Развитие речи у не говорящих детей при ДЦП
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 44 + 44 источника
- Добавлена 08.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи у не говорящих детей при ДЦП 5
1.1. Речь и ее значение в развитии ребенка 5
1.2. Проблема речевого развития детей с ДЦП 12
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению речевого развития речи у не говорящих детей при ДЦП 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 24
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Задачами экспериментального исследования являлось:- изучение, анализ, подбор методик исследования речевого развития детей с ДЦП;- изучение документации на каждого ребенка, подборка детей,- проведение диагностики речевого развития детей раннего возраста экспериментальной и контрольной групп,- анализ и сравнение результатов исследования в обеих группах.Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста включает задания [5; 24], которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков:1. исследование неречевых процессов: конструктивной деятельности, рисования, слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, общей и тонкой моторики — проводится детским психологом (материалы методики Е.Ф. Архиповой);2. исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом (материалы методики Г.В. Чиркиной).Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностьюего деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание на:1. умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;2. то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);3. ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;4. эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок сознательно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это обязательно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить задание.Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание. Ниже мы приводим некоторые задания, которые могут быть предъявлены логопедом ребенку конца второго года жизни. При выполнении этих заданий их последовательность можно менять, однако следует придерживаться некоторых общих принципов.1. «Полоса препятствий»Задание направлено на определение уровня моторной компетенции ребенка (общая моторика) и его умения выполнять разнообразные движения по словесной инструкции. (см. Приложение 1.)2. «Собери пирамидки»Задание направлено на выявление у ребенка умения соотносить свои действия с речевой инструкцией, а не только выполнять задания по показу, изучение процессов становления его зрительного гнозиса и праксиса, моторной ловкости (мелкая моторика). (см. Приложение 2.)3. «Узнай (найди) звучащую игрушку»Задание направлено на выявление уровня слухового внимания к неречевым сигналам.(см.Приложение 3.)4. «Кто так говорит?»Задание направлено на выявление уровня слухового внимания и фонематического восприятия речевых сигналов, а также общего характера непроизвольных движений губ при речевых реакциях в игровой ситуации.(см. Приложение 4.)5. «Пускаем кораблики»Задание направлено на определение объема произвольных движений губ, владения коммуникативными жестами. (см. Приложение 5)6. «Прячем игрушку»Задание направлено на выявление объема понимаемых ребенком предложно-падежных конструкций (предлоги в, на, за, под, между). (см. Приложение 6)7. «Что это такое?»Задание направлено на выявление актуального уровня словарного запаса ребенка (предметного словаря), особенностей его слухо-речевой памяти и произвольного внимания. (см. приложение 7)8. «Что делает?»Задание направлено на выявление объема понимания слов-действий.(см. Приложение 8)9. «Чье это?»Задание направлено на определение умения ребенка соотносить бытовые предметы и вещи с их владельцами. (см. Приложение 9)10. «Один и много»Задание направлено на выявление уровня сформированности у ребенка элементарных количественных представлений. (см. Приложение 10)11. «Слушаем рассказ»Задание направлено на выявление уровня понимания ребенком короткого рассказа. (см. Приложение 11)Для удобства интерпретации нами была введена балльная система, где за выполнение каждого из заданий ребенок получал максимум 3 балла:3 балла- ребенок справляется самостоятельно2-балла – при помощи логопеда или воспитателя1 балл- ребенок не справился с заданием.Непосредственно логопедических тестов 9, то есть уровень речевого развития будет выглядеть так:1-9- низкий уровень10-18 – средний уровень19-27- высокий уровень.Представленные методики позволили провести комплексное изучение развития речи у детей раннего возраста.2.2. Анализ результатов исследованияПосле проведения констатирующего этапа исследования по методикам Г.В. Чиркиной и Е.Ф. Архиповой нами были получены следующие результаты.Таблица 1.Результаты констатирующего этапа исследованияЗаданиеИспытуемый123456789СуммаЭкспериментальная группа1232122112162121121111113112122222154212222112155121112111116111111212117322122223198323232232229222122232181011322322117Среднее1,71,71,91,31,91,91,61,71,8 Контрольная группа1232122112162122131112143222112222164212221112145111112111106111211212127322122122178322232132209111231122141022232121217Среднее1,81,71,71,621,51,31,51,9 Рис.1. Результаты констатирующего этапа исследования (по уровням)Рис.1. Результаты констатирующего этапа исследования (по баллам).Как мы видим, на констатирующем этапе дети как в экспериментальной, так и в контрольной группе в основном имеют речевое развитие среднего уровня, причем наиболее слабо развитыми оказались артикуляционные движения, понимание предложно-падежных конструкций, умение соотносить бытовые предметы с их хозяевами, а также количественные представления.