формирование и развитие личности
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 08.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность понятия личность 5
1.Понятие личности 5
1.2.Элементы и типология личности 9
2.Формирование и развитие личности 15
2.1. Этапы развития человека — ступени формирования и становления личности 15
2.2.Формирование личности на определённых этапах развития человека 18
2.3.Социализация, как процесс формирования личности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
В рассматриваемом возрасте решительно определяются и углубляются нравственные и политические взгляды. Они делаются глубокими и достаточно полными, а основное, проверенными жизнью. Располагает зрелый возраст оптимальными субъективными условиями деятельности: максимально развиваютсяумственные и физические силы, основательность навыков и знаний.Пожилой возраст Неприметно для себя, а часто и для окружающих, человек переходит в период жизни, который называется пожилым, имеющий границы в пределах 61-74 года. Значительных изменений в моральных и психологических особенностях личности, в особенности, в первом пятилетии, не наблюдаются. Как правило, на том же уровне сохраняются творческие способности личности, они увеличиваются на большее мастерство. Остается чувство нового и способность творить; широко распространяется совмещенное творчество - рабочий, он же и актер; врач, инженер и художник (живописец, актер, музыкант). Опытность и чувство эрудиции пожилого человека устанавливают его тенденцию к менторскому тону по отношению к молодежи. Право существовать учителем и наставником отвечает действительным возможностям личности рассматриваемого возраста. Кое-какое ослабление сил и возможностей можно наблюдать к началу второй половины пожилого возраста; наблюдается ослабление образной памяти при достаточном объеме внимания, зрения, физической силы (сдает сердце). Порой наблюдается в данном возрасте мало осознанное чувство зависти к молодости и тяготение к соревнованию с ней, как в труде, так и в развлечениях во время отдыха. .Старческий возраст Старческий возраст (75-90 лет), как считают с древнейших времен, - возраст мудрости. Этов самом деле так. Личность проходит большую школу общественной жизни, социальной деятельности, труда. В течении продолжительного времени жизни личность смогла испытать себя во всех отношениях, понять других, обогатить себя практическими и теоретическими знаниями, выработать способность подходить благоразумно к разным проблемам жизни, не торопиться в решениях, обдумывая все «за» и «против». В старости человек отличается твердостью и определенностью взглядов на жизнь, убеждений. В старческом возрасте личность сохраняет работоспособность, хотя нервно-психическая, как и физическая утомляемость у неевесьма повышена. Данное противоречие смещается благодаря методичности и организованности в деятельности.В старческом возрасте личность добивается решения задач при наименьшей затрате физических и психических усилий благодаря совершенным навыкам и умениям.Э.Эриксон раскрыл и описал восемь психологических жизненных кризисов, которые неминуемо наступают у любого человека:1. Кризис доверия — недоверия (на протяжении первого года жизни).2. Автономия в противоположность стыду и сомнениям (в возрасте примерно 2—3 года).3. Возникновение инициативности в противовес чувству вины (около 3-6 лет).4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности(в возрасте от 7 до 12 лет).5. Личностное самоопределение в противоположность конформизму и индивидуальной серости и (от 12 до 18 лет).6. Общительность и интимность в противовес психологической личностной изолированности (примерно 20 лет).7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).Позитивную оценку порождает позиция Э.Эриксона, что усвоение человеком новых общественных ролей составляет важный момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем порождает возражение линия аномального развития личности, которую очертил Э.Эриксоном для этих возрастов. Онаочевидно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и другие формы. Вероятно, что на систему взглядов Э.Эриксона оказали сильное воздействиеклиническая практика и психоанализ.2.3.Социализация, как процесс формирования личностиСоциализация личности подразумевает, что объектом исследования является не одно или несколько, а весь комплекс общественно-значимых качеств человека в их тесном взаимодействии и единстве. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, трудолюбие, убежденность, культуру, воспитанность, физическую подготовку, стремление жить по законам красоты и т.п. Под агентами социализации понимают конкретных людей, обучающие человека культурным нормам и помогающие усвоить социальные роли.Агенты первичной социализации - люди, составляющие ближайшее окружение человека (родственники, родители, друзья). Они исполняют много функций (отец - воспитатель, друг, учитель, опекун и т.п.), их функции взаимозаменяемые (к примеру, отец на некоторых условиях может взять на себя исполнение функций матери в отношении ребенка). Вместе с тем, любой агент дает индивиду в процессе социализации именно то, что он может дать.Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, партий, средств массовой информации и др. Контакты с данными агентами являются недолгими, а их воздействие, в основном, слабее чем у агентов первичной социализации. Любой из них исполняет не более одной-двух функций, их функции специализированные, поэтому нельзя взаимозаменить (к примеру, функции милиционера и священника). Особенностью данных агентов является то, что они, в основном, получают денежное вознаграждение за исполнение своих функций.Под институтами социализации понимают учреждения, влияющие на процесс социализации, направляющие его. Они развивают личность, расширяют его знания о мире, его понимание того, какое желаемое и нежелательное социальное поведение.Институты первичной социализации - семья, компания друзей, может быть коллектив одноклассников.Семья вырабатывает первые и прочные общественные связи. В семье человек овладевает языком, изучает основные элементы культуры. Семья вырабатывает идентичность человека в категориях пола, нации, расы, религии.Компания друзей, в отличие от семьи, состоит из индивидов одинакового возраста и равного общественного статуса Институты вторичной социализации - армия, церковь, суд, средства массовой информации и т.д.Школа - это социальный институт, непосредственно отвечающий за предоставление лицу некоторой информации, вырабатывания умений, навыков и привитие ценностей, которые общество считает необходимыми для жизни в нем.Средства массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, книги, Интернет, газеты и журналы, кассеты и компакт-диски и т.д.) воздействуют на социализацию, предлагают дополнительные, часто альтернативные модели социальных ролей, общественных ценностей и норм.Таким образом, социализация — это двусторонний процесс, который включает: вхождение индивида в социальную среду путем усвоения социального опыта, системы социальных связей, ценностей и норм, которые позволяют ему функционировать в качестве члена общества (влияние среды на человека); процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду (влияние человека на среду в ходе деятельности). Человек является и объектом и субъектом общественных отношений. Нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Десоциализация значит, что на определенной стадии нормальной социализации личности совершается ее некоторая деформация, когда она попадает под воздействие негативной микросреды - дворовой компании сверстников, преступной группы, вследствие чего у нее случается разрушение прежних положительных ценностей и норм, взамен которых перенимаются новые антиобщественные нормы, образцы поведения, ценности. Отставание в социализации значит несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех положительных норм, образцов поведения, предписывающиеся обществом для любого этапа социализации. Под ресоциализацией понимают исправление осужденных, включение их в нормальный процесс социализации. Социальная реабилитация — восстановление социальных функций и нормализация психических состояний бывших осужденных, наркоманов, больных, лиц, переживших стресс во время аварий, природных стихийных бедствий, боевых действий. Таким образом, социализация – процесс, с помощью которого индивид становится членом общества, усваивает его нормы и ценности, овладевает теми или другими социальными ролями. При том, старшее поколение передает младшим свои знания, вырабатывает у них умения, которые необходимы для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивает преемственность культуры, включая язык, нормы, ценности, обычаи, мораль.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог, данной работе, отметим, что такое личность, ученые как мы поняли из работы, отвечают различно, и в разнообразности их ответов, а частично и в расхождении мнений на данный счет, выражается сложность самого феномена личности. Всякое из определений личности, которые имеются в литературе по психологии, заслуживает того, чтобы учитывать его в поисках глобального определения личности.Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек, как биологическое существо, но совсем нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в ходе развития: приобретает речь, сознание, привычки и навыки в обращении с людьми и вещами, делается носителем общественных отношений.В ходе развития человеком раскрываются внутренние свойства, которые заложены в нем природой и сформированы в нем жизнью и воспитанием: социальное и биологическое. Как считают многие ученые, в качестве главного фактора в ходе формирования личности выступает собственно воздействие социума.В заключении я хотела бы подвести итог данной работы, сделать общий вывод. Таким образом, формирование личности – это сложный, продолжительный процесс и обозначает превращение его из биологического индивида в социальное существо - личность. Данное превращение совершается в ходе социализации человека, его интеграции в общество, в разные типы общественных структур и групп с помощью изучения установок, ценностей, общественных норм, образцов поведения, на основании которых складываются социально-значимые качества личности, то есть освоение индивидом требований общества.