Социально-психологические аспекты профессиональной деформации личности в управлении
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 67 + 67 источников
- Добавлена 06.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ РАБОТНИКОВ 7
КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Понятие профессиональной деформации 7
1.2 Симптомы профессиональной деформации личности и факторы, способствующие ее формированию 10
1.3 Психологические особенности профессиональной деформации личности в управлении 17
Выводы по 1 главе 24
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ 26
2.1 База и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 28
Выводы по 2 главе 41
Глава III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ 44
3.1. Цель и содержание программы по предупреждению профессиональной деформации 44
3.2. Оценка эффективности проведенной работы 50
Выводы по 3 главе 51
Заключение 52
Список использованной литературы 57
Целью программы является выявление факторов профессиональной деформации и проведение ее профилактики.
Этот метод групповой работы получил название по имени своего создателя – Балинта (Balint M.), проводившего дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами и психиатрами. Опыт, который обобщил Балинт в книге «Врач, его пациент и его болезнь», лег в основу метода проведения исследовательско-обучающих семинаров.
Центральным объектом исследования в классической балинтовской группе являются отношения «менеджер – клиент. Анализ этих отношений дает возможность более полно понять клиента во всем многообразии его связей и взаимодействий с реальным миром, что способствует повышению эффективности работы.
В среднем 8-12 участников встречаются с руководителем группы, один раз в неделю для полуторачасовых занятий на протяжении 2-3 лет. Дискуссия развивается из описания нескольких случаев, которые свободно всплывают в памяти. Дополнительные сведения об уже известном группе по предшествующим занятиям клиенте, как правило, сообщаются вначале. Как случай, может быть квалифицирована даже короткая встреча с больным, если она, по мнению врача, представляет интерес. Группа и докладчик пытаются определить суть отношений «менеджер-клиент» посредством комментариев и свободных идей по поводу обсуждаемого случая. Эти свободные ассоциации разбивают сообщение на неосознанные детерминанты. Психоаналитик как руководитель группы изучает этот процесс, направляет и стимулирует его, делает выводы и дает интерпретации. [23, 47, 48]
Наряду с классической балинтовской группой существуют ее варианты. В отличие от классических балинтовских групп, экзистенциальный ее вариант способствует улучшению эмоционального контакта и учит его отвечать на вопросы, от которых менеджеры в своей практике обычно уклоняются.
Таким образом, при проведении профилактики профессиональной деформации были собраны группы по 8-10 человек, работающих в одном или различных учреждениях, не связанные служебно-иерархическими отношениями. Группы объединяли людей с различным стажем работы. Основным принципом формирования группы являлась добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи. Работа в группе осуществлялась ежедневно. Предметом анализа в группе являлись обсуждения случаев из практики ее членов.
Также возможно применение кабинета психологической разгрузки. В первую очередь туда направляются лица, работающие в условиях повышенной нагрузки на нервную систему, сочетающие работу с учебой, а также те, кто жалуется на переутомление или находится в кризисной ситуации. [23, 47, 48]
На основании результатов исследования целесообразным является разработка рекомендаций по профилактике и снижению уровня профессионального выгорания сотрудников МКП «Хозрасчетное предприятие проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро».
В самом общем виде профилактика трактуется как деятельность, направленная на изменение поведения. Под профилактикой имеются в виду целенаправленные действия в какой-либо деятельности людей, влияющие на удовлетворение потребности общества и человека в предупреждении, ограничении (или стимулировании, в случае эксперимента) процессов, в основном носящих негативный и разрушительный для личности и/или общества характер.
Для профилактики симптомов профессионального выгорания у административно-управленческого персонала исследуемой компании руководству предприятия даны обширные рекомендации на двух уровнях:
Мини-уровень: что может сделать сам специалист;
Мезо-уровень: что может сделать руководитель, коллектив.
Мини-уровень. Мотивационные аспекты личности, понимание себя, а также владение навыками, позволяющими тормозить процесс формирования синдрома профессионального выгорания, являются той призмой. От личностной позиции специалиста зависит также степень и объем поддерживающих его влияний. В этой связи возрастает роль рефлексии и саморегуляции сотрудника.
