Социальные проблемы работающего населения в сфере сервиса (на материалах салонов красоты СПб)
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 69 + 69 источников
- Добавлена 16.06.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Работники сферы услуг, как социальная категория людей
1.1.Понятие сервиса и услуг в сервисной деятельности
1.2.Анализ развития сферы сервиса в России и СПб
1.3. Работающее население в сфере сервиса
Глава 2. Изучение проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах салонов красоты СПб)
2.1. Методика и описание характеристики выборки исследования
2.2.Результаты исследования
Заключение
Приложение
Чрезмерное число проверяющих государственных структур, не дающих предприятиям нормально функционировать. К примеру, простая проверка качества исходных потребляемых материалов, хотя бы только одного вида, требует проверки до двенадцати видов сопутствующих документов (лицензии, сертификаты соответствия или качества, региональные контрольные знаки, накладные, счета-фактуры и т.п.).Проблема отсутствия отраслевого информационного органа, обеспечивающего информационную поддержку как предпринимателям, так и населению о спросе и предложении услуг, льготах в регионах, районах, МО сдерживает рост объемов реализации услуг. Информационное и методическое обеспечение предпринимательской деятельности является той инфраструктурной составляющей, что определяет рыночную устойчивость предприятия сферы сервиса, способность к быстрому реагированию на изменения спроса и конкурентной среды. Решение более общей проблемы информационного обеспечения бытового сервиса может решаться путем создания муниципальных регистров юридических и физических лиц, домашних хозяйств с целью соединения разрозненных информационных потоков государственной и отраслевой статистики, социологических, маркетинговых исследований в единую информационную систему для изучения и управления социально-экономическими процессами.Проблема неравенства в предоставлении льгот предприятиям сферы сервиса из-за отсутствия единых критериев при определении возможности и направлений их предоставления. Очевидно, здесь необходимо исходить из приоритетов социально-экономического развития территории. Важной задачей является создание необходимых условий для формирования и успешного функционирования предпринимательских структур в сфере сервиса и сферы сервиса. Проблема снижения доступности услуг отраслей бытового сервиса для большинства населения оказывает существенное влияние на характер развития сферы сервиса. Эта проблема носит комплексный характер и требует, с одной стороны, от экономической науки чёткого определения понятий и классификационных характеристик, которые требуют существенной корректировки в условиях становления рынка, выработки на этой основе соответствующей экономической и социальной стратегии. Одновременно необходимо решение вопроса о соотношении платных и условно бесплатных услуг, выявление источников и объемов финансирования сервисных отраслей, определение требующих из них государственной (муниципальной) поддержки, чтобы обеспечить доступность их услуг большинству населения.Разрешение перечисленных проблем, очевидно, зависит в первую очередь от действий региональных властей и требует принятия соответствующих управленческих решений.Проблема улучшения качества рабочей силы и обновления кадрового состава в сфере сервиса, профессиональная некомпетентность работников возникает из-за недостаточной организации системы подготовки кадров. Ликвидация директивного распределения трудовых ресурсов и гарантированной всеобщей занятости с ориентацией на рыночные механизмы регулирования выявила существование скрытой безработицы особенно среди инженерно-технического и младшего управленческого персонала. Следует отметить и наличие недостатков в действующем Трудовом кодексе по вопросам отработки молодым специалистом средств, затраченных на его обучение.Проблема роста доходов населения – проблема не регулирования оплаты труда и социальной поддержки населения, как это традиционно понимается правительственными программами. В первую очередь это вопрос структурных и институциональных реформ. Проблема «работающих бедных», абсолютное большинство которых заняты в бюджетном секторе экономике и входят в состав слоя «ниже среднего», позиционируясь в нижних его сегментах, не может быть решена скромной индексацией оплаты труда бюджетников. Предельно ясно, что такое регулирование оплаты в лучшем случае не позволит этой социальной группе «свалиться» в зону открытой бедности, но отнюдь не решит проблемы достойного существования. Кардинальное решение проблемы – в реформе самого бюджетного сектора. Не будет также преувеличением утверждение, что Россия по-прежнему игнорирует существование такого огромного резерва, как развитие малого бизнеса. Несмотря на неоднократные декларации по поводу стимулирования этого процесса, роль малого бизнеса в экономике страны прискорбно низка. Доля мелких предпринимателей вплоть до настоящего времени не превышает 2–3% экономически активного населения. Как показывают социологические исследования, дело отнюдь не в ослабленном предпринимательском духе российских граждан и даже не в отсутствии инвестиций. Среди основных причин – сохранение большого числа административных барьеров, значительные трансакционные издержки, связанные с регистрацией юридических лиц, лицензированием деятельности, обязательной сертификацией товаров и услуг и пр., а также политические риски. Между тем, малый бизнес – это не только оживление целого ряда экономических секторов и не только развитие рыночной конкуренции. Это создание новых рабочих мест в количестве, которое несоизмеримо с беспомощными попытками искусственного конструирования рабочих мест на действующих предприятиях или столь же непродуктивными действиями по сохранению уже существующих, но неэффективных рабочих мест. Это – не зависящий от «нефтедолларов» рост доходов включенных в малый бизнес работников. Это реальный путь повышения экономической активности и материальной состоятельности российского населения.