Актуальные проблемы реализации права потребителей на информацию о товаре
Заказать уникальную дипломную работу- 67 67 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 06.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретико-правовые основы права потребителей на информацию о товаре 6
1.1. Развитие института защиты прав потребителей в российском законодательстве 6
1.2. Реализация права потребителей на информацию в законодательстве иностранных государств 16
1.3. Понятие информации о товаре. Требования, предъявляемые к предоставляемой потребителю информации 22
Глава 2. Особенности реализации права потребителей на информацию о товаре 30
2.1. Формы и способы доведения информации до потребителя 30
2.2. Ответственность продавца за непредставление или предоставление недостоверной и/или неполной информации о товаре 40
Глава 3. Проблемы реализации права потребителей на информацию о товаре 50
3.1. Анализ проблем реализации права потребителей на информацию о товаре и пути их решения 50
Заключение 56
Список использованных источников
Ответственность натопает вне зависимости от формы вины.Должностные лица за совершение данного правонарушения должны оплатить штраф в размере от 500 рублей до 1000 рублей, а юридические лица – от 5000 рублей до 10 000 рублей. Так, постановлением административного органа от 13.04.2016 № 10/166106 ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН ВОСТОК» был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.8 КоАП РФ. Продавцом на ценнике товара была указана цена ниже, чем озвучивалась позднее на кассе. Верховный суд в своем постановлении отказал правонарушителю в отмене постановления ввиду отсутствия оснований для отмены или изменения данного акта.Помимо штрафа также суд может обязать предпринимателя совершить определённые действия, чтобы исключить нарушение прав потребителей в дальнейшем.Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края было рассмотрено дело о признании действий продавца противоправными в области защиты прав потребителей. Суд обязал продавца соблюдать требования законодательства при предоставлении информации потребителю на маркировке товара. Подведя итог вышерассмотренному, можно сделать следующие выводы:За нарушения права потребителей на информацию о товаре предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность.Если покупателю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.Частью 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность в виде предупреждения и административного штрафа за нарушение права покупателя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре.Для привлечения продавца или изготовителя к ответственности потребитель может воспользоваться следующими способами защиты своих прав: прекратить или изменить правоотношений с продавцом (изготовителем), потребовать возмещения причинённых убытков, потребовать выплаты неустойки, потребовать возмещения морального вреда. Данные способы защиты прав потребителей могут осуществляется в судебном порядке и внесудебном порядке. Причем потребитель вправе самостоятельно выбирать не только способ защиты своих прав, но и форму.Глава 3. Проблемы реализации права потребителей на информацию о товаре3.1. Анализ проблем реализации права потребителей на информацию о товаре и пути их решенияРоссийское законодательство о защите прав потребителей динамично развевается. Почти каждый год в основной акт, регулирующий правоотношения в области защиты прав потребителей, вносятся поправки. Однако, правоприменительная деятельность и судебная практика постоянно выявляют все новые пробелы и проблемы реализации прав потребителей, что указывает на необходимость совершенствования существующего законодательства.Ранее нами рассмотрены правовые основы реализации права потребителей на информацию о товаре и судебная практика относительно ответственности продавца (изготовителя) за предоставление ненадлежащей информации.При рассмотрении сложившейся судебной практики нами отмечено, что подавляющее большинство нарушений права потребителя на информацию совершаются продавцами, а не изготовителями. Из чего следует, что необходимо пересмотреть законодательную базу в части ответственности именно продавца. Возможно, ужесточение ответственности в положительную сторону изменит судебную практику. Также ситуацию с предоставлением неверной информации на ценниках возможно изменить усилением контроля со стороны Роспотребнадзора.Причем, на наш взгляд, данный контроль может обеспечиваться не только путем формирования постоянных выездных проверок, но и путем использования современных технологий. Так, можно создать Интернет-ресурс, на котором потребитель может оставить информацию о нарушении права на информацию о товаре, а именно неверной информации на ценнике. Информация для упрощения обработки должна быть введена в специальную форму, где будет указываться название магазина, адрес, в чем заключалось нарушение (кратко). Также к сообщению о нарушении необходимо будет прикрепить фотографии с ценником купленного товара и кассовым или товарным чеком, где цена не совпадает с ценником.На информационных стендах, а лучше на кассах, продавцов необходимо обязать разместить следующую информацию: «Ценник не совпадает с ценой, озвученной на кассе? Оставьте претензию на сайте «название сайта».По итогам полученной информации возможно проведение проверок и наложение административной ответственности на продавцов.