«Развитие декорационного оформления и машинерии от Античности до начала ХХ века
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 05.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Развитие декорационного оформления и машинерии от Античности до начала ХХ века 4
Античность: Древняя Греция и Древний Рим 4
Средневековье 8
Возрождение 11
Барокко 12
Новое время 15
Заключение 17
Список использованной литературы 19
В XVIIвеке начинают использоваться сменные декорации в постановках. Существовало три способаперемены декораций. В первом случае при помощи живописных кулис «перекрывали» строенные декорации, размещались поверх их. Второй способ смены декораций заключался в откатных жестких декорациях. Третий прием – это когда смена декораций происходила с использованием телари. Телари представляли собой призмы с тремя гранями, которые обтягивались живописным холстом. Телари размещались, как правило, по бокам сцены. На каждой из граней изображалась часть декорации, так что повернутые к зрителям грани всех установленных телари создавали единую картину. Когда телари вращались, происходила смена декораций. Причем устройство было сделано так, что вращаться они могли только лишь все одновременно. Ось каждой их призм спускалась в трюм, под сцену, откуда и управлялись телари. Вместе с телари, при помощи которых можно было сменить три декорации, вдали сцены помещалось три задника, каждый из которых соответствовал изображениям телари. Задники менялись при помощи откатных рам, которые были размещены в желобах.В XVII веке сцена приобретает черты классической и привычной для современного человека сцены-коробки. За портальной аркойразмещался занавес, который опускался и поднимался только в конце и начале представления. Сцену и зрительный зал разделял закрытый ров, напоминающий современную оркестровую яму. В передний ров опускался занавес. Кроме того, отдаляя зрителей от сценического действия, он усиливал реалистичность перспективы. В XVII веке появилась кулисная сцена, которая соединяла в единую композицию все элементы/декорации спектакля. Кулисные машины меняли живописные задники. В течение спектакля декорации могли поменяться столько раз, сколько было возможно разместить на сцене кулисных машин, поэтому со временем сцена начала «расти» вглубь. В театре эпохи барокко разрабатывались новые театральные эффекты, которые способствовали художественной выразительности спектакля. Актеры «взлетали ввысь» на бутафорских животных или, наоборот, внезапно исчезали, проваливались в подземелье по сцену. Т.е. главными пространствами, с помощью которых создавались эффектные приемы, были пространства под и над сценой. Кроме устройств, управляющих телари и кулисными станками, в трюме под сценой находились различные механические приспособления, поднимающие актера. Из поначалу примитивныхустройств для подъема облаков и актеров постепенно сформировалась сложная техника полетов. Таким образом, нижняя и верхняя сцены были важными участниками театральной постановки. Это стало причиной Живописные кулисы располагались симметрично, в соответствии с законами центральной перспективы. Изображение на декорациях было статичным – динамика спектакля создавалась за счет движения и смены декораций, вращений, полетов. Такое сочетание статики и динамики было характерно для оперно-балетных постановок. В драматическом театре, кроме живописных декораций, в оформлении сцены использовалисьтакже объемные детали: лесенки, алтари, предметы мебели и т.д. Новое времяВ XIX веке завершается оформление/образование привычных для современного театра устройств, декораций, машинерий.Кулисная сцена-коробка, появившаяся в итальянском барочном театре XVII века, стала классической, универсальной формой практически для любого театра.Сцена состояла из нескольких планов, на каждом из которых были один клапан три щели, через которые проходили кулисные машины. Несущие балки сцены удерживали при помощи щитов игровой планшет. В конце XIX – начале XX века, к этим щитам прикрепили колесики, и их стало возможным передвигать по специальным рельсам, которые были скрыты под планшетом. Щиты катились по рельсам, скрываясь в неподвижно части планшета. Такой планшет назывался «раскатным».При оформлении сцены закрепление, спуск, подъем декораций было невероятно трудным заданием, ведь, чтобы закрепить декорацию, ее приходилось на веревках, вручную поднимать на значительную высоту. Со временем было найдено решение, несколько облегчившее этот процесс. Декорации поднимались с помощью штанкетов, снабженными противовесами. Противовесы значительно облегчили подъем громоздких и тяжелых декораций. XIX век, век технических открытий, внес свои коррективы и в световое оформление спектакля. Так, сначала вместо свечей стали использовать масляные лампы и горелками. А к концу XIX века популярность стало набирать электрическое освещение. Хотя были и некоторые театры, которые оставались верны газовому и свечному освещению. Электрическое освещение значительно расширило возможности художественного оформления спектакля. Кроме того, с появлением в театре электричества, осветительная сила которого была в разы сильнее всех прочих источников света, стало возможным проводить спектакли, оставив зрителей погруженными в темноту, что, конечно же, создавало совсем иное, новое восприятие и ощущение спектакля. ЗаключениеИстория декорационного оформления и сценической техники берет свое начало в Древней Греции, где первыми театральными площадками были каменные амфитеатры, расположенные под открытым небом на склонах холмов. Главными декорациями театрального действа были виды природы. Римские театры, в отличие от древнегреческих, возводились на ровных площадках и в них превалировал элемент зрелищности. Средневековый театр существовал при церквах или на улицах города – специального здания, пространства для постановок не было. Популярными жанрами были литургическая драма и мистерии. Античный принцип одновременного показа всех мест действия был характерен для средневекового театра. Для создания сценических эффектов использовались технические трюки, бутафорские животные и предметы, различного рода реквизиты, которые, конечно же, были связаны с христианским учением. Хотя религиозный и уличный театр Средневековья не оставил памятников театральной архитектуры, его достижения все же значительны: в это время были усовершенствованы механические и световые эффекты, был заложен принцип фронтального расположения сцены. Эти открытия перенял театр эпохи Возрождения.