Изображение провинциальной жизни в цикле повестей Н.В. Гоголя
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 11.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 5
1.1. Понятие темы провинции и провинциального 9
1.2. Изображение провинциальной жизни в «Старосветских помещиках» 10
1.3. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» 15
1.4. «Вий» 20
1.5. Анализ произведения «Тарас Бульба» 23
Заключение: 26
Список литературы: 27
Если в повести о старосветских помещиках, Гоголь идеализировал провинцию, противопоставляя её городу, то в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», автор уже изображает провинцию в её другом крайнем значении. Как место, удаленное от культуры, в самом косном отрицательном смысле провинциального.На самом деле, Миргород, это довольно старый город, история которого восходит к XVI веку, Он пережил драматические события в борьбе за независимость в ходе русско – польской войны. Когда было восстание Богдана Хмельницкого, городу был возвращен статус полкового города.Гоголь не мог не знать богатой истории Миргорода. Тем не менее, писатель выбрал политику игнорирования, ставя в центр характеристики города, как главной его достопримечательности лужу. «Если будете подходить к площади, то, …остановитесь полюбоваться видом: на ней находится лужа, удивительная лужа!» Самым заметным событием городской жизни автор делает ссору двух Иванов.Как уже говорилось, Гоголь в своём цикле, использовал идею противопоставления недостатков нынешней жизни, достоинствам героического прошлого, Может быть, он вкладывал смысл, что люди имеют в себе благородные и героические ресурсы, которые в будущем они могут проявить.«Вий»«Вий» - это произведение совсем другого характера, философско –мистического. Это жанровая повесть, основанная на фольклорных источниках. Вера в чудеса, которая так была свойственна народному украинскому характеру, описывается Гоголем, как черта. Вот как пишет сам Гоголь: «Вий – есть колоссальное создание простонародного изображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов» веки которого опущены до земли. «Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». «Вий» погружает читателя в мир сказок и малороссийских преданий, также создавая перед читателем колорит провинциальной жизни. Описания трех студентов с законами и порядками бурсы, описания жизни на хуторе, разговоров, которые ведут хуторские жители, также передают читателю характер жизни. Но, важнее в этом произведении та мистическая сторона, с которой автор сталкивает читателя. Рассказ о ведьме, которая приняла облик старухи и оседлала философа Хому, а потом, превратилась в красавицу, является центральным звеном романа. Писатели – реалисты XIX века мир фантастического нанизывали на обычную жизнь, в пределах реальности которой происходило нечто необъяснимое. С точки зрения народных традиций «Вий» необычайно интересен, так как суеверность, вера в нечистую силу, была характерна для народа. Во всех произведениях Миргорода нередко упоминается черт, иногда в контексте, иногда сгоряча, иногда как угроза или гротескное выражение,или, как доказательство того, что человек не врет, в ином случае, пусть его возьмет черт. Гоголь сталкивает два пространства – мир магии и мир реальности, мир христианства. Молитвы и заклинания, которые читает Хома ночью в церкви против нечистой силы, имеют своё действие.Страх перед мистической силой и его преодоление – другой мотив произведения.Неизведанное, тема смерти, нечистой силы, интересовала писателя. Для Гоголя, как художника, вообще было характерно превращение мира привычного в мир, где всё неожиданно и, насыщается новыми смыслами. Гоголь вообще любил объяснять читателю окружающий мир превращением в непонятный.Также писатель использует противопоставление мира дневного миру ночному. Но, столкновение противоречий доходит до трагизма. Атмосфера ужаса нарастает. Ночи в церкви становятся всё более страшными. Панночка – ведьма соединяет красоту и зло. Эту тему злой красоты можно воспринимать, как ощущение писателем разрушения гармонии жизни.Е.О. Третьяков, рассматривает творчество Гоголя через призму четырех стихий, как основ модели мироздания.Рассматривая цикл «Миргород» через призму стихии огня, Третьяков пишет,что в«Тарасе Бульба» пафосной стихией является огонь. Это говорит о позитивной направленности писателя, о его вере в человека. Вслед за безнравственной картиной «Старосветских помещиков « и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», после героического пафоса «Тараса Бульбы», Гоголь в «Вие» выделяет из стихии огня такие её составляющие, как безумие, разрушение, дьявольщину.