Этические принципы и роль личности психотерапевта в психотерапии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психотерапия
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психотерапии 5
1.1. Определение психотерапии 5
1.2.Этические принципы в психотерапии 8
Глава 2. Особенности личности психотерапевта 15
2.1. Требования к личности психотерапевта 15
2.2.Роль личности психотерапевта в психотерапии 19
Заключение 29
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Не оказывали позитивного воздействия на психотерапевтический контакт такие качества, как безмерная симпатия к клиенту, директивность, преобладание психотерапевта (Козина Н.В., 1998). [12, с.159]
Результативные психотерапевты видят клиента как личности, а не как проблему, стрессовый актив клиента не как его склонность, внимательны к его самооценке, с клиентом ведут себя естественно и фокусируются на безвредных и доверительных отношениях. Неэффективные психотерапевты фокусируются на ошибках клиента, выражают качества стороннего педагога, более пассивны. При описании принципа «активации ресурсов» Грейв К. (1994) замечает, что «терапия, наверное, протекает более успешно там, где особое внимание уделяется способностям личности, потенциалу возможности развития — в противоположность ранее имевшей место концентрации на недостатках и слабостях» (Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У., 2001). Значительное место во взаимоотношениях врача и больного, особенно в процессе психотерапии, занимает, по взглядам многих авторов, феномен «идентификации» (Бажин Е.Ф., Цветков Г.Н., 1970; Ташлыков В.А., 1980). Психотерапевт в ходе психотерапии становится объектом, с которым пациент старается себя отождествлять, идентифицировать. Пациент может анализировать личного психотерапевта как назначенный идеал для себя, стандарт для подражания.
Труах С.В., Кархуф Р.Р. (1967) установили три шкалы черт результативного терапевта на основании рейтинга:
1) позитивное отношение к пациенту,
2) точная эмпатия,
3) конгруэнтность.
Вторая шкала причисляется к концепции точных интерпретаций процессов, которые происходят внутри клиента. До сих пор не было исследований в отношении этих двух концепций. Труах С.В. (1966) провел обзор результатов десятилетних исследований и заключил, что результаты очень постоянны применительно ко всем диагностическим группам, терапевтам разных теоретических убеждений и разной длительности психотерапии. [4, с.117]
Роджерс С., Труах С.В. (1967) обнаружили, что клиенты, чьи психотерапевты предъявляли высокий уровень подлинности или конгруэнтности и эмпатического понимания, добивались существенных позитивных личностных и поведенческих перемен в широких вариантах показателей; в то время как клиенты, чьи терапевты предлагали относительно низкий уровень этих интерперсональных качеств, в течение терапии показали ухудшение в личностном и поведенческом функционировании. По суждению Бандура А. (1977), результативность психотерапии, преимущественно, зависит от «Self-efficacy» (самоэффективности) — и это может оказывать влияние на уже сложившиеся убеждения пациента. Достижение такого положения дел, при котором пациент проявляет самоэффективность — это центральная задача любого типа психотерапии. Этого, по мнению Бандура А. (1977), можно достигнуть в том случае, если придерживаться такой стратегии психотерапии, при которой психотерапевт испытывает те же чувства и побуждения, что и пациент. Подобную точку зрения отстаивает и Карасу Т.Б. (1986). [14, с.201]
Гурман А.С., Разин А.М. (1977) установили, что психотерапевты, которые характеризуются значительным уровнем эмпатии, сердечностью, правдивостью, достигали более высоких показателей в лечении при индивидуальной психотерапии. Безусловно, все данные реакции — каждая по-своему вносят собственный вклад в основание «атмосферы» лечения (Балинт М., 2002).
Результаты изучений свидетельствуют о существовании «терапевтической личности», которой располагает эффективный психотерапевт независимо от его операциональных моделей (техник). Профессиональный психотерапевт может построить атмосферу, в которой клиент будет ощущать себя в безопасности, принятым и понятным (Вайнер И). Такие качества, как эмпатия, понимание и тепло, не только способствуют рождению позитивных чувств у пациента. Они также снижают напряжение и уровень тревоги (Вольберг Л., 1977).
Было отмечено, что среднетренированный психотерапевт, чья личность имеет положительные черты сможет достичь как освобождения от симптомов, так и модификации поведения, и все, что может привнести «эффективный» психотерапевт. В то же время, даже если психотерапевт располагает исчерпывающую подготовку, но недостаток личностных качеств, его итоги будут не лучше, чем у «неэффективных» консультантов или «неэффективных» психотерапевтов.
Отсюда Вольберг (1977) заключает, «что человеку, страдающему от психологических проблем лучше вообще не обращаться за помощью, чем попасть в эмоционально неадекватную психотерапевтическую или помогающую ситуацию, которая в себя включает нетренированного консультанта или интеллектуально извращенного психотерапевта». Очевидно, что психотерапевт, который изначально таких черт не имел, может быть обучен передавать эмпатию, теплоту, и «подлинность» без прохождения ими глубинной терапии. Также очевидно, что негибкие, отстраненные и враждебные личности могут, при помощи соответственной личностной реконструктивной психотерапии, проработать свои недостатки и приобрести качества нужные для функционирования в качестве «эффективного» психотерапевта. Даже самый лучший тренинг и опыт не могут компенсировать изобилие позитивных личностных качеств, без которых ни одна техника не может быть действительно продуктивной (Вольберг,1977). [11, с.217]
