Сравнение Бихевиоризма и Когнитивной психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 38 38 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 02.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава1. Особенности бихевиоризма 5
1.1.Сущность бихевиоризма 5
1.2. История и задачи бихевиоризма 8
1.3. Методы бихевиоризма 11
1.4. Плюсы и минусы бихевиоризма 13
Глава2. Особенности когнитивной психологии 14
2.1. Сущность когнитивной психологии 14
2.2. История и задачи когнитивной психологии 20
2.3. Методы когнитивной психологии 24
2.4. Плюсы и минусы когнитивной психологии 26
Глава3. Сравнительная характеристика Бихевиоризма и Когнитивной психологии 29
Заключение 35
Литература 37

Фрагмент для ознакомления

Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т.е. от того, ради чего человек познает и действует. Кроме того, в большинстве моделей процесс переработки информации осуществляется «автоматически». При этом совершенно игнорируется сознательная активность субъекта, сознательный выбор им приемов, средств, стратегий обработки информации, а также их зависимость от деятельности, которую познавательные процессы обычно «обслуживают» (или которой они сами иногда являются).Еще два важных замечания можно найти в книге У. Найссера «Познание и реальность». Он отмечает, что познание, как правило, начинается не с поступления какой-то информации на анализаторы, а с ее предвосхищения, прогнозирования, с активного поиска определенной информации, тогда как в большинстве предложенных когнитивистами моделей это совершенно не учитывается. У. Найссер также подробно обсуждает проблему «экологическойвалидности» результатов исследований. Он указывает, что лабораторные ситуации исследований в когнитивной психологии чрезвычайно искусственны, они почти никогда не встречаются в жизни, в повседневной деятельности. Нужно учитывать опыт, когнитивные навыки людей, а не ограничиваться экспериментами, где неопытным испытуемым приходится выполнять новые и бессмысленные задачи.В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Очень интересны, например, результаты исследования репрезентации знаний в памяти человека, механизмов, обеспечивающих избирательность восприятия и т.д. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов, которая игнорировалась ч рамках «функционального» подхода. Наконец, в когнитивной психологии разработано большое количество остроумных, оригинальных методик экспериментального исследования познавательных процессов.Глава3. Сравнительная характеристика Бихевиоризма и Когнитивной психологииТерминология когнитивно-бихевиоральной терапии базируется на понятийном аппарате тех направлений психологии, которые лежат у его истоков — бихевиоризма и когнитивной психологии.Первоначально под бихевиоризмом понималась наука о поведении, изучавшая только те его очевидные акты, которые можно наблюдать и исследовать объективно (Watson J., 1913). Свою концепцию психологии Watson вывел из философских традиций объективизма, механицизма, зоопсихологии и функциональной психологии (SchultzD.,Schultz S.,1965).В историческом развитии радикальныйбиохевиоризм сменился необихевиоризмом, основными представителями которого принято считать Толмена, Гатри, Халла и Скиннера. Поскольку, с их точки зрения, большинство актов поведения можно объяснить законами условных рефлексов, то основной целью психологии становилось исследование процессов обучения (научения). Эти процессы следовало изучать, руководствуясь принципом операционизма, согласно которому любую концепцию можно было описать в точных терминах, относящихся к набору процедур или операций, лежащих в ее основе.Сторонники бихевиоризма полагали, что психика индивидуума представляет собой совокупность сложных, но отдельных реакций, а основной причиной ее формирования является влияние факторов окружающей среды. Изменения в цепочках «стимул — реакция» обусловливают изменение поведения человека, причем это поведение может быть оценено и объяснено только при рассмотрении объективных отношений между стимулом и ответной реакцией. Иными словами поведение человека реактивно и им управляют внешние стимулы.На первом этапе развития бихевиоризма его основной теоретической базой стала теория условных рефлексов И.П. Павлова, согласно которой формирование условных рефлексов происходит при наличии смежности, совпадения во времени индифферентного и безусловного раздражителей и повторения. Угасание условных реакций, в свою очередь, происходит при отсутствии их подкрепления безусловным раздражителем. Наиболее резистентными к процессу угасания считались схемы подкрепления с изменчивым временным интервалом, при котором подкрепление давалось случайным образом, а также с вариабельным соотношением, где величина безусловного раздражителя — подкрепляющего стимула — менялась непредсказуемым образом.На втором этапе развития бихевиоризма основную роль стали играть теория инструментального или оперантногообусловливания, согласно которому формирование условных реакций происходит путем проб и ошибок, являясь результатом выбора, селекции нужного стереотипа поведения с последующим его закреплением, подчиняющимся определенным законам.На третьем этапе развития бихевиоризма наметилось его сближение со стремительно развивающейся когнитивной психологии и возникновение теории социального научения А. Бандуры.Понятие «деятельность», предложенное отечественными психологами (Выготский Л.С.,1996; Леонтьев А.Н., 1994) не аналогично узко понимаемому бихевиористами термину «поведение», как внешнему проявлению цепочки «стимул — реакция». Деятельность, формально разделенная на внешнюю и внутреннюю, имеет «общность строения», причем внутренняя как бы заполняет внешнюю (Курпатов А.В., 1999). Рассуждая на тему деятельности, Выготский отмечал, что сознание является рефлексом рефлексов, оно оказывается очень сложной структурой поведения, в частности удвоения поведения.В центре внимания биохевиористов оказались процессы обучения и физиологические механизмы, связанные с условными рефлексами и обусловливанием. Бихевиористы утверждали, что приобрести какие-либо навыки можно в прямой или косвенной форме с помощью научения — основного механизма формирования индивидуального опыта. В данном контексте навыки рассматривались в качестве действий, которые в результате повторений приобретали автоматический характер, физиологическим механизмом навыков считался т.н. динамический стереотип.[6]Важным понятием бихевиоризма является понятие «обусловливание», обозначающее процесс возникновения в результате запланированного или стихийно протекающего научения новых условий, например, появление новой связи «стимул — реакция» или связи «реакция — ожидание». Выделяют различные варианты обусловливания:классическое,оперантное,скрытое,скрытое недирективное и т.д.Основные принципы классического обусловливания были разработаны Павловым на основе его экспериментов по формированию условных рефлексов у животных. Под условными рефлексами понимаются такие рефлексы, которые обусловлены или зависят от условий формирования ассоциативной связи между стимулом и ответной реакцией. Условные рефлексы формируются на основе подкрепления. Позитивное подкрепление или награждение представляет собой использование стимулов, подкрепляющих результат желательной реакции. Под негативным подкреплением, в свою очередь, понимают процесс усиления желательного поведения с помощью изъятия и удаления негативных стимулов (боль, тепло, холод и т.д.).[9]Согласно теории генерализации стимулов однотипное поведение может быть обнаружено в различных ситуациях и не только в тех, в которых оно было сформировано. Если условная реакция уже сформировалась, то за счет феномена генерализации, ее уже могут вызвать стимулы, которые имеют сходство с теми стимулами, которые участвовали в процессе формирования этой условной реакции. В данном случае речь идет о т.н. эквивалентности стимулов (Devany J., Hayes S., Nelson R.,1986), при которой легко формируется сеть двухсторонних отношений между стимулами, а отношения между стимулами, в свою очередь, перемещаются в этой сети. Так, в частности, описывая словами то или иное событие, пациент начинает реагировать не на реальную ситуацию, а лишь на ее подобие.[4]При оперантномобусловливании подкрепление осуществляется в зависимости от результата реакции.Скрытоеобусловливание построено на принципах оперантногообусловливания. Оно отличается целенаправленным формированием поведения, например, тренировки эмоциональных реакций в ответ на предложенную ситуацию. Скрытое обусловливание, как правило, недирективно и обозначает процесс научения на скрытом психологическом (мысли, образы и чувства) и физиологическом уровне (деятельность внутренних органов) (Cautela J., Kearney A.,1986). На основе скрытогообусловливания созданы такие техники бихевиоральной терапии как: сенситизация, подкрепление, изоляция, отрицательное подкрепление и моделирование.