Особенности профессиональной мотивации у сотрудников семейного и несемейного бизнеса
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 07.09.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей профессиональной мотивации у сотрудников семейного и несемейного бизнеса
1.1. Подходы к изучению категорий «мотив» и «мотивация» в психологии
1.2. Психологические теории мотивации
1.3. Понятие профессиональной мотивации и ее сущность
1.4. Особенности профессиональной мотивации у сотрудников семейного и несемейного бизнеса
Глава 2. Организация и методы исследования особенностей профессиональной мотивации сотрудников семейного и несемейного бизнеса
2.1. Организация исследования
2.2. Описание методов и методик исследования
Глава 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение
3.1. Количественный и качественный анализ эмпирических данных
3.2. Статистический анализ полученных данных
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Результаты по данной методике подтверждаются данными, полученными в ходе проведения «Теста юмористических фраз» (ТЮФ), который позволяет судить о преобладании потребностей и мотивов значимых сфер жизнедеятельности и отношений личности.
Данные, полученные в ходе проведения ТЮФ, представлены в таблице 5 и диаграмме 5.
Таблица 5
Сравнительный анализ средних значений доминирующих бессознательных установок сотрудников семейного и несемейного бизнеса
Доминирующие установки Сотрудники семейного бизнеса Сотрудники несемейного бизнеса Агрессия — самозащита 7,6 9,8 Межполовые отношения 11 10,7 Пагубные привычки (пьянство) 8,7 8,3 Деньги 14 14,6 Мода 8,3 6,7 Карьера 18,8 11,3 Семейные неурядицы 8,1 12,9 Социальные проблемы 6,0 11,7 Бездарность в искусстве и другом творческом деле 9,3 7,0 Человеческая глупость 8,5 7,4
Диаграмма 5
Сравнительный анализ средних значений доминирующих бессознательных установок сотрудников семейного и несемейного бизнеса
Первичные данные, представленные в таблице 5 и диаграмме 5, позволяют нам выявить преобладающие бессознательные установки сотрудников семейного и несемейного бизнеса, которые влияют на общую мотивационную направленность личности сотрудника.
Данные представлены в таблице 6
Таблица 6
Сравнительный анализ преобладающих бессознательных установок сотрудников семейного и несемейного бизнеса
Место
(значимость) Сотрудники семейного бизнеса Сотрудники несемейного бизнеса 1 Карьера – 18,8 Деньги – 14,6 2 Деньги – 14,0 Семейные неурядицы – 12,9 3 Межполовые отношения – 11,0 Социальные проблемы – 11,7 4 Бездарность в творческом деле – 9,3 Карьера – 11,3 5 Пагубные привычки – 8,7 Межполовые отношения – 10,7
Диаграмма 6
Бессознательные установки сотрудников семейного бизнеса, в порядке убывания
Как видно из таблицы, на первом месте для сотрудников семейного бизнеса стоят такие установки как карьера и деньги, бездарность в творческом деле. Данные установки соотносятся с деловой направленностью мотивации личности.
У сотрудников несемейного бизнеса в большей степени представлены установки неделового характера: семейные неурядицы, социальные проблемы, межполовые отношения.
Таким образом, подтверждается вывод о том, что одной из особенностей профессиональной мотивации сотрудников семейного бизнеса является ее деловая направленность, а у сотрудников несемейного бизнеса – общежитейская.
Диаграмма 7
Бессознательные установки сотрудников несемейного бизнеса, в порядке убывания
Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе проведения методики К. Замфир. Результаты представлены в таблице 7 и диаграмме 8.
Таблица 7
Сравнительный анализ преобладания мотивации сотрудников семейного и несемейного бизнеса по методике К. Замфир, в %
Преобладающая мотивация Сотрудники семейного бизнеса Сотрудники несемейного бизнеса Внутренняя (ВМ) 60 0 ВМ = ВМП 20 10 Внешняя положительная (ВПМ) 20 65 Внешняя отрицательная (ВОМ) 0 25
Как видно из таблицы, у сотрудников семейного бизнеса преобладает внутренняя мотивация – она выражена у 60 % респондентов данной группы; у 20 % опрошенных в равной степени выражена и внутренняя мотивация и внешняя положительная; внешней отрицательной мотивации у данной группы сотрудников не выявлено.