Гоголь в этом произведении проверяет свой собственный постулат о том, что человек для спасения мира должен преобразовать самого себя. Без таких преобразований человек остается слеп, как в повести о ссоре двух помещиков. Философ Хома Брут превозмогает самого себя, читая три ночи подряд молитвы в полуразрушенной церкви над покойной дочерью именитого сотника, очертив вокруг себя круг. Дочь эта – оказалась ведьмой,и, вставая каждую из этих трех ночей из гроба, пытается достать философа, но её невидящие мертвые глаза мешают ей это сделать. Философ, умирая от страха, вынужден возвращаться на растерзание нечистых сил три ночи подряд. После неудачной попытки бегства, Хома думает: Да, что я не казак, что ли? Чего так боюсь? Видно, ведьма, «порядочно грехов наделала, что нечистая сила за неё так стоит». Философ мужественно очерчивает круг и поёт свои заклинания. Но, Вий, убивает бедного Хому взглядом. Это произведение Гоголя основано на народных преданиях, легендах и суевериях. Оно дополняет образ провинциальной жизни, раскрывая ту сторону жизни людей, которая относится к склонности к мистификациям и вере в нечистую силу. Без этой стороны провинциальной жизни Малороссии, представление о ней было бы неполным. Также, создаются автором образы и выписываются характеры людей,рассказывается об укладе хуторской жизни и нравах.Действие «Вия» разворачивается на хуторе, в пятидесяти верстах от Киева, в провинции.Анализ произведения «Тарас Бульба»«Тарас Бульба» - это самое возвышенное из четырех произведений автора. Оно носит эпохальный, героический характер. Многие цитаты из этого произведения стали летучими фразами. «Терпи казак, атаманом будешь», - говорит Тарас своему сыну. «А что, хлопцы, есть ли еще порох в пороховницах?», - это выражение также обрело нарицательный смысл.Тема далёкое – близкое, тема странствий используется Гоголем в этом романе.Он выписывает героический характер – пример, обладающий силой духа, любовью к отчизне.Тема семьи имеет очень большое значение. Перед смертью Остап говорит «Слышишь ли ты меня, Батько?», - «Слышу», - отвечает ему из толпы отец, который стоит и смотрит на казнь своего сына. В самый страшный момент своей жизни, находясь на самом пороге смерти, Остап обращается за помощью к отцу, чтобы иметь силы мужественно, не дрогнув, с честью принять свою смерть.Гоголь в лице Тараса описывает характерные черты казачества. Произведение не случайно вошло в цикл «Миргород». Это историю всё того же народа рассказывает автор, его героического прошлого, которое должно стать примером для настоящего.Описания быта присутствуют и в этом произведении. До того, как Тарас отправляется с сыновьями на Сечь, сыновья после бурсы возвращаются домой.«Полно выть, старуха! Козак не на то,чтобы возиться с бабами…ставь нам скорее на стол всё, что есть…тащи нам всего барана, ..да горелки побольше, не с выдумками горелки…,а чистой, пенной…чтобы играла и шипела как бешеная».Описания быта дома Тараса Бульбы:Описывается изба, где «всё было чисто, вымазано цветною глиною». Неводы и ружья висели на стенах, а также нагайки, сабли, сетки для птиц,уздечки, путы для коней. Маленькие окошки, стекла в них тусклые. Кувшины, фляжки, чарки на полках, в углу образа, под ними огромный стол, печка широкая, скамейки берестовые по кругу всей комнаты. Печь покрыта цветными изразцами.Далее рассказывается о духе людей и обычаях. Образование детям Остап дал по обычаю того времени. Применить его было в жизни практически невозможно. Дух «козаков» был вольный, они пили, если не было дела допьяну, но, если нужно было идти в поход, то дисциплина была важнее всего.Носили чубы, имели понятие о благородстве. Воровство считалось поношением всему казачеству, неплатившего должника «приковывали цепью к пушке», а за смертоубийство полагалась страшная казнь. Если что-то нужно было купить, то казаки не торговались, а, отдавали монет, сколько было в кармане, но, если деньги заканчивались, то удалые казаки разбивали лавочки и забирали всё даром. Широта души, разгул и размах сочеталась с дисциплиной и понятием чести и долга. Запорожскую Сечь считали лучшей наукой для молодых людей. Вот как выписывает Гоголь национальный характер. Характер имел Бульба горячий. В тот момент, когда решил ехать с сыновьями на Сечь, принялся колотить горшки в хате, говорил, что нечего ему становиться «гречкосеевцем» и «обабиваться» с женой.Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на «полукочующем углу Европы» под набегами монголов. Человек тогда становился отважен, когда лишался дома, кровли вечно находясь в обстановки опасности, привыкал глядеть ей в лицо, и, когда завелось козачество – «широкая, разгульная замашка русской природы». Беды, которые довелось перенести народу, породили «необыкновенное явление русской силы». Тарас, коренной полковник, был прям грубою прямотой нрава, и был создан для брани. Он не был склонен к роскоши и считал себя защитником православной веры. Тогда в сёлах происходили самоуправия и саблей решали проблему в трех случаях: когда не уважали законов предков, когда не уважали православие, и, когда перед собой видели басурмана.Заключение:В проделанной работе было рассказано о творчестве выдающегося русского писателя – Николая Васильевича Гоголя.В работе был проанализирован цикл произведений писателя «Миргород».Раскрыта тема провинциальной жизни в произведении Гоголя «Миргород».В цикл «Миргород» входит четыре произведения писателя. Это «Старосветские помещики» - повесть о буколической жизни, эпическая реалия «Тарас Бульба» и мистико – философское произведение «Вий», основанного на фольклорных преданиях. А, также повесть о двух помещиках, превративших свою бессмысленную жизнь в тяжбу, под названием «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В проделанной работе был сделан разбор этого цикла с точки зрения анализа провинциальной жизни в повестях «Миргорода».Сам Гоголь, происходил родом из провинции, поэтому провинциальная жизнь ему была близка. Также, тема провинции была свойственна романтическому жанру литературы, впротивовес раскрытию темы столичной жизни в произведениях реализма.В цикле произведений «Миргород» Гоголь ярко обозначил свою систему взглядов. Он был передовым писателем своего времени. Его произведения носят острый сатирически – обличительный характер. Вопрос о том, зачем писатель собрал воедино такие разноплановые произведения, и, что он хотел в них сказать, былисследован в проделанной работе. Тема провинциальности – это важный этап творчества Гоголя. Цикл «Миргород» следует за «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и, предваряет «Петербургские повести».Список литературы:Гоголь Н.В.; «Вий»; Русская историческая библиотека; http://rushist.comГоголь Н.В.; «Старосветские помещики»; https://www.litmir.me; 6 стр.Гоголь Н.В.; «Тарас Бульба»; редакция 1842 года; Серия Миргород; bookskafe.net; 330 стр. Гоголь Н.В.; «Шинель Повести»; Л.; Ленинградское отделение «Художественная литература»; 1976 год; 318 стр. История русской литературы; том 2; от сентиментализма к романтизму; Редактор Е.Н.Купреянова; Л.; «Наука»; 1981 год; 655 стр.Писатели о писателях Литературные портреты; Составление Романенко А.Д.; М.; «Дрофа»; 2002 год; 511 стр.История русской литературы XIX века; учебное пособие для педагогических институтов; М.; «Просвещение»; 1989 год; 446 стр.XIX век История русской литературы; часть 2; под редакцией АношкинойВ.Н., Громовой Л.Д.; М.; Гуманитарный издательский центр «Владос»; 2001 год; 255 стр.Ю.М.Лотман; О русской литературе; «История русской прозы»; СПб; «Искусство – СПБ»; 2012 год; 845 стр.Джафарова К.К.; «Провинция и провинциалы в произведениях Гоголя 30-х годов»; // Вестник Дагестанского государственного университета.Серия 2. Гуманитарные науки. 2016. Том. 31. Вып. 3; стр. 87 – 93Е.О. Третьяков; «Философия и поэтика четырех стихий в творческой системе Н.В. Гоголя»; Издательство «Томск»; 2015 год ;174 Стр.
1. Гоголь Н.В.; «Вий»; Русская историческая библиотека; http://rushist.com
2. Гоголь Н.В.; «Старосветские помещики»; https://www.litmir.me; 6 стр.
3. Гоголь Н.В.; «Тарас Бульба»; редакция 1842 года; Серия Миргород; bookskafe.net; 330 стр.
4. Гоголь Н.В.; «Шинель Повести»; Л.; Ленинградское отделение «Художественная литература»; 1976 год; 318 стр.
5. История русской литературы; том 2; от сентиментализма к романтизму; Редактор Е.Н. Купреянова; Л.; «Наука»; 1981 год; 655 стр.
6. Писатели о писателях Литературные портреты; Составление Романенко А.Д.; М.; «Дрофа»; 2002 год; 511 стр.
7. История русской литературы XIX века; учебное пособие для педагогических институтов; М.; «Просвещение»; 1989 год; 446 стр.
8. XIX век История русской литературы; часть 2; под редакцией Аношкиной В.Н., Громовой Л.Д.; М.; Гуманитарный издательский центр «Владос»; 2001 год; 255 стр.
9. Ю.М. Лотман; О русской литературе; «История русской прозы»; СПб; «Искусство – СПБ»; 2012 год; 845 стр.
10. Джафарова К.К.; «Провинция и провинциалы в произведениях Гоголя 30-х годов»; // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2016. Том. 31. Вып. 3; стр. 87 – 93
11. Е.О. Третьяков; «Философия и поэтика четырех стихий в творческой системе Н.В. Гоголя»; Издательство «Томск»; 2015 год ;174 Стр.
