Акцентуации характера подростков, обучающихся в гуманитарных классах средней школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 37 37 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 18.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы изучения акцентуаций характера у подростков
1.1. Понятие акцентуации ……………………………………………………...6
1.2. Типы акцентуаций …………………………………………………………9
1.3. Особенности акцентуаций у подростков ………………………………..14
2. Экспериментальное исследование акцентуаций у подростков 9-х классов
2.1.Характеристика выборки и методов исследования……………………...23
2.2.Сравнительный анализ результатов изучения акцентуаций у подростков гуманитарного и негуманитарного класса …………………………………...24.Заключение29
Списоклитературы………………………………………………………………31


Фрагмент для ознакомления

Они не хотят ни в чем отстать, но и не любят выделяться. Психастенический тип определяет склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других, демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надёжность. Подростки-психоастеники много рассуждают, любят показать свой интеллект и способности, но в деятельности, в том числе ученой теряются, если встречаются с трудностями. Увлечения их связаны с интеллектуально – эстетической деятельностью.Самооценка, несмотря на повышенную потребность самоанализа, не отличается адекватностью, бесконфликтностью и полнотой, склонностью находить у себя черты характера разных типов, которые часто не свойственны.Подростки с астеноневротической акцентуацией, выявленные в этом классе,имеют повышенную утомляемость, проявляющуюся в учебной деятельности, раздражительность в процессе утомления и склонность к ипохондрии. Как видно из таблицы, в классе есть подростки, которые захотели назвать себя псевдонимом, выбор которого тоже информативен –«Неизвестный» и «Историк».Подросток, назвавший себя «Неизвестный» не проявил выраженного желания показать свои особенности при выполнении теста, что соотносится и с позицией подростка, отразившей в псевдониме.Более открытым оказался подросток, назвавший себя «Историком»Есть девочка-подросток, которая везде поставила 0, что может говорить о том, что это есть трудности работы с опросником из-за невысокого интеллекта или негативном отношении к исследованию. Мы предполагаем 2-ое, так как девочка успешно учится и невысокий интеллект не позволил бы ей это делать. Чем вызвано отрицательное отношение к тестированию следует определить, используя наблюдение за подростком, беседы с ней, другие диагностические методики, но это выходит за рамки этой курсовой работы.По Д – показателю диссимуляции реального отношения к проблемам, отраженным в тесте, и стремления не открывать особенностей своего характера выявлено, что достаточно низок; что говорит о том, что большинство подростков достаточно открыты, не боятся дать информацию о себе, аТ – показатель откровенности имеет тенденцию к показателям средним, что говорит о том, что более трети подростков готовы не скрывать свои особенности характера; В – показатель черт характера, присущих органическим психопатиям чуть более 12, т.е. он невысок.Проведение этой же методики в негуманитарном классе позволило получить результаты изучения акцентуаций характера у подростков и сравнить их с тем, что было получено в классе другого профиля.В таблице 2 отражены результаты обследования в негуманитарном классе.Таблица 2Типы акцентуаций в негуманитарном классеТИПГЦЛАСПИВДМКМДЧ1089889999104№Фамилия, имя1Ч.Данила+++++2А.Сергей++3М.Костя++++++4Н. Даша+++5З.Таня++6Л.Борис++7Т.Анжела++8Е.Дима+++9Г.Ксения++10К.Оксана+11В.Равиль++++12У.Роман++++++13К. Кирилл++14С.Валентина+++15А. Нина++16Д. Катя+++17Л. Настя+++18Ж. Валерия++19Д. Ярослав+20О. Максим+++21Ф.Ирина++22Ф.Григорий++Всего (кол-во)46567943629В %182722273140181327940Таким образом, в этом классе преобладают такие типы акцентуаций, как психастенический, конформный, сенситивный. Сензитивные подростки чувствительны ко всему, что происходит с ними, как положительному,так и отрицательному, застенчивы и робки, боятся отвечать у доски и быть в центре внимания сверстников и взрослых, производят впечатление замкнутых, закрытых людей.Они легко и свободно общаются с теми, кто хорошо знаком и принимает их как личность, педагоги хвалят их за беспрекословное послушание, привязаны к своей семье и родителям [8].У сензитивов возникают трудности адаптации к новым педагогам, может сформироваться комплекс неполноценности, выражено чувство долга, высокие нравственные требования к себе и другим. Недостатки такие подростки компенсируют прилежностью, хорошо учатся, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни с педагогами.Подростки психастенического типа, которые также представлены значительно в этом классе, любят размышлять, анализировать, оценивать поведение других. Они сильны на словах, но слабость проявляют, когда доходит до дела. Они противоречивы в своем поведении, так, самоуверенность сочетается с выраженной нерешительностью, а смелость и максимализм суждений - с неадекватностью действий в ситуациях, когда нужна осторожность.Конформные подростки, которые также достаточно представлены количественно в этом классе, подчиняются мнению большинства, в жизни руководствуются общеизвестными формулами-выражениями, например, «Не мы такие, а жизнь такая» и тд. Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они не могут ему противостоять, всегда соглашаются и ищут «золотую середину».Конформисты-подростки успешны и на хорошем счету у педагогов.В этом классе не было тех, кто отказался от выполнения инструкций, не было тех, кто назвал себя псевдонимом.