У сотрудников несемейного бизнеса преобладает внешняя положительная мотивация – она присуща 65 % опрошенных респондентов; у 10 % опрошенных в равной степени выражена и внутренняя мотивация и внешняя положительная; у 25 % респондентов преобладает внешняя отрицательная мотивация; преобладания внутренней мотивации у данной группы респондентов не выявлено.
Диаграмма 8
Сравнительный анализ преобладания мотивации сотрудников семейного и несемейного бизнеса по методике К. Замфир, в %
Преобладание внутренней мотивации и выраженность внешней позитивной мотивации - это наиболее благоприятная структура профессиональной мотивации, обеспечивающая лояльное отношение сотрудника к организации, эффективное выполнение своих трудовых обязанностей и т.д.
Равное соотношение внутренней и внешней положительной мотивации и преобладание этих компонентов над внешней отрицательной мотивацией говорит о том, что сотрудники имеют высокую мотивацию, демонстрируют положительное отношение к выполняемой работе и организации. Это тоже благоприятный расклад.
Преобладание внешней отрицательной мотивации над внешней положительной и внутренней мотивацией – это неблагоприятный расклад. Эти сотрудники демонстрируют недовольство условиями труда, могут высказывать претензии по организации рабочего процесса.таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из особенностей профессиональной мотивации сотрудников семейного бизнеса является преобладание внутренней мотивации или равное соотношение между внутренней и внешней положительной мотивацией.
Сотрудникам несемейного бизнеса свойственна выраженность положительной внешней мотивации, если сотрудника устраивают условия труда и взаимоотношений в коллективе. Если что-то в рабочем процессе наемного работника не устраивает, у него выражена внешняя отрицательная мотивация.
3.2. Статистический анализ полученных данных
Полученные в ходе психодиагностики данные были проанализированы с помощью методом математической статистики.
В данной работе для демонстрации различий между двумя выборками мы использовали U-образный критерий Манна – Уитни.
Результаты представлены в таблице 8.
Таблица 8
Анализ результатов двух экспериментальных выборок: сотрудников семейного бизнеса и сотрудников несемейного бизнеса по критериям: «Общая удовлетворенность трудом», « Общежитейская направленность», «Рабочая (деловая) направленность», «Внутренняя мотивация», «Внешняя позитивная мотивация» и «Внешняя отрицательная мотивация»
№ респондента Общая удовлетворенность трудом ранг Общежитейская направленность личности ранг рабочая направленность личности ранг ВМ ранг ВПМ ранг ВОМ ранг 1 54 26 66 18 61 29 3 21,5 3 28,5 1 30,5 2 57 25 72 13 65 23,5 3 21,5 4 13,5 2 12,5 3 58 23,5 79 8,5 74 14,5 3 21,5 4 13,5 2 12,5 4 59 21,5 81 6,5 73 16,5 4 14 4 13,5 2 12,5 5 59 21,5 78 10,5 71 19 3 21,5 4 13,5 2 12,5 6 67 17 54 33,5 69 21,5 4 14 3 28,5 1 30,5 7 69 15,5 59 23 75 13 4 14 3 28,5 1 30,5 8 73 13 56 30 71 19 4 14 3 28,5 1 30,5 9 76 12 51 38 69 21,5 4 14 4 13,5 2 12,5 10 78 11 53 35 73 16,5 5 5 4 13,5 1 30,5 11 81 9 57 27,5 78 10,5 5 5 4 13,5 1 30,5 12 80 10 49 40 81 5,5 5 5 4 13,5 2 12,5 13 85 6 52 36 78 10,5 4 14 4 13,5 1 30,5 14 82 7,5 56 30 74 14,5 5 5 4 13,5 2 12,5 15 86 4,5 51 38 71 19 4 14 5 2 2 12,5 16 82 7,5 55 32 82 3,5 5 5 4 13,5 1 30,5 17 87 2,5 58 25 86 1 5 5 4 13,5 1 30,5 18 88 1 54 33,5 80 7 5 5 4 13,5 2 12,5 19 86 4,5 58 25 79 8,5 5 5 4 13,5 1 30,5 20 87 2,5 57 27,5 82 3,5 5 5 4 13,5 1 30,5 1 22 40 51 38 43 37 1 38,5 1 38,5 2 12,5 2 25 39 56 30 45 35 1 38,5 1 38,5 3 2,5 3 27 37 58 25 41 38,5 1 38,5 1 38,5 3 2,5 4 26 38 62 21 39 40 1 38,5 2 35 3 