Объединение Германии и реформа государственных институтов власти.
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 12.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Государственное управление в послевоенной Германии (1949 – 1990 гг.) 6
1.1 Государственное управление в ФРГ 6
1.2 Государственное управление в ГДР 9
2. Объединение Германии 12
3. Государственное управление в объединенной Германии (1990 – настоящее время) 14
3.1 Основной закон ФРГ 1949 года. Основы государственного строя 14
3. 2 Федеративное устройство объединенной Германии 21
3.2.1 Федеральный президент 23
3.2.2 Законодательная власть 23
3.2.3 Федеральное правительство 25
3.2.4 Судебная система. Федеральный конституционный суд 26
3. 3 Статус земель и местное самоуправление 28
4. Реформирование государственной власти в объединенной Германии 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
Список использованной литературы 41
Основной закон ФРГ был составлен таким образом, что предусматривал вхождение новых земель, подразумевалась территория ГДР, поэтому после объединения Германии не пришлось менять ее Основной закон. В 1992 году была утверждена новая редакция ст. 23 Основного закона, закреплявшая право федеральных земель на участие в европейской интеграции. В пяти восточногерманских землях были восстановлены их исторические флаги.
Первые выборы в бундестаг единой Германии, состоявшиеся в декабре 1990 года, принесли победу блоку ХДС/ХСС, получившему 44,1% голосов избирателей.В январе 1991 года новым канцлером объединенной Германии стал Г. Коль. Его правительству предстояло провести смену общественно-экономического строя в бывшей ГДР, решить проблемы европейской интеграции. Однако у правительства ФРГ не было концепции структурной перестройки восточногерманской экономики и ее поэтапной интеграции в хозяйство объединенной страны, поэтому процесс пошел по пути нерегулируемого сращивания экономик бывших двух немецких государств.
После объединения Германии в экономике наметилась неблагоприятная динамика, что вызвало недовольство в стране. Это негативно сказалось на восприятии немцами демократической системы. Население ФРГ не ожидало, что объединение страны принесет с собой так много экономических издержек, у жителей бывшей ГДР очень быстро развеялись иллюзии о равенстве со своими «западными» собратьями.
Федеральное правительство для уравнивания разницы в экономическом развитии двух частей Германии прибегло трансфертам финансовых средств в новых федеральных землях. Был создан целый пакет правовых регулировок, реализация которых имела целью финансово поддержать преобразования в восточной Германии. Объем этих финансовых средств достиг в 1991 – 1995 гг. около 848 млрд. марок. Попытки реорганизовать и модернизировать восточногерманскую промышленность оказались малоэффективными.
В Основном законе 1949 года сформулирована концепция конкурирующей компетенции (ст. 72). В сфере этой компетенции земли могут обладать правом законотворчества лишь в той сфере, в какой центр (федерация) не пользуется своим законодательным правом. В случае противоречия между федеральным и земельным актом согласно ст. 31 Основного закона, федеральный акт обладает приоритетом. Однако законом от 27 октября 1994 года в Основной закон были внесены изменения. Обновленная редакция указанной статьи (до 1 сентября 2006 года), ограничивала полномочия федерации в сфере конкурирующей компетенции – теперь перечислены 10 конкретных пунктов, раскрывающих когда федеральное законодательство не может быть применено без явной необходимости.
При правительстве Шредера (1998 – 2005 гг.) правительство Германии поставило перед собой цель – провести масштабную конституционную реформу федерализма, чтобы упростить политические процессы в стране, сделать их более прозрачными для населения. Реформа была призвана осуществить перераспределение полномочий между центром и субъектами федерации, уточнить законодательную компетенцию между бундестагом и бундесратом для повышения дееспособности государства.
Для правительства А. Меркель федеративная реформа стала одной из программных установок. В соглашении о создании коалиции от 11 ноября 2005 года содержался раздел о федеративной реформе. Новое правительство выражало намерение четко разделить полномочия федерального уровня и регионального уровня, а также сократить количество законов, по которым необходимо согласие бундесрата.
В мае – начале июня 2006 года были проведены совместные слушания бундестага и бундесрата по вопросам реформы федеративных отношений. В результате с учетом предложений правительств земель 30 июня 2006 года был одобрен пакет поправок к Основному закону. Эти поправки являются самыми значительными, внесенными в Основной закон с 1949 года.
7 июля 2006 года после одобрения поправок бундестагом, реформа вступила в силу. Ее суть:
1. Образование. Текущие вопросы образования отошли к компетенции земель. Федеральный центр осуществляет целевое финансирование этого процесса.