Консультанту следует развить в себе то, что Адлер назвал мужеством несовершенства, то есть умение мужественно получать неудачу. Мужество несовершенства заключается в том, чтобы собрать все силы на одну решающую битву, исход которой может оказаться и поражением, и победой.
Консультант должен научиться радоваться не только достигнутым целям, но и самому процессу жизни. Удовольствие, приобретаемое от жизни и работы, избавит нас от нужды постоянно мотивировать наши поступки и взвешивать любой шаг в зависимости от того, что он нам даст. Вовсе не это должно определять нашу жизнь.
Консультант должен быть убежден, что проявляет интерес к людям ради них самих.
Другая не менее существенная проблема профессионального консультирования заключается в выделении профессионально значимых качеств эффективного консультанта. Так, К. Роджерс (Rogers, 1957) уже в ранних своих работах выступил с гипотезой, которая впоследствии неоднократно экспериментально проверялась им самим и другими исследователями, о профессионально-личностных качествах психотерапевта, нужных для оказания эффективной психологической помощи. Он считал, что:
психотерапевт должен быть открытым и способным проявлять безусловное позитивное внимание, т. е. принимать и воспринимать клиента как заслуживающего уважения независимо от того, кем он является и что говорит или делает;
психотерапевт должна быть присуща конгруэнтность, т. е. он должен использовать свои чувства в процессе консультирования, его вербальное и невербальное поведение должно быть открыто для клиента и быть последовательным;
психотерапевт должен проявлять в своем поведении подлинность, т. е. быть честным, откровенным и не прятаться за свой «фасад»;
психотерапевт должен проявлять эмпатию, т. е. показать клиенту, что понимает образ его мыслей и чувства и может видеть мир таким, каким его видит клиент, но в то же время он сохраняет свою отделенность от мира клиента.
Данные качества должны быть не только присущи консультанту, но и проявляться в его поведении так, чтобы клиент мог их ощутить.
Колшед, автор руководства по практике социальной работы, изданного Британской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, в главе, посвященной консультированию, приводит перечень семи качеств эффективного консультанта (цит. по Тутушкина, 1999):
1. Эмпатия, или понимание – усилие увидеть мир глазами другого человека.
2. Уважение – отношение к другому человеку, подразумевающее веру в его способности справиться с проблемой.
3. Конкретность, или способность быть определенным и точным – способ коммуникации с другим человеком, при котором у него возникает большая ясность в отношении своих высказываний.
4. Знание и принятие себя, а также готовность помочь в этом другим.
5. Подлинность – умение быть искренним во взаимоотношениях.
6. Конгруэнтность – совпадение того, что говорится, с тем, что сообщается языком тела.
7. Непосредственность (способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) – работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с примером того, что имеет место и в повседневной жизни клиента. [8, с.109]
Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консультирования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем философия, метод или техника, которые исповедует и использует помощник (консультант или психотерапевт). Это было продемонстрировано применительно как к консультированию, так и к психотерапии и обучению.
Ряд исследований показал, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психотерапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом после работ Труакса, Кархафа (цит. по Тутушкина, 1999) и последующих исследований фактически все авторы согласились с тем, что существует взаимосвязь между эффективностью консультанта и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти исследования также пролили свет на ряд других факторов, которые обсуждались в научной литературе как, возможно, оказывающие влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии, а не о помощи). Они показали следующее:
тот факт, что сам психотерапевт прошел курс собственной психотерапии, не является гарантией эффективности психотерапии;
пол и национальность (расовая принадлежность) не влияют на эффективность психотерапии;
ценность опыта работы психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере, было показано, что люди, имеющие больший психотерапевтический опыт, не обязательно являются лучшими психотерапевтами;
психотерапевты, имеющие собственные эмоциональные проблемы, чаще менее эффективны в работе;
ряд исследований подтверждают положение о том, что психотерапевты более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиентами, разделяющими их собственные жизненные ценности. [5, с.79]
Таким образом, психотерапевт и клиент могут подходить или не подходить друг к другу. Никто не может быть эффективным психотерапевтом для любого и каждого клиента. Однако остается невыясненным то, каким образом можно обеспечить совпадение клиента и психотерапевта для достижения максимальной эффективности психотерапии. Некоторые авторы считают, что психотерапевту недостаточно быть только заботливым и понимающим: он также должен обладать навыками эксперта.
Заключение


