Организация предполетных досмотровых процедур в аэропорту

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Авиатранспорт
  • 65 65 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 25.06.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Общие положения об авиационной безопасности и организационный порядок проведения предполетного досмотра 10
1.1 Авиационная безопасность: понятие, сущность, значение 10
1.2 Профайлинг как элемент предполетного досмотра 14
1.3 Положения проведения досмотра в аэропорту 20
1.4 Процедура проведения предполетного досмотра пассажиров и багажа 23
1.5 Вещества и предметы, запрещенные к перевозке 27
1.6 Технические средства осмотра багажа и пассажиров 29
1.7 Процедура проверки груза 33
1.8 Структура групп предполетного досмотра 34
2 Концепция безопасности аэропорта 36
2.1 Общие положения Концепции 36
2.2 Цели и задачи Концепции 37
2.3 Основные направления Концепции 39
2.4 Определение уровня террористической угрозы 40
2.5 Системы безопасности и контроля безопасности 42
2.6 Аэропорт «Бен-Гурион» как самый безопасный аэропорт в мире 50
2.7 Меры обеспечения авиационной безопасности 51
3 Экономическая часть 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Фрагмент для ознакомления

В защитном ограждении контролируемых зон оборудуются контрольно-пропускные пункты, количество которых должно быть минимально необходимым. Пунктыдолжны иметь следующие средства [12-16]:- механические ворота или шлагбаумы;- площадки для досмотра транспорта;- автоматические пропускные кабины или турникеты;- помещения для защиты контролеров от неблагоприятных погодных условий;- освещение, связь и тревожная сигнализация.Беспрепятственно пропускаются в контролируемую зону[5]:- для ликвидации пожаров, аварий и стихийных бедствийрасчеты пожарных команд;- при несчастных случаях работники скорой медицинской помощи.О вызове машин скорой медицинской помощи и пожарных команд в обязательном порядке ставятся в известность контролеры КПП.На постоянно используемые транспортные средства оформляются постоянные пропуска[5]. Для разового въезда транспорта сторонних организацийоформляется разовый пропуск.Для обеспечения внутриобъектового режимапредусматриваются следующие основные мероприятия [5]:- устанавливается регламент работы объектов аэропорта и их взаимодействием с подразделением охраны;- внедрение автоматических контрольно-пропускных кабин для обеспечения контроля времени прохода через КПП;- оборудование служебных помещений кодовыми замками и охранной сигнализацией для хранения документов с ограниченным доступом;- осуществление нарядами охраны патрулирования территории аэродрома;- установление маршрутов движения транспортных средств и людей по территории аэродрома.Автомобили, эксплуатируемыев аэропорту, должны[5]:- состоять на учете в органах ГИБДД;- иметь государственные номерные знаки игаражные номера;- паспорта и формуляры. Движение транспортных средств в контролируемой зоне аэропорта производится по установленным маршрутам. Их выезд на взлетно-посадочную полосу и рулежные дорожки может быть разрешентолько руководителем полетов.Их должен сопровождать ответственное лицо за проведение работ, у которого есть двусторонняя радиосвязь с диспетчером СДП.Скорость движения транспортных средств по территории аэродрома ограничена 20 км/час.В соответствии с требованиями ИКАО количество выходы из пассажирского терминала в контролируемую зону должны быть минимально необходимым [5].Все выходы контролируются на безопасность и доступ. Если имеется отдельный выход для членов экипажа, то он тоже контролируется на безопасность и доступ. Общественная зона пассажирского терминала отделяется ограждениями от места комплектования багажа и нахождения оборудования для его досмотра[5].Имеющиеся багажные боксы должны быть соответствующим образом оборудованы, чтобы свести до минимума последствия взрыва. Кроме того, зона пассажирского терминала оборудуется ограждениями и защитными устройствами от неконтролируемых зон.В зоне пассажирского терминала должна имеется возможность проведения раздельного опроса пассажиров и ручного досмотра клади и багажа в присутствии пассажиров[5].Стерильная зона пассажирского терминала отделяется непрозрачной перегородкой от не прошедших контроль безопасности и провожающих лиц. Предметы, находящиеся в стерильной зоне, проходят контроль безопасности.Во время посадки пассажиров в стерильной зоне разрешается проведение только срочного технического обслуживанияи ремонта[5]. Вход в зону контроля пассажиров осуществляется:- идентификацией и досмотром пассажиров;- досмотра их ручной клади.К важным участкам аэропорта относятся пассажирские аэровокзалы[5]. Они характеризуются скоплением большого количества пассажиров, особенно при задержках вылетов.Для обеспечения безопасности в аэровокзале силами сотрудников полиции осуществляется в пассажирском потоке патрулирование[5].