взгляды блж. Августина на христианскую науку и подготовку ее служителей.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 24 24 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 31.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Блж. Августин в историческом контексте своей эпохи ................5
1.1 Характерные черты исторической эпохи развития христианской
церкви во время жизни блж. Августина …………………………………5
1.2. Древняя христианская традиция на Северо-Западе Африки (IV век) ……9
1.3 Основные вехи формирования блаженного Августина
как христианина, богослова и пастыря ………………………………..............18
Глава 2. Взгляды блж. Августина на христианскую науку
Глава3. Взгляды на подготовку пастырей
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список использованных источников…………………………………………...28



Фрагмент для ознакомления

Главная тема сочинения — научить тех, кто занимается Св. Писанием, „способам находить в Св. Писании то, что должно быть понято (1—III кн.) и способам» излагать то, что понято- (IV кн.) – «modus inveniendi, quae ii.telligenda sunt, et modus proferendi, (juao intellecta sunt)» (I. I. п. I). Таким образом, главная тема сочинения по своему содержанию и названию, как оно переводится обычно на русский язык (о науке христианской).Обучение клира, по Августину, начинается с изучения краткой системы богословия.Бл. Августин на собственном опыте чувствовал необходимость особого воспитания и образования для того сословия, которое призвано к учительской деятельности по преимуществу. Избранный епископом г. Иппона, он создал при епископской кафедре общежитие для клириков. Общежитие с людьми одного образа мыслей всю жизнь, с молодости, привлекало Августина и соответствовало его идеям о воспитании По сути это общежитие клириков, где получают общеобразовательные знания, воспитание под руководством своего епископа. Кстати, уже в IV в. распространено простонародное мнение о желательном целибате духовенства: «неженатый – значит святой». Главная цель школы - воспитание служителей Церкви. Ученик должен знать закон (Св. Писание и Предание), и уметь передать его другим, т.е. знать основы педагогики. В этой школе есть небольшой предварительный курс - дается общее светское образование. Затем, также кратко, следующая ступень - богословие восточного образца. Эти ступени не главные, они готовят человека к более важному курсу - экзегетике, объяснению Писания. Самостоятельно ученики прочитывают Писание, а учитель толкует наиболее сложные места, в соответствии с традицией. Знание Писания необходимо для проповеди. Мысль блж. Августина: «Если ты имеешь веру, надежду и любовь, то не нуждаешься в Писании, разве только для научения других», т.е. Писание становится материалом для эрудиции, которая рождает элоквенцию – способность свободно говорить с амвона.Проводилось обучение высшей цели школы – красноречию. Нужно читать образцовые проповеди, слушать, пробовать говорить самим. Увлечение формой недопустимо. Красота слова конечно должна быть, но главное - содержание. «Дозволительно произносить чужие проповеди тем, кто хорошо говорит, но не может придумать», - говорит Августин.Большое значение блж. Августин отдавал пастырскому богословию. Дисциплина эта проходила как собеседование учителя с учениками на пастырские темы. Августин сам отвечал на недоуменные вопросы. Пастырское богословие не было систематическим, эти беседы проводились в свободное время.Исторические свидетельства дают основание утверждать, что роль Августина-епископа по отношению к собранным вокруг него Клирикам была учительною: бл. Августинь исполнял, по отношению к своим подчиненным заповедь Апостола: проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 14, 2)); в особенности брал он на себя труд, воспитывать способных». Ведя большую переписку со своими друзьями и с людьми, советовавшимися с ним по разным вопросам Августин считал наиболее принятыми для себя слова ободрения и беседы, проникнутые братскими и чисто семейным дружелюбием к тем, которых поручил ему Бог. Нужно указать, что в монастыре блж. Августина жизнь проходила по образцу древних общин монахов, что само уже давало воспитательный момент: клирики не имеют собственности, общий стол, все необходимое получают от эконома. Правила поведения еженедельно прочитываются. Учитель - член общины. Многие выпускники иппонской школы становились епископами, основывали на своих кафедрах подобные школы.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, проведенное исследование дало возможность сделать такие выводы:Христианизация Северной Африки имела свои особенности и специфику. Так, в IV веке она проходила на фоне глубокого раскола африканской церкви в связи с донатизмом. Донатизм распостранился в Северной Африке в 313 году. Это крайнее течение, не признававшее таинств из рук тех священников, которые отказались от религии во времена преследования императором Диоклетианом. Выдающимся критиком донатизма был святой Августин. Его аргументом было то, что недостойное поведение священников не отменяет таинства, поскольку истинное их вдохновение во Христе. Августин отстаивал право христианской власти наказывать схизматов и еретиков. Противостояние решил Карфагенский собор 411 года. Блаженный Августин, отец Церкви, который много сил положил для утверждения христианской веры, особенно для раскрытия учения о спасающей Божественной благодати. За годы пастырской деятельности из-под пера блаженного Августина вышли десятки сочинений различного характера. В качестве церковного писателя он хорошо известен и как проповедник, и как догматист, и как полемист.