспитателей;стиль преподавания в школе;неблагополучный социально - психологический климат в школе;трудность школьных программ;воспитание детей в жестокой семье;неблагополучие семьи (потеря авторитета родителей, напряженность супружеских отношений);многодетные семьи.3. Психологические причины:ролевой конфликт у подростка;сексуальный конфликт;конфликт самооценки и уровня притязаний;конфликт со сверстниками;конфликт со взрослыми;неудача ребенка в ведущей деятельности;неадекватная самооценка;неразвитость самосознания;личностный кризис.Подытожив можно сказать, что девиантное поведение предстает собой реакцию на ненормальные для ребенка или группы подростков социальные или микросоциальные условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения недоступны или исчерпали себя.Кроме того, на физиологическом уровне в подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности - это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (возбудимость превышает норму). А на социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей - это чувство взрослости. Поэтому,важно учитывать все особенности и знать причины, по которым подросток становится девиантным. Иначе, в «подростковом» социуме, расхлябанность вытеснит организованность, упрямство - настойчивость, ложная мораль вытеснит общественную; романтика творчества, спортивная борьба, товарищеская взаимопомощь уступит место жаргону, грубой физической силы и правонарушениям.ЗаключениеОтклоняющееся поведение имеет свою природу, которая обусловлена самыми разными факторами, находящимися в трудном взаимовлиянии и взаимодействии. Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых социальных норм поведение. Также - это своеобразный способ решения личностью внутреннего и внешнего конфликта путем отхода от системы общепринятых норм и ценностей и выработку собственных.Поскольку критерии определения девиантного поведения неоднозначны и часто вызывают разногласия, трудно точно установить, какие типы поведения можно считать девиантными. Девиантом можно называть того подростка, кто «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», которое носит социально-негативный характер. Девиантное поведение предстает собой реакцию на ненормальные для ребенка или группы подростков социальные или микросоциальные условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения недоступны или исчерпали себя. Кроме того, на физиологическом уровне в подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности - это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (возбудимость превышает норму). А на социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей - это чувство взрослости. Поэтому, важно учитывать все особенности и знать причины, по которым подросток становится девиантным. Иначе, в «подростковом социуме», расхлябанность вытеснит организованность, упрямство - настойчивость, ложная мораль вытеснит общественную; романтика творчества, спортивная борьба, товарищеская взаимопомощь уступит место жаргону, грубой физической силы и правонарушениям.Список используемой литературыГалагузова М.А. Социальная педагогика: Учебное пособие / М.А. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Власов, 2003. - 416 с.Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 192 с.Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 c.Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З.В. Коробкина, В.А. Попов. -М., 2002. - 192 с.Комарова И.А. Аддиктивное поведение подростка: семейный конструкт / Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 22-23.04.2011, Москва // Под ред. В.В. Барцалкина, Н.Б. Флорова, В.В. Аршинова. - М.: МГППУ, 2011. - 260 с.Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.Предпосылки трудновоспитуемости. Статья [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.webpolyglot.ru/knowledge/correction09/06.php, свободныйПедагогически трудные дети. Работа с «трудными детьми». Статья [Электронныйресурс]/ Режимдоступа:http://www. vashpsixolog.ru/pedagogically-difficult-children/116-working-with-difficult-children/999-rabota-s-trudnymi-podrostkami, свободныйПодростковая наркомания и алкоголизм: Факторы риска и защиты [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://nnovschool183.narod.ru/files90/podrostkovaja_narkoman, свободный
1. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Учебное пособие / М.А. Галагузова. - М.: Гуманит. изд. центр Власов, 2003. - 416 с.
2. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 192 с.
3. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 c.
4. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи / З.В. Коробкина, В.А. Попов. -М., 2002. - 192 с.
5. Комарова И.А. Аддиктивное поведение подростка: семейный конструкт / Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 22-23.04.2011, Москва // Под ред. В.В. Барцалкина, Н.Б. Флорова, В.В. Аршинова. - М.: МГППУ, 2011. - 260 с.
6. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 992 с.
7. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.