Для предупреждения диверсий осуществляютсяпостоянные обходы помещений аэровокзала и прилегающих территорий, а также осмотр мест общественного пользования.Проходы здания аэровокзала, которые имеют выход в контролируемую зону аэропорта, охраняются или запираются. При получении сообщения о возможной преступной акции администрация аэровокзала имеет право ввести дополнительные меры безопасности:- контроль допуска граждан в аэровокзал;- досмотр на входах;-контроль за передвижением и стоянками транспортных средств.При нахождении самолетов на стоянке должны приниматься меры по предотвращению несанкционированного доступа в них [5]:- внешние двери закрываются;- лестницы и погрузочные платформы убираются;- трапы убираются и обездвиживаются.Охрана воздушных судов и объектов инфраструктуры осуществляется подразделениями охраны службы авиационной безопасности[5]. Система охраны устанавливается Программой авиационной безопасности аэропорта[6]. В каждом аэропорту разрабатывается инструкция о порядке размещения, приема-передачи и охраны воздушных судов. В инструкции устанавливаются обязанности, права и ответственность должностных лиц предприятия по обеспечению охраны объектов гражданской авиации и воздушных судов.Воздушные суда должны постоянно находиться под охраной.При подготовке к вылету с участием сотрудников службы авиационной безопасности производится досмотр воздушного судна в целях выявления [5]:- заложенных взрывчатых веществ и оружия;- посторонних лиц на борту воздушного судна.Зоны размещения воздушных судов и наземного оборудования, а также объекты инфраструктуры оборудуются системой сигнализации и охранным освещением.С целью предотвращения доставки на борт воздушного судна или объект инфраструктуры аэропорта опасных предметов и веществпроводится досмотр пассажиров и их вещей, багажа, груза, почты, воздушных судов и бортовых запасов[5].2.6 Аэропорт «Бен-Гурион» как самый безопасный аэропорт в миреВ качестве примера безопасного аэропорта часто приводится аэропорт имени Давида Бен - Гуриона в Тель-Авиве [27]. Как мне кажется, простое копирование этой системы невозможно, поскольку для ее реализации нужен весь непростой исторический опыт государства Израиль, однако общие подходы и отдельные элементы, безусловно, заслуживают пристального внимания. Охрана всех важнейших объектов Израиля, в том числе аэропорта имени Бен – Гуриона, строится по принципу нескольких кругов защиты, благодаря чему аэропорт становится не передним краем обороны, а ее последним рубежом.Главным элементом внешнего круга служит работа спецслужб, которые добывают информацию о готовящихся терактах и стараются сами предотвратить угрозу [27]. Служба безопасности аэропорта получает информацию о степени опасности и принимает соответствующие меры готовности. Основной круг защиты – периметр охраняемой территории. Считается, что аэропорт имени Бен – Гуриона – самая охраняемая и неприступная крепость в Израиле. Он окружен широким бетонным рвом с водой, забором с электронными датчиками и камерами дальнего обзора; входы и въезды на территорию контролируются специально обученными автоматчиками, еще есть группы быстрого реагирования. Страна привыкла жить в состоянии войны.Внутренний круг – это все, что находится на территории аэропорта. За все отвечает собственная служба безопасности аэропорта, и ни полиция, ни сотрудники спецслужб не могут официально войти на территорию без соответствующего разрешения [27]. Главная деятельность охраны, видимой и скрытой, заключается в наблюдении за поведением всех лиц. Вооруженные охранники в форме и штатском постоянно патрулируют территорию вне терминала и внутри и наблюдают за посетителями. Тактика деятельности охраны постоянно обновляется, меняется даже расположение постов внутри залов. Применяются также и все стандартные средства досмотра и сканирования пассажиров и багажа, также распространена процедура психологического профайлинга, позволяющая в ходе беседы выявить подозрительное поведение. Но даже при столь жесткой системе сплошной досмотр не практикуется [27]. В аэропорту Тель-Авива меры, обеспечивающие безопасность, простираются далеко за пределы здания аэропорта. Перед тем как попасть в терминал, посетитель попадает под прицел не менее десяти пар глаз наблюдателей; с ним разговаривают и, если необходимо, осматривают.Едва ли российские аэропорты должны стать крепостями, способными отразить вооруженное вторжение, однако из полезных мер, применяемых в Израиле, следует выявить активную деятельность спецслужб по добыванию упреждающей информации, введение градаций по уровню угрозы и сосредоточение ответственности за безопасность аэропорта в одних руках.2.7 Меры обеспечения авиационной безопасностиДля обеспечения авиационной безопасности аэропорта необходимо выполнятьряд мероприятий и процедур.