Антисемитизм в христианском обрамлении. Гонение евреев Православной церквью.
Заказать уникальное эссе- 13 13 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 30.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение Ошибка! Закладка не определена.
Глава 1. Исторические формы взаимодействия Православия и евреев в России Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Христиане и иудеи на Руси и в Великом княжестве Московском Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Православие, иудаизм и государственная администрация в Российской империи 18 – первой половины 19 веков Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Пореформенная Россия: антисемитизм как часть государственной идеологии…………6
Глава 2. Церковь, антисемитизм и российское общество в эпоху революций 7
2.1. Первая русская революция и рост антисемитизма в официальной идеологии церкви и государства 7
2.2. Православная церковь и «дело Бейлиса» 8
2.3. Первая мировая война и дальнейшее ухудшение положения евреев в Российской империи……………………………………………………………………………………...……9
Глава 3. Антисемитизм, Православие и Советская власть 10
Глава 4. Православие и проблема антисемитизма в современности 11
Заключение 12
Список источников и литературы 13
Гражданская война в России, в которой Русская православная церковь поддерживала белое движение, отличавшееся крайне высоким антисемитизмом, добавила к обвинениям против евреев еще и участие в революционных событиях и расстреле царской семьи.Подводя итог мы видим, что ход исторического развития Российской империи и Православия, как формы государственной идеологии в империи, никак не способствовал преодолению антисемитизма и юдофобии в российском обществе.Глава 3. Антисемитизм, Православие и Советская властьПосле завершения кровопролитной Гражданской войны проблемы антисемитизма и юдофобии никуда не исчезли из российского, а теперь уже советсткого общества. Не взирая на официально декларируемый пролетарский интернационализм и братскую дружбу народов в среде населения Советского Союза и в отсутствии широкой деятельности православных организационных структур отношение к иудеям оставалось далеким от привычных нам стандартов поведения.После завершения Великой Отечественной войны в период восстановления народного хозяйства и экономики господствовавший режим возвел антисемитизм в ранг государственной политики, хотя и более скрытой, но и более жесткой, чем прежде в Российской империи. Достаточно вспомнить так называемое «дело враче», где большую часть обвиняемых составили как раз лица еврейской национальности. Ограничения для иудеев на работу в органах государственной власти, науке и искусстве продолжали фактически существовать. То же самое касалось и доступа к, казалось бы, всеобщему образованию. И хотя в силу объективных причин православная церковь в России в тот период не могла формировать самостоятельную повестку дня и, более того, идеологически находилась в явной оппозиции господствующему режиму, каких-либо мероприятий по переосмыслению своего опыта и практики юдофобии и антисемитизма начала ХХ века предпринято не было ни на каких уровнях официальной и неофициальной церковной иерархии.Таким образом следует заметить, что находясь в состоянии идеологического конфликта с Советской властью в целом, Русская православная церковь вполне совпадала с ней в частностях, что нашло свое отражение в продолжающейся практике антисемитской атмосферы в советском обществе в указанный период времени.Глава 4. Православие и проблема антисемитизма в современностиСложное положение, в котором находится молодая российская государственность в наши дни, отражается и на неустойчивости в идеологической линии священноначалия Русской Православной Церкви, что касается буквально всех вопросов церковной жизни - литургического обновления, социальной политики, экуменического движения. Точно такая же непоследовательность и противоречивость позиции церковного руководства и Московской патриархии проявляется и по отношению к проблеме антисемитизма. Еще в известной речи перед еврейской общиной Нью-Йорка в конце 1991 г. тогдашний патриарх Московский и всея Руси Алексий II обозначил позицию Русской православной церкви, решительно назвав иудеев "братьями" и отказавшись, на словах,от всех проявлений антисемитизма. Но эта речь вызвала неоднозначную реакцию как в Русской Зарубежной Православной Церкви, так и среди клириков Московской Патриархии, особенно в среде монашествующих, и не изменила главенствующих настроений в церковной среде. Совсем наоборот, в следующие годы стали активно тиражироваться фактически антисемитские проповеди, статьи и выступления ныне покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), которые Московская Патриархия прокомментироваласдержанным заявлением о том, что это всего лишь личнаяпозициявладыки. Отсутствует и реакциявысших органов управления Русской православной церкви на значительное число издающихся книг православных авторов с откровенно антисемитским содержанием, на статьи в газетах фашистского и полуфашистского содержания, использующих в своих заголовках слово "православные". И сейчас в храмах и книжных лавках при них не редко можно встретить "Протоколы сионских мудрецов", напечатанные под обложкой книги С.