Корпоративная и Социальная ответственность бизнеса в России
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 08.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы исследования корпоративной социальной ответственности 6
1.1. Корпоративная социальная ответственность: эволюция и развитие теоретических взглядов 6
1.2. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития 8
1.3. Модели корпоративной социальной ответственности 12
2. Анализ корпоративной социальной ответственности бизнеса в РФ 18
2.1. Корпоративная социальная ответственность в современном бизнесе России 18
2.2. Государственно-частное партнерство как способ повышения социальной ответственности бизнеса в условиях современной России 24
2.3. Зарубежный опыт социальной ответственности бизнеса и перспективы его применения в РФ 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Цель партнерства заключается в сочетании лучших сторон государственного ичастного секторов для общей выгоды, а разнообразие видов, форм и сферприменения государственно-частного партнерства делают его универсальныммеханизмом для решения ряда долгосрочных задач - от создания иразвития инфраструктуры к разработке и адаптации новых перспективныхтехнологий. Для обеспечения участия частного сектора в реализациисоциально важных инновационно-инвестиционных проектов государство должносоздавать приемлемый для обеих сторон баланс рисков и преимуществ.В большинстве стран мира распространенным является термин «государственно-частное партнерство» («public-privatepartnership»), который часто применяется для любых форм сотрудничества государственной власти и бизнеса, а некоторые определения этого понятия акцент на сотрудничестве государства и бизнеса именно в сфере инфраструктурных и социальных услуг, традиционно предоставляемых государством.Научный и практический интерес кгосударственно-частному партнерств (далее ГЧП) в России возрастает. Ученые исследуют возможности влияния ГЧП на эффективность управления государственной собственностью, модернизацию инфраструктуры и разрешение многих накопившихся социально-экономических проблем. Нарабатывается практика ГЧП при реализации крупнейших проектов в реальном секторе экономики, среди которых реконструкция и развитие аэропорта Пулково, строительство скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, строительство Юго-Западных очистных сооружений (ЮЗОС) в Санкт-Петербурге и другие проекты. В государственных структурах пока только рассматривается вопрос об использовании ГЧП для развития социальной инфраструктуры, здравоохранения и образования. Не остаются без внимания также военно-промышленный комплекс, космическая отрасль и другие сферы. Однако пока ГЧП используется в России в масштабах, явно не соответствующих ее возможностям. Следует отметить следующие проблемы использования механизмов ГЧП:– «отсутствие четких определений в законодательстве ГЧП как объекта государственного регулирования;– нормативно-правовые и административные барьеры для развития этого регулирования;– отсутствие механизмов расходования бюджетных средств в рамках ГЧП;– сложности урегулирования прав на объекты собственности (в том числе и объекты интеллектуальной собственности), созданной с использованием бюджетных средств».С нашей точки зрения, ГЧП могло бы содействовать повышению социальной ответственности бизнеса в современной России, поскольку, во-первых, основной целью ГЧП является реализация общественно-значимых проектов, а, следовательно, у государства остаются функции контроля. Во-вторых, ГЧП позволяет учитывать инвестиционные интересы бизнеса и является выгодным для бизнес-структур, в особенности благодаря определенным государственным гарантиям, что способствует укреплению партнерских отношений между государством и бизнесом. В-третьих, при осуществлении проектов ГЧП вопрос прибыли, а значит, и цены для потребителя остается в поле зрения государства и по определению должен носить компромиссный характер. С уверенностью говорить о том, что ГЧП непременно приведет к повышению социальной ответственности бизнеса, пока не представляется возможным. ГЧП может выступать лишь одним из важнейших факторов развития социально ответственного предпринимательства. Наибольший эффект в этом направлении может быть достигнут, когда государство фактически выступает в роли главного предпринимателя и объективного контролера.Опыт зарубежных стран показывает, что при правильной организации, государственно-частное партнерство становится ключевым компонентом новой государственной политики,стратегическим фактором экономического роста, обеспечивает получениеболее широких преимуществ от вложений в государственные программы.