На основе материалов по рассмотрению вопросов обеспечения авиационной безопасности предложены следующие рекомендации:1. Разработка программы безопасностиаэропорта и периодическая корректировка ее.2. Осуществление планирования, отработки и координации ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность аэропорта.3. Обучение специалистов службы авиационной безопасностипрофайлингу.4. Обучение специалистов аэропорта мерам авиационной безопасности и проведение практических тренировок.5. Повышение качества огражденийаэропортов, аэродромов и объектов инфраструктуры.6. Оснащение высокоэффективными и современными техническими средствами досмотра, поиска и охраны.7. Осуществление охраны аэропорта и его жизненно важных объектов.8. Повышение уровня организации и поддержания пропускного и внутриобъектового режимов аэропорта. 9. Повышение уровня специального предполетного осмотравоздушного судна на безопасность.10. Совершенствование технологии досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа, а также сотрудников аэропорта.11. Совершенствование технологии досмотра грузов, почты и бортового питания.12. Осуществление оценки уязвимости аэропорта.13. Разработка и производство новых типов специальной досмотровой техники.14. Совершенствование существующего законодательства в области обеспечения авиационной безопасности страны.15. Формирование общей мировой базы АБ.К направлениям по улучшению способов защищенности аэропорта можно отнести:- увеличение числа участников, привлеченных в систему;- улучшение коммуникации со структурными подразделениями воздушной гавани и авиакомпаниями, а также с правоохранительными и иными федеральными органами исполнительной власти, которые реализовывают свою работу в воздушной гавани;- выстраивание системы до регионального масштаба с последующим выходом на федеральный и международный уровень.Коммерческая привлекательность и конкурентное преимущество Концепции заключается в детальном поэтапном контроле передвижения персонала, техники, материальных средств, соблюдения заданных временных и технологических параметров качества работ. Указанные решения обеспечивают высокий уровень авиационной и производственной безопасности при минимальных затратах времени на контрольно-проверочные действия.3 Тенденции развития рынка гражданской авиации РФУровень развития гражданской авиации сегодня говорит о том, что она является важнейшим средством коммуникаций и эффективного решения большинства возникающих транспортных задач. Дальнейшее развитиеэкономических связей между государствами, увеличение количества связей между крупными мировыми корпорациями определили рост объемагрузовых и пассажирских воздушных перевозок.В России сейчас около 60% регионов не имеютназемных транспортных коммуникаций илиони чрезвычайно слабо развиты, многие районы страны практически не имеют никакой альтернативы воздушным перевозкам.Фактор большой территории нашей страны – это важный стимул развития гражданской авиации в будущем. Наибольшее количество пассажиров в настоящий момент перевозится на авиалиниях, которые соединяют Москву со следующими аэропортами:- восточного региона;- Санкт–Петербурга;- курортных районов;- столиц стран СН Г и крупными государствами Европы [39]. Впоследние годы произошло увеличение объемов международных перевозок. Использование гражданской авиации даетбольшой выигрыш во времени по сравнениюс наземным и водным транспортом на средних, а особенно больших расстояниях. Как считают эксперты,что на расстоянииболее тысячи км в перевозках пассажиров начинает преобладать именно воздушный транспорт.Экономический рост в стране является также стимулирующим фактором для развития перевозок гражданской авиацией. Во-первых,увеличивалась деловая активность людей, которая напрямую способствует росту бизнес–перевозок.Во-вторых, постепенный рост благосостояния граждан страны приводит к росту спроса на путешествия по всему миру.Одна из тенденций развития рынка гражданской авиации состоит в увеличении объема перевозок, это связано с увеличением спроса на эти услуги. С 2000 г. происходило устойчивое увеличение объемов воздушных перевозок.После более чем десятилетнего упадка объемов воздушных перевозок, начиная с 2000 по 2010 гг., на рынкегражданской авиации наступила фаза стабильного прогресса. Рост услуг для пассажирскихперевозок составил 100 % (по 10 % за каждый год). С 2010 года по 2015 год объем перевозок выросна 60 %, но в 2015 году снизился на 5 % [39].Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в 2018 году опубликовала на своем официальном сайте статистику по объемам перевозок и пассажиропотоку авиакомпаний страны. Приведем статистику по15 авиакомпаниям (табл. 1). Таблица 1 - Перевозки пассажиров и пассажирооборот АвиапредприятиеПеревезено пассажиров, чел.Пассажирооборот, тыс.пасс.км.