В целом, речевые нарушения касаются как импрессивной, так и экспрессивной стороны речи, что проявляется в нежелании общаться, непонимании небольших текстов, сниженном уровне слухового внимания. Описанные особенности мы учтем в ходе коррекционной работы с тем, чтобы развитие речи охватывало наиболее проблемные моменты.ЗаключениеСвязь познавательных процессов и речи человека несет в себе исторический характер. Данная связь создается лишь на предопределенном этапе истории развития целесообразных познавательных процессов. При достижении высшего уровня в своем развитии процессы преобразовываются в высшие психические функции, тогда данная связь оказывается настолько органичной, естественной для них, что кажется, будто она от природы присуща данным познавательным процессам. Система коррекции речевых нарушений у детей с детским церебральным параличом в структуре комплексного, дифференцированного влияния способствует не только совершенствованию коррекционно-логопедического процесса, направленного на преодоление речевых нарушений, но и на оптимизацию процесса формирования личности, воспитания и обучения детей, более успешную социальную адаптацию в целом.Для осуществления работы по организации коррекционно-логопедического сопровождения детей раннего возраста нами было проведено исследование компонентов речевого развития. Нами выявлено, что многие компоненты (в частности словарь) являются недостаточно развитыми. При разработке методики логопедического сопровождения мы исходили их возрастных особенностей развития речи и материала, предусмотренного программой для детей данного возраста. Повторное исследование показало, что проведенная работа по организации речевого развития детей раннего возраста является эффективной и приводит к позитивной динамике общего речевого развития ребенка раннего возраста.Список использованной литературыАлексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Алпатов В.М. История лингвистических учений / В.М. Алпатов. – М., 2001. – 368 с. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. Академия медицинских наук СССР / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.Белянин В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. – М.: Флинта, 2008. – 232 с.Бордовская Е. В. К вопросу изучения речевых и психических нарушений детей, страдающих психической депривацией / Е. В. Бордовская. – СПб. : Образование, 1997. – С. 102–103. Волкова Г. А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи / Г. А. Волкова, М. А. Ярмакович // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л., 1987. – С. 3–11. Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт. – СПб., 2002. – 168 с.Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии [избр. соч.] / Л. С. Выготский. – М., 1983. – С. 6-84. – (Т. 5). Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.Доронова Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет // Ребенок в детском саду. 2002. № 2. С. 49—55.Дубровина И. В., Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 464 с.Жинкнн Н.И. Язык - Речь - Творчество: Избр. тр. / Сост., прим. С.И. Гиндина. – М.,1998. – 366 с.Зимняя, И.А. Лингвопсихологня речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М., 2008. — 182 с.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. Пособие / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.Леонтьев А.И. Проблемы развития психики / А.И. Леонтьев. – М., 1972.– 345 с.Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н.И.Лепская. – М.: МГУ, Филологический факультет, 1997. –151с.Лисина М. И. Этапы генезиса речи как средства общения / М. И. Лисина // Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1998. – С. 169-176. Лисина М.И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина – М.: Педагогика, 1986. – С.31-57Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции у детей / В. И. Лубовский. – М., 1978. – 223 с. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В.И. Лубовский. – М., 1978. – 224 с.Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; [под ред. Е. Д. Хомской]. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.Маклаков А. Г. , Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001. – 592 с.Мухина B.C. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. –272 с. Петровский А., Петровский В. "Я" в "других" и "другие" во "мне" // Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990. – с. 240-246.Петровский А.В. Психология в России. XX век / А.В. Петровский. – М., 2000. – 312 с.Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240Приходько О. Г. Как научить малыша говорить. Серия : Наука–практике / Отв. ред. О. А. Безрукова. – М., 2010. – 74 с.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.А. Федорович. Составители И.В. Макаренко, Л.А. Федорович – Кременчуг: Христианская Заря, 2008. – 217 с.Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста/ Розенгарт-Пупко Г.Л. – М., Академия педагогических наук РСФСР, 1963. – 96 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1999.– 487 с.Соботович Е. Ф. Психологопедагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя у детей: автореф. дис. докт. пед. наук / Е. Ф. Соботович. – М., 1984. – 49 с. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. – М.: Педагогика, 1978.Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР / Л. Ф. Спирова. – М. : Педагогика, 1980. – С. 24–32.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009.Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983. - 213 с.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Алпатов В.М. История лингвистических учений / В.М. Алпатов. – М., 2001. – 368 с.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. Академия медицинских наук СССР / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.