Без такого рода преобразований социальная пирамида, в которой абсолютное большинство населения находится «между молотом и наковальней», не имея реальных экономических инструментов и надежных социальных гарантий, сохранится на долгие годы. Большинство отраслей бытового сервиса носит ярко выраженную зависимость от повседневного или периодического спроса. Поэтому резкое сокращение доходов значительной части населения не могло не сказаться на потреблении платных услуг. Отказ населения от многих видов услуг очевиден. В условиях скудости материальных ресурсов у населения, длительности переносимых лишений, безусловно, расходование денежного дохода на пропитание. В условиях скудости ресурсов действует принцип замещения услуг, либо принцип отложенных потребностей. Большинство населения переходит на самообслуживание. В случае же невозможности для замещения одной формы удовлетворения потребностей за счет другой формы, происходит усиление лишений и накапливание физической и психической нагрузки. Здесь не обойтись без выработки социально-экономической стратегии по обеспечению доступности услуг и повышению платежеспособности населения.Отказ от платных услуг вызван не только отсутствием денег. Зачастую потребителя не удовлетворяют качество услуг, режим работы и территориальное размещение предприятий бытового сервиса. Эти вопросы напрямую зависят от организации деятельности самих предприятий и проведения координирующей местной политики.Подводя итог анализу развития в сфере услуг на современном этапе, можно отметить, что в отрасли наблюдается кризисное состояние, вызванное как историческими особенностями ее формирования, так и институциональными причинами переходного периода. Очевидно, что кризис носит системный характер, связанный с рядом факторов: изменением структуры российской экономики и социально-политического устройства; ликвидацией системы государственного регулирования сферы сервиса с упованием на самодостаточность и эффективность чисто рыночных механизмов; неразвитостью новых рыночных инструментов, селективностью и использованием их нередко без учета социальной значимости услуг сферы сервиса для населения и без соответствующего регулирующего воздействия; недостаточной компетентностью.Выводы по главе.Проведен анализ определений понятий «сфера услуг», «сфера обслуживания населения (сфера сервиса)», «бытовые услуги», «бытовое обслуживание населения». Сделан вывод о том, что сложность дефиниции связана с отсутствием четких границ сферы сервиса (A.M. Фисенко), различным составом включаемых исследователями в нее отраслей и видов деятельности, неполнотой статистических классификаторов. Отмечена тождественность в использовании терминов «бытовые услуги».Многообразие отраслей сферы сервиса и видов оказываемых услуг обусловлено обеспечением множества потребностей, возникающих в процессе жизнедеятельности в различных сферах личной и общественной жизни не только индивида, но и социальной группы. Поэтому от степени развития отдельных отраслей сферы сервиса зависят определяемые ими интегральные показатели уровня, образа, продолжительности жизни, образующих систему показателей качества жизни населения.Глава 2. Изучение проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах салонов красоты СПб)2.1. Методика и описание характеристики выборки исследованияЦель исследования: провести анализ проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах салонов красоты СПб).Объектом исследования в данной работе выступают работники 2 салонов красоты г.Санкт –Петербурга.Задачи исследования:Разработать анкету, направленную на изучение социальных проблем работников в сфере сервиса.Провести анкетирование работников 2 салонов красоты г. Санкт –Петербурга.Выявить основные проблемы работников салонов красоты г. Санкт –Петербурга.На основании полученных результатов сделать выводы.Проблема исследования: Особенности социальных проблем социального характера в сфере сервиса (на материалах салонов красоты СПб).Анкета, составленная нами для реализации целей и задач исследования, представлена в приложении 1.Предложенная анкета состояла из 15 вопросов, преимущественно закрытого и полузакрытого характера, которые касались оценки материального положения, уровня доходов, удовлетворенности трудом, общественной активности, семейного положения сотрудников. Объем выборки составил 50 респондентов. Все женщины.В исследование принимали участие 35 парикмахеров, 10 мастеров маникюра и педикюра, 3 косметолога, 2 массажиста, все респонденты ведут индивидуальное предпринимательство.По возрасту, опрошенные респонденты распределились следующим образом: до 20 лет – 14 %, 20-25 лет – 14 %, 25-30 лет – 7 %, 30 - 40 лет – 44 %. Старше 40 лет – 21%. Рис. 1 Распределение по возрастам респондентовУровень образования колеблется от начального профессионального образования до высшего. Основная масса респондентов имеет среднее специальное образование (высшее – 36 %, начальное профессиональное – 64 %).Рис.2 Уровень образования респондентовОсновная масса опрошенных имеет стаж работы до 3 лет – 53 %, 3-5 лет – 23 %, 5-10 лет – 7 %, свыше 25 лет– 15 %. Рис. 3 Распределение по стажу работы респондентовИз 35 респондентов замужем 75%, 15% состоят в разводе , 10% не замужем.Рис.4Семейное положение респондентовУ 15 % респондентов детей нет, у остальных 85% есть дети.Далее нами был задан вопрос о том являются ли респонденты жителями СПБ и приезжие.Так 60% опрошенных являются жителями Санкт Петербурга, остальные 40% приезжие.Рис.5Являются ли респонденты жителями СПБ и приезжие2.2.Результаты исследованияРезультаты анкетирования следующие:На вопрос «Как вы устроились на работу в салон красоты ?» 66% респондентов ответили, что устроились на работу через негосударственное кадровое агентство, 24% обратились сами к руководству данного салона, 10% респондентов ответили, что устроились на работу по рекомендации знакомых из сотрудников.