Таким образом, привлекая к решению данной проблемы самих потребителей, мы сможем оценить количество нарушений в данной сфере, сэкономить ресурсы на постоянных и повсеместных проверках, обеспечить контроль за торговой деятельностью, а также предупредить последующие нарушения путем осознания продавцом того, что ответственность неминуемо наступить, так как потребителю легко поставить в известность о нарушении контролирующий орган.Конечно, проблема с ценниками вызвана, как правило, не столько желанием продавца обмануть потребителя, сколько отсутствием автоматизации в процессе смены цены. Если бы в каждом магазине присутствовали электронные ценники и необходимое программное обеспечение, благодаря которому при смене цены в основной базе, цена изменялась бы автоматически и на специальном табло, количество нарушений бы существенно уменьшилось. Однако, данное оборудование дорогостоящее, и законодатель ввиду этого не может обязать всех продавцов его приобрести. Путем принятия необходимых мер по защите прав потребителей на информацию о товаре мы может только обеспечить заинтересованность продавца в предоставлении надлежащей информации потребителю.Следующей проблемой, о которой хотелось бы поговорить, является отсутствие в законодательстве четких требований, предъявляемых к форме и способам доведения информации до потребителя.Статьей 8 Закона о защите прав потребителей определяется лишь обобщенная характеристика формы донесения информации до покупателя: форма должны быть наглядная и доступная.Однако, на наш взгляд, этих требований недостаточно, чтобы исключить недобросовестные способы донесения информации до покупателя.Как правило, изготовители указывают требуемую законодателем информацию очень мелким шрифтом, что существенно снижает ее доступность для потребителя. Причем, проблема мелкого шрифта касается прежде всего продуктов питания, так как именно на этикетках к ним информация отображается практически нечитабельным шрифтом.Ранее мы упоминали, что вопросы предоставления информации потребителям о продуктах питания рассматриваются Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Причем, данный подзаконный акт является единственным документом, который содержит требования к информации о пищевых продуктах.Требования к информации, указанные в подпункте 3.8.1 вышеназванного акта, лаконичные и оценочные: информация должна быть четкой и легко читаемой. Ни данный ГОСТ, ни другие нормативно-правовые акты не содержат критерии, в соответствии с которыми возможно определить соответствие представленной изготовителем информации с вышеназванными требованиями. Для кого-то легко читаемой информацией будет текст, набранный 16 размер, для кого-то – десятым.Логично, что необходимо конкретизировать установленные в ГОСТе требования.Интересно, что для непродовольственных товаров критерии удобочитаемости были установлены в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкции по применению. Общие требования», а именно в подпункте 7.2 данного акта установлено, что текст для удобности чтения должен быть, по возможности, крупным и иметь высоту строчных букв не менее 1,5 мм.Необходимо отметить, что этикетка на товаре является основным источником информации о товаре. При этом пищевые продукты необходимы потребителям для жизнедеятельности, а информация на пищевых товарах может содержать важную информацию для жизни и здоровья потребителя. При этом на сегодняшний день в России нет требований к размеру шрифта, что приводит к злоупотреблениям со стороны изготовителей.По итогам рассмотрения вышеизложенного, считаем необходимым внести изменения в ГОСТ Р 51074-2003, где указать допустимый минимальный размер шрифта для предоставления информации о товаре.Важной составляющей информации о товаре является противопоказания для применения при отдельных заболеваниях.Статья 10 Закона о защите прав потребителей отсылает нас к Постановлению Правительства РФ № 481, которым утвержден Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях.Данный перечень заболеваний, на наш взгляд, необходимо актуализировать. Также необходимо внести требования к предупредительной надписи о наличии противопоказаний, так как сейчас в законодательстве их не имеется.Ранее, нами затрагивался вопрос предоставления информации о товаре при дистанционном способе продажи товаров. Напомню, законодатель требует предоставить информацию покупателю дважды: до заключения договора и в момент доставки. Однако, на практике часто потребитель не может ознакомится со всей информацией о товаре до заключения договора, так как она не находится в прямом доступе.Предлагаем обязать продавца при заключении договора дистанционной купли-продажи предоставлять информацию до заключения договора в прямом доступе, а также получать дополнительное подтверждение от покупателя, что он ознакомлен с описанием товара. Получить подтверждение возможно путем размещения в форме заказа дополнительного поля для заполнения с галочкой: «Ознакомлен с описанием приобретаемого товара (ссылка на описание)». Тем самым, мы обратим внимание потребителя на важность прочтения описания, а также обеспечим прямой доступ к информации о товаре до заключения сделки.Продавец при дистанционной купле-продаже, как мы говорили ранее, любым доступным способом до заключения договора должен предоставить следующую информацию: наименование организации, осуществляющей дистанционную торговлю и место ее нахождения; фамилия, имя, отчество и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или регистрационный номер записи о создании юридического лица.