Нилуса "Великое в малом". Более того, порой откровенно антисемитские книги издаются и самими церковными структурами. Все это, конечно, не украшает имидж православия в России и в мире.Таким образом мы можем с уверенностью заявить, что проблема антисемитизма в православной среде не изжита в полной мере и в XXI веке.ЗаключениеТаким образом, рассмотрев на широком историческом материале историю взаимоотношений Православия (и, в первую очередь, Русской православной церкви Московского патриархата как ведущей политической силы в православном мире) мы с высокой долей обоснованности можем прийти к следующим выводам.Антисемитизм, как элемент православного мировоззрения, присутствовал в этой христианской конфессии с самого начала ее существования, как и присутствует в наше время. Вместе с тем, он занимает локальную нишу, размеры которой, в зависимости от господствующих в тот или иной период времени общественных идеологий, меняется от незначительной до мейнстримной. При этом все антиеврейские решения, в том числе и касающиеся сугубо религиозных вопросов, как вовремя патриаршего правлениятак и в Синодальный период принимались, в первую очередь,государственными органами управления в лице императоров, правительственных комитетов и министерств. И в том случае, если какие-то решения согласовывались с Духовным Коллегиумом при императоре ПетреI, а впоследствии с Синодом, и одобрялись ими, не следует забывать, что эти учреждения представляли собой части государственной машины России. Что же касается досинодальной эпохи, когда Церковь сохраняла относительную самостоятельность, то трудно найти какие-либо конкретные подтверждения того, чтобы антиеврейская политика официально ею декларировалась. Под "официальной" позицией имеются в виду решения высших органов церковной власти: постановления поместных и архиерейских соборов, указы патриарха и прочее. При этом вполне естественно было бы предположить определенное влияние церковной власти на государственный аппарат в проведении последним антиеврейской политики или даже об инициировании Русской православной церковью такой политики. Православие, безусловно, можно и нужно критиковать за полную подчиненность государству в синодальный период, за неспособность отстаивать свою независимую позицию, а также демонстрировать декларируемую в качестве основы ее вероучения евангельскую любовь к ближнему и заботу о гонимых: в отличие от Римско-католической церкви, за ней не числится никаких реальных шагов в защиту евреев, исповедующих иудаизм. Список источников и литературыДудаков С.Ю. История одного мифа. М.: Наука, 1993. – 282 с. Ильин С.А. Русская православная церковь и «еврейский вопрос» в Российской империи // Вестник ТГУ, 2009, выпуск 3 (71). С. 215-220.Кац Я. Евреи в средневековой Европе. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1992. – 334 с.Лихтенберг Ж.П.От Первого до Последнего из Праведников. К истории еврейско-христианских отношений. М.: Путь, 1996. – 112 с.Православная Церковь и евреи: XIX-XX вв. Сборник материалов к теологии межконфессионального диалога. М.: Рудомино - Бог един, 1994. - 150 с.Табак Ю.М. Трудности и перспективы еврейско-христианского межрелигиозного диалога // Диа-Логос. Религия и общество 1997. М.: Истина и Жизнь, 1997. С.43-60.
Список источников и литературы
1. Дудаков С.Ю. История одного мифа. М.: Наука, 1993. – 282 с.
2. Ильин С.А. Русская православная церковь и «еврейский вопрос» в Российской империи // Вестник ТГУ, 2009, выпуск 3 (71). С. 215-220.
3. Кац Я. Евреи в средневековой Европе. Иерусалим: Библиотека-Алия, 1992. – 334 с.
4. Лихтенберг Ж.П.От Первого до Последнего из Праведников. К истории еврейско-христианских отношений. М.: Путь, 1996. – 112 с.
5. Православная Церковь и евреи: XIX-XX вв. Сборник материалов к теологии межконфессионального диалога. М.: Рудомино - Бог един, 1994. - 150 с.
6. Табак Ю.М. Трудности и перспективы еврейско-христианского межрелигиозного диалога // Диа-Логос. Религия и общество 1997. М.: Истина и Жизнь, 1997. С.43-60.