Рис.6Способ устройства на работу респондентовАнализируя ответы на вопрос с просьбой отметить, что является Ваша профессия для Вас, 55% респондентов ответили, что «скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет», остальные 45% респондентов ответили, что работа «полностью удовлетворяет».Рис.7Особенности удовлетворенность профессией респондентовНа вопрос «Как бы Вы оценили материальное положение Вашей семьи?» большая часть респондентов (73%) ответили, что «Достаточно обеспечены материально, но для покупки автомобиля и дорогостоящего отпуска пришлось бы залезть в долги» , 17% респондентам «На еду и одежду хватает, но покупка телевизора, холодильника и т. п. представляет трудности», остальные 10% затруднились ответить.Рис.8Материальное положение респондентовПодавляющее большинство респондентов (85%) не удовлетворены размером заработной платы. Больше половины респондентов (25%) уверены, что уровень их образования и квалификации достоин более высокого заработка. На вопрос «есть ли у вас сбережения? если да, то на какую дорогостоящую покупку их бы хватило в настоящее время?» все 100% респондентов ответили,что сбережений нет.Рис.9Сбережения респондентовНа вопрос «Занимались ли Вы в течение последних 12 месяцев, помимо вашей работы в салоне, другими видами оплачиваемой работы?», все респонденты (100%) имеют доход, только работая салоне.Далее следовал вопрос «Хотели бы вы перейти с работы в данном салоне на какую-либо другое место работы, или вообще перестать работать?» 30% респондентов хотели бы найти другую работу, но пока не предпринимают никаких действий, и 70% респондентов не хотели бы уходить с данной работы.Рис.10Желание сменить место работы респондентов На вопрос «Если вы хотели бы перейти на другое место работы, то на какую именно?» 85% респондентов хотели бы сменить место работы, и заниматься предпринимательской деятельностью, 15% респондентов хотели бы поступить на работу в государственную организацию, не связанную нынешней деятельностью.Рис.11Желание сменить место и направления работы респондентов На вопрос «В какой степени, по мнению опрашиваемого, он адаптировался к новым социально-экономическим условиям (после кризиса) ; что помогло адаптироваться?» -тем, которые считают это свершившимся фактом. «Что помешало им приспособиться?» - тем, кто не смог этого сделать. При этом адаптация, или приспособление к новым условиямжизни, понималась, как реализация такого совокупного жизненного стандарта, который обеспечивал бы, по крайней мере, прежний уровень самоощущения. Рис.12Адаптация населения к новым условиям жизниКак следует из приведенных цифр, 45% считают, что им удалось приспособиться «к этой» жизни. Однако «жизнь в целом» изменилась к лучшему или осталась такой же только у 55% . Другими словами, даже у половины приспособившихся жизнь стала хуже, чем раньше.Сумевшие приспособиться и ответившие на второй вопрос (а таких было в полтора раза меньше) называют в качестве факторов, способствовавших адаптации, следующие:1. Личная инициатива..............................9%2. Помощь родственников..........................10%3. Востребованная профессия....................50%4. Целеустремленность...............................10%5. Вовремя сориентироваться....................40%6. Помощь друзей.......................................20%Кризисное состояние общества, всех основных сфер жизнедеятельности сопровождается распространением массовых психических заболеваний и расстройств, парализует волю людей. Особенностью социально-политического и экономического кризиса в России является то, что в состоянии шока и неуверенности, паралича воли оказывались и элитные группы общества, политическая элита. За последние годы со всей очевидностью проявилась неспособность властвующей элиты сколько-нибудь эффективно управлять социально-экономическими процессами в России.На вопрос «Как вы думаете, каких изменений вы можете реально ожидать через 2-3 года 50% планируют повысить квалификационный уровень (более высокую) административную должность 15% хотят сменить профессию (получить образование по другой специальности), 35% поехать работать за рубеж.Рис.13Изменения, которые ожидают респондентов «Какие Вы выделяете проблемы социального характера?»1. мало денег на жизнь - 50 % респондентов;2. вредная работа – 10%.3.платное здравоохранение и образование – 70%.4.Высокие % по кредитам на жилье -20%.Таким образом, респонденты больше всего ощущают остроту социальных проблем с высокой стоимость на лечение и образование их самих и детей, так же респондентов беспокоит недостаточное количество материальных ресурсов.Рис.14Наиболее значимые проблемы социального характера для респондентовНами был задан вопрос «Каким является Ваше жилье?», так 65% респондентов имеют отдельную квартиру, остальные 35% снимают жилье.Рис.15 Условия проживания респондентов «Так большинство респондентов 70% не устраивают жилищные условия, и только 30 % довольны нынешним благоустройством своих жилищ.Рис. 16 Удовлетворенность жилищными условиями в целом Нам был задан вопрос «Планируете ли Вы улучшить в ближайшее время свои жилищные условия?».Половина опрошенных пребывает в растерянности относительного возможного источника нахождения средств на приобретение жилья, что во многом объясняется тем, что имеющиеся доходы и отсутствие каких-либо перспектив не побуждают людей даже обдумывать решение жилищной проблемы применительно к себе самим. Рис.17Планируемые населением способы улучшения жилищных условийЖилищный вопрос по-прежнему остается самым острым. На протяжении длительного времени он вызывает негативные оценки граждан, большая часть которых не удовлетворена своими жилищными условиями. Перспективы развития этой сферы и возможности граждан пока не внушают оптимизма. Выводы по главе.И так на основании полученных данных проведем анализ социальных проблемы работников салонов красоты.В ходе исследования анализировались материальный статус по основному месту работы, дополнительные заработки. С помощью совместительства выходят из затруднительного материального положения половина респондентов.