Мезо-уровень. Работа с кадрами. Руководителям дана рекомендация идти по пути создания дополнительной мотивации к деятельности: поддерживать в атмосферу взаимопонимания и взаимовыручки, варьировать режим работы с учетом индивидуальных особенностей и потребностей персонала, создать систему поощрений, благодарности за труд, проводить мероприятия, позволяющие коллективу пообщаться в неформальной обстановке. Большую значимость для специалиста имеют благоприятный психологический климат и возможность отчасти определять режим работы.
Оптимальный вариант для исследуемой компании с позиций профилактики синдрома профессионального выгорания как
Рекомендованы так же тренинги по профилактике профессионального выгорания и введение в штат должности психолога, что позволит проводить своевременную оценку состояния работников и индивидуальную работу, направленную на личностные особенности – социальную адаптивность, умение общаться, повышение самооценки.
Кроме того, на базе полученных результатов, для наиболее конкретных рекомендаций по профилактике профессионального выгорания у сотрудников исследуемой компании была разработана программа социально-психологического тренинга, которая включает материалы по выработке адаптивных способов справляться со стрессовыми ситуациями, возникающими ежедневно в профессиональной деятельности, развитие навыков рефлексии и саморегуляции.
Итак, для профилактики симптомов профессионального выгорания у административно-управленческого персонала и, на уровне личности и на уровне предприятия, рекомендовано:
1. Тренинги по профилактике профессионального выгорания. Программа социально-психологического тренинга была разработана по данным проведенного исследования.
2. Информационные семинары для сотрудников о стрессе, профессиональном выгорании и возможной самопомощи.
3. Введение в штат должности психолога, что позволит проводить своевременную оценку состояния работников и индивидуальную работу, направленную на личностные особенности – социальную адаптивность, умение общаться, повышение самооценки.
3.2. Оценка эффективности проведенной работы
После проведения программы по предупреждению профессиональной деформации был проведен контроль эффективности и уровня профессиональной деформации у испытуемых. Были получены следующие результаты:
Из 54 испытуемых низкий уровень выгорания зафиксирован у 26 человек, что составило 48 % (см. рис. 6) (изначально 48%). Средний и высокий уровни выгорания составили соответственно 33 % (18 чел.) и 19 % (10 чел.).
Рисунок 6 – Диагностика выгорания среди управленческого персонала (%)
Таким образом, применение профилактических мер положительно сказываются на снижении наличия профессиональной деформации у административных работников.
Выводы по 3 главе
Все мероприятия, которые используют в борьбе профессиональными деформациями, можно разделить на четыре основных направления:
1. Приспособление себя к работе, т.е. развитие у работника таких качеств, как понимание человека, сострадание, сочувствие, эмпатия, сопереживание, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных чувств, взглядов, отношения и т.д., тем это будет более профессионально.
Работник посещает различные профессионально ориентированные тренинги и семинары для обретения навыка существования в этих неестественных условиях.
2. Приспособление работы к себе.
Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе.
3. Экономичный расход «эмоционального топлива». Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью.
4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, которые понес сотрудник, пройдя через профессиональные отношения. [23, 47, 48]
Применение всех профилактических мер положительно сказываются на снижении наличия профессиональной деформации у административных работников.
Заключение
Профессиональная деятельность всегда накладывает свой отпечаток на человека, занимающегося ею. Профессиональная нравственная деформация личности предстает результатом взаимного влияния специфики служебной деятельности и профессиональной роли, с одной стороны, и личностных характеристик, с другой.
Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от индивидуальных особенностей. К необходимым личностным качествам работника аппарата управления относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки.
Профессиональные деформации является негативным социально-психическим явлением, предстающим в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, которые оказывают деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности, на взаимодействие с другими участниками этого процесса.
Профессия менеджера сопряжена с риском раннего профессионального выгорания. Это связано с высоким уровнем стрессогенности профессиональной деятельности управленца, необходимостью решать проблемы, связанные с риском, находится в постоянном взаимодействии.
Развитие профессионального выгорания у специалистов аппарата управления обусловлено комплексом объективных социальных условий, в которых разворачивается профессиональная деятельность специалиста. В основе профессионального выгорания лежат и психологические причины. К этим причинам относятся определенные личностные качества (склонность к эмоциональной ригидности, нравственные дефекты и дезориентация личности, интроверсия, тревожность, низкое самоуважение, особенности мотивации, подозрительность и сосредоточенность на себе и др.), снижение мотивации, использование неконструктивных стратегий преодоления стресса, а также склонность к отрицанию проблемы.
