Государственная служба как социальный институт: сущность, принципы и функции государственной службы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 29 29 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 26.08.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие и принципы государственной службы в России
1.1. Понятие, организация и значение государственной службы.
1.2 Принципы функционирования государственной службы
2. Социально-правовой статус современного госслужащего
2.1 Сущность социальной деятельности госслужащего
2.2 Современные тенденции социально-правового регулирования госслужбы
Заключение
Список литературы
Приложения
Фрагмент для ознакомления

Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.Военная и правоохранительная служба – это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков:- ее содержание – обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;- свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;- наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;- наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон);- проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;- более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;- повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и так далее);- особые правила привлечения к юридической ответственности.В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.Военная служба осуществляется в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в железнодорожных войсках, в органах ФСБ России, пограничных войсках, в воинских формированиях системы МЧС России, в иных войсковых формированиях.Для военной службы главная цель – защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Отличие военной службы от любой другой в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.К гражданам, поступающим на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам.В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ дается также определение правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России, таможенных органов РФ, противопожарной и иных служб МЧС России, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы судебных приставов,Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной фельдъегерской службы РФ.Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями.Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность должностных лиц, как представители власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия. Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.ЗаключениеСоздание государственной службы в качестве публичного социально-правового института есть один из способов институциализации государственной и общественной жизни, что, в свою очередь, выступает условием нормального и надежного экономического и социального развития. Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости решения ряда основополагающих для данного института проблем, сводящихся к устранению противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе, установлению соответствия социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности, использованию новых современных технологий государственного управления в масштабах реализуемых государственных программ и проектов, повышению авторитета государственной службы. Причинами, служащими основанием для необходимости реформирования государственной службы, являются: отсутствие механизма реализации принципа служения государству; необеспеченность взаимосвязи между различными видами государственной службы; неразработанность правовых и социальных гарантий для государственных служащих; необходимость усиления публично-правовых начал государственной службы; установление открытости и прозрачности деятельности государственных органов; дебюрократизация государственной службы.Таким образом, не все «государственное» реализуется и формируется отношениями службы, опорой на власть. Существуют и действуют иные составные упорядочивающего, организующего и регулирующего потенциала государства: язык, совместная история народов, образование, наука, знания, духовная и материальная культура и так далее. Поэтому когда речь ведется о службе как об институте, то имеется в виду формальное явление - система определенных отношений, организационно и юридически отрегулированная, через которую проявляется и практически реализуется сущность государства и его аппарата. Но в содержательном аспекте служба есть высокое интеллектуальное и эмоциональное напряжение, требующее как выдающихся качеств от того, кто ее несет, так и полной самоотдачи своих сил и возможностей. Предполагается, что лицо, замещающее государственную должность, является носителем определенного мировоззрения, в результате которого «государственное» превалирует над частным. Когда об этом забывают, то для государства и общества наступает беда. Не каждый способен служить по личным основаниям, в том числе и по своим жизненным идеалам, ценностям и целям. Служащие должны занимать незначительный удельный вес от всей массы работающих, но по своим общекультурным, профессиональным и личностным качествам они призваны, безусловно, выделяться и действительно составлять в обществе самый образованный, нравственно чистый патриотический слой. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.На пути к совершенствованию государственной службы существует множество препятствий. Основное из них, самое труднопреодолимое, видится в укоренившихся векамив российском сознании стереотипах анархии, произвола, вседозволенности, вольницы, необузданности любого «я». Поэтому нужно разрабатывать правовые нормы, которые реально и эффективно осуществляли бы позитивное правовое регулирование государственно-служебных отношений. Нужна отработанная по всем параметрам система, которая бы диктовала тем, кто служит, необходимые для общества и самого государства стиль мышления, поведения и деятельности.По нашему мнению, содержание нравственной компоненты в личности служащего чрезвычайно важно, потому что государственная должность при своем исполнении порождает юридические последствия, в равной мере важные для государства, общества и граждан. Однако это вовсе не исключает того, что исполнение государственной должности формально и не должно содержать в себе инициативу, самостоятельность, самоорганизацию, эмоциональные чувства, волю, культуру, эрудицию, творчество и другие проявления, свойственные человеку. Это имеет и должно иметь место, но хотя бы чуточку выше, сильнее, эффективнее, чем в других видах общественных, коллективных и частных усилий. Ведь речь идет о благосостоянии и судьбе всех нас, объединенных в наше государство.Ответственность государственного служащего является важнейшим и актуальнейшим элементом его правового статуса и его качеством как субъекта политико-административной службы. Причем доминирующим аспектом сущности ответственности государственного гражданского служащего выступает именно социально-правовая форма ее проявления. Список литературыКонституция Российской Федерации, 1993 г.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральный Закон от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».Федеральный закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «Реформирование государственной службы Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 12.01.2010 №59.Закон города Москвы от 26 января 2005 г. №3 «О Государственной гражданской службе города Москвы».Всеобщая декларация прав человека. М.: Вита-пресс, 1999.Административная этика: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Романова. М.: Изд-во РАГС, 2006.Административное право. Курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М., 2008.Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М., 2008. Бахрах Д. Н. ГосударственнаяслужбаРоссии. М.: Инфра, 2006.Бурдье П. Социология социального пространства / Под ред. Н.А. Шматко. - М; СПб., 2005.Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. М.: Кнорус, 2009.Зайцева Т.В. Реформа государственной службы России. М.: Весь мир, 2006.Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2005.Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации. М.: Нома, 2007. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М.: Статус, 2005. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ. М.: Юристъ, 2007. Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. Коллективная монография-учебник. М.: Дело, 2009. Хаз Д. Профессиональные чиновники и политика // В сб. Профессионализм управленческих кадров. М.:ИНИОН, 2004. Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования государственной службы в РФ, Бюллетень – http://www.pareform.ru/bulletin/Дмитриев М. Реформа государственного управления в России, Научные исследования. Архив. – РАГС –http://www.pareform.ru/rgs/archive/mag2001/24.aspМатериалы сайта http://www.pareform.ru/bulletin/Материалы сайта www.polbu.ru/personnel_managementПриложение 1Виды государственной службыГосударственная гражданская служба-вид государственнойслужбы, которая подразделяетсяна федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.Военная служба – вид федеральной государственной службы.Правоохранительная служба- вид федеральной государственной службыПриложение 2Классификация государственных служащих