Августин Блаженный оставил огромное литературное наследие. Стоит выделить две его книги - это «Исповедь», написанная в 400 году, и колоссальное творение «О Граде Божием», над которым Августин трудился с 412 по 426 год. По нашему мнению, эти две работы колоссальное влияние не только на богословскую мысль последующих веков, но и на формирование самой парадигмы западноевропейской культуры – Одной из самых важных его работ "Христианская наука" (De Doctrina Christiana), которая была закончена им в 426 году. В этой работе представленны, наиболее важные для нашей работы положения. В не автор поясняет, как проповеднику нужно вести процесс обучения. Августин отмечает, что в задачах пастыря не только учить добру, но и отучать от плохого. Так же, по мнению Августина, ораторское искусство является большим преимуществом, но не является строгим условием пастырской деятельности. Огромное значение Августином Блаженным предавалось молитве перед каждым выступлением. Интересно, что Августин отмечал возможность проповедничества, без наличия у пастыря красноречия, главная цель Христианского учителя — верно донести Истину Священного Писания, Трактат «doctrina Christiana» имел специальное назначение: он составлен был для тех, «кто занимается изучением и преподаванием Св. Писания, защищает истинную веру и побеждает заблуждения» (divinarum Scripturarum tractator et doctor, defensor rcctao fidci ac debollator erroris); в других местах лицо, для которого предназначается сочинение, называется doctor ecclesiasticus,), ecclesiasticus orator - церковный учитель, церковный оратор. Главная тема сочинения — научить тех, кто занимается Св. Писанием, „способам находить в Св. Писании то, что должно быть понято (1—III кн.) и способам» излагать то, что понято- (IV кн.) – «modus inveniendi, quae ii.telligenda sunt, et modus proferendi, (juao intellecta sunt)» (I. I. п. I). Таким образом, главная тема сочинения по своему содержанию и названию, как оно переводится обычно на русский язык (о науке христианской).Бл. Августин на собственном опыте чувствовал необходимость особого воспитания и образования для того сословия, которое призвано к учительской деятельности по преимуществу. Избранный епископом г. Иппона, он создал при епископской кафедре общежитие для клириков. Общежитие с людьми одного образа мыслей всю жизнь, с молодости, привлекало Августина и соответствовало его идеям о воспитании. По сути это общежитие клириков, где получают общеобразовательные знания, воспитание под руководством своего епископа. Главная цель школы - воспитание служителей Церкви. Ученик должен знать закон (Св. Писание и Предание), и уметь передать его другим, т.е. знать основы педагогики. В этой школе есть небольшой предварительный курс - дается общее светское образование. Затем, также кратко, следующая ступень - богословие восточного образца. Эти ступени не главные, они готовят человека к более важному курсу - экзегетике, объяснению Писания. Самостоятельно ученики прочитывают Писание, а учитель толкует наиболее сложные места, в соответствии с традицией. Знание Писания необходимо для проповеди. Мысль блж. Августина: «Если ты имеешь веру, надежду и любовь, то не нуждаешься в Писании, разве только для научения других», т.е. Писание становится материалом для эрудиции, которая рождает элоквенцию – способность свободно говорить с амвона.Проводилось обучение высшей цели школы – красноречию. Нужно было читать образцовые проповеди, слушать, пробовать говорить самим. Большое значение блж. Августин отдавал пастырскому богословию.Таким образов, на основание проделанной работы, можно сказать, что Бл. Августин придавал большое значение светскому образованию для пастырей.Это образование должно было помочь пастырю верно и точно передать Слово Божие. Для более обширного распространения светского образования среди священнослужителей, Августин создает при епископской кафедре г Иппона, общежития для клирков.В этой школе не только углублено изучали закон (Св. Писание и Предание), а так же учили основы педагогики, чтобы передавать свои знания другим. Нужно выделить, что в этой школе преподавался курс светского образования и богословие восточного образца. Немаловажной дисциплиной было искусство красноречия.Нужно не только верно передать прихожанам Закон, но и сделать это доступно и приглядно.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИ ЛИТЕРАТУРЫБлаженный Августин. Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия.Х-а И. Учение Блаженного Августина о богодуховенности Священного Писания. // Вера и разум, 1894, т. 1, ч. 1, с. 96 - 110 Санкт-Петербург:Аксион эстин, 2009.Анри- Ирене Марру. Святой Августин и августинианство (перевод О. Головой). – Вестком, 1999.Васильев А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов (до 1081 г.). / А. А. Васильев. - СПб., 1998. - с. 155.Волков Л. В. Карфаген. Белая империя черной Африки. - М., 2004. - с. 287-288; История Туниса // Сайт «Тунис — оазис Средиземноморья». URL: http://www.tunisia.ru/history Византиец Феофан. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказание. - Рязань, 2005.Епифанова Т. В. Человек, общество и государство в политическом учении Августина Блаженного. – М.: Международный юридический институт, 2012. – 180 с.Зелев Л. Евреи в Карфагене. // Сайт «Проза.ру». URL: http://www.proza.ru/ 2008/04/13/106Израильские и американские генетики: евреи основали Карфаген // Сайт «В Израиле». URL: http://newsru.co.il/israel/08aug2012/gen_003.htmlИстория Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 2001. История распространения христианства и мусульманства в Африке. / Гонения на христиан. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://persecutionchrist.wordpress.com/2012/03/29Казаков М. М. Особенности христианизации Северной Африки. / М. М. Казаков. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-hristianizatsii-severnoy-afrikiКибардин Н. П. Блаж. Августин, епископ Иппонский, как воспитатель клира. / Библейско-богословская коллекция. Патрологическая серия. // Православный собеседник, 1915, № 5, с. 33–43; № 6, с. 197–214; № 7–8, с. 402–419. - Санкт-Петербург:Аксион эстин, 2009.Латинская богословская школа. /Хелпикс.Орг - 2014-2018 // [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://helpiks.org/7-68546.htmlМейендорф И. Блаженный Августин. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1164Писарев Д. Авторитет Августина, епископа Иппонского, в области христианского богословия по суду древних христианских писателей. // Православный собеседник, 1903, II, с. 545–560. - Санкт-Петербург:Аксион эстин, 2009.Токарев С. А. Религия в истории народов мира. // [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st000.shtmlЦыпин В. Церковь в эпоху святителя Иоанна Златоуста и блаженного Августина. / В. Цыпин. История Европы дохристианской и христианской. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/49552.html

