Российское гражданство: философия приобретения и прекращения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 30 30 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 13.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института 5
1.1.История развития российского законодательства о гражданстве 5
1.2. Предоставление гражданства России 11
2. Особенности приобретения и прекращения гражданства 13
2.1 Международно-правовое регулирование вопросов гражданства 13
2.2. Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве 15
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления

Наиболее простым способом приобретения гражданства рассматриваемой категорией ученых является участие в государственной программе по оказанию содействиядобровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.В соответствии с ч. 7 ст. 14 Федеральногозакона «О гражданстве Российской Федерации» в случае, если иностранные гражданеи лица без гражданства являются участниками этой государственной программы,и члены их семей имеют регистрацию поместу жительства на территории субъектаРоссийской Федерации, выбранного для постоянного проживания, они могут быть приняты в гражданство в упрощенном порядкебез соблюдения сроков проживания передподачей ходатайства, правил о материальном достатке, о знании русского языка.Для участника программы упрощеннаяпроцедура заключается в том, что в выбранный субъект Российской Федерации он прибывает без учета квот для получения разрешения на временное проживание.Минусом данного способа является ограниченный перечень регионов, реализующихгоспрограмму, и жесткая привязка к ним. Из85 субъектов Российской Федерации на 1 января 2014 г. в программе принимало участиевсего 42. Таким образом, далеко не каждыйрегион может получить иностранного ученого, т.к. по понятным причинам данное лицоотправится туда, где упрощены формальныепроцедуры. В Концепции государственноймиграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года упоминаетсядисбаланс расселения граждан по России.Такой выборный характер участия отдельных государственных территорий усиливает неравномерное расселение. Безусловно,для ученых эту территориальную градациюи вообще квотный порядок предоставлениягражданства необходимо отменить.Следует также подчеркнуть, что даннаяпрограмма (которая и без того неидеальна)является единственной, и дефицит государственного содействия в этой части становится весьма ощутимым.Для преодоления названных проблем,в том числе в соответствии с основными направлениями, обозначенными в Концепциигосударственной миграционной политикиРоссийской Федерации на период до 2025 г.,можно предложить следующие меры:— восстановить в Федеральном законе«О гражданстве Российской Федерации» порядок регистрации гражданствав трехмесячный срок по аналогии сост. 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 года№ 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» для лиц, рожденных на территории РСФСР и имевших соответствующее гражданство; для лиц, у которых одиниз родителей является гражданиномРоссии, а также для граждан государств,входивших в состав СССР и получившихобразование по очной форме в государственных образовательных учрежденияхРоссийской Федерации, а также для лиц,признанных в качестве ученых, — безнеобходимости получения разрешенияна временное проживание и вида на жительство в России, документов о знаниирусского языка, наличии средств к существованию. Законодательно определитьстатус соотечественников, являющихсяучеными, в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» и в силусамого статуса позволить приобретениегражданства в упрощенном порядке(ст. 11.1 Федерального закона от 24 мая1999 года № 99-ФЗ «О государственнойполитике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом»);— установить в отношении ученых-соотечественников, проживающих за рубежом,обязательства отправить нотариально заверенный отказ от гражданства в консульство страны гражданства с последующейсдачей паспорта вместо действующего порядка документального подтверждениявыхода из иностранного гражданства. Этопозволит быстрее привлекать к научнойработе ценные научные кадры в России.Данный порядок необходимо в будущемустановить и в отношении всех остальных соотечественников, проживающих зарубежом;— отменить квотный режим прибытия иностранных граждан для ученых, признанных в качестве таковых профильным федеральным ведомством;— предусмотреть в Федеральном законе«О гражданстве Российской Федерации»упрощенный порядок предоставлениягражданства соотечественникам, проживающим за рубежом, при условии, что ихнаучные достижения будут иметь пользудля российского государства и общества.