Психотерапевт является главной фигурой в психотерапевтическом процессе. Он привносит в него индивидуальные черты, обусловленные возрастом, полом, опытом, характерологическими особенностями своей личности, системой ценностей и определœенной терапевтической техникой.
Все эти факторы, связанные с индивидуальностью психотерапевта͵ оказывают влияние на ход лечения и его результаты. Различие главным образом состоит в том, на чем делается основной акцент — на индивидуальных чертах лечащего врача или на используемой им технике. Речь идет, разумеется, о большем или меньшем значении того или иного фактора. Хотя они и связаны между собой, но выбор терапевтической техники в значительной степени зависит от личности, теоретических воззрений и системы ценностей психотерапевта. Также представляется очевидным, что соответствие между индивидуальными чертами психотерапевта͵ теоретической ориентацией и избранной им техникой оказывает благотворное влияние на результаты лечения.
В работе психотерапевтов существует ряд этических принципов и требований, следование которым является обязательным. В основе этических принципов лежит набор моральных предписаний, задающих ориентиры корректного поведения профессионала.
Список литературы


Айви А., Айви М., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. – М., 2001.
Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: Академический проект,2000.
Бондаренко А. Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). – Киев, 2002.
Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. См. также: Семенова Н. Д. Этические основы психотерапии // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000.
Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. – Киев – М.: Ника-Центр – Алетейа, 2001.
Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. 3 изд. – СПб, 2001.
Закон г. Москвы от № 44 "О психологической помощи населению в городе Москве".07.10.2010
Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. / Пер. с англ. Под ред. В. В. Зеленского и М. В. Ромашкевича. – СПб, 1997.,536 с.
Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 2002.
Мак–Дугалл Дж. Тысячеликий Эрос / Пер. с англ. Е. И. Замфир. Под ред. проф. М. М. Решетникова. – СПб, 2000.
Минделл Э. Психотерапия как духовная практика / Пер. с англ. И. и Л. Романен ко. – М., 2003.
Мэй Р. Р. Терапия сегодня // Эволюция психотерапии. Т. 3 / Пер. с англ. – М, 2004.
Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.
Психотерапия детей и подростков / под ред. X. Ремшмидта. См. также: Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии; Суини Д. С. Юридические и этические вопросы при проведении игровой терапии.
Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2006. 345с..
Социальная психология развития / под ред. Н. Н. Толстых. М.: Юрайт, 2014. С. 583.
Суини Д. С. Юридические и этические вопросы при проведении игровой терапии // Новые направления в игровой терапии. М.: Когито-Центр, 2007. 268с..
Тиллих П. Роджерс К. Диалог // Московский психотерапевтический журнал. – 2000. – № 1.
Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".М-2002
Ягнюк К.В. Принципы проведения первичной консультации. Журнал практической психологии и психоанализа. № 1,2000









