Особенности социальной адаптации умственно отсталых подростков

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 15 15 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.06.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Особенности социальной адаптации умственно отсталых подростков 3
2. Проблемы в постинтернатной профессионально-трудовой адаптации умственно отсталых детей 9
Заключение 17
Литература 18

Фрагмент для ознакомления

Их положения составили методологическую основу: единство интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский), мышление является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального (С.Л. Рубинштейн), мышление имеет аффективную регуляцию (А.Н. Леонтьев).Широко и научно эти вопросы раскрыты в научном исследовании О.К. Тихомирова, который обобщил экспериментально-психологические исследования эмоций в структуре мыслительной деятельности.▪ Специфика формирования личности умственно отсталых детей в подростковом возрасте. Умственно отсталые дети не планируют свое будущее – они живут сегодняшним днем: у них отсутствуют цели, ориентиры. Большинство психологов выделяют типичные модели поведения выпускников в постинтернатный период:- объединение нескольких человек в одной квартире с целью на других квартирах заработать какие-либо деньги;- переход после окончания первого профессионального училища в другое с целью обеспечения себя бесплатной едой и одеждой;- вместо устройства на работу обращаются в центр занятости для получения пособия.Данное поведение характеризует их основную слабость адаптации в социуме: они не надеются на себя, свои силы и возможности, а ищут способы выжить во внешних источниках.▪ Специфика усвоения норм и ценностей. Вся воспитательная работа в школах-интернатах направлена на формирование позитивных нравственных ценностей и социальных установок, однако на практике умственно отсталые дети не способны реализовать сформированные установки в жизненных ситуациях. Чаще всего в общении они нарушают нормы и правила общества.Слабая осознанность своего социального статуса и индивидуальные способности влияют на уровень овладения профессиональными навыками. У выпускников интерната притязания на образование, карьерный рост. Большинство из них надеются на определение их в государственное профессиональное учреждение, а затем трудоустройство через социальные службы. Ориентация детей с нарушением интеллекта направлена на рабочие профессии, которые не требуют мыслительных логических операций и позволяют хорошо заработать, это профессии швеи, плотника, каменщика, маляра-штукатура, переплетчика и других.▪ Неуверенность в будущем: данный социальный фактор часто связан с неточным восприятием выпускников интерната статуса «взрослого человека». Выпускники понимают этот период с характерными типичными процессами, а именно: с получением паспорта, профессии, обеспечением постоянной работой.▪ Несформированность семейных установок. Данный фактор отражает их неспособность создать семьи из-за слабо развитого чувства ответственности, неумения заботиться о тех, кто находится с ними рядом. Неготовность семейных отношений связана и с недостаточным освоением бытовых навыков и умений.Следовательно, постинтернатная профессионально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков является важной проблемой, так как период освоения профессиональных навыков связан с этапом взросления, который болезненно проходит у этого типа детей. В образовательном учреждении – школе-интернате умственно-отсталые дети находятся на государственном обеспечении, в специфическом окружении – большинство из них не имеют представлений о реальнойжизни. Кроме этогов современном обществе распространен главный принцип: выпускники школ - интерната имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, что позволяет им иметь необходимые средства для жизни. Независимость и самостоятельность детей с ограниченными возможностями помогает им преодолеть коммуникативный барьер в трудовом коллективе, формирует у них чувство самоуважения, осознание востребованности их труда.Весь контингент учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида условно разделен на 3 категории:К первой группе выпускников относятся дети, способные выполнять малоквалифицированные работы на производстве и малых предприятиях. Эта категория учащихся является самой немногочисленной.Вторая группа выпускников способна выполнять работы в качестве надомников или на предприятиях, которые используют труд инвалидов.Третья группа воспитанников интерната может выполнять элементарную домашнюю работу и владеет навыками самообслуживания.Практика показывает, что те выпускники, которые идут непосредственно на производство, редко применяют трудовые навыки, которые приобретены ими в трудовом образовании, так как чаще всего выполняют неквалифицированные виды труда.Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. Процесс формирования профессионально-трудового самоопределения умственно-отсталых школьников достаточно сложный и многогранный. Данный процесс может адекватно реализован на практике только при единстве нескольких социальных институтов: школы-интерната, где учатся и воспитываются дети, общественные организации, оказывающие помощь в сохранении здоровья, в приобретении профессионально-трудовых навыков и дальнейшем обучении. Немаловажную роль играют и средства массовой информации.ЗаключениеСредством формирования у воспитанников детских домов и школ-интернатов способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Соответственно, усилия педагогов и воспитателей специальной (коррекционной) школы и школы-интерната должны быть направлены на расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для обучающихся с умственной отсталостью социальными образцами. Необходимы условия, выводящие ребенка за пределы ограниченного социального пространства.Инновационные процессы, происходящие в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, свидетельствуют об активизации как внутренних, структурно-организационных основ их деятельности, так и внешних – привлечение всего общества к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, к числу которых относятся и дети с умственной отсталостью.ЛитератураВыготский Л.С. Проблемы развития психики: Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. – М.: Педагогика, 2013. – 346с.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2012.Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях: Психология эмоций / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московскогоуниверс., 2014. – 288 с.Кащенко В.А. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение,2013Клемантович И.П. Основы социально-педагогической деятельности. - М., 2014.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 2014.-304 с.Пятыгина Э.Н. Современная школа и пути социальной адаптации умственно отсталых детей-сирот // Сибирский вестник специального образования. 2012. № 3 (7).Ромашова ТА Трудовая и профессиональная подготовка учащихся школы-интерната коррекционного типа//Повышение качества современного образования: Методология. Теория. Практика: Межрегиональный сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во НИПК и-ПРО, 2013.- С. 40-42.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2015. – 498 с.Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие / О.К. Тихомиров. – М.: Изд-во Московскогоуниверс., 2013. – 272с.Хартман Х. Эго-психология и проблема адаптации, институт общегуманитарных исследований, 2014. 275с.