Однако, в случае с владельцами интернет-магазинов непредставление указанной информации не влечет наложение штрафа, если он не является фактическим продавцом товара и покупатель был проинформирован об этом при регистрации на сайте.С целью дополнительной защиты покупателя видится необходимым закрепить за владельцами интернет-магазинов обязанность размещать информацию о продавцах, представленных на их торговой площадке, а также установить солидарную ответственность с продавцами на сайте.Подводя итог вышесказанному, становится очевидным, что сфера защиты права потребителей на информацию о товаре сегодня недостаточно законодательно урегулирована и требует совершенствования в части реализации права потребителей на информацию о товаре.ЗаключениеПо итогам проведения всестороннего исследования и изучения права потребителей на информацию о товаре, можно сделать следующие основополагающие выводы.Институт защиты прав потребителей развивается со времен Древней Руси. Потребитель на протяжении существования данного института всегда занимал более «слабую» правовую позицию, чем продавец.Неравенство продавца и покупателя компенсируется путем предоставления прав потребителям, признанных мировым сообществом, и возложения соответствующих обязанностей на продавца (изготовителя).Создание универсального и эффективного правового регулирования в сфере защиты прав потребителей усложняется постоянным развитием рыночных отношений, что порождает постоянную необходимость в совершенствовании имеющегося законодательного массива.Во многих странах законодательство о защите прав потребителей достаточно разрозненное, что осложняет доступ потребителей к необходимой информации о своих правах. В тоже время, организация специализированных органов и программ, осуществляющих информирование граждан о их правах, потребительских свойствах отдельных товаров, о потенциально опасных товарах улучшает положение потребителей.Требования и перечень необходимой информации схож во всех странах. Однако, механизм реализации права потребителя на информацию отличается.Детализация требований к информации о товаре, а также постоянный контроль со стороны государства существенно снижают число нарушений в данной сфере.При рассмотрении законодательства Российской Федерации и сложившейся судебной практики нами сделаны следующие выводы:С целью предоставления возможности выбора товара покупателю, отвечающий его потребностям, а также, чтобы покупатель смог иметь полное представление о свойствах и особенностях товара, продавец обязан своевременно в доступной форме предоставить потребителю необходимую информацию в полном объеме.Под информацией о товаре необходим понимать сведения о товаре, предназначенные для потребителей, уполномоченных органов и иных субъектов предпринимательской деятельности. Информация должна отвечать критериям достоверности, достаточности, доступности и своевременности.Выделяют основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию.Перечень обязательной информации, предоставляемой продавцом, установлен статьей 26.1 Закона о защите прав потребителей.Для доведения информации о товаре до потребителя используется преимущественно словесная информация, а также дополнительно цифровая, изобразительная и символическая.Изобразительная информация направлена в большей степени на удовлетворение эстетических потребностей покупателя, следовательно, не используется в качестве формы предоставления обязательной информации. Для предоставления потребителю обязательной информации о товаре целесообразно использовать преимущественно словесную форму с необходимым дополнением цифровой.Информация о товаре доводится до потребителя следующими способами: путем приложения к товару технической документации, нанесения маркировки и иные способы.Наиболее распространенным способом является нанесение маркировки. К маркировке, как средству донесения информации до потребителей, предъявляются следующие общие требования: текст должен быть однозначным и легко читаемым, а также соответствовать потребительским качествам товара и быть достоверным.Специальными правилами устанавливаются требования к различным видам маркировки.За нарушения права потребителей на информацию о товаре предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность.Если покупателю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.Частью 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность в виде предупреждения и административного штрафа за нарушение права покупателя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре.Для привлечения продавца или изготовителя к ответственности потребитель может воспользоваться следующими способами защиты своих прав: прекратить или изменить правоотношений с продавцом (изготовителем), потребовать возмещения причинённых убытков, потребовать выплаты неустойки, потребовать возмещения морального вреда. Данные способы защиты прав потребителей могут осуществляется в судебном порядке и внесудебном порядке. Причем потребитель вправе самостоятельно выбирать не только способ защиты своих прав, но и форму.Считаем необходимым внести изменения в ГОСТ Р 51074-2003, где указать допустимый минимальный размер шрифта для предоставления информации о товаре.Необходимо внести требования к предупредительной надписи о наличии противопоказаний, так как сейчас в законодательстве их не имеется.