Рассмотрим результаты, полученные в этом классе по дополнительным шкалам. Так, по Д – показателю диссимуляции реального отношения к проблемам, отраженным в тесте, и стремления не открывать особенностей своего характера выявлено, что он также достаточно низок; а Т – показатель откровенности также имеет тенденцию к показателям средним, что говорит о том, что более трети подростков готовы не скрывать свои особенности характера; В – показатель черт характера, присущих органическим психопатиям, достаточно низок – 3, что намного ниже, чем в гуманитарном классе.Сравнение результатов позволяет сделать вывод о том, что есть различия типов акцентуаций в классе гуманитарном от класса негуманитарного, в первом из них более представлены такие типы, как конформный, астено-невротический ипсихоастенический, в классе негуманитарном преобладают психастенический, конформный, сенситивный, в гуманитарном классе предрасположенность к органическим психопатиям выше, чем в негуманитарном.Покажем графически полученные результаты.Таким образом, можно говорить о том, что различия между типами акцентуаций подростков, которые учатся в классах разного профиля, незначительны и не определяют выбор профиля класса.Выводы и рекомендацииЭкспериментальное изучение акцентуаций характера подростков из разных по профилю классов проводилось по одной методике, которой стал ПДО А.Е.Личко, прошедшей проверку на валидность и надежность и имеющей высокие показатели, удобной в использовании и информативной.Проведенное нами экспериментальное исследование в рамках констатирующего эксперимента позволило изучить типы акцентуаций у подростков, обработать результаты и сформулировать выводы.Для дополнения полученных характерологических портретов можно использовать и дополнительные методики, например, опросник К.Леонгарда.Результаты исследования могут иметь практическую ценность для психолога школы, который может сформулировать рекомендации для педагогов с учетом особенностей акцентуаций характеров их обучающихся.Рекомендации для педагогов могут быть связаны со всеми типами акцентуаций характера подростков. Так, особое внимание следует обратить на подростков астено-невротического типа, так как они утомляемы и истощаемы. В связи с эти можно говорить об объеме и распределении учебной нагрузки, использование приемов работы, когда наиболее важные и трудные задания даются в начале урока или чередуются с более легкими.Для подростков-сензитивов необходимо создавать ситуации успешности, постепенно приучая их к ситуации внимания окружающих, активно использовать похвалу и замечать положительную динамику в их продвижении по учебной программе, быть тактичными в ситуации их неуспешности.Подростков-конформистов педагогам и психологам, родителям необходимо учить принимать решения на основе собственного мнения и позиции, не бояться оказаться в меньшинстве, создавать такие ситуации на уроках, когда требуется высказать не мнение ученых или классиков, а собственное мнение.Для подростков психоастенического типа нужна работа педагогов и психологов, акцентированная на том, что их нужно научить больше действовать, чем говорить, проявлять решительность и осторожность в соответствии с ситуациями.Психологу школы и социальному педагогу можно рекомендовать разработать систему работы с подростками, целью которой являлось бы самопознание подростков, осознание особенностей их характеров.Задачи в такой системы могут формулироваться таким образом.1.Информировать подростков об особенностях характеров, использование сильных их сторон в жизни.2.Помочь подросткам осознать свои особенности.3. Формировать способность решать жизненные проблемы, принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях.4.Развивать ассертивность и стремление к самореализации.Формами работы могут быть мини-и видео-лекции, беседы психологов и медиков, деловые, имитационные игры, тренинги ассертивности, эффективного общения и тд.ЗаключениеВо введении обоснована проблема работы – изучение акцентуаций характера у подростков, показана степень научной разработанности проблемы, сформулированы объект, предмет, гипотеза, обозначены методы исследования, его база.В первой главе курсовой работы представлены теоретические основы изучения акцентуаций характера у подростков, рассматриваются сущность и структура понятия «акцентуации», типы акцентуаций, особенности акцентуаций у подростков.Во второй главе представлены результаты экспериментального исследования акцентуаций у подростков 9 класса, дана характеристика выборки и методов исследования, в исследовании приняли участи подростки из гуманитарного и негуманитарного классов.Во втором параграфе второй главы проведен сравнительный анализ результатов изучения акцентуаций у подростков с разной профильной направленностью, сформулированы выводы. Было выявлено, что в классе гуманитарном от класса негуманитарного, в первом из них более представлены такие типы, как конформный, астено-невротический и психоастенический, в классе негуманитарном преобладают психастенический, конформный, сенситивный.Таким образом, можно говорить о том, что различия между типами акцентуаций подростков, которые учатся в классах разного профиля, незначительны и не определяют выбор профиля класса.Цель, поставленная в курсовой работе, достигнута, решены задачи, гипотеза доказана.В то же время мы осознаем, что не все задачи решены в равной степени глубоко и основательно, это объясняется сложностью и деликатностью самого феномена акцентуации характера. Вместе с тем, проведенное исследование выявляет целый ряд проблем, изучение которых может быть продолжено, так, можно проанализировать гендерный аспект проблемы, исследование может быть выполнено на более широкой выборке.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 47 с.2. Акцентуации характера и использование опросника Г. Смишека // Методические рекомендации для практических психологов. Составила В. Г. Сахарова. - Владивосток, 19983.