2. Распределение доходов. Федеральные законы не могут ставить перед городами и общинами задачи не обеспеченные финансированием их федерального центра. Если федеральные законы затрагивают интересы земель, то они должны быть утверждены бундесратом.
3. Высшее образование полностью стала вопросом ведения земель. Федеральная власть может лишь участвовать в финансировании научных исследований, но с согласия земель.
4. Охрана окружающей среды. Федеральный цент имеет право разрабатывать только рамочное законодательство, но земли могут принимать решения отходящие от него.
5. Бюджет. Введение «Пакта стабильности по образцу ЕС» предусматривает, что проблемы долгов земель на 65% лягут на плечи федерального бюджета и 35% на плечи земель.
6. Земельное законодательство. В компетенцию земель вошли жилищное право, вопросы собраний, объединений и печати, законодательство об охоте, часы работы магазинов.
7. Борьба с терроризмом. Находится в исключительной компетенции федеральной власти.
8. Государственная служба. Компетенция земель.
Вместо блока вопросов, по которым федерация имела право издавать основополагающие предписания, в рамках конкурирующей компетенции, появился ряд вопросов, передаваемых в ведение субъектов федерации: охотничье дело, охрана природы, отведение земель, водное хозяйство, прием в вузы. Такие предметы, как оружие и взрывчатые вещества, ядерная энергетика, обеспечение инвалидов войны и их родственников стали в ведении исключительно федеральной власти.
В сферу исключительной федеральной компетенции были добавлены защита культурного наследия от вывоза за границу и защита от международной террористической опасности. Заработная плата и пенсии земельных и местных служащих вошли в сферу ответственности земель.
После вступления в силу указанных поправок в основной закон, А. Меркель продолжила реформирование системы государственной власти:
- в сентябре 2006 года после нескольких лет дебатов по конституционной реформе была изменена ст. 21 Основного закона Германии, изменившая соотношения между федеральным и земельным уровнем в пользу центра;
- в марте 2007 года бундестаг принимает решение повысить к 2029 году пенсионный возраст с 65 до 67 лет;
- октябрь 2008 года. В разгар финансового кризиса создается пакет финансового спасения банков в размере 500 млрд. евро;
- правительство Германии в январе 2009 года принимает решение о пакете мер по стимулированию экономики, что значительно увеличивает национальный долг страны;
- по предложению правительства в июне 2011 года бундестаг принимает решение о свертывании ядерной энергетики к 2022 году;
- в августе 2013 года вводится право на сохранение рабочего места матерям по уходу за детьми до возраста двух лет;
- в июле 2013 года принят закон о минимальной зарплате из расчета 8,5 евро в час.
Основные проблемы горизонтальных (между землями) и вертикальных (центр – земли) отношений в Германии связаны с распределением финансовых средств между богатыми и бедными землями и реализация принципа равенства в них жизненных условий.
Реформа местного самоуправления после объединения Германии внесла значительные коррективы в административно-территориальное и муниципальное управление земель, входивших в ГДР. Здесь входе реформ вместо 189 районов были образованы 87, значительно сокращен штат муниципальных служащих. В короткий срок правовые различия в части муниципального управления между землями ФРГ и присоединенными землями ГДР были ликвидированы.
При осуществлении муниципальных реформ в объединенной Германии использовались две основные стратегии: новый менеджеризм, призванный оптимизировать предоставление социальных услуг на местном уровне, и партиципаторная демократия (демократия участия, соучастия), направленная на развитие гражданской активности населения.
Германская Ассоциация органов местного самоуправления выдвинула лозунг: «От бюрократического регулирования к сервисной организации посредством новой модели регулирования». Прежде всего, реализация этого лозунга направлена на повышение качества услуг со стороны местно самоуправления. В рамках общинного самоуправления развиваются многочисленные движения гражданских инициатив.
Советы общин и городские советы не имеют законодательной компетенции, но представительства общин – городской совет и собрание городских депутатов определяют бюджет, издают городские постановления, принимают местные законодательные акты. Важнейшим источником доходов общин являются налоговые поступления. Важной частью коммунальных реформ в Германии стала приватизация.
В отличие от разграничения компетенции в сфере законотворчества, в сфере правоприменения (управления и правосудия) основной объем полномочий осуществляется землями. По большинству вопросов функции исполнительной власти полностью или частично осуществляются землями – земли исполняют федеральные законы как свои собственные.
Переплетение полномочий федерации и земель дополняются сложностью системы разделения доходов. Со времени финансовой реформы 1969 года, практически не существует чисто земельных налогов – земли уступили их полностью или частично федерации в обмен на доли в наиболее важных федеральных налогах. В отношении бюджетного хозяйства федерация и земли не зависят друг от друга.
