Особенности эмоционального развития дошкольников .

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 05.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности эмоционального развития дошкольников 5
Глава 2. Диагностика эмоционального развития дошкольников 12
Глава 3. Эмпатия и формирование эмоциональной сферы дошкольников 18
3.1. Эмпатия дошкольников и формирование их эмоциональной сферы 18
3.2. Формирование эмоциональной сферы дошкольника 22
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

3. Очень мощным фактором формирования и развития эмоций дошкольника являются чувства, которые ребенок испытывает во время игры. Игра представляет собой активную деятельность, в которую ребенок может быть вовлечен как индивидуально, так и совместно с другими детьми. Если говорить о групповых играх, то лучше всего способствует развитию эмоциональной сферы сюжетно-ролевая игра, способствующая и мотивирующая ребенка учитывать и воспринимать чувства других детей. 4. Еще одним фактором формирования иразвития эмоций является для дошкольников трудовая деятельность. Это может быть любая деятельность, направленная на достижение какого-либо конкретного результата в рамках детского сада или дома: уборка в своей комнате, помощь младшему брату или сестре, помощь родителям или воспитателям и т.д. В зависимости от того, на сколько хорошо или плохо выполнена та или иная работа, в зависимости от того, похвалили ребенка за достигнутый результат или нет, доволен ли он сам полученным результатом – формируются определенные эмоции – это может быть радость успеху, удовольствие, гордость, или, наоборот, недовольство, неудовлетворение. [8]Компонентами успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника являются:Организация и соблюдение режима дняОбязательное наличие достаточного количества двигательной деятельности Присутствие в деятельности ребенка различного рода игр: сюжетно-ролевых, логических, дидактических и др. Наличие в познавательной активности: посещение музеев, театров, знакомство с искусством и т.д. Обязательное отведение времени для чтенияГрупповая деятельность детей В настоящее время, в связи с изменениями в системе дошкольного образования и переориентацией деятельности ДОУ на личностную составляющую каждого ребенка, проблема развития эмоциональной сферы дошкольника приобретает особую актуальность. Психологами давно доказано, что эмоциональная составляющего каждого ребенка во многом определяет его развитие как личности, и как будущего школьника. К сожалению, в связи с развитием современных технологий, и распространением популяризации телевидения, компьютеров и телефонов среди детей, очень сильно сократилось взаимодействие детей со своими сверстниками, и даже родителями. Хотя именно построение взаимоотношений и общение во многом формирует здоровое эмоциональное развитие ребенка. Современных детей отличает то, что ни не только мало отзывчивы к чувствам других, но они во многих случаях даже не способны их уловить. Это способствует снижению возможностей ребенка правильно проявлять свои собственные чувства и контролировать их. [7]В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психолого - педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания, но и предотвратить их.В рамках образовательного процесса на базе многих муниципальныхдошкольных образовательных учрежденийпроводится в настоящее время работа по коррекции и развитию эмоционально - волевой сферы детей.Для этого в большинстве учреждений используется государственная программа «Радуга».Данная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта многих педагогов и психологов, и направлена она на коррекцию эмоционально - волевой сферы воспитанников. Данная программа объединила в себе многие методики ранее разработанных программ для развития эмоциональной сферы детей, таких как, например, «Цветик – семицветик»,«Давай познакомимся!» и других. В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И. А. Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник.Назначение данной программы - психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.[17]Основная цель программы - это коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):1) способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;2) формировать у детей адекватную самооценку;3) помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.Формами проведения занятий являются коррекционно-развивающие занятия с подгруппой детей, а также различные тренинги.[3]В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. Полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие:- ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. - психо-гимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психо-гимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.- коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.- игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. - «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.- эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы «Бессюжетное рисование».- релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.[21]Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с использованием: элементов цветовых игро-тренингов, терапевтических сказок, развивающих играх (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения), упражнений (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию), этюдов, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, рассказы психолога и рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования.Программа состоит из 6 блоков:1. Вводный блок.2. Эмоциональный блок – «Мои чувства».3. Поведенческий блок – «Я хозяин своих чувств».4. Коммуникативный блок – «Давайте жить дружно».5. Мотивационный блок – «Страна знаний».6. Заключительный блок.Неотъемлемыми участниками образовательных отношений в рамках реализации программы по эмоциональному развитию дошкольников являются в том числе родители детей. Родители могут посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам. [11]В результате данной главы необходимо сделать вывод о том, что целенаправленная помощь детям по обогащению эмоционального опыта в личностных контактах со сверстниками не только возможна, но и необходима. Она оказывает эффективное влияние на формирование положительно эмоциональных взаимоотношений со сверстниками, на формирование эмпатии.ЗаключениеОсновным стержнем формирования и развития у дошкольника различных эмоций является его окружение. И как уже отмечалось в работе, наибольшее влияние на дошкольника оказывает общение со сверстниками и совместная с ними деятельность (игры, занятия, трудовая деятельность и т.д.)Основным моментом является то, что при общении со сверстниками устанавливается большое количество разнообразных коммуникативных связей, которые напрямую способствуют зарождению и развитию новых эмоций. Еще одной важной составляющей для развития эмоций у дошкольников является их общение со взрослыми, сопровождающееся не только повышенной информативностью, но и яркой эмоциональной окраской. Если сравнивать общение дошкольников со взрослыми и со сверстниками, то данные говорят о том, что в общении со сверстниками, по данным В.В. Ветровой, наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.[13]Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной заряженностью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с 4 летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития.По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической само-регуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.Самым главным выводом в результате данной работы является то, что родители, воспитатели, педагоги и психологи должны при общении с детьми дошкольного возраста стараться установить как можно более тесные и доверительные контакты, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки являются важнейшим источником формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношением к ним.[9]Список литературыГром Н. А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 86–90.Бордовская Н.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2013.- 450 с.Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. – М.: МГУ, 2014. – 367 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2011. – 570 с. Гераскина Ю. Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 2015. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айри, 2016. –160 с.Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 2012.Дьяченко О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М.: Чистые пруды, 2015. – 32 с.Жарова Д. В., Иванова Е. В. Формирование эмпатии в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1621–1625. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54588.htm.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2011. – 420 с.Изард К. Эмоции человека. – М., 2013.Коноплева О.В., Мельшутина А.Ю. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет). - СПб., 2016.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 2015, с.136Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск: ИГУ, 2012. – 476 с.Левитов Н. Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет // Детская и педагогическая психология. – М., 2014. – С.55-76 Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей. – М.: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 2015. – 144 с.Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 2014.Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2 – с. 4.Петровский В. А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М., 2012.Попова С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 221-224. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2015.Роджерс К. Эмпатия. Психология эмоций. - М., 2014.