Для опрошенных респондентов в качестве видов на будущее предполагают совершенствовать профессиональное мастерство, но в другой сфере работы. Часть респондентов хотели бы улучшить материальное положение посредством повышения разряда.Высказывания тех, кто отмечал пункт «другое» выглядели так:«кефирная пенсия»; «я люблю свою работу без перспектив»; «просто добросовестно работать»; «главное, чтобы не отбивали желание что-либо делать» и др.ЗаключениеПроведенное исследование общетеоретических и практических проблем функционирования сферы сервиса, как части сферы услуг, и конкретно бытового обслуживания населения, в условиях современных социально-экономических реформ в регионе, отражающее возможности и основные направления совершенствования системы регионального и местного управления этой сферой для создания условий экономического роста в экономике региона, позволило автору получить следующие результаты.Развитие сферы услуг в новых экономических условиях сопровождается комплексом проблем, связанных с созданием условий функционирования предприятий, организацией процессов производства и оказания услуг, процессами самоорганизацией предпринимателей и рядом других. Со стороны предпринимателей требуются дополнительные материальные, физические и моральные усилия для решения новых проблем, что в целом влияет на величину производственных, непроизводственных и временных затрат, ухудшение результатов деятельности предприятий, увеличение загрузки управляющего звена предприятий. Если к этому прибавить нестабильный, неопределенный и агрессивный характер внешней среды, в которой происходит деятельность предприятий сферы услуг, отсутствие нужного опыта, информации, ресурсов, внешней поддержки, то становится понятным, в каких жестких условиях существует нарождающийся в сферы услуг частный бизнес. При всей значимости каждого отдельно взятого предприятия в развитии сферы услуг, повлиять на изменение общих условий деятельности одному предпринимателю не под силу.Анализ деятельности ряда предприятий сферы услуг Санкт-Петербурга показал, что большинство руководителей не имеют специального экономического образования, недостаточно четко определяют состав управленческих функций, решаемых в ходе хозяйственной деятельности и, практически, не применяют в своей практике современных методов организации и управления производства и обслуживания. Этот пробел восполняется предпринимателями либо путем самообразования, либо «методом проб и ошибок», что в целом сказывается на эффективности работы отдельных предприятий и в сфере услуг в целом.Вновь возникшие и пытающиеся сохранить профиль деятельности предприятия сферы услуг сталкиваются с множеством проблем, связанных с поиском рынков сбыта, со снабжением, транспортом, арендой, юридической защищенностью, рекламной и маркетинговой деятельностью, защитой собственных интересов во властных структурах. Решение подобных вопросов хозяйственной деятельности требует от собственника (руководителя) предприятия огромных трудовых и финансовых затрат. Заметим, что круг решаемых задач практически одинаков для любого предпринимателя не зависимо от размера предприятия или формы собственности. Содержание таких задач определяется отраслевыми и внутриотраслевыми различиями видов хозяйственной деятельности.По материалам анкетирования работники салонов красоты не всегда испытывают материальные трудности или нехватке денег даже на питание,Таким образом, общую тенденцию социальных проблем респондентов материальное положение , несмотря на кризис 2008 г., можно оценить как положительную. Однако, несмотря на определенные положительное материальное положение россиян, пока еще доминируют проблемы, которых по меркам развитых стран (используемым сегодня и нашими согражданами, активно включенными в информационное и социальное международное пространство) можно отнести к малообеспеченным слоям. Важным показателем того, как люди относятся к своему будущему и будущему страны в целом, является выбираемая ими для себя система жизненного планирования. Чем выше личная уверенность в завтрашнем дне, положительной динамике развития семейных отношения, реальная степень доверия руководству страны – тем дальше люди готовы заглядывать вперед, строить планы, разрабатывать жизненные стратегии длительного действия. Список литературыБекренев Л.Л. Методологические основы формирования развития интегрированной системы социальной защиты населения в регионе: Автореф. дисс. докт. экон. наук. - СПб., 2002. - 41 с.Богданов С.С, Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. - М., 2007.Бытовые услуги. - М.: Приор, 2002. - 316 с.Выпускник вуза на рынке труда: социологический аспект, коллективная монография/ под ред. Р.А.Костина, Е.В.Шишкиной. СПб., 2010,Васерманис Э.К. Комплексная система модельного обеспечения прогнозных задач по развитию отраслей бытового обслуживания населения. - Таллинн, 2009.Генкин Б.М. Эффективность труда и качество жизни. - СПб., 2007.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., 2000.Государственная Академия Сферы Быта и Услуг. - Москва, 2007г.М.К. Горшков " НОВАЯ СОЦ.РЕАЛЬНОСТЬ :БЕДНЫЕ,БОГАТЫЕ,СРЕДНИЙ КЛАСС" / под редакцией М.К.Горшкова ,Н.Е. Тихоновой,М.Наука,2004 Горшков М.К. Российское общество как оно есть. Опыт социологической диагностики. Новый гронограф,2011.Зарубина Н.Н. Социология хозяйственной жизни: Проблемный анализ в глобальной перспективе. Учебное пособие. Москва. 2004 .Давыдов А.А. Индекс социального неблагополучия // Социс. —2005. — №10.Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добрсньков, А.И. Кравченко.-Т. 2.-М., 2000.Еляков, А. Д. Информационный тип социального неравенства / А. Д. Еляков // Социологические исследования - 2004. - №8.Егоров Д.С. Совершенствование регионального экономического программирования (на примере Калининградской области): Лвтореф. дисс. канд. экон. наук. - Калининград, 2002. - 20 с.Заславская, Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность - 2004. - № 5, 6.