Развитие школы Ленинградского рока на примере группы «АлисА»
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Становление школы Ленинградского рока 5
Глава 2 Восхождение «звезды» Ленинградской рок-сцены – группы «Алиса» 13
Заключение 25
Список литературы 29
И проснулся я. Думаю, что за светильники. Возвращаюсь и узнаю, что дружки мои – Мешок и Андрюха – теперь сторожами работают в церкви. Рядом с домом, где я жил, когда в школе учился. Мешок меня и окрестил. (В смысле, договорился в храме о Крещении). А я уж и детей сразу тоже окрестил. А с Сашкой мы обвенчались в церкви». Это, второе его рождение произошло в конце сентября 1992-го, на праздник Веры, Надежды и Любви. С тех пор раб Божий Константин сделав осознанный выбор, принял свой крест, с ним и идет.
В двухтысячных годах Кинчев записывает ряд альбомов, несущих христианские идеи и символику. 2000 год ознаменовался выходом «Солнцеворота», за который ему вновь приклеили ярлык фашиста (на обложке была изображена свастика). Дальше – больше: 2003 год – «Сейчас позднее чем ты думаешь». Сюжеты здесь пронизаны апокалиптическим духом, духом православия и славянского национализма. Стоит отметить, что с 2001 года группа не играет концерты во время Великого и Успенского постов.
Нынешний «золотой состав» группы, как назвал его Кинчев в 2008 году, сформировался после окончательного ухода гитариста Андрея Шаталина и барабанщика Михаила Нефедова в 2003 году. В него вошли: новые барабанщик Андрей Вдовиченко и гитарист Игорь Романов (20 марта 2018 года его сменил молодой музыкант Павел Зелицкий), клавишник Дмитрий Парфенов, гитарист Евгений Левин и бессменные бас-гитарист Петр Самойлов и собственно Константин Кинчев. Коллектив группы «Алиса» можно считать более чем профессиональным:
- Игорь Романов – гитарист-виртуоз, известен своим участием в популярной группе Земляне;
- Андрей Вдовиченко играл в таких известных группах как «Секрет» и «НЭП»;
- Евгений Левин – прекрасный гитарист, также бывший участником группы «НЭП»;
- Дмитрий Парфенов – ранее состоял в группе «Автоматические удовлетворители»;
- Петр Самойлов – бессменный бас-гитарист Алисы, прошедший плечом к плечу с Кинчевым весь непростой творческий путь группы Алиса.
В настоящее время Алиса с изрядным постоянством выпускает пластинки, многие песни из которых попали и попадают в ротации ведущих радиостанций страны. Она по-прежнему желанный гость в любом городе и продолжает собирать по всей стране и даже за ее пределами полные залы своих поклонников – алисоманов из Армии Алиса. И когда Константин Кинчев стоит на сцене, многотысячный зал молодежи вслед за ним скандирует: «Моя Светлая Русь!». Не родились еще такие политические и общественные деятели, столь убедительно и массово доносящие до молодежи идеалы веры и патриотизма! Известный современный миссионер и богослов диакон Андрей Кураев заметил, что обращение Константина Кинчева в православие и его религиозный посыл в песнях значат для людей в тысячи раз больше, чем обширный лекционный материал самого Кураева. Это замечание дорогого стоит, учитывая тот факт, что оно исходит из уст профессора и ученого.
Заключение
Итак, рассмотрев развитие школы Ленинградского рока на примере группы «АлисА» можно сформулировать следующие выводы.
Сегодня уже не оставляет сомнений тот факт, что школа Ленинградского рока, которая воплощалась на площадках фестивалей Ленинградского рок-клуба застолбила место в мощнейшей российской культуре. Также отечественная рок-культура немыслима без таких великих имен, как Цой, Гребенщиков, Шевчук и, конечно, Кинчев. Эти люди протестовали, потому что не могли просто стоять и смотреть, как гибнет страна. Свой протест они выражали музыкой, а музыкой бунта был рок. Формы протеста и поиска они заимствовали с Запада, но вкладывали в них новый смысл. Если на Западе протестные молодежные движения имели социальную направленность, питерский протест имел направленность духовную. Потому-то их творчество пронизано высокими притязаниями на истину и добродетели. Несмотря на отсутствие хорошего инструмента, аппарата, несмотря на психологическое давление идеологических органов, худо-бедно организовывались концерты и фестивали, на которых возникала такая высокая концентрация духа, такое необычайное нравственное и духовное единение, такая прекрасная иллюзия святого братства, которые даже тех, у кого камень был привязан к ногам, заставляли взлетать. Конечно, с рождением нового государства, когда площадка ЛРК уже не объединяла музыкантов, каждый из пошел своей дорогой, выбрал свой путь. Но то святое рок-братство все-таки продолжает существовать, оно существует в мыслях и душах его участников. Здесь общей идеей объединены живые и мертвые, в строчках песен Алисы «великий каверзник» СашБаш, Цой «раскачивает ночь пульсацией вен». На сегодняшний день большинство рок-исполнителей до сих пор поддерживают дружеские отношения, с теплотой говорят друг о друге. Отношение рокеров-восьмидесятников друг к другу сегодня можно выразить одной фразой: Дай Бог, чтобы все были живы и здоровы, а остальное – чушь и ерунда. Такое отношение выработалось не от безразличия и вечного рокерского раздолбайства. Это – выстраданное отношение. Тот же Константин Кинчев похоронил не одного товарища: Александр Башлачев, Виктор Цой, Майк Науменко, Игорь Чумычкин, Александр Аксенов. Кинчев посвящал свои ушедшим друзьям не песни – альбомы: Башлачев – «Шабаш», Цой – «Пульс хранителей дверей лабиринта», Чумычкин – «Черная метка» и наконец в память о Александре Аксенове (Рикошете) был написан трибьют под названием «Выход Дракона». О боли он знает не понаслышке и вот как он говорит об этом в своей песне «Пересуды» из альбома «Пульс хранителей дверей лабиринта»: «Где нет боли, надежда не живет» и далее «Без надежды веры не найти». Та вера, которую он обрел после посещения Иерусалима помогла ему справиться со скорбями, а их у него было не мало: травля со стороны власти, клише «фашиста», проблемы с наркотиками (это заслуживает отдельной истории) и наконец обвинения в «православии головного мозга». В общем, без боли в России нет искусства. Это дали понять наши великие русские писатели в лице Гоголя, Достоевского, Горького, Чехова и поэты Серебряного века представленные именами Ахматовой, Есенина, Мандельштама. В конце XX века эту эстафету подхватила рок-поэзия на площадках Ленинградского рок-клуба. Немаловажен тот факт, что рок-творчество в свое время оценил поэт Андрей Вознесенский (статья о Борисе Гребенщикове) и продолжает оценивать современный русский писатель Захар Прилепин, при этом не только оценивать, но и участвовать: Прилепин со своей музыкальной группой «Элефанк» записал с Кинчевым песню под названием «Восемь бесконечных». Также Константин Кинчев поучаствовал в рождении хита популярнейшей группы современности «25/17», которая качественно и гармонично в своем творчестве объединила два жанра – хип-хоп и рок. Песня получила название «Девятибально», которую регулярно слышно на популярнейшей радиостанции страны «Наше Радио». Упомянув факты сотрудничества Константина Кинчева с молодыми исполнителями, стоит перейти ко второму выводу по данной работе, связанному с современным состоянием Ленинградского рока.
90-е годы в России отмечены появлением такого жанра как «рокопопс». Его появление связывалось с развитием музыкальной индустрии. Шоу-бизнес стала интересовать форма, а не содержание, рок-жанр упростился, протестные настроения ушли и из групп старого формата на плаву остались единицы. Ведущие радиостанции жанра рок стали популяризовать такие группы, как «Мумий Тролль», «Земфира», «Сплин», «Би-2» и другие. Это время характеризуется всплеском различных жанров и направлений, после крушения «железного занавеса» русские группы стали перенимать стили западных коллективов. Развитие получило хип-хоп направление. Известный рок-журналист Нина Барановская в конце 90-х сетовала на то, что рок-движение обмельчало, нет в нем истинных поэтов, за каждым звуком которых будут стоять правда, любовь, добро и боль. Но при этом она не теряла надежду, что появятся такие группы. Думается, что такое время пришло.