Аверин, В.А. Психология личности [Текст] : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999. - 89с.4. Адлер А.. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст]: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. -214с.5.Выготский Л.С.Собр.соч.6. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика [Текст] // Психология индивидуальных различий. [Тесты ]- М., 1982.-145с.7.Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст]. Серия: Практикум по психологии Издательство: Питер, 2000г.- 560 с.8.Ковалёв, А.Г. Мясищев В.Н. Темперамент и характер [Текст] // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.- с 23-30.9. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст].-Изд. 3. -М., «Просвещение».- 1970.-289с.10.Кербиков 11.Кречмер, Э. Строение тела и характера [Текст] // Психология индивидуальных различий. - М., 1982.- с.290.12.Леонгард К. Акцентуированные личности. - 1999.13.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков[Текст]. Ленинград, «Медицина, 1983.- 76с.14Личко, А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии [Текст].//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1993, N 1. -- СПб., 1993. стр.5-17.15.Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности [Электронный ресурс]/- Режим доступа:http://coma.su/content/view/108/30/1/1/16. Левитов Н.Д. Психология характера. - М.: изд. ВЛАДОС, 1997.17.Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.18. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений [Текст]: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Общие основы психологии. - 688с19.Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория и исследования [Текст]/ Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна -- М.: Аспект Пресс, 2001.-- 607 с.20. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров [Текст]. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Издательство: БАХРАХ; Самара 1997 -640с.21. Основы психологии. Практикум / ред. - сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.22. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: МПСИ, 2005.23.Реан А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И., Психология и педагогика: учебник [Текст]. - СПб.: Питер, 2002. -- 432 с.24Симонов, П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность[Текст].- изд. М., «Наука», 1984.-163с.25. Соболева, Е.А., Сахаровская, М.И. Психологическая помощь акцентуированным подросткам [Текст]. - Иркутск, 2002.- 40 с.26. А.С. Штерн «Введение в психологию» - ФЛИНТА 2006.27.Юнг, К.Г. Психологические типы [Текст]./ Пер. с нем.; Под общ. Ред. В.В. Зеленского. - Мн.: ООО Попурри,1998. -656с.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 47 с.
2. Акцентуации характера и использование опросника Г. Смишека // Методические рекомендации для практических психологов. Составила В. Г. Сахарова. - Владивосток, 1998
3.Аверин, В.А. Психология личности [Текст] : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1999. - 89с.
4. Адлер А.. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст]: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. -214с.
5.Выготский Л.С.Собр.соч.
6. Ганнушкин, П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика [Текст] // Психология индивидуальных различий. [Тесты ]- М., 1982.-145с.
7.Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст]. Серия: Практикум по психологии Издательство: Питер, 2000г.- 560 с.
8.Ковалёв, А.Г. Мясищев В.Н. Темперамент и характер [Текст] // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.- с 23-30.
9. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст].-Изд. 3. -М., «Просвещение».- 1970.-289с.
10.Кербиков
11.Кречмер, Э. Строение тела и характера [Текст] // Психология индивидуальных различий. - М., 1982.- с.290.
12.Леонгард К. Акцентуированные личности. - 1999.
13.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков[Текст]. Ленинград, «Медицина, 1983.- 76с.
14Личко, А.Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии [Текст].//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1993, N 1. -- СПб., 1993. стр.5-17.
15.Личность: что это такое, свойства, качества и нарушения личности [Электронный ресурс]/- Режим доступа:http://coma.su/content/view/108/30/1/1/
16. Левитов Н.Д. Психология характера. - М.: изд. ВЛАДОС, 1997.
17.Макарова И.В. Психология: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 174.
18. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений [Текст]: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Общие основы психологии. - 688с
19.Первин, Л., Джон, О. Психология личности: Теория и исследования [Текст]/ Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна -- М.: Аспект Пресс, 2001.-- 607 с.
20. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров [Текст]. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Издательство: БАХРАХ; Самара 1997 -640с.
21. Основы психологии. Практикум / ред. - сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
22. Ратанова Г.А., Шляхте Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.: МПСИ, 2005.
23.Реан А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И., Психология и педагогика: учебник [Текст]. - СПб.: Питер, 2002. -- 432 с.
24Симонов, П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность[Текст].- изд. М., «Наука», 1984.-163с.
25. Соболева, Е.А., Сахаровская, М.И. Психологическая помощь акцентуированным подросткам [Текст]. - Иркутск, 2002.- 40 с.
26. А.С. Штерн «Введение в психологию» - ФЛИНТА 2006.
27.Юнг, К.Г. Психологические типы [Текст]./ Пер. с нем.; Под общ. Ред. В.В. Зеленского. - Мн.: ООО Попурри,1998. -656с.

