Дидиактическая игра как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 40 40 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 02.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мышления и мыслительных операций 7
1.1 Характеристика мыслительных операций и особенности их развития в дошкольном возрасте 7
1.2 Определение дидактической игры и ее влияние на развитие дошкольников 15
1.3 Психолого-педагогические условия реализации дидактической игры в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование роли дидактической игры в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследования и их анализ 29
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 41

Фрагмент для ознакомления

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью обследуемых по возрасту и составу.Диагностическое обследование особенностей операций мышления, проводилось при помощи следующих методик: методика «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная), методика «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).2.2 Результаты исследования и их анализДиагностическое обследование операций мышления у детей старшегодошкольного возраста с применением методики «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 1.Таблица 1 – Результаты по методике «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная).№Ф.И.Оценка результатовУровеньумения делать обобщения1.А. Артём4Низкий2.Б. Степан2Средний3.Б. Зарина2Низкий4.Б. Соня5Низкий5.Б. София2Низкий6.К.Иван5Низкий7.К. Дарья4Средний8.К. Илья1Низкий9.К. Сергей4Средний10.Куз. Сергей1НизкийПредставим результаты в виде диаграммы (Рисунок 1) (см. приложение)Таким образом, полученные результаты диагностического обследования операций мышления позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого и среднего уровней умения делать обобщения. Это говорит о том, что большинство испытуемых испытывают трудности в обобщении признаков объектов.Диагностическое обследование операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с применением методики «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.Таблица 2 – Результаты по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).№Ф.И.Оценка результатовУровеньумения анализировать текст1.А. Артём3Низкий2.Б. Степан4,5Низкий3.Б. Зарина5,5Средний4.Б. Соня2Низкий5.Б. София3Низкий6.К.Иван3Низкий7.К. Дарья4,5Средний8.К. Илья3Низкий9.К. Сергей6Низкий10.Куз. Сергей2НизкийПредставим результаты в виде диаграммы (Рисунок 2)(см. приложение).Таким образом, полученные результаты диагностического обследования особенностей операций мышления позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня умения анализировать текст. Это говорит о том, что большинство испытуемых, испытывают трудности при осуществлении анализа конкретной информации.Далее реализовывалась психолого-педагогическая программа, направленная на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. В работе с детьми используются такие дидактические игры как: парные картинки; различные мозаики; наборы кубиков от 4 до 9 штук; игры типа «Сложи узор»; игры с элементами моделирования; дидактические игрушки-шнуровки с составлением узора; игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); игры на группировку по свойствам; игры на воссоздание целого из частей такие как «Танаграм» и пазлы.Приведем примеры используемых настольно-печатных дидактических игр.Игра «Собери большую семью». Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи. «Найди маму малышу». Детям предлагаются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и соответственно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу. «Назови одним словом». Перед дошкольниками раскладываются картинки, воспитатель просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.«Что лишнее?». Подбирается серия картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Детям предлагают найти лишнюю картинку. Обязательно спрашивают, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.Набор игр в «Уголке развивающих игр» разнообразен и постоянно меняется (примерно 1 раз в 2 месяца).С детьми группы так же проводятся и словесные дидактические игры. Например, «Найди лишнее слово». Воспитатель читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.Игра «Скажи мне наоборот». Детям предлагают: «Я буду говорить слово, а вы скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький». Используем следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий и т.д.Игра «Угадай». Воспитатель предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Он дает детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).Воспитателем и родителями изготавливались дидактические игры на развитие мышления воспитанников группы. Например, дидактическая игра «Кто чем питается?», изготовленная на основе спичечных коробков. С внешней стороны коробков наклеены изображения животных; во внутренней выдвижной части – продукты питания для животных. Детям предлагается накормить животных той пищей, которую эти животные едят (правильно соединить части коробочки). Помимо развития мышления, памяти у детей развивается мелкая моторика руки.Так же воспитателем группы изготовлена дидактическая игра «Цветик-Семицветик», предполагающая разнообразные варианты использования в работе с детьми. Из плотного картона вырезана середина цветка и 7 цветных лепестков. На каждом лепестке имеются бумажные кармашки для вставных картинок. Так же из картона вырезаны силуэты банок для компота, варенья, кастрюли и цветные крышки для них (приложение 3).Игра использовалась в работе с подгруппой детей до 7 человек или индивидуально, в 4-х различных вариантах, имеющих постепенное усложнение заданий.Первый вариант игры «Собери «Цветик-Семицветик» напрвлен на составление цветка из отдельных элементов. Вариант «Собери «Цветик-Семицветик» и вставь предметы (посуды, одежды, игрушки, овощи и т.д.)» предполагает задание собрать «Цветик-Семицветик», а затем вставить в кармашки картинки, на которых изображены предметы, которые можно обобщит по определенному признаку. Дети называют изображенные предметы и слово, их обобщающее. Игра может быть использована как заключительная часть занятия или как индивидуальная работа.Вариант «Свари компот (суп, варенье)». Перед началом игры детям раздаются картинки. «Цветик-Семицветик» собран. Воспитатель кладет посреди «Цветика» силуэт банки для компота (для варенья, кастрюли). Дает задание: «У кого какой компот? Назовите и вставьте картинку в кармашек! (ответы детей зависят от того какие картинки раздал воспитатель: вишневый, яблочный, ананасовый и т.д).Вариант «Времена года»: на середину «Цветика-Семицветика» воспитатель кладет картинку зимы(весны, лета, осени). Детям раздаются предметные картинки, относящиеся к тому или иному времени года. Дети должны вставить в кармашки такие картинки, которые относятся к той, что положила воспитатель на середину «Цветика-Семицветика».С родителями группы проведены родительские собрания на темы: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста», «Играем дома с ребенком».В ходе перечисленных родительских собраний родителей знакомили с особенностями развития мышления детей старшей группы, был рекомендован перечень дидактических игр, в том числе и словесных, проведен практикум по их применению.