2,5 5 28 36 66 18 44 36 2 30,5 1 38,5 3 2,5 6 32 35 71 14 47 34 2 30,5 2 35 1 30,5 7 35 34 69 15,5 41 38,5 2 30,5 2 35 1 30,5 8 36 33 75 12 48 33 2 30,5 3 28,5 1 30,5 9 37 32 78 10,5 51 32 2 30,5 3 28,5 1 30,5 10 39 30,5 79 8,5 53 31 2 30,5 3 28,5 2 12,5 11 39 30,5 82 5 59 30 3 21,5 4 13,5 2 12,5 12 42 29 84 4 62 27,5 2 30,5 3 28,5 1 30,5 13 46 28 81 6,5 62 27,5 2 30,5 4 13,5 2 12,5 14 51 27 86 3 65 23,5 2 30,5 4 13,5 2 12,5 15 58 23,5 93 1 64 25 2 30,5 3 28,5 1 30,5 16 60 20 88 2 63 26 3 21,5 4 13,5 2 12,5 17 63 19 69 15,5 76 12 2 30,5 3 28,5 1 30,5 18 65 18 64 20 79 8,5 2 30,5 4 13,5 2 12,5 19 69 15,5 61 22 81 5,5 4 14 5 2 1 30,5 20 72 14 66 18 85 2 4 14 5 2 1 30,5 127 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 241 530,5 277,5 229 318,5 448 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 579 289,5 542,5 591 501,5 372 U1 U1 U1 U1 U1 U1 369 79,5 332,5 381 291,5 162 U2 U2 U2 U2 U2 U2 31 320,5 67,5 19 108,5 238
Как видно из таблицы, у сотрудников семейного бизнеса в большей степени выражена удовлетворенность трудом, деловая направленность мотивов и внутренняя профессиональная мотивация.
У сотрудников несемейного бизнеса удовлетворенность трудом выражена в меньшей степени, преобладает общежитейская направленность мотивов, внешняя положительная мотивация.
Таким образом, данные, полученные в результате математической статистики, дают нам возможность подтвердить наше предположение о том, что у сотрудников, работающих в семейном бизнесе, доминирующей является внутренняя мотивация; также у данных сотрудников удовлетворенность трудом выше, чем у сотрудников, работающих в несемейном бизнесе.
Выводы
Итак, проведенное нами исследование, направленное на изучение особенностей профессиональной мотивации сотрудников семейного и несемейного бизнеса позволяет сформулировать следующие выводы.
У сотрудников семейного бизнеса преобладает высокий уровень удовлетворенности трудом, у сотрудников несемейного – средний и низкий уровень удовлетворенности трудом.
Общий уровень удовлетворенности трудом складывается из совокупности нескольких факторов:
Интерес к работе
Удовлетворенность достижениями в работе
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством
Уровень притязаний в профессиональной деятельности
Предпочтение выполняемой работы высокому заработку
Удовлетворенность условиями труда
Профессиональная ответственность
У сотрудников семейного бизнеса отмечается выраженность таких показателей, как интерес к работе, удовлетворенность взаимоотношениями с руководством; уровень притязаний в профессиональной деятельности; предпочтение выполняемой работы высокому заработку.
Данные компоненты характеризуют особенности профессиональной мотивации сотрудников семейного бизнеса.
Так как бизнес, в котором они работают, имеет непосредственное отношение к ним, сама идея бизнеса и его организация совпадают с интересами и потребностями данных сотрудников, они имеют прямое отношение к начальству, им интересна сама работа, заработок в этом случае отходит на второй план.
Сотрудники несемейного бизнеса в большей степени заинтересованы в заработке, хороших условиях труда, взаимоотношениями в коллективе.
Таким образом, особенностями профессиональной мотивации сотрудников семейного бизнеса является ее деловой профиль, когда для личности важна самореализация, творчество, понимание полезности выполнения профессиональных задач для социума.
Для сотрудников несемейного бизнеса особенностью профессиональной мотивации является преобладание общежитейского профиля, когда для личности важно удовлетворение потребности в общении, принятии, комфорте, безопасности.