Критерии, под которые могут попастьиностранные граждане данной категории, должны определяться федеральныморганом исполнительной власти в сфереобразования и науки, и этим же органомдолжно устанавливаться, соответствуетли данное лицо уровню российского ученого, как это сделано в отношении работников необходимых государству и обществу профессий. То есть в федеральномзаконе необходимо предусмотреть отсылочную норму к соответствующему приказу Министерства образования и наукиРФ, в котором будут определены критерии получения гражданства в упрощенном порядке.ЗаключениеВ конце ХХ века правовая система ряда государств и регионов мира, в силу взаимозависимости мировых процессов, была подвергнута испытаниям. Исчерпывающую оценку этому явлению в настоящее время давать сложно в силу прошедшего человечеством недостаточного отрезка времени. Европейской и российской юриспруденции конца ХХ – начала ХХI века пришлось пережить слишком много политизированных вторжений в свою сферу. Это имело отношение ко всем отраслям юридической науки: от конституционного до международного права. История же, особенно политическая, как это очевидно, в большинстве случаев оперирует масштабными дистанциями. Но некоторые, характерные, связанные с атрибутикой самого главного субъекта международного права – государства, институты уже могут быть оценены. Прежде всего, это касается института гражданства, которое в соответствии с общепринятой терминологией, представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством –Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.В сфере международного права в конце ХХ – начале ХХI века институт гражданства являлся своего рода aurea mediocritas, определяющей уровень интегрированности государств, реализации прав и свобод человека. В конституционном праве, пределы интересов которого замыкаются прежде на сохранении самого института – государства, не произошло столь существенных изменений, исключения коснулись лишь политико-гуманистической составляющей.Распад СССР и образование на его пространстве 15 независимых государств ознаменовали начало нового этапа развития законодательного процесса и института гражданства в названных государствах, включая Российскую Федерацию. Исходя из норм международного права и опыта других государств, государства СНГ установили свои правила получения гражданства, двойного гражданства и лишения гражданства, закрепив в своих конституциях институт гражданства.Для преодоления названных проблем, в том числе в соответствии с основными направлениями, обозначенными в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., можно предложить следующие меры:— восстановить в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» порядок регистрации гражданства в трехмесячный срок по аналогии со ст. 18 Закона РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» для лиц, рожденных на территории РСФСР и имевших соответствующее гражданство; для лиц, у которых один из родителей является гражданином России, а также для граждан государств, входивших в состав СССР и получивших образование по очной форме в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации, а также для лиц, признанных в качестве ученых, — без необходимости получения разрешения на временное проживание и вида на жительство в России, документов о знании русского языка, наличии средств к существованию. Законодательно определить статус соотечественников, являющихся учеными, в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» и в силу самого статуса позволить приобретение гражданства в упрощенном порядке (ст. 11.1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом»);— установить в отношении ученых-соотечественников, проживающих за рубежом, обязательства отправить нотариально заверенный отказ от гражданства в консульство страны гражданства с последующей сдачей паспорта вместо действующего порядка документального подтверждения выхода из иностранного гражданства. Это позволит быстрее привлекать к научной работе ценные научные кадры в России. Данный порядок необходимо в будущем установить и в отношении всех остальных соотечественников, проживающих за рубежом;— отменить квотный режим прибытия иностранных граждан для ученых, признанных в качестве таковых профильным федеральным ведомством;— предусмотреть в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» упрощенный порядок предоставления гражданства соотечественникам, проживающим за рубежом, при условии, что их научные достижения будут иметь пользу для российского государства и общества.