Процент занятости пассажирских кресел, %2017Янв-Мар2018Янв-Мар% Янв-Мар 2018к Янв-Мар 20172017Янв-Мар2018Янв-Мар% Янв-Мар 2018к Янв-Мар 20172017Янв-Мар2018Янв-Мар+/- Янв-Мар 2018к Янв-Мар 201712345678910Аэрофлот - российские авиалинии7 015 2857 394 020105,420 058 830,7020 975 262,50104,677,776,5- 1.2Сибирь1 968 4302 299 156116,83 710 592,004 326 678,51116,6*********Россия1 997 0971 862 46593,34 841 497,854 856 324,35100,376,882,2+ 5.4Продолжение таблицы 1ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»1 479 7611 715 042115,92 335 379,282 680 141,20114,868,676,7+ 8.1Уральские Авиалинии1 334 3521 648 872123,63 056 764,864 028 888,31131,875,377,5+ 2.2Итого по 5 авиакомпаниям13 794 92514 919 555108,234 003 064,6936 867 294,87108,4---Уд.вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА,%70,067,4 68,264,7    Победа***************************Северный Ветер***************************Глобус960 758867 22290,32 288 098,002 118 244,2792,6*********АЗУР эйр***************************Аврора303 481327 017107,8441 141,89469 798,48106,566,269,7+ 3.5РОЯЛ ФЛАЙТ244 186324 826133,01 415 644,751 942 986,50137,3*********Авиационная транспортная компания "Ямал"258 763305 936118,2499 237,76569 357,21114,063,160,9- 2.2Икар***************************РедВингс77 978290 632372,7121 521,04541 781,38445,876,881,1+ 4.3НордСтар***************************Итого по 15 авиакомпаниям18 051 34820 670 398114,547 172 533,0654 436 964,02115,4---Примечание: ***) не получено от авиакомпании подтверждения на публикацию.По данным Росавиации в пятерку лидеров по пассажирским перевозкам за 2017 год, входят: «Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии[39].Территориальные и экономические изменения, произошедшие в стране в конце прошлого века, потребовали коренных изменений в организацииавиационно-транспортной системы. Авиационно-транспортная система включает в себя: - авиационный персонал;- парк воздушных судов;- авиакомпании и аэропорты;- предприятия поорганизации воздушного движения;-предприятия по ТО и ремонту воздушных судов;- учебные центры по подготовке и переподготовке летного персонала;- научно-исследовательские организации и учебные заведения.Вторая тенденцией развития рынка гражданской авиации РФ состоит в уменьшении количества авиакомпаний. Начиная с 2010 года наблюдается устойчивое сокращение числа авиакомпаний. Сейчас осуществляют перевозки 69 авиакомпаний [39].Причиныуменьшения количества авиакомпаний следующие: - уход с рынка воздушных перевозок мелких авиакомпаний из-за повышения требований к перевозчикам; - слияние авиакомпаний;- имеющиеся финансовые проблемы;- вероятность банкротства авиакомпаний.Основной структурный элемент гражданской авиации является парк воздушных судов. В связи с этим третья тенденцией развития рынка гражданской авиации РФ заключается в увеличении парка воздушных судов. Имеющийся парк у авиакомпаний требует серьезной модернизации.Парк воздушных судов гражданскойавиации морально и физически устарел.Только 10% воздушных судов можно отнести к современным. До 60% перевозок осуществляютсявоздушными судами, которые не соответствующие современным международным нормам по уровню выброса загрязняющихвеществ, которые нормируютсяна сегодняшний день.Четвертая тенденцией развития рынка гражданской авиации РФ заключается в повышении авиационной безопасности полетов и аэропортов. Следует отметить, что в стране в 2014 году произошло увеличениеколичества авиакатастроф на 31 %. – до 38 случаев, в них погибло 72 человека[39]. В 2015 году авиакатастрофы привели к гибели 234 человек. Самой крупнойкатастрофой с российскими пассажирами стала катастрофа над Синайским полуостровом, в ней погибло 224 человека. В начале 2016 года при заходе на посадку в аэропорту Ростов-на-Дону потерпел крушение самолет Boeing 737-8KN, которое привело к гибели 62 человек.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение отметим, что рассмотренная тема является актуальной, т.к. обеспечение авиационной безопасности аэропорта является главной задачей его деятельности.В процессе работы были рассмотрены задачи:- выполнен анализ используемого оборудования для досмотра в аэропорту;- исследовано направление профайлинга в авиационной отрасли;- изучена процедура проведения предполетного досмотра в аэропорту;- предложена концепция обеспечения безопасности аэропорта;- разработаны меры по обеспечению авиационной безопасности.Анализ нормативно-правовых актов и имеющейся литературыпо вопросам обеспечения авиационной безопасности позволили сделать следующие выводы.Гражданская авиация всегда была и остается объектом самого пристального внимания со стороны преступных организаций и отдельных правонарушителей, т.к. это связано с тем, что она имеет дело с большим количеством людей, сложными и дорогостоящими объектами для реализации своей производственной деятельности. Значимость разработки системы организации и процедуры досмотра лиц экипажа и пассажиров обуславливается тем, что с каждым годом растет опасность применения террористами новейших типов оружия, выявить которые используемое оборудование не в состоянии.