Вопрос-ответ:
Какие формы взаимодействия существовали между Православием и евреями в России?
В истории России существовали разные формы взаимодействия между Православием и евреями. С одной стороны, были примеры толерантности и уважения со стороны православных к евреям, например, во времена Руси и Великого княжества Московского. С другой стороны, в период Российской империи была притеснение и дискриминация евреев со стороны православной церкви и государственной администрации.
Какое отношение Православие и иудаизм имели к государственной администрации в Российской империи в 18-19 веках?
В 18-19 веках Православие и иудаизм имели сложное взаимоотношение с государственной администрацией Российской империи. С одной стороны, православная церковь и государственные служители поддерживали жесткую систему ограничений и преследований евреев, известную как "палестинизация" - ограничение движения евреев и их прав с целью защиты православия. С другой стороны, были также и примеры толерантности и уважения со стороны некоторых православных и государственных деятелей к евреям.
Какие виды притеснений и гонений евреев существовали в Российской империи после реформ?
После реформ в Российской империи начался период антисемитской политики, который включал различные виды притеснений и гонений евреев. Это включало ограничение прав евреев, жесткую систему ограничений и запретов на жительство и работу, а также погромы и насилие в отношении евреев. Эта политика привела к массовой эмиграции евреев из России в другие страны.
Каково историческое взаимодействие между Православием и евреями в России?
Историческое взаимодействие между Православием и евреями в России было сложным. Христиане и иудеи на Руси и в Великом княжестве Московском сосуществовали и взаимодействовали друг с другом. Православие, иудаизм и государственная администрация в Российской империи также имели отношение друг к другу в 18-19 веках. После реформ в России начался рост антисемитизма.
Какие формы гонений на евреев существовали в России в христианском обрамлении?
В христианском обрамлении гонения на евреев в России принимали различные формы. Это могли быть антиеврейские погромы, дискриминация в правовом статусе, ограничение прав на проживание и занятие определенными профессиями, а также пропаганда негативных стереотипов о евреях, что приводило к созданию враждебной атмосферы в обществе.
Какое было отношение Православной церкви к евреям в Российской империи?
Отношение Православной церкви к евреям в Российской империи было неоднозначным. С одной стороны, в церковной литературе и посланиях духовенства были высказаны антисемитские взгляды и призывы к борьбе с иудаизмом. С другой стороны, отдельные представители церкви выступали за толерантность и сотрудничество с евреями.
Каковы были последствия гонений на евреев в России?
Последствия гонений на евреев в России были серьезными. Они привели к исключению евреев из некоторых сфер общественной жизни, экономической деятельности и образования. Многие евреи были вынуждены эмигрировать, их имущество было конфисковано, а некоторые стали жертвами погромов и физического насилия. Антисемитизм в России создал атмосферу вражды и недоверия между евреями и другими национальностями.
Какие формы взаимодействия были между Православием и евреями в России?
В истории России было несколько форм взаимодействия между Православием и евреями. Например, в Великом княжестве Московском было периодическое взаимодействие союзное и военное между христианами и иудеями. В Российской империи было введено государственное управление еврейским населением и были предприняты меры по осуществлению сифонной политики. После реформ в России, антисемитизм стал более распространенным.
Какие исторические события относятся к гонениям евреев Православной церковью?
Исторические события гонений евреев Православной церковью в России начались с времен Великого княжества Московского. Этот период характеризовался перекрестной дискриминацией между христианами и иудеями. В Российской империи были введены ограничительные меры против евреев, такие как погромы, гетто и обязательные соседства. После Первой Мировой войны в России антисемитизм стал еще более явным и нацистским режимом за последующие годы продолжился геноцид евреев.
Как Православие взаимодействовало с иудаизмом и государственной администрацией в Российской империи?
В Российской империи Православие взаимодействовало с иудаизмом и государственной администрацией через различные способы. Например, государство контролировало иудейское население, вводя различные ограничения и регламенты, такие как погромы и ограничение свободы выбора места жительства. Православная церковь играла активную роль в пропаганде инициатив по антисемитизму и поддерживала государственную политику по отношению к евреям.
Какие исторические формы взаимодействия существовали между Православием и евреями в России?
Исторические формы взаимодействия между Православием и евреями в России разнообразны. На Руси и в Великом княжестве Московском существовали различные правовые нормы, которые ограничивали жизнь и деятельность евреев.