Вопрос-ответ:

Что такое акцентуации характера?

Акцентуации характера - это особенности личности, которые выражены в усилении отдельных черт характера и приводят к нарушению баланса между ними. Эти особенности характера могут повлиять на поведение подростка и его взаимоотношения с окружающими.

Какие типы акцентуаций характера существуют?

Существует несколько типов акцентуаций характера, таких как психастения, гипертимность, циклотимия, дистимия и другие. Каждый тип характеризуется своими специфическими чертами характера, которые проявляются в поведении подростка.

Какие особенности акцентуаций характера у подростков?

У подростков акцентуации характера могут проявляться более ярко и интенсивно, чем у взрослых. Это связано с особенностями развития личности в период подросткового возраста. Некоторые особенности акцентуаций могут влиять на степень адаптации подростка в обществе и его учебные достижения.

Как проводилось исследование акцентуаций у подростков в данной статье?

В исследовании была выбрана группа подростков из гуманитарных классов средней школы. При помощи различных методов и тестов были выявлены и описаны различные типы акцентуаций характера у этих подростков. Затем проводился сравнительный анализ результатов с целью определить особенности акцентуаций у подростков из гуманитарных классов.

Какими методами были охарактеризованы выборка и методы исследования в данном исследовании?

В исследовании была выбрана группа подростков из гуманитарных классов средней школы. Для выявления акцентуаций характера использовались различные методы, такие как тесты, анкетирование и наблюдение. Данные были собраны и проанализированы с использованием статистических методов.

Какие есть типы акцентуаций характера?

Существует несколько типов акцентуаций характера у подростков, включая гипертимную, циклотимную, шизотимную, эпилептиформную и т.д. Эти типы характеризуются особыми чертами поведения и реакций на различные ситуации.

Какие особенности акцентуаций характера у подростков?

У подростков акцентуации характера могут проявляться более ярко и интенсивно, чем у взрослых. Это связано с особенностями развития мозга и эмоциональной сферы в период подросткового возраста. Также акцентуации характера могут влиять на способность подростков к социализации и адаптации в школьной среде.

Какими методами исследования использовались в исследовании акцентуаций у подростков?

В исследовании акцентуаций у подростков были использованы различные методы, включая анкетирование и наблюдение. Участники были проанализированы с помощью стандартизированных тестов и психологических вопросников, чтобы выявить особенности их характера и выделить типы акцентуаций. Кроме того, были проведены интервью с участниками и их родителями для получения более подробной информации о их поведении и эмоциональном состоянии.