В 1994 году Правительством РФ была утверждена Федеральная система по обеспечению защиты гражданской авиации от АНВ. В соответствии с этой системой всеми аэропортами и авиакомпаниями страны были разработаны программы обеспечения авиационной безопасности.Действующими нормативными документами даны требования к авиационной безопасности. Она обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов и авиационных компаний, подразделениями ведомственной охраны и органов внутренних дел.Основная задача службы авиационной безопасности – предотвращение актов незаконного вмешательства, к которым относятся акты, повлекшиеся за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон гражданского судна, а также угрозу наступления таких последствий.Уязвимым местом практически любого аэропорта является любое средство, находящееся на его территории или связанное с ним, повреждение или разрушение которого серьезно нарушит работу аэропорта. Поэтому основной задачей эффективной системы безопасности является как можно быстрое обнаружение и идентификация угроз, оперативное оповещение ответственных лиц и обеспечение выполнения всех необходимых действий по реагированию. Для обеспечения авиационной безопасности аэропорта необходимо выполнять ряд мероприятий и процедур. К ним относится создание в аэропорту контролируемых зон, организация пропускного и внутриобъектового режимов, обеспечение безопасности объектов инфраструктуры и воздушных судов, а также организация досмотра на всех этапах и ряд других. Необходимо использовать технические средства досмотра и поиска: заграждения, контрольно-пропускные пункты, металлодетекторы, обнаружители взрывчатых веществ и взрывных устройств, обнаружители отравляющих веществ и аппараты рентгеновского досмотра. Одним из действенных методов обеспечения авиационной безопасности является применение технологии 100% досмотра багажа.Одним из важных моментов обеспечения авиационной безопасности является разработка Концепции безопасности аэропорта, которая периодически пересматривается с учетом новых направлений деятельности террористов и изменения международного и российского законодательства. Данная Концепция по улучшению порядка организации безопасности аэропорта устанавливает цель, задачи и основные направления по улучшению процедур и развитию об уведомлении в сфере безопасности сервиса пассажиров и авиалайнеров, досмотра багажа, груза, почтовых отправлений и запасов, находящихся на борту. Кроме этого, Концепция утверждает самые важные положения по осуществлению авиационной безопасности аэропорта, типы опасности, влияющих на безопасность, и инфраструктура, подлежащая охране, а также главные условия к системе АБ.Отмечено, что самым безопасным аэропортом мира является аэропорт имени Давида Бен - Гуриона в Тель-Авиве. Была проанализирована его система безопасности. Было выявлено, что его охрана построена по принципу нескольких кругов защиты, благодаря чему аэропорт становится не передним краем обороны, а ее последним рубежом.Главным элементом внешнего круга служит работа спецслужб, которые добывают информацию о готовящихся терактах и стараются сами предотвратить угрозу. Служба безопасности аэропорта получает информацию о степени опасности и принимает соответствующие меры готовности. Основной круг защиты – периметр охраняемой территории.В рамках работы на основе мировых тенденций в области авиационной безопасности были предложены мероприятия и направления обеспечения авиационной безопасности аэропорта.В работе в специальной части были рассмотрены тенденции развития рынка гражданской авиации РФ. Среди них: увеличение объем перевозок, уменьшения количества авиакомпаний, модернизация рынка парка воздушных судов и повышение авиационной безопасности полетов и аэропортов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовая базаВоздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ(ред. от 06.07.2016)Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности"Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму»Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 (ред. от 14.12.2006) «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»Приказ Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (ред. от 01.09.2016) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2005 N 7321)Приказ Минтранса РФ от 18.04.2008 N 62 (ред. от 10.03.2011) «Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации»Приказ Минтранса России от 25.08.2015 N 264 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2015 N 39432)Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41529)Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (ред. от 06.07.2016) «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2007 N 9975)ГОСТ Р 55584-2013 Воздушный транспорт. Обеспечение авиационной безопасности в аэропортах. Термины и определенияГОСТ Р 55249-2012 Воздушный транспорт. Аэропорты. Технические средства досмотраЛитератураАвиационная безопасность: учебник для вузов / Б. В. Зубков, С. Е. Прозоров, С. И. Краснов, В. М. Ильин; под ред. С. Е. Прозорова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2014. – 411 с.