1.Конституция Российской Федерации, 1993 г.
2.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
3.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
4.Федеральный Закон от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
5.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом поло¬жении иностранных граждан в Российской Федерации».
6.Федеральный закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ «Об основах муници¬пальной службы в Российской Федерации».
7.Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «Реформирование государственной службы Российской Федерации».
8.Указ Президента Российской Федерации «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 12.01.2010 №59.
9.Закон города Москвы от 26 января 2005 г. №3 «О Государственной гражданской службе города Москвы».
10.Всеобщая декларация прав человека. М.: Вита-пресс, 1999.
11.Административная этика: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Романова. М.: Изд-во РАГС, 2006.
12.Административное право. Курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М., 2008.
13.Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М., 2008.
14.Бахрах Д. Н. Государственная служба России. М.: Инфра, 2006.
15.Бурдье П. Социология социального пространства / Под ред. Н.А. Шматко. - М; СПб., 2005.
16.Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. М.: Кнорус, 2009.
17.Зайцева Т.В. Реформа государственной службы России. М.: Весь мир, 2006.
18.Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2005.
19.Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации. М.: Нома, 2007.
20.Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М.: Статус, 2005.
21.Овсянко Д.М. Государственная служба РФ. М.: Юристъ, 2007.
22.Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. Коллективная монография-учебник. М.: Дело, 2009.
23.Хаз Д. Профессиональные чиновники и политика // В сб. Профессионализм управленческих кадров. М.:ИНИОН, 2004.
24.Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования государственной службы в РФ, Бюллетень – http://www.pareform.ru/bulletin/
25.Дмитриев М. Реформа государственного управления в России, Научные исследования. Архив. – РАГС –http://www.pareform.ru/rgs/archive/mag2001/24.asp
26.Материалы сайта http://www.pareform.ru/bulletin/
27.Материалы сайта www.polbu.ru/personnel_management


Вопрос-ответ:

Что такое государственная служба?

Государственная служба - это система, которая объединяет государственных служащих и обеспечивает реализацию функций государства. Госслужащие осуществляют свою деятельность на благо общества и государства.

Какие принципы основывают государственную службу в России?

Государственная служба в России основывается на таких принципах, как законность, непрерывность, профессиональность, гласность, обоснованность и эффективность. Эти принципы направлены на обеспечение эффективной и ответственной работы государственных служащих.

Какой социально-правовой статус имеет современный госслужащий?

Современный госслужащий имеет социально-правовой статус, который определяет его права и обязанности. Он является носителем публичной власти, обладает специальными правами и иммунитетами. В то же время, госслужащий несет ответственность за свои действия и должен соблюдать принципы законности и этики.

Какие функции выполняет государственная служба?

Государственная служба выполняет ряд функций: обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечение безопасности государства и его граждан, поддержка социальной политики государства, обеспечение правопорядка и защиты прав и интересов граждан, управление государственным имуществом и т. д.

Какие основные принципы функционирования государственной службы?

Основными принципами функционирования государственной службы являются принципы профессионализма, конкурсности, открытости, ответственности и эффективности. Эти принципы направлены на обеспечение качественной и эффективной работы госслужащих, а также на предотвращение коррупции и злоупотреблений.

Что такое государственная служба и каковы ее принципы?

Государственная служба - это специальная форма трудовой деятельности, направленная на выполнение государственных функций и обеспечение интересов общества. Принципы государственной службы включают принципы равенства, законности, компетентности, ответственности, объективности, открытости и др.

Каковы функции государственной службы в России?

Государственная служба в России выполняет несколько основных функций. Во-первых, она обеспечивает исполнение государственных задач и функций. Во-вторых, она осуществляет административное управление и контроль в различных сферах деятельности. Кроме того, государственная служба в России разрабатывает и реализует государственные программы и проекты, осуществляет мониторинг и анализ социально-экономической ситуации в стране, обеспечивает взаимодействие с гражданами и др.

Какой социально-правовой статус имеет современный госслужащий?

Современный госслужащий имеет социально-правовой статус, который определяет его права, обязанности и ответственность перед государством и обществом. Он является профессионалом в сфере государственной службы, его труд оценивается соответствующими стандартами и нормами. Кроме того, госслужащий имеет определенные гарантии социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, медицинское страхование, отпуска и др.

Какие современные тенденции прослеживаются в социально-правовом регулировании государственной службы?

В современном социально-правовом регулировании государственной службы наблюдаются несколько тенденций. Во-первых, это усиление роли профессиональных компетенций и квалификации госслужащих. Во-вторых, это повышение требований к этике и дисциплине госслужащих. Кроме того, современное регулирование государственной службы стремится к большей прозрачности и учету интересов общества.