Важное значение имеет фактор индивидуальной психологической переработки стрессовых воздействий, имеющих место в профессиональной деятельности. Это объясняет тесную взаимосвязь между негативными факторами среды и психологическими характеристиками личности управленца и выражается в несоответствии потребностей и возможностей специалиста и условий среды.
Для проверки гипотезы о том, что профессиональное выгорание связано с целым рядом социально-психологических характеристик, было организовано эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе ООО «Ситилаб». В исследовании приняли участие 54 испытуемых (административные работники) в возрасте от 26 до 56 лет, из них 29 мужчин и 25 женщин.
Целью экспериментального исследования явилось изучение особенностей профессиональной деформации управленческого персонала.
В ходе проведенного исследования был проведен обзор научной литературы на предмет анализа факторов риска появления профессиональной деформации у административного персонала, проанализированы основные виды профессиональной деформации, а также подобраны методики для исследования личностной сферы работников, проведено диагностическое обследование и подобраны рекомендации по предупреждению профессиональной деформации персонала аппарата управления.
Для специалистов аппарата управления с низким уровнем выгорания характерно относительное эмоциональное благополучие, включенность в работу и высокая оценка результатов и значимости собственной деятельности. Специалисты со средним уровнем выгорания испытывают признаки эмоционального истощения и недооценку важности своей работы. Специалисты с выраженным выгоранием отличаются явным эмоциональным истощением, обесцениваем своих достижений и стремлением отстраниться от работы.
Наибольшие признаки личностной тревожности выявлены у испытуемых с высоким уровнем выгорания, а наименьшие у специалистов с незначительными признаками выгорания.
При низком уровне выгорания наблюдается наибольшая удовлетворенность своей профессией, условиями труда и уровнем дохода, профессия воспринимается как престижная, а уровень защищенности и обеспечения социальных гарантий как достаточные. Более выраженные признаки выгорания сочетаются со снижением удовлетворенности своей профессией и ее престижем, неудовлетворенностью доходом, условиями труда и уровнем защищенности, а также усилиями высшего руководства.
Специалисты с незначительными признаками выгорания оценивают климат в своем коллективе как наиболее благоприятный, отношения с коллегами как достаточно благополучные, безопасные. Специалисты с выраженными признаками выгорания более низко оценивают благоприятность климата в коллективе. Наименее удовлетворены климатом специалисты с наиболее высоким уровнем выгорания, они воспринимают отношения в коллективе как напряженные, сложные и недоброжелательные.
В межличностных отношениях наиболее последовательно и дружелюбно ведут себя испытуемые с низким уровнем выгорания. Они готовы вступать во взаимодействие и могут подчинять свои интересы интересам другого, а также заботиться о других. Испытуемые со средним уровнем выгорания ведут себя противоречиво, с одной стороны проявляя дружелюбие, а с другой агрессивность и эгоистичность.
Следовательно, профессиональное выгорание связано с целым рядом социально-психологических характеристик, а именно:
1. Уровнем личностной тревоги специалиста;
2. Оценкой социально-психологического климата в организации;
3. Удовлетворенностью материальными и социальными условиями деятельности;
4. Характером межличностных отношений.
Таким образом, гипотеза о том, что профессиональное выгорание административных работников связано с целым рядом социально-психологических характеристик, нашла в ходе экспериментального исследования свое подтверждение.
Приведенные в работе данные экспериментального исследования, как и предлагаемые мероприятия по профилактике и снижению выраженности симптомов профессиональной деформации работников могут служить обоснование необходимости такой работы в учреждениях. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания в частности и профессиональной деформации личности в целом работников и представляют интерес для психологов, специалистов по работе с персоналом, руководителей.
Все мероприятия, которые используют в борьбе профессиональными деформациями, можно разделить на четыре основных направления:
1. Приспособление себя к работе, т.е. развитие у работника таких качеств, как понимание человека, сострадание, сочувствие, эмпатия, сопереживание, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных чувств, взглядов, отношения и т.д., тем это будет более профессионально.
Работник посещает различные профессионально ориентированные тренинги и семинары для обретения навыка существования в этих неестественных условиях.
2. Приспособление работы к себе.
Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе.
3. Экономичный расход «эмоционального топлива». Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат, связанных с профессиональной деятельностью.
4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, которые понес сотрудник, пройдя через профессиональные отношения.
Применение всех профилактических мер положительно сказываются на снижении наличия профессиональной деформации у административных работников.