Авиационная безопасность: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. А.В. Дормидонтов, С.И. Краснов, Н.В. Павлов: под общ.ред. С.И. Краснова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. – 192 с. Авиационная безопасность: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2 / Сост. А.В. Дормидонтов, С.И. Краснов, Н.В. Павлов: под общ.ред. С.И. Краснова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. – 96 с. Авиационная безопасность: учебное пособие / под общ.ред. Ю.М. Волынского- Басманова. – М.: «АБИНТЕХ», 2009.- 692 с. Безопасность на транспорте : Учебно-методическое пособие / Ю.Б. Михайлов, Ю.М. Волынской – Басманов; Под редакцией В.Б. Чертока. – М. : «АБИНТЕХ», 2014. – 584 с.Волынский В.Ю. Методологические основы оценки уязвимости объектов гражданской авиации к актам незаконного вмешательства в их деятельность /Волынский – Басманов Ю.М., Михайлов Ю.Б., Федоров А.Ю.//Транспортная безопасность и технологии – 2011. -№ 1(24). - с.66-75 Волынский-Басманов Ю.М. Методика определения и количественной оценки рисков получения объектами гражданской авиации ущербов в результате реализации актов незаконного вмешательства./Михайлов Ю.Б.//– Транспортная безопасность и технологии, № 3 (26), 2011, - с.66-70 Городков Ю.А. Нормативно-правовое регулирование безопасности в гражданской авиации // Законность. 2016. N 2. С. 8 - 13.Демидов Ю.Н., Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.Зинин A.M. Проверка документов, удостоверяющих личность: учеб.-практич. пособие / A.M. Зинин. - М.: Экзамен, 2002. - 96 с.Евланов Л.Г. Экспертные оценки в управлении./В.А.Кутузов - М.: Экономика, 1978. - 132 с.Елисов Л.Н. Качество профессиональной подготовки авиационного персонала и безопасность полетов: монография.– М.: ИЦПКПС, 2006.–244 с. Корнилов В.М. Концепция безопасности аэропорта. Новые подходы. // Материалы конференции «Транспортная логистика». Ростов-на-Дону. - https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-bezopasnosti-aeroporta-novye-podhodyМеждународная организация гражданской авиации (ИКАО) (Doc 8973/8 Restricted).Руководство по авиационной безопасности / утв. Ген. секретарем и опубл. с его санкции. – 8-е изд. – Канада, Монреаль: ICAO, 2011.Методические рекомендации по выявлению наркотических, сильнодействующих средств, психотропных веществ и их прекурсоров для должностных лиц оперативных подразделений таможенных органов, а также должностных лиц, непосредственно осуществляющих проведение документального и фактического контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу в регионе деятельности ЦТУ: Письмо ЦТУ РФ от 15.04.2008 г. № 21-22/7117.Моховиков О.В., Комов А.А. Международный опыт обеспечения авиационной безопасности // Транспортное право. 2014. N 3. С. 14 - 16.Овченков Н.И. Угрозы безопасности аэропортов: лучше предотвратить, чем ликвидировать. Аэропорт-партнер, № 6, 2004.- с.4-6 Овченков Н.И. Как обеспечить контролируемый доступ на территорию аэропорта и снизить негативное влияние человеческого фактора. Транспортная безопасность и технологии, №1 (10). 2007. – с.8-10 Овченков Н.И. Управление человеческим фактором при построении системы безопасности. Транспортная безопасность и технологии, №3 (12). 2007. – с.10-13 Основы авиационной психологии и психологической подготовки курсантов ВВАЛУ: материал к лекциям по учебной программе курса /ВВС; Шпаченко Д.И., Гандер Д.В., Покровский Б.Л. и др.; под ред.В.А.Пономаренко. – Б.м.: Б.изд., 1990. – 200 с. Петренко А. Алгоритм действий по борьбе с авиационными правонарушениями // Законность. 2014. N 4. С. 41 - 45.Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии/В.А.Пономаренко; под общ.ред. М.И.Ботова; Красноярский авиац. техн. колледж ГА. – Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с. Прозоров, С.Е. Авиационная безопасность: учебное пособие / С.Е. Прозоров, Б.В. Зубков - Министерство транспорта РФ; М.: МГТУ ГА, 2004. – 144 с.Психологическое обеспечение предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», «Правоохранительная деятельность» /Ю.М.Волынский-Басманов и др.; под ред. Ю.М.Волынского-Басманова, И.И.Аминова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. – 199 с.Профайлинг: учебное пособие /сост. А.В.Дормидонтов, И.А.Семёнова – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2011. – 111с.Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /Ю.М.Волынский-Басманов и др.; под ред. Ю.М.Волынского-Басманова, Н.Д.Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. – 183 с.Чадович И.И. Электронные средства досмотра: Учебное пособие. СПб. ГУАП, 2001.-36с.http://www.favt.ru/about-rosaviation/