В эпоху Возрождения и последующее время в связи с развитием драматургии, с появлением и усложнением новых жанров (опера, балет и т.д.), декорации и механическое оформление спектакля все усложняется. Появляется сцена-коробка, декорации становятся переменными, причем изобретается несколько способов их замены в течение спектакля. Но главной тенденцией на протяжении этого времени является стремление максимально «обжить», освоить все пространство сцены – и сцены нижней, и верхней, и главной, расширяя ее вглубь. Таким образом, мы можем сделать вывод, что роль декораций и машинерии за весь период развития театра поменялась от «условного фона для актёров-героев» до одного из важных элементов театрального действа.Список использованной литературыБазанов В. Техника и технология сцены, М.: Искусство, 1976. – 121 с.Витрувий. Десять книг об архитектуре. М.: Ленанд, 2015. – 320 с. Лукреций. О природе вещей. М.: Мир книги, 2010. – 336 с.Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры, М.: Юнити-Дана, 2010. – 400 с. Михайлова А. А. Сценография: теория и опыт. М.: Советский художник, 1990. – 320 с.
1. Базанов В. Техника и технология сцены, М.: Искусство, 1976. – 121 с.
2. Витрувий. Десять книг об архитектуре. М.: Ленанд, 2015. – 320 с.
3. Лукреций. О природе вещей. М.: Мир книги, 2010. – 336 с.
4. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры, М.: Юнити-Дана, 2010. – 400 с.
5. Михайлова А. А. Сценография: теория и опыт. М.: Советский художник, 1990. – 320 с.
Вопрос-ответ:
Какие способы использования сменных декораций существовали в XVII веке?
В XVII веке существовали три способа использования сменных декораций. В первом случае живописные кулисы перекрывали строенные декорации и размещались поверх них.
Какие эпохи в истории способствовали развитию декорационного оформления и машинерии?
Одним из значимых периодов, способствовавших развитию декорационного оформления и машинерии, было Средневековье. Также вклад внесли эпохи Античность, Возрождение, Барокко и Новое время до начала ХХ века.
Что было особенным в использовании декорационного оформления в Средневековье?
В Средневековье особенностью использования декорационного оформления было то, что декорации создавались исключительно вручную без применения специальной машинерии. Также, в отличие от других эпох, в Средневековье декорации были преимущественно статичными и не подвижными.
Какие эпохи искусства сильно влияли на развитие декорационного оформления?
Эпохи, сильно влияющие на развитие декорационного оформления, были Барокко и Возрождение. В эти периоды декорации стали более сложными и изысканными, использовались различные трюки и механизмы для создания впечатления динамичности и реализма.
Какие изменения произошли в использовании декорационного оформления в Новое время?
В Новое время начали использоваться сменные декорации в постановках. Это позволило обеспечить более гибкое и быстрое изменение сценария, а также более эффектные локации и эффекты на сцене.
Как развивалось декорационное оформление во время Античности?
Во время Античности, в Древней Греции и Древнем Риме, декорационное оформление развивалось постепенно. Вначале использовались простые деревянные декорации, а затем их заменили более сложные и масштабные конструкции со столбами и арками.
Какие декоративные элементы были характерны для Средневековья?
Во время Средневековья декоративное оформление было в основном религиозным. Часто использовались символы христианства, такие как кресты и изображения святых. Также популярными декоративными элементами были узоры, гравюры и фрески, создаваемые при помощи живописи.
Какие стили были характерны для декорационного оформления во время эпохи Возрождения?
Во время эпохи Возрождения стали популярны стили классицизма и ренессанса. Декорации были более реалистичными и детализированными. Архитектурные элементы, такие как колонны и скаты, использовались в декорациях, чтобы создать впечатление великолепия и роскоши.
Какие особенности имело декорационное оформление в эпоху Барокко?
В эпоху Барокко декорационное оформление стало более экстравагантным и изысканным. Использовались сложные архитектурные формы, рельефы и узоры. Также были характерны большие и роскошные декорации, которые создавали эффект грандиозности и театральности.
Как изменилось декорационное оформление к началу ХХ века?
К началу ХХ века декорационное оформление стало более современным и абстрактным. Использовались новые материалы и технологии, такие как стекло, металл и электричество. Декорации стали более функциональными, удобными для использования и легкими в установке.
Какие примеры декорационного оформления известны из Античности?
Из Античности известны такие примеры декорационного оформления, как живописные кулисы, строенные декорации и сменные декорации. Живописные кулисы использовались для создания иллюзии пространства, а строенные декорации служили фоном для актеров. Сменные декорации позволяли быстро менять сцену и переносить действие в другое место.