26


25

Список литературы


1. Айви А., Айви М., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. – М., 2001.
2. Александров А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. – СПб.: Академический проект,2000.
3. Бондаренко А. Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). – Киев, 2002.
4. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. См. также: Семенова Н. Д. Этические основы психотерапии // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000.
5. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. – Киев – М.: Ника-Центр – Алетейа, 2001.
6. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. 3 изд. – СПб, 2001.
7. Закон г. Москвы от № 44 "О психологической помощи населению в городе Москве".07.10.2010
8. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. / Пер. с англ. Под ред. В. В. Зеленского и М. В. Ромашкевича. – СПб, 1997.,536 с.
9. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. – М., 2002.
10. Мак–Дугалл Дж. Тысячеликий Эрос / Пер. с англ. Е. И. Замфир. Под ред. проф. М. М. Решетникова. – СПб, 2000.
11. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика / Пер. с англ. И. и Л. Романен ко. – М., 2003.
12. Мэй Р. Р. Терапия сегодня // Эволюция психотерапии. Т. 3 / Пер. с англ. – М, 2004.
13. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2002.
14. Психотерапия детей и подростков / под ред. X. Ремшмидта. См. также: Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии; Суини Д. С. Юридические и этические вопросы при проведении игровой терапии.
15. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2006. 345с..
16. Социальная психология развития / под ред. Н. Н. Толстых. М.: Юрайт, 2014. С. 583.
17. Суини Д. С. Юридические и этические вопросы при проведении игровой терапии // Новые направления в игровой терапии. М.: Когито-Центр, 2007. 268с..
18. Тиллих П. Роджерс К. Диалог // Московский психотерапевтический журнал. – 2000. – № 1.
19. Федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".М-2002
20. Ягнюк К.В. Принципы проведения первичной консультации. Журнал практической психологии и психоанализа. № 1,2000

Вопрос-ответ:

Какие этические принципы необходимо соблюдать в психотерапии?

В психотерапии необходимо соблюдать такие этические принципы, как конфиденциальность, уважение к автономии клиента, компетентность психотерапевта, предоставление информированного согласия клиента, предостережение от возможного ущерба и злоупотреблений.

Какова роль личности психотерапевта в процессе психотерапии?

Личность психотерапевта играет значительную роль в процессе психотерапии. Она является инструментом работы психотерапевта и влияет на качество и результаты психотерапии. Личность психотерапевта может создавать атмосферу доверия, эмпатии и безусловной положительной регардности, что способствует налаживанию психотерапевтического контакта и эффективности лечения.

Какие требования предъявляются к личности психотерапевта?

К личности психотерапевта предъявляются следующие требования: эмпатия, умение слушать и понимать клиента, гибкость и открытость к новым идеям, умение устанавливать и поддерживать рабочий союз с клиентом, этическое сознание и готовность к саморазвитию.

Какие качества психотерапевта не способствуют позитивному воздействию на психотерапевтический контакт?

Качества, такие как безмерная симпатия к клиенту, директивность и предвзятость, могут не способствовать позитивному воздействию на психотерапевтический контакт. Они могут нарушать принципы эмпатии, уважения и автономии клиента.

Что такое психотерапия и зачем она нужна?

Психотерапия - это метод психологического лечения, направленный на помощь людям в решении их эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем. Психотерапия нужна для улучшения психического благополучия, разрешения конфликтов, преодоления стресса, развития личности и достижения психологического роста.

Какие этические принципы важны в психотерапии?

В психотерапии важны такие этические принципы как конфиденциальность, уважение к автономии клиента, компетентность и ответственность психотерапевта, справедливость, предоставление информированного согласия, предотвращение вреда и др.

Какие требования предъявляются к личности психотерапевта?

К личности психотерапевта предъявляются такие требования как эмпатия, гибкость, толерантность, этичность, саморазвитие, способность к рефлексии, надежность и др.

Какую роль играет личность психотерапевта в психотерапии?

Личность психотерапевта играет ключевую роль в психотерапии. Его личные качества, отношение к клиенту, эмпатия, этичность и другие аспекты личности влияют на эффективность психотерапии и на создание терапевтической атмосферы.

Какие качества психотерапевта не оказывают позитивного воздействия на психотерапевтический контакт?

Качества психотерапевта, такие как безмерная симпатия к клиенту, директивность и преувеличенная самоуверенность, не оказывают позитивного воздействия на психотерапевтический контакт, так как они могут препятствовать установлению доверительных отношений и развитию автономии клиента.

Какие этические принципы нарушаются в психотерапии?

В психотерапии могут нарушаться различные этические принципы, например, конфиденциальность может быть нарушена, если психотерапевт разглашает информацию о клиенте без его согласия. Также может нарушаться принцип уважения к автономии клиента, если психотерапевт принимает решения без участия или против воли клиента.