Предлагаем обязать продавца при заключении договора дистанционной купли-продажи предоставлять информацию до заключения договора в прямом доступе, а также получать дополнительное подтверждение от покупателя, что он ознакомлен с описанием товара. Получить подтверждение возможно путем размещения в форме заказа дополнительного поля для заполнения с галочкой: «Ознакомлен с описанием приобретаемого товара (ссылка на описание)». Тем самым, мы обратим внимание потребителя на важность прочтения описания, а также обеспечим прямой доступ к информации о товаре до заключения сделки.С целью дополнительной защиты покупателя видится необходимым закрепить за владельцами интернет-магазинов обязанность размещать информацию о продавцах, представленных на их торговой площадке, а также установить солидарную ответственность с продавцами на сайте.Подводя итог, очевидно, сфера защиты прав потребителей на сегодняшний день недостаточно законодательно урегулирована и требует совершенствования в части реализации права потребителей на информацию о товаре.Также, считаем, что актуальность темы реализации права потребителей на информацию о товаре сохранится на долгие годы, так как она специфична, довольно сложна и многогранна.Поставленные цели и задачи выполнены в полном объеме.Список использованных источников1. Нормативные правовые акты1.1. Федеральный закон «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.04.2018 № 97-ФЗ, № 92-ФЗ, № 103-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.1.2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 81-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. ст. 140.1.3. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ) // Российская газета. № 5. 10.01.2000.1.4. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежи» от 22.05.2003 №54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.05.2003. № 21, ст. 19571.5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» от 27.09.2007 № 612 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007) // Собрание законодательства РФ. 08.10.2007. № 41. ст. 4894.1.6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» от 21.07.1997 № 918 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30, ст. 3657.1.7. Постановление Правительства РФ «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 235» от 11.08.2016 N 787 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2016 N 1034) // Собрание законодательства РФ. 22.08.2016. № 34. ст. 5245.1.8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19.01.1998 № 55(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1465) // Российская газета. № 21. 04.02.1998.1.9. Постановление Правительства РФ «Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях» от 23 апреля 1997 г. № 481 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.1997 № 481). Доступ из СПС Гарант.1.10. ГОСТ Р 51074-2003. «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (в ред. Изменений N 2, утвержденных Приказом Росстандарта от 29.11.2012 1395-ст). //М.. ИПК Издательство стандартов. 2004.1.11. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкции по применению. Общие требования». Доступ из СПС Гарант.1.12. Инструкция по ветеринарному клеймению мяса от 23.05.1994 № 575 утв. Минсельхозпродом России (в ред. Приказа Минсельхоза России от 05.06.2014 N 185) //Российские вести. № 104. 08.06.1994.1.13. Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН № 39/248 9 апреля 1985 года. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/depsanmer/consumer_rights/Documents/%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9E%D0%9E%D0%9D_%D0%97%D0%9F%D0%9F.pdf (дата обращения 23.04.2018).1.14. Декрет СНК РСФСР от 15.07.1921 г. «Об ответственности за нарушение декретов о натуральных налогах и об обмене» (утратил силу) // СУ РСФСР. 1921. № 55. ст. 3461.15. Закон СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (утратил силу). Доступ из СПС КонсультантПлюс.1.16. Гражданский кодекс РСФСР утв. ВС РСФСР 11.06.1964. (утратил силу) // Свод законов РСФСР. т. 2. с. 7.1.17. Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли утв. приказом Мин-торга СССР № 19 и Госстандарта СССР № 19 от 01.02.1974. (утратил силу). Доступ из СПС КонсультантПлюс.1.18. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 (утратил силу) // Свод законов РСФСР. т. 8. с. 497.1.19. Закон СССР от 22.05.1991 № 2184-1 «О защите прав потребителей» (утратил силу). Доступ из СПС КонсультантПлюс.1.20. Medicines Act 1968 URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1968/67 (датаобращения 24.04.2018).1.21. The Supply of Goods and Services Act 1982 URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1982/29 (датаобращения 24.04.2018)1.22. Consumer Rights Act 2015 URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2015/15/contents/enacted?view=plain (датаобращения 24.04.2018).1.23. The Consumer Protection (Distance Selling) Regulations 2000. URL: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2000/2334/contents/made (дата обращения 24.04.2018).1.24. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10200090 (дата обращения 24.04.2018)1.25. Закон о защите прав потребителей. Таиланд. URL: http://www.thailawforum.com/database1/ConsumerProtecting-law-2.html (дата обращения 24.04.2018)1.26. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2011/83/EC от 25 октября 2011 г. о правах потребителей, изменяющая Директиву 93/13/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 1999/44/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и отменяющая Директиву 85/577/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 97/7/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС. Доступ из СПС Гарант.2. Справочная и научная литература2.27. Бычко М.