Понятие,сущность и функции конституции
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 09.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1 Общая характеристика конституции 4
1.1. Понятие и признаки конституции 4
2.1. Юридические свойства конституции 7
Глава 2 Значение конституции в системе права 11
2.1. Функции конституции 11
2.2. Содержание конституции 12
Заключение 27
Список литературы 29
Система органов государственной власти в РФ как и в любом демократическом государстве строится на основании принципа разделения властей. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (Конституция РФ) в ст. 10 устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Таким образом, принцип разделения властей является одной из основ конституционного строя РФ. Разделение властей в демократическом государстве производится с целью недопущения узурпации власти одним из органов государства, органы каждой из ветвей власти, осуществляя свои функции, имеют возможность контролировать деятельность других органов. Система органов государственной власти РФ закреплена в Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает общие принципы организации государственной власти на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Также Конституция РФ содержит определение порядка образования и полномочий высших органов государственной власти. В соответствии с Конституцией система органов государственной власти РФ строится следующим образом.
Высшим законодательным органом является Федеральное собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. Ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Представительный характер означает, что Федеральное собрание представляет интересы избравшего его населения. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Ст. 95 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются населением на основе всеобщих равных и прямых выборов. Помимо основных полномочий по принятию законов, Государственная Дума и Совет Федерации обладают полномочиями по назначению на должность некоторых должностных лиц, например Уполномоченного по правам человека, Председателя Центрального банка, председателя Счетной палаты, Генерального прокурора, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Поскольку РФ является федеративным государством, то помимо высшего органа законодательной власти в субъектах РФ образуются и действуют законодательные органы власти субъектов РФ. Их структура и полномочия определяются соответствующими законами субъектов РФ.
Согласно Конституции РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Вопросы установления системы федеральных органов исполнительной власти находятся в ведении РФ, система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Таким образом, система органов исполнительной власти в РФ отражает федеративное устройство РФ и состоит из следующих звеньев:
1) федеральные органы исполнительной власти
2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
3) органы исполнительной власти субъектов РФ
Федеральные органы исполнительной власти при этом также образуют систему в соответствии с объемом своей компетенции. Высшим органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему органов исполнительной власти является Правительство РФ действующее на основании закона о правительстве. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Система иных федеральных органов исполнительной власти состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
Спорным является положение в системе разделения властей Президента РФ. Ст. 80 Конституции РФ устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно Конституции РФ он не входит ни в одну из ветвей власти, однако наделяется наиболее обширными полномочиями именно в сфере исполнительной власти. Так Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, принимать решение об его отставке. Президент РФ своим указом определяет систему федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью некоторых органов исполнительной власти осуществляет непосредственно Президент РФ. Наличие вышеперечисленных полномочий позволяет сделать вывод, что хотя Президент РФ формально не входит в систему органов исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятельность этих органов и на осуществление исполнительной власти в целом.
Судебная власть в РФ осуществляется системой судов. установленной Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее закон о судебной системе).
Под судебной системой понимается «совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами».
Ст. 4 закона о судебной системе устанавливает, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. К федеральным судам относятся:
- Конституционный суд РФ;
- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.
Рассмотренные основы организации государственной власти определяют сущность и содержание всего государственного устройства РФ. Провозглашение РФ демократическим и правовым государством означает установление широкого круга прав и свобод граждан. Установление политического и идеологического многообразия связано с закреплением свободы мысли и слова. Провозглашение власти народа предполагает предоставление права на участие в управлении делами государства, а также означает необходимости формирования в числе органов власти представительного органа. Принцип разделения властей отражается в формировании федеральных органов власти. Экономические основы конституционного строя предполагают признание права частной собственности, социальные основы – предполагают установление комплекса социальных прав6 на труд на образование, на социальное обеспечение и т д . таким образом влияние основ конституционного строя прослеживается и в перечне прав и свобод граждан и в организации органов власти. Изменение основ конституционного строя повлечет за собой изменения в правовом статусе граждан и в государственном устройстве. Поэтому обеспечение стабильного действия основ является первоочередной задачей государства.
Заключение
В результате рассмотрения основных положений о понятии и сущности Конституции РФ можно прийти к следующим выводам.
Конституция РФ закрепляет и регулирует наиболее важные общественные отношения, связанные с основами конституционного строя, правами и обязанностями граждан, определением территориального устройства государства и полномочий органов государственной власти. Конституция принимается народом РФ и выражает учредительную власть народа.
Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативно-правовым актам. Все иные нормативно-правовые акты по своему содержанию должны соответствовать конституции РФ. В силу своих особых свойств конституция РФ нуждается в усиленной охране. Охрана конституции осуществляется органами государственной власти, в частности Президентом РФ и Конституционным судом. Установленный порядок внесения изменений в Конституцию РФ также способствует защите ее основных положений.
Основы конституционного строя РФ представляют собой базовые, основные принципы государственной организации, которые закрепляются конституцией и составляют важную часть предмета регулирования конституционного права. В число основ конституционного строя входит определение основных характеристик государства, закрепление гуманистических ценностей (признание права и свобод граждан высшей ценностью), закрепление основ организации органов государственной власти, а также основ экономической и социальной политики государства.
Права и свободы человека и гражданина составляют основу его правового статуса, включая в себя права, предоставленные каждому человеку от рождения и права гарантированные государством его гражданам. Права и свободы закрепляются государством в основном законе страны – конституции. Задачей государства является обеспечение для его граждан беспрепятственного пользования своими правами и их защита и восстановление в случае их нарушения.