После реализации проводиласьповторная диагностика старшихдошкольников с использованием тех же методик. Диагностическое исследование особенностей операций мышления проводилось с использованием методики«Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 3.Таблица 3 – Результаты по методике «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная).№Ф.И.Оценка результатовУровеньумения делать обобщения1.С. Василий9Высокий2.Д. Ира5Средний3.З. Борис8Высокий4.С. Бенедикт9Высокий5.С. Софья10Высокий6.И. Кирилл6Высокий7.Д. Костя7Высокий8.И. Коля3Высокий9.С. Галя5Средний10.С. Саша10ВысокийПредставим полученные результаты графически (рисунок 3)(см. приложение).Таким образом, полученные результаты диагностического обследования особенностей операций мышления позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня умения делать обобщения. Это говорит о том, что после реализации психолого-педагогической программы, направленной на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр большинство испытуемыхнаучиличьобобщать признаки объектов.Диагностическое исследование особенностей операций мышления старших дошкольников проводилось с использованием методики «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 4.Таблица 4 – Результаты по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).№Ф.И.Оценка результатовУровень умения анализировать текст1.С. Василий9Высокий2.Д. Ира5Средний3.З. Борис8Средний4.С. Бенедикт9Высокий5.С. Софья10Высокий6.И. Кирилл6Высокий7.Д. Костя7Высокий8.И. Коля3Низкий9.С. Галя5Средний10.С. Саша10ВысокийПредставим полученные результаты графически (рисунок 4)(см. приложение).Таким образом, полученные результаты диагностического обследования особенностей операций мышления позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня умения анализировать текст. Это говорит о том, что после реализации психолого-педагогической программы, направленной на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр большинство испытуемых способны анализировать конкретную информацию.Далее проведен был сравнительный анализ особенностей операций мышления у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах исследования. Результаты представлены в виде диаграмм (Рисунок 5 и 6) (см. приложение).Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что дидактическая игра является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, подтверждена.Выводы по второй главе1. Изучение литературы посвященной особенностям операций мышления у детей старшего дошкольного возраста позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная), методика «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).2. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей операций мышления старших дошкольников с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень умения делать обобщения у детей по методике «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная),мы сделали выводы, что дети испытывают трудности при обобщении признаков объекта. 4. Определив уровень умения анализировать текст по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго),мы сделали выводы, что удетей сниженный уровень умения анализировать конкретную информацию. 5. Далее реализовывалась психолого-педагогическая программа, направленная на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.5. После реализации психолого-педагогической программы, направленной на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игрбыло проведено повторное диагностическое исследование особенностей операций мышления старших дошкольников с использованием тех же методик.6. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что дидактическая игра является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование особенностей использования дидактической игры в качестве средства развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Охарактеризовав мышление и мыслительные операции, можно сделать выводы, что мышление определяется в качестве психического процесса обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных качеств и отношений реальности, которые осуществляются в целях решения познавательных проблем, систематической ориентации в определенных ситуациях. 2. Изучив особенности развития мышления и мыслительных операций в онтогенезе, можно сказать, что развитие мышление у человека начинается в младенческом возрасте и продолжается в течение первого года жизни.У детей дошкольного возраста с нормой интеллектуального развития мышление отличается следующими особенностями: 1) оно внеситуативно; 2) используются рассуждения в качестве способа решения мыслительных задач; 3) развивается любознательность; 4) возрастает уровень планомерности мышления; 4) ребенок открывает более сложные связи; 5) ребенок пытается объяснить феномены и процессы; 6) возникает экспериментирование; 7) формируются самостоятельность, гибкость и пытливость.3. Проанализировав определение дидактической игры и ее влияние на развитие дошкольников, можно констатировать, что дидактическая игра, игра в которой реализуется обучение либо закрепление знаний, когда обучающие задачи предъявляются как игровые.4. Рассмотрев психолого-педагогические условия реализации дидактической игры в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы, что эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.5. Проведенное эмпирическое исследование роли дидактической игры в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, подтвердило гипотезу, основанную на предположении, что дидактическая игра является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Библиографический списокАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с.Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.— 464 с.Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 500 с.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2012. – 500 с.Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 400 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 400 с.ПриложениеРисунок 1 – Анализ показателей по методике «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная).Рисунок 2 – Анализ показателей по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).Рисунок 3 – Анализ показателей по методике «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная).Рисунок 4 – Анализ показателей по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).Рисунок 5 – Анализ показателей по методике «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная).Рисунок 6 – Анализ показателей по методике «Понимание прочитанного текста» (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
3. Воспитание детей в игре (Спецкурс). – М., 1994. – 400 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Астрель, 2008. – 304 с.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.— 464 с.
6. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 500 с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. – М.: Академия, 2012. – 500 с.
8. Матюшкин Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ, 2013. – 720 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
10. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
11. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 400 с.
12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
13. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 400 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты изучаются в статье?

