Фрагмент для ознакомления
T1>T2, мы предполагаем, что более высоким рядом по уровню тревожности является выборка №1 (Н1).
По таблице критических значений критерия U Манна-Уитни: [Сидоренко, 2010]:
Для сопоставления с критическим значением выбираем меньшую величину U: = 73
Т.к. , гипотезу Н0 принимаем.
В соответствии с U-критерием Манна-Уитни установили, что по уровню тревожности между мальчиками и девочками значимых различий нет. Таким образом, гипотеза опровергается.
Из полученных данных на последнем этапе исследования мы делаем следующий вывод: несмотря на то, что среднее значение уровня тревожности у мальчиков чуть выше, чем у девочек, значимым различием эти показатели не являются. Следовательно, что уровень тревожности мальчиков и девочек, принявших участие в исследовании, находится в одних и тех же пределах.
Таблица 4
Распределение по уровню тревожности
(методика «Выбери нужное лицо»)
Уровень тревожности у мальчиков Уровень тревожности у девочек низкий средний высокий низкий средний высокий 0 3 12 0 7 8
В таблице 4 представлены результаты распределения обследуемых детей по степени тревожности по методике «Выбери нужное лицо». Детей, имеющих низкий уровень тревожности нет ни среди мальчиков, ни среди девочек. Количество детей, имеющих средний и низкий уровень тревожности среди мальчиков и девочек различается. Большинство мальчиков оказались с высокой степенью тревожности, лишь трое из них имеют среднюю степень тревожности. Среди девочек низкий и средний уровень тревожности имеют почти равное их количество. Данные результаты помогают нам сделать вывод о том, что мальчики в дошкольном возрасте являются более тревожными, чем девочки в этом возрасте.
Рис.2 Гистограмма распределения показателей уровней тревожности (методика «Выбери нужное лицо»)
Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).
На гистограмме наглядно видно, что в ситуации 4 мальчики проявили больше отрицательных эмоций, чем девочки. В ситуации 6 одинаковое количество мальчиков и девочек сделали отрицательных выбор. В ситуации 14 девочки проявили больше тревожности, чем мальчики. В ситуации 1 (игра с младшими детьми) и в ситуации 13 (ребенок с родителями) девочки не проявили тревожности, среди мальчиков в сторону отрицания выбор сделали двое детей. Анализируя полученные данные, мы так же можем сделать вывод о том, что для мальчиков источником тревожности больше являются детско-родительские отношения (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13). Для девочек источником тревожности больше являются отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12). Абсолютное большинство и мальчиков и девочек негативно отреагировали на ситуацию 3 (агрессия), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 12 (изоляция). Мальчики чаще делали отрицательный выбор в ситуации 2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 5 (игра со старшими детьми) и 11 (собирание игрушек). Девочки в пользу отрицательного чаще делали свой выбор в ситуации 14 (еда в одиночестве).
На наш взгляд, значимые различия могут быть между мальчиками и девочками в ситуации 2 (ребенок и мать с младенцем), мы предполагаем, что для мальчиков эта ситуация более негативна, чем для девочек. Проверим данное утверждение с помощью критерия Манна-Уитни.
Выдвигаем гипотезы:
Гипотеза Н0 - статистически значимых различий на ситуацию «мать с младенцем» между мальчиками и девочками нет.
Гипотеза Н1 – различия между двумя группами на ситуацию «мать с младенцем» есть.
U-критерий Манна-Уитни равен 75
Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 64.
75 > 64, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05).
Не смотря на то, что в гистограмме показатель по этой ситуации у мальчиков выше, чем у девочек, статистически значимых различий межу ними нет, подтвердилась гипотеза Н0.
Мы так же предполагаем, что значимые различия между мальчиками и девочками могут быть в ситуации 4 (одевание). Нам кажется, что для мальчиков эта ситуация более негативна, чем для девочек. Проверим данное утверждение с помощью критерия Манна-Уитни.
Выдвигаем гипотезы:
Гипотеза Н0 - статистически значимых различий на ситуацию «одевание» между мальчиками и девочками нет.
Гипотеза Н1 – различия между мальчиками и девочками на ситуацию «одевание» есть.
Полученное эмпирическое значение Uэмп(82.5) находится в зоне незначимости.
На рис.2 видно, что мальчики более негативно восприняли ситуацию 4 (одевание), чем у девочки, но статистически значимых различий нет, подтвердилась гипотеза Н0.