Для того чтобы государственно-частное партнерство в Росси было эффективным и обеспечивало равные возможности государства и бизнеса в рамках реализации инновационно-инвестиционных проектов, направленных на достижение целей и задач государственного управления, необходимо осуществление такихпервоочередных мероприятий:поддержка высшими уровнями власти привлечения частного сектора к реализации проектов и вообще существования политики развития государственно-частного партнерства;совершенствование правовой, организационной и институциональнойсреды для обеспечения деятельности участников проектов государственно-частного партнерства с учетом зарубежного опыта;применения органами власти базовых принципов при внедрении государственно-частного партнерства;применение единого согласованного комплекса процедур в формировании и управлении ГЧП;повышение гарантий защиты интересов частных партнеров ГЧП в процессе разработки, утверждения и реализации проектов.Таким образом, учитывая основные принципы ГЧП, нами сформировано определение понятия государственно-частное партнерство как комплекс правовых, организационно-экономических, институциональных и финансовых механизмов, обеспечивающих взаимодействие государственного и частного секторов с целью активизации и распространения инновационно-инвестиционных процессов в стране и улучшения предоставления общественно важных услуг для населения.2.3. Зарубежный опыт социальной ответственности бизнеса и перспективы его применения в РФРоссийская модель КСО формируется в направлении развития государственно-частного партнерства при участии правительственных организаций и Ассоциации менеджеров России. Наряду с проектами по развитию транспортной инфраструктуры преобладают проекты, реализуемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, поскольку они менее капиталоёмкие, на их реализацию затрачивается меньше времени, а инвестиции быстро окупаются. Бизнес заинтересован не только в получении прибыли и сокращении затрат, но и в том, чтобы иметь достаточно ресурсов для производства с целью сделать персонал лояльным, а отношения с государством – легкими. Рейтинг социального вклада ведущих российских компаний, отражающий уровень их корпоративной социальной ответственности, в России ведется независимым российским рейтинговым агентством «Репутация» по направлениям: экономическая результативность и организационноеправление, взаимодействие с потребителем, трудовые отношения и права персонала, экология и охрана окружающей среды, взаимодействие с обществом.Проведении исследования свидетельствуют о высоком уровне социальной ответственности бизнеса в странах Европейского Союза, США и Японии, что стало следствием длительной целенаправленной государственной политики, направленной на осознание предпринимателями своей роли в социально-экономическом развитии общества. В исследуемых странах социальная ответственность рассматривается как новый прогрессивный уровень ведения бизнеса, который способствует социально-экономическому развитию государства, уменьшает конфронтацию между социальными партнерами, обеспечивает устойчивое развитие экономики.В российских реалиях невозможно ввести одну из исследованных зарубежных моделей социальной ответственности бизнеса в такой степени, как она функционирует за рубежом. Поскольку Россия - это государство с присущей только ей спецификой экономики, менталитетом общества, имеет возможности и по имеющимся материальными ресурсами, то нужно формировать собственную модель социальной ответственности бизнеса, учитывая ошибки и достижения зарубежных коллег.Косновным первоочередных мероприятий, направленных на развитие социальной ответственности бизнеса в России, на наш взгляд, относятся:государственная пропаганда значение социальной ответственности, ее пользы и необходимости для общества;формирование подержанного фонда и привлечения средств местных бюджетов для частичного дофинансирование социальных проектов, введенных частными предприятиями;предоставление различных налоговых льгот и формирования мер морального стимулирования для предпринимателей, вложивших средства в социально значимые проекты;введение на национальном уровне обязательной социальной отчетности, необходимой предприятиям для котировки акций на фондовых биржах, участия в государственных тендерах, получение определенных лицензий и др.ЗаключениеОдним из самых важных аргументов в пользу необходимости внедрения КСО в практику деятельности компании является то, что социальная ответственность традиционно определяется как активный фактор повышения конкурентоспособности компании и одновременно как эффективная стратегия роста благосостояния населения и достижения устойчивого развития.Дискуссия о корпоративной социальной ответственности, активно ведущаяся в мировой управленческой литературе на протяжении последних десятилетий, приобретает актуальность и в нашей стране. Понимание стратегической природы корпоративной социальной ответственности позволяет бизнесу не только рационально относиться к существующим в обществе ожиданиям, но и активно выстраивать соответствующий системный отклик на эти ожидания. КСО в своих современных трактовках – это не бремя, навязываемое бизнесу, а мощный инструмент повышения его конкурентоспособности. Все большее число ведущих отечественных компаний демонстрирует понимание нового для России стратегического подхода к КСО.