Российские и зарубежные учёные об истории средневековых университетов
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 12.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Российские и зарубежные учёные об истории средневековых университетов 6
Заключение 19
Список использованных источников 21
по: 3, p. 108-110].Именно в английских университетах нашла свое преимущественное развитие система колледжей, которая зародилась в Париже в конце XII в. Первые парижские колледжи представляли собой благотворительные организации, создававшиеся как правило, при госпиталях в качестве общежитий для бедных клириков, учившихся в парижских школах. В 1257 – 1258 гг. Роберт де Сорбон, капеллан Людовика IX, основал колледж нового типа – общежитие для магистров, изучавших богословие. По типу Сорбонского колледжа создавались колледжи магистров в Оксфорде и Кембридже. Однако в Англии порожденная колледжами децентрализация университетской жизни оказалась более последовательной: местные колледжи являлись демократическими управляющимися ячейками, имевшими право выбора руководства.Развитие образования в XII – XV вв. находилось в тесной связи и взаимодействии с общественно-экономической и социокультурной жизнью этого периода. Содержание и формы обучения вырабатывались и совершенствовались по мере развития средневековых городов, роста общественной активности горожан, их интеллектуальных запросов и интересов. Развитие в средневековых городах товарно-денежных отношений вызвало потребность в образованных людях, в опытных знаниях. Это способствовало выработке рационального типа мышления, усиливало стремление к светскому образованию.Что касается структуры, то Парижский университет делился на факультеты: теологический факультет, юридический факультет, медицинский факультет, факультет искусств. Факультет искусств в соответствии с характером и спецификой обучения по существу был общеобразовательным. Формально его программу составляли так называемы «семь свободных искусств». В 1340 г. преподаватели юридического факультета Парижского университета выступили с инициативой о том, чтобы любой студент начинал свое обучение в стенах вуза с постижения «свободных искусств». В постановлении докторов Сорбонны говорилось: «Мы полагаем, что там, где отсутствует фундамент, нельзя производить надстройку и что не через нарушение последовательности степеней, а постепенно и своевременно должно восходить к более высоким должностям в науке… никто не должен допускаться к степени бакалавра канонического права на юридическом факультете в Париже, сколько бы он ни слушал декретов декреталий, если он сначала не будет достаточно тверд в начальных знаниях» [10, с. 84].Что касается общеобразовательного факультета, то здесь доминировали философские дисциплины. Поэтому этот факультет уже в XIII – XIV вв. вполне заслуживал названия или статуса философского факультета. Для обучения на других факультетах – теологии, права и медицины – необходимо было предварительно пройти курс обучения на общеобразовательном факультете и получить степень магистра искусств.Функции факультетов заключались в организации лекций, диспутов – публичный испытаний и в присуждении ученых степеней, которые давали право на преподавание. Лекции и диспуты были основным способом обучения. Лекции представляли собой чтение преподавателями предписанных авторов и пояснении текста соответствующими комментариями.На факультете искусств большую часть изучаемого материала составляли произведения древнегреческого философа Аристотеля. На факультете теологии зачитывали Священное Писание и сочинение известного теолога XII в. Петра Ломбардского «Сентенции», в котором автор пытался представить систематическое изложение доктрины христианства, с приведением рациональных аргументов в пользу догматов католической церкви [16, с. 113-115]. Комментарии зачастую сводились к элементарному разбору отдельных вопросов, относящихся к тематике излагаемого текста.Важное место в практике обучения занимали диспуты – обсуждения какого-либо избранного тезиса. Защищал этот тезис тот, кто организовывал диспут, а возражать, приводя какие-либо аргументы и доводы, мог любой из слушателей. Подобные методики получили точное отражение в схоластических композициях, а практика обсуждения вопросов и диспутов отражалась в общей структуре рассуждения, характерной для сочинений схоластов.В Средние века различались две системы права: гражданская и каноническая. Гражданская была основана на законах Римской империи и местных традициях (как правило, сборниках законов конкретного королевства). Высшим авторитетом здесь был кодекс императора Византии Юстиниана. Каноническое право было законом католической церкви. Решения соборов и римских пап являлись в данном случае основными источниками. Отдельные слои населения, прежде всего священники и служители культа, подчинялись исключительно церковному суду, в котором действовало каноническое право. Также заметим, что каноническое право играло большую роль и в жизни мирян, регулируя вопросы брака и семьи.Таким образом, начиная с XII в. на территории Западной Европы появились первые высшие учебные заведения - университеты. Они стали важным явлением городской культурной жизни. Рамки организации образования в них были значительно расширены. В результате был создан образ высокообразованного ученого, овладевшего знаниями не только для самосовершенствования, но и для пополнения их в интересах самой науки. Подобный образ жив и сейчас.