Эта группа начала работать в жанре хип-хоп и была известна как Иезекииль 25:17 (название группы – отсылка к стиху из пророческой книги Ветхого Завета). Такое название во многом и определило мировоззрение и посыл коллектива. Группу представляют Андрей Позднухов и Антон Завьялов. Творчество музыкантов, как и творчество группы Алиса, наполнено христианскими образами, любовью к родине и семье, пропагандой здорового образа жизни. Сам Кинчев отзывался об этом коллективе благожелательно и даже поучаствовал в записи некоторых песен. К слову сказать, указанный коллектив уникален тем, что активно сотрудничает со старой формацией рок-музыкантов, при этом очень профессионально. Стоит отметить такие песни, как «Русская» с участием Вячеслава Бутусова (бывший лидер группы Наутилус Помпилиус, ныне группы Ю-Питер), «Корабль» при участии Дмитрия Ревякина (группа Калинов Мост), Александр Ф. Скляр (коллектив Ва-Банкъ) и Гарик Сукачев (экс-солист группы «Бригада С») поучаствовали в записи песни «Златовласка» с последнего альбома «25/17» - «Ева едет в Вавилон». Отсюда следует, что Ленинградский рок с его поэтикой и культурной составляющей получил другое выражение: территориальная локация сменилась мировоззренческим полем, объединяющим музыкантов смыслами. Во многом это обусловлено развитием информационных технологий, когда ты можешь услышать любимого исполнителя в любое время дня и ночи, лишь загрузив страницу.
Также из интересных и ярких групп Санкт-Петербурга стоит отметить группу «Пилот», которую иногда обвиняют в плагиате на «Алису».
Список литературы
Рок-музыка в Ленинграде (Санкт-Петербурге). [Электронный ресурс]. Сайт, посвященный творчеству рок-групп. URL: http://houserock.ru/knigi/istoriya-rok-sssr/2217-rok-muzyka-v-leningrade-sankt-peterburge.html / (дата обращения: 06.05.2018);
Мария Якубова. Артемий Троицкий и руководители Ленинградского рок-клуба — о Цое, музыке 80-х и «аквариумской мафии» //Интернет- газета «Бумага» (www.paperpaper.ru);
Александр Полищук, Александр Долгов. Страж порядка. // Журнал «FUZZ», № 11 (182), ноябрь 2008. 106 с.;
Информационный сборник «Rock Forum Vilnius 88». 86 с.;
Артемий Троицкий. Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии. // М. Книга. 1990 г. 115 с.;
Святослав Коровин. Алиса до Алисы. // Журнал «FUZZ», № 11, ноябрь 2003;
Старый Рокер. Питер «Ин Рок». // Журнал "Рокси", № 9, лето 1985;
Антон Чернин. Другая история: [документальный роман]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. 572 с.;
"Энергия" (программа "Летопись" на "НР" - февраль 2005). [Электронный ресурс]. Официальный сайт группы «Алиса». URL: http://www.alisa.net/pressa.php?action=2005&disk=press207/ (дата обращения: 08.05.2018);
Январь 1986 - Образование нового состава Алисы: Задерий-Нефёдов-Терри-Кондратенко-Шаталин). [Электронный ресурс]. КиБитка – Летопись группы Алиса. URL: https://www.kibitka.net/1986r/131-198601001-yanvar-1986-yanvar-1986-obrazovanie-novogo-sostava-alisy-zaderij-nefedov-terri-kondratenko-shatalin.html /(дата обращения: 09.05.2018);
А.Н. Житинский. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман. - Л.: Лениздат, 1990. - 415 с.;
Алиса. «История. Дискография. Фотоматериалы». - Серия "100 страниц" Нота-Р Москва 2003 г.;
М. Тамаш. "Пятый ленинградский рок-фестиваль". // "Рок-марафон" N 5., газета "Вечерний Ленинград", 1987;
Н.А. Барановская. "Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации" // СПб., Новый Геликон, 1993;
В. Кокосов. «Алиса» с косой челкой. // газета «Смена» № 269 (18819), 22 ноября;
К.Е. Кинчев. Солнцеворот: Стихотворения, песни, статьи, интервью. // М., ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.;
Интервью К. Кинчева от 16.10.2009 // Интернет- газета «Лента.ру» (www.lenta.ru);
Театр Теней. По материалам журналов «РИО», «ТЫЛ», «От Винта». // Газета «Шабаш»№ 3, 1992;
Роль Чумы в жизни “Алисы”. [Электронный ресурс]. Независимый информационно-музыкальный портал, посвященный современной рок-музыке. URL: https://reproduktor.net/2012/04/rol-chumy-v-zhizni-alis/ (дата обращения: 09.05.2018);
19.01.2008 "БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ - КРЕЩЕНИЕ", ТК "КУЛЬТУРА".
