Нормализация процессов артикуляции, дыхания и фонации у детей с дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 06.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие процессов артикуляции, дыхания и фонации в современной науке 6
2. Особенности нарушения процессов артикуляции, дыхания и фонации у детей с дизартрией 15
3. Методические основы исследования нарушений артикуляции, дыхания и фонации у детей с дизартрией и способы их нормализации 19
Заключение 31
Список использованных источников 33
Структура логоритмических занятий предусматривает необязательную наличие всех названных элементов. Последовательность коррекционной работы варьируется в соответствии с характером речевых расстройств, индивидуальных и возрастных особенностей детей. При этом отмечаем, что ни одно средство логоритмикой, который мы предлагаем, не может рассматриваться как универсальное. Выбор средств и форм логоритмического влияния в специальных учреждениях для детей с нарушением речи и (или) логопедических группах при ДОУ подчиняется в первую очередь целям и задачам в-коррекционного процесса с учетом того, в какой степени то или иноелогоритмическое средство активирует артикуляции, фонации и дыханияи психофизические функции которые нуждаются в коррекции.Предлагаем следующую структуру логоритмических занятий разработанной нами методики: 1. Вступительная часть.Психомоторное развитие: упражнения на различные виды ходьбы, восхождения, бега. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания). "Рефлексозапрещенная" позиция. 2. Основная часть.Массаж, тактильно-проприоцептивная стимуляция. Упражнения на развитие орального праксиса и мимики. Артикуляционные упражнения (Логопедическая гимнастика по Т.В. Буденному). Упражнения на развитие речевого дыхания: типа, темную, согласование с речью. Упражнения на развитие КПСМ, творческой фантазии и воображения, голосообразования. Упражнения для развития мелкой моторики (игра на музыкальных инструментах, упражнения с предметами). Развитие дикции (упражнения без речевого или речевым сопровождением, фонопедическая гимнастика). Двигательные упражнения (упражнения с элементами танца, игры-драматизации). 3. Заключительная часть.Упражнения на расслабление мышечного тонуса. Слушание музыки.Занятия разрабатываются с учетом возможностей детей, их индивидуальных особенностей и этапа коррекции. При комплектования групп для проведения занятий по логоритмике влияет как клиническая форма дизартрии так и тип нарушения мышечного тонуса (спастический или паретичности (при дистонии учитывается доминирующий тип мышечного тонуса, который присущ детям во время речевого акта)). Все виды деятельности подчиняются одной теме и коррекционной цели.При выборе методов коррекционно-развивающей работы следует учитывать имеющиеся факторы логопедической работы с детьми с дизартрией определенные М.К. Шеремет, Н. Пахомов [5, с.81 - 82]: сопоставление конкретной методики с предвидением устранения неречевых (расстройства дыхания, артикуляционной моторки и голосовых нарушений) и речевых нарушений; учета особенностей речи ребенка, типологического и индивидуального характера нарушения; учета соответствия методики цели коррекционного процесса; осуществление логопедической коррекции в соответствии с составляющих ПСМ.В данной экспериментальной методике используются традиционные практические (упражнения в выполнении тех или иных способов действия, которые применяются в различных видах музыкально-ритмической деятельности), наглядные (показ иллюстрированного материала, демонстрации двигательных схем) и словесные методы и приемы логокорекционной работы: показ, объяснение, беседа, демонстрация, повторения. Доминирующим считаем метод пассивных и активных движений, который создает необходимые условия для понимания смысла и схемы движений, улучшения функционирования определенных групп мышц и регулирования нейродинамических проявлений двигательных нарушений как в двигательной, так и в речевой сферах. Все методические приемы данной экспериментальной методики используются с учетом клинической формы дизартрии (по локализационномупринципу) и типа мышечного тонуса. Это касается прежде всего использования и подбора музыкального материала, как средства коррекции речевой-двигательных нарушений.В сочетании слов музыкально-ритмическая деятельность подчеркивает характер деятельности: дети сначала слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под воздействием которых движения приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередование фраз - все это может отражаться в движении. В свою очередь движения помогают ребенку полнее воспринимать музыкальный образ [17].Музыка способствует выразительности движений. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.На логоритмических занятиях музыкальный руководитель развивает ребенка:путем развития психомоторных действий (ритмико-гимнастические упражнения, развитие;пространственных представлений, ощущение времени, своего тела, умение пользоваться своими;эмоциями и адекватно их выражать;путем использования в работе достижений культуры человечества, воспроизведение приобретенного и создание собственного.Первыми компонентами системы логоритмики является движение и его составляющие:Основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и удержания равновесия).