Реформирование финансов является наиболее острым вопросом федеративных отношений в Германии. В марте 2007 года приступила к работе вторая комиссия по федеративной реформе. В состав комиссии входят все премьер-министры земель и 16 лиц федерального уровня.
Федеральная и региональная власти взаимодействуют по принципу верности союзу – не допускают любых действий, которые могут нанести ущерб государству в целом или земле, либо помешать реализации их полномочий.
Сокращение доли предметов федерального законодательного регулирования, в отношении которого бундестаг обладает абсолютного вето, стало одним из ключевых в реформах 2006 года. В ФРГ довольно популярно мнение о необходимости реорганизации бундесрата – превращение его в сенат.
Выводы. Присоединение ГДР к ФРГ не потребовало изменения Основного закона ФРГ, так как он уже предусматривал возможность включения в состав государства восточногерманских земель. Одновременно заметим, что в 1949 году Основной закон принимался как временный, и предполагалось, что через какое-то время будет принята конституция страны, однако этого не произошло. После объединения Германии не было созвано Учредительное собрание – ФРГ при попустительстве СССР просто присоединило к себе ГДР.
Основной закон принимался в спешке – США и Англия спешили создать немецкое государство на западе Германии, поэтому вопросы разграничения полномочий между федеральной и региональной властями не прописаны четко.
В объединенной Германии продолжается процесс реформирования государственной власти. При этом, с нашей точки зрения, целесообразно было бы заменить Основной закон на конституцию страны, взяв, к примеру, за образец, Конституцию России 1993 года, в которой нет двойных толкований разграничения полномочий властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель нашего исследования - изучить объединение Германии и реформы государственных институтов власти выполнена.
Мы изучили систему государственного управления в ФРГ и ГДР в 1949 – 1990 годы, уяснили структуру Основного закона ФРГ, изучили федеративное устройство объединенной Германии, выяснили конституционно-правовой статус земель и местного самоуправления. Проанализировали реформирование государственной власти в объединенной Германии.
В результате исследований мы установили, что система государственного управления, определенная в Основном законе ФРГ 1949 года, в течение рассматриваемого нами периода, осталась неизменной, включение ГДР практически не повлияло на нее, было добавлено шесть земель к уже имевшимся десяти. Поправки в конституцию были внесены в 1994 году, как в связи с присоединением новых территорий, так и с особенностями включения ФРГ в Евросоюз. В 2006 году в основной закон были внесены самые масштабные поправки с 1949 года.
Основной закон ФРГ был принят в Западной оккупационной зоне Германии в 1949 году. У страны на тот период времени не было полного суверенитета. Только в 1955 году страны Запада предоставили такой суверенитет ФРГ. Документ принимался как временный, поэтому не назывался конституцией, однако прошло уже почти шестьдесят девять лет, как Германия живет по нему. В 1955 году оккупационное управление Германии было ликвидировано, ФРГ и ГДР стали обладать полным суверенитетом. В Основном законе нет четкого разграничения полномочий между Федерацией и субъектами Федерации, при этом приоритет федерального законодательства над региональным свидетельствует о желании немцев жить в централизованном государстве с сильной центральной властью.
ФРГ – парламентская республика, но при этом у земель нет права на отделение. Президент осуществляет представительские функции, реальная власть в стране сосредоточена в руках Федерального канцлера. В отличии от России с ее трехуровенной системой государственного управления, в Германии существует двухуровенная система управления.
Сейчас ФРГ является той силой, на которой держится совместно с Францией единство Евросоюза. Страна стала лидером в части экономики в Европе, ее вооруженные силы считаются самыми сильными среди стран Западной Европы. Политика, проводимая нынешним канцлером А. Меркель с 2005 года, показывает, что в стране продолжается процесс централизации власти в Федеральном совете министров и в руках Федерального канцлера.
Ошибочна концепция о том, что беженцы из стран Ближнего востока и Африки, поселившись в Германии, воспримут «западные ценности» и западную культуру, привела к потери доверия избирателей к ХДС, но А. Меркель после шестимесячных переговоров удалось создать правящую коалицию, отбросив приставу «и. о.». Новая партия «Альтернатива для Германии» набирает популярность, так как простые люди видят губительность для страны привнесением в нее чуждой немцам культуры.
Политика «открытых дверей» для беженцев не может обеспечить немцам безопасность от террористической угрозы. 8 апреля с.г. был совершен теракт – автомобиль наехал на людей, сидящих в кафе. Все разговоры о невменяемости нападавшего имеют под собой только один смысл – уверить граждан Германии, что террористы им не угрожают.
