Философия
Заказать уникальный доклад- 18 18 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 30.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
2. Агностицизм и априоризм в философии И. Канта. Учение о противоречиях (антиномиях разума) 6
3. Философия Ф. Гегеля, законы диалектики 11
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Сущность человека по Фейербаху 15
Заключение 17
Библиографический список 18
Исходя из содержания этого закона, основой всякого развития является борьба противоположных сторон того или иного процесса. В рамках данного закона, Гегель оперирует несколькими категориями: тождество, различие, противоположность и противоречие. Тождество является категорией, выражающей равенство объекта самому себе или иным объектам. Различие - это категория, выражающая неравенство объекта по отношению к самому себе или нескольким объектам. Противоположностями является категория, отражающая взаимоотношения объекта или нескольких объектов, которые отличаются друг от друга коренным образом. Противоречием является процесс взаимоотношения и взаимопроникновения противоположностей. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные и описывает механизм саморазвития. Качеством является внутренняя определенность предмета явления, которое его характеризует. Качество предмета либо явления определяется через его свойства. Свойством предмета является возможность его соотношения и взаимодействия с другими предметами. Количество Гегель охарактеризовал как внешнюю определенность и видел в нём нечто относительно безразличное для той или иной вещи, так как конкретное единство качества и количества он находил в категории меры. Мера же является единством качественной и количественной определенности предмета, а также является показателем того, что одному качеству может соответствовать некоторый диапазон количественных характеристик. Кроме того, переход от одной категории к другой или от одного качества к другому совершается в результате перерыва постепенного количественного изменения, который называется скачком. Скачок - это некая форма перехода от одного качественного состояния к другому, единство бытия и небытия означающего, что старого качества уже нет, а новое качество ещё не появилось. Третьим законом диалектики является закон отрицания отрицания, отражающий общий результат и направленность процесса развития. Он означает уничтожение старого качество новым, переход из одного качественного состояния в другое. По мнению Гегеля, отрицание не просто является уничтожением старого новым, но и обладает диалектической природой. Это диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: в первую очередь, это преодоление старого; во вторую - преемственность в развитии; в третью - утверждение нового.Отрицание отрицанияв двойном виде состоит из трех этапов: тезиса (утверждение или положение), антитезиса (отрицание либо противоположение этого утверждения) и синтеза (отрицание отрицания, снятие противоположностей). Этот процесс является чисто логическом и складывается так, что сначала мысль полагается, а потом противополагается самой себе, и как окончательный результат – сменяется высшей синтезирующей мыслью, в которой движущей силой является борьба снятых ею предыдущих мыслей.4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Сущность человека по ФейербахуАнтропология является наукой о происхождении человека и его эволюции. Людвиг Фейербах являлся не только философом-материалистом, но и атеистом, остро и бескомпромиссно критикующим идеализм и религию. Характерная черта его материализма – понимание человека как существа природного, биологического, «единственного, универсального и высшего предмета новой философии».На формирование его концепции первоначально оказало влияние учение Гегеля, лекции которого он слушал, однако вскоре у них с Гегелем разошлись взгляды касательно отношения к христианству и религии в целом, которые по мнению Фейербаха были несовместимы с истиной и здравым смыслом.По Фейербаху, главным объектом познания является природа, и человек в ней рассматривается как ее часть. Все природные процессы Фейербах трактовал материалистически. Его учение называют антропологическим, поскольку центральное место в его концепции занимает проблема человека. Свою позицию он обосновал таким образом: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию…в универсальную науку».Критика религии также основана на антропологической концепции его философии. Он доказывал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога, причем, по своему образу и подобию, и все божественные атрибуты – это лишь человеческие качества, доведенные до совершенства, т.е. по сути, Бог – это то, чем человек хотел бы быть.Также, антропологический принцип лежит и в основе его этики: движущей силой всех человеческих усилий он рассматривал стремление человека к счастью. А так как человек не может существовать и быть счастливым без другого человека, стремление к счастью разрушает и рамки человеческого эгоизма, результатом чего является осознание нравственного долга по отношению к ближнему.Выводом Фейрбаха было то, что вопрос об отношении бытия к мышлению является по своей сути вопросом о сущности человека, так как лишь человек способен мыслить. Из чего следует, что философия должна быть, в первую очередь, учением о человеке.ЗаключениеНемецкая философия конца 18 - середины 19 столетия, во-первых, является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, «чистейшем» виде: она с помощью средств движения мировоззренческих категорий показала мир и место человека в этом мире. Она, во-вторых, дала нам полную и законченную систему решения всех мировоззренческих проблем. Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия стала высшим уровнем и в то же время завершением развития античной, а отсюда - и собственно европейской философской мысли. Она развязала все проблемы и таким образом, что и как были начаты еще в условиях культуры античности.«Классическая немецкая философия» включает в себя философские учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Их концепции были созданы за короткий исторический период и имеют некоторые общие признаки. Развитие диалектики было не только как способ критики «чистого разума», но и как универсальный метод познания целой системы логических категорий. На базе объективного идеализма были попытки сформулировать законы общественного развития. Самым важным была вера в исторический прогресс, в плодотворность научного и философского познания. Гуманизм и уважение к человеку были также важными критериями того времени. Немецкая классическая философия наложила огромный отпечаток на следующий ход развития мировой философской мысли. Она стала теоретическим источником формирования философских взглядов других учёных. На ее базе возникли влиятельные философские школы неокантианства и неогегельянства, расцвет деятельности которых падает на 19 - 20 век.Библиографический списокАлексеев П.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 2003. - 608 с.Асмус В.Ф. Иммануил Кант.- М.,1973. - 536 с.Губин Д. Философия: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М., 2001. - 704 с.Емельянов Б.В. Введение в историю философии. / Б.В. Емельянов, К.Н. Любутин. - Екатеринбург,1996. - 383 с.Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 в.- М., 1989. - 480 с.
2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.,1973. - 536 с.
3. Губин Д. Философия: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. - М., 2001. - 704 с.
4. Емельянов Б.В. Введение в историю философии. / Б.В. Емельянов, К.Н. Любутин. - Екатеринбург,1996. - 383 с.
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 в.- М., 1989. - 480 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные черты эпохи классической немецкой философии?
Основные черты эпохи классической немецкой философии включают: ориентацию на проблемы познания и истины, акцент на рациональность и автономность мысли, фокус на абстрактные и универсальные понятия, развитие системного подхода и диалектического метода, а также интерес к этике и эстетике.
Что такое агностицизм и априоризм в философии И. Канта?
Агностицизм в философии И. Канта представляет собой учение о невозможности познания некоторых вещей, особенно в области метафизики. Априоризм, в свою очередь, подразумевает возможность наличия знаний, полученных независимо от опыта, с помощью априорных понятий и категорий.
В чем заключается учение о противоречиях и антиномиях разума у Канта?
Учение о противоречиях и антиномиях разума у Канта указывает на ограниченность познания и противоречивость теоретических умозаключений в определенных областях, особенно в метафизике. Кант показывает, что разум не может достичь окончательных и позитивных выводов, что приводит к появлению противоречий и антиномий.
Каковы законы диалектики в философии Гегеля?
Законы диалектики в философии Гегеля включают: закон единства и противоположности, закон перехода качества в количества и наоборот, закон отрицания отрицания. Они объясняют, как происходит развитие и изменение мира и явлений, и как взаимодействуют противоположности в процессе.
Что такое антропологический материализм по Фейербаху?
Антропологический материализм Л. Фейербаха - это философское учение, согласно которому сущность человека объясняется его материальной природой и физиологией. Фейербах отвергал религиозные идеи и считал, что основные черты человека, такие как разум, чувства и мораль, возникают из его физической природы и социальной среды.
Какие основные черты эпохи классической немецкой философии и их особенности?
Основные черты эпохи классической немецкой философии включают рационализм, идеализм и диалектику. Одной из особенностей этой эпохи является поиск высших истин и абсолютных ценностей через философское мышление. Философы того времени, такие как Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель, ставили вопросы о сущности человека и его месте во вселенной.