Культурная жизнь Испании в период франкизма.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 25 25 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 11.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Франкистская Испания: внутриполитические особенности 5
Глава 2. Культурная жизнь Испании с 1939 по 1971 гг. 7
2.1. Общественно-политическая мысль Испании в эпоху франкизма 7
2.2. Испанские СМИ как оружие пропаганды 10
2.3. Архитектура эпохи франкизма 15
2.4. Кино в эпоху франкизма 18
2.5. Литература франкизма 20
Заключение 23
Списоклитературы 25

Фрагмент для ознакомления

В то же время, наблюдается рецепция классики и попытка отсылок к испанскому стилю XVIв. эрререско.2.4. Кино в эпоху франкизмаЖестокая цензура режима Франко существенно ограничила распространение авторского кино в Испании – экраны заполонила коммерческая продукция.В 1941 был учрежден «Национальный синдикат зрелищ», который всячески поощрял создание кино «патриотически-исторического жанра» угодно режиму и созданное в пропагандистских целях, развивавшееся под влиянием кино фашистских режимов Германии и Италии. Так, были созданы фильмы, в которых проявлялась фашистская идеология: «Святая королева» (1946, реж. Р. Хиль и др.), «Безумие любви» (1948, реж. X. де Ордуньи), «Августина Арагонская» (1950), «Львица Кастилии» и «Заря Америки» (1951) того же автора. В 40-50-е гг. в испанском кино становятся популярными испано-итальянские вестерны и музыкальные комедии (широко известен фильм Ордуньи «Последняя песенка», 1957). В Испании появлялось кино Голливуд: фирма РКО поставила в Испании в 1941 году фильм «Крейсер с Балеарских островов», в основу которого был взят эпизод истории гражданской войны.Кинопроизводство в 1942 году достигло апогея своей производительности – в среднем, в Испании тогда вышло 53 фильма (позже, значение в среднем варьировалось от 30 до 33 фильмов в год). В В 50-е гг. в испанское кино пришло поколение, воспитанное в «Институте изучения и практики кинематографии», открытом в 1947 в Мадриде. Состоялось знакомство испанцев с итальянским неореализмом, в 1952 в университете был показан "Броненосец "Потёмкин"". Молодые кинематографисты, в том числе X. А. Бардем, Л. Г. Берланга, Муньос-Суай, группировались вокруг журналов «Indice» и «Objetivo»: молодые авторы стали оппозицией франкистской идеологии. Популярными становятся фильм о крестьянском положении«Борозды» (реж. X. А. НьевесКонде), «Эта счастливая пара» (реж. Бардем и Берланга), выступивший с жесткой критикой современного испанского общества.К 60-м гг. дебютировали новые молодые режиссёры. Особое влияние на Р.Асконе, режиссера нового поколения, оказал итальянский режиссер. М. Феррери и его фильмы «Квартирка» (1957), «Парнишки» (1959), «Коляска» (1960), сделанные в манере жёсткой реалистичности, с элементами «чёрного юмора». Важной вехой развития нац. кино стал фильм признанного классика Луи Бунюэля «Виридиана» (1961), отразивший проблемы духовной жизни: фильм был запрещён франкистской цензурой до 1975. С процессом постепенной либерализации общества возникают новые творческие объединения – «новое испанское кино» и «барселонская школа». «Барселонская школа» искала новый киноязык, однако после первых экспериментов она распалась. Участники объединения «нового испанского кино» утверждали тесную связь искусства с действительностью и прославились фильмами «От розового к жёлтому» (реж.Суммерс) и «Благая любовь» (реж. Регейро). Большинство режиссёров не находя способов самовыражения в существующем режиме уходили в коммерческий кинематограф, некоторые из них вообще оставили кино или эмигрировали. Процесс демократизации в Испании на завершающем этапе фашистской диктатуры Франко в 1975 году способствовал оживлению национального кинематографа, усилению борьбы прогрессивных режиссёров за создание серьёзного проблемного кино.2.5. Литература франкизмаПосле Гражданской войны большинство писателей были вынуждены эмигрировать из Испании. Их произведения, написанные уже после падения республики, проникнуты глубоким трагизмом по мироощущению: из-за грубой цензуры авторам приходилось отстраненно рассуждать над сложными реалиями действительности. Часто отрицательные явления раскрывались через сложные метафоры. На первый план вышли произведения, написанные в жанре романа. Во время режима Франко писатель Камило Хосе Села считался наиболее популярным и успешным прозаиком. Села считается основоположником нового направления в литературе - более жесткого реализма тремендизма (tremendismo): в произведениях в стиле тремендизм раскрывалось, как социальные условия влияют на появление и проявление насилия в жизни.