[12]В настоящее время можно выделить следующие варианты научения:классическоенаучение, разработанное на основе ряда, повторяющихся сочетаний каких-либо безусловных рефлексов с условными стимулами (Павлов И.П.,1897);[11]оперантноенаучение (инструментальное) научения, при котором возникающая реакция вызывает то событие, которое становится подкрепляющим стимулом для данной реакции (Skinner B.,1945).викарное научение, представляющее собой закрепление реакции на определенный стимул, связанный с наблюдаемыми последствиями поведения какого-либо человека или модели (викарное научение может подпадать под общую категорию инструментальных реакций); существует тип научения, основанный на наблюдении за моделью — викарное усвоение классически обусловленных эмоциональных реакций, это обучение появляется тогда, когда наблюдатель не только переживает эмоциональные реакции, сходные с реакциями модели, но и эмоционально реагирует на стимулы, спровоцировавшие эти реакции (Bandura A., 1969). Научение посредством подражания используется в бихевиоральной терапии — пациент наблюдает за поведением других людей или самостоятельно моделирует исполнение определенной роли в проблемной ситуации (наблюдение за моделью), правильное выполнение данной техники обеспечивается: выбором аналогичной или близкой по параметрам модельной ситуации, выбором для подражания человека, имеющего общие черты с пациентом (возраст, пол, социальное положение и т.д., привлекательностью и позитивным характером модели, позитивным результатом действия модели; научение с помощью модели обычно носит двухфазный характер, выделяют: фазу усвоения (многократное наблюдение или самостоятельное поведение в искусственно моделируемой ситуации) и фазу реализации (постепенно усложняющееся действие в реальной ситуации);[2]перцептивноенаучение, основанное на избирательном восприятии определенных объектов;ретроспективноенаучение, опирающееся на позитивный и негативный опыт прошлого;психомоторноенаучение, обусловленное целенаправленным изменением двигательной активности;социальноенаучение, согласно которому изменения личности происходят благодаря воздействию социальных процессов;дискриминационное научение, в процессе которого реакция (паттерн поведения) наказывается или награждается в зависимости от особенности ситуации, причем реакция (поведение) в данном случае находится под «контролем стимула»; дискриминация (различение) стимулов дает возможность научиться тому, какое поведение является адаптивным (подкрепляемым), а какое — неадаптивным — неподходящим в данной ситуации;когнитивное научение, предполагающее совокупность таких приемов и процедур как: самоконтроль, самонаблюдение, самоподкрепление, управляемая самооценка; составление контракта; работа в системе правил пациента и т.д.ЗаключениеПосле выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология;гуманистическая психология, когнитивная психология, индивидуальная психологияи другие.Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. ВКогнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.ЛитератураАверьянов Л. Я.. Хрестоматия по психологии. Джон Бродес Уотсон. Библиотека RIN.Джон Бродес Уотсон. Бихевиоризм. Педагогическая библиотека. 6-е изд.2013Джон Бродес Уотсон. Психология с точки зрения бихевиориста. Психологическая библиотека.Ждан А. Н.. История психологии. Период открытого кризиса (10-е - 30-е гг.). Под ред. П. Я. Гальперина, 5-е изд. М. Изд-во Московского университета, 2012. Линде Н. Д Основы современной психотерапии.-М.: Изд. Центр «Академия», 2013-208с.;Морли С., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. 6-ое изд.— СПб, 2014., 469сОбщая психотерапия: Рук.для врачей / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. Шк., 2014. – 524 с.Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.ноепос.обие для студ.ентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 167 с.Психология и педагогика: учебное пособие // под ред. Э.В.Остроского. – М.: Вузовский учебник, 2015.Психология: учебник для вузов // Л.Д.Столяренко. – СПб.: Лидер, 2015.Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б. Д.-Спб.: Питер Ком, 2013-752с.Роджерс К. Р. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 2013.Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2014. – С. 36Солсо, Р. Когнитивная психология. — 6-е изд. — СПб: Питер, 2011, 124Уотсо. Б. н. Век психологии: имена и судьбы. Библиотека FictionBook.Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика.-Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014-576с.