8. Предпосылки трудновоспитуемости. Статья [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.webpolyglot.ru/knowledge/correction09/06.php, свободный
9. Педагогически трудные дети. Работа с «трудными детьми». Статья [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. vashpsixolog.ru/pedagogically-difficult-children/116-working-with-difficult-children/999-rabota-s-trudnymi-podrostkami, свободный
10. Подростковая наркомания и алкоголизм: Факторы риска и защиты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nnovschool183.narod.ru/files90/podrostkovaja_narkoman, свободный
Вопрос-ответ:
Какие причины девиантного поведения у подростков?
Возможны различные причины девиантного поведения у подростков, такие как отсутствие семейной поддержки, неправильное воспитание, общение с негативным окружением, стремление к признанию со стороны сверстников, эмоциональные и психологические проблемы и т.д. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого подростка, чтобы понять и помочь ему справиться с девиантным поведением.
Какое специфическое девиантное поведение проявляется у подростков?
У подростков часто наблюдаются следующие виды девиаций: употребление наркотиков и алкоголя, принятие активного участия в сектантских организациях, вовлечение в преступную деятельность, агрессивное поведение, школьные проблемы (прогулы, плохие оценки), ухудшение отношений с семьей и сверстниками. Важно не только распознать эти признаки, но и вовремя помочь подростку справиться с ними и заниматься их профилактикой.
Каковы причины девиантного поведения в подростковом возрасте?
Причины девиантного поведения у подростков могут быть разнообразными. Это может быть связано с несформированностью системы нравственных ценностей, стремлением к самоутверждению, поиском новых ощущений, стремлением к принятию со стороны сверстников, негативным влиянием окружающей среды (например, семейной или школьной), психологическими проблемами или эмоциональной неустойчивостью. Важно разобраться в индивидуальной ситуации каждого подростка, чтобы помочь ему разобраться в себе и справиться с девиантным поведением.
Какие виды девиаций чаще всего встречаются у подростков?
У подростков встречаются различные виды девиаций, но наиболее распространенными считаются употребление наркотиков и алкоголя, привлечение к сектантским организациям, агрессивное поведение, школьные проблемы и преступность. Важно помнить, что каждый подросток уникален, и его девиантное поведение может иметь свои особенности и причины.
Какие причины девиантного поведения могут возникать у подростков?
Причины девиантного поведения у подростков могут быть различными. Одной из основных причин является несформированность системы нравственных ценностей у подростка. Если подросток не имеет ясного представления о правильном и неправильном поведении, его интересы могут стать корыстными, паразитическими, насильственными или потребительскими.
Какие виды девиаций могут проявляться у подростков?
У подростков могут проявляться различные виды девиаций. Некоторые из них включают алкоголизм, наркоманию и сектантство. Подростки могут страдать от зависимостей и вовлекаться в деструктивные секты, что может негативно сказываться на их физическом и психологическом здоровье.
В чем специфика девиантного поведения в подростковой среде?
Специфика девиантного поведения в подростковой среде заключается в том, что подростки более подвержены влиянию своего окружения и могут более легко вовлекаться в деструктивные деяния. Их личность еще не сформировалась полностью, и они ищут себя, зачастую склоняясь к рискованным и неправильным поступкам.
Какие причины могут привести подростков к алкоголизму, наркомании или сектантству?
Подростки могут перейти на путь алкоголизма, наркомании или сектантства по разным причинам. Это может быть вызвано отсутствием поддерживающей семейной среды, давлением сверстников, желанием попробовать что-то новое или сбежать от неприятных эмоций. Некоторые подростки злоупотребляют веществами или присоединяются к сектам, ища признания или уклоняясь от проблем реального мира.
Какие последствия может иметь девиантное поведение у подростков?
Девиантное поведение у подростков может иметь разнообразные последствия. Они могут страдать от физических и психологических проблем, включая зависимости, проблемы с здоровьем, насилие и социальную изоляцию. Подростки, занимающиеся девиантным поведением, также рискуют испортить свою будущность, имея проблемы с учебой и трудоустройством.
Какие специфические проблемы возникают в подростковом и раннем юношеском возрасте?
В подростковом и раннем юношеском возрасте возникает множество специфических проблем, таких как алкоголизм, наркомания, сектантство и девиантное поведение. Эти проблемы могут возникать из-за несформированности системы нравственных ценностей и искаженных представлений о мире.