Существует утверждение, что мальчики в дошкольном возрасте более тревожны, чем девочки. В ходе нашего исследования значимые различия выявлены не были, мы предполагаем, что одной из причин является специфика выборки: ее маленький размер. Так же стоит отметить, что средние показатели у мальчиков и девочек по уровню тревожности говорят о том, что у большинства детей присутствует средняя степень тревожности. Девочек со средним показателем тревожности больше, чем мальчиков. Мальчиков с высоким показателем тревожности больше, чем девочек. Самый высокий и самый низкий показатель тревожности мы встречаем так же среди мальчиков.
Выводы по второй главе
В ходе проведенного эмпирического исследования особенностей тревожности мальчиков и девочек дошкольного возраста нами были сделаны следующие выводы.
В первой части главы нами был изложен план проведения исследования, указаны и обоснованы методики и метод математической обработки данных.
В ходе эмпирической части исследования использовались метод наблюдения; методика «Рисунок семьи»; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика «Выбери нужное лицо», математико-статистический метод обработки эмпирических данных: U-критерий Манна-Уитни.
Нами подробно описана выборка испытуемых, дана ее характеристика. Описано и обосновано применение математико-статистического критерия Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок.
В ходе проведенного исследования было выявлено отсутствие значимых различий по проективной методике «Рисунок семьи», в которой исследовался симптомокомплекс тревожность у мальчиков и девочек дошкольного возраста. По результату исследования у нас сложилась следующая ситуация: 7 мальчиков умеют уровень тревожности выше среднего, 1 мальчик средний уровень тревожности и 7 мальчиков ниже среднего. Среди девочек 6 имеют уровень тревожности выше среднего, 3 средний уровень тревожности и 6 имеют уровень тревожности ниже среднего. Стоит отметить, что штрихованием в своих рисунках девочки пользовались чаще, чем мальчики. На рисунках мальчиков мы видим преобладание линий с сильным нажимом, двойных или прерывистых линий. Только на рисунках мальчиков мы встречаем преобладание деталей. Стиранием и подчеркиванием отдельных вещей и мальчики, и девочки пользовались в равных долях.
По методике «Выбери нужное лицо» направленной на выявление степени тревожности у мальчиков и девочек дошкольного возраста значимых различий выявлено не было. Вместе с тем, тревожность у мальчиков несколько выше, чем у девочек. По результатам анализа данных мы видим, что для мальчиков более драматичны оказались ситуации: «игра с младшими детьми», «одевание», «ребенок и мать с младенцем», «игра со старшими детьми», «собирание игрушек». Девочки больше отрицательных эмоций проявили в ситуации «объект агрессии» и «еда в одиночестве». Абсолютно все дети негативно отреагировали на ситуации «агрессивное поведение» и «изоляция». Нами была предпринята попытка выявить значимые различия между мальчиками и девочками по ситуации 2 (ребенок и мать с младенцем) и ситуации 4 (одевание). Статистически значимых различий обнаружено не было. Проанализировав полученные данные по методике «Выбери нужное лицо», мы так же установили, что высокий уровень тревожности наблюдается у 12 мальчиков и 3 мальчика имеют среднюю степень тревожности, а у девочек показатели тревожности распределились между высоким и средним.
Заключение
Работа посвящена актуальной проблеме изучения особенностей проявления тревожности у мальчиков и девочек дошкольного возраста, значимость исследования данной проблемы в последние годы значительно возросла.
Подводя итог проделанной работе, отметим, что в первой главе нами был проведен анализ психологической литературы по проблеме тревожности. Раскрыто понятие тревожность, его содержание. В том числе, раскрыт вопрос о подходах к изучению феномена тревожность. Исходя из многоаспектного рассмотрения понятия тревожность в психологической науке в целом, особое внимание нами было уделено изучению отечественных и зарубежных подходов с акцентом на теории и концепции их авторов. Среди них теории и труды таким великих ученых, как: Прихожан А.М., В.М. Астапов, Божович Л.И., Выготский Л.С.; и зарубежных: 3. Фрейд, К.Е. Изард, К. Хорни, К. Ясперс, Р. Мэй, О.К. Маурер, М. Кляйн, Г.С. Салливен.
Таким образом, первая часть работы согласуется с первыми тремя задачами исследования (изучить научную психологическую литературу, посвященную проблеме тревожности; раскрыть содержание понятия тревожности, рассмотреть ее виды; проанализировать причины развития тревожности у дошкольников).