Система государственных органов в РФ построена по принципу разделения властей. В РФ образуется представительный орган, осуществляющий функции по принятию законов. Таким представительным органом является Федеральное собрание. Одна из палат Федерального собрания представляет интересы всего населения, а вторая интересы субъектов РФ. Помимо принятия законов палаты Федерального собрания осуществляют назначение на должность высших должностных лиц и контроль за работой правительства. Исполнительную власть осуществляют избираемый народом Президент и формируемое им правительство, а также федеральные органы исполнительной власти. Судебная власть осуществляется независимой судебной системой. Органы судебной власти осуществляют правосудие по гражданским и уголовным делам, рассматривают экономические споры, а также обеспечивают соблюдение положений Конституции РФ.
Список литературы
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета, 1993, 25 декабря,
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Баглай М.В, Конституционное право Российской федерации: Учебник для вузов.- М.:Издательство Норма, 2008.- 800 с.
Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.
Р.В.Енгибарян Э.В.Тадевосян Конституционное право Учебник для вузов. – М. ЮРИСТЪ, 2007. – 307 с.
Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2009.—288 с.
Е.И..Козлова О.Е. Кутафин Конституционное право России Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2008. - 508 с.
Комарова В.В. Конституционная система власти России и принцип разделения властей // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9. С. 36 - 46.
Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.
Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.
Червонюк В.И. Конституционное право России. – М. 2008. – 318 с.
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
Российская газета, 1993, 25 декабря,
Червонюк В.И. Конституционное право России. – М. 2008. С. 7
Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.2015. Т. 1. С214.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М, 2008. - С. 25
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.2017. С.44.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М, 2008 . – С. 98.
Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.2015. С.36.
Червонюк В.И. Конституционное право России. – М. 2008. С. 39
Е.И..Козлова О.Е. Кутафин Конституционное право России Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.2008. С. 112
Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.2009. С.38
Российская газета, 1993, 25 декабря.
СЗ РФ, 1997, N 1, ст. 1;
30
30
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Российская газета, 1993, 25 декабря,
2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
3. Баглай М.В, Конституционное право Российской федерации: Учебник для вузов.- М.:Издательство Норма, 2008.- 800 с.
4. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.
5. Р.В.Енгибарян Э.В.Тадевосян Конституционное право Учебник для вузов. – М. ЮРИСТЪ, 2007. – 307 с.
6. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2009.—288 с.
7. Е.И..Козлова О.Е. Кутафин Конституционное право России Издание 3-е, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2008. - 508 с.
8. Комарова В.В. Конституционная система власти России и принцип разделения властей // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9. С. 36 - 46.
9. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 томах / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.
10. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.
11. Червонюк В.И. Конституционное право России. – М. 2008. – 318 с.
12. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
Вопрос-ответ:
Какие признаки имеет конституция?
Конституция обладает такими признаками, как юридическая сила, высшая юридическая сила, непосредственная действительность, непосредственная нормотворческая сила, основной нормативно-правовой акт, совокупность норм, общность установлений и т.д.
Какую роль играет конституция в системе права?
Конституция играет важную роль в системе права. Она определяет основные принципы устройства государства, организацию государственной власти, гарантии прав и свобод граждан, правовой статус конституционных органов, порядок принятия и изменения законов и многое другое.
Какие функции выполняет конституция?
Конституция выполняет такие функции, как нормативная, регулятивная, гарантийная, организационная, интегративная, обеспечивающая правопорядок, стабилизирующая политическую систему, обеспечивающая благосостояние и т.д.
Каково значение конституции в системе права?
Конституция имеет большое значение в системе права. Она определяет основные принципы организации государства, защиты прав и свобод граждан, функционирования конституционных органов, установление законодательной, исполнительной и судебной власти, а также процедуру принятия и изменения законов.
Каковы юридические свойства конституции?
Конституция обладает такими юридическими свойствами, как высшая юридическая сила, непосредственная действительность, непосредственная нормотворческая сила и основной нормативно-правовой акт. Это означает, что конституция имеет прямое действие, не требует специального воплощения в законодательство и является основополагающей для всего правового строя государства.
Что такое конституция?
Конституция - это основной закон государства, который определяет его политический строй, систему органов власти, права и свободы граждан.
Какие признаки присущи конституции?
Конституция обладает следующими признаками: высшая юридическая сила, системность, устойчивость, общеобязательность и публичность.
Какое значение имеет конституция в системе права?
Конституция имеет большое значение в системе права, так как она является основным источником права, определяет структуру и порядок функционирования государства, а также гарантирует защиту прав и свобод граждан.
Какие функции выполняет конституция?
Конституция выполняет следующие функции: нормативно-правовую, регулятивную, гарантийную и организационно-управленческую.
Какие свойства имеет конституция?
Конституция обладает такими свойствами, как прямая действие, непосредственное применение, высшая юридическая сила и неприкосновенность.
Что такое конституция?
Конституция - это основной закон государства, который определяет его основные принципы, структуру и организацию. Она устанавливает права и обязанности граждан, а также принципы работы государственных органов.
Какие признаки имеет конституция?
Конституция имеет несколько признаков. Во-первых, она является основным законом государства, то есть имеет превосходство над другими правовыми актами. Во-вторых, она должна быть принята по особой процедуре и внесена в особый регистр. В-третьих, конституция должна регулировать основные политические, экономические и социальные отношения в государстве.