На первом месте для сотрудников семейного бизнеса стоят такие установки как карьера и деньги, бездарность в творческом деле. Данные установки соотносятся с деловой направленностью мотивации личности.
У сотрудников несемейного бизнеса в большей степени представлены установки неделового характера: семейные неурядицы, социальные проблемы, межполовые отношения.
У сотрудников семейного бизнеса преобладает внутренняя мотивация. У сотрудников несемейного бизнеса преобладает внешняя положительная мотивация
Преобладание внутренней мотивации и выраженность внешней позитивной мотивации - это наиболее благоприятная структура профессиональной мотивации, обеспечивающая лояльное отношение сотрудника к организации, эффективное выполнение своих трудовых обязанностей и т.д.
Равное соотношение внутренней и внешней положительной мотивации и преобладание этих компонентов над внешней отрицательной мотивацией говорит о том, что сотрудники имеют высокую мотивацию, демонстрируют положительное отношение к выполняемой работе и организации. Это тоже благоприятный расклад.
Преобладание внешней отрицательной мотивации над внешней положительной и внутренней мотивацией – это неблагоприятный расклад. Эти сотрудники демонстрируют недовольство условиями труда, могут высказывать претензии по организации рабочего процесса.таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из особенностей профессиональной мотивации сотрудников семейного бизнеса является преобладание внутренней мотивации или равное соотношение между внутренней и внешней положительной мотивацией.
Таким образом, данные, полученные в ходе проведения психодиагностики и в результате математической статистики, дают нам возможность подтвердить наше предположение о том, что у сотрудников, работающих в семейном бизнесе, доминирующей является внутренняя мотивация; также у данных сотрудников удовлетворенность трудом выше, чем у сотрудников, работающих в несемейном бизнесе.
Заключение
Проблема мотивации личности является центральным аспектом теоретических и практических исследований в психологической науке.
Личность реализует себя, взаимодействуя с окружающим миром через деятельность. А любая деятельность опосредуется определенными мотивами.
Таким образом, мотивы личности выступают детерминантами ее любой активности: социальной, личностной, профессиональной и т.д.
Важной частью жизни современного человека является его трудовая деятельность.
Сфера профессиональной деятельности - это источник творческой активности, самореализации, признания человека в системе социальных и профессиональных отношений, это источник его материального благополучия и уверенности в завтрашнем дне.
В настоящее время все большее количество людей организовывают свой собственный бизнес. В этом случае к организации и ведению дела у собственника совершенно иной подход, нежели у наемного сотрудника.
Очень часто организовывается так называемый семейный бизнес, где к качестве сотрудников работают люди, имеющие родственные связи.
В этой связи становится интересным и актуальным вопрос, касающийся особенностей профессиональной мотивации сотрудников семейного и несемейного бизнеса.
Актуальность изучения особенностей профессиональной мотивации сотрудников семейного и несемейного бизнеса объясняется следующими причинами.
Во-первых, рост требований к уровню профессионализма, производительности и качества труда сотрудников.
Во-вторых, понимание специфики профессиональной мотивации сотрудников семейного и несемейного бизнеса дает возможность выстраивать эффективную работу по оптимизации трудовых процессов и взаимоотношений на предприятии или в организации.
Таким образом, целью данной исследовательской работы являлось изучение психологических особенностей профессиональной мотивации сотрудников семейного и несемейного бизнеса.
В качестве рабочей гипотезы выступило предположение о том, что у сотрудников, работающих в семейном бизнесе, доминирующей является внутренняя мотивация; также у данных сотрудников удовлетворенность трудом выше, чем у сотрудников, работающих в несемейном бизнесе.
В данной работе были изучены подходы к пониманию психологической сущности мотивации и мотива; проанализированы основные психологические теории мотивации отечественных и зарубежных психологов; рассмотрено понятие профессиональной мотивации в психологической литературе; выявлены особенности профессиональной мотивации сотрудников семейного и несемейного бизнеса; эмпирически изучены особенности профессиональной мотивации у сотрудников семейного и несемейного бизнеса.
В результате эмпирического исследования мы смогла сделать следующие выводы.
У сотрудников семейного бизнеса преобладает высокий уровень удовлетворенности трудом, у сотрудников несемейного – средний и низкий уровень удовлетворенности трудом.