Список использованной литературы
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] //Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине [Текст] // Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. – С.231–244.
Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика [Текст] //А.Г. Абрумова, Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – №6. – С. 107–115.
Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика [Текст] // М.М. Авхименко, Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – №2. – С. 25–29.
Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья [Текст] // Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.
Анциферова Л.И. Условия деформации личности [Текст] // Л.И. Анциферова // Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.
Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления [Текст] // М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. – М.: Русский врач, 2001. – №6. – С. 34.
Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания [Текст] // М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – №1. – С. 54.
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] // Коллектив, личность, общение. – 1987. – С.42 – 43
Белов В.М. Психология здоровья [Текст] // В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] // В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] // В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] // Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Питер, 2002. – 528 с.
Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача [Текст] / В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт–Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. – №11. – С. 28.
Водопьянова Н. E. Психодиагностика стресса. [Текст] // Н. E. Водопьянова, Издательство: Питер. Год: 2009. – с. 336
Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание [Текст] // Н.Е. Водопьянова // Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – №7. – С. 12.
Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст] // Психология здоровья, Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] // Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова – 2–е издание – СПб: Питер, 2008. – 338 с.
Воронина Т.А. Роль медицинской сестры [Текст] // Сестринское дело. – 2004. – №3. – С.9–10
Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы. [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб., 1997. С. 143–156
Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд–во СПб. ун–та, 1997. С.143–156.
Даболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] // Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.
Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации [Текст] // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно–практической конференции. 27 сентября – 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. – Астрахань, 2007. – С. 65–67.
Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. [Текст] // М.В. Ермолаева– М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2000. – 336 с.
Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела [Текст] // А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – № 2. – С.28–29.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] // Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. Проект, 2003. – 336 с.
Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] // Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. Проект, 2004. – 240 с.
Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников [Текст] // Психологический журнал. – 2004. – №3. – С.71 – 81
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] // Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] // Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие [Текст] // Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.
Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник [Текст] // Е.А. Климов. – М.: Юнити, 1998. – 350 с.
Клищевская M. B., Солнцева Г.Н. Профессионально–важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1999. – №4
Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области [Текст] / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – №3. – С. 27–38.
Маркова А. К. Психология профессионализма. [Текст] // А. К. Маркова М., 1996. с.150–151.
Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] // А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 312 с.
Математическая статистика для психологов: Учебник [Текст] // О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.
Никифоров Г.С. Психология здоровья [Текст] // Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с
Ножичкина Л.В.Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции [Текст] // Среднее профессиональное образование.2009.№6.–с.66–69.
Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие [Текст] // О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] // Психологический журнал. – 2001. – Том 22, № 1.– с.90–101.
Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] // В.Е. Орел // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – №1. – С. 16–21.
Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно–методическое пособие [Текст] // Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. – 245 с.
Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., МадьяноваВ.В. Инновационная деятельность лечебно–профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей [Текст] // Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М.: Медиа Сфера, 2002. – №4. – С. 3–8.
Портной Л.В. Люди в такого доктора поверят! Совершенствование отечественного здравоохранения и проблемы врача общей практики [Текст] // Мед. газета. – 2005. – № 38. – С.5
Практикум по возрастной психологии: [Текст] // Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
Психологические тесты [Текст] // Под ред. А.А. Карелина – В 2х–т. – Т. 1. – М.:ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб. пособие [Текст] // Н.Н. Пуховский. – М.: Акад. Проект, 2003. – 233 с.
Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала [Текст] // Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2003. – 336 с.
Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] // Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т.23. – № 3. – С.85–95.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] // С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] // Медицинская газета, 2005 – №43. – С.25–32
Стрельникова А.Н. Зачем мед. сестре самооценка [Текст] // Мед. сестра 2000. – №1. – С.42 – 43
Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме [Текст] // Д. Трунов // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С.84–89.
Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин [Текст] // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.:Медицина, 2004. – №3. – С. 8–13.
Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо–западного региона России [Текст] // Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. – М.:Медицина, 2003. – №3. – С. 24–27.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными [Текст] // И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.
Хетагурова А.К. Этико–деонтологические аспекты в работе сестринского персонала [Текст] // А.К. Хетагурова // Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. – № 6. – С.34–35.
Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. [Текст] // Журнал практического психолога. 2000г., № 9. с. 17–19
Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. [Текст] // Журнал практического психолога. 1998 – № 7. – С.28–36.