А. Развитие законодательства о защите прав потребителей в России (Историко-правовой аспект). Дис… канд. юрид. наук. // Ставрополь. 2000. С. 452.28. Василев И. И. Псковская судная грамота (1397-1467) Псков. 1896. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/__Raritetnye_knigi/Vasilev_I_I_Kirpichnikov_N_V_Pskovskaya_Sudnaya_gramota_1397_1467_1896.pdf (дата обращения 19.04.2018)2.29. Давыдова В.П. О защите прав потребителей, анализ первой редакции закона и действующей в наше время, с точки зрения прогрессивности норм URL: http://conf.omua.ru/content/o-zashchite-prav-potrebiteley-analiz-pervoy-redakcii-zakona-i-deystvuyushchey-v-nashe-vremya (дата обращения 21.04.2018)2.30. Калачев С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы. Учебник для бакалавров. 2-е издание. // Юрайт. 2016. С. 323.2.31. Кейта-Станкевич Т. Эволюция защиты прав потребителей (мировой и отечественный опыт) // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 2.2.32. Коротеева Н.Н. Аптечное дело в Курской губернии: Дис. канд. ист. наук. // Курск. 2003. С. 97.2.33. МарочкинаЮ. Н. Защита прав потребителей при покупке товаров и услуг / Ю. Н. Марочкина. М.: Омега-Л, 2007. С.202.34. Науджина Е.В. Истерический аспект становления защиты прав потребителей в России // Современное право. 2009. №6.2.35. Николаева М., Карташова Л. Товарная информация. Учебник // Инфра-М. 2016. С. 2562.36. Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года // Зерцало – М. 2012.С.264.2.37. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 1.— М., 1984. С. 126.2.38. Российское законодательство Х—ХХ веков. Т. 4. С. 1452.39. Российское законодательство Х—ХХ веков. Т. 4. С. 3642.40. Федько В.П. «Товарная политика организации: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения» // Издательский дом «Питер». 2017 г. С. 194.2.41. Чепурной И.П. Защита прав потребителей. Виды и способы обманов покупателя при продаже продовольственных товаров. — Ростов н/Д, 2003. С. 10.2.42. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. // М. 1993. С. 44.3. Материалы судебной практики3.43. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу № А41-6880/14. Доступ из СПС КонсультантПлюс.3.44. Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2724-О. Доступ из СПС КонсультантПлюс.3.45. Решение Курганского городского суда по делу 2-2768/2015 ~ М-812/2015 от 26.02.2015 г. URL: https://rospravosudie.com/court-kurganskij-gorodskoj-sud-kurganskaya-oblast-s/act-495455104/ (дата обращения 28.04.2018)3.46. Решение Мирового судьи судебного участка № 11 Волховского района Ленинградской области по делу 2-49/2018 от 26.03.2018 г. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-11-s/act-241533735/ (дата обращения 29.04.2018).3.47. Решение Мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г. Барнаула от 21.09.2016 г. по делу 2-565/2016 URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-2-centralnogo-rajona-g-barnaula-s/act-234006419/ (дата обращения 28.04.2018)3.48. Решение мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского района г. Махачкала Республики Дагестан от 13.01.2016 по делу 2-6/2016 URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-9-leninskogo-rajona-g-maxachkaly-s/act-234176393/ (дата обращения 28.04.2018).3.49. Решение Мирового судьи судебного участка № 11 Волховского района Ленинградской области от 06.09.2017 по делу 2-1100/2017 URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-11-s/act-239271790/ (дата обращения 28.04.2018).3.50. Решение Мирового судьи судебного участка № 3 города Заречного Пензенской области от 26.09.16 по делу 2-588/2016 2017 URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-mirovogo-sudi-3-g-zarechnogo-penzenskoj-oblasti-s/act-231475438/ (дата обращения 29.04.2018)3.51. Постановление Верховного Суда РФ от 28.11.2016 № 306-АД16-15515 по делу № А55-12260/2016. Доступ из СПС Гарант.3.52. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. № 156. 11.07.2012.3.53. РешениеПетропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края № 2-5789/2017 2-5789/2017~М-3703/2017 М-3703/2017 от 9 октября 2017 г. по делу № 2-5789/2017URL: http://sudact.ru/regular/doc/pddRDh8DxuJm/(дата обращения 5.06.2018)3.54. Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края по делу 2-406/2016 (2-12694/2015;) ~ М-10787/2015 от 14.01.2016 г. URL: https://rospravosudie.com/court-petropavlovsk-kamchatskij-gorodskoj-sud-kamchatskij-kraj-s/act-538660609/(дата обращения 6.06.2018)3.55. РешениеМирового судьи судебного участка № 1 Камчатского края по делу 2-582/2016 от 28.01.2016 г. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-1-g-petropavlovsk-kamchatskij-s/act-232378349/ (дата обращения 6.06.2018)3.56. Решение Мирового судьи судебного участка № 3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края по делу 2-16/2017 от 17.01.2017 г. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-3-g-petropavlovsk-kamchatskij-s/act-239973778/ (дата обращения 06.06.2018)4. Электронные ресурсы4.57. СПС КонсультантПлюс4.58. СПС Гарант4.59. Сайт РосПравосудиеhttps://rospravosudie.com/4.60. Официальный сайт РоспотребнадзораURL: http://www.rospotrebnadzor.ru/4.61. Формы и способы доведения информации до потребителя.URL: http://36.rospotrebnadzor.ru/key-areas/protecting-consumer-rights/10257 (дата обращения 27.04.2018).4.62. Общественный доклад. Актуальные проблемы защиты прав потребителей в Российской Федерации. URL: https://2017.oprf.ru/candidates/person/1033/download/file/159/. (дата обращения 01.05.2018).