ЗаключениеСтановление университетов и всей системы высшего образования в средневековой Европе XII–XIII вв. явилось необходимым элементом эволюции культуры того времени и было обусловлено многими сложными социальными причинами и вызовами эпохи: противоречиями между светской и духовной властями, централизацией государственности, ростом городов и потребностями коммунальной жизни, развитием Церкви. В целом, следует признать, что от самых своих истоков Universitasкаккорпорация ученых, союз единомышленников, устремленных к поискам истины, приобрел особый социальный статус. Ученые демонстрировали не только увлеченность абстрактными «штудиями», но и реальную общественную силу своей гильдии. Они формировали социум, создавали его интеллектуальную и правовую базу. В этом смысле и сегодня университет остается символом нравственного великодушия, научной бескомпромиссности и преданности своему делу.Таким образом, университеты сыграли значительную роль в становлении науки Средневековья, особенно в период VIII–XIV вв. Специфическая роль университетов заключалась в том, что они были как центрами получения образования (преимущественно богословского), так и центрами проведения научных исследований. Именно в рамках средневековых университетов возникали зачатки новых форм научных исследований – научных школ, в которых были основатель или лидер и ученики, обеспечивающие преемственность в исследованиях. Кроме того, университеты способствовали интернациональному, культурному общению. Вместе с тем, к XV–XVI вв. университетская схоластика стала тормозом для культурного и научного развития. Историческая эпоха требовала от наукиподъема общественного производства и материальной культуры, и университеты оказались в недостаточной степени способными обеспечить научной базой все более возрастающие потребности зарождающегося капиталистического производства.Список использованных источниковHyde J. K. Universities and Cities in Medieval Italy // Th e University and the City. From Medieval Origins to the Present / ed. by T. Beuder. New York; Oxford: Oxford University Press, 1988. P. 13–21.Marrone S. P. The rise of the universities // The Cambridge History of Medieval Philosophy: 2 vols / ed. By R. Pasnau. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. Vol. I. P. 50–62.Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages: 3 vols. Vol. I. Oxford: Oxford University Press, 1936.Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах / сост. В.Г. Безрогов и О.И.Варьяш. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 752с.Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир / А.Я. Гуревич. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007.Душин О.Э. Идея университета: история и философия европейского образования и науки (обзор научно-теоретических семинаров) / О.Э. Душин //Социология науки и технологий. - 2016. - № 4. С. - 186-192.Душин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования / О.Э. Душин // Вестник СПбГУ. - 2013. № 2. – С. 26-31Душин О.Э. Средневековые университеты: формирование интеллектуальной элиты / О.Э. Душин // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. - 2015. - Т. 1. - № 6. - С. 81-93.Ивановский В.Н. «Народное образование и университеты в средние века» / В.Н. Ивановский. – Москва: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1898. – 30с.Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / Жак Ле Гофф. – Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Жак Ле Гофф. – М.: У-Фактория, 2005. Пискорский В. К. Итальянские университеты / В.К. Пискорский. - Казань, 1910.Потапчук И.В. Первые университеты эпохи Средневековья / И.В. Потапчук // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. – 2016. - № 7. – С. 92-97Ряполов В.В. Возникновение Средневековых университетов: содержание и формы обучения / В.В. Ряполов // Бизнес и дизайн ревю. - 2018. - № 1 (9). - С. 15 – 22.Сабирова Ф.М. Вклад средневековых университетов в развитие науки / Ф.М. Сабирова // Наука и школа. – 2010. - № 4. – С.143-147Сувовров Н.С. Средневековые университеты / Н.С. Суворов. – М.: Тип.-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1898. – 254 с.Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе / П.Ю. Уваров // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М.: Искусство, 1981. С. 45–53.
1. Hyde J. K. Universities and Cities in Medieval Italy // Th e University and the City. From Medieval Origins to the Present / ed. by T. Beuder. New York; Oxford: Oxford University Press, 1988. P. 13–21.
2. Marrone S. P. The rise of the universities // The Cambridge History of Medieval Philosophy: 2 vols / ed. By R. Pasnau. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. Vol. I. P. 50–62.
3. Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages: 3 vols. Vol. I. Oxford: Oxford University Press, 1936.
4. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах / сост. В.Г. Безрогов и О.И. Варьяш. – М.: Аспект-Пресс, 1994. – 752с.
5. Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир / А.Я. Гуревич. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007.
6. Душин О.Э. Идея университета: история и философия европейского образования и науки (обзор научно-теоретических семинаров) / О.Э. Душин // Социология науки и технологий. - 2016. - № 4. С. - 186-192.
7. Душин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования / О.Э. Душин // Вестник СПбГУ. - 2013. № 2. – С. 26-31
8. Душин О.Э. Средневековые университеты: формирование интеллектуальной элиты / О.Э. Душин // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. - 2015. - Т. 1. - № 6. - С. 81-93.
9. Ивановский В.Н. «Народное образование и университеты в средние века» / В.Н. Ивановский. – Москва: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1898. – 30с.
10. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / Жак Ле Гофф. – Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003.