Критерии, под которые могут попасть иностранные граждане данной категории, должны определяться федеральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки, и этим же органом должно устанавливаться, соответствует ли данное лицо уровню российского ученого, как это сделано в отношении работников необходимых государству и обществу профессий. То есть в федеральном законе необходимо предусмотреть отсылочную норму к соответствующему приказу Министерства образования и науки РФ, в котором будут определены критерии получения гражданства в упрощенном порядке.Список использованной литературыМеждународный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540295/#ixzz4Tw75bbTRЕвропейская конвенция о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2541605/#ixzz4Tw8ukXMGКонвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 19 января 1996 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1119753/#ixzz4Tw85qSmWКонвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540422/#ixzz4Tw7Gw4fPКонвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10101873/#ixzz4Tw8fCDwCКонвенция о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2541075/#ixzz4Tw7uWeGBКонвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.) // Система ГАРАНТ: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540284/Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2541076/#ixzz4Tw7iqsb5Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2927.Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 29.07.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/184539/#ixzz4TFf4Go5cФедеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями от 23.07.2013) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115694/#ixzz4TwDgV3vCФедеральный закон от 10 июня 1997 г. N 89-ФЗ "О ратификации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России" // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1148060/#ixzz4TFifFTfzОб утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 // (ред. от 25.07.2014) Собрание законодательства РФ. – 2014.Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635Закон о гражданстве Кыргызской Республики от 21 мая 2007 года № 70(с изм. от 2.08.2016 года) // http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202103Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. (с изм. от 28.03.2007) №209 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства" // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=4272Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. 4-е изд. Т. 1. М.: Инфра-Норма, 2015. С. 596.Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы / Ред. Витковская Г. М., 2014.Михалева Н.А. Комментарий к Федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М., 2013. С. 14-16.Лукьянова Е.А. Государственность и конституционное законодательство России. М., 2013Смирнова Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта М.: Nota-Bene, 2011. С. 343.Годин Ю. Россия и СНГ: геополитические вызовы // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 4. С. 90-93.Лукашук И.И. Международное право. Учебник. Общая часть. Т. 1. М., 2015. С. 21.Тихонова С.Н. Правовой анализ современного состояния международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации // Национальная безопасность. 2014. № 9-10.Смирнов М.Г. Вопросы аккредитации юридических лиц на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств // Транспортная безопасность и технологии. 2013. № 1. – С. 70-77.Смирнова Е.С. Зарубежный правовой опыт решения проблем натурализации в связи со службой иностранцев в вооруженных силах государств Европейского союза // Национальная безопасность. 2015. № 5.Гладков И. Становление МЕРКОСУР: успехи и трудности на пути крупнейшей интеграционной группировки Латинской Америки // Международная экономика. 2015. № 5. С. 29-37.Вишняков В.Г. О соотношении норм международного и конституционного права (на примере Белоруссии и России) // Журнал российского права. 2015. № 9. С. 21.Авакьян, С. А. Конституционное право России : учеб. курс: в 2-х т. Т.1.- М.: Юристъ, 2005.- С 540 Горяинова М. В. Российские соотечественники как объект миграционной политики российского государства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 4. С. 105.Червинская А. П. Конституционно-правовые особенности статуса переселенцев в свете политической ситуации на Украине // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 73.Национальная идея России : в 6 т. М. : Научный эксперт, 2012. Т. V. С. 3125–3143 Утечка мозгов из России: проблемы и перспективы // Информационно-образовательный портал «Должен знать». URL: http://dz-online.ru/article/1088/