ним.[9] 
Список литературы
1. Гром Н. А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 86–90.
2. Бордовская Н.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2013.- 450 с.
3. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. – М.: МГУ, 2014. – 367 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2011. – 570 с.
5. Гераскина Ю. Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 2015.
6. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айри, 2016. –160 с.
7. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 2012.
8. Дьяченко О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М.: Чистые пруды, 2015. – 32 с.
9. Жарова Д. В., Иванова Е. В. Формирование эмпатии в дошкольном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1621–1625. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54588.htm.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2011. – 420 с.
11. Изард К. Эмоции человека. – М., 2013.
12. Коноплева О.В., Мельшутина А.Ю. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет). - СПб., 2016.
13. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 2015, с.136
14. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск: ИГУ, 2012. – 476 с.
15. Левитов Н. Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет // Детская и педагогическая психология. – М., 2014. – С.55-76
16. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей. – М.: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 2015. – 144 с.
17. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 2014.
18. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2 – с. 4.
19. Петровский В. А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М., 2012.
20. Попова С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 221-224.
21. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2015.
22. Роджерс К. Эмпатия. Психология эмоций. - М., 2014.

Вопрос-ответ:

Какие особенности эмоционального развития есть у дошкольников?

Особенности эмоционального развития дошкольников включают формирование и развитие эмоций, осознание своих чувств и эмоций, установление эмоциональных связей с окружающими, развитие эмпатии и контроля эмоций.

Какую роль в эмоциональном развитии дошкольников играют чувства?

Чувства являются очень мощным фактором формирования и развития эмоций у дошкольников. Они помогают ребенку осознавать свои эмоции, устанавливать эмоциональные связи с окружающими и управлять своими эмоциями.

Как проводится диагностика эмоционального развития дошкольников?

Диагностика эмоционального развития дошкольников может проводиться с помощью различных методик, включающих наблюдение за эмоциональным поведением ребенка, беседы с родителями и учителями, использование тестов и анкет. Важно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Что такое эмпатия и как она формируется у дошкольников?

Эмпатия - способность понимать и разделять чувства других людей. У дошкольников эмпатия начинает формироваться в результате наблюдения за эмоциями других людей, практики сочувствия и поддержки со стороны взрослых. Эмпатия является важным составляющим развития эмоциональной сферы дошкольника.

Как формируется эмоциональная сфера у дошкольников?

Формирование эмоциональной сферы у дошкольников происходит через опыт взаимодействия с окружающим миром, обучение эмоциональному контролю, развитие самооценки и эмоциональной интеллектуальности. Важную роль играют также взаимодействие с близкими людьми и воспитание эмпатии.

Какие особенности эмоционального развития у дошкольников?

Особенности эмоционального развития дошкольников включают в себя проявление и осознание различных эмоций, формирование эмоциональной сферы и эмпатии, а также усвоение норм и правил социального поведения.

Как можно диагностировать эмоциональное развитие дошкольников?

Диагностика эмоционального развития дошкольников может проводиться с помощью методов наблюдения, анкетирования и интервьюирования. Также используются специальные психологические тесты и игры для оценки эмоционального состояния и навыков ребенка.

Как эмпатия влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольников?

Эмпатия играет важную роль в формировании эмоциональной сферы дошкольников. Через эмпатию ребенок учится понимать и разделять чувства других людей, а также проявлять заботу и сочувствие. Это способствует развитию эмоциональной интеллектуальности и социальных навыков.

Какими методами можно формировать эмоциональную сферу дошкольника?

Для формирования эмоциональной сферы дошкольника используются различные методы, включая игры, рассказы, обсуждения, моделирование ситуаций и эмоций, а также использование художественной литературы и музыки. Важно создавать поддерживающую и эмоционально-благоприятную среду, где ребенок может свободно выражать свои чувства и эмоции.