Нарушение голоса у лиц речевых профессий
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 23.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Нарушение голоса у лиц речевых профессий 6
1.1. Этиология нарушения голоса…………………………………………6
1.2. Причины нарушения голоса у лиц разных речевых профессий 12
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Экспериментальное исследование нарушения голоса 18
2.1. Организация и методики исследования 18
2.2. Результаты исследования нарушения голоса у лиц речевых профессий 22
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Голосовая нагрузка в течении дня23Дополнительная голосовая нагрузка203. В какое время дня Вы сталкиваетесь с проблемами нарушения голоса?В начале рабочего дня0В середине рабочего дня1В конце рабочего дня224. Как Вы охарактеризуете свой голос?Нормальный5Хриплый8Затухающий7Слабый35. Принимали ли Вы меры по устранению нарушений голоса?Да10Нет136. Сформулируйте "правила" гигиены голоса:7. Хотели бы Вы подробнее узнать о "гигиене" голоса?Да23Нет08. Укажите свой пол:Я мужчина 2Я женщина21Полученные данные будем представлять графически.Рисунок 2.1 – Разбивка опрашиваемых по половому признакуВ анкетировании приняло участие 23 человека в возрасте от 33 до 72 лет, из которых 21 женщина (91%) и 2 мужчины (9%).Рисунок 2.2– Основные нарушения голосовых функцийПроанализировав анкету, мы выявили, что в качестве основных нарушений голосовой функции анкетируемыми были выделены:- ларингит (77,4%)- фарингит (64,5%)- тонзиллит (34,4%)Также отмечались нарушения голоса после гриппа, ангины, потеря голоса, фиброма голосовых складок, но их процентный показатель оказался достаточно невысоким (по 4,3%)У большей половины, а именно у 61,6% данные заболевания остались незалеченными.Основной из причин функциональных нарушений голоса, все анкетируемые отметили значительную голосовую нагрузку в течение дня (от 3 до 6 академических часов), большая половина (87,1%) отметили наличие дополнительной голосовой нагрузки, лишь 12,9% её наличие не отметили.Рисунок 2.3– Основные причины нарушений голосовых функцийУ большинства анкетируемых нарушения голосовой функции отмечаются в конце рабочего дня, но после 0,5 часа отдыха отмечаются улучшения голоса.Рисунок 2.4 – Результаты по вопросу: «Как Вы охарактеризуете свой голос?»Лишь 21,5% анкетируемых охарактеризовали свой голос как «нормальный», остальные же дали следующие характеристики своему голосу:- хриплый (34,4%)- затухающий (30,8%)- слабый (12,9%)Все анкетируемые, отмечали нарушения голосовой функции, но 57% из них не принимали никаких мер по устранению данных нарушений – не проходили курс лечения.Рисунок 2.5 - Результаты по вопросу:«Принимали ли Вы меры по устранению нарушений голоса?»По мнению анкетируемых к правилам гигиены голоса можно отнести:- отдых;- перерывы в работе с целью чтобы сильно не напрягать голос;- бережное отношение к голосу.На основе данных формулировок можно сделать вывод, что у анкетируемых преподавателей нет четкого представления о гигиене голоса и необходимых правилах для его сохранения. 26% анкетируемых преподавателей не смогли сформулировать «правил» гигиены голоса.Большая часть преподавателей изъявила желание больше узнать о способах восстановления голосовых функций, а так же о «правилах» гигиены голоса.С учетом того, что участие в анкетировании принимали как мужчины, так и женщины, мы сопоставили их ответы и после тщательного анализа анкет пришли к выводу, что значительной разницы в ответах по половой принадлежности не имеется.Экспериментальное исследование показало, что преподаватели анализируемой школы мало осведомлены о состоянии голосовой функции, о правилах гигиены голоса, также у большинства наблюдаются нарушения голоса, для устранения которых необходима специальная помощь.Выводы по главе 2Здоровье является основным критерием физического и социального благополучия человека, обеспечивает успешную профессиональную подготовку и эффективную деятельность как работника.Залог успешного восстановления голоса состоит в соблюдении принципов постепенности, последовательности в освоении упражнений и строгой систематичности. Практика показывает, что в условиях самостоятельной тренировки очень важно воспитать в себе органическую потребность в ежедневных упражнениях, направленных на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и т. д. Заниматься необходимо не менее двух раз в день: утром (дыхательные и голосовые упражнения включаются в комплекс ежедневной оздоровительной гимнастики) и днем по 10-15 минут, увеличивая продолжительность тренировочной работы по мере усвоения упражнений до 30 минут. Заниматься следует на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.