Особенностями профессиональной мотивации сотрудников семейного бизнеса является ее деловой профиль, когда для личности важна самореализация, творчество, понимание полезности выполнения профессиональных задач для социума.
Для сотрудников несемейного бизнеса особенностью профессиональной мотивации является преобладание общежитейского профиля, когда для личности важно удовлетворение потребности в общении, принятии, комфорте, безопасности.
На первом месте для сотрудников семейного бизнеса стоят такие установки как карьера и деньги, бездарность в творческом деле. Данные установки соотносятся с деловой направленностью мотивации личности.
У сотрудников несемейного бизнеса в большей степени представлены установки неделового характера: семейные неурядицы, социальные проблемы, межполовые отношения.
У сотрудников семейного бизнеса преобладает внутренняя мотивация. У сотрудников несемейного бизнеса преобладает внешняя положительная мотивация.
Таким образом, данные, полученные в ходе проведения психодиагностики и в результате математической статистики, дают нам возможность подтвердить наше предположение о том, что у сотрудников, работающих в семейном бизнесе, доминирующей является внутренняя мотивация; также у данных сотрудников удовлетворенность трудом выше, чем у сотрудников, работающих в несемейном бизнесе.
Список литературы
Балабанов И.Т. Основы организации и мотивации - М., 1999
Батяев А.А. Идеальный персонал – профессиональная подготовка, переподготовка. Повышение квалификации. – М. – 2007
Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное поведение: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005
Варданян И.С. Исследования системы управления мотивацией персонала // Управление персоналом. – 2005.- № 15
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990
Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации // Управление персоналом. – 2005. - № 4
Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. – СПб., 2001
Дружинин В.Н. экспериментальная психология. – СПб., 2002
Иванов Ю.В. Соционика и мотивация труда.// Управление персоналом. – 2005. - № 18
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2005
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2002
Каверин С. Б. Мотивация труда. - М., 1998
Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1998
Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебное пособие для вузов. М., 1999
Косаренко Н.Н., Макаренков Н.Л. Управление персоналом организации. М., 2004
Кочеткова А. И Психологические основы современного управления персоналом. – М., 2003
Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. – 2007. - № 3. – стр. 62 – 68
Макгрегор Д. Человеческий фактор производства.// Социологические исследования. – 1996. – № 5. – С. 117 - 128
Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб, 1999
Меликьян Г.Г. и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М., 2006
Митина Л.М. психология развития конкурентоспособной личности. – М., Воронеж, 2002
Музыченко В.В. Управление персоналом. - М., 2003
Пряжников Н.С. и др. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2001
практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М., 1999
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999
Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности. //Психологический журнал. – 1989. - № 3
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.; - М., 2003
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 1999
Явдаченко А.С. О влиянии системы мотивации торговых представителей на эффективность работы отдела продаж дистрибьюторской компании // Менеджмент в России и за рубежом – 2005. - № 3
Яновская Ю.М. Разработка и реализация индивидуального плана развития карьеры сотрудника. // Справочник по управлению персоналом. 2004. № 5
Приложение 1
Результаты диагностики по методике Бодоева
1 группа - сотрудники семейного бизнеса № респондента Бадоев Общая удовлетворенность трудом ур-нь 1 54 средний 2 57 средний 3 58 средний 4 59 средний 5 59 средний 6 67 высокий 7 69 высокий 8 73 высокий 9 76 высокий 10 78 высокий 11 81 высокий 12 80 высокий 13 85 высокий 14 82 высокий 15 86 высокий 16 82 высокий 17 87 высокий 18 88 высокий 19 86 высокий 20 87 высокий