Упражнения ритмической гимнастики, включающих в себя средства музыкально-ритмического воспитания:А) строевые упражнения в соответствии с музыкой (построение, перестроения, повороты на месте);Б) общеразвивающие упражнения под музыку (ОРУ), направленные на развитие различных групп мышц (рук, плечевого пояса, ног, туловища и др.), Выполняемые с атрибутами и без них;В) упражнения основной, художественной гимнастики и акробатики, выполняемые под музыкальное сопровождение («ласточка», волнообразные движения руками и туловищем, различные перевороты, стойка на лопатках, «мост», «рыбка» и др.);Г) элементы различных танцев - классических, современных, народных и средства хореографии;Д) специальные упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, дыхательной функции, мелкомоторной координации движений и благоприятного создания функциональной базы для развития речи ребенка (алфавитная гимнастика). К ним относятся упражнения пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики.Вторым и очень важным компонентом системы является слово. Предусматриваются различные формы использования языкового материала, а именно: проговаривание специально подобранных речитативов, выполнение под фонограмму песен, произношение отдельных фонем шепотом и громко (звуковая гимнастика). Координация движения со словом очень трудно дается детям с нарушениями речи, но именно это и способствует его развитию. Слово, особенно в стихотворных формах, в сочетании с движениями облегчает не только освоение правильного произношения, но и овладение движениями, потому что ритм стихотворной речи помогает сохранять ритмичность их выполнения. Таким образом, с одной стороны, двигательная активность ребенка помогает интенсивнее развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается темп речи, развивается речевой слух [34].Третьим компонентом методики является музыка. Движения, выполняемые под музыку в соответствии с ее структурными особенностями, характером, ритмом и темпом, являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, что позволяют свободно, красиво и координационно правильно выполнять двигательные задачи. Правильный подбор музыкального сопровождения улучшает не только эмоциональное состояние детей, но и качество движений, придает им особую выразительность, развивает координацию, способствует развитию различных типов памяти. Выполняя упражнения в соответствии с музыкой, дети учатся отличать музыкальные произведения по темпу, громкости звучания, размеру.Четвертым компонентом системы может быть сюжет, ведь логопедические занятия строятся на основе комплексного игрового метода, то есть в игровой форме по определенному сюжету - русских и зарубежных сказок, рассказов, по историям воображаемых путешествий и др. Итак, слова и движение под музыку, соединенные определенным сюжетом является средством исправления речевых и двигательных нарушений у детей.Таким образом, мы рассмотрели ряд современных средств коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией, среди присутствуют игровые средства, средства наглядности, моделирования и, что особенно важно в контексте нашего исследования, логопедическую ритмику.ЗаключениеВ современной науке проблемы дифференциальной диагностики и коррекции речевых нарушений рассматриваются в нескольких аспектах: клиническом (или неврологическом), нейропсихологическом, психолингвистическом, лингвистическом и психолого-педагогическом.Дизартрия - нарушение звукопроизношения и просодического компонента речи, вызванные нарушениями иннервации речевого аппарата, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения фонетической стороны речи являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией. Нарушение звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.Расстройство фонологического уровня речи в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации, коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения. Порядок автоматизации и постановки звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует настойчивости и большего времени, чем при дислалии.Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дислексии и дисграфии. При дизартрии необходима ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях - логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.Список использованных источниковАртемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей // О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов // Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. - М„ 1987.-С. 87.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - № 4.Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. / Коррекционная педагогика. -2004.Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: илЦейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русскойинтонации. — М., 1999.
1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей // О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов // Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).
4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
5. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
6. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3
7. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
8. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
9. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. — М., 1961.
10. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
12. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
13. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
15. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. - М„ 1987.-С. 87.
16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.
17. Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.
18. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
19. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.
20. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - № 4.
21. Федосова О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии. / Коррекционная педагогика. -2004.
22. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
23. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил
24. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
25. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.
Вопрос-ответ:
Что такое артикуляция дыхания и фонации?