Вторая глава работы раскрыла практическую организацию исследования. Исходя из поставленных задач, нами был сформирован план исследования, включающий такие этапы как: дифференциальная диагностика испытуемых по уровню выраженности тревожности и установление различий в между мальчиками и девочек по степени тревожности. Согласно поставленным задачам и проведенному теоретическому анализу, нами были выбраны для эмпирического исследования такие методические инструменты как:
1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях.
2. Проективная методика «Рисунок семьи», с целью определению симптомокомплекса тревожности у детей.
Для решения четвертой задачи и проверки выдвинутой гипотезы, построенной на предположении о том, что тревожность у мальчиков дошкольного возраста выше, чем тревожность у девочек, нами был применен U - критерий Манна-Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака.
В ходе исследования мы получили следующие результаты.
По методике «Рисунок семьи» различий выявлено не было. По методике «Выбери нужное лицо» и у мальчиков, и у девочек были получены интересные результаты и тот факт, что по этой методике различий выявлено не было, объясняется это тем, что наша выборка слишком маленькая.
По методике «Рисунок семьи» равное количество мальчиков имеет уровень тревожности выше и ниже среднего и только у одного ребенка выявлена средняя степень тревожности. У трех девочек выявлен средний уровень тревожности, остальные в равных количествам имеют степень тревожности выше и ниже средней.
По тесту тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика "Выбери нужное лицо" абсолютное большинство мальчиков имеют высокую степень тревожности, только у трех детей средние показатели по тревожности. У девочек показатели тревожности распределились между средним уровнем (7 человек) и высоким (8 человек).
На основании полученных результатов мы сделали вывод о том, что значимых различий в уровнях тревожности между мальчиками и девочками нет. Таким образом, выдвинутая гипотеза была отвергнута.
Список использованных источников
Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2008.
Бердникова А.П. Откуда берутся тревожные дети? Что делать с детской тревожностью? [Электронный ресурс] - ULR http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-10642/
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М., 1995.
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб., 2013.
Бондаренко А.Ф. Основы психологии. М., 2015.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 2014.
Жигарькова О. Время тревожных детей // Психологическая газета. 2011. №11.
Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2014.
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.
Илларионова И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет. 2009. ULR : http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-trevozhnosti-u-detey-4-7-let
Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека СПб., 2015.
Ильин Е. П. Пол и гендер. СПб., 2010.
Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб., 2009.
Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду. 2013. №5.
Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. Вопросы психологии. 2015. № 5.
Мэй Р. Смысл тревоги. М., 2011.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., 1996.
Петровский А.В., Ярошенко М.Г. Психология. М., 2011.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2015.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2010.
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2.
Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб., 2017.
Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., 2018.
Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 2016.
Развинова В.В. Темперамент и его взаимосвязь с характером. М., 2005.
Ранк О. Родовой травматизм: Тревога и тревожность. СПб., 2011.
Славина Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура // Семейная психология и семейная терапия. 2011. № 3.
Сорокова М.Г. Математические методы в психологии: непараметрическая статистика. М., МГППУ. 2011.
Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. СПб., 2000.
Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., 2009.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 2009.
(Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов н/Д., 2012.