2 группа - сотрудники несемейного бизнеса № респондента Бадоев Общая удовлетворенность трудом ур-нь 1 22 низкий 2 25 низкий 3 27 низкий 4 26 низкий 5 28 низкий 6 32 средний 7 35 средний 8 36 средний 9 37 средний 10 39 средний 11 39 средний 12 42 средний 13 46 средний 14 51 средний 15 58 средний 16 60 средний 17 63 высокий 18 65 высокий 19 69 высокий 20 72 высокий
Приложение 2
Результаты диагностики по методике Мильмана
1 группа - сотрудники семейного бизнеса № респондента Мильман Общежитейская направленность личности рабочая направленность личности 1 66 61 2 72 65 3 79 74 4 81 73 5 78 71 6 54 69 7 59 75 8 56 71 9 51 69 10 53 73 11 57 78 12 49 81 13 52 78 14 56 74 15 51 71 16 55 82 17 58 86 18 54 80 19 58 79 20 57 82
2 группа - сотрудники несемейного бизнеса № респондента Мильман Общежитейская направленность личности рабочая направленность личности 1 51 43 2 56 45 3 58 41 4 62 39 5 66 44 6 71 47 7 69 41 8 75 48 9 78 51 10 79 53 11 82 59 12 84 62 13 81 62 14 86 65 15 93 64 16 88 63 17 69 76 18 64 79 19 61 81 20 66 85
Приложение 3
Результаты диагностики по методике Батаршева
1 группа - сотрудники семейного бизнеса № респондента Батаршев Интерес к работе Удовлетворенность достижениями в работе Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством Уровень притязаний в профессиональной деятельности Предпочтение выполняемой работы высокому заработку Удовлетворенность условиями труда Профессиональная ответственность Общая удовлетворенность трудом ур-нь 1 3 3 3 4 3 2 2 1 14 средний 2 3 2 4 4 3 2 2 1 13 средний 3 4 2 3 4 3 3 3 2 14 средний 4 3 2 3 5 4 2 3 2 14 средний 5 4 3 4 4 4 2 2 2 15 средний 6 4 3 3 5 4 3 4 2 17 высокий 7 5 3 4 5 4 3 4 2 18 высокий 8 5 3 4 5 4 4 3 2 21 высокий 9 4 2 3 6 3 4 3 2 20 высокий 10 5 3 4 6 3 3 4 2 19 высокий 11 5 3 4 6 4 3 3 2 22 высокий 12 6 4 5 6 3 4 3 2 23 высокий 13 6 4 6 6 3 4 4 2 24 высокий 14 6 3 6 5 4 4 4 2 21 высокий 15 5 4 5 5 4 3 3 2 23 высокий 16 6 4 4 4 3 3 4 2 25 высокий 17 6 4 6 5 4 4 4 2 26 высокий 18 6 3 6 6 3 4 4 2 26 высокий 19 6 4 5 6 4 4 4 2 26 высокий 20 6 4 6 6 4 4 4 2 27 высокий
2 группа - сотрудники несемейного бизнеса № респондента Батаршев Интерес к работе Удовлетворенность достижениями в работе Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством Уровень притязаний в профессиональной деятельности Предпочтение выполняемой работы высокому заработку Удовлетворенность условиями труда Профессиональная ответственность Общая удовлетворенность трудом ур-нь 1 2 2 2 1 1 1 1 0 6 низкий 2 2 1 1 1 1 1 1 0 6 низкий 3 3 2 2 2 2 1 1 0 7 низкий 4 2 1 3 1 1 1 2 1 6 низкий 5 2 2 3 2 1 1 2 1 8 низкий 6 3 3 2 2 2 1 1 1 9 низкий 7 3 3 3 1 3 1 2 0 9 низкий 8 3 2 3 2 2 1 2 1 10 низкий 9 2 3 2 3 3 2 1 1 11 низкий 10 2 2 4 3 2 2 2 0 10 низкий 11 3 2 3 2 2 1 3 1 11 низкий 12 4 1 3 3 2 2 3 1 12 средний 13 3 2 4 2 2 2 3 1 13 средний 14 2 2 5 4 2 2 2 1 13 средний 15 3 3 3 2 3 2 2 1 14 средний 16 3 2 4 3 2 3 3 2 14 средний 17 4 3 4 3 3 3 3 2 16 высокий 18 4 4 5 4 3 3 4 2 17 высокий 19 5 3 4 4 4 4 4 2 17 высокий 20 5 4 6 4 4 4 4 2 19 высокий
Приложение 4
Результаты диагностики по методике Замфир
1 группа - сотрудники семейного бизнеса № респондента замфир ВМ ВПМ ВОМ 1 3 3 1 2 3 4 2 3 3 4 2 4 4 4 2 5 3 4 2 6 4 3 1 7 4 3 1 8 4 3 1 9 4 4 2 10 5 4 1 11 5 4 1 12 5 4 2 13 4 4 1 14 5 4 2 15 4 5 2 16 5 4 1 17 5 4 1 18 5 4 2 19 5 4 1 20 5 4 1
2 группа - сотрудники несемейного бизнеса № респондента замфир ВМ ВПМ ВОМ 1 1 1 2 2 1 1 3 3 1 1 3 4 1 2 3 5 2 1 3 6 2 2 1 7 2 2 1 8 2 3 1 9 2 3 1 10 2 3 2 11 3 4 2 12 2 3 1 13 2 4 2 14 2 4 2 15 2 3 1 16 3 4 2 17 2 3 1 18 2 4 2 19 4 5 1 20 4 5 1
Приложение 5
Результаты диагностики по методике «ТЮФ»