1.1. Федеральный закон «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.04.2018 № 97-ФЗ, № 92-ФЗ, № 103-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
1.2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 81-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. ст. 140.
1.3. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ) // Российская газета. № 5. 10.01.2000.
1.4. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежи» от 22.05.2003 №54-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.05.2003. № 21, ст. 1957
1.5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» от 27.09.2007 № 612 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007) // Собрание законодательства РФ. 08.10.2007. № 41. ст. 4894.
1.6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» от 21.07.1997 № 918 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30, ст. 3657.
1.7. Постановление Правительства РФ «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 235» от 11.08.2016 N 787 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.10.2016 N 1034) // Собрание законодательства РФ. 22.08.2016. № 34. ст. 5245.
1.8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19.01.1998 № 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1465) // Российская газета. № 21. 04.02.1998.
1.9. Постановление Правительства РФ «Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях» от 23 апреля 1997 г. № 481 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.1997 № 481). Доступ из СПС Гарант.
1.10. ГОСТ Р 51074-2003. «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (в ред. Изменений N 2, утвержденных Приказом Росстандарта от 29.11.2012 1395-ст). // М.. ИПК Издательство стандартов. 2004.
1.11. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкции по применению. Общие требования». Доступ из СПС Гарант.
1.12. Инструкция по ветеринарному клеймению мяса от 23.05.1994 № 575 утв. Минсельхозпродом России (в ред. Приказа Минсельхоза России от 05.06.2014 N 185) // Российские вести. № 104. 08.06.1994.
1.13. Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, принятые Генеральной Ассамблеей ООН № 39/248 9 апреля 1985 года. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/depsanmer/consumer_rights/Documents/%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%9E%D0%9E%D0%9D_%D0%97%D0%9F%D0%9F.pdf (дата обращения 23.04.2018).
1.14. Декрет СНК РСФСР от 15.07.1921 г. «Об ответственности за нарушение декретов о натуральных налогах и об обмене» (утратил силу) // СУ РСФСР. 1921. № 55. ст. 346
1.15. Закон СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (утратил силу). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
1.16. Гражданский кодекс РСФСР утв. ВС РСФСР 11.06.1964. (утратил силу) // Свод законов РСФСР. т. 2. с. 7.
1.17. Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли утв. приказом Мин-торга СССР № 19 и Госстандарта СССР № 19 от 01.02.1974. (утратил силу). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
1.18. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 (утратил силу) // Свод законов РСФСР. т. 8. с. 497.
1.19. Закон СССР от 22.05.1991 № 2184-1 «О защите прав потребителей» (утратил силу). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
1.20. Medicines Act 1968 URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1968/67 (дата обращения 24.04.2018).
1.21. The Supply of Goods and Services Act 1982 URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1982/29 (дата обращения 24.04.2018)
1.22. Consumer Rights Act 2015 URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2015/15/contents/enacted?view=plain (дата обращения 24.04.2018).
1.23. The Consumer Protection (Distance Selling) Regulations 2000. URL: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2000/2334/contents/made (дата обращения 24.04.2018).
1.24. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10200090 (дата обращения 24.04.2018)
1.25. Закон о защите прав потребителей. Таиланд. URL: http://www.thailawforum.com/database1/ConsumerProtecting-law-2.html (дата обращения 24.04.2018)
1.26. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2011/83/EC от 25 октября 2011 г. о правах потребителей, изменяющая Директиву 93/13/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 1999/44/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и отменяющая Директиву 85/577/ЕЭС Совета ЕС и Директиву 97/7/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС. Доступ из СПС Гарант.
2. Справочная и научная литература
2.27. Бычко М.А. Развитие законодательства о защите прав потребителей в России (Историко-правовой аспект). Дис… канд. юрид. наук. // Ставрополь. 2000. С. 45
2.28. Василев И. И. Псковская судная грамота (1397-1467) Псков. 1896. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/__Raritetnye_knigi/Vasilev_I_I_Kirpichnikov_N_V_Pskovskaya_Sudnaya_gramota_1397_1467_1896.pdf (дата обращения 19.04.2018)
2.29. Давыдова В.П. О защите прав потребителей, анализ первой редакции закона и действующей в наше время, с точки зрения прогрессивности норм URL: http://conf.omua.ru/content/o-zashchite-prav-potrebiteley-analiz-pervoy-redakcii-zakona-i-deystvuyushchey-v-nashe-vremya (дата обращения 21.04.2018)
2.30. Калачев С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы. Учебник для бакалавров. 2-е издание. // Юрайт. 2016. С. 323.