С нашей точки зрения, научная новизна работы состоит в том, что если Германия напишет когда-нибудь конституцию взамен существующему Основному закону, то в ней в большей степени будут отражены полномочия федеральной власти, появится разграничение между федеральной и региональной властью, будет больший сделан акцент на еще большее усиление роли Федерального канцлера, или пересмотрена роль Федерального президента.
То, что гражданами Германии стали миллионы мусульман, наверное, должно найти отражение в будущей конституции страны. При подготовке проекта Основного закона в качестве образца использовалась конституция Англии, однако полномочия премьер-министра Англии шире полномочий Федерального канцлера. С нашей точки зрения, президентская республика эффективнее в управлении федерации, чем парламентская. В Германии гарантом Основного закона является Федеральный конституционный суд, а не президент страны.
Список использованной литературы
Основной закон ФРГ от 17 октября 1949 г.
2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М., Омега-Л, 2004, 282 с.
3. Бонвеч Бернд История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века –КДУ, 2008, 154 с.
4. Ватлин А. Ю. Германия в 20 веке - https://e-libra.ru
5. Джеймс Хоус Краткая история Германии – КоЛибри, иностранка, 2017, 256 с.
6. Глазунова Н. И. Система государственного управления. Учебник для вузов – М., ЮНИТИДАНА, 2004, 438 с.
7. Жидков О. А. и Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран – Нома, Москва, 2015
8. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. Учебное пособие – Ростов н/Д, СКАГС, 2014, 430 с.
9. История создания Основного закона ФРГ 1949 года - http://studwood.ru
10. Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах. – М., Весь Мир, 2016, 431 с.
11. Маркварт Э. Организация местного самоуправления в Германии и применение немецкого опыта к российским реалиям - http://ecsocman.hse.ru
12. Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. -http://www.gumer.info
13. Оппендлер К. Х. Процесс трансформации в новых землях ФРГ – Москва, 1998
14. Новый состав бундестага будет включать 709 депутатов РИА новости 25.09.2017 - https://ria.ru
15. Судебная система Германии - http://interlaws.ru
17. Старцев Я. Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. ФРГ Германская система управления -- http://polbu.ru
Федеративная республика Германии. Конституция и законодательные акты. М. Прогресс, 1998 год
Бонвеч Б. История Германии т. 2: [Электронный ресурс] https://www.litmir.me (дата обращения 12.05.2018)
«Сдав ГДР», мы подаоили Западу 106 млрд. долларов» АИФ 11.11.2009 г.: [Электронный ресурс] http://www.aif.ru (дата обращения 12.05.2018)
Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.: [Электронный ресурс] http://www.gumer.info (дата обращения 12.05.2018)
История создания Основного закона ФРГ 1949 года: [Электронный ресурс] https://studwood.ru (дата обращения 12.05.2018)
Основной закон Федеративной республики Германии, 23 мая 1949 года: [Электронный ресурс] http://www.1000dokumente.de (дата обращения 11.05.2018)
Новый состав бундестага будет включать 709 депутатов РИА новости 25.09.2017: [Электронный ресурс] https://ria.ru (дата обращения 11.05.2018)
Основной закон Федеративной республики Германии, 23 мая 1949 года: [Электронный ресурс] http://www.1000dokumente.de (дата обращения 12.05.2018)
Ватлин А. Ю. Германия в 20 веке [Электронный ресурс] https://e-libra.ru (дата обращения 12.05.2018)
Судебная система Германии [Электронный ресурс] http://interlaws.ru (дата обращения 12.05.2018)
Основной закон Федеративной республики Германии, 23 мая 1949 года: [Электронный ресурс] http://www.1000dokumente.de (дата обращения 13.05.2018)
Основной закон Федеративной республики Германии, 23 мая 1949 года: [Электронный ресурс] http://www.1000dokumente.de (дата обращения 13.05.2018)
Основной закон Федеративной республики Германии, 23 мая 1949 года: [Электронный ресурс] http://www.1000dokumente.de (дата обращения 13.05.2018)
Основной закон Федеративной республики Германии, 23 мая 1949 года: [Электронный ресурс] http://www.1000dokumente.de (дата обращения 13.05.2018)
Маркварт Э. Организация местного самоуправления в Германии и применение немецкого опыта к российским реалиям: [Электронный ресурс] http://ecsocman.hse.ru (дата обращения 13.05.2018)
Бонвеч Б. История Германии т. 2: [Электронный ресурс] https://www.litmir.me (дата обращения 12.05.2018)
Белов В. Г. Германия. Вызовы XXI века: [Электронный ресурс] http://www.academia.edu/ (дата обращения 13.05.2018)
40
2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М., Омега-Л, 2004, 282 с.