Первым ярким стартом прозаика стал роман «Семья ПаскуаляДуарте» (LafamiliadePascualDuarte, 1942). В центре романа крестьянин, менявшийся под воздействием жестоких внешних условий - невзгод, нищеты, лишений, врожденных пороков, - становится мошенником и жестоким преступником. Так как в произведении реальное состояние и настроение испанского общества было отображено не слишком привлекательно, то среди испанцев оно не имело популярности. Но вот в других странах роман имел известность. Еще одним известным романом в стиле тремендизма был роман «Улей» (1951), отображающий неприглядную действительность Мадрида. На территории Испании роман был запрещен, как совершенно безнравственное произведение.Мигель Делибес также относится к деятелям испанской литературы эпохи Франко. Его роман «Кипарис отбрасывает длинную тень» (Lasombradelcipresesalargada, 1947) получил престижную премию Надаля, а роман «Дорога» (ElCamino, 1950) закрепил за Делибесом звание блестящего прозаика. В своих произведения автор никогда напрямую не осуждал режим Франко, однако его глубокие метафоры оставляли недвусмысленное мнение о жизни в Испании: автор использует прием повествования через призму маленького ребенка, наблюдающегобедственное положении населения и страны в целом. Многим писателям пришло уехать из страны из-за несогласия с господствующей идеологией в стране. Среди них писатель Рамон Хосе Сендер: автор литературой занимался еще до начала Гражданской войны в 1935 году, в свое время его роман «Мистер Уитт в кантоне» (MisterWittenelcanton) удостаивался национальной литературной премией. В романе Сендер отобразил все особенности национально-революционного конфликта и, по иронии судьбы, произведение во многом определило дальнейшую судьбу прозаика и философа: Сендерсражался на стороне республиканцев, а в это время вся его семья (жена и брат) погибли от рук националистов. В 1939 г. Сендер эмигрировал в Америку, продолжал работать и писать о социальной несправедливости и неравноправии в Испании и мире. Лучшим произведением автора считается «Реквием по испанскому крестьянину» (Requiemporuncampesinoespanol, 1960), освещающую испанский гражданский конфликт и его влияние на сельскую местность страны. Немногие поэты остались в стране после установления диктатуры Франко. Но они смогли писать свои произведения в особом стиле. Ведь на всю литературу была установлена жесткая цензура, поэтому основные критикующие моменты требовалось раскрывать аккуратно через общие темы любви, природы, веры. Таким образом, сформировалась своя группа поэтов «Поколение 50-х», которые причисляли себя к барселонской школе. На встречах, что проводились в Барселонском университете, обсуждались общие для всех темы – течение времени, пейзажи, Гражданская война, восстановление Испании. Самым выдающимся представителем этой группы считается ХаймеХиль де Бьеда, о творчестве и великолепном слове которого можно судить по произведению «Попутчики» (Companerosdeviaje, 1959).Развитие испанской поэзии, как и прозы, было тесно связано с теми изменениями, которыепроисходили в стране. Послевоенная поэзия берет свое начало в наследстве «Поколения 1927 года»,и начинает с «регуманизации» лирики. В начале этого этапа выделяется поэзия Висенте Александре,начавшего свой путь со сборника 1928 г. «Границы» и получившего Нобелевскую премию в 1977 г.Глубокий след «Поколение 1927 года» легко узнаваем в поэзии испанцев и латиноамериканцев,таких как СесарВальехо, Пабло Неруда, ВисентеУйдобро, Октавио Пас и др.К окончанию правления Франко в Испании сформировалась новая группа поэтов. Они получили название «новейшие» по известному произведению Хосе Мария Кастельета «Девять новейших испанских поэтов» (Nuevenovisimospoetasespanoles, 1970).