4. Белянин В. П. Психолингвистика / В. П. Белянин. – М.: Флинта, 2008. – 232 с.
5. Бордовская Е. В. К вопросу изучения речевых и психических нарушений детей, страдающих психической депривацией / Е. В. Бордовская. – СПб. : Образование, 1997. – С. 102–103.
6. Волкова Г. А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи / Г. А. Волкова, М. А. Ярмакович // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л., 1987. – С. 3–11.
7. Вундт В. Введение в психологию / В. Вундт. – СПб., 2002. – 168 с.
8. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии [избр. соч.] / Л. С. Выготский. – М., 1983. – С. 6-84. – (Т. 5).
9. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
10. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.
11. Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2004.
12. Доронова Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет // Ребенок в детском саду. 2002. № 2. С. 49—55.
13. Дубровина И. В., Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 464 с.
14. Жинкнн Н.И. Язык - Речь - Творчество: Избр. тр. / Сост., прим. С.И. Гиндина. – М.,1998. – 366 с.
15. Зимняя, И.А. Лингвопсихологня речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М., 2008. — 182 с.
16. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
18. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
19. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. Пособие / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
20. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики / А.И. Леонтьев. – М., 1972.– 345 с.
21. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации / Н.И.Лепская. – М.: МГУ, Филологический факультет, 1997. –151с.
22. Лисина М. И. Этапы генезиса речи как средства общения / М. И. Лисина // Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1998. – С. 169-176.
23. Лисина М.И. Потребность в общении. Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина – М.: Педагогика, 1986. – С.31-57
24. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции у детей / В. И. Лубовский. – М., 1978. – 223 с.
25. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В.И. Лубовский. – М., 1978. – 224 с.
26. Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; [под ред. Е. Д. Хомской]. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.
27. Маклаков А. Г. , Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001. – 592 с.
28. Мухина B.C. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. –272 с.
29. Петровский А., Петровский В. "Я" в "других" и "другие" во "мне" // Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990. – с. 240-246.
30. Петровский А.В. Психология в России. XX век / А.В. Петровский. – М., 2000. – 312 с.
31. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240
32. Приходько О. Г. Как научить малыша говорить. Серия : Наука–практике / Отв. ред. О. А. Безрукова. – М., 2010. – 74 с.
33. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.А. Федорович. Составители И.В. Макаренко, Л.А. Федорович – Кременчуг: Христианская Заря, 2008. – 217 с.
34. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста/ Розенгарт-Пупко Г.Л. – М., Академия педагогических наук РСФСР, 1963. – 96 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 1999.– 487 с.
36. Соботович Е. Ф. Психологопедагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя у детей: автореф. дис. докт. пед. наук / Е. Ф. Соботович. – М., 1984. – 49 с.
37. Сохин Ф. А. Осознание речи дошкольниками. – М.: Педагогика, 1978.
38. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР / Л. Ф. Спирова. – М. : Педагогика, 1980. – С. 24–32.
39. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. : Просвещение, 1981. – 176 с.
40. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. Москва 2008г.
41. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2010.
42. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Владос, 2010.
43. Шаховская С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009.
44. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Педагогика, 1983. - 213 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет развитие речи у не говорящих детей с ДЦП?
Развитие речи у не говорящих детей с ДЦП имеет огромное значение для общения, социализации и повышения качества жизни таких детей. Речь является основным средством общения и взаимодействия между людьми, поэтому развитие речи играет важную роль в интеграции таких детей в общество.
Какие проблемы возникают при речевом развитии у детей с ДЦП?
У детей с ДЦП возникают различные проблемы связанные с речевым развитием. Одна из основных проблем - это отсутствие или сильное ограничение возможности говорить и общаться с окружающими. Причиной этой проблемы является поражение части головного мозга, отвечающей за контроль и координацию движений речевого аппарата. Другими проблемами могут быть нарушения слуховой восприимчивости, понимания речи, формирования звуков и словарного запаса.
Как организовано исследование развития речи у не говорящих детей при ДЦП?
Исследование развития речи у не говорящих детей при ДЦП проводилось с использованием определенных методик и подходов. Исследователи анализировали результаты обследования и наблюдений у таких детей, изучали их способность к формированию связных высказываний, использованию жестов и мимики для коммуникации, словарный запас и другие аспекты речи. Организация исследования включала подбор участников, проведение тестов и анализ результатов.
Какие были результаты экспериментального исследования?
Экспериментальное исследование развития речи у не говорящих детей при ДЦП позволило получить ряд интересных результатов. Было выявлено, что дети, неспособные говорить, с использованием различных методик и тренировок могут развивать коммуникативные навыки и использовать альтернативные способы общения, такие как жесты, мимика и дополнительные средства коммуникации. Кроме того, исследование показало, что речь у таких детей может значительно улучшаться при раннем и комплексном подходе к психологической и логопедической помощи.
Каково значение речи в развитии ребенка?
Речь играет очень важную роль в развитии ребенка. Она является основным средством общения и передачи информации, а также способом выражения мыслей, эмоций и потребностей. Развитие речи позволяет ребенку лучше социализироваться, учиться и взаимодействовать с окружающим миром.
Какие проблемы могут возникнуть в речевом развитии детей с ДЦП?
У детей с ДЦП может быть ряд проблем с речевым развитием. Они могут испытывать трудности с произношением звуков, формированием слов и предложений, пониманием речи других людей и самовыражением. Эти проблемы обусловлены нарушением мышечного контроля и координации, которые характерны для ДЦП.
Как организована экспериментальная работа по изучению речевого развития не говорящих детей с ДЦП?
Экспериментальная работа включает в себя использование различных методик исследования, таких как тесты на понимание и произношение слов, предложений и текстов, анализ общения и коммуникативных навыков ребенка, наблюдение и запись его речи в различных ситуациях и условиях. Задачей исследования является изучение особенностей развития речи у детей с ДЦП и определение путей и методов их развития.
Какие результаты были получены в исследовании?
В результате исследования было выявлено, что развитие речи у не говорящих детей с ДЦП может быть достигнуто с помощью специальных методик и индивидуального подхода. Дети могут научиться произносить звуки, формировать слова и предложения, а также понимать и использовать речь для коммуникации. Однако, для достижения успеха требуется систематическая и длительная работа с ребенком.
Какими методиками можно развивать речь у не говорящих детей с ДЦП?
Существует много методик и подходов для развития речи у не говорящих детей с ДЦП. Они включают в себя использование упражнений на артикуляцию и произношение звуков, обучение построению предложений и рассказу, игры и задания на развитие словарного запаса и понимания речи, а также использование различных коммуникативных средств, таких как картинки, жесты и символы. Важно подбирать методики, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и его специфические трудности в речевом развитии.
Зачем развитие речи важно для не говорящих детей с ДЦП?
Развитие речи имеет огромное значение для не говорящих детей с ДЦП, поскольку язык является основным средством общения и коммуникации. Развитие речи у таких детей помогает им установить контакт с окружающими, выразить свои потребности, мысли и эмоции, а также развить свои когнитивные способности и социальные навыки.