Интернет-сайт российского информационного агентства Росбизнесконсалтинг [Электронный ресурс]. - М., 2004. - Режим доступа http://www.rbc.ni. -Загл. с экрана.Интернет-сайт Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра [Электронный ресурс]. - СПб., 2004. - Режим доступа http://www.analitica.sph.ni. - Загл. с экрана.Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики - Росстата [Электронный ресурс]. - М., 2004. - Режим доступа http://www.gks.ru. — Загл. с экрана.Информационно-аналитический сборник «Практика рыночных исследований» - Санкт-Петербург, 1998.Исследование конъюнктуры рынка на бытовые услуги / Под ред. Н.М. Малей. - М.: ЦБНТИ Росбытсоюза,2011.Корнеев, Н. Р. Жилищная стратификация в центре Санкт-Петербурга / Н. Р. Корнеева // Социологические исследования - 2005.-№6.Киселев К. Химчистки и мини-прачечные волнуют воображение // Деловой Петербург. -2007. - №39. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг. Качество жизни населения. - СПб.: ИСЭП РАН, 2004.Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. - 2006. - № 7. — С. 46-58.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2011.Кочерга А.И. Сфера обслуживания населения (вопросы социалистического воспроизводства). - М., 2009.Кочерга А.И. Сфера обслуживания населения. - Киев, 2009. — С.67.Лебедева Т.К. Исследование структуры и объемов потребления бытовых услуг на перспективу: Государственная Академия управления им. Серго Орджоникидзе.-М., 1991.Левин А. И. Прогнозирование спроса населения. — М.: Экономика, 2007. — 144 с.Левитина И.Ю. Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - СПб., 2000. -23 с.Лексин В.Н., Швецов А.Н. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. - 1996. - №2.Мкртчян, Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления. / Г. М. Мкртчян // Социологические исследования - 2005. - № 2.Радаев, В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности? / В.В. Радаев // Социологические исследования - 2000. - № 8.МаслоуА. [Maslow A.H.] Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. СПб. и др.: Питер, 2008. Мазитова Л.М. Интеграционные структуры в сфере услуг // Тезисы докладов юбилейной научно-технической конференции УТИС. - Уфа, 2006. -С.145-146.Миль Г.В. Социально-экономические проблемы занятости лиц пенсионного возраста в непроизводственной сфере. Материалы Всесоюзной научной конференции «Социально-экономические проблемы непроизводственной сферы и услуг...», секция II. — Львов, 2006.Муздыбаев К. Динамика уровня жизни в Петербурге.. — СПб.: Изд-во «СМАРТ»,2011.-208 с.Максимов Б.И. Положение и социально-трудовые права рабочих в 1990-е годы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004 .Немирова Г.И. Реформирование сферы бытового обслуживания населения региона при переходе к рынку / Уфимский Научный центр РАН. — Уфа, 1996.Николаев Ю.Н. Управление развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг: Дисс. канд. экон. наук. - Волгоград, 2002. - С. 46.Новиков А.И. Прогнозирование региональной системы бытового обслуживания в условиях формирования рыночных отношений.: Санкт-Петербургский Университет Экономики и финансов. - СПб, 2003.Оценка уровня бытового обслуживания населения. - М.: ЦНИИ БЫТ, 2008.Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. Учебник. М.: Гардарики, 2001. — 320с.Санкт-Петербург. : Крат. стат. сб. - СПб., 2011. - С. 18-19.Санкт-Петербург. 1999-2000: Финансовый отчет Администрации Санкт-Петербурга. - СПб.: Леонтьев, центр, 2000. - 77 с.Социально-экономическое положение России. 1993-1994 гг. - М., 1995. — С. 3.Социальное положение и уровень жизни населения России. - М.: Госкомстат России, 2011.Сфера услуг в России. - М.: Госкомстат России, 2001.Тихонова, Н.Е. Российский средний класс. Особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности / Н.Е. Тихонова // Социологические исследования - 2000. - № 3.Н.Тихонова, Н. Е., Горшков М. К. Богатство и бедность в представлениях россиян. / Н. Е. Тихонова, М. К. Горшков // социологические исследования - 2004. - №3.Тихонова, Н. Е., Давыдова Н. М., Попова И. П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества / Н. Е. Тихонова, Н. М. Давыдова, И. П. Попова // Социологические исследования - 2004. -№6.Тихонова, Н. Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях / Н. Е. Тихонова // Социологические исследования - 2006. - №9.Тощенко Ж. Т., Цветкова Г. А. Социология труда. Учебно-методический модуль. М., 2006.Тихонова Н. Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М., 2007.Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. — М.: BRA «ЭКМОС», 2002. - 320 с.Фисенко A.M. Анализ и прогнозирование развития сферы обслуживания населения в городах. - Минск, 2009. - С. 4.Формированиеирынка бытовых услуг. — Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 2009.Россия на рубеже веков / Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. - М.: РОССПЭН, 2000. – 448 с.Удальцова, М. В., Воловская Н. М., Плюснина, Л. К. Четыре среза занятости: ценности, мотивации, доходы, мобильность / М. В. Удаль-цова, Н. М. Воловская, Л. К. Плюснина //Социологические исследования-2005. - №7.Чепуренко А.Ю., Обыдённова Т.Б. Трудовые отношения на малых российских предприятиях // Вопросы экономики, 2001, № 4, с. 110-122.Шкаратан, О. И. , Инясевский, С. Л. Социально-экономическое положение профессионалов и менеджеров / О. И. Шкаратан, С. А. Инясевский // Социологические исследования - 2006. - №10.Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее / Ф.Ф. Рыбаков. - СПб.: Гидрометеоиздат, 2000. - 269 с.Ярошенко, С. С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) / С. С. Ярошенко // Социологические исследования - 2006. - №7.Язвенко С.А. Методы системного подхода к организации социальной защиты населения крупного города: Автореф. дисс. канд. экон. наук. — СПб., 2001.-19 с.Brueckner J.K. Strategic control of growth in a system of cities // J. of publ. economics - Lausanne, 1995. - Vol.57, №3. - P.393-416.Haken H., Portugali J. A synergetic approach to the self-organisation of cities and settlements // Environment and planning. B. Planning and design. - L., 1995. — Vol.22, №l.