Влияние самооценки подростков на уровень тревожности
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 11.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния самооценки на уровень тревожности у подростков 5
1.1. Общее понятие и изучение тревожности в истории психологии 5
1.2. Характеристика самооценки. Особенности самооценки подростков 13
1.3. Влияние самооценки на уровень тревожности 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки и тревожности подростков 27
2.1. Этапы исследования 27
2.2. Характеристика выборки 27
2.3. Описание методик исследования 27
2.4. Анализ результатов исследования 28
Заключение 33
Список литературы 35
Такое поведение обусловлено либо отсутствием точных знаний о собственных возможностях, либо желанием преодолеть негативное самовосприятие, «выскочить» из негативного образа - Я. Это ситуация рассогласования, несовпадения притязаний с уровневыми характеристиками самооценки: низкая самооценка — высокий уровень притязаний [7].
Высокий уровень притязаний здесь — это маскировочный способ коррекции самооценки, стремление скрыть сомнения и недовольство собой выбором очень трудных задач.
Работая в зоне трудных целей, человек действительно сталкивается с неудачей, что подтверждает его низкую самооценку. Все это приводит к нарастанию негативного опыта, росту уровня личностной тревожности, что, в конечном счете, ведет к формированию низкой самоэффективности, а следовательно, и к неэффективному реальному поведению [7; 21; 23].
С другой стороны, что особо подчеркивает О.В. Пукинска, постановка сложных задач не обязательно должна иметь следствием неуспех, реализация высокого уровня притязаний может быть вполне продуктивным способом коррекции неудовлетворяющей самооценки. В этом случае требуются грамотная планировка действий, разумная дифференциация целей и хорошая работоспособность, иначе человек начинает «работать на износ», что непременно приводит к проблемам со здоровьем [21].
Адекватность самооценки играет роль в определении личностных особенностей. С. Куперсмит, например, установил, что учащиеся с адекватной низкой самооценкой отличаются низкой потребностью в достижении, низким идеальным Я и высокой тревожностью, показывающей, что они осознают свою низкую позицию в школе, но не стремятся к ее улучшению, понимая, что могут действовать наилучшим образом, если примут свой низкий статус [цит. по 14]. Учащиеся с неадекватно низкой самооценкой также отличаются высокой тревожностью, но для них характерны высокая потребность в достижении и высокое идеальное Я.
В работе А.М. Прихожан при исследовании межличностной тревожности подростков было установлено что достаточно гармоничное представление о себе, характеризующееся оптимальным соотношением характеристик самооценки и уровня притязаний, не связано с тревожностью. Тревожность обнаружила связь с неблагоприятными типами самооценки, а также неблагополучными вариантами соотношения самооценки и уровня притязаний (величиной расхождения, парадоксальности характера соотношения, когда уровень самооценки оказывается выше уровня притязаний и т. п.). Выявилась обусловленность тревожности особенностями осознания каждой из этих тенденций: чем сильнее и отчетливее осознавалась каждая из тенденций, тем выше был уровень тревожности детей [17].
Установлен следующий механизм порождения тревожности: конфликт между самооценкой и уровнем притязаний, вызывая одновременно и повышенное стремление к успеху, и затрудненность в оценке этого успеха, ведет к колебаниям, сомнениям, двойственности в оценке и осознании подростком своей успешности в сфере межличностных отношений, что препятствует переживанию удовлетворения потребности в общении. Неудовлетворенность данной потребности и переживается в виде межличностной тревожности [17].
В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я - концепцией ребенка, становясь собственно личностным свойством. Я - концепция подростка часто противоречива, что вызывает трудности в восприятии и адекватной оценке собственных успехов и неудач. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе. Тревожные девочки испытывают большее беспокойство по поводу взаимоотношений с другими людьми, переживают, что о них могут подумать. Тревожных мальчиков наиболее волнуют мысли о наказании за какой-либо совершенный проступок или физическая расправа со стороны сверстников. К старшему подростковому возрасту тревожность может играть мобилизующую роль, связанную с повышением эффективности деятельности.
Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У подростков формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе - одно из проявлений заниженной самооценки.
Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок не только не уверен но в себе, но и недоверчив ко всем, он все преломляет через призму тревожности, мнительности.
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность.
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки и тревожности подростков
2.1. Этапы исследования
На первом этапе была сформирована выборка исследования, выбраны методики, подготовлены бланки, обговорены условия исследования, место, время исследования.
На втором этапе проводилось эмпирическое исследование самооценки и уровня тревожности у подростков в соответствии с выбранными методиками.
На третьем этапе проводилась математико - статистическая обработка результатов, их анализ и интерпретация, формулировка выводов.
2.2. Характеристика выборки
Исследование на гимназии В принимали учащиеся 7-го класса. Общий объём составил человек, них девочек и мальчиков.
