Тактика и психологические основы допроса несовершеннолетнего
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 59 + 59 источников
- Добавлена 24.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические вопросы организации допроса несовершеннолетнего 8
1.1 Понятие, сущность и цели допроса несовершеннолетнего 8
1.2 Проблемные вопросы участия педагога и психолога при допросе несовершеннолетнего 12
1.3 Участие защитника и законного представителя – важнейшая гарантия реализации прав несовершеннолетнего 21
2. Особенности тактики производства допроса несовершеннолетнего 28
2.1 Особенности подготовительного этапа допроса несовершеннолетнего 28
2.2 Установление психологического контакта - как гарантия обеспечения бесконфликтной ситуации 32
2.3 Особенности производства допроса несовершеннолетнего и оформления его результатов 40
Заключение 50
Библиографический список 54
Приложение………………………………………………………………………..55
1. Конвенция о правах ребенка, принятая 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году // Международные акты о правах человека: Сборник документов. Москва, 1998. С. 31-38.
2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 31. Ст. 4398.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 31.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921
4. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 27. Ст. 3477.
5. Аксенова-Сорохтей, Ю.Н. Установление мотива в процессе расследования и осуществления криминалистической профилактики преступлений, совершенных несовершеннолетними / Ю.Н. Аксенова-Сорохтей // Юридическая наука. - 2014. - № 3. - С. 55-57
6. Андрейкин, А. А. Правовой статус несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства / А. А. Андрейкин // Законность. - 2013. - № 6. - С. 50-53
7. Аракелян, К.А. Проблемы законного представительства несовершеннолетних, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела / К.А. Аракелян, В.С. Шадрин // Криминалистъ СПб.: Изд-во С.-Петерб. юрид. ин-та Академии Ген. прокуратуры РФ, - 2014. - №2. - С. 30-35.
8. Баринов, С.В. Расследование преступных нарушений неприкосновенности частной жизни. Учебное пособие / С.В. Баринов, В.М. Юрин. - М.: А-Приор, 2015. - С. 58-59.
9. Белоусова, С. В. Особенности судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних / С. В. Белоусова // Законность. - 2012. - № 5
10. Борисевич, Г. Я. О реализации идей ювенальной юстиции в уголовном судопроизводстве России / Г. Я. Борисевич // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2015.
11. Брусницын, Л.В. Новые правила допросов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей на предварительном следствии и в суде / Л.В. Брусницын // Уголовное право. - 2015. - № 3. - С. 90–94.
12. Васильев, А.Н. Тактика отдельных следственных действий / А.Н. Васильев // Юридическая литература. - М. 2015. - С. 25.
13. Гасанова, З.Г. Участие адвоката-защитника в доказывании по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. юрид. наук. / З.Г. Гасанова - М., 2012. - С. 11.
14. Глушков, А.И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в ходе уголовного судопроизводства / А.И. Глушков // Российская юстиция. - 2014. - № 12. - С. 51–53.
15. Гришина, Е. П. Взаимодействие следователя и лиц, обладающих специальными познаниями (методологические и правовые проблемы) / Е. П. Гришина // Российский следователь. - 2013. - № 15. - С. 2-4.
16. Желудков, М. А. Соотношение принципов гуманизма и справедливости при реализации мер по предупреждению преступности / М. А. Желудков // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 4. - С. 15 - 20.
17. Закаляпина, Л.А. Предупреждение преступности в городах-курортах России: монография / Л.А. Закаляпина. - Ставрополь, 2015. - С. 141-161.
18. Зеленова, А.Д. Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних / А.Д. Зеленова, Т.И. Меняйло, В.М. Юрин // Актуальные проблемы и направления развития права, общества и государства в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2017. - С. 497-501.
19. Зорин, Г.А. Многовариантные программы допросов: технологии построения и применения / Г.А. Зорин. - М. 2015. - С. 236.
20. Капустянский, В.Д. особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних / В.Д. Капустянский // Мировой судья. - 2012. - № 3.
21. Колударова, О. П. Производство по уголовным делам в отношении безнадзорных несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (отдельные вопросы теории и практики): автореф. дис. …канд. юрид. наук. / О. П. Колударова - Ижевск, 2011. - С. 6.
22. Криминалистика: учебник для вузов / отв. ред. проф. Н.П. Яблоков. - М., 2010. - С. 514.
23. Кузьмина, О.Л. Имплементация международно-правовых институтов задержания несовершеннолетнего в уголовно процессе России / О.Л. Кузьмина // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 4 (42). - С. 26-28.
24. Курмаева, Н.А. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых / Н.А. Курмаева // Пробелы в Российском законодательстве. - 2015. - № 1. - С. 147.
25. Лоза, Т.В. Конституционно - правовые основы деятельности следственного комитета при защите прав несовершеннолетних и профилактики преступности среди несовершеннолетних / Т.В. Лоза // Российский следователь. - 2017. - № 1. - С. 13.
