организация и методика проведения исследования особенностей письма у учащихся 2 класса общеобразовательной школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 15 15 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 10.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Табл. №2. Количество специфических ошибок у младших школьников в диктантеВид ошибкиКоличество ошибокПримерыОшибки на уровне буквы и слога39 пропуски букв :8вена, тавка, глса, цыты, меведьпропуски слогов 6зенеет, зелеет, растились замены букв 14молотые, метветь, присла, слысны смешение букв по кинематическому сходству11текуп, правка, дайцыОшибки на уровне слова3раздельное написание слов 1рас пустилисьслитное написание слов2надеревьях, влесуОшибки на уровне предложения7аграмматизмы2первый весенний цветыошибки обозначения границ предложения 5Всего ошибок49Среднее количество ошибок на 1 ученика1,5Количество специфических ошибок у младших школьников в контрольном списыванииВид ошибкиКоличество ошибокПримерыОшибки на уровне буквы и слога25пропуски букв :7вена, нег, ужа, ыжипропуски слогов 8натупи, больша, конь, кабликсмешение букв по кинематическому сходству10рыслый, больиая, лыхы, тустаютОшибки на уровне слова2слитное написание слов2укрыльца.Ошибки на уровне предложения8аграмматизмы5рыхлая снег, детишки убрал, он пускаютошибки обозначения границ предложения 3Всего ошибок35Среднее количество ошибок на 1 ученика1Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет выделить следующие особенности письменной продукции учащихся 2 классов общеобразовательной школы:1. в письменной продукции учащихся (диктанте и списывании) имеются разнообразные нарушения;2. письменная продукция учащихся 2 классов характеризуется следующими нарушениями: неточности на уровне буквы и слога, на уровне слова, нарушениями на уровне предложения;3. наличие неточностей дает возможность отметить недостаточный уровень усвоения принципов письма: фонетический и морфологический;4. большее количество нарушений связано с неточной передачей на письме звуковой и слоговой структуры слова, что указывает на несформированность ведущих операций письма и на речевые нарушения;5. самий легкий и доступний вид письма – списывание, который предусматривает точную репродукцию материала. Однако, наличие нарушений при списывании свидетельствует об отсутствии взаимодействия деятельности разных анализаторов;7. наибольшее число нарушений констатируется при написании диктанта, при выполнении которого наиболее полно активизируются фонематические операции и функции;8. наличие нарушений письма требует организации специальной коррекционной работы.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР, 1955, вып.70. - С.104-148.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
3. Выготский Л. С. Предыстория письменной речи //Антология гуманной педагогики. Л. С. Выготский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 222 с.
4. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
5. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. - Спб.: Гиппократ, 1995. - 224 с.
6. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - Спб.: ИД "М и М", 1997. - 286 с.
7. Лалаева Р. И. Нарушения речи и пути их коррекции у младших школьников. - С-Пб.: Союз, 1998. - 222 с.
8. Левина Р, Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 311 с.
9. Левина Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма //Логопедическая работа в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - С. 3 -18.
10. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 80с.
11. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995. 225с.
12. Спирова Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма //Недостатки речи учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1965. - С. 33.
13. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. - М.: ИНТОР, 1998. -112 с.


Особенности нарушения письменной у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

 












Особенности нарушения письменной у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.

 

Введение

По данным Департамента здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин – нарушения развития, самая большая группа которых – недостатки речевого развития. Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые; существует также, что проявляются сразу, другие дают о себе знать гораздо позже. Но ни одного нарушения, не могут быть оставлены без внимания.

Даже те, которые не влияют напрямую на успешность обучения, могут угнетающе действовать на ребенка, провоцировать трудности в общении, препятствовать социализации. К ним относятся нарушения устной речи: слишком быстрый или слишком медленный темпы говорения (которые могут быть симптомами гораздо более серьезных нарушений), неправильное или нечеткое произношение звуков (ш, л, р) и заикание.

Обычно учителей и родителей больше беспокоит нарушение письменной речи у ребенка, ибо они напрямую влияют на учебных успехов. Это дисграфия и дислексия. Причина их возникновения кроется в общем недоразвитии речи. То есть, нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает скудным словарный запас, произношение и восприятие звуков у него нарушено, на строй речи, развивается с трудом. В этом случае интеллект этих детей не нарушены. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе "зашифровки" речи в буквенные символы – письмо и "расшифровки" – чтение. Взрослому, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если же проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма.

Для того, чтобы записать слово буквами, нужно, прежде всего, проанализировать, какие звуки мы произносим и в каком порядке. Это не так просто, как кажется. А для человека с нарушенным фонематическим слухом и не был в силу. Он может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки и не различать б и п, р и f. Тем более что положение губ при артикуляции первой пары и языка при второй очень похожи. А мы, не осознавая, аудио анализа рассмотреть и артикуляции.