-P.35-46.Herzberg F. Work and the Nature of Man. - Cleveland: William Collins, 1966.ПриложениеАнкетаВы принимаете участие в социологическом исследовании, целью которого является изучение социальных проблем трудящегося населения. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты. Анкета анонимна. Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде.Внимательно прочитайте вопрос и обведите кружком тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению. Если такого Вы не обнаружили, то кратко изложите свой ответ в варианте «другое».Некоторые вопросы составлены в виде таблицы. Так Вам будет удобнее на них отвечать. Заранее благодарны за сотрудничество!1.ВозрастУкажите полное число _____________ лет1. Ваше образование:а) среднее специальноеб) техническоев) иное высшее учебное заведение (укажите какое)___________________________________________________________________________________________2. Ваш стаж работы в данной сфере: а) до 3 летб) 3- 5 летв) 5-10 летг) 10-25 летд) свыше 25 лет3. Ваше семейное положение (ОТМЕТЬТЕ ОДИН ОТВЕТ)Женат (замужем), включая незарегистрированный бракХолост (не замужем), разведен (разведена), вдовец (вдова)4.Ваше семейное положениеХолост (не замужем), разведен (разведена), вдовец (вдова)Женат (замужем), включая незарегистрированный брак5.Есть ли у Вас дети?ДаНет6.Как вы устроились на работу в данный салон? (ОТМЕТЬТЕ ОДИН ОТВЕТ)Вас пригласил кто-то из руководителей Вас порекомендовал кто-то из сотрудников Устроились на работу через государственное агентство занятостиУстроились на работу через негосударственное кадровое агентствоПодали документы на открытый конкурс, по объявлению в СМИПо распределению, в результате договора о целевой подготовкеОбратились сами к руководству Другое (что именно?)7. Ваша профессия Вас…а) полностью удовлетворяетб) скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяетв) скорее не удовлетворяет, чем удовлетворяетг) совсем не удовлетворяет 8.Как бы Вы оценили материальное положение Вашей семьи? (ОТМЕТЬТЕ ОДИН ОТВЕТ)Иногда не хватает денег на необходимые продукты питанияНа еду денег хватает, но в других ежедневных расходах приходится себя ограничиватьНа ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудностиНа еду и одежду хватает, но покупка телевизора, холодильника и т. п. представляет трудностиДостаточно обеспечены материально, но для покупки автомобиля и дорогостоящего отпуска пришлось бы залезть в долгиМатериально обеспечены, можем позволить себе дорогостоящий отпуск и покупку автомобиля9. есть ли у вас сбережения? если да, то на какую дорогостоящую покупку их бы хватило в настоящее время? (отметьте ОДИН вариант) сбережений хватило бы:на приобретение квартирына покупку дачина приобретение нового отечественного автомобиляна оплату года обучения в вузена покупку зарубежной туристической поездкина приобретение бытовой техники (холодильник, ТВ и пр.)не хватило бы ни на что из перечисленногонет сбереженийЗатрудняюсь ответить10.Занимались ли Вы в течение последних 12 месяцев, помимо вашей работы, другими видами оплачиваемой работы? Если да, то какими именно?(ОТМЕТЬТЕ ВСЕ ПОДХОДЯЩИЕ ОТВЕТЫ).Работа в других салонах1Частные услуги, не связанные с данной сферой работы за ДругоеНе занимался (алась) никакими другими видами оплачиваемой работы11. по каким причинам вы занимались дополнительной оплачиваемой работой? (отметьте не более 2-х ОТВЕТОВ)Низкий уровень оплаты на основном месте работы1Основная работа оставляет много свободного времени2Эта дополнительная работа - творческая, интересная работа 3Эта дополнительная работа дает высокую степень самостоятельности4Эта дополнительная работа дает возможность повысить качество работы5Дополнительный заработок никогда не помешает6Другое712. В какой степени, по Вашему мнению, вы адаптировались к новым социально-экономическим условиям (после кризиса) ; что помогло адаптироваться?Полностью адаптировались1Скорее удалось, чем не удалось2Совсем не удалось адаптироваться3Затрудняюсь ответить513.Как вы думаете, каких изменений вы можете реально ожидать через 2-3 года?:Занять (более высокую) административную должность в детском садуПерейти на работу в более престижный детский садПерейти на работу, не связанную с воспитанием и занятиями с детьмиПерестать работать (выйти на пенсию, заняться домашним хозяйством)Сменить профессию (получить образование по другой специальности)Повысить квалификацию без отрыва от работыПолучить научную степень, званиеПереехать работать в другой город в пределах РоссииПоехать работать за рубежНичего из перечисленного14. Какие Вы выделяете проблемы социального характера в целом по стране?15.Устраивают ли Вам жилищные условия?16. Планируете ли Вы улучшить в ближайшее время свои жилищные условия?Благодарим Вас за помощь в исследовании!
2.Богданов С.С, Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономиче¬ского развития районных центров России. - М., 2007.
3.Бытовые услуги. - М.: Приор, 2002. - 316 с.
4.Выпускник вуза на рынке труда: социологический аспект, коллективная монография/ под ред. Р.А.Костина, Е.В.Шишкиной. СПб., 2010,
5.Васерманис Э.К. Комплексная система модельного обеспечения прогнозных задач по развитию отраслей бытового обслуживания населения. - Таллинн, 2009.
6.Генкин Б.М. Эффективность труда и качество жизни. - СПб., 2007.
7.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., 2000.
8.Государственная Академия Сферы Быта и Услуг. - Москва, 2007г.
9.М.К. Горшков " НОВАЯ СОЦ.РЕАЛЬНОСТЬ :БЕДНЫЕ,БОГАТЫЕ,СРЕДНИЙ КЛАСС" / под редакцией М.К.Горшкова ,Н.Е. Тихоновой,М.Наука,2004
10.Горшков М.К. Российское общество как оно есть. Опыт социологической диагностики. Новый гронограф,2011.
11.Зарубина Н.Н. Социология хозяйственной жизни: Проблемный анализ в глобальной перспективе. Учебное пособие. Москва. 2004 .
12.Давыдов А.А. Индекс социального неблагополучия // Социс. —2005. — №10.
13.Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добрсньков, А.И. Кравчен¬ко.-Т. 2.-М., 2000.