3. Бонвеч Бернд История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века –КДУ, 2008, 154 с.
4. Ватлин А. Ю. Германия в 20 веке - https://e-libra.ru
5. Джеймс Хоус Краткая история Германии – КоЛибри, иностранка, 2017, 256 с.
6. Глазунова Н. И. Система государственного управления. Учебник для вузов – М., ЮНИТИДАНА, 2004, 438 с.
7. Жидков О. А. и Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран – Нома, Москва, 2015
8. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. Учебное пособие – Ростов н/Д, СКАГС, 2014, 430 с.
9. История создания Основного закона ФРГ 1949 года - http://studwood.ru
10. Литвинцева Е. А. Государственная служба в зарубежных странах. – М., Весь Мир, 2016, 431 с.
11. Маркварт Э. Организация местного самоуправления в Германии и применение немецкого опыта к российским реалиям - http://ecsocman.hse.ru
12. Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. -http://www.gumer.info
13. Оппендлер К. Х. Процесс трансформации в новых землях ФРГ – Москва, 1998
14. Новый состав бундестага будет включать 709 депутатов РИА новости 25.09.2017 - https://ria.ru
15. Судебная система Германии - http://interlaws.ru
17. Старцев Я. Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. ФРГ Германская система управления -- http://polbu.ru
Вопрос-ответ:
Какие изменения произошли в государственном управлении в Германии после окончания Второй мировой войны?
После окончания Второй мировой войны в Германии произошли значительные изменения в государственном управлении. В Западной Германии (ФРГ) были проведены реформы в направлении демократизации и децентрализации власти. Восточная Германия (ГДР) стала социалистической республикой, где государственное управление было полностью под контролем Социалистической единой партии Германии (СЕПГ).
Какие основные изменения произошли в государственном управлении в Федеративной Республике Германия (ФРГ)?
В ФРГ были проведены реформы, которые направлялись на увеличение демократии и децентрализации власти. Была создана федеративная структура, в которой существовали 16 земель (штатов) с собственными конституциями и правительствами. Введена президентская форма правления, в результате чего президент получил ограниченные полномочия, а роль федерального канцлера стала значительно укреплена.
Как прошло объединение Германии?
Объединение Германии произошло в 1990 году. После падения Берлинской стены и революционных событий в Восточной Германии, были проведены переговоры между ФРГ и ГДР. Результатом этих переговоров стало принятие "Единого документа", который предусматривал присоединение ГДР к ФРГ. 3 октября 1990 года объединение официально вступило в силу.
Какие основные изменения произошли в государственном управлении в объединенной Германии?
В объединенной Германии были проведены существенные реформы в государственном управлении. Основной закон ФРГ был принят в качестве конституции объединенной Германии. Была создана федеративная структура, и Германия стала соединением 16 федеральных земель. Роль федерального президента была сохранена, но его полномочия стали скорее представительскими и символическими, а роль федерального канцлера стала еще более влиятельной в системе государственного управления.
Какова была роль реформы государственных институтов власти в объединении Германии?
Реформа государственных институтов власти сыграла важную роль в объединении Германии. Она помогла установить новые правила и процедуры, унифицировать законы и системы управления в ФРГ и ГДР, что способствовало интеграции двух государств.
Какие изменения произошли в государственном управлении в ФРГ после объединения Германии?
После объединения Германии произошли значительные изменения в государственном управлении ФРГ. Были проведены реформы, направленные на сокращение бюрократии, повышение эффективности работы государственных органов и улучшение качества предоставляемых услуг.
Что предусматривает Основной закон ФРГ 1949 года в отношении государственного строя?
Основной закон ФРГ 1949 года предусматривает федеративную форму правления, в которой существует разделение властей между федеральным правительством и правительствами земель. Он также закрепляет гражданские свободы и права, принципы социальной справедливости и принципы федерального устройства страны.
Каким образом Федеративное устройство объединенной Германии влияет на разделение властей?
Федеративное устройство объединенной Германии предусматривает разделение властей между федеральным правительством и правительствами земель. Федеральное правительство отвечает за контроль над общенациональными вопросами, в то время как правительства земель имеют больше полномочий в своих регионах.
Какую роль играет Федеральный президент в системе государственного управления в объединенной Германии?
Федеральный президент в системе государственного управления в объединенной Германии является символом государства и единства нации. Он исполняет протокольные функции, но не обладает большими полномочиями. Он избирается Федеральным собранием на срок 5 лет.