Трудность самостоятельной тренировки состоит в том, что занимающийся должен сам для себя определить необходимость тех или иных упражнений, исходя из полученных заданий, уровня собственной подготовленности, своих потребностей, трудностей, с которыми ему приходится сталкиваться в процессе ежедневной работы и своего состояния здоровья. Важно помнить о соблюдении дозировки дыхательных, голосовых упражнений. Основными признаками верной дозировки являются свобода и легкость, с которыми выполняется упражнение, отсутствие головокружения, состояние бодрости после окончания комплекса упражнений. Не следует сразу же возобновлять обычный комплекс упражнений после перенесенного острого респираторнрго заболевания, к нему надо вернуться постепенно.ЗаключениеЧеловеческий голос представляет собой уникальное акустическое явление как анатомо-физиологически, так и социально. Это результат сложного синхронизированного нервно-мышечного процесса. В образовании голоса принимают участие многие органы и системы, что требует их нормального развития и функционирования. Состояние голоса, его сила, чистота оказывают существенное влияние на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи.Повышенная голосовая нагрузка является основной причиной фонастении профессионального характера. Состояние усугубляется при наличии в анамнезе различных инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей, эмоциональных перегрузок. Значительная голосовая нагрузка при отсутствии постановки голоса приводит к возникновению дискоординации дыхания и фонации. Важным признаком фонастении является невозможность владения своим голосом (усиление и ослабление звучания, осиплость, отсутствие звучности). Наряду с этим отмечается ряд субъективных ощущений: першение, жжение, ощущение «комка» в горле, потребность откашляться. Острые формы фонастении могут сопровождаться афонией, то есть полным отсутствием голоса. На фоне длительно протекающих функциональных изменений могут возникать псевдоорганические нарушения (профессиональные ларингиты), проявляющиеся в виде гиперемии слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. К наиболее частым жалобам можно отнести быструю утомляемость голоса, падение его силы, ощущение зуда и щекотания в гортани, а иногда дрожание голоса (детонация). Примечательно, что эти ощущения могут наблюдаться в ситуациях невысоко голосовой нагрузки. Длительность заболевания может привести к несмыканию голосовых складок (узкая овальная щель по всей их длине), снижению тонуса мышц, смыкающих голосовые складки, расстройству функции гортани в целом.В связи с этим в рамках курсовой работы нами было проведен экспериментальное исследование нарушения голоса среди преподавателей общеобразовательной школы. В ходе анализа результатов исследования было выявлено, что преподаватели рассматриваемой школы были мало осведомлены о состоянии голосовой функции, о правилах гигиены голоса, также у большинства наблюдаются нарушения голоса, для устранения которых необходима специальная помощь. На основе этого предлагаю следующие рекомендации с целью улучшения голосовых функций:- проведение лекции среди преподавателей школы о правилах гигиены голоса;- периодически уделять время на профилактику заболеваний голосообразующих органов за счет постепенного закаливания свежим воздухом, солнцем, водой и физическими упражнениями;- для ряда преподавателей рекомендую обратиться к врачу.Список использованной литературыАгапова Т.Н. Состояние голосового аппарата у больных с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух Текст.:автореф. дис. . канд. мед. наук / Т.Н. Агапова. М., 1997. - 19 с.Адулов H.A. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса Текст. / H.A. Адулов. Липецк, 1996. - 376 с.Багнетова Е.А. Профессиональные риски педагогической среды / Е.А. Багнетова, Е.Р Шарифуллина // Фундаментальные исследования [Электронный ресурс].- Режимдоступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30864Балакирева А. С. Логопедия. Ринолалия. – М.: Изд-во В.Секачёв, 2011.Бардина Е.Г Профилактика профессиональных заболеваний / Е.Г Бардина, О.М. Зуева, Л.А. Иванова. - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.omgtu.ruВасиленко Ю.С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых профессий, их лечение, профилактика Текст.:дис. .докт. мед. наук / Ю.С. Василенко. М., 1974. - 325 с.Василенко Ю.С., Кажлаев О.М. О профессиональных заболеваниях гортани у вокалистов Текст. / Ю.С. Василенко, О.М. Кажлаев // Вестник оториноларингологии. 1982. - № 5. - С. 60-64.Вольфовская Р.И. Несколько случаев профессиональных заболеваний голоса Текст. / Р.И. Вольфовская // Профессиональная патология и гигиена. М.: НКЗРСФСР, 1928. - С. 31-36.Герасимова С.С. Профессиональные заболевания гортани у лиц голосовых и речевых профессий Текст.:автореф. дис. . канд. мед. наук / С.