14.Еляков, А. Д. Информационный тип социального неравенства / А. Д. Еляков // Социологические исследования - 2004. - №8.
15.Егоров Д.С. Совершенствование регионального экономического програм¬мирования (на примере Калининградской области): Лвтореф. дисс. канд. экон. наук. - Калининград, 2002. - 20 с.
16.Заславская, Т. И. Современное российское общество: проблемы и перспективы / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность - 2004. - № 5, 6.
17.Интернет-сайт российского информационного агентства Росбизнесконсал¬тинг [Электронный ресурс]. - М., 2004. - Режим доступа http://www.rbc.ni. -Загл. с экрана.
18.Интернет-сайт Санкт-Петербургского информационно-аналитического цен¬тра [Электронный ресурс]. - СПб., 2004. - Режим доступа http://www.analitica.sph.ni. - Загл. с экрана.
19.Интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики - Росстата [Электронный ресурс]. - М., 2004. - Режим доступа http://www.gks.ru. — Загл. с экрана.
20.Информационно-аналитический сборник «Практика рыночных исследова¬ний» - Санкт-Петербург, 1998.
21.Исследование конъюнктуры рынка на бытовые услуги / Под ред. Н.М. Малей. - М.: ЦБНТИ Росбытсоюза,2011.
22.Корнеев, Н. Р. Жилищная стратификация в центре Санкт-Петербурга / Н. Р. Корнеева // Социологические исследования - 2005.-№6.
23.Киселев К. Химчистки и мини-прачечные волнуют воображение // Деловой Петербург. -2007. - №39.
24.Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг. Качество жизни насе¬ления. - СПб.: ИСЭП РАН, 2004.
25.Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. - 2006. - № 7. — С. 46-58.
26.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2011.
27.Кочерга А.И. Сфера обслуживания населения (вопросы социалистического воспроизводства). - М., 2009.
28.Кочерга А.И. Сфера обслуживания населения. - Киев, 2009. — С.67.
29.Лебедева Т.К. Исследование структуры и объемов потребления бытовых ус¬луг на перспективу: Государственная Академия управления им. Серго Орд¬жоникидзе.-М., 1991.
30.Левин А. И. Прогнозирование спроса населения. — М.: Экономика, 2007. — 144 с.
31.Левитина И.Ю. Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне: Автореф. дисс. канд. экон. наук. - СПб., 2000. -23 с.
32.Лексин В.Н., Швецов А.Н. Программные методы регулирования территори¬ального развития // Российский экономический журнал. - 1996. - №2.
33.Мкртчян, Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления. / Г. М. Мкртчян // Социологические исследо¬вания - 2005. - № 2.
34.Радаев, В.В. Работающие бедные: велик ли запас прочности? / В.В. Радаев // Социологические исследования - 2000. - № 8.
35.Маслоу А. [Maslow A.H.] Мотивация и личность: пер. с англ. 3-е изд. СПб. и др.: Питер, 2008.
36.Мазитова Л.М. Интеграционные структуры в сфере услуг // Тезисы докла¬дов юбилейной научно-технической конференции УТИС. - Уфа, 2006. -С.145-146.
37.Миль Г.В. Социально-экономические проблемы занятости лиц пенсионного возраста в непроизводственной сфере. Материалы Всесоюзной научной конференции «Социально-экономические проблемы непроизводственной сферы и услуг...», секция II. — Львов, 2006.
38.Муздыбаев К. Динамика уровня жизни в Петербурге.. — СПб.: Изд-во «СМАРТ», 2011.-208 с.
39.Максимов Б.И. Положение и социально-трудовые права рабочих в 1990-е годы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004 .
40.Немирова Г.И. Реформирование сферы бытового обслуживания населения региона при переходе к рынку / Уфимский Научный центр РАН. — Уфа, 1996.
41.Николаев Ю.Н. Управление развитием муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг: Дисс. канд. экон. наук. - Волгоград, 2002. - С. 46.
42.Новиков А.И. Прогнозирование региональной системы бытового обслужи¬вания в условиях формирования рыночных отношений.: Санкт-Петербург¬ский Университет Экономики и финансов. - СПб, 2003.
43.Оценка уровня бытового обслуживания населения. - М.: ЦНИИ БЫТ, 2008.
44.Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. Учебник. М.: Гардарики, 2001. — 320с.
45.Санкт-Петербург. : Крат. стат. сб. - СПб., 2011. - С. 18-19.
46.Санкт-Петербург. 1999-2000: Финансовый отчет Администрации Санкт-Пе¬тербурга. - СПб.: Леонтьев, центр, 2000. - 77 с.
47.Социально-экономическое положение России. 1993-1994 гг. - М., 1995. — С. 3.
48.Социальное положение и уровень жизни населения России. - М.: Госком¬стат России, 2011.
49.Сфера услуг в России. - М.: Госкомстат России, 2001.
50.Тихонова, Н.Е. Российский средний класс. Особенности мировоз¬зрения и факторы социальной мобильности / Н.Е. Тихонова // Социоло¬гические исследования - 2000. - № 3.
51.Н.Тихонова, Н. Е., Горшков М. К. Богатство и бедность в представ¬лениях россиян. / Н. Е. Тихонова, М. К. Горшков // социологические ис¬следования - 2004. - №3.
52.Тихонова, Н. Е., Давыдова Н. М., Попова И. П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества / Н. Е. Тихонова, Н. М. Давыдова, И. П. Попова // Социологические исследования - 2004. -№6.
53.Тихонова, Н. Е. Ресурсный подход как новая теоретическая пара¬дигма в стратификационных исследованиях / Н. Е. Тихонова // Социо¬логические исследования - 2006. - №9.