Вопрос-ответ:
В чем заключается основная тема повестей Н. В. Гоголя?
Основная тема повестей Н. В. Гоголя - изображение провинциальной жизни.
Что такое провинция и провинциальное?
Провинция - это регионы, населенные малочисленными, отсталыми и неразвитыми сельскими сообществами. Провинциальное - относящееся к провинции, характеризующееся малокультурностью и неполноценностью по сравнению с центром.
Как Н. В. Гоголь изображает провинциальную жизнь в повести "Старосветские помещики"?
В повести "Старосветские помещики" Гоголь изображает провинциальную жизнь с помощью характерных черт и привычек персонажей, описания простой природы и жизни в деревне. Он показывает узколобость и заостренную иерархию провинциального общества.
О чем рассказывает повесть "Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"?
Повесть "Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" рассказывает о конфликте между двумя провинциальными чиновниками - Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем. Гоголь показывает глупость и ничтожность спора, а также негативное влияние провинции на людей.
Каким образом Гоголь анализирует произведение "Тарас Бульба"?
Гоголь анализирует произведение "Тарас Бульба" с точки зрения изображения провинциальной жизни и национального характера. Он рассматривает главного героя как типичного провинциального казака и анализирует его действия и мотивы.
Какой смысл несет в себе цикл повестей Н. В. Гоголя о провинции?
Цикл повестей Гоголя о провинции представляет собой глубокое изучение и показ провинциальной жизни, ее особенностей и противоречивости. Гоголь исследует тему провинции через своих героев, показывая как провинция формирует личность и влияет на судьбу каждого человека. Он раскрывает многие проблемы, с которыми сталкиваются люди, живущие в провинции: ограниченность, узость мышления, фальшивые ценности, а также их надежды и мечты. Через свой цикл повестей Гоголь критически осмысливает провинциальную жизнь и ставит перед нами вопросы о смысле жизни, человеческом достоинстве и человеческой природе.
Какое место занимает понятие провинции и провинциального в цикле повестей Гоголя?
Понятие провинции и провинциального занимает центральное место в цикле повестей Гоголя. Оно представлено через разные аспекты провинциальной жизни, от человеческих судеб до особенностей самой провинции. Гоголь критически изображает провинцию, высмеивая ее узость и ограниченность, но в то же время он показывает и ее неизменную привлекательность и особенности, которые делают ее неповторимой. В цикле повестей Гоголя важно понимать, что провинция не только место, но и образ жизни, целый мир с его уникальными традициями, обычаями и представлениями.
Какое мнение о провинциальной жизни Гоголь выражает в повести "Старосветские помещики"?
В повести "Старосветские помещики" Гоголь идеализирует провинцию, противопоставляя ее городу. Он показывает, что в провинции люди живут по-настоящему, со своими простыми и понятными ценностями. Герои повести представлены как добрые, достойные и порядочные люди, которые заботятся о своем пространстве и других людях. Гоголь рисует яркие и красочные образы старосветских помещиков, чтобы показать, что жизнь в провинции может быть неповторимой и интересной, даже если она кажется скучной и однообразной.
Какое понятие темы провинции и провинциального можно выделить в цикле повестей Н.В. Гоголя?
В цикле повестей Н.В. Гоголя основная тема провинции и провинциального жизни - это противопоставление провинции и города, показ провинции как отсталого и застывшего места, полного обрядов, суеверий и бездушных людей, в то время как город представлен как место прогресса, развития и свободы.
Какое изображение провинциальной жизни можно найти в повести "Старосветские помещики"?
В повести "Старосветские помещики" Гоголь изображает провинцию как место старых обычаев, строгости и застоя. Главные герои повести - помещики, которые живут по устаревшим правилам, безрадостно и мрачно. Их жизнь заполнена формальностями, а отношения между людьми определяются исключительно социальным статусом.
Что происходит в повести "Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"?
В повести "Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" рассказывается о ссоре двух мелких помещиков - Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Ссора начинается из-за ничтожной мелочи и постепенно перерастает в серьезный конфликт, в котором противоречия между героями становятся символом провинциального менталитета и неконтролируемой злобы.
Какой анализ можно провести к повести "Тарас Бульба"?
Повесть "Тарас Бульба" является одним из наиболее известных произведений Гоголя. В ней показана жизнь казацкой провинции, ее особенности и ценности. Через главного героя, Тараса Бульбу, Гоголь идеализирует казачество - его любовь к своей земле, свободу и открытость. В то же время, повесть подчеркивает жестокость и беспощадность казачьей жизни, показывая какие жертвы люди готовы принести ради своей свободы.