С. Герасимова. Киев, 1972. - 19 с.Гигиена голоса Текст.: метод, разработки / Сост. Х.А. Аллаяров. М. МГУ, 1983. -30 с.Диагностика и лечение заболеваний голосового аппарата у лиц голосо-речевых профессий Текст.: метод, рекомендации. Киев.: М-во здра-воохр. УССР, 1987. - 21 с.Ивановская Ф.А. Профилактика голосовых расстройств Текст. / Ф.А. Ивановская // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - Т. 1. - С. 302-306.Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройстве голоса Текст. / Ф.А. Ивановская. М.: Просвещение, 1961. - 56 с.Иванько Т.А. Берегите голос. Советы учителям Текст.: метод, рекомендации / Т.А. Иванько. Великий Новгород: Новгор. регион, центр развития образования, 1999. - 28 с.Кажлаев О.М. Профессиональные нарушения голоса у вокалистов, их терапия и профилактика Текст.:автореф. дис. . канд. мед. наук / О.М. Кажлаев. М., 1984. - 22 с.Калинин М.А. Клинико-физиологические особенности функциональной голосо-речевой системы у преподавателей школ Текст.:автореф. дис. .докт. мед. наук / М.А. Калинин. Архангельск, 2000. - 41 с.Крушевская И.И. Экспертиза нетрудоспособности при профессиональных заболеваниях голосового аппарата Текст. / И.И. Крушевская // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1984. - № 4. -С. 44-46.Литвяков А.М. Профессиональные заболевания / А.М. Литвяков, A.H. Щупакова. -2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://elib.vsmu.by/Лободин В.Т. Как сохранить здоровье педагога / В.Т. Лободин, Г.В. Лавреченова, С.В. Лободина. - М.: Линка-Пресс, 2005. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Книга I. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. В 2 ч. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия. / Под ред. Л. С. Волковой. – М.:ГИЦВладос, 2007. – 223 с. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.высшихучеб.заведений. / Под ред. Л. С. Волковой. – 5 изд., перераб. и доп. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 703 с. Нифонтова Л.Н. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом [Текст] / Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. - М.: Сов. спорт, 1993. - 48 с.Онишина В.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников: Курс лекций. - М.: Папо, 2006.Орлова О. С. Нарушения голоса-М., Астрель, 2008 Ринолалии / Е. А. Соболева. — М.: ACT :Астрель, 2006.Санитарно-гигиенические требования при работе с ПЭВМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://safety.s-system.ru/main/subject-n0/
1. Агапова Т.Н. Состояние голосового аппарата у больных с заболеваниями полости носа и околоносовых пазух Текст.: автореф. дис. . канд. мед. наук / Т.Н. Агапова. М., 1997. - 19 с.
2. Адулов H.A. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса Текст. / H.A. Адулов. Липецк, 1996. - 376 с.
3. Багнетова Е.А. Профессиональные риски педагогической среды / Е.А. Багнетова, Е.Р Шарифуллина // Фундаментальные исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30864
4. Балакирева А. С. Логопедия. Ринолалия. – М.: Изд-во В.Секачёв, 2011.
5. Бардина Е.Г Профилактика профессиональных заболеваний / Е.Г Бардина, О.М. Зуева, Л.А. Иванова. - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.omgtu.ru
6. Василенко Ю.С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых профессий, их лечение, профилактика Текст.: дис. .докт. мед. наук / Ю.С. Василенко. М., 1974. - 325 с.
7. Василенко Ю.С., Кажлаев О.М. О профессиональных заболеваниях гортани у вокалистов Текст. / Ю.С. Василенко, О.М. Кажлаев // Вестник оториноларингологии. 1982. - № 5. - С. 60-64.
8. Вольфовская Р.И. Несколько случаев профессиональных заболеваний голоса Текст. / Р.И. Вольфовская // Профессиональная патология и гигиена. М.: НКЗРСФСР, 1928. - С. 31-36.
9. Герасимова С.С. Профессиональные заболевания гортани у лиц голосовых и речевых профессий Текст.: автореф. дис. . канд. мед. наук / С.С. Герасимова. Киев, 1972. - 19 с.
10. Гигиена голоса Текст.: метод, разработки / Сост. Х.А. Аллаяров. М. МГУ, 1983. -30 с.
11. Диагностика и лечение заболеваний голосового аппарата у лиц голосо-речевых профессий Текст.: метод, рекомендации. Киев.: М-во здра-воохр. УССР, 1987. - 21 с.
12. Ивановская Ф.А. Профилактика голосовых расстройств Текст. / Ф.А. Ивановская // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - Т. 1. - С. 302-306.
13. Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройстве голоса Текст. / Ф.А. Ивановская. М.: Просвещение, 1961. - 56 с.
14. Иванько Т.А. Берегите голос. Советы учителям Текст.: метод, рекомендации / Т.А. Иванько. Великий Новгород: Новгор. регион, центр развития образования, 1999. - 28 с.
15. Кажлаев О.М. Профессиональные нарушения голоса у вокалистов, их терапия и профилактика Текст.: автореф. дис. . канд. мед. наук / О.М. Кажлаев. М., 1984. - 22 с.