54.Тощенко Ж. Т., Цветкова Г. А. Социология труда. Учебно-методический модуль. М., 2006.
55.Тихонова Н. Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М., 2007.
56.Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. — М.: BRA «ЭКМОС», 2002. - 320 с.
57.Фисенко A.M. Анализ и прогнозирование развития сферы обслуживания на¬селения в городах. - Минск, 2009. - С. 4.
58.Формированиеирынка бытовых услуг. — Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995.
59.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 2009.
60.Россия на рубеже веков / Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Чепуренко А.Ю. - М.: РОССПЭН, 2000. – 448 с.
61.Удальцова, М. В., Воловская Н. М., Плюснина, Л. К. Четыре сре¬за занятости: ценности, мотивации, доходы, мобильность / М. В. Удаль-цова, Н. М. Воловская, Л. К. Плюснина //Социологические исследова¬ния-2005. - №7.
62.Чепуренко А.Ю., Обыдённова Т.Б. Трудовые отношения на малых российских предприятиях // Вопросы экономики, 2001, № 4, с. 110-122.
63.Шкаратан, О. И. , Инясевский, С. Л. Социально-экономическое положение профессионалов и менеджеров / О. И. Шкаратан, С. А. Иня¬севский // Социологические исследования - 2006. - №10.
64.Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее / Ф.Ф. Рыбаков. - СПб.: Гидрометеоиздат, 2000. - 269 с.
65.Ярошенко, С. С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) / С. С. Ярошенко // Социологи¬ческие исследования - 2006. - №7.
66.Язвенко С.А. Методы системного подхода к организации социальной за¬щиты населения крупного города: Автореф. дисс. канд. экон. наук. — СПб., 2001.-19 с.
67.Brueckner J.K. Strategic control of growth in a system of cities // J. of publ. eco¬nomics - Lausanne, 1995. - Vol.57, №3. - P.393-416.
68.Haken H., Portugali J. A synergetic approach to the self-organisation of cities and settlements // Environment and planning. B. Planning and design. - L., 1995. — Vol.22, №l.-P.35-46.
69.Herzberg F. Work and the Nature of Man. - Cleveland: William Collins, 1966.?
Вопрос-ответ:
Какие проблемы сотрудников сферы услуг рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются социальные проблемы работающего населения в сфере сервиса на примере материалов салонов красоты в Санкт-Петербурге.
Что такое сервис и услуги в сфере сервисной деятельности?
Сервис в сфере сервисной деятельности - это совокупность услуг, предоставляемых посредством материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей клиентов.
Как развивается сфера сервиса в России и Санкт-Петербурге?
Сфера сервиса в России и Санкт-Петербурге активно развивается. В статье проведен анализ развития данной сферы, который позволяет сделать вывод о ее значимости и перспективах развития.
Какие проблемы социального характера в сфере сервиса были исследованы на примере салонов красоты в Санкт-Петербурге?
На примере салонов красоты в Санкт-Петербурге были исследованы проблемы социального характера, которые возникают у работников сферы услуг. В статье представлены результаты данного исследования.
Какие методы и характеристики выборки были использованы в исследовании проблем социального характера в сфере сервиса на материалах салонов красоты в Санкт-Петербурге?
В статье представлена методика и описание характеристик выборки для исследования проблем социального характера в сфере сервиса. Были использованы различные методы сбора данных и анализа информации.
Какие проблемы может испытывать работающее население в сфере сервиса?
Работники в сфере сервиса могут столкнуться с различными проблемами, включая низкую заработную плату, нестабильность занятости, неудовлетворительные условия труда, ограниченные возможности профессионального роста, повышенные требования со стороны клиентов, эмоциональное и физическое истощение, а также несправедливость и дискриминацию.
Что такое сервис и услуги в сервисной деятельности?
Сервис - это предоставление услуг или удовлетворение потребностей клиентов посредством выполнения определенных действий или предоставления определенных продуктов. Услуги в сервисной деятельности могут включать различные виды работы, такие как парикмахерское искусство, маникюр-педикюр, массаж, косметические процедуры и т.д.
Как развивается сфера сервиса в России и Санкт-Петербурге?
Сфера сервиса в России и Санкт-Петербурге демонстрирует постепенный рост и развитие. В последние годы открытие новых салонов красоты и других сервисных предприятий стало неизбежной тенденцией. Рост спроса на различные услуги и стремление людей поддерживать свою внешность и самочувствие являются ключевыми факторами развития этой сферы.
Какие результаты показало исследование проблем социального характера в сфере сервиса на материалах салонов красоты в Санкт-Петербурге?
Результаты исследования показали, что работники сферы сервиса в салонах красоты в Санкт-Петербурге сталкиваются с проблемами низкой оплаты труда, нестабильности занятости, отсутствия возможностей карьерного роста, высоких требований со стороны клиентов и значительного физического и эмоционального напряжения в связи с особенностями работы.
Какие проблемы сталкиваются работники сферы услуг в салонах красоты в СПб?
Работники сферы услуг в салонах красоты в СПб сталкиваются с различными проблемами. Во-первых, это низкая оплата труда, так как часто работники получают заработную плату только в виде процента от объема продаж или от чаевых. Во-вторых, это некомфортные условия работы, так как салоны красоты часто не имеют достаточного оборудования и комфортных рабочих мест. В-третьих, это высокая конкуренция среди работников, что приводит к нестабильности занятости.
Как развивается сфера сервиса в России и СПб?
Сфера сервиса в России и СПб активно развивается. Это связано с повышением уровня жизни населения, развитием среднего класса и изменением потребностей людей. В настоящее время в России и в СПб открывается все больше салонов красоты, спа-центров, массажных и косметологических кабинетов. Это создает дополнительные возможности для трудоустройства и предоставления услуг в сфере сервиса.