При этом объективно встает вопрос анализа конкурентных преимуществ социально ответственных компаний. Как показывает анализ известных практик, внедрение КСО в бизнес-деятельность компаний создает возможности для:- оптимизации стратегии развития благодаря предотвращению рисков (социальным, экономическим, экологическим, юридическим)- увеличение объемов продаж и доли рынка;- мотивации сотрудников компании;- оптимизации операционных процессов и уменьшение производственных затрат;- улучшение инвестиционного климата;- гармонизации отношений с бизнес-средой, правительственными структурами и неправительственными организациями;- улучшение финансовых и экономических показателей деятельности.Насущной проблемой, может быть частично решена с использованием практик КСО российскийбизнес-средой является оптимизация инвестиционных возможностей и улучшение инвестиционного климата. Важным стратегическим приоритетом внедрения КСО является расширение возможностей по привлечению и мотивации сотрудников компании, что особенно актуально учитывая тенденцию к постоянному снижению как уровня производительности труда, так и экономической активности российского населения в целом.Список использованной литературыКравцова Е.М., Матвеева В.Ю. Моделисоциальнойответственностибизнеса в мировойэкономике // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — 6(1). — c. 81-98.Абдокова Л.З. Корпоративная социальная ответственность как основа корпоративного гражданства и социального партнерства в бизнесе//Успехи современной науки и образования. 2017. - Т. 2. - № 1. - С. 139-141.Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт//Проблемы современной экономики. 2015. - № 4 (56). - С. 87-90.Бережной А.В., Коваленко Л.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор развития современного общества// Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. 2015. - С. 18-21.Воротникова Л. О государственно-частном партнёрстве в системе социального обслуживания населения//Самоуправление. 2015. - № 2. - С. 22-24.Герасимова К.С. Корпоративная социальная ответственность компании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hr–portal.ru/article/korporativnaya–socialnaya–otvetstvennost–kompanii.Гурьева О.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономическая категория//Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2015. - № 8 (24). - С. 136-142.Ивашина М.М. Корпоративная социальная ответственность как инструмент реализации социальной составляющей российской экономической системы//Наука и общество. 2015. - № 4 (23). - С. 57-60.Кравцова Е.М., Матвеева В.Ю. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике // Экономика, предпринимательство и право.- 2016. - 6(1). - c. 81-98.Косаренко Н.Н. Социальное государство.Политические, правовые и социально-экономические факторы. М.: Юстиция, 2016.Кузина О. Е., Чернышева М. В. Корпоративная благотворительность и ответственность: обоснование понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. - №4. - С.154-165.Кузнецова Н.В. Модели корпоративной социальной ответственности / Н.В. Кузнецова, Е.В. Маслова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2013. – № 4 (24). – С. 22-36. Мамедова Н.А., Мухамедова С.В. Корпоративная социальная ответственность российских компаний: соответствие социальным ожиданиям//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. - № S7. - С. 32-38.Международный стандарт CSR/КСО - 2008 «Социальная ответственность организации. Требования» [Электронный ресурс] / Центр экспертных программ Всероссийской организации качества. – Режим доступа: http://www.cepvok.ru/docs/socsert/standart_inter_kso.doc. Оберт Т.Б. Социальная ответственность бизнеса как показатель конкурентоспособности экономики. Проблемы и перспективы развития науки в России и мире// сборник статей Международной научно - практической конференции (1 декабря 2016 г., г. Уфа). В 7 ч. Ч.2 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С.113 - 118.Перегудов С.П. Социальная ответственность бизнеса: возможности и пределы. М., 2010.Социальная хартия российского бизнеса//Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.roscomsys.ru/upload/docs/socialnaja_khartija__rossijjskogo_biznesa.pdfСусорова О.Ю. Корпоративная социальная ответственность предприятий как помощь в реализации социальной политики государства//Прикладные экономические исследования. 2015. - № 2 (6). - С. 41-45.Феоктистова Е.Н. О корпоративной социальной ответственности в России [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ao-journal.ru/journal/lib/free/detail/ArticleID/176/Шокола Я.В., Шраер А.В. Корпоративная социальная ответственность в системе социально-экономических отношений: генезис становления и развития//Актуальные проблемы экономики и управления. 2015. - № 1 (5). - С. 129-133.Carroll A.B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct. Business and Society, 1999, № 38 (3), рр. 268–295.Friedman M. The Social Responsibility of Business is to increase its Profit // New York Times Magazine.– September, 13, 1970.– p.122-126.www.europa.eu.int/ – Интернет-страница ЕС, посвящена регулированию СОБ на уровне ЕС та в странах-членах ЕС.