Нормативно-правовая база

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
2. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортной безопасности"
3. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму»
4. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 897 (ред. от 14.12.2006) «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»
5. Приказ Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (ред. от 01.09.2016) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2005 N 7321)
6. Приказ Минтранса РФ от 18.04.2008 N 62 (ред. от 10.03.2011) «Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации»
7. Приказ Минтранса России от 25.08.2015 N 264 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2015 N 39432)
8. Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41529)
9. Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (ред. от 06.07.2016) «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2007 N 9975)
10. ГОСТ Р 55584-2013 Воздушный транспорт. Обеспечение авиационной безопасности в аэропортах. Термины и определения
11. ГОСТ Р 55249-2012 Воздушный транспорт. Аэропорты. Технические средства досмотра

Литература

12. Авиационная безопасность: учебник для вузов / Б. В. Зубков, С. Е. Прозоров, С. И. Краснов, В. М. Ильин; под ред. С. Е. Прозорова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2014. – 411 с.
13. Авиационная безопасность: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. А.В. Дормидонтов, С.И. Краснов, Н.В. Павлов: под общ.ред. С.И. Краснова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. – 192 с.
14. Авиационная безопасность: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2 / Сост. А.В. Дормидонтов, С.И. Краснов, Н.В. Павлов: под общ.ред. С.И. Краснова. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2009. – 96 с.
15. Авиационная безопасность: учебное пособие / под общ.ред. Ю.М. Волынского- Басманова. – М.: «АБИНТЕХ», 2009.- 692 с.
16. Безопасность на транспорте : Учебно-методическое пособие / Ю.Б. Михайлов, Ю.М. Волынской – Басманов; Под редакцией В.Б. Чертока. – М. : «АБИНТЕХ», 2014. – 584 с.
17. Волынский В.Ю. Методологические основы оценки уязвимости объектов гражданской авиации к актам незаконного вмешательства в их деятельность /Волынский – Басманов Ю.М., Михайлов Ю.Б., Федоров А.Ю.//Транспортная безопасность и технологии – 2011. -№ 1(24). - с.66-75
18. Волынский-Басманов Ю.М. Методика определения и количественной оценки рисков получения объектами гражданской авиации ущербов в результате реализации актов незаконного вмешательства./Михайлов Ю.Б.//– Транспортная безопасность и технологии, № 3 (26), 2011, - с.66-70
19. Городков Ю.А. Нормативно-правовое регулирование безопасности в гражданской авиации // Законность. 2016. N 2. С. 8 - 13.
20. Демидов Ю.Н., Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: учеб.-метод. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006.
21. Зинин A.M. Проверка документов, удостоверяющих личность: учеб.-практич. пособие / A.M. Зинин. - М.: Экзамен, 2002. - 96 с.
22. Евланов Л.Г. Экспертные оценки в управлении. / В.А. Кутузов - М.: Экономика, 1978. - 132 с.
23. Елисов Л.Н. Качество профессиональной подготовки авиационного персонала и безопасность полетов: монография.– М.: ИЦПКПС, 2006.–244 с.
24. Корнилов В.М. Концепция безопасности аэропорта. Новые подходы. // Материалы конференции «Транспортная логистика». Ростов-на-Дону. - https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-bezopasnosti-aeroporta-novye-podhody
25. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (Doc 8973/8 Restricted).Руководство по авиационной безопасности / утв. Ген. секретарем и опубл. с его санкции. – 8-е изд. – Канада, Монреаль: ICAO, 2011.
26. Методические рекомендации по выявлению наркотических, сильнодействующих средств, психотропных веществ и их прекурсоров для должностных лиц оперативных подразделений таможенных органов, а также должностных лиц, непосредственно осуществляющих проведение документального и фактического контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу в регионе деятельности ЦТУ: Письмо ЦТУ РФ от 15.04.2008 г. № 21-22/7117.
27. Моховиков О.В., Комов А.А. Международный опыт обеспечения авиационной безопасности // Транспортное право. 2014. N 3. С. 14 - 16.
28. Овченков Н.И. Угрозы безопасности аэропортов: лучше предотвратить, чем ликвидировать. Аэропорт-партнер, № 6, 2004.- с.4-6
29. Овченков Н.И. Как обеспечить контролируемый доступ на территорию аэропорта и снизить негативное влияние человеческого фактора. Транспортная безопасность и технологии, №1 (10). 2007. – с.8-10
30. Овченков Н.И. Управление человеческим фактором при построении системы безопасности. Транспортная безопасность и технологии, №3 (12). 2007. – с.10-13
31. Основы авиационной психологии и психологической подготовки курсантов ВВАЛУ: материал к лекциям по учебной программе курса /ВВС; Шпаченко Д.И., Гандер Д.В., Покровский Б.Л. и др.; под ред. В.А.Пономаренко. – Б.м.: Б.изд., 1990. – 200 с.
32. Петренко А. Алгоритм действий по борьбе с авиационными правонарушениями // Законность. 2014. N 4. С. 41 - 45.
33. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии/В.А.Пономаренко; под общ. ред. М.И.Ботова; Красноярский авиац. техн. колледж ГА. – Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с.
34. Прозоров, С.Е. Авиационная безопасность: учебное пособие / С.Е. Прозоров, Б.В. Зубков - Министерство транспорта РФ; М.: МГТУ ГА, 2004. – 144 с.
35. Психологическое обеспечение предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности», «Правоохранительная деятельность» /Ю.М. Волынский-Басманов и др.; под ред. Ю.М. Волынского-Басманова, И.И.Аминова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. – 199 с.
36. Профайлинг: учебное пособие /сост. А.В.Дормидонтов, И.А.Семёнова – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2011. – 111 с.
37. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /Ю.М. Волынский-Басманов и др.; под ред. Ю.М. Волынского-Басманова, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. – 183 с.
38. Чадович И.И. Электронные средства досмотра: Учебное пособие. СПб. ГУАП, 2001.-36 с.
39. http://www.favt.ru/about-rosaviation/