2.31. Кейта-Станкевич Т. Эволюция защиты прав потребителей (мировой и отечественный опыт) // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001. № 2.
2.32. Коротеева Н.Н. Аптечное дело в Курской губернии: Дис. канд. ист. наук. // Курск. 2003. С. 97.
2.33. Марочкина Ю. Н. Защита прав потребителей при покупке товаров и услуг / Ю. Н. Марочкина. М.: Омега-Л, 2007. С.20
2.34. Науджина Е.В. Истерический аспект становления защиты прав потребителей в России // Современное право. 2009. №6.
2.35. Николаева М., Карташова Л. Товарная информация. Учебник // Инфра-М. 2016. С. 256
2.36. Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года // Зерцало – М. 2012.С.264.
2.37. Российское законодательство X—XX веков: В 9 т. Т. 1.— М., 1984. С. 126.
2.38. Российское законодательство Х—ХХ веков. Т. 4. С. 145
2.39. Российское законодательство Х—ХХ веков. Т. 4. С. 364
2.40. Федько В.П. «Товарная политика организации: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения» // Издательский дом «Питер». 2017 г. С. 194.
2.41. Чепурной И.П. Защита прав потребителей. Виды и способы обманов покупателя при продаже продовольственных товаров. — Ростов н/Д, 2003. С. 10.
2.42. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. // М. 1993. С. 44.
3. Материалы судебной практики
3.43. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу № А41-6880/14. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
3.44. Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2724-О. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
3.45. Решение Курганского городского суда по делу 2-2768/2015 ~ М-812/2015 от 26.02.2015 г. URL: https://rospravosudie.com/court-kurganskij-gorodskoj-sud-kurganskaya-oblast-s/act-495455104/ (дата обращения 28.04.2018)
3.46. Решение Мирового судьи судебного участка № 11 Волховского района Ленинградской области по делу 2-49/2018 от 26.03.2018 г. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-11-s/act-241533735/ (дата обращения 29.04.2018).
3.47. Решение Мирового судьи судебного участка №2 Центрального района г. Барнаула от 21.09.2016 г. по делу 2-565/2016 URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-2-centralnogo-rajona-g-barnaula-s/act-234006419/ (дата обращения 28.04.2018)
3.48. Решение мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского района г. Махачкала Республики Дагестан от 13.01.2016 по делу 2-6/2016 URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-9-leninskogo-rajona-g-maxachkaly-s/act-234176393/ (дата обращения 28.04.2018).
3.49. Решение Мирового судьи судебного участка № 11 Волховского района Ленинградской области от 06.09.2017 по делу 2-1100/2017 URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-11-s/act-239271790/ (дата обращения 28.04.2018).
3.50. Решение Мирового судьи судебного участка № 3 города Заречного Пензенской области от 26.09.16 по делу 2-588/2016 2017 URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-mirovogo-sudi-3-g-zarechnogo-penzenskoj-oblasti-s/act-231475438/ (дата обращения 29.04.2018)
3.51. Постановление Верховного Суда РФ от 28.11.2016 № 306-АД16-15515 по делу № А55-12260/2016. Доступ из СПС Гарант.
3.52. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. № 156. 11.07.2012.
3.53. Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края № 2-5789/2017 2-5789/2017~М-3703/2017 М-3703/2017 от 9 октября 2017 г. по делу № 2-5789/2017 URL: http://sudact.ru/regular/doc/pddRDh8DxuJm/ (дата обращения 5.06.2018)
3.54. Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края по делу 2-406/2016 (2-12694/2015;) ~ М-10787/2015 от 14.01.2016 г. URL: https://rospravosudie.com/court-petropavlovsk-kamchatskij-gorodskoj-sud-kamchatskij-kraj-s/act-538660609/ (дата обращения 6.06.2018)
3.55. Решение Мирового судьи судебного участка № 1 Камчатского края по делу 2-582/2016 от 28.01.2016 г. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-1-g-petropavlovsk-kamchatskij-s/act-232378349/ (дата обращения 6.06.2018)
3.56. Решение Мирового судьи судебного участка № 3 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края по делу 2-16/2017 от 17.01.2017 г. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-3-g-petropavlovsk-kamchatskij-s/act-239973778/ (дата обращения 06.06.2018)
4. Электронные ресурсы
4.57. СПС КонсультантПлюс
4.58. СПС Гарант
4.59. Сайт РосПравосудие https://rospravosudie.com/
4.60. Официальный сайт Роспотребнадзора URL: http://www.rospotrebnadzor.ru/
4.61. Формы и способы доведения информации до потребителя. URL: http://36.rospotrebnadzor.ru/key-areas/protecting-consumer-rights/10257 (дата обращения 27.04.2018).