26. Макуха, Г. М. Защита прав несовершеннолетних потерпевших в уголовном процессе по делам о преступлениях против половой неприкосновенности / Г. М. Макуха, Н. И. Курганова, Е. А. Назарова // Судья. - 2015. - № 7. - С. 51-54
27. Мамайчук, И.И. Экспертиза личности в судебно - следственной практике : учеб. пособие. / И.И. Мамайчук - СПб., 2012.- С. 136
28. Марковичева, Е. В. Проблема совершенствования процессуального статуса несовершеннолетнего потерпевшего в Российском уголовном процессе / Е.В. Марковичева // Вопросы ювенальной юстиции. - 2015. - № 1. - С. 17-19
29. Марковичева, Е.В. Концептуальные основы ювенального уголовного судопроизводства: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. / Е.В. Марковичева - Екатеринбург, 2011. - С. 16.
30. Марковичева, Е.В. Проблемы назначения и замены законного представителя несовершеннолетнего в российском уголовном процессе. / Е.В. Марковичева // Судья. - 2015. - № 7.
31. Матвеев, С.В. К вопросу о процессуальном оформлении (фиксации) показаний несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве / С.В. Матвеев // Научные труды МГЮА. - 2014. - № 3. - С. 13
32. Маханек, А.Б. Международная практика соблюдения принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве России / А.Б. Маханек // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (37). - С. 23-25
33. Медведева, С.В. Анализ практики использования результатов оперативно- розыскной деятельности судами общей юрисдикции / С.В.Медведева, Чуриков А.В. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 11 - 2. - С. 83 - 87.
34. Михальчук, Ю. П. Основные уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учебное пособие. / Ю. П. Михальчук. - Краснодар. 2014. - С. 41.
35. Насонов, А. А. Об участниках производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / А. А. Насонов // Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики: сборник статей / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. А. Матвейчев (отв. ред.) [и др.]. - Могилев: Могилев. институт МВД, 2015. - С. 39 – 44.
36. Насонова, И.А. Теоретическая модель уголовно-процессуальной защиты: дис. … д-ра юрид. наук / И.А. Насонова. - М., 2011. - С. 490.
37. Платёнкин А.В. Обеспечение конституционных прав подозреваемого при задержании / А.В. Платёнкин // Вопросы современной науки и практики. - 2014. - №С49. - C.91 - 96
38. Плахотнюк, Ю. И. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого / Ю. И. Плахотнюк // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конференции. - Казань: Бук, 2015. - С. 183.
39. Поддубняк, А.А. Специфика досудебного уголовного производства с участием несовершеннолетних / А.А. Поддубняк // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сборник статей по материалам ХХХV-ХХХVI международной заочной научно-практической конференции. - 2015. - № 3-4(33) - С. 99 – 102.
40. Поликашина, О. В. Защита прав несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве / О. В. Поликашина // Мировой судья. - 2014. - № 4. - С. 18-21.
41. Реуцкая, И.Е. Психологические особенности допроса несовершеннолетних / И.Е. Реуцкая, О.И. Бродченко. // Прикладная юридическая психология. - №3. - 2015. - С. 11.
42. Скичко, О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / О.Ю. Скичко. - Саратов, 2005. - С. 96.
43. Стрельцова, Е.В. Особенности использования метода убеждения при разоблачении лжи в показаниях несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых / Е.В. Стрельцова // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений. - Саратов. 2014. - С.89 - 90.
44. Сулейманова, С.А. Тактика проведения вербальных следственных действий в отношении несовершеннолетних / С.А. Сулейманова // Вопросы российского и международного права. - 2016. - № 6. - С. 80.
45. Тетюев, С. В. Допрос несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства в России и Украине / С. В. Тетюев // Вопросы ювенальной юстиции. - 2014. - № 4. - С. 14-18.
46. Тетюев, С. В. Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводство по законодательству России и Туркменистана / С. В. Тетюев // Российская юстиция. - 2013. - № 5. - С. 33-37
47. Тиссен, О.Н. О допустимости и целесообразности заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с несовершеннолетним обвиняемым / О.Н. Тиссен. // Российская юстиция. - 2015. - № 6.
48. Цымбал, Е.И. Проблемы правового регулирования использования психологических познаний при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних / Е.И. Цымбал // Психолого-криминалистические проблемы раскрытия преступлений. Тезисы научно-практической конференции. - М., 2012. - С. 26.
49. Чуркин А. В. Отдельные процессуальные аспекты проведения очных ставок в ракурсе судебной практики европейского суда по правам человека / А. В. Чуркин // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2014. - N 2. - С. 14-15.
50. Шейфер, С. А. Досудебное производство в России: этапы развития следственной, судебной и прокурорской власти / С. А. Шейфер. - М., 2013. - С. 140.
51. Юрин, В.М. Улики поведения как средство изобличения преступника / В.М. Юрин, Н.В. Арзамасцева // Правовая культура. - 2014. - № 2 (9). - С. 149.
52. Юркевич, М.А. Проблемы участия педагога (психолога) в производстве по уголовному делу с участием несовершеннолетних / М.А. Юркевич // Социосфера. - 2014. - № 2. - С. 242.