Рисунок – выборки полу.
2.3. Описание методик исследования
Для уровня подростков выбрана изучения Дембо-Рубинштейн модификации Прихожан [16]. Дембо-Рубинштейн для самооценки уровня испытуемого, так расхождения самооценкой уровнем которое как разность этими В уровень должен выше самооценки, как стимулирует совершенствование
Высота . Количество от до ("средняя" "высокая" удостоверяют (адекватную) Количество от до и свидетельствует завышенной и на отклонения формировании баллов 45 на самооценку себя) свидетельствует крайнем в личности.
Для уровня испытуемых методика тревожности Спилбергера [16].
Шкала из частей 20 в Первая предназначена определения как чувствует сейчас, данный то для актуального а второй направлены выяснение как чувствует обычно, есть тревожность свойство
При показателей использовать ориентировочные тревожности:
- 30 —
- 31—44 —
- 45 более высокая.
2.4. Анализ результатов исследования
Результаты изучения по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн модификации Прихожан представлены в таблице 3.
Таблица 3. - Результаты по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн
№ Ум, способности Характер Авторитет у сверстников Умение работать руками Внешность Уверенность в себе Общая самооценка Группа 1 60 35 50 20 30 10 34,2 ЭГ1 2 65 40 65 35 20 40 44,2 ЭГ1 3 80 85 85 75 80 75 80,0 ЭГ3 4 48 45 65 55 55 45 52,2 ЭГ2 5 55 58 60 60 35 45 52,2 ЭГ2 6 75 70 75 90 65 78 75,5 ЭГ3 7 90 35 35 35 60 50 50,8 ЭГ2 8 65 30 65 35 75 55 54,2 ЭГ2 9 63 10 60 10 30 40 35,5 ЭГ1 10 65 60 55 50 35 40 50,8 ЭГ2 11 60 65 56 45 46 55 54,5 ЭГ2 12 60 40 45 45 35 60 47,5 ЭГ2 13 70 45 60 40 55 45 52,5 ЭГ2 14 80 85 76 80 66 65 75,3 ЭГ3 15 85 50 70 20 44 65 55,7 ЭГ2 16 70 35 45 15 21 45 38,5 ЭГ1 17 60 60 40 50 25 50 47,5 ЭГ2 18 65 55 50 60 26 50 51,0 ЭГ2 19 55 70 55 65 40 45 55,0 ЭГ2 20 70 35 65 30 25 55 46,7 ЭГ2 Хср 67,1 50,4 58,9 45,8 43,4 50,7 52,7 σ 10,7 19,1 12,6 21,8 18,5 14,6 12,2
Результаты диагностики показали, что уровень самооценки у подростков средний, адекватный. Выше всего они оценивают свои умственные способности. Также довольно высоко оценивают свой статус среди сверстников. У подростков средний уровень уверенности в себе и обычный, по их мнению характер (они признают в себе и положительные и отрицательные качества). Несколько ниже среднего у подростков оценка по шкале «умение многое делать своими руками». Заниженная самооценка отмечается по параметру «внешность». Излишняя критичность к своей внешности объясняется особенностями подросткового возраста.
Соотношение подростков с разным уровнем самооценки представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 2 – Соотношение подростков с разным уровнем самооценки.
По критерию «общий уровень самооценки» подростки были разделены на три группы:
- ЭГ1 – подростки с низкой самооценкой (20%);
- ЭГ2 - подростки с адекватной самооценкой (65%);
- ЭГ3 – испытуемые с завышенной самооценкой (15%).
Результаты по методике самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера Ю.Л. Ханина в трех группах испытуемых представлены в таблице 4.
Таблица 4. - Результаты по шкале самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина
№ Исп. Пол Возраст Группа Реактивная тревожность Личностная тревожность 1 А.Л. Ж 13 ЭГ1 51 49 2 Д.Н. Ж 13 ЭГ1 48 34 3 О.А. М 13 ЭГ1 51 44 4 У.Т. Ж 13 ЭГ1 48 38 5 Ж.О. Ж 13 ЭГ2 31 36 6 И.Л. М 13 ЭГ2 41 38 7 К.И. М 14 ЭГ2 33 28 8 М.М. М 13 ЭГ2 48 44 9 П.С. Ж 13 ЭГ2 41 43 10 Р.В. М 13 ЭГ2 29 30 11 Р.К. Ж 14 ЭГ2 41 45 12 С.Ц. Ж 13 ЭГ2 46 39 13 Т.С. М 14 ЭГ2 36 33 14 Э.Р. М 13 ЭГ2 45 49 15 Ю.И. Ж 13 ЭГ2 36 35 16 Ю.Р. М 13 ЭГ2 22 28 17 Я.А. М 14 ЭГ2 46 45 18 Е.Т. М 14 ЭГ3 30 25 19 К.А. М 13 ЭГ3 25 23 20 Т.М. М 14 ЭГ3 30 26 Хср. 38,9 36,6 Ст. откл. σ 9,0 8,1
Результаты показали, что в группе испытуемых в среднем умеренный уровень и реактивной и личностной тревожности. При этом, ситуативная тревожность выражена несколько больше, чем тревожность, как личностная черта.