Barhet-Lehnard G.N. The phases and focus of empaty // Brit. J. Med. Psychol., 1993.-V. 66.-№ l.P. 300-303.
Kuhr A. Perspektiven der Verhaltenstheragie — Einige Uberlegugen zu ihrer zukuhftigen Entwicklung // Verhaltenstherapie und psychosoziale Praxis, 1994. -№1.-S. 5-19.
Lazarus R.S. Cognition and motivation in emotion // American Psychologist, 1997, V. 46. P. 352 - 367.
Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Processes. N.-Y., 1996.- P. 41-52.
Thornton P.I. The relation of coping, appraisal and burnout in mental // J. Psychol., 1992. №126 (3). - P. 30 - 38.
http://vch. narod.ru/file. htm [Электронный ресурс] // Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
Приложение 1
В таблице 1 представлены основные формы практической работы психолога, направленные на профилактику и коррекцию профессионального выгорания на предприятии.
Таблица 1. Направления работы по профилактике и коррекции профессионального выгорания у сотрудников
Факторы выгорания Направления работы Индивидуальные
(нейротизм, повышенная чувствительность, неуверенность в себе, низкая самооценка, низкий уровень эмпатии, завышенные помогающие мотивы, нереалистичные представления о работе, трудоголизм.) Коррекционная работа с мотивационной сферой.
Обучение как справляться со стрессом, и улучшать свое эмоциональное состояние. Психокоррекционная работа, направленная на повышение самооценки и уверенности в себе. Содержание и специфика труда
(высокое эмоциональное напряжение, интенсивность труда, большие интеллектуальные нагрузки, работа с большим объемом информации, повышенная ответственность.) Снижение профессиональной нагрузки, реструктуризация деятельности, разделение ответственности, моральная и материальная компенсация затраченных усилий, обучение управлению стрессом и навыкам саморегуляции. Организационные
(перегрузки на работе, дефицит времени, недостаточная организация и планирование труда, недостаток автономности и повышенный контроль, неравномерно распределенная ответственность, отсутствие профессионального и карьерного роста) Разработка оптимальной системы организации труда для работников. Такие введения как структурирование работы, регламентация труда, организация рабочего места, равномерное распределение нагрузки, наличите обратной связи по результатам профессиональной деятельности, материальное и нематериальное стимулирование, предоставление возможностей карьерного и профессионального роста. Социально-психологические
(напряженный психологический климат, конфликта в горизонтальной и в вертикальной плоскостях, необходимость выстраивать отношения с психологически трудными клиентами) Выстраивание взаимоотношений и улучшение социально-психологического климата за счет проведения тренингов, по навыкам общения, эффективному поведению в конфликте;
мероприятия по налаживанию отношений в коллективе, такие как корпоративный отдых, совместные мероприятия вне профессиональной деятельности;
Предоставление работникам практической помощи и эмоциональной поддержки (понимание, принятие, забота, интерес). Корректная обратная связь по работе профессионала (супервизия)
Как видно из таблицы - профилактика и коррекция профессионального выгорания осуществляется на уровне работы с работниками и на уровне изменений на предприятии.
Приложение 2
Таблица 2. Классификация симптомов выгорания
Симптомы Индивидуально-психологический уровень Межличностный уровень Организационный
уровень Аффективные Истощение эмоциональных и физических ресурсов, депрессия, пессимизм, тревога, страхи, нервозность, чувство вины. Раздражение, чрезмерная чувствительность к социальной среде, бесчувственность по отношению к клиентам, ученикам, сотрудникам. Ощущение дискомфорта, неудовлетворённость
работой. Когнитивные Нарушение мышления, ухудшение памяти и внимания, ригидность мышления, трудности в работе, затруднение принятия решений. Циничное и негуманное восприятие клиентов, убеждённость в своей правоте. Отрицательное представление о
коллегах,
критичное
отношение к
окружающим, что
ведёт к
агрессивному
поведению. Поведенческие Повышение возбудимости, неусидчивость, гиперактивность, плохая концентрация, импульсивность, прямолинейность, прокрастинация; употребление стимуляторов: лекарственных препаратов, кофе, табака, алкоголя – как средство борьбы с хроническим стрессом Агрессивное поведение, конфликты на работе и дома, тенденция к социальной изоляции. Снижение производительности
труда,
нарушение
трудовой
дисциплины,
отсутствие
творческой
активности,
халатность к к профессиональным обязанностям. Мотивационные Противоречия между представлением о профессии и реальностью, и, как следствие потеря смысла в данной работе. Потеря интереса к клиентам, безразличие, бесчувственность. Не желание
работать и брать
на себя
ответственность и
в работе. Физичекие Головная боль, боли в мышцах, нарушение сна,
сексуальные расстройства, изменение веса, повышение давления.
