Государственная служба как социальный институт: сущность, принципы и функции государственной службы
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 26.08.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие и принципы государственной службы в России
1.1. Понятие, организация и значение государственной службы.
1.2 Принципы функционирования государственной службы
2. Социально-правовой статус современного госслужащего
2.1 Сущность социальной деятельности госслужащего
2.2 Современные тенденции социально-правового регулирования госслужбы
Заключение
Список литературы
Приложения
Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.Военная и правоохранительная служба – это виды государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков:- ее содержание – обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;- свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;- наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;- наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон);- проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;- более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;- повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и так далее);- особые правила привлечения к юридической ответственности.В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.Военная служба осуществляется в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в железнодорожных войсках, в органах ФСБ России, пограничных войсках, в воинских формированиях системы МЧС России, в иных войсковых формированиях.Для военной службы главная цель – защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Отличие военной службы от любой другой в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.К гражданам, поступающим на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам.В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ дается также определение правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России, таможенных органов РФ, противопожарной и иных служб МЧС России, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы судебных приставов,Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной фельдъегерской службы РФ.Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями.Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность должностных лиц, как представители власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия. Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.ЗаключениеСоздание государственной службы в качестве публичного социально-правового института есть один из способов институциализации государственной и общественной жизни, что, в свою очередь, выступает условием нормального и надежного экономического и социального развития. Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости решения ряда основополагающих для данного института проблем, сводящихся к устранению противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе, установлению соответствия социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности, использованию новых современных технологий государственного управления в масштабах реализуемых государственных программ и проектов, повышению авторитета государственной службы. Причинами, служащими основанием для необходимости реформирования государственной службы, являются: отсутствие механизма реализации принципа служения государству; необеспеченность взаимосвязи между различными видами государственной службы; неразработанность правовых и социальных гарантий для государственных служащих; необходимость усиления публично-правовых начал государственной службы; установление открытости и прозрачности деятельности государственных органов; дебюрократизация государственной службы.Таким образом, не все «государственное» реализуется и формируется отношениями службы, опорой на власть. Существуют и действуют иные составные упорядочивающего, организующего и регулирующего потенциала государства: язык, совместная история народов, образование, наука, знания, духовная и материальная культура и так далее. Поэтому когда речь ведется о службе как об институте, то имеется в виду формальное явление - система определенных отношений, организационно и юридически отрегулированная, через которую проявляется и практически реализуется сущность государства и его аппарата. Но в содержательном аспекте служба есть высокое интеллектуальное и эмоциональное напряжение, требующее как выдающихся качеств от того, кто ее несет, так и полной самоотдачи своих сил и возможностей. Предполагается, что лицо, замещающее государственную должность, является носителем определенного мировоззрения, в результате которого «государственное» превалирует над частным. Когда об этом забывают, то для государства и общества наступает беда. Не каждый способен служить по личным основаниям, в том числе и по своим жизненным идеалам, ценностям и целям. Служащие должны занимать незначительный удельный вес от всей массы работающих, но по своим общекультурным, профессиональным и личностным качествам они призваны, безусловно, выделяться и действительно составлять в обществе самый образованный, нравственно чистый патриотический слой. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.На пути к совершенствованию государственной службы существует множество препятствий. Основное из них, самое труднопреодолимое, видится в укоренившихся векамив российском сознании стереотипах анархии, произвола, вседозволенности, вольницы, необузданности любого «я». Поэтому нужно разрабатывать правовые нормы, которые реально и эффективно осуществляли бы позитивное правовое регулирование государственно-служебных отношений. Нужна отработанная по всем параметрам система, которая бы диктовала тем, кто служит, необходимые для общества и самого государства стиль мышления, поведения и деятельности.По нашему мнению, содержание нравственной компоненты в личности служащего чрезвычайно важно, потому что государственная должность при своем исполнении порождает юридические последствия, в равной мере важные для государства, общества и граждан. Однако это вовсе не исключает того, что исполнение государственной должности формально и не должно содержать в себе инициативу, самостоятельность, самоорганизацию, эмоциональные чувства, волю, культуру, эрудицию, творчество и другие проявления, свойственные человеку. Это имеет и должно иметь место, но хотя бы чуточку выше, сильнее, эффективнее, чем в других видах общественных, коллективных и частных усилий. Ведь речь идет о благосостоянии и судьбе всех нас, объединенных в наше государство.Ответственность государственного служащего является важнейшим и актуальнейшим элементом его правового статуса и его качеством как субъекта политико-административной службы. Причем доминирующим аспектом сущности ответственности государственного гражданского служащего выступает именно социально-правовая форма ее проявления. Список литературыКонституция Российской Федерации, 1993 г.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральный Закон от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».Федеральный закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «Реформирование государственной службы Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 12.01.2010 №59.Закон города Москвы от 26 января 2005 г. №3 «О Государственной гражданской службе города Москвы».Всеобщая декларация прав человека. М.: Вита-пресс, 1999.Административная этика: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Романова. М.: Изд-во РАГС, 2006.Административное право. Курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М., 2008.Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М., 2008. Бахрах Д. Н. ГосударственнаяслужбаРоссии. М.: Инфра, 2006.Бурдье П. Социология социального пространства / Под ред. Н.А. Шматко. - М; СПб., 2005.Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. М.: Кнорус, 2009.Зайцева Т.В. Реформа государственной службы России. М.: Весь мир, 2006.Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2005.Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации. М.: Нома, 2007. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М.: Статус, 2005. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ. М.: Юристъ, 2007. Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. Коллективная монография-учебник. М.: Дело, 2009. Хаз Д. Профессиональные чиновники и политика // В сб. Профессионализм управленческих кадров. М.:ИНИОН, 2004. Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования государственной службы в РФ, Бюллетень – http://www.pareform.ru/bulletin/Дмитриев М. Реформа государственного управления в России, Научные исследования. Архив. – РАГС –http://www.pareform.ru/rgs/archive/mag2001/24.aspМатериалы сайта http://www.pareform.ru/bulletin/Материалы сайта www.polbu.ru/personnel_managementПриложение 1Виды государственной службыГосударственная гражданская служба-вид государственнойслужбы, которая подразделяетсяна федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.Военная служба – вид федеральной государственной службы.Правоохранительная служба- вид федеральной государственной службыПриложение 2Классификация государственных служащих
2.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
3.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
4.Федеральный Закон от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
5.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом поло¬жении иностранных граждан в Российской Федерации».