Вопрос-ответ:

Зачем проводятся предполетные досмотры в аэропорту?

Предполетные досмотры в аэропорту проводятся для обеспечения авиационной безопасности, предотвращения возможных террористических актов и обеспечения безопасности пассажиров и экипажей. Досмотры помогают выявить запрещенные предметы и вещества, которые могут представлять опасность для полета.

Какие процедуры включает предполетный досмотр?

Предполетный досмотр включает проверку документов пассажиров, досмотр и обследование их багажа, а также обыск пассажиров при необходимости. Также проводится процедура профайлинга, которая позволяет выявить потенциально опасных пассажиров.

Какие предметы запрещены к перевозке на борту самолета?

Перечень запрещенных предметов включает в себя оружие, взрывчатые вещества, едкие и ядовитые вещества, огнестрельное оружие, огнетушители, газовые баллоны и другие предметы, которые могут представлять опасность для полета. Также запрещено перевозить на борту самолета легковоспламеняющиеся жидкости и газы, такие как бензин и аэрозольные баллоны.

Как проводится процедура профайлинга в рамках предполетного досмотра?

Процедура профайлинга предполагает анализ поведенческих и характерологических признаков пассажиров с целью выявления потенциальных угроз. Для этого осуществляется наблюдение и анализ пассажиров, их действий, поведения, а также проверяется информация, полученная о пассажире перед регистрацией.

Какие меры безопасности предусмотрены во время предполетного досмотра?

Во время проведения предполетного досмотра предусмотрены меры безопасности, которые включают в себя установление контроля над пассажирами и их багажом, применение оборудования для обнаружения запрещенных предметов и веществ, а также проведение обучения работников аэропорта и авиаперевозчиков по обеспечению безопасности.

Какие положения регулируют организацию предполетных досмотровых процедур в аэропорту?

Организацию предполетных досмотровых процедур в аэропорту регулируют общие положения об авиационной безопасности и организационный порядок проведения предполетного досмотра.

Что такое профайлинг и как он связан с предполетным досмотром?

Профайлинг - это элемент предполетного досмотра, который заключается в анализе поведения и действий пассажиров с целью выявления потенциально опасных личностей. Он помогает установить наличие возможных угроз и подозрительных обстоятельств.

Какие вещества и предметы запрещены к перевозке на борту самолета?

Вещества и предметы, запрещенные к перевозке на борту самолета, включают в себя огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, наркотики, отравляющие вещества, радиоактивные материалы и другие потенциально опасные предметы.

Как проводится предполетный досмотр пассажиров и их багажа?

Процедура предполетного досмотра пассажиров и их багажа включает прохождение металлодетектора, осмотры ручной клади и рентгеновский контроль багажа. При обнаружении подозрительных предметов или поведения пассажира, может быть проведен дополнительный ручной осмотр.

Каково значение авиационной безопасности и почему она так важна?

Авиационная безопасность - это комплекс мер и действий, направленных на предотвращение терактов, угрожающих безопасности полетов. Она является важным элементом воздушной транспортной системы, поскольку обеспечивает защиту пассажиров и экипажа от возможных угроз и опасностей.

Какие сокращения и обозначения используются в статье?

В статье используются различные сокращения и обозначения, такие как ОПРЕДЕЛЕНИЯ (определения), ПРОФАЙЛИНГ (анализ профиля пассажира), а также ОБЩ (общие положения), ПОР (порядок проведения предполетного досмотра) и др.

В чем заключаются основные положения авиационной безопасности и организационный порядок проведения предполетного досмотра?

Основные положения авиационной безопасности включают определение, сущность и значение авиационной безопасности. Организационный порядок проведения предполетного досмотра включает в себя ряд мероприятий, включающих анализ профиля пассажира, положения проведения досмотра в аэропорту, процедуру проведения предполетного досмотра пассажиров и багажа, а также указания по перевозке запрещенных веществ и предметов.