См. Рок-музыка в Ленинграде (Санкт-Петербурге). [Электронный ресурс]. Сайт, посвященный творчеству рок-групп. URL: http://houserock.ru/knigi/istoriya-rok-sssr/2217-rok-muzyka-v-leningrade-sankt-peterburge.html /(дата обращения: 06.05.2018) .
Мария Якубова. Артемий Троицкий и руководители Ленинградского рок-клуба — о Цое, музыке 80-х и «аквариумской мафии» //Интернет- газета «Бумага» (www.paperpaper.ru)
Александр Полищук, Александр Долгов. Страж порядка. // Журнал «FUZZ», № 11 (182), ноябрь 2008. С. 62
4 Информационный сборник «Rock Forum Vilnius 88». С. 7
Артемий Троицкий. Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии. // М. Книга. 1990г. С. 23
Святослав Коровин. Алиса до Алисы. // Журнал «FUZZ», № 11, ноябрь 2003
Старый Рокер. Питер «Ин Рок». // Журнал "Рокси", № 9, лето 1985
Антон Чернин. Другая история: [документальный роман]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. С. 88
"Энергия" (программа "Летопись" на "НР" - февраль 2005). [Электронный ресурс]. Официальный сайт группы «Алиса». URL: http://www.alisa.net/pressa.php?action=2005&disk=press207 / (дата обращения: 08.05.2018) .
январь 1986 - Образование нового состава Алисы: Задерий-Нефёдов-Терри-Кондратенко-Шаталин. ). [Электронный ресурс]. КиБитка – Летопись группы Алиса. URL: https://www.kibitka.net/1986r/131-198601001-yanvar-1986-yanvar-1986-obrazovanie-novogo-sostava-alisy-zaderij-nefedov-terri-kondratenko-shatalin.html /(дата обращения: 09.05.2018) .
А.Н. Житинский. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман. - Л.: Лениздат, 1990.
Алиса. «История. Дискография. Фотоматериалы». - Серия "100 страниц" Нота-Р Москва 2003 г.
М. Тамаш. "Пятый ленинградский рок-фестиваль". // "Рок-марафон" N 5., газета "Вечерний Ленинград", 1987
Н.А. Барановская. "Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации" // СПб., Новый Геликон, 1993.
В. Кокосов. «Алиса» с косой челкой. // газета «Смена» № 269 (18819), 22 ноября
К.Е. Кинчев. Солнцеворот: Стихотворения, песни, статьи, интервью. // М., ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 252
Интервью К.Кинчева от 16.10.2009 // Интернет- газета «Лента.ру» (www.lenta.ru)
Театр Теней. По материалам журналов «РИО», «ТЫЛ», «От Винта». // Газета «Шабаш»№ 3, 1992
Роль Чумы в жизни “Алисы”. [Электронный ресурс]. Независимый информационно-музыкальный портал, посвященный современной рок-музыке. URL: https://reproduktor.net/2012/04/rol-chumy-v-zhizni-alis/ (дата обращения: 09.05.2018).
19.01.2008 "БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ - КРЕЩЕНИЕ", ТК "КУЛЬТУРА"
2
16
1. Рок-музыка в Ленинграде (Санкт-Петербурге). [Электронный ресурс]. Сайт, посвященный творчеству рок-групп. URL: http://houserock.ru/knigi/istoriya-rok-sssr/2217-rok-muzyka-v-leningrade-sankt-peterburge.html / (дата обращения: 06.05.2018);
2. Мария Якубова. Артемий Троицкий и руководители Ленинградского рок-клуба — о Цое, музыке 80-х и «аквариумской мафии» //Интернет- газета «Бумага» (www.paperpaper.ru);
3. Александр Полищук, Александр Долгов. Страж порядка. // Журнал «FUZZ», № 11 (182), ноябрь 2008. 106 с.;
4. Информационный сборник «Rock Forum Vilnius 88». 86 с.;
5. Артемий Троицкий. Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии. // М. Книга. 1990 г. 115 с.;
6. Святослав Коровин. Алиса до Алисы. // Журнал «FUZZ», № 11, ноябрь 2003;
7. Старый Рокер. Питер «Ин Рок». // Журнал "Рокси", № 9, лето 1985;
8. Антон Чернин. Другая история: [документальный роман]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. 572 с.;
9. "Энергия" (программа "Летопись" на "НР" - февраль 2005). [Электронный ресурс]. Официальный сайт группы «Алиса». URL: http://www.alisa.net/pressa.php?action=2005&disk=press207/ (дата обращения: 08.05.2018);
10. Январь 1986 - Образование нового состава Алисы: Задерий-Нефёдов-Терри-Кондратенко-Шаталин). [Электронный ресурс]. КиБитка – Летопись группы Алиса. URL: https://www.kibitka.net/1986r/131-198601001-yanvar-1986-yanvar-1986-obrazovanie-novogo-sostava-alisy-zaderij-nefedov-terri-kondratenko-shatalin.html /(дата обращения: 09.05.2018);