ЗаключениеИсходя из поставленных ранее задач, мы можем сделать следующие выводы:СМИ: В это время режим уже не стремился сохранять идеологическое однообразие СМИ, однако пытался не допускать появления наиболее критических материалов. «Закон Фраги» стал способом либерализации испанской политики: закон дал возможность выражать мысли испанским оппозиционным деятелям в испанской прессе. Этот закон – стал важнейшей вехой культуры франкистской Испании, содействовал информационной открытости и импульсом для развития культуры. В это время создаются оппозиционные журналы, становившиеся рупором общественно0политической мысли испанской интеллигенции и способствующие формированию антидиктаторского сознания общественности;Литература: авторов, пытавшихся противопоставить свое творчество официальной культуре, объединяло стремление к выражению своего мироощущения через метафоры (Мигель Делибес,Камило Хосе Села). Многим писателям пришлось эмигрировать, в их числе был Рамон Хосе Сендер, оставивший глубокий след в мировой литературе и продолжавший писать об Испании даже за рубежом; Кино:Процесс демократизации в Испании на завершающем этапе фашистской диктатуры Франко в 1975 году способствовал оживлению национального кинематографа, усилению борьбы прогрессивных режиссёров за создание серьёзного проблемного кино.Однако жестокая цензура не давала раскрываться молодым талантам и запрещала творчество великого испанского мастера Луи Бунюэля – это свиедетельствует о том, что испанский кинематограф эпохи франкизма практически не оставил какой-либо серьезный вклад в историю мирового кино;Архитектура: в архитектуре этого периода наблюдаются тенденции схожие с тоталитарным искусством других режимов: нарочитая театральность, масштабность, монументальность архитектуры, подчеркивающей давление власти над человеком. В то же время, наблюдается рецепция классики и попытка отсылок к испанскому стилю XVI в. эрререско.Таким образом, цель настоящего исследования выполнена. Подводя итог, наиболее важным выводом кажется следующее: даже самый общий анализ основных тенденций испанской культуры в годы правления Франсиско Франко свидетельствует, что деятели культуры пытались противопоставить что-то официальной политике в области культуры. Это и стало ее вкладом в дело борьбы всех прогрессивных сил страны против диктатуры, в формирование общественного антифранкистского сознания. СписоклитературыВисенс Х. Записки по истории франкистского режима / Х. Висенс // Проблемы испанской истории. 1979 = ProblemasdehistoriadeEspana. 1979 : [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т всеобщ.истории ; отв. ред.: С. П. Пожарская. — Москва: Наука,1979. — С. 88—89Волкова Г. И. Политическая история Испании ХХ века / Г. И. Волкова. — Москва : Высшая школа, 2005. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов.энциклопедия, 1987.Масиель Санчес, Л.К. Испания. Архитектура. От неоклассицизма к современной архитектуре / Л.К. Масиель Санчес // Православная энциклопедия. – M., 2011. – С. 522–526. – 27 т.Пожарская С. П. Испания и США: внешняя политика и общество : 1936—1976 / С. П. Пожарская. — Москва: Наука, 1982. Пожарская С. П. От 18 июля 1936 — долгий путь / С. П. Пожарская. — Москва : Молодая гвардия, 1977. Хенкин С. М. Испания после диктатуры (социально-политические проблемы перехода к демократии) / С. М. Хенкин. — Москва : Наука, 1993. Пономарева Л.В. Испанский католицизм ХХ века. М., 1989.Baldellou M.A. Arquitectura Española del siglo XX / M.A. Baldellou, A. Capitel. – Madrid, 1995. 6. Flores C. Arquitecturaespañolacontemporánea / C. Flores. – Madrid, 1989. 2 vols.García-Gutiérrez Mosteiro J. La figura de Luís Moya Blanco en el panorama de la arquitecturaespañoladelsiglo XX / J.GarcíaGutiérrezMosteiro. – Madrid, 2001.González-Capitel A. Luis Moya, arquitecto, 1904–1990 / A. González-Capitel, J. García-Gutiérrez Mosteiro. – Barcelona, 2000.Hermet G. L'Espagne de Franco / G. Hermet. — Paris : A. Colin, 1974. — 302 p. 20. Linz J. J. Totalitarian and Authoritarian regimes / J. J. Linz. — London : Lynne Rienner, 2000. Lain Entralgo P. Idea del hombre. – Barcelona: Galaxia Gutenberg, 1996.Llorente A. Arte e ideología en el franquismo, 1936—1951 / A. Llorente. — Madrid : Visor, 1995. Payne S. The Franco Regime 1936—1975 / S. Payne. — The University of Wisconsin Press, 1987. Saz I. Fascismo y franquismo / I. Saz. — Valencia :Universitat de Valencia, 2004. «Escorial». №1, noviembrede 1940