Список использованной литературы

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540295/#ixzz4Tw75bbTR
2. Европейская конвенция о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2541605/#ixzz4Tw8ukXMG
3. Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества Независимых Государств (Москва, 19 января 1996 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1119753/#ixzz4Tw85qSmW
4. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2540422/#ixzz4Tw7Gw4fP
5. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10101873/#ixzz4Tw8fCDwC
6. Конвенция о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2541075/#ixzz4Tw7uWeGB
7. Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.) // Система ГАРАНТ: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540284/
8. Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/2541076/#ixzz4Tw7iqsb5
9. Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2927.
10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 29.07.2017) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/184539/#ixzz4TFf4Go5c
11. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями от 23.07.2013) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12115694/#ixzz4TwDgV3vC
12. Федеральный закон от 10 июня 1997 г. N 89-ФЗ "О ратификации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России" // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/1148060/#ixzz4TFifFTfz
13. Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава : Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1318 // (ред. от 25.07.2014) Собрание законодательства РФ. – 2014.
14. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15635
15. Закон о гражданстве Кыргызской Республики от 21 мая 2007 года № 70(с изм. от 2.08.2016 года) // http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202103
16. Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. (с изм. от 28.03.2007) №209 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства" // http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=4272
17. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. 4-е изд. Т. 1. М.: Инфра-Норма, 2015. С. 596.
18. Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии: причины, последствия, перспективы / Ред. Витковская Г. М., 2014.
19. Михалева Н.А. Комментарий к Федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации». М., 2013. С. 14-16.
20. Лукьянова Е.А. Государственность и конституционное законодательство России. М., 2013
21. Смирнова Е.С. Международно-правовые проблемы гражданства стран СНГ и Балтии в свете европейского опыта М.: Nota-Bene, 2011. С. 343.
22. Годин Ю. Россия и СНГ: геополитические вызовы // Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 4. С. 90-93.
23. Лукашук И.И. Международное право. Учебник. Общая часть. Т. 1. М., 2015. С. 21.
24. Тихонова С.Н. Правовой анализ современного состояния международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации // Национальная безопасность. 2014. № 9-10.
25. Смирнов М.Г. Вопросы аккредитации юридических лиц на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств // Транспортная безопасность и технологии. 2013. № 1. – С. 70-77.
26. Смирнова Е.С. Зарубежный правовой опыт решения проблем натурализации в связи со службой иностранцев в вооруженных силах государств Европейского союза // Национальная безопасность. 2015. № 5.
27. Гладков И. Становление МЕРКОСУР: успехи и трудности на пути крупнейшей интеграционной группировки Латинской Америки // Международная экономика. 2015. № 5. С. 29-37.
28. Вишняков В.Г. О соотношении норм международного и конституционного права (на примере Белоруссии и России) // Журнал российского права. 2015. № 9. С. 21.
29. Авакьян, С. А. Конституционное право России : учеб. курс: в 2-х т. Т.1.- М.: Юристъ, 2005.- С 540
30. Горяинова М. В. Российские соотечественники как объект миграционной политики российского государства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 4. С. 105.
31. Червинская А. П. Конституционно-правовые особенности статуса переселенцев в свете политической ситуации на Украине // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 4. С. 73.
32. Национальная идея России : в 6 т. М. : Научный эксперт, 2012. Т. V. С. 3125–3143
33. Утечка мозгов из России: проблемы и перспективы // Информационно-образовательный портал «Должен знать». URL: http://dz-online.ru/article/1088/

Вопрос-ответ:

Каковы основные этапы приобретения российского гражданства?

Основные этапы приобретения российского гражданства включают подачу заявления, прохождение проверки на соответствие требованиям, получение разрешения на вступление в российское гражданство и присягу на верность России.

Какие условия необходимо выполнить, чтобы получить гражданство России?

Для получения гражданства России необходимо иметь постоянное проживание на территории страны, знание русского языка, соблюдение законов России, отсутствие гражданства других стран и отсутствие судимости.

Какие органы занимаются вопросами гражданства в России?

В России вопросами гражданства занимаются Федеральная миграционная служба и его территориальные органы. Они принимают заявления на получение гражданства, проводят проверки, выдают соответствующие разрешения, а также принимают присягу на верность России.

Какие международные нормы регулируют вопросы гражданства?

Вопросы гражданства регулируются такими международными нормами, как Венская конвенция об охране прав детей и содействии их международному приему, Европейская конвенция о национальности и другие договоры и соглашения.

Какие простые способы приобретения гражданства России существуют?

Наиболее простыми способами приобретения гражданства России являются рождение в России от родителей, являющихся гражданами России, и принятие в гражданство по упрощенной процедуре на основании брака с гражданином России.

Как можно приобрести гражданство России?

В России существует несколько способов приобретения гражданства. Одним из самых распространенных является приобретение гражданства по рождению на территории России или от родителей, обладающих гражданством России. Также гражданство можно получить через натурализацию или по упрощенной процедуре для лиц, имеющих русские корни или проживающих на территории России в течение определенного времени.

Какие органы в России занимаются вопросами гражданства?

В России вопросами гражданства занимаются несколько государственных органов. Главным органом, отвечающим за выдачу гражданства, является Федеральная миграционная служба. Кроме того, делами о гражданстве занимаются такие органы, как Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел и многие другие.

Какие способы прекращения гражданства России существуют?

Гражданство России может прекратиться по различным причинам. Одним из распространенных способов является добровольное отказывание от гражданства. Также гражданство может быть прекращено при приобретении гражданства другого государства или в случае нарушения законодательства России. Кроме того, гражданство может быть лишено по решению суда в связи с совершением тяжких преступлений или вреда национальной безопасности.