государственное регулирование оплаты труда и социальная политика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Организация, нормирование и оплата труда
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 24.08.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА 5
1.1 Сущность, цели и основные направления социальной политики 5
1.2 Место и роль регулирования оплаты труда в механизме реализации социальной политики 7
2. АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Анализ динамики основных трудовых показателей 16
2.2 Динамика прожиточного минимума и продуктовой корзины на современном этапе 22
2.3 Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Пенсионерам рассчитано 4 пары чулочно-носочных изделий на год и девять месяцев, 6 пар обуви на 3,5 года, а на предметы первой необходимости дано 15% от величины расходов на непродовольственные товары. Таблица 2.7 – Непродовольственные товары в потребительской корзинеНаименованиеЕд. изм./срокОбъем потребления (в сравнении на 1 человека)Трудоспособное населениеПенсионерыДетиПальтошт./лет3/7,63/8,73/2,6Костюм (платье)шт./лет8/4,28/5,011/2,0Бельешт./лет9/2,410/2,911/1,8Чулочные изделияшт./лет7/1,44/1,96/1,3Головные уборышт./лет5/5,04/5,64/2,8Обувь шт./лет6/3,26/3,57/1,8Канцелярияшт./лет3/1,03/1,027/1,0Постель шт./лет14/7,014/7,014/7,0Товары быта шт./лет19/10,519/10,519/10,5Товары первой необходимости%101512Что касается услуг, (Таблица 2.8), они так же рассмотрены для трех групп: трудоспособного населения, пенсионеров и детей. Для всех предусмотрено 18 кв. м общей площади жилья, 50 кВт электроэнергии в месяц, 285 литров холодной и горячей воды. Транспортные услуги составляют для пенсионеров 150 поездок в год, для трудоспособного населения 619, а для детей 396 поездок в год. Услуги культуры составляют пять процентов от общей величины расходов на услуги в месяц.Таблица 2.8 – Состав услуг, представленных в потребительской корзинеНаименованиеЕд. изм./срокОбъем потребления (в сравнении на 1 человека)Трудоспособное населениеПенсионерыДетиЖильекв.м181818ОтоплениеГкал в год6,76,76,7ХВС и ГВСл в сут.285285285Газ в месяц101010ЭлектричествокВт.ч в месяц505050Транспорт Поездок619150396Культура %555Другие услуги %151515Потребительскаякорзинана 2018 годскладываетсяизследующихэлементов: продовольственныхтоваровсоставляющих, примерно50% всегосостава, непродовольственныхтоваровисферыуслуг(расходынакоммунальныеуслуги, транспортныеуслуги, культура), ивключаетвсебявцелом156 наименованийтоваровиуслуг.Изменения в первую очередь коснулись потребления мучного, круп и картофеля. Чтокасаетсякультурногоразвития, тотрудоспособныйроссийскийгражданиннасвойпрожиточныйминимумомимеетвозможностьпосетить одинразвмесяцкиноилитеатр, набольшиецелиденегнепредусмотрено. Согласноподсчетамэкспертовсуммапотребительскойкорзиныбудетустановлена в пределах10000-11000 рублей. Однакоследуетотметить, чтокаждыйрегионможетповыситьсуммупотребительскойкорзины.К, сожалению, в расчет потребительской корзины населения не берется постоянное повышение цен на коммунальные платежи, продукты, товары первой необходимости и лекарства.Таким образом, улучшение уровня жизни населения является главной задачей любого общества. Государство должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе. Необходимопересматриватьзаконодательствоежегодно, вноситьсоответствующиеизменениядляобеспечениявозможностизасчетминимальногоразмераоплатытрудаобеспечитьнетольконормальныйпрожиточныйминимум, ноиреализоватьсоциально-экономическиепотребностинаселения. 2.3 Проблемы и перспективы государственного регулирования заработной платыВэтомразделемыизучимсуществующиепроблемывгосударственномрегулированиизаработнойплаты.Атакжепроанализируемперспективыразвития.Однойизважнейшихпроблемявляютсяналоговыевычеты.Онипредоставляютсяпоналогу13%надоходыоттрудовойдеятельности.Большоеколичествонаселениявправеполучатьустановленныевычетывразмере500и3000рублейежемесячно,неимеетвозможностиработатьилипопричинеплохогосамочувствия,илижеповозрастнымпричинампользуютсясоциальнойпомощью.Такиегражданенафизическомуровненеспособнытрудиться,икакследствие,воспользоватьсявычетомнемогут.Такойвидвычетовимеетноминальныйхарактер.После вступления в силу 23 главу Налогового кодекса выяснилось, что люди выплачивающие налоги, получающие зарплату равную МРОТ, должны выплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). После повышения минимальной заработной платы, проблема обострилась, потому что налогоплательщики, получающие минимальную зарплату, не способны были пользоваться вычетом, так как общий доход превысил допустимую величину, которая давала право на получение налогового вычета. Такой инструмент как вычеты, был направлен на низкооплачиваемые слои населения, у которых доход гораздо ниже прожиточного минимума, что привело к тому, что вычеты перестали быть значимыми для населения. В расчёте принималась во внимание способность предоставить вычеты, но не было во внимании ни МРОТ, ни прожиточный минимум.Вначале2000–хРоссийскаяэкономикасовершилапереходкплоскойшкаленалогообложения.Главнойзадачейсталоповышенияналоговвбюджетстраныилегализациядоходовнаселения.Большихрезультатов,такойпереходнедал.Разницамеждууровнемукрываемыхотналоговдоходовдоипослевведенияравнялсявсеголишь4%.Какнестранно,люди, укрывающиесяотвыплатналогов,довольнообеспеченныеграждане.Такжегипотеза,утверждавшая,чтопонижениеНДФЛпривлечётиностранныеинвестициинебыладоказана.Бюджетстранынеувеличилсязасчётналоговыхпоступлений.ДоляНДФЛвбюджетесоставила9,5%поданным2001года,ачерез10летв2011 – 9,57%.В некоторых ситуациях минимальная заработная плата негативно влияет на регулирование доходов. В особенности в маленьких населённых пунктах, предприятия или организации, которые не способны выплатить минимальный размер зарплаты. В данной ситуации можем наблюдать столкновение закона и реальности: работник и работодатель готовы сотрудничать на условиях выплаты ниже МРОТ, и это расходится с законодательными принципами, в этом случае сотрудник теряет работу, а предприятие свой персоналМожносделатьвыводотом,чтопроведениегосударствоммерпорегулированиюзаработнойплаты,дляеёсглаживаниячерезналогообложениеимеетследующиеминусы:большоеколичествоналогоплательщиков,укрывающихсяотналогов;отсутствиеминимума,необлагаемогоналогомиувеличениеустановленныхвычетов;плоскаяставкаНДФЛ;отнюдьнепрогрессивныйхарактеробложениеналогомдоходовсучётомпримененияимущественныхисоциальныхвычетовхорошообеспеченногонаселения.Далее рассмотрим перспективы развития государственного регулирования заработной платы.Правовые – напротяжении10летвРоссииустанавливалисьзаконныепредпосылкисозданиясоциальныхгарантийдляработника,всеонизакрепленывКонституции,ТрудовомКодексеиФедеральныхЗаконах.Такжеприсоединениекмировымнормамопределениясоциальныхитрудовыхвзаимосвязей,подписаниеДекларациицелейразвитиятысячелетия(документООН),ратификациямногихконвенцийМОТвсёэтоявляетсяпрогрессивнымидействиямивотношенииразвитиятрудовыхотношенийикакследствияучастиягосударстваврегулированиизаработнойплаты;Управленческие – провозглашеннаярыночнаяэкономикасуществуетужеболее10лет,опытуправленияразличнымипроцессами,применениявсевозможныхметодовиинструментов,степеньвовлечённостигосударстваввопросырегулированиядоходовнаселения;Мировые – всовременноммиреневозможносуществоватьсзакрытымтипомэкономическойсистеме,инашастранаведётактивноевзаимодействиесдругимигосударствами,которыевсвоюочередьвлияютнаэкономическуюсистемуРФ.