1. Блаженный Августин. Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия.
2. Х-а И. Учение Блаженного Августина о богодуховенности Священного Писания. // Вера и разум, 1894, т. 1, ч. 1, с. 96 - 110 Санкт-Петербург: Аксион эстин, 2009.
3. Анри- Ирене Марру. Святой Августин и августинианство (перевод О. Головой). – Вестком, 1999.
4. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов (до 1081 г.). / А. А. Васильев. - СПб., 1998. - с. 155.
5. Волков Л. В. Карфаген. Белая империя черной Африки. - М., 2004. - с. 287-288; История Туниса // Сайт «Тунис — оазис Средиземноморья». URL: http://www.tunisia.ru/history
6. Византиец Феофан. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказание. - Рязань, 2005.
7. Епифанова Т. В. Человек, общество и государство в политическом учении Августина Блаженного. – М.: Международный юридический институт, 2012. – 180 с.
8. Зелев Л. Евреи в Карфагене. // Сайт «Проза.ру». URL: http://www.proza.ru/ 2008/04/13/106
9. Израильские и американские генетики: евреи основали Карфаген // Сайт «В Израиле». URL: http://newsru.co.il/israel/08aug2012/gen_003.html
10. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 2001.
11. История распространения христианства и мусульманства в Африке. / Гонения на христиан. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://persecutionchrist.wordpress.com/2012/03/29
12. Казаков М. М. Особенности христианизации Северной Африки. / М. М. Казаков. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-hristianizatsii-severnoy-afriki
13. Кибардин Н. П. Блаж. Августин, епископ Иппонский, как воспитатель клира. / Библейско-богословская коллекция. Патрологическая серия. // Православный собеседник, 1915, № 5, с. 33–43; № 6, с. 197–214; № 7–8, с. 402–419. - Санкт-Петербург: Аксион эстин, 2009.
14. Латинская богословская школа. /Хелпикс.Орг - 2014-2018 // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://helpiks.org/7-68546.html
15. Мейендорф И. Блаженный Августин. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1164
16. Писарев Д. Авторитет Августина, епископа Иппонского, в области христианского богословия по суду древних христианских писателей. // Православный собеседник, 1903, II, с. 545–560. - Санкт-Петербург: Аксион эстин, 2009.
17. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st000.shtml
18. Цыпин В. Церковь в эпоху святителя Иоанна Златоуста и блаженного Августина. / В. Цыпин. История Европы дохристианской и христианской. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/49552.html