1 группа - сотрудники семейного бизнеса № респондента ТЮФ агрессия - самозащита межполовые отношения пагубные привычки деньги мода карьера семейные неурядицы социальные проблемы бездарность в творчестве человеческая глупость 1 8 12 8 16 10 19 9 5 6 7 2 9 14 9 17 7 18 8 5 6 7 3 9 12 9 9 7 23 8 6 5 12 4 12 10 7 15 6 21 9 2 8 10 5 10 6 8 13 9 15 12 8 7 12 6 6 12 8 10 8 16 15 5 11 9 7 9 9 15 13 8 21 6 4 9 6 8 7 5 6 15 7 17 8 10 11 14 9 9 9 7 12 6 16 5 15 13 8 10 8 9 5 13 9 18 9 6 13 10 11 6 11 8 10 10 19 8 7 9 12 12 6 12 7 15 10 16 7 6 11 10 13 5 10 9 14 8 21 12 2 12 7 14 8 16 17 13 8 20 4 5 7 2 15 4 14 14 12 7 22 5 3 10 9 16 5 12 13 14 5 19 6 5 12 9 17 4 14 6 15 6 19 9 5 9 13 18 12 8 8 13 15 14 5 7 9 9 19 6 16 3 22 8 21 6 8 9 1 20 8 8 6 18 12 21 10 5 9 3
2 группа - сотрудники несемейного бизнеса № респондента ТЮФ агрессия - самозащита межполовые отношения пагубные привычки деньги мода карьера семейные неурядицы социальные проблемы бездарность в творчестве человеческая глупость 1 8 12 8 15 5 14 19 7 5 7 2 9 12 8 14 5 10 18 9 9 6 3 9 10 7 26 8 12 17 8 1 2 4 12 8 7 23 8 9 16 7 2 8 5 11 8 8 12 7 9 18 8 6 13 6 10 6 6 15 9 8 16 5 16 9 7 9 8 9 12 5 7 12 13 9 16 8 9 9 9 15 8 8 16 18 5 3 9 8 14 10 14 5 9 8 17 10 5 10 7 9 10 16 6 12 19 8 6 7 11 8 13 9 15 6 14 8 16 5 6 12 9 15 6 16 8 11 9 19 3 4 13 12 10 6 14 5 10 6 17 12 8 14 13 9 8 12 7 16 8 14 6 7 15 14 9 7 10 10 15 7 19 6 3 16 13 13 7 10 6 14 7 14 9 7 17 10 14 8 11 6 12 8 12 8 11 18 9 15 9 13 8 13 12 8 9 4 19 7 10 12 15 5 10 19 7 6 9 20 8 9 12 13 7 12 14 7 6 12
31
2.Батяев А.А. Идеальный персонал – профессиональная подготовка, переподготовка. Повышение квалификации. – М. – 2007
3.Васильев Г.А., Деева Е.М. Организационное поведение: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005
4.Варданян И.С. Исследования системы управления мотивацией персонала // Управление персоналом. – 2005.- № 15
5.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990
6.Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации // Управление персоналом. – 2005. - № 4
7.Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. – СПб., 2001
8.Дружинин В.Н. экспериментальная психология. – СПб., 2002
9.Иванов Ю.В. Соционика и мотивация труда.// Управление персоналом. – 2005. - № 18
10.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2005
11.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2002
12.Каверин С. Б. Мотивация труда. - М., 1998
13.Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1998
14.Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебное пособие для вузов. М., 1999
15.Косаренко Н.Н., Макаренков Н.Л. Управление персоналом организации. М., 2004
16.Кочеткова А. И Психологические основы современного управления персоналом. – М., 2003
17.Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. – 2007. - № 3. – стр. 62 – 68
18.Макгрегор Д. Человеческий фактор производства.// Социологические исследования. – 1996. – № 5. – С. 117 - 128
19.Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
20.Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб, 1999
21.Меликьян Г.Г. и др. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М., 2006
22.Митина Л.М. психология развития конкурентоспособной личности. – М., Воронеж, 2002
23.Музыченко В.В. Управление персоналом. - М., 2003
24.Пряжников Н.С. и др. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2001
25.практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001
26.Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
27.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации – М., 1999
28.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999
29.Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
30.Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности. //Психологический журнал. – 1989. - № 3
31.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002
32.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.; - М., 2003
33.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 1999
34.Явдаченко А.С. О влиянии системы мотивации торговых представителей на эффективность работы отдела продаж дистрибьюторской компании // Менеджмент в России и за рубежом – 2005. - № 3
35.Яновская Ю.М. Разработка и реализация индивидуального плана развития карьеры сотрудника. // Справочник по управлению персоналом. 2004. № 5
Вопрос-ответ:
Какие подходы существуют к изучению категорий мотив и мотивация в психологии?