11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Жак Ле Гофф. – М.: У-Фактория, 2005.
12. Пискорский В. К. Итальянские университеты / В.К. Пискорский. - Казань, 1910.
13. Потапчук И.В. Первые университеты эпохи Средневековья / И.В. Потапчук // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. – 2016. - № 7. – С. 92-97
14. Ряполов В.В. Возникновение Средневековых университетов: содержание и формы обучения / В.В. Ряполов // Бизнес и дизайн ревю. - 2018. - № 1 (9). - С. 15 – 22.
15. Сабирова Ф.М. Вклад средневековых университетов в развитие науки / Ф.М. Сабирова // Наука и школа. – 2010. - № 4. – С.143-147
16. Сувовров Н.С. Средневековые университеты / Н.С. Суворов. – М.: Тип.- лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1898. – 254 с.
17. Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе / П.Ю. Уваров // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М.: Искусство, 1981. С. 45–53.
Вопрос-ответ:
Как развивалась система колледжей в средневековых университетах?
Система колледжей начала развиваться в Париже в конце XII века. Первые парижские колледжи были благотворительными организациями, создававшимися, как правило, при госпиталях, для обеспечения общежитий для бедных клириков. Эта система послужила основой для развития колледжей в других университетах.
Для чего создавались первые парижские колледжи?
Первые парижские колледжи были созданы в качестве благотворительных организаций при госпиталях. Они представляли собой общежития для бедных клириков, которым предоставлялась возможность получать образование в прилегающем университете.
Какие преимущества имела система колледжей в английских университетах?
Система колледжей в английских университетах имела несколько преимуществ. Во-первых, она способствовала социальной мобильности, так как бедные студенты получали возможность обучаться и жить в колледже. Во-вторых, колледжи обеспечивали студентам непосредственное взаимодействие с преподавателями и наставниками, что способствовало более глубокому образованию. В-третьих, колледжи создавали благоприятные условия для изучения конкретной дисциплины, так как студенты с определенными интересами могли выбрать колледж, который специализировался в этой области.
Какие передовые практики в образовании использовались в средневековых университетах?
В средневековых университетах использовались несколько передовых практик, которые стали основой для развития высшего образования. Одна из таких практик - система колледжей, которая создавала благоприятные условия для обучения и социальной мобильности студентов. Также в университетах активно применялись учебные программы, разработанные учеными историками и философами, которые позволяли студентам получать комплексное образование. Кроме того, в университетах проводились научные исследования и дискуссии, что способствовало развитию научных знаний.
Какая система развития университетов была в средневековой Англии?
Система колледжей была преимущественно развита в английских университетах. Эта система зародилась в Париже и представляет собой благотворительные организации, создаваемые как общежития для бедных студентов.
Как организовывалась система колледжей в средневековой Англии?
Система колледжей в средневековой Англии организовывалась при университетах и представляла собой благотворительные организации, создаваемые для обеспечения общежитий бедным студентам. Колледжи были связаны с конкретными университетами и предоставляли студентам место для жизни и обучения.
Какие университеты представляют собой примеры системы колледжей?
Примерами университетов, представляющих систему колледжей, являются университеты Оксфорд и Кембридж в Англии. В этих университетах колледжи связаны с конкретными факультетами и предоставляют студентам жилье, столовую, библиотеку и другие удобства.
Зачем создавались колледжи при университетах?
Колледжи при университетах создавались для обеспечения общежитий бедным студентам. Эти организации были благотворительными и предоставляли студентам жилье, питание и другие условия для обучения. Таким образом, колледжи способствовали доступности образования для широкого круга студентов.
Какие средневековые университеты были оснащены системой колледжей?
Система колледжей была оснащена не только в английских университетах, но также и в университетах других стран. В Париже, например, также существовали колледжи при университете, которые предоставляли студентам место для жизни и обучения. В разных странах система колледжей могла иметь свои особенности и специфику.
Какие университеты были основаны в средние века?
В средние века было основано множество университетов. Некоторые из самых известных это Болонский университет (основан в 1088 году), Парижский университет (основан в 1150 году), Оксфордский университет (основан в 1096 году) и Кембриджский университет (основан в 1209 году).
Какова была система образования в средневековых университетах?
В средневековых университетах образование было организовано по принципу факультетов. Обычно университет состоял из факультетов философии, теологии, медицины и права. Студенты могли выбирать факультет и заниматься изучением соответствующих предметов. Также в университетах часто были созданы колледжи, которые предоставляли общежитие и учебные услуги для студентов.
Какие изменения внесли английские университеты в систему образования?
Английские университеты внесли значительные изменения в систему образования, особенно в отношении системы колледжей. В Париже в конце XII века появились первые колледжи, которые представляли собой благотворительные организации, создававшиеся при госпиталях для бедных клириков. В Англии эта система получила преимущественное развитие. Колледжи предоставляли общежитие и учебные услуги для студентов, что сделало образование более доступным и организованным.