Прокуратура Российской Федерации:функции и полномочия
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 13.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры в государственном механизме России 5
1.1 Место прокуратуры в системе органов государственной власти РФ 5
1.2 Функции прокуратуры 10
Глава 2. полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с органами государственной власти 17
2.1 Взаимоотношения прокуратуры с Президентом РФ 17
2.2 Прокуратура и органы исполнительной власти 21
Заключение 25
Список использованных источников 27
Осуществление надлежащего взаимодействия является важным моментом организационной деятельности прокуратуры.Для органов исполнительной власти вопросы законности, соблюдение прав и свобод человека, правопорядка, безопасности составляют только часть их деятельности, в то время как для прокуратуры данные вопросы являются основными, их решение составляет цель существования прокуратуры.Поэтому при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти прокуратура выступает координатором, согласование действий государственных органов с органами прокуратуры составляет их взаимодействие.В соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «О конституции РФ» и Приказом Генпрокуратуры России «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления». В соответствии с п. 4.4 последнего нормативного акта взаимодействие прокуратуры (в лице Генеральной прокуратуры РФ) с Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в сфере нормотворчества осуществляется с помощью участия руководителей Генеральной прокуратуры РФ и правового управления в заседаниях Правительства РФ и работе Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности.Осуществление органами прокуратуры надзора за исполнением законов органами исполнительной власти федерального уровня представляет собой существенный блок обязанностей прокуратуры. Это, прежде всего, обусловлено разветвленностью системы государственных органов исполнительной власти, значительный кадровый состав, охватом всех сфер деятельности государства и общества в нем. Безусловно, вся эта деятельность требует прокурорского надзора, одной из задач которого является эффективность.Прокуратура следит за соответствием правовых актов, принимаемых федеральными исполнительными органами государственной власти, а также должностными лицами, Конституции РФ и иным законам. Однако прокуратура осуществляет надзор не за всеми высшими органами исполнительной власти, например, прокуратура не вправе осуществлять надзор за законностью Указов Президента РФ. Данные полномочия отнесены к ведению системы контрольных органов администрации Президента РФ, с которой прокуратура может взаимодействовать при необходимости.Рассматривая вопрос взаимодействия прокуратуры с органами федеральной исполнительной власти, следует остановиться на перечне таких органов для висения ясности в рассматриваемый вопрос.Структура органов исполнительной власти федерального уровня определена Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с настоящим нормативным актом к федеральным органам исполнительной власти относятся:- федеральные министерства, службы и агентства, деятельностью которых руководит Президент РФ, а также подведомственные таким министерствам федеральные службы и агентства;- федеральные министерства, деятельностью которых руководит Правительство РФ, а также федеральные службы и агентства, которые подведомственны данным федеральным министерствам;- федеральные службы и агентства, деятельностью которых руководит Правительство РФ.Проведение прокуратурой мероприятий по осуществлению надзора за деятельностью федеральных органов исполнительной власти происходит в большей части путем проведения проверок, организованных на основании поступивших заявлений, жалоб, сообщений в средствах массовой информации, а также при поступлении в прокуратуру соответствующей информации иными способами.По результатам проведения проверки прокурор выносит протест, представление или постановление. Протест приносится должностному лицу или государственному органу, которым нарушен закон, а также в вышестоящий по отношению к нему орган. Представление выносится прокурором должностному лицу или органу, допустившему нарушение. В отличие от протеста представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Прокурором может быть вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица административного правонарушения.Кроме того, для предупреждения правонарушений, когда прокурор обладает сведениями о готовящемся противоправном действии, прокурор вправе направить предостережение о недопустимости нарушения закона.Таким образом, прокуратура РФ взаимодействует с федеральными исполнительными органами в большей части путем осуществления надзора и контроля, реализуя предоставленные законом органам прокуратуры полномочия. Также в целях предупреждения нарушений закона органы прокуратуры осуществляют координацию действий исполнительных органов федерального уровня.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ итоге работы можно сделать заключение о конституционно-правовом статусе органов прокуратуры РФ и их взаимодействии с другими субъектами, статус которых закреплен Конституцией РФ.Место, занимаемое органами прокуратуры в системе органов государственной власти, обусловлено особым статусом прокуратуры по отношению к иным государственным органам. Конституционно закреплено положение прокуратуры в системе органов государственной власти, прокуратура как главного надзорного органа за деятельностью органов власти независима. Функции прокуратуры, как государственно-правового института при осуществлении возложенной на нее законодательством полномочий, основаны на выполнении полномочий, которые обеспечивают соблюдение правопорядка, следование нормам закона устранению допущенных нарушений закона, предупреждению допущения правонарушений вновь со стороны органов государственной власти и органов управления коммерческими организациями.Прокуратура РФ взаимодействует с Президентом РФ, данное взаимодействие, главным образом, сводится к назначению должностных лиц. Конституцией не установлено осуществление надзора за деятельностью президента прокуратурой РФ. Многие положения введены недавно, однако их введение представляется целесообразным в целях более детальной проверки назначаемых на должности прокуратуры лиц.Пределы и законодательные основания взаимодействия прокуратуры РФ с федеральными исполнительными органами состоят в большей части в осуществлении надзора и контроля, который реализуется путем осуществления предоставленных законом органам прокуратуры полномочий. Также в целях предупреждения нарушений закона органы прокуратуры осуществляют координацию действий исполнительных органов федерального уровня.