В психологии существует несколько подходов к изучению категорий мотив и мотивация. Один из них - теории дефицита и полноты, основанные на предположении о том, что люди имеют определенные потребности, которые они стремятся удовлетворить, и мотивацию можно объяснить их удовлетворением. Другой подход - теории срочности и важности, согласно которым мотивация зависит от того, насколько срочной и важной представляется задача или цель. Также существуют теории доминирования и предпочтений, согласно которым мотивация определяется внутренними убеждениями и ценностями человека.
Какие психологические теории мотивации существуют?
Существует несколько психологических теорий мотивации. Одна из них - теория потребностей Абрахама Маслоу, которая утверждает, что люди имеют иерархию потребностей, которые они стремятся удовлетворить. Другая теория - теория ожидания Виктора Вроома, согласно которой мотивация зависит от ожиданий успеха и оценки ценности вознаграждения. Также существуют теория самоопределения Эдварда Деци и Ричарда Райна, теория саморегуляции Карвера и Шейера и другие.
Что такое профессиональная мотивация и в чем ее сущность?
Профессиональная мотивация - это система целей, потребностей и желаний, которые мотивируют человека к профессиональной деятельности. Она включает в себя мотивы, связанные с достижением карьерных целей, удовлетворением потребностей в работе и удовольствием от ее выполнения. Сущность профессиональной мотивации заключается в том, что она определяет, каким образом человек ориентируется на профессиональные цели и какими способами он стимулирует их достижение.
Что такое мотивация в психологии?
Мотивация - это внутренняя сила, которая побуждает человека к определенным действиям или поступкам. В психологии существуют различные подходы к изучению категорий "мотив" и "мотивация".
Какие психологические теории мотивации существуют?
Среди психологических теорий мотивации можно выделить такие как теория мотивации А. Маслоу, теория ожидания В. Врума, теория самоопределения Э. Дэйси и др. Эти теории объясняют, каким образом мотивы влияют на поведение человека и что побуждает его к достижению определенных целей.
Что такое профессиональная мотивация?
Профессиональная мотивация - это совокупность мотивов и потребностей, которые способствуют удовлетворению трудовых задач и достижению профессиональных целей. Она включает в себя такие аспекты, как стремление к карьерному росту, удовлетворение от выполненной работы и т.д.
Какие особенности профессиональной мотивации у сотрудников семейного и несемейного бизнеса?
У сотрудников семейного и несемейного бизнеса могут быть различные особенности профессиональной мотивации. Например, для сотрудников семейного бизнеса на первом месте может быть стремление к сохранению и развитию семейного предприятия, а также наследование семейных ценностей. В то же время, для сотрудников несемейного бизнеса более важным может быть стремление к личному развитию и удовлетворение от творческой работы.
Какая организация и методы изучения особенностей профессиональной мотивации у сотрудников семейного и несемейного бизнеса?
Организация и методы изучения особенностей профессиональной мотивации у сотрудников семейного и несемейного бизнеса зависят от конкретных исследовательских целей. Например, можно проводить анкетирование, интервьюирование или наблюдение, чтобы выявить различия в мотивации между сотрудниками семейных и несемейных бизнесов, или использовать диагностические тесты для измерения определенных аспектов мотивации.