Кравцова Е.М., Матвеева В.Ю. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой
экономике // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — 6(1). — c. 81-98.
1. Абдокова Л.З. Корпоративная социальная ответственность как основа корпоративного гражданства и социального партнерства в бизнесе//Успехи современной науки и образования. 2017. - Т. 2. - № 1. - С. 139-141.
2. Белоусов К.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт//Проблемы современной экономики. 2015. - № 4 (56). - С. 87-90.
3. Бережной А.В., Коваленко Л.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор развития современного общества// Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. 2015. - С. 18-21.
4. Воротникова Л. О государственно-частном партнёрстве в системе социального обслуживания населения//Самоуправление. 2015. - № 2. - С. 22-24.
5. Герасимова К.С. Корпоративная социальная ответственность компании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hr–portal.ru/article/korporativnaya–socialnaya–otvetstvennost–kompanii.
6. Гурьева О.Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономическая категория//Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2015. - № 8 (24). - С. 136-142.
7. Ивашина М.М. Корпоративная социальная ответственность как инструмент реализации социальной составляющей российской экономической системы//Наука и общество. 2015. - № 4 (23). - С. 57-60.
8. Кравцова Е.М., Матвеева В.Ю. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике // Экономика, предпринимательство и право.- 2016. - 6(1). - c. 81-98.
9. Косаренко Н.Н. Социальное государство. Политические, правовые и социально-экономические факторы. М.: Юстиция, 2016.
10. Кузина О. Е., Чернышева М. В. Корпоративная благотворительность и ответственность: обоснование понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. - №4. - С.154-165.
11. Кузнецова Н.В. Модели корпоративной социальной ответственности / Н.В. Кузнецова, Е.В. Маслова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2013. – № 4 (24). – С. 22-36.
12. Мамедова Н.А., Мухамедова С.В. Корпоративная социальная ответственность российских компаний: соответствие социальным ожиданиям//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. - № S7. - С. 32-38.
13. Международный стандарт CSR/КСО - 2008 «Социальная ответственность организации. Требования» [Электронный ресурс] / Центр экспертных программ Всероссийской организации качества. – Режим доступа: http://www.cepvok.ru/docs/socsert/standart_inter_kso.doc.
14. Оберт Т.Б. Социальная ответственность бизнеса как показатель конкурентоспособности экономики. Проблемы и перспективы развития науки в России и мире// сборник статей Международной научно - практической конференции (1 декабря 2016 г., г. Уфа). В 7 ч. Ч.2 / - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С.113 - 118.
15. Перегудов С.П. Социальная ответственность бизнеса: возможности и пределы. М., 2010.
16. Социальная хартия российского бизнеса//Российский союз промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roscomsys.ru/upload/docs/ socialnaja_khartija__rossijjskogo_biznesa.pdf
17. Сусорова О.Ю. Корпоративная социальная ответственность предприятий как помощь в реализации социальной политики государства//Прикладные экономические исследования. 2015. - № 2 (6). - С. 41-45.