Таким образом, в заключении можно сделать вывод о необходимости конституционного закрепления органов прокуратуры в виде отдельной главы, поскольку прокуратура не включена ни в одну из ветвей власти. Однако закрепленные в ст. 129 Конституции РФ положения о прокуратуре РФ, включены в раздел «Судебная власть и прокуратура». Тем самым происходит недопустимое сближение прокуратуры с одной из ветвей власти – судебной. Выделение норм Конституции РФ об органах прокуратуры в отдельную главу приведет к большей однозначности трактовки принципов ее деятельности вне зависимости от иных государственных органов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229. 25.11.1995.Федеральный закон от 22.12.2014 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 293, 24.12.2014.Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - № 114, 22.05.2012. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс».Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П // Российская газета. № 249-250, 16.12.1999.Акопов Л.В. Прокуратура в системе органов государственной власти: российский и зарубежный подходы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 4. 2013. С. 64-66. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ. 2015. С. 208..Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Современное право. 2014. № 6. С. 38 - 42.Дмитриев Р.С. Прокурорский надзор за исполнением законов при учете преступлений и результатов их расследования // Законность. 2018. № 3. С. 41 - 43.Домченко А.С. Проблемы осуществления Российской прокуратурой надзора за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. № 1. 2017. С. 105-116. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. - 2015. - № 3. - С. 14 - 19.Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - № 2 (16). - 2014. - С. 81-88. Крошкин К.В. Предмет деятельности органов прокуратуры по профилактике правонарушений // Законность. 2018. № 3. С. 37 - 41.Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук.авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Статут. - 2013. – С, 451.Омарова Х.М. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - № 7, 2015. С. 127-128. Павлов В.С. Возвращение Российской прокуратуры к своей главной функции // Инновационная наука. № 4-3. 2015. С. 116-118.Пойда Е.С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ // Основы экономики, управления и права. № 3 (15). 2014. pС. 83-85. Шахкелдов Ф.Г, Михайлов Э.М. Взаимодействие органов прокуратуры и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия терроризму и экстремизму // Общество и право. - № 4 (54). 2015. С. 269-273. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академическогобакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229. 25.11.1995.
3. Федеральный закон от 22.12.2014 № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 293, 24.12.2014.
4. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - № 114, 22.05.2012.
5. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс».
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 № 17-П // Российская газета. № 249-250, 16.12.1999.
7. Акопов Л.В. Прокуратура в системе органов государственной власти: российский и зарубежный подходы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 4. 2013. С. 64-66.
8. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ. 2015. С. 208..
9. Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Современное право. 2014. № 6. С. 38 - 42.
10. Дмитриев Р.С. Прокурорский надзор за исполнением законов при учете преступлений и результатов их расследования // Законность. 2018. № 3. С. 41 - 43.
11. Домченко А.С. Проблемы осуществления Российской прокуратурой надзора за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. № 1. 2017. С. 105-116.
12. Евдокимов В.Б., Тухватуллин Т.А. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. - 2015. - № 3. - С. 14 - 19.
13. Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - № 2 (16). - 2014. - С. 81-88.
14. Крошкин К.В. Предмет деятельности органов прокуратуры по профилактике правонарушений // Законность. 2018. № 3. С. 37 - 41.
15. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Статут. - 2013. – С, 451.
16. Омарова Х.М. Оценка эффективности координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - № 7, 2015. С. 127-128.
17. Павлов В.С. Возвращение Российской прокуратуры к своей главной функции // Инновационная наука. № 4-3. 2015. С. 116-118.
18. Пойда Е.С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ // Основы экономики, управления и права. № 3 (15). 2014. pС. 83-85.
19. Шахкелдов Ф.Г, Михайлов Э.М. Взаимодействие органов прокуратуры и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия терроризму и экстремизму // Общество и право. - № 4 (54). 2015. С. 269-273.
20. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
Вопрос-ответ:
Какое место занимает прокуратура в системе органов государственной власти РФ?
Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти. Она является независимым органом, осуществляющим контроль за соблюдением законности и правопорядка в государстве. Прокуратура не входит в общую структуру властных органов и подчиняется только Конституции РФ и законам. При этом, она имеет право вмешиваться в деятельность других органов государственной власти, если нарушаются права и свободы граждан, законы или интересы государства.
Как прокуратура взаимодействует с Президентом РФ?
Прокуратура Российской Федерации взаимодействует с Президентом РФ в рамках своих полномочий и функций. Прокуратура осуществляет юридическую экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, принимает участие в разработке нормативных правовых актов и законопроектов по поручению Президента. Также, прокуратура представляет Президенту отчеты о своей деятельности и взаимодействует с ним в рамках контроля за исполнением законов и защиты прав и свобод граждан.
Какие полномочия прокуратуры в отношении органов исполнительной власти?
Прокуратура Российской Федерации имеет полномочия по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Прокуроры имеют право проверять законность действий и решений государственных должностных лиц, а также привлекать их к ответственности за нарушение законов. Они также могут подавать жалобы на незаконные действия должностных лиц и предлагать принимать меры по их устранению. В случае выявления нарушений, прокуратура может направить предписания и требования об устранении этих нарушений.
Какую роль играет Прокуратура Российской Федерации в государственном механизме России?
Прокуратура Российской Федерации играет важную роль в государственном механизме России. Она является независимым органом государственной власти, ответственным за законность и соблюдение прав граждан. Прокуратура осуществляет надзор и контроль за исполнением законов органами государственной власти, правоохранительными органами, судами и другими организациями в целях защиты интересов государства, общества и граждан.
Какое место занимает прокуратура в системе органов государственной власти в России?
Прокуратура занимает особое место в системе органов государственной власти России. Она является государственным органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, защиту прав и свобод граждан, а также обеспечивающим законность и правопорядок. Прокуратура является независимой от других органов государственной власти и подотчетна только закону.