4.62. Общественный доклад. Актуальные проблемы защиты прав потребителей в Российской Федерации. URL: https://2017.oprf.ru/candidates/person/1033/download/file/159/. (дата обращения 01.05.2018).
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при реализации права потребителей на информацию о товаре?
При реализации права потребителей на информацию о товаре могут возникать различные проблемы. Некоторые из них включают недостаточное предоставление информации о товаре со стороны продавца, неправдивую или искаженную информацию о товаре, отсутствие доступа к нужной информации, сложности в оценке достоверности предоставленной информации и т.д.
Каким образом развивается институт защиты прав потребителей в российском законодательстве?
Институт защиты прав потребителей в России развивается через внесение изменений и дополнений в законы, которые касаются данной тематики. В последние годы были приняты ряд законодательных актов, направленных на расширение и улучшение защиты прав потребителей. В частности, в 2019 году вступил в силу Федеральный закон "О защите прав потребителей", который расширил круг прав потребителей и установил новые требования к предоставлению информации о товаре.
Какие требования предъявляются к предоставляемой потребителю информации о товаре?
К предоставляемой потребителю информации о товаре предъявляются определенные требования в соответствии с законодательством. Эта информация должна быть достоверной, полной и ясной для потребителя. Она должна содержать информацию о свойствах и характеристиках товара, его цене, производителе или продавце, условиях продажи, правилах возврата и обмена, сроках гарантийного обслуживания и т.д.
Какие особенности реализации права потребителей на информацию о товаре существуют в законодательстве иностранных государств?
В разных странах мира существуют различные особенности реализации права потребителей на информацию о товаре. Некоторые страны устанавливают дополнительные требования к предоставлению информации, например, обязательное размещение определенных предупреждений на упаковке товара или на его бирках. Также в некоторых странах предусмотрены особые механизмы защиты прав потребителей, такие как органы государственного контроля или независимые ассоциации потребителей.
Как развивается институт защиты прав потребителей в российском законодательстве?
Институт защиты прав потребителей в российском законодательстве развивается в основном через принятие и изменение законов, регулирующих область потребительских отношений. Например, в 2014 году был принят Федеральный закон от 7 февраля 2014 года № 7-ФЗ "О защите прав потребителей". Этот закон установил общие принципы защиты прав потребителей, включая право потребителей на информацию о товаре. Кроме того, в последние годы российское законодательство активно внедряет электронные технологии для защиты прав потребителей, например, создание единой электронной платформы для разрешения потребительских споров.
Как право потребителей на информацию о товаре реализуется в законодательстве иностранных государств?
Реализация права потребителей на информацию о товаре в законодательстве иностранных государств может отличаться от законодательства России. Например, в Европейском союзе существуют жесткие правила относительно предоставления информации о товаре, включая требования к ясности и понятности предоставляемой информации, использованию определенных форматов и т.д. В США потребителям обычно предоставляется больше свободы выбора и информации о товаре, но при этом они не всегда защищены от недобросовестной информации. В странах Азии и Латинской Америки также есть собственные особенности реализации права потребителей на информацию о товаре.
Какие требования предъявляются к предоставляемой потребителю информации о товаре?
К предоставляемой потребителю информации о товаре предъявляются различные требования. Во-первых, информация должна быть достоверной и полной, то есть она не должна быть заведомо ложной или скрытой. Во-вторых, информация должна быть понятной и доступной для потребителей, то есть ее должно быть легко прочитать и понять без особых юридических знаний. Кроме того, информация должна быть предоставлена в нужном месте и в нужное время, чтобы потребитель мог ознакомиться с ней перед покупкой товара.
Какие основные проблемы возникают при реализации права потребителей на информацию о товаре?
Одной из основных проблем является недостаточная информированность потребителей о товаре. Нередко предоставляемая информация о товаре является неполной, недостоверной или заведомо искаженной. Кроме того, потребители могут столкнуться с проблемой доступности информации, особенно в случае онлайн-покупок.
Как российское законодательство регулирует право потребителей на информацию о товаре?
Российское законодательство, в частности Федеральный закон "О защите прав потребителей", предоставляет потребителям право на получение информации о товаре до его покупки. Закон устанавливает требования к предоставляемой информации и обязанности продавца или поставщика информации.