Сравнительные результаты диагностики тревожности у подростков трех групп представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Сравнительные результаты диагностики тревожности у подростков трех групп.
Как видно из рисунка в первой группе (низкая самооценка) высокий уровень ситуативной и средний уровень личностной тревожности. Во второй группе (адекватная самооценка) средний уровень ситуативной и личностной тревожности. В третьей группе (завышенная самооценка) низкий уровень ситуативной и личностной тревожности.
Проведённое позволило установить
В группе с низкой самооценкой (4 подростков) все (100%) имеют высокий уровень ситуативной тревожности и 15% - высокий и 75% средний уровень личностной тревожности. группа наиболее во с людьми подвержена различных факторов. присущи в излишний как они способны гибкость общении, и активны.
В группе с нормальной самооценкой (13 подростков) большинство подростков (по 47%) имеют средний уровень ситуативной и личностной тревожности. 27% - имеют высокий уровень ситуативной тревожности, 20% - высокий уровень личностной тревожности. 13% - имеют низкий уровень ситуативной тревожности, 20% - низкий уровень личностной тревожности. Эти подростки в меру адаптивны, могут испытывать тревогу по каким-либо поводам, но в основном уверены в себе.
В группе с завышенной самооценкой (3 подростков) все (100%) имеют низкий уровень ситуативной и личностной тревожности. Эти подростки уверены в себе, стремятся к активны общественно-полезной Они себя и в ситуациях не стрессу. В тоже время переоценивание своих качеств и потенциала может выражаться в повышенном эгоизме, надменном отношении к точке зрения или мнению окружающих, переоценке собственных сил.
Заключение
В проведения нам установить самооценки эмоциональную подростка. была общая подросткового выявлены научные к самооценки определено значение жизни также изучена самооценки подростковом и феномен как эмоциональной подростка, практическое на взаимосвязи самооценкой тревожностью подростковом
В проведения работы удалось теоретическое тому, развитие и сложный длительный сопровождающийся гаммой переживаний. в период глубже, более чувства, отношение ряду жизни более и
Что подросткового мы ещё отметить что сложнейший в человека, рядом происходящих только физическом умственном, и эмоциональном Этот полон трудностей, и противоречий потому ему уделять внимание рамках исследований.
В же убедились актуальности проблемы рамках психологии психологии в что и являются взаимосвязанными собой подросткового и сохраняется в изучении между этими переменными. надеемся, это дальнейшем позволит широкие целостного всестороннего личности
В проведения исследования о что группе с самооценкой подростков высокой ситуативной чем группе средней высокой подтвердилась. образом, получили для более и изучения проблемы.
Список литературы
Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. №1. - С. 32 - 41.
Артюхова Т. Ю., Басалаева Н. В. Тревожность современных подростков // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4 (23): в 2-х ч. Ч. I. - C. 15-19.
Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2008. – 256с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. - 2011. - №1. - С. 54–66.
Гришина Н.В. Психология подростка. - СПб., 2012.
Гуляева М. Б., Кардонская Н. А. Тревожность в подростковом возрасте // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы докладов 8-й Российской научно-практической конференции, 21-23 ноября 2000 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - С. 66-67.
Захаров И.А. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.
Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. 640 с.
Кученко Т.А. О детской тревожности // Воспитание школьников, 2002. - №5. – С.43 – 45.
Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: Питер, 2003. – 718с.
Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем / Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2, 2012. – с. 53 – 58.
Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо. М.: Изд. дом Мещерякова, 2008. – 128с.
Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. –Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 324 с.
Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. – 192с.
Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 272с.
Пукинска О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. № 5. – С. 63 – 67.
Рождественская Н.А., Писарева Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 4. – С. 18 – 24.
Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. – 158с.
Смолева Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников // Психология развивающейся личности. – Иркутск, 2008. – с. 33 – 36.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2007. – 384с.
2
1. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. №1. - С. 32 - 41.
2. Артюхова Т. Ю., Басалаева Н. В. Тревожность современных подростков // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4 (23): в 2-х ч. Ч. I. - C. 15-19.
3. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2008. – 256с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
7. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. - 2011. - №1. - С. 54–66.
8. Гришина Н.В. Психология подростка. - СПб., 2012.