Психосоматические заболевания: заболевания сердечно-
сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.
3
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине [Текст] // Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. – С.231–244.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика [Текст] //А.Г. Абрумова, Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – №6. – С. 107–115.
4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика [Текст] // М.М. Авхименко, Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – №2. – С. 25–29.
5. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья [Текст] // Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.
6. Анциферова Л.И. Условия деформации личности [Текст] // Л.И. Анциферова // Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.
7. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления [Текст] // М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. – М.: Русский врач, 2001. – №6. – С. 34.
8. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания [Текст] // М.В. Барабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – №1. – С. 54.
9. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] // Коллектив, личность, общение. – 1987. – С.42 – 43
10. Белов В.М. Психология здоровья [Текст] // В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.
11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] // В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] // В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] // Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Питер, 2002. – 528 с.
14. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача [Текст] / В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт–Петербурга. – СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. – №11. – С. 28.
15. Водопьянова Н. E. Психодиагностика стресса. [Текст] // Н. E. Водопьянова, Издательство: Питер. Год: 2009. – с. 336
16. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание [Текст] // Н.Е. Водопьянова // Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – №7. – С. 12.
17. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст] // Психология здоровья, Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
18. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] // Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова – 2–е издание – СПб: Питер, 2008. – 338 с.
19. Воронина Т.А. Роль медицинской сестры [Текст] // Сестринское дело. – 2004. – №3. – С.9–10
20. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы. [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб., 1997. С. 143–156
21. Гришина Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд–во СПб. ун–та, 1997. С.143–156.
22. Даболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] // Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 1987. – 261 с.
23. Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации [Текст] // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно–практической конференции. 27 сентября – 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. – Астрахань, 2007. – С. 65–67.
24. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. [Текст] // М.В. Ермолаева– М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Изд. НПО "МОДЭК", 2000. – 336 с.
25. Заховаева А.Г. Основные проблемы философии сестринского дела [Текст] // А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – № 2. – С.28–29.
26. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] // Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. Проект, 2003. – 336 с.
27. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] // Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. Проект, 2004. – 240 с.
28. Знаков В.В. Исследование профессионально важных качеств у мед. работников [Текст] // Психологический журнал. – 2004. – №3. – С.71 – 81
29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] // Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
30. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] // Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
31. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие [Текст] // Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.
32. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник [Текст] // Е.А. Климов. – М.: Юнити, 1998. – 350 с.
33. Клищевская M. B., Солнцева Г.Н. Профессионально–важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1999. – №4
34. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области [Текст] / В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – №3. – С. 27–38.
35. Маркова А. К. Психология профессионализма. [Текст] // А. К. Маркова М., 1996. с.150–151.
36. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] // А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 312 с.
37. Математическая статистика для психологов: Учебник [Текст] // О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. – 336 с.
38. Никифоров Г.С. Психология здоровья [Текст] // Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с
39. Ножичкина Л.В.Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции [Текст] // Среднее профессиональное образование.2009.№6.–с.66–69.
40. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие [Текст] // О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
41. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] // Психологический журнал. – 2001. – Том 22, № 1.– с.90–101.
42. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] // В.Е. Орел // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – №1. – С. 16–21.
43. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно–методическое пособие [Текст] // Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. – 245 с.
44. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., МадьяноваВ.В. Инновационная деятельность лечебно–профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей [Текст] // Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М.: Медиа Сфера, 2002. – №4. – С. 3–8.
45. Портной Л.В. Люди в такого доктора поверят! Совершенствование отечественного здравоохранения и проблемы врача общей практики [Текст] // Мед. газета. – 2005. – № 38. – С.5
46. Практикум по возрастной психологии: [Текст] // Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
47. Психологические тесты [Текст] // Под ред. А.А. Карелина – В 2х–т. – Т. 1. – М.:ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
48. Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб. пособие [Текст] // Н.Н. Пуховский. – М.: Акад. Проект, 2003. – 233 с.
49. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала [Текст] // Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2003. – 336 с.
50. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] // Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т.23. – № 3. – С.85–95.
51. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] // С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
52. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания [Текст] // Медицинская газета, 2005 – №43. – С.25–32
53. Стрельникова А.Н. Зачем мед. сестре самооценка [Текст] // Мед. сестра 2000. – №1. – С.42 – 43
54. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме [Текст] // Д. Трунов // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8. – С.84–89.
55. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин [Текст] // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.:Медицина, 2004. – №3. – С. 8–13.
56. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо–западного региона России [Текст] // Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова // Гигиена и санитария. – М.:Медицина, 2003. – №3. – С. 24–27.
57. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
58. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными [Текст] // И. Харди. – Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. – 286 с.
59. Хетагурова А.К. Этико–деонтологические аспекты в работе сестринского персонала [Текст] // А.К. Хетагурова // Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. – № 6. – С.34–35.
60. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. [Текст] // Журнал практического психолога. 2000г., № 9. с. 17–19
61. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. [Текст] // Журнал практического психолога. 1998 – № 7. – С.28–36.
62. Barhet-Lehnard G.N. The phases and focus of empaty // Brit. J. Med. Psychol., 1993.-V. 66.-№ l.P. 300-303.
63. Kuhr A. Perspektiven der Verhaltenstheragie — Einige Uberlegugen zu ihrer zukuhftigen Entwicklung // Verhaltenstherapie und psychosoziale Praxis, 1994. -№1.-S. 5-19.
64. Lazarus R.S. Cognition and motivation in emotion // American Psychologist, 1997, V. 46. P. 352 - 367.
65. Lazarus R.S. Psychological Stress and the Coping Processes. N.-Y., 1996.- P. 41-52.
66. Thornton P.I. The relation of coping, appraisal and burnout in mental // J. Psychol., 1992. №126 (3). - P. 30 - 38.
67. http://vch. narod.ru/file. htm [Электронный ресурс] // Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
Вопрос-ответ:
Что такое профессиональная деформация личности?
Профессиональная деформация личности - это процесс, при котором человек, занимаясь определенной профессией, начинает принимать и воспринимать мир в соответствии с профессиональными стереотипами и нормами, что ведет к изменению его личностных характеристик и ценностных ориентаций.
Какие симптомы свидетельствуют о профессиональной деформации личности?
Симптомы профессиональной деформации личности могут быть различными и зависят от конкретной профессии. Однако, общими симптомами могут быть: утрата эмоциональной открытости и эмпатии, цинизм и негативизм, чувство выгорания и уставания, утрата мотивации и профессионального интереса.
Какие факторы способствуют формированию профессиональной деформации личности?
Факторы, способствующие формированию профессиональной деформации личности, могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние факторы включают: высокую нагрузку на работе, конфликтные ситуации, недостаток поддержки со стороны руководства. Внутренние факторы включают: низкая уверенность в своих способностях, недостаток саморефлексии и самоанализа.
Какие психологические особенности имеет профессиональная деформация личности в управлении?
В управлении профессиональная деформация личности может проявляться в виде жесткости и авторитарности, неспособности к разрешению конфликтов, низкой эмоциональной устойчивости и уровня эмпатии, стремления к контролю и манипуляции другими людьми.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что профессиональная деформация личности является существенной социально-психологической проблемой, которая оказывает негативное влияние на работников и их профессиональную деятельность. Знание симптомов, факторов и психологических особенностей профессиональной деформации личности позволяет разрабатывать меры по ее предотвращению и коррекции.
Что такое профессиональная деформация личности?
Профессиональная деформация личности - это процесс, при котором работник подвергается негативному влиянию своей профессиональной деятельности, в результате чего меняются его ценности, мотивы, поведенческие и когнитивные характеристики.
Какие симптомы свидетельствуют о профессиональной деформации личности?
Симптомы профессиональной деформации личности могут включать усталость, эмоциональное выгорание, цинизм, снижение профессиональной мотивации, потерю смысла работы, снижение социальной адаптации и другие негативные изменения в психологическом состоянии и поведении работника.
Какие факторы способствуют формированию профессиональной деформации личности?
Факторы, способствующие формированию профессиональной деформации личности, могут включать высокий уровень стресса на работе, чрезмерное нагрузки, недостаток поддержки от коллег и руководства, низкую оплату труда, монотонность и рутинность работы, ограниченность возможностей роста и самореализации и другие.