Яшная О. Н. Детская тревожность [Электронный ресурс]. 2008. ULR: http://www.liveinternet.ru/users/3306911
Приложение 1
Симптомокомплекс Тревожность «Рисунок семьи»
номер симптом балл 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 Штриховка
Линия основания – пол
Линия над рисунком
Линия с сильным нажимом
Стирание
Преувеличенное внимание к деталям
Преобладание вещей
Двойные или прерывистые линии
Подчеркивание отдельных вещей
Другие возможные признаки 0,1,2,3
0,1
0,1
0,1
0,1,2
0,1
0,1
0,1
0,1
Приложение 2
Показатели симптомокомплекса тревожность у мальчиков по методике «Рисунок семьи»
Симптомокомплекс «тревожность» Штриховка Линия основания Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных вещей Другие возможные признаки Итоговое зеначение Руслан 1 1 1 1 1 0 1 1 1 0 8 Матвей 0 1 1 0 1 0 0 0 1 0 4 Глеб 2 0 0 0 1 0 0 1 0 0 4 Гриша 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 2 Лев Ш. 1 1 0 1 1 1 0 1 0 0 6 Егор 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 Андрей 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0 3 Тимур 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 2 Лев Д. 2 1 1 1 0 1 1 0 1 0 8 Алеша Г. 2 0 0 1 1 0 0 1 0 0 5 Алеша З. 2 1 1 1 1 0 0 1 1 0 8 Максим 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 2 Вова 3 1 1 1 0 1 1 0 1 0 9 Ян 2 1 1 1 0 1 1 1 1 0 9 Дима 1 1 1 1 0 1 0 1 1 0 7 Среднее 1,13 0,60 0,47 0,67 0,47 0,40 0,27 0,67 0,53 0,00 5,20 Стандартное отклонение 0,99 0,51 0,52 0,49 0,52 0,51 0,46 0,49 0,52 0,00 2,83
Приложение 3
Показатели симптомокомплекса тревожность у девочек по методике «Рисунок семьи»
Симптомокомплекс «тревожность» Штриховка Линия основания Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных вещей Другие возможные признаки Итоговое значение Надя 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 2 Вероника Б. 1 0 1 0 1 0 0 0 0 0 3 Настя 2 1 1 1 0 0 0 0 1 0 6 Полина 2 1 0 0 0 0 0 0 1 0 4 Вероника П. 1 1 1 0 1 0 0 1 0 0 5 Аня М. 2 1 0 1 0 0 0 0 0 0 4 Аня К. 1 1 0 0 1 1 0 0 1 0 5 Лиза 2 0 0 1 1 0 0 0 0 0 4 Ира 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 Соня 2 0 0 0 1 0 0 0 0 0 3 Катя 1 0 0 0 1 0 0 0 1 0 3 Оля 3 1 0 1 1 1 0 0 1 0 8 Маша 0 1 1 0 0 0 0 0 1 0 3 Милана 2 1 1 0 0 0 0 0 1 0 5 Ульяна 2 1 1 1 0 1 0 0 1 0 7 Среднее 1,60 0,60 0,40 0,40 0,47 0,20 0,00 0,07 0,53 0,00 4,27 Стандартное отклонение 0,74 0,51 0,51 0,51 0,52 0,41 0,00 0,26 0,52 0,00 1,75
Приложение 4
Таблица ранжирования данных по методике «Рисунок семьи»
№ Уровень тревожности Выборка №1, T1 Выборка №2, T2 Ранг 1 8 + 1 2 17 + 4 3 17 + 4 4 17 + 4 5 17 + 4 6 17 + 4 7 25 + 9 8 25 + 9 9 25 + 9 10 25 + 9 11 25 + 9 12 33 + 14 13 33 + 14 14 33 + 14 15 33 + 14 16 33 + 14 17 42 + 18,5 18 42 + 18,5 19 42 + 18,5 20 42 + 18,5 21 50 + 21,5 22 50 + 21,5 23 58 + 23,5 24 58 + 23,5 25 67 + 26,5 26 67 + 26,5 27 67 + 26,5 28 67 + 26,5 29 75 + 29,5 30 75 + 29,5 Суммарный ранг Выборка №1 T1 =252 Выборка №2 T2 =213
Приложение 5
Бланк ответов
Ф.И.О.__________________________________________________
Возраст_________________________________________________
Дата проведения__________________________________________
Рисунок Высказывание Выбор Веселое лицо
Печальное лицо
1. Игра с младшими детьми 2. Ребенок и мать с младенцем 3. Объект агрессии 4. Одевание 5. Игра со старшими детьми 6. Укладывание спать в одиночестве 7. Умывание 8. Выговор 9. Игнорирование 10. Агрессивность 11. собирание игрушек 12. Изоляция 13. Ребенок с родителями 14. Еда в одиночестве
Приложение 6
Таблица сводных показателей тревожности у мальчиков по методике «Выбери нужное лицо»
Приложение 7
Таблица сводных показателей тревожности у девочек по методике «Выбери нужное лицо»
Приложение 8
Таблица ранжирования данных по методике «Выбери нужное лицо»
№ Уровень тревожности Выборка №1, T1 Выборка №2, T2 Ранг 1 42 + 1,5 2 42 + 1,5 3 50 + 6,5 4 50 + 6,5 5 50 + 6,5 6 50 + 6,5 7 50 + 6,5 8 50 + 6,5 9 50 + 6,5 10 50 + 6,5 11 57 + 15 12 57 + 15 13 57 + 15 14 57 + 15 15 57 + 15 16 57 + 15 17 57 + 15 18 57 + 15 19 57 + 15 20 64 + 22 21 64 + 22 22 64 + 22 23 64 + 22 24 64 + 22 25 71 + 26,5 26 71 + 26,5 27 71 + 26,5 28 71 + 26,5 29 78 + 29,5 30 78 + 29,5 Суммарный ранг Выборка №1 T1 =272 Выборка №2 T2 =193
Приложение 9
МАТЕРИАЛ К ТЕСТУ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ТЕМПЛ-ДОРКИ-АМЕН
Рис. 1.