9. Гуляева М. Б., Кардонская Н. А. Тревожность в подростковом возрасте // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тезисы докладов 8-й Российской научно-практической конференции, 21-23 ноября 2000 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - С. 66-67.
10. Захаров И.А. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.
11. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. 640 с.
12. Кученко Т.А. О детской тревожности // Воспитание школьников, 2002. - №5. – С.43 – 45.
13. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: Питер, 2003. – 718с.
14. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем / Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2, 2012. – с. 53 – 58.
15. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо. М.: Изд. дом Мещерякова, 2008. – 128с.
16. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. –Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 324 с.
17. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
18. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. – 192с.
19. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
20. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 272с.
21. Пукинска О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. № 5. – С. 63 – 67.
22. Рождественская Н.А., Писарева Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2006. – № 4. – С. 18 – 24.
23. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. – 158с.
24. Смолева Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников // Психология развивающейся личности. – Иркутск, 2008. – с. 33 – 36.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2007. – 384с.
Вопрос-ответ:
Какая связь есть между самооценкой подростков и их уровнем тревожности?
Исследования показывают, что уровень самооценки у подростков может влиять на их уровень тревожности. Подростки с низкой самооценкой часто испытывают больше тревоги, в то время как подростки с высокой самооценкой могут быть менее подвержены тревожности.
Каково общее представление о тревожности в истории психологии и как она связана с самооценкой?
Тревожность была исследована в истории психологии как эмоциональное состояние, характеризующееся беспокойством, нервозностью, страхом. Оказалось, что самооценка подростков может быть связана с их уровнем тревожности - низкая самооценка может способствовать появлению тревожности, а высокая самооценка может снижать ее уровень.
Какие особенности самооценки у подростков?
У подростков самооценка может быть нестабильной и зависеть от мнения окружающих. Они часто сравнивают себя с другими и стремятся соответствовать общепринятым нормам. Низкая самооценка может привести к негативным эмоциям и повышенной тревожности.
Какое влияние оказывает самооценка на уровень тревожности у подростков?
Самооценка может влиять на уровень тревожности у подростков. Исследования показывают, что подростки с низкой самооценкой часто имеют повышенный уровень тревожности, так как они склонны к самокритике и боятся неудач. Подростки с высокой самооценкой, напротив, могут иметь более низкий уровень тревожности, так как они верят в свои собственные способности и не боятся совершить ошибку.
Какие особенности самооценки и тревожности у подростков были выявлены в ходе исследования?
В ходе исследования было выявлено, что подростки с низкой самооценкой имеют более высокий уровень тревожности по сравнению с подростками с высокой самооценкой. Также было обнаружено, что самооценка подростков может быть связана с их полом и возрастом - девочки и старшие подростки могут иметь более низкую самооценку и высокий уровень тревожности.
Какие факторы могут влиять на уровень тревожности подростков?
Уровень тревожности подростков может зависеть от различных факторов, включая генетическую предрасположенность, семейную обстановку, социальное окружение, успешность школьной деятельности и самооценку.
Что такое самооценка и почему она важна для подростков?
Самооценка - это субъективная оценка собственной ценности, способностей и достоинств. Для подростков она особенно важна, так как в этом возрасте формируется их самоидентификация и самоопределение. Правильная самооценка помогает подросткам развиваться, принимать свои сильные и слабые стороны, а низкая самооценка может приводить к тревожности и негативным эмоциям.
Как самооценка может влиять на уровень тревожности у подростков?
Самооценка может оказывать влияние на уровень тревожности у подростков. Если у подростка низкая самооценка и он считает себя неспособным или неуспешным, он может испытывать тревогу и неуверенность в своих силах. Наоборот, высокая самооценка может помочь подростку чувствовать себя увереннее и более спокойно во взаимодействии с другими людьми.
Какие методы использовались в исследовании особенностей самооценки и тревожности у подростков?
В исследовании использовались различные методы, включая опросники и психологические тесты. Подросткам предлагалось оценивать свою самооценку и уровень тревожности на основе заданных критериев. Также проводились интервью для получения более детальной информации о состоянии подростков.
Какие были основные результаты исследования о влиянии самооценки на уровень тревожности у подростков?
В результате исследования было выяснено, что существует связь между самооценкой и уровнем тревожности у подростков. Подростки с низкой самооценкой имели более высокий уровень тревожности, в то время как подростки с высокой самооценкой были менее тревожными. Также было установлено, что самооценка и тревожность могут влиять на другие аспекты подростковой жизни, такие как успех в учебе и социальные отношения.
Какая связь существует между самооценкой подростков и уровнем их тревожности?
Существует прямая связь между самооценкой подростков и уровнем их тревожности. Чем ниже самооценка, тем выше уровень тревожности у подростков. Низкая самооценка может вызвать переживания и неуверенность, что повышает тревожность.