Списоклитературы
1. Висенс Х. Записки по истории франкистского режима / Х. Висенс // Проблемы испанской истории. 1979 = ProblemasdehistoriadeEspana. 1979 : [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т всеобщ.истории ; отв. ред.: С. П. Пожарская. — Москва: Наука,1979. — С. 88—89
2. Волкова Г. И. Политическая история Испании ХХ века / Г. И. Волкова. — Москва : Высшая школа, 2005.
3. Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.- М.: Сов.энциклопедия, 1987.
4. Масиель Санчес, Л.К. Испания. Архитектура. От неоклассицизма к современной архитектуре / Л.К. Масиель Санчес // Православная энциклопедия. – M., 2011. – С. 522–526. – 27 т.
5. Пожарская С. П. Испания и США: внешняя политика и общество : 1936—1976 / С. П. Пожарская. — Москва: Наука, 1982.
6. Пожарская С. П. От 18 июля 1936 — долгий путь / С. П. Пожарская. — Москва : Молодая гвардия, 1977.
7. Хенкин С. М. Испания после диктатуры (социально-политические проблемы перехода к демократии) / С. М. Хенкин. — Москва : Наука, 1993.
8. Пономарева Л.В. Испанский католицизм ХХ века. М., 1989.

1. Baldellou M.A. Arquitectura Española del siglo XX / M.A. Baldellou, A. Capitel. – Madrid, 1995. 6.
2. Flores C. Arquitecturaespañolacontemporánea / C. Flores. – Madrid, 1989. 2 vols.
3. García-Gutiérrez Mosteiro J. La figura de Luís Moya Blanco en el panorama de la arquitecturaespañoladelsiglo XX / J.GarcíaGutiérrezMosteiro. – Madrid, 2001.
4. González-Capitel A. Luis Moya, arquitecto, 1904–1990 / A. González-Capitel, J. García-Gutiérrez Mosteiro. – Barcelona, 2000.
5. Hermet G. L'Espagne de Franco / G. Hermet. — Paris : A. Colin, 1974. — 302 p. 20. Linz J. J. Totalitarian and Authoritarian regimes / J. J. Linz. — London : Lynne Rienner, 2000.
6. Lain Entralgo P. Idea del hombre. – Barcelona: Galaxia Gutenberg, 1996.
7. Llorente A. Arte e ideología en el franquismo, 1936—1951 / A. Llorente. — Madrid : Visor, 1995.
8. Payne S. The Franco Regime 1936—1975 / S. Payne. — The University of Wisconsin Press, 1987.
9. Saz I. Fascismo y franquismo / I. Saz. — Valencia :Universitat de Valencia, 2004.
10. «Escorial». №1, noviembrede 1940

Вопрос-ответ:

Какие были особенности культурной жизни Испании в период франкизма?

В период франкизма в Испании культурная жизнь была сильно ограничена и контролировалась правительством. Однако, в то же время, наблюдалась рецепция классики и попытка отсылок к испанскому стилю XVI в эрререско.

Какие были особенности общественно-политической мысли в Испании во время франкизма?

Общественно-политическая мысль в Испании в эпоху франкизма была полностью контролируема правительством. Различные идеи и мнения, которые не соответствовали официальной линии, подавлялись. Оппозиционные идеи исключались из общественного дискурса и подвергались репрессиям.

Как история франкизма отразилась на архитектуре Испании?

В эпоху франкизма архитектура в Испании часто служила инструментом пропаганды и манерой укрепления власти диктатора. В основном, реализовывались проекты в стиле, отсылающем к традиционному испанскому стилю эпохи XVI века. Использовались элементы и мотивы, которые ассоциировались с национальным наследием и подчеркивали мощь и величие страны.

Какую роль играли испанские СМИ во время франкизма?

В эпоху франкизма испанские СМИ играли роль мощного оружия пропаганды правительства. Они были полностью контролируемы и использовались для распространения идеологии диктатора Франко. СМИ не предоставляли критическую информацию и не допускали критику в адрес режима.

Как развивалось кино в Испании во время франкизма?

Во время франкизма кино в Испании также контролировалось и использовалось для целей пропаганды правительства. Были созданы многочисленные фильмы, служившие пропагандистским инструментом и отражавшие официальную идеологию. Однако, некоторые испанские режиссеры старались найти способы передачи своего видения и выражения иной мироощущения через свои фильмы.

Какие были основные внутриполитические особенности франкистской Испании?

Внутриполитические особенности франкистской Испании включали авторитарный режим, жесткую цензуру, политическую репрессию, отсутствие плюрализма и ограничение политических свобод.

Каким образом франкистская Испания использовала СМИ в своих целях?

Франкистская Испания использовала СМИ как оружие пропаганды, контролируя и цензурируя все важные средства массовой информации, чтобы поддерживать свою идеологию и подавлять любую оппозицию и критику.

Какие были особенности архитектуры в эпоху франкизма?

Архитектура в эпоху франкизма была консервативной и преимущественно классической, с отсылками к испанскому стилю XVI в эрререско. Она служила символом силы и престижа режима Франко.

В каком виде искусства сильнее всего проявилось влияние франкизма?

Влияние франкизма сильнее всего проявилось в кино и литературе. В кинематографе существовала жесткая цензура, а фильмы часто служили пропагандой франкистской идеологии. Литература также строго контролировалась, и разрешалось печатать только произведения, соответствующие официальной линии партии.

Какие иностранные культурные влияния были запрещены во времена франкизма?

Во времена франкизма запрещены были иностранные культурные влияния, особенно те, которые считались "непатриотичными" или "разлагающими". Испанские художники и писатели были поддерживаемыми, и была активно пропагандирована национальная культура и идентичность.

Какой вклад в культурную жизнь Испании внес период франкизма?

Период франкизма в Испании (1939-1975) оказал существенное влияние на культурную жизнь страны. Под режимом Франко была проведена целая серия политических и идейных вмешательств в культуру, которая стала инструментом для созидания имиджа национального величия и мощи Испании. В то же время, при этом режиме наблюдалась рецепция классических произведений и попытка отсылок к испанскому стилю XVI в эрререско, что также оказало влияние на культурное наследие страны.

Как архитектура эпохи франкизма влияла на испанскую культуру?

Архитектура эпохи франкизма в Испании имела определенное влияние на культуру страны. Под режимом Франко были построены множество памятников и зданий в стиле, отражающем националистические идеалы правительства. Такая архитектура была инструментом пропаганды и создания образа мощи и величия Испании. Однако параллельно с этим, наблюдалась также рецепция классической архитектуры и отсылки к испанскому стилю XVI в эрререско, что создавало своеобразное синтез испанской и классической архитектуры в культурном наследии страны.