53. Бабушкин, А.В. Педагоги и правосудие. [Электронный ресурс] / А.В. Бабушкин / Режим доступа: http://www.coast.ru/referats/librery1/editions/pedagog/2.htm
54. Баев, О.Я. Процессуальные средства предупреждения злоупотреблений следователя правом на производство следственных действий (на примере очной ставки и допроса). / О.Я. Баев URL: http://lexrussica.ru/articles/lexrussica-7-2014
55. Генпрокуратура составила рейтинг субъектов РФ по количеству совершенных подростками преступлений // izvestia.ru: ежедн. интернет-изд. URL: http://izvestia.ru/news/660388
56. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://crimestat.ru
57. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального «Психолог в социальной сфере»». URL: http://www.consultant.ru
58. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального «Специалист по работе с семьей»». URL: http://www.consultant.ru
59. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии». URL: http://www.consultant.ru
Вопрос-ответ:
Какие основные цели имеет допрос несовершеннолетнего?
Основными целями допроса несовершеннолетнего являются выявление правды, получение информации о преступлении, выяснение обстоятельств, связанных с произошедшим, а также защита интересов и прав несовершеннолетнего.
Почему участие педагога и психолога важно при допросе несовершеннолетнего?
Участие педагога и психолога при допросе несовершеннолетнего важно для обеспечения психологической поддержки, помощи в осознании и выражении эмоций, а также для снижения тревожности и страха ребенка, создания доверительных отношений и обеспечения правильного понимания вопросов и ситуации в целом.
Какое значение имеет участие защитника и законного представителя во время допроса несовершеннолетнего?
Участие защитника и законного представителя важно, так как они обеспечивают права и интересы несовершеннолетнего, оказывают ему юридическую и психологическую поддержку, помогают правильно воспринимать вопросы и ситуацию в целом, а также защищают его от возможного давления или нарушения прав при допросе.
Какие особенности подготовительного этапа допроса несовершеннолетнего?
На подготовительном этапе допроса несовершеннолетнего проводится беседа с ребенком, целью которой является создание доверительных отношений, объяснение целей и процедуры допроса, проверка понимания ребенком ситуации, его возможность ответить на вопросы, а также определение необходимости в привлечении педагога, психолога, защитника или законного представителя.
Какие цели преследует проведение допроса несовершеннолетнего?
Проведение допроса несовершеннолетнего имеет целью получить показания от ребенка, выяснить его роль и участие в преступлении, получить сведения о соучастниках или свидетелях, а также установить причину и мотивацию совершения преступления.
Каковы основные цели допроса несовершеннолетнего?
Основные цели допроса несовершеннолетнего заключаются в получении достоверной информации о событиях, связанных с преступлением, а также в выявлении истинных причин и мотивов поведения ребенка. Кроме того, важной целью является защита прав и интересов несовершеннолетнего в процессе допроса.
Какова роль педагога и психолога в процессе допроса несовершеннолетнего?
Участие педагога и психолога в процессе допроса несовершеннолетнего имеет важное значение. Педагог помогает создать доверительную атмосферу, адаптирует вопросы к возрастным и психологическим особенностям ребенка и обеспечивает его комфортность во время допроса. Психолог в свою очередь оценивает состояние эмоционального и психического состояния ребенка, понимает его мотивы и помогает установить контакт с ребенком.
Как участие защитника и законного представителя влияют на процесс допроса несовершеннолетнего?
Участие защитника и законного представителя является важнейшей гарантией реализации прав несовершеннолетнего в процессе допроса. Они следят за соблюдением процедур, защищают интересы ребенка, обеспечивают его право на адекватную защиту и консультацию, а также содействуют в установлении правдивого повествования со стороны несовершеннолетнего.
Какие особенности имеет тактика производства допроса несовершеннолетнего на подготовительном этапе?
На подготовительном этапе допроса несовершеннолетнего важно установить доверительные отношения с ребенком, объяснить ему цель и ход допроса, а также собрать необходимую информацию о его психологическом состоянии и особенностях развития. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, его эмоциональное состояние и уровень понимания происходящего.
Что такое допрос несовершеннолетнего и каковы его цели?
Допрос несовершеннолетнего - это процесс получения показаний от несовершеннолетнего подозреваемого или свидетеля в рамках уголовного расследования. Цели допроса несовершеннолетнего включают выяснение обстоятельств совершенного преступления, получение информации о свидетельстве возможных преступлений, установление истины и защита прав несовершеннолетнего.
Какие проблемы могут возникнуть при участии педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего?
Участие педагога и психолога во время допроса несовершеннолетнего может столкнуться с проблемами, такими как недостаточная подготовка этих специалистов, затруднения в коммуникации с детьми, возможное оказание давления на несовершеннолетнего со стороны педагога или психолога, что может повлиять на достоверность получаемой информации.
Какое значение имеет участие защитника и законного представителя в допросе несовершеннолетнего?
Участие защитника и законного представителя является важнейшей гарантией реализации прав несовершеннолетнего во время допроса. Они могут защищать интересы ребенка, адекватно оценивать состояние детской психики, обеспечивать соблюдение процессуальных норм и правил при допросе.