Процесс регулирования заработной платы имеет такие проблемы как, невозможность использования налоговых вычетов, плоская шкала налогообложения. Однако существуют и перспективы развития государственного регулирования, которые позволяют сделать вывод о том, что регулирования заработной платы имеет минусы, но государство стремится совершенствовать данную систему. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Под социальной политикой подразумевается деятельность государства и организаций, направленная на удовлетворение потребностей населения и реализуемая через социальную сферу.Социальная политика государства является составной частью мероприятий, которые проводит государств с целью регулирования условий общественного производства в целом и она тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.Главной целью социальной политики является повышение уровня благосостояния в рамках стимулирования трудовой и хозяйственной жизни, предоставления каждому трудоспособному человеку соотвествующих условий труда или предпринимательства.Основные направления социальной политики закреплены в Конституции РФ. Согласно основному закону страны «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Социальные гарантии – это законодательно закрепленная совокупность социальных благ. Государственные социальные гарантии должны опираться на минимальные социальные стандарты.В ст.37 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.С 1 мая 2018 МРОТ составляет 11163 р тем самым его сравняли с прожиточным минимумом. Проблема в том, что величина прожиточного минимума и методика его расчеты не соответствуют самому определению и функциональному назначению данного стандарта – поддержание жизни и здоровья.Так, состояние потребительской корзины, состав и стоимость которой установленный государством многократно расходится с реальной. Следствием этого является сознательное занижение прожиточного минимума. В настоящее время данное занижение более чем в три раза. Поэтому приравненный МРОТ к прожиточному минимуму кардинально решает проблемы бедности и не повысит уровень благосостояния. При этом также следует отметить, что динамика МРОТ и фактической оплаты отруда всегда отставили от роста цен. При этом по факту, повышение минимального размера труда – это формальность для многих организаций, где большая часть заработной платы была в «конверте» и располагаемый доход данной части работников снизился. Таким образом, меры государственного регулирования оплаты трула в рамках реализации социальной политики, к сожалению нельзя назвать эффективными. Требуется в первую очередь, пересмотр методики расчета прожиточного минимума. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях организации государственной социальной политики» // Российская газета. — 2012. — № 5775.Федеральный закон от 28.12.2017 № 421–ФЗ О внесении изменений в отдельные акты РФ в связи с принятием Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» (Источник – Консультант Плюс) Федеральный закон от 7.03.2018 г. № 41–ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (Источник – Консультант плюс)Трудовой Кодекс Российской Федерации Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ruФедеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"(Источник – Консультант Плюс) Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.Апостолова, Т.М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебник для вузов. М.: - ВЛАДОС, 2008Ахинов Г.А.,  Калашников  С.В.  Социальная  политика:  учебное  пособие.  Инфра-М.  2009  —  34  с.  . Волгин Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / коллектив авторов. - М.: КНОРУС, 2011. - 1016 с.Производительность труда в Российской Федерации. Аналитический центр при Правительстве РФ. – 2017. – Вып. 9Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Под редакцией В.Гимпельсона, Р.Капелюшникова, С.Рощина. – доклад Центра трудовых исследований и Лаборатории исследования рынка труда НИУ ВШЭ. – Москва. – 2017Самойлов, В. В. Государственно — правовое регулирование социально — экономических и политических процессов: Учебник. — М.: Юнити, 2013. — 272 с.Социальная политика в начале XXI века | Политическое образование www.modern-j.ru Социологи РАН выяснили, почему многие россияне становятся бедными // Общество «Российская газета». – 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://news.mail.ru/society/13596758/Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ruПравительство Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://government.ru/Социальная защита населения: принципы и источники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_117921_sotsialnaya-zashchita-naseleniya-printsipi-i-istochniki.htmlФедеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях организации государственной социальной политики» // Российская газета. — 2012. — № 5775.
3. Федеральный закон от 28.12.2017 № 421–ФЗ О внесении изменений в отдельные акты РФ в связи с принятием Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» (Источник – Консультант Плюс)
4. Федеральный закон от 7.03.2018 г. № 41–ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (Источник – Консультант плюс)
5. Трудовой Кодекс Российской Федерации Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"(Источник – Консультант Плюс)
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
8. Апостолова, Т.М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебник для вузов. М.: - ВЛАДОС, 2008
9. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика: учебное пособие. Инфра-М. 2009 — 34 с. .
10. Волгин Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / коллектив авторов. - М.: КНОРУС, 2011. - 1016 с.
11. Производительность труда в Российской Федерации. Аналитический центр при Правительстве РФ. – 2017. – Вып. 9
12. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Под редакцией В.Гимпельсона, Р.Капелюшникова, С.Рощина. – доклад Центра трудовых исследований и Лаборатории исследования рынка труда НИУ ВШЭ. – Москва. – 2017
13. Самойлов, В. В. Государственно — правовое регулирование социально — экономических и политических процессов: Учебник. — М.: Юнити, 2013. — 272 с.
14. Социальная политика в начале XXI века | Политическое образование www.modern-j.ru
15. Социологи РАН выяснили, почему многие россияне становятся бедными // Общество «Российская газета». – 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://news.mail.ru/society/13596758/
16. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/
17. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru
18. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://government.ru/
19. Социальная защита населения: принципы и источники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_117921_sotsialnaya-zashchita-naseleniya-printsipi-i-istochniki.html
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru

Государственное регулирование в области оплаты труда, пенсионного обеспечения и социальной сферы рес...

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

кафедра управления





РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

"Государственное регулирование в области оплаты труда, пенсионного обеспечения и социальной сферы республики Беларусь"











МИНСК, 2008

1. Государственная политика в области труда и занятости

Теория рыночной экономики рассматривает рынок труда в системе рынков экономических ресурсов. Вместе с тем, важно учитывать, что работа имеет значительные отличия от других экономических ресурсов. Это потому, что психологические, социальные и политические аспекты трудовой деятельности, которые предсказывают роль на рынке труда, в системе социальных отношений и особое внимание, которое получает от государства.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодателя, защитника прав граждан и организаций, работодателя, посредника и арбитра в трудовых споров.

В каждой стране существует национальная система органов по вопросам труда, занятости и социальной политики. Для Республики Беларусь такими органами являются Министерство труда и социальной защиты, Управление труда и занятости населения и другие, разрабатывают нормативные документы по:

— условия труда на всех предприятиях;

— соотношениям в оплате труда на государственных предприятиях и в учреждениях (так называемая бюджетная сфера);

— управление занятости населения;

— о пенсионном обеспечении;

— помощь безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения;

— организации взаимоотношений представителей работодателей и работополучателей.

следует отметить, что уже реализованы первые совместные белорусско-российские программы в области регулирования социально-трудовых процессов. В первую очередь это относится к гарантии прав граждан Беларуси и России на трудоустройство и оплату труда. Кроме того, весьма плодотворно развивается сотрудничество с российской стороной в области регламентирования и нормирования труда, обеспечения единых подходов при установлении социальных стандартов. С учетом опыта российской федерации, приняты Законы "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" и "О государственных минимальных социальных стандартах".