В статье изучаются теоретические аспекты развития мышления и мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.

Какие мыслительные операции рассматриваются в статье и чем они отличаются в дошкольном возрасте?

Статья рассматривает различные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, классификация и обобщение. В дошкольном возрасте эти операции только начинают формироваться и развиваться.

Что такое дидактическая игра и как она влияет на развитие дошкольников?

Дидактическая игра - это игра, направленная на обучение и развитие. Она влияет на развитие дошкольников, так как позволяет им активно мыслить, рассуждать, анализировать, обобщать и применять полученные знания.

Какие психолого-педагогические условия необходимы для реализации дидактической игры в развитии мыслительных операций?

Для реализации дидактической игры в развитии мыслительных операций необходимо создать такие условия, как организованная деятельность с определенной целью, наличие разнообразных учебных материалов, обратная связь и поддержка со стороны педагога.

Какие результаты можно ожидать от использования дидактической игры в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста?

Использование дидактической игры в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста может привести к развитию логического мышления, умению анализировать и синтезировать информацию, способности к обобщению и классификации.

Какие аспекты изучения мышления и мыслительных операций освещены в статье?

В статье освещены теоретические аспекты изучения мышления и мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.

Какие характеристики имеют мыслительные операции и как они развиваются в дошкольном возрасте?

Мыслительные операции характеризуются способностью решать проблемы, осуществлять анализ и синтез информации. Они развиваются в дошкольном возрасте через игровую деятельность и активное взаимодействие с окружающим миром.

Какую роль игра играет в развитии дошкольников и как она влияет на их мыслительные операции?

Игра играет значительную роль в развитии дошкольников, в том числе их мыслительных операций. Она способствует развитию воображения, логического мышления, памяти и внимания, а также усвоению новых знаний.