Игра ребёнка с младшими детьми. Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами.
Рис. 1.
Игра ребёнка с младшими детьми. Ребёнок в данной ситуации играет с двумя малышами.
Рис. 2.
Ребёнок и мать с младенцем. Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.
Рис. 2.
Ребёнок и мать с младенцем. Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем. Рис. 3.
Объект агрессии. Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника. Рис. 3.
Объект агрессии. Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника. Рис. 4.
Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки. Рис. 4.
Одевание. Ребёнок сидит на стуле и надевает ботинки. Рис. 5.
Игра со старшими детьми. Ребёнок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту. Рис. 5.
Игра со старшими детьми. Ребёнок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту. Рис. 6.
Укладывание спать в одиночестве. Ребёнок идёт к своей кроватке, а родители не замечают его и сидят в кресле спиной к нему. Рис. 6.
Укладывание спать в одиночестве. Ребёнок идёт к своей кроватке, а родители не замечают его и сидят в кресле спиной к нему. Рис. 7.
Умывание. Ребёнок умывается в ванной комнате. Рис. 7.
Умывание. Ребёнок умывается в ванной комнате. Рис. 8.
Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то. Рис. 8.
Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то. Рис. 9.
Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребёнок стоит в одиночестве. Рис. 9.
Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребёнок стоит в одиночестве. Рис. 10.
Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребёнка. Рис. 10.
Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребёнка. Рис. 11.
Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки. Рис. 11.
Собирание игрушек. Мать и ребёнок убирают игрушки. Рис. 12.
Изоляция. Двое сверстников убегают от ребёнка, оставляя его в одиночестве. Рис. 12.
Изоляция. Двое сверстников убегают от ребёнка, оставляя его в одиночестве. Рис. 13.
Ребёнок с родителями. Ребёнок стоит между матерью и отцом. Рис. 13.
Ребёнок с родителями. Ребёнок стоит между матерью и отцом. Рис. 14.
Еда в одиночестве. Ребёнок сидит один за столом. Рис. 14.
Еда в одиночестве. Ребёнок сидит один за столом.
6
Вопрос-ответ:
Какая тема рассматривается в статье?
Тема статьи - изучение тревожности у дошкольников.
Какие подходы существуют к исследованию тревожности?
Существуют основные подходы к исследованию особенностей тревожности.
Как проявляется тревожность у детей дошкольного возраста?
Тревожность у детей дошкольного возраста может проявляться через различные специфические признаки.
Что включает в себя организация эмпирического исследования?
Организация эмпирического исследования включает в себя определенные шаги и действия с целью сбора и анализа данных.
Какие выводы можно сделать после изучения первой главы статьи?
После изучения первой главы статьи можно сделать определенные выводы по особенностям тревожности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Что такое тревожность у дошкольников?
Тревожность у дошкольников - это состояние беспокойства и нервозности, которое может проявляться через разные эмоциональные и поведенческие реакции.
Какие подходы используются для изучения особенностей тревожности у дошкольников?
Основные подходы в изучении особенностей тревожности у дошкольников включают психологический, психоаналитический и поведенческий подходы.
Как возникает тревожность у детей дошкольного возраста?
Тревожность у детей дошкольного возраста может возникать из-за разных причин, таких как смена окружения, разлука с близкими, переживание новых ситуаций и т.д.
Какие особенности проявления тревожности у мальчиков и девочек дошкольного возраста?
У мальчиков и девочек дошкольного возраста тревожность может проявляться по-разному. Например, мальчики могут быть более склонны к агрессивному поведению, а девочки - к изоляции и отстраненности.
Как организовано эмпирическое исследование особенностей тревожности у детей дошкольного возраста?
Для организации эмпирического исследования особенностей тревожности у детей дошкольного возраста необходимо разработать методику, подобрать участников и провести наблюдение и анкетирование с помощью специальных инструментов и методов.
Что такое тревожность?
Тревожность - это психологическое состояние, характеризующееся повышенным уровнем беспокойства, напряженности и тревоги.