Кое-какие особенности личности в нас уже заложены при рождении, имею ввидубиологический фактор развития личности, иные мы вырабатываем в ходе нашей жизни. В этом нам помогает окружающая среда, поскольку среда играет весьма значимую роль в формировании личности. Впрочем, об этом говорилось выше, поэтому не будем повторяться. Лучше в завершении работы попытаемся ответить на вопрос: “Что такое стать личностью?”По моему мнению, стать личностью – означает, во-первых, занять некоторую жизненную, нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени понимать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведь истоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечном результате определяются тем социальным, нравственным значением, которое она подлинно являет своей жизнью.В ходе формирования и развития личности огромную роль играет самовоспитание, особенно в обществах, созданных на коллективных началах. Самовоспитание закладывает нравственные основы личности, моральные представления, убеждения, привычки, нравственный идеал. Личность развивается и формируется на всем протяжении жизни: от раннего возраста до старости. В полной мере личность может проявлять свои качества в возрасте, не ранее 25 лет. Собственно в это время формируются моральные качества индивида. Его мировоззрение становится более устойчивым, полным. Он, в конце концов, начинает осознавать свою сущность, свое место в обществе и цели в жизни. Стоит еще упомянуть о людях с редкими, блистательными, уникальными способностями, о личностях с большой буквы, которых называют незаурядными. Они не только воздействуют на развитие общества, они основывают в истории яркие события, в их руках находятся многие человеческие жизни. Недаром память о них вечна, их будут помнить всегда.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГуревич П.С. Психология.-М.: Юнити-Дана, 2012.-319сКараванова Л.Ж. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-264сМаклаков А.Г. Общая психология.-СПб.: Питер, 2012.Малкина-Пых И.Г. Психология. Основные отрасли.-М.: Человек, 2014.-323сНемов Р.С. Психология.-М.: Владос, 2014.-688сПетров И.Ф. Социализация как процесс формирования личности.-Научное периодическое издание Ин Сити, №1-2, 2016.Петров И.Ф. Личность в контексте культурных потребностей .-Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2012.-150сРубинштейнС.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер», 2000.Сорокун П.А. Основы психологии.-Псков: ПГПУ, 2005.-312сСтепанов В.Е. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-518сСтоляренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-423с.Трофимова Н.М. Общая психология.-СПб.: Питер, 2005.Шарипов Ф.В. Педагогика и психология.-М.: Логос, 2012.-347сХарламова Т.М. Психология влияния.-М.: Флинта, 2011.-111с
2. Караванова Л.Ж. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-264с
3. Маклаков А.Г. Общая психология.-СПб.: Питер, 2012.
4. Малкина-Пых И.Г. Психология. Основные отрасли.-М.: Человек, 2014.-323с
5. Немов Р.С. Психология.-М.: Владос, 2014.-688с
6. Петров И.Ф. Социализация как процесс формирования личности.-Научное периодическое издание Ин Сити, №1-2, 2016.
7. Петров И.Ф. Личность в контексте культурных потребностей .-Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2012.-150с
8. РубинштейнС.П. Основы общей психологии. - СПб изд. «Питер», 2000.
9. Сорокун П.А. Основы психологии.-Псков: ПГПУ, 2005.-312с
10. Степанов В.Е. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-518с
11. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-423с.
12. Трофимова Н.М. Общая психология.-СПб.: Питер, 2005.
13. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология.-М.: Логос, 2012.-347с
14. Харламова Т.М. Психология влияния.-М.: Флинта, 2011.-111с
Формирование и развитие личности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Российской ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Институт Прокуратуры
Кафедра правовой психологии и судебных экспертиз
Курсы
По дисциплине: юридическая психология
На тему:
Формирование и развитие личности
выполнил: студент 202 гр.
Басанов Николай Дмитриевич
Екатеринбург, 2011
Содержание
личность девиантная психология возраста
Введение
Глава 1. Концепция личности
.1Что такое личность 1.2Свойства личности и общество .3Девиантная личность Глава 2.Формирование и развитие личности .1 Развитие личности и самовоспитание .2 формирование личности на определенных этапах развития человека .2.1 раннего возраста .2.2 Дошкольного возраста .2.3 детей школьного возраста .2.4 Юность .2.5 Юность .2.6 Зрелый возраст .2.7 возраст .2.8 Старческого возраста Вывод библиография Введение Понятие «личность» употребляется с целью характеристики человека общественного, социального существа. В Древней Греции, оно означало маску, которую надевал актер в театре. У римлян это слово было использовано с указанием социальной функции, например, личность судьи. Позже, в разделе личности стали включать роль, которую играет тот или иной человек в обществе. В социологии, психологии и других общественных науках личность определяется как давление в системе социально значимых черт (качеств), характеризующих индивида как продукт общественного развития и включения его в систему социальных отношений посредством активной предметом деятельности и общения.