Литература

1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. – М.: Педагогика, 2013. – 346с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М., 2012.
3. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях: Психология эмоций / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Московского универс., 2014. – 288 с.
4. Кащенко В.А. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение,2013
5. Клемантович И.П. Основы социально-педагогической деятельности. - М., 2014.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 2014.-304 с.
7. Пятыгина Э.Н. Современная школа и пути социальной адаптации умственно отсталых детей-сирот // Сибирский вестник специального образования. 2012. № 3 (7).
8. Ромашова ТА Трудовая и профессиональная подготовка учащихся школы-интерната коррекционного типа//Повышение качества современного образования: Методология. Теория. Практика: Межрегиональный сборник научных трудов. - Новосибирск: Изд-во НИПК и-ПРО, 2013.- С. 40-42.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2015. – 498 с.
10. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие / О.К. Тихомиров. – М.: Изд-во Московского универс., 2013. – 272с.
11. Хартман Х. Эго-психология и проблема адаптации, институт общегуманитарных исследований, 2014. 275с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности социальной адаптации умственно отсталых подростков?

Умственно отсталые подростки часто испытывают сложности в установлении социальных контактов, проявляют повышенную ранимость и эмоциональную неустойчивость. Они могут испытывать трудности в общении, адекватной оценке своих возможностей и способностей, а также в адаптации к новым ситуациям и условиям.

Какие проблемы возникают в постинтернатной профессионально трудовой адаптации умственно отсталых детей?

Умственно отсталые дети сталкиваются с рядом проблем в процессе постинтернатной адаптации в сфере труда. Они могут испытывать трудности в освоении профессиональных навыков, установлении контактов с коллегами, приспособлении к рабочему режиму и требованиям производства. Также им может быть сложно справиться с отрицательным отношением окружающих к их умственным способностям и ограниченным возможностям.

Как считаются эмоциями в понимании Выготского и Рубинштейна?

Для Л.С. Выготского мышление является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция - единством эмоционального и интеллектуального. С. Л. Рубинштейн также подчеркивал взаимосвязь между мышлением и эмоциями, считая их взаимно обусловленными и основанными на единстве аффекта и интеллекта.

Какие особенности социальной адаптации умственно отсталых подростков?

Умственно отсталые подростки имеют определенные особенности в социальной адаптации. Они могут испытывать трудности в установлении и поддержании социальных связей, нахождении себя в коллективе, взаимодействии с окружающими. Также у них может быть низкая самооценка и страх неудачи. Для успешной социальной адаптации им необходима поддержка и помощь со стороны родителей, педагогов и социальных работников.

Какие проблемы возникают в постинтернатной профессионально трудовой адаптации умственно отсталых детей?

В постинтернатной профессионально трудовой адаптации умственно отсталых детей возникают следующие проблемы. Во-первых, недостаточное развитие навыков и умений, которые требуются для определенных профессий. Во-вторых, отсутствие поддержки и помощи со стороны работодателей и коллег. В-третьих, низкая самооценка и страх неудачи могут снижать мотивацию к работе. Решение этих проблем требует совместных усилий родителей, педагогов, специалистов по трудоустройству и работодателей.

Какими основами являются особенности адаптации умственно отсталых подростков?

Особенности адаптации умственно отсталых подростков имеют своей основой единство интеллекта и эмоций. По мнению Л.С. Выготского, мышление является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция является единством эмоционального и интеллектуального. Они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Это означает, что для успешной адаптации подростков необходимо учитывать их эмоциональное состояние и развивать их интеллектуальные способности одновременно.

Какие особенности социальной адаптации умственно отсталых подростков?

Особенности социальной адаптации умственно отсталых подростков включают ограниченные коммуникативные навыки, трудности в установлении социальных связей, повышенную зависимость от взрослых, низкую самооценку и чувство неполноценности.

Какие проблемы возникают в постинтернатной профессионально трудовой адаптации умственно отсталых детей?

В постинтернатной профессионально трудовой адаптации умственно отсталых детей возникают такие проблемы, как низкая успеваемость, ограниченные возможности выбора профессии, недостаток навыков самостоятельной работы, ограниченные возможности для профессионального роста и неудовлетворенность трудовыми условиями.

Какие положения составляют методологическую основу в области социальной адаптации умственно отсталых подростков?

Положения методологической основы в области социальной адаптации умственно отсталых подростков включают единство интеллекта и аффекта, единство эмоционального и интеллектуального, а также роль эмоций в формировании мышления.