Артикуляция дыхания и фонации - это процессы, связанные с совместным функционированием дыхательной и речевой систем у человека. Дыхательная артикуляция отвечает за правильную работу дыхания при произнесении звуков, а фонация - за правильное образование и произношение звуков при помощи голосовых связок.
Какие особенности нарушения артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией?
Дети с дизартрией могут иметь различные нарушения артикуляции дыхания и фонации, такие как недостаточная контроля над дыханием, слабые голосовые связки, нарушения в работе межъязыковых сочленений. Эти особенности могут сказываться на голосе и произношении звуков, делая речь неразборчивой.
Какие методы нормализации процессов артикуляции дыхания и фонации используются у детей с дизартрией?
Для нормализации процессов артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией используются различные методические подходы, включающие гимнастику для голосовых связок и дыхательных мышц, упражнения на правильное образование звуков и артикуляцию, а также занятия с логоритмической структурой, которые помогают развивать речевые навыки.
Какие исследования проводятся для изучения нарушений артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией?
Для изучения нарушений артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией проводятся различные исследования, включающие анализ активности дыхательных мышц и голосовых связок, изучение физиологических процессов в речевом аппарате, а также оценку показателей речи и воспроизводимости звуков. Эти исследования помогают лучше понять причины и механизмы нарушений и разработать эффективные методики нормализации.
Какова структура логоритмических занятий для детей с дизартрией?
Структура логоритмических занятий для детей с дизартрией предусматривает необязательную наличие всех названных элементов. Она может включать различные упражнения на дыхание, гимнастику для голосовых связок, упражнения на артикуляцию и обучение правильному произношению звуков. Целью таких занятий является развитие речевых навыков и нормализация артикуляционных процессов у детей с дизартрией.
Что такое процессы артикуляции дыхания и фонации?
Процессы артикуляции дыхания и фонации - это механизмы, которые контролируют произношение звуков и регулируют дыхательные функции человека. Они включают в себя работу дыхательных мышц, голосовых связок, губ, языка и других анатомических структур, отвечающих за формирование звуковой сигнала.
Какие особенности нарушения процессов артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией наблюдаются различные нарушения процессов артикуляции дыхания и фонации. Это может быть неправильное дыхание (поверхностное или неполное), гиперфункция или гипофункция голосовых связок, нарушения координации движений губ и языка при произношении звуков. Такие нарушения могут привести к нечеткому или неразборчивому произношению речи, трудностям в артикуляции определенных звуков и общим нарушениям интонации и ритма речи.
Какие методические основы исследования нарушений артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией?
Для исследования нарушений артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией применяются различные методы. Это анализ артикуляционного аппарата, аудио- и видеозаписи речи, специальные тесты и опросники для выявления проблемных звуков. Кроме того, проводятся комплексные упражнения и тренировки для нормализации процессов артикуляции и развития правильного дыхания и фонации у детей.
Какими способами можно нормализовать процессы артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией?
Существуют различные способы нормализации процессов артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией. Это включает в себя специальные упражнения и гимнастику для развития дыхания и укрепления мышц артикуляционного аппарата, тренировки для улучшения координации движений губ и языка, работу над правильным произношением звуков и развитием интонации и ритма речи. Также важным аспектом является комплексная реабилитация с участием логопеда, физиотерапевта и других специалистов.
Что такое процессы артикуляции дыхания и фонации?
Процессы артикуляции дыхания и фонации - это две основные функции, связанные с производством звука при речи. Артикуляция дыхания отвечает за правильное движение дыхательных органов при произнесении звуков, а фонация - за формирование звуков посредством вибрации голосовых связок.
Какие особенности нарушения процессов артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией часто наблюдаются проблемы с правильным движением дыхательных органов и формированием звуков. Они могут иметь недостаточный контроль над дыханием и голосом, что влияет на четкость и понятность произношения. Также возможны повторы, искажения и затруднения в произношении определенных звуков.
Как происходит нормализация процессов артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией?
Нормализация процессов артикуляции дыхания и фонации у детей с дизартрией осуществляется посредством специальных методик и занятий. Эти методики включают в себя различные упражнения и тренировки, направленные на укрепление дыхательных и голосовых мышц, улучшение контроля над дыханием и голосом, а также на развитие правильной артикуляции звуков. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности.