Игровые технологии на уроках в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 05.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Игровая деятельность 6
1.1. Сущность детской игры 6
1.2. Функции детской игры 9
Глава 2. Игровые технологии в начальной школе 12
2.1. Значение применения игровых технологий в начальной школе 12
2.2. Использование игровых технологий в начальной школе 17
Заключение 23
Литература 24
И цель и результат обоснованы, выделены в явном виде и им характерна учебно-познавательная направленность.Ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться в игре в так называемом «чистом виде», учитель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирование учащихся к учебной деятельности. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Дидактическая игра является одной из форм, развивающей подобные умения, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.В педагогическом процессе игра выступает как метод воспитания и обучения, передачи накопленного опыта, начиная с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;-как элемент более общей технологии;-в качестве урока или его части (введение, контроль);-как технология внеклассной работы».Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям:Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.Учебная деятельность подчиняется правилам игры.Учебный материал используется в качестве ее средства.В учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую.Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование игровых технологий оправдано только в том случае, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе закрепления и повторения изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний. При объяснении нового материала необходимо использовать игры, содержащие существенные признаки изучаемой темы, а также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов и рисунков.Для придания уроку игровой формы обязательно соблюдение следующих условий:-доступность;-умеренность в использовании;-соответствие учебно-воспитательным целям;Кроме того, в рамках темы выделяют такие виды уроков:1) ролевые игры на уроке (инсценирование);2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-конкурс, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-КВН);3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);4) использование игры на определенном этапе урока.По характеру педагогического процесса игры бывают обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические и другие. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.1.Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.2.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».3.Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».4.Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»5.Игры, включающие элементы поисковой деятельности.Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь». ЗаключениеИгра является мощным стимулом для процесса обучения, являясь разнообразной и сильной мотивацией для процесса учения. Игра способна активизировать психологические процессы каждого участника игровой деятельности: внимание, интерес, запоминание, мышление и восприятие. Уникальная особенность игры заключается в том, что с ее помощью можно расширить границы личной жизни ребенка, воображая что-то такое, чего он не видел, представлять себе то, что отсутствует в его личном жизненном опыте, но ему об этом рассказали окружающие.Игра по своей природе очень эмоциональная и она может оживить даже самую сухую информацию, сделаю ее яркой и запоминающейся. В процессе игровой деятельности каждого ребенка можно привлечь к активной работе, такая форма урока противопоставлена пассивному чтению и слушанию. В процессе игровой деятельности, ребенок интеллектуально пассивный, свободно может выполнить такой объем работы, который был бы ему абсолютно недоступен в стандартной учебной ситуации.Игра дает возможность задействовать в учебных целях энергию, которая расходуется школьниками на недозволенную в стенах школы игровую деятельность.Понятие игровых педагогических технологий состоит из довольно обширной группы методов и приемов, нацеленных на организацию педагогического процесса в виде разнообразных педагогических игр и пр.Педагогическая игра, в отличие от понятия игры в целом, обладает отличительным признаком – это четко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые можно обосновать и выделить в явном виде и охарактеризовать посредством учебно-познавательной направленности.ЛитератураАнаньева Ю.Б.Использование дидактических игр на уроках литературного чтения для развития памяти, воображения детей. [Электронный ресурс]. Код доступа:http://infourok.ru/ispolzovanie-didiakticheskih-igr-na-urokah-literaturnogo-chteniya-dlya-razvitiya-pamyati-voobrazheniya-detey-386815.htmlБорисенко И.В. Парадоксально – игровая поэзия в начальной школе // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 71,72.Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО). [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.htmlГаленко О.Н. Развитие памяти на уроках литературного чтения и русского языка.[Электронный ресурс]. Код доступа:http://infourok.ru/ispolzovanie-didiakticheskih-igr-na-urokah-literaturnogo-chteniya-dlya-razvitiya-pamyati-voobrazheniya-detey-386815.htmlДжуринский А.Н. История педагогики и образования. – М.: Владос, 2013. – 340 с.ЖидкинаИ. .П. Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО ."[Электронный ресурс]. Код доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2011/11/21/deyatelnost-uchitelya-poИгровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы."[Электронный ресурс]. Код доступа: http://xreferat.com/71/5386-1-igrovye-tehnologii-v-uchebno-vospitatel-nom-processe-sovremennoiy-shkoly.htmlИспользование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения // Начальная школа. - 2009.- № 4. - С. 39.Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение.1класс: В 2ч. - М.: Просвещение,2012.Кождаспирова Г.М. Педагогика. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. 329 с.Кузьменко Н.С., Янюшкина О.М. Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в период обучения грамоте //Начальная школа,2014.-№ 8.-С.37.Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. - 2007.-№ 7.- С. 38.Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / М.П.Воюшина, С.А.Кислинская, Е.В Лебедева, И.Р Николаева; под ред. М.П Воюшиной. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с. - (Сер.Бакалавриат) стр 187,188.Петерсон Л.Г. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов // Начальная школа.2008. - № 11.- С. 9.Подласый И.П. Педагогика. – М., 2013. – 345 с.Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников // Начальная школа. - 2009.- № 11. - С.3.