16. Калинин М.А. Клинико-физиологические особенности функциональной голосо-речевой системы у преподавателей школ Текст.: автореф. дис. .докт. мед. наук / М.А. Калинин. Архангельск, 2000. - 41 с.
17. Крушевская И.И. Экспертиза нетрудоспособности при профессиональных заболеваниях голосового аппарата Текст. / И.И. Крушевская // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1984. - № 4. -С. 44-46.
18. Литвяков А.М. Профессиональные заболевания / А.М. Литвяков, A.H. Щупакова. - 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://elib.vsmu.by/
19. Лободин В.Т. Как сохранить здоровье педагога / В.Т. Лободин, Г.В. Лавреченова, С.В. Лободина. - М.: Линка-Пресс, 2005.
20. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Книга I. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. В 2 ч. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия. / Под ред. Л. С. Волковой. – М.:ГИЦВладос, 2007. – 223 с.
21. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов пед.высшихучеб.заведений. / Под ред. Л. С. Волковой. – 5 изд., перераб. и доп. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
22. Нифонтова Л.Н. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом [Текст] / Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. - М.: Сов. спорт, 1993. - 48 с.
23. Онишина В.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников: Курс лекций. - М.: Папо, 2006.
24. Орлова О. С. Нарушения голоса-М., Астрель, 2008
25. Ринолалии / Е. А. Соболева. — М.: ACT : Астрель, 2006.
26. Санитарно-гигиенические требования при работе с ПЭВМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://safety.s-system.ru/main/subject-n0/
Вопрос-ответ:
Какие профессии относятся к речевым профессиям?
К речевым профессиям относятся профессии, связанные с использованием голоса и речи в повседневной деятельности. Это включает в себя актеров, певцов, ведущих радио и телевидения, преподавателей и других специалистов, работающих с голосом.
Какие причины могут вызывать нарушение голоса у лиц речевых профессий?
Причинами нарушения голоса могут быть различные факторы, такие как неправильная техника дыхания, неправильное использование голосовых связок, переутомление, повышенная голосовая нагрузка, стресс, инфекции и другие заболевания. Также влияние на голос могут оказывать плохие экологические условия, неблагоприятные климатические условия и неправильный голосовой режим.
Какие методы исследования используются для изучения нарушения голоса у лиц речевых профессий?
Для исследования нарушения голоса у лиц речевых профессий используются различные методы, включая анализ акустических параметров голоса, эндоскопию гортани, анализ подвижности голосовых связок и другие инструментальные методы. Также проводятся анкетирование и интервьюирование пациентов, чтобы выяснить возможные причины и характер нарушения голоса.
Каковы выводы по главе, посвященной нарушению голоса у лиц речевых профессий?
По итогам главы были сделаны следующие выводы: нарушение голоса является распространенной проблемой среди лиц речевых профессий; причины нарушения голоса могут быть разнообразны и зависят от конкретной профессии; для изучения и анализа нарушения голоса применяются различные методы исследования.
Какая голосовая нагрузка возникает у лиц речевых профессий в течение дня?
Голосовая нагрузка у лиц речевых профессий может быть значительной и варьировать в зависимости от конкретного вида деятельности. Это может включать продолжительные периоды использования голоса, громкую речь, пение, использование неестественного тембра голоса и другие факторы, которые могут оказывать влияние на голосовые связки и вызывать нарушения голоса.
Какие причины могут привести к нарушению голоса у лиц речевых профессий?
Причины нарушения голоса у лиц речевых профессий могут быть разнообразными. Это могут быть неправильная техника дыхания и артикуляции, нагрузка на голосовые связки, перегрузка голосовых мышц, стресс и психоэмоциональное напряжение, а также различные заболевания голосовых органов.
Как организовано экспериментальное исследование нарушения голоса у лиц речевых профессий?
Экспериментальное исследование нарушения голоса у лиц речевых профессий проводится с помощью специальных методик, которые позволяют выявить и изучить характеристики нарушений голоса. Оно включает анализ голосовых записей, измерение параметров голоса, а также анкетирование и наблюдение за нагрузкой на голосовые связки в течение дня.
Какие результаты получены в результате экспериментального исследования нарушения голоса у лиц речевых профессий?
Результаты исследования показали, что у лиц речевых профессий наблюдаются различные нарушения голоса, такие как хрипота, потеря голоса, изменение тембра и высоты звука. В основном, эти нарушения связаны с перегрузкой голосовых связок и неправильной техникой речи.
Какова голосовая нагрузка у лиц речевых профессий в течение дня?
Голосовая нагрузка у лиц речевых профессий может быть довольно высокой в течение дня. Она зависит от интенсивности общения, громкости звука, продолжительности разговоров и других факторов. Постоянное напряжение голосовых связок может привести к их перегрузке и нарушению голоса.