18. Феоктистова Е.Н. О корпоративной социальной ответственности в России [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ao-journal.ru/journal/lib/free/detail/ArticleID/176/
19. Шокола Я.В., Шраер А.В. Корпоративная социальная ответственность в системе социально-экономических отношений: генезис становления и развития//Актуальные проблемы экономики и управления. 2015. - № 1 (5). - С. 129-133.
20. Carroll A.B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct. Business and Society, 1999, № 38 (3), рр. 268–295.
21. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to increase its Profit // New York Times Magazine.– September, 13, 1970.– p.122-126.
22. www.europa.eu.int/ – Интернет-страница ЕС, посвящена регулированию СОБ на уровне ЕС та в странах-членах ЕС.
Вопрос-ответ:
Что такое корпоративная социальная ответственность (КСО) и как она развивалась в России?
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это практика бизнеса, основанная на учете влияния его деятельности на окружающую среду и общество в целом. В России КСО начала развиваться в начале 2000-х годов, когда всемирная практика КСО стала активно внедряться в страну.
Какая роль у корпоративной социальной ответственности в устойчивом развитии бизнеса?
Корпоративная социальная ответственность является фактором устойчивого развития бизнеса. Благодаря КСО компания может улучшить свой имидж, повысить уровень доверия со стороны клиентов и инвесторов, а также создать условия для развития местных сообществ и защиты окружающей среды.
Какие модели корпоративной социальной ответственности существуют?
Существуют различные модели КСО, включая филантропическую, этическую, экономическую и экологическую модели. Филантропическая модель предполагает простую финансовую поддержку благотворительных проектов. Этическая модель предполагает соблюдение этических принципов во всех аспектах деятельности. Экономическая модель сосредотачивается на создании долгосрочной стоимости для бизнеса. Экологическая модель направлена на уменьшение вредного воздействия на окружающую среду.
Как в России анализируется корпоративная социальная ответственность бизнеса?
В России анализ КСО бизнеса проводится на основе различных показателей, таких как финансовая отчетность компании, отчеты о социально-экологической деятельности, участие компании в проектах социальной ответственности и другие. Также проводятся исследования общественного мнения о роли бизнеса в решении социальных и экологических проблем.
Каким образом корпоративная социальная ответственность влияет на общество в России?
Корпоративная социальная ответственность влияет на общество в России, обеспечивая развитие местных сообществ, создание рабочих мест, помощь нуждающимся группам населения и повышение качества жизни. КСО также способствует решению социальных и экологических проблем и формированию здоровой конкурентной среды.
Что такое корпоративная социальная ответственность?
Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility, CSR) - это концепция, которая предполагает, что бизнес должен нести ответственность не только перед своими акционерами, но и перед широкой общественностью. В рамках CSR компании уделяют внимание таким аспектам, как этичность ведения бизнеса, устойчивость взаимоотношений с партнерами и поставщиками, забота о сотрудниках, охрана окружающей среды и участие в социальных проектах.
Какие теоретические взгляды на корпоративную социальную ответственность существуют?
Существует несколько теоретических подходов к корпоративной социальной ответственности. Одним из них является инструментальный подход, согласно которому компании осуществляют социально ответственное поведение только для достижения финансовых целей. Другим подходом является нормативный, согласно которому компании несут социальную ответственность по моральным нормам и ценностям общества. Кроме того, существует и концепция устойчивого развития, которая заключается в интеграции экономических, социальных и экологических аспектов при принятии бизнес-решений.
Какая модель корпоративной социальной ответственности самая распространенная?
Существует несколько моделей корпоративной социальной ответственности, и их выбор зависит от стратегии и целей компании. Однако, одной из самых распространенных моделей является триподходная модель. Она предполагает, что компании должны быть ответственными перед своими акционерами, сотрудниками и обществом в целом. Такая модель подразумевает баланс между финансовыми результатами и социальной политикой компании.