11. А.Н. Житинский. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман. - Л.: Лениздат, 1990. - 415 с.;
12. Алиса. «История. Дискография. Фотоматериалы». - Серия "100 страниц" Нота-Р Москва 2003 г.;
13. М. Тамаш. "Пятый ленинградский рок-фестиваль". // "Рок-марафон" N 5., газета "Вечерний Ленинград", 1987;
14. Н.А. Барановская. "Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации" // СПб., Новый Геликон, 1993;
15. В. Кокосов. «Алиса» с косой челкой. // газета «Смена» № 269 (18819), 22 ноября;
16. К.Е. Кинчев. Солнцеворот: Стихотворения, песни, статьи, интервью. // М., ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 с.;
17. Интервью К. Кинчева от 16.10.2009 // Интернет- газета «Лента.ру» (www.lenta.ru);
18. Театр Теней. По материалам журналов «РИО», «ТЫЛ», «От Винта». // Газета «Шабаш»№ 3, 1992;
19. Роль Чумы в жизни “Алисы”. [Электронный ресурс]. Независимый информационно-музыкальный портал, посвященный современной рок-музыке. URL: https://reproduktor.net/2012/04/rol-chumy-v-zhizni-alis/ (дата обращения: 09.05.2018);
20. 19.01.2008 "БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ - КРЕЩЕНИЕ", ТК "КУЛЬТУРА".
Вопрос-ответ:
Какое место занимает группа АлисА в развитии школы Ленинградского рока?
Группа АлисА играет важную роль в развитии школы Ленинградского рока. Они сформировали свой уникальный стиль и стали одной из самых популярных рок-групп в СССР. Их музыка и тексты песен стали важной частью культуры и истории рок-сцены в Ленинграде.
Какие достижения группы АлисА отмечены в статье?
Группа АлисА достигла больших успехов на Ленинградской рок-сцене. Их песни стали хитами и пользовались огромной популярностью среди слушателей. Группа выпустила несколько альбомов, которые были отмечены престижными музыкальными наградами. Они также провели множество концертов и выступлений, привлекая огромное количество поклонников.
Какие музыкальные характеристики отличают группу АлисА?
Музыкальный стиль группы АлисА можно охарактеризовать как рок с элементами поп-музыки и балладными композициями. Их музыка отличается энергичными гитарными риффами, мощными ударными и харизматичным вокалом. Тексты песен группы часто имеют социально-политическую направленность и отражают проблемы и идеалы поколения.
Какие творческие принципы в основе развития школы Ленинградского рока?
Основная идея школы Ленинградского рока заключается в создании оригинальной музыки, отражающей дух времени и мировоззрение молодого поколения. Важными принципами этой школы являются индивидуальность и самовыражение, отказ от шаблонов и коммерческой ориентации. Музыканты стремились быть авторами своих песен и передать через них свои мысли и эмоции.
Какое направление развития имела школа Ленинградского рока на примере группы АлисА?
Школа Ленинградского рока, представленная группой АлисА, развивалась в направлении создания харизматичной и эмоциональной музыки, обладающей сильными текстами и яркой мелодикой.
Какие музыкальные идеологии были характерны для школы Ленинградского рока?
Школа Ленинградского рока отличалась стремлением выразить свободу и независимость от существующих систем и стереотипов. Она отражала тревогу и недовольство молодежи и представляла собой форму протеста.
Какая роль в развитии школы Ленинградского рока принадлежала группе АлисА?
Группа АлисА играла важную роль в развитии школы Ленинградского рока. Они стали одним из символов этого направления и благодаря своим ярким и эмоциональным песням смогли привлечь большую аудиторию.
Какие факторы способствовали восхождению группы АлисА на рок-сцене Ленинграда?
Восхождение группы АлисА на рок-сцене Ленинграда было обусловлено их талантом и индивидуальностью, а также поддержкой других музыкантов и рок-клубов. Они стали известными благодаря своим выступлениям на различных концертах и фестивалях.