6.Федеральный закон от 8 января 1998 г. №8-ФЗ «Об основах муници¬пальной службы в Российской Федерации».
7.Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «Реформирование государственной службы Российской Федерации».
8.Указ Президента Российской Федерации «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 12.01.2010 №59.
9.Закон города Москвы от 26 января 2005 г. №3 «О Государственной гражданской службе города Москвы».
10.Всеобщая декларация прав человека. М.: Вита-пресс, 1999.
11.Административная этика: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Романова. М.: Изд-во РАГС, 2006.
12.Административное право. Курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М., 2008.
13.Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. – М., 2008.
14.Бахрах Д. Н. Государственная служба России. М.: Инфра, 2006.
15.Бурдье П. Социология социального пространства / Под ред. Н.А. Шматко. - М; СПб., 2005.
16.Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. М.: Кнорус, 2009.
17.Зайцева Т.В. Реформа государственной службы России. М.: Весь мир, 2006.
18.Комментарий к ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2005.
19.Назаренко Н.Ю. Государственная служба Российской Федерации. М.: Нома, 2007.
20.Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М.: Статус, 2005.
21.Овсянко Д.М. Государственная служба РФ. М.: Юристъ, 2007.
22.Оболонский А.В. Государственная служба: комплексный подход. Коллективная монография-учебник. М.: Дело, 2009.
23.Хаз Д. Профессиональные чиновники и политика // В сб. Профессионализм управленческих кадров. М.:ИНИОН, 2004.
24.Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы аналитический обзор направлений и содержания реформирования государственной службы в РФ, Бюллетень – http://www.pareform.ru/bulletin/
25.Дмитриев М. Реформа государственного управления в России, Научные исследования. Архив. – РАГС –http://www.pareform.ru/rgs/archive/mag2001/24.asp
26.Материалы сайта http://www.pareform.ru/bulletin/
27.Материалы сайта www.polbu.ru/personnel_management
Вопрос-ответ:
Что такое государственная служба?
Государственная служба - это система, которая объединяет государственных служащих и обеспечивает реализацию функций государства. Госслужащие осуществляют свою деятельность на благо общества и государства.
Какие принципы основывают государственную службу в России?
Государственная служба в России основывается на таких принципах, как законность, непрерывность, профессиональность, гласность, обоснованность и эффективность. Эти принципы направлены на обеспечение эффективной и ответственной работы государственных служащих.
Какой социально-правовой статус имеет современный госслужащий?
Современный госслужащий имеет социально-правовой статус, который определяет его права и обязанности. Он является носителем публичной власти, обладает специальными правами и иммунитетами. В то же время, госслужащий несет ответственность за свои действия и должен соблюдать принципы законности и этики.
Какие функции выполняет государственная служба?
Государственная служба выполняет ряд функций: обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечение безопасности государства и его граждан, поддержка социальной политики государства, обеспечение правопорядка и защиты прав и интересов граждан, управление государственным имуществом и т. д.
Какие основные принципы функционирования государственной службы?
Основными принципами функционирования государственной службы являются принципы профессионализма, конкурсности, открытости, ответственности и эффективности. Эти принципы направлены на обеспечение качественной и эффективной работы госслужащих, а также на предотвращение коррупции и злоупотреблений.
Что такое государственная служба и каковы ее принципы?
Государственная служба - это специальная форма трудовой деятельности, направленная на выполнение государственных функций и обеспечение интересов общества. Принципы государственной службы включают принципы равенства, законности, компетентности, ответственности, объективности, открытости и др.
Каковы функции государственной службы в России?
Государственная служба в России выполняет несколько основных функций. Во-первых, она обеспечивает исполнение государственных задач и функций. Во-вторых, она осуществляет административное управление и контроль в различных сферах деятельности. Кроме того, государственная служба в России разрабатывает и реализует государственные программы и проекты, осуществляет мониторинг и анализ социально-экономической ситуации в стране, обеспечивает взаимодействие с гражданами и др.
Какой социально-правовой статус имеет современный госслужащий?
Современный госслужащий имеет социально-правовой статус, который определяет его права, обязанности и ответственность перед государством и обществом. Он является профессионалом в сфере государственной службы, его труд оценивается соответствующими стандартами и нормами. Кроме того, госслужащий имеет определенные гарантии социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, медицинское страхование, отпуска и др.
Какие современные тенденции прослеживаются в социально-правовом регулировании государственной службы?
В современном социально-правовом регулировании государственной службы наблюдаются несколько тенденций. Во-первых, это усиление роли профессиональных компетенций и квалификации госслужащих. Во-вторых, это повышение требований к этике и дисциплине госслужащих. Кроме того, современное регулирование государственной службы стремится к большей прозрачности и учету интересов общества.