Литература


1. Аверьянов Л. Я.. Хрестоматия по психологии. Джон Бродес Уотсон. Библиотека RIN.
2. Джон Бродес Уотсон. Бихевиоризм. Педагогическая библиотека. 6-е изд.2013
3. Джон Бродес Уотсон. Психология с точки зрения бихевиориста. Психологическая библиотека.
4. Ждан А. Н.. История психологии. Период открытого кризиса (10-е - 30-е гг.). Под ред. П. Я. Гальперина, 5-е изд. М. Изд-во Московского университета, 2012.
5. Линде Н. Д Основы современной психотерапии.-М.: Изд. Центр «Академия», 2013-208с.;
6. Морли С., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. 6-ое изд.— СПб, 2014., 469с
7. Общая психотерапия: Рук. для врачей / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. Шк., 2014. – 524 с.
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб.ное пос.обие для студ.ентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 167 с.
9. Психология и педагогика: учебное пособие // под ред. Э.В.Остроского. – М.: Вузовский учебник, 2015.
10. Психология: учебник для вузов // Л.Д.Столяренко. – СПб.: Лидер, 2015.
11. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б. Д.-Спб.: Питер Ком, 2013-752с.
12. Роджерс К. Р. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 2013.
13. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 2014. – С. 36
14. Солсо, Р. Когнитивная психология. — 6-е изд. — СПб: Питер, 2011, 124
15. Уотсо. Б. н. Век психологии: имена и судьбы. Библиотека FictionBook.
16. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика.-Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014-576с.

Вопрос-ответ:

В чем заключается сущность бихевиоризма?

Сущность бихевиоризма заключается в том, что он сосредоточен на изучении наблюдаемого поведения и взаимосвязи между стимулами и откликами без учета внутренних процессов мышления.

Какие история и задачи бихевиоризма?

Бихевиоризм возник в начале 20 века в США. Его основателем считается Джон Б. Уотсон. Задачей бихевиоризма было понять и объяснить поведение людей и животных с помощью наблюдения и эксперимента.

Какие методы использует бихевиоризм?

Бихевиоризм использует метод наблюдения, эксперимента и условных рефлексов для изучения поведения. Суть метода состоит в измерении и описании наблюдаемого поведения и его связи с внешними стимулами.

Какие плюсы и минусы бихевиоризма?

Плюсами бихевиоризма являются его объективность, возможность измерения и контроля поведения, а также применимость в практических сферах. Однако, минусом бихевиоризма является его ограниченность в объяснении сложных внутренних механизмов мышления и понимания мотиваций.

В чем заключается сущность когнитивной психологии?

Сущность когнитивной психологии заключается в изучении внутренних процессов познания, таких как мышление, восприятие, внимание и решение проблем.

Какова основная сущность бихевиоризма?

Бихевиоризм - это психологическая теория, которая объясняет поведение людей с помощью наблюдаемых внешних реакций и стимулов. Он предполагает, что поведение формируется через привычки и обучение, и подчеркивает важность внешней среды в определении поведения.

Какие задачи ставит перед собой бихевиоризм?

Бихевиоризм стремится объяснить и предсказать поведение, опираясь на изучение наблюдаемых стимулов и реакций. Его задачами являются определение закономерностей поведения, выявление причинно-следственных связей и создание эффективных методов модификации поведения.

Чем бихевиоризм отличается от когнитивной психологии?

Бихевиоризм фокусируется на наблюдаемых внешних проявлениях поведения и подчеркивает важность внешней среды. Когнитивная психология, в свою очередь, исследует внутренние процессы мышления и познания, такие как восприятие, память, внимание и решение проблем.

Какие методы использует когнитивная психология?

Когнитивная психология использует различные методы исследования, включая эксперименты, наблюдения, анкетирование и компьютерное моделирование. Она также применяет методы нейроимиджинга для изучения активности мозга во время психологических процессов.

Что является плюсами и минусами бихевиоризма?

Плюсами бихевиоризма являются его простота, эмпирическая поддержка и эффективность в изменении поведения. Однако он критикуется за игнорирование внутренних психологических процессов и упрощение сложности человеческой натуры. Также, он может быть ограниченным в объяснении поведения в сложных ситуациях.

Каковы особенности бихевиоризма?

Особенности бихевиоризма заключаются в том, что он сосредоточен на изучении наблюдаемого поведения, отрицает значимость внутренних психических процессов и фокусируется на внешних факторах, таких как стимулы, реакции, условные рефлексы и обучение на основе награды и наказания.