История политико-правовой мысли во взглядах Августина и Сперанского

Содержание

1. Социально-политическая концепция Августина. 2

1.1 Обоснование приоритета духовной власти (церкви) над властью светской (госудаством) 2

1.2 Роль насилия в государстве, борьба с ересями и роль государства. 3

1.3 Новое обоснование социального равенства. 5

1.4 Политико-правовой мысли. 8

2. Политико-правовые взгляды Сперанского. 12

2.1 План государственных преобразований. 12

2.2 Концепция конституционной монархии. 13

2.3 Политическая и гражданская свобода. 14

2.4 Сословия и крепостное право. 15

2.5 Организация местной власти. 16

список литературы.. 18

1. Социально-политическая концепция Августина

 

1.1 Обоснование приоритета духовной власти (церкви) над светской властью (государством)

Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

под впечатлением от захвата Рима Августин пишет тракт "О граде божьем" (413 - 426), главная идея которого состоит в замене единства Римской всемирной империи (государственной власти) на единство всемирной католической церкви (духовной власти). Августин формулирует теократическую идею примата духовной власти над светской. Ход человеческой истории, по мысли Августина, предопределен Божественным проведением и представляет собой борьбу светлых и темных сил. Божественность-это лишь источник добра, зло проистекает из свободной волей, стремящейся к самостоятельности, и не признающей Божественное привычки. В соответствии с борьбой светлых и темных сил и всемирная история распадается на два направления: приверженцы бога на земле, признающие Его волю, войдя в лоно церкви, строят град Божий, а сторонники сатаны строить град человеческий: светское, земное государство. Августин отрицательно относился к любого рода насилию, но понимал неизбежность в этом мире. Таким образом, он признавал и необходимость государственной власти, хотя в сми он сам описан как "большая шайка разбойников". Связав царство дьявола с государством, Августин положил начало многим средневековым ересям. Смысл истории – по Августину – в победе христианства во всемирном масштабе.