2. Борисенко И.В. Парадоксально – игровая поэзия в начальной школе // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 71,72.
3. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО). [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html
4. Галенко О.Н. Развитие памяти на уроках литературного чтения и русского языка.[Электронный ресурс]. Код доступа:http://infourok.ru/ispolzovanie-didiakticheskih-igr-na-urokah-literaturnogo-chteniya-dlya-razvitiya-pamyati-voobrazheniya-detey-386815.html
5. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. – М.: Владос, 2013. – 340 с.
6. ЖидкинаИ. .П. Деятельность учителя по формированию УУД в 1 классе при внедрении ФГОС НОО ."[Электронный ресурс]. Код доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2011/11/21/deyatelnost-uchitelya-po
7. Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы."[Электронный ресурс]. Код доступа: http://xreferat.com/71/5386-1-igrovye-tehnologii-v-uchebno-vospitatel-nom-processe-sovremennoiy-shkoly.html
8. Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения // Начальная школа. - 2009.- № 4. - С. 39.
9. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение.1класс: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.
10. Кождаспирова Г.М. Педагогика. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. 329 с.
11. Кузьменко Н.С., Янюшкина О.М. Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в период обучения грамоте //Начальная школа, 2014.-№ 8.-С.37.
12. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. - 2007.-№ 7.- С. 38.
13. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В Лебедева, И.Р Николаева; под ред. М.П Воюшиной. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с. - (Сер. Бакалавриат) стр 187,188.
14. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов // Начальная школа.2008. - № 11.- С. 9.
15. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2013. – 345 с.
16. Пономарева Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников // Начальная школа. - 2009.- № 11. - С.3.
Вопрос-ответ:
Какова сущность детской игры?
Сущность детской игры заключается в том, что она является способом самореализации и самовыражения ребенка. В игре дети могут развивать свои физические, эмоциональные и социальные навыки, а также учиться решать проблемы и принимать решения.
Какие функции выполняет детская игра?
Детская игра выполняет несколько функций. Она помогает развивать фантазию и творческое мышление, способствует физическому развитию и координации движений. Кроме того, игра позволяет ребенку осваивать социальные навыки и учиться работать в группе, а также развивает эмоциональную сферу и умение управлять своими эмоциями.
Какое значение имеет применение игровых технологий в начальной школе?
Применение игровых технологий в начальной школе имеет большое значение. Игровые технологии помогают сделать учебный процесс интересным и увлекательным для детей, способствуют развитию критического и творческого мышления, а также улучшают коммуникативные навыки и восприятие информации учащимися.
Как используются игровые технологии в начальной школе?
В начальной школе игровые технологии могут использоваться в различных учебных ситуациях. Например, уроки математики можно проводить с использованием интерактивных игр и заданий на компьютере. Также можно организовывать игровые деятельности в рамках уроков литературы, истории или природоведения. Игровые технологии также могут использоваться для оценки знаний и промежуточной аттестации учащихся.
В чем заключается сущность игровых технологий в начальной школе?
Сущность игровых технологий в начальной школе заключается в том, что они позволяют превратить учебный процесс в интересную и увлекательную игру. Игровые технологии помогают детям лучше усваивать учебный материал, развивать творческое мышление и социальные навыки, а также повышать мотивацию к обучению.
Для чего применяются игровые технологии на уроках в начальной школе?
Игровые технологии используются на уроках в начальной школе для развития учебно-познавательных навыков, активизации интереса к учебе, усвоения и закрепления знаний.
Какая функция выполняет игровая деятельность на уроках начальной школы?
Игровая деятельность на уроках начальной школы выполняет функцию обучающую, развивающую и воспитательную. Она помогает ученикам усваивать учебный материал, развивать навыки логического мышления, память, воображение и творческое мышление.
Какое значение имеет применение игровых технологий в начальной школе?
Применение игровых технологий в начальной школе имеет большое значение для создания благоприятной и эмоционально насыщенной образовательной среды. Оно способствует более эффективному усвоению учебного материала, развитию творческих способностей и социальных компетенций учащихся.