Конституционные основы многопартийности в Российской Федерации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 32 32 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 16.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Партия как общественное объединение 4
1.1 Понятие и классификация политических партий 4
1.2 Порядок регистрации политический партий в Российской Федерации 10
Глава 2. Конституционные основы многопартийности в Российской Федерации 15
2.1 Особенности становления многопартийной системы в Российской Федерации 15
2.2 Конституционные основы многопартийности. Развитие принципа многопартийности в федеральном законодательстве 18
2.3 Проблемы развития конституционного принципа многопартийности в современной России 22
Заключение 28
Список литературы 30



Фрагмент для ознакомления

Наличие оппозиции в современной политической системе России – это важное условие сохранения многопартийности. На сегодняшний день реально действующих оппозиционных партий крайне мало, а их деятельности государственная власть зачастую препятствует. В Государственную Думу уже несколько созывов проходят одни и те же политические силы, которые, учитывая их законодательные инициативы и голосование по некоторым законопроектам, оппозиционными не являются. Конечно же, ряд депутатов ведут активную оппозиционную деятельность, однако таких меньшинство, в большинстве случаев Государственная Дума, как в прочем и Совет Федерации, единодушно голосуют «за».Помимо этого, как было отмечено в начале исследования, на сегодняшний день одна партия в нижней палате российского парламента, имеет не только абсолютное, но и конституционное большинство. Представляется, что такая ситуация недопустима – фактически это возврат во времена КПСС, когда одна партия может принять любой конституционный закон.С.В. Володина отмечает: «эффективность работы парламента, как на федеральном, так и на региональном уровнях, во многом зависит не только от количества партийных фракций, но и от их готовности и умения слышать друг друга. Работа одной партии не должна мешать деятельности другой. Партии должны быть не «взаимоисключающими», т.е. строить свою программу на отрицании и критике программы другой партийной организации, что приведет лишь к конфликтам и регрессу, хотя и такие модели могут продержаться долгое время».Во многом проблема отсутствия оппозиционных партий обусловлена недоступностью площадок для привлечения избирателей. СМИ на сегодняшний день контролируются государством, эфирное время для агитации получить крайне сложно, а новостные программы превратились в пропагандистские, прославляющие Президента, «Единую Россию» и проводимую Правительством политику. Представители оппозиции, ведущие активную политическую деятельность, представляются как зависимые от иностранных государств агенты или революционеры, желающие дестабилизировать обстановку в стране. Фактически оппозиционные партии имеют в качестве площадки для выступлений только Интернет. Подобная ситуация недопустима, все партии, кандидаты и прочие участники политического процесса должны иметь равный доступ ко всем СМИ. Однако не стоит возлагать всю вину за низкую политическую активность оппозиционных партий на государство. Зачастую, сами оппозиционные деятели не готовы вести настоящую политическую борьбу на постоянной основе. В качестве примера можно упомянуть партии, о создании которых было объявлено в рамках избирательных кампаний в период президентских выборов М.А. Прохоровым и К.А. Собчак. В период активной избирательной кампании было объявлено, что данные кандидаты намерены продолжать политическую деятельность и принимать участие в парламентских выборах, однако, после выборов Президента никаких действий не последовало – реальны политические партии так и не созданы. Следующая проблема, которую стоит отметить - недоверие населения к партиям и их руководителям. Нынешняя ситуация в политической среде вызывает процессы глобального недоверия, в связи с чем снижается явка избирателей на выборах, рейтинг партии и т.д. Это, безусловно, негативно сказывается на ситуации в целом, ведь партии не могут существовать сами для себя, и государство в дальнейшем не будет нуждаться в той партии, которая не смогла удержать свой электорат и не является выразителем его воли.Проблема доверия населения к институтам власти и партиям является весьма важной для реализации принципа многопартийности, поскольку ее разрешение будет способствовать развитию истинной демократии в любой стране.Подобная ситуация обусловлена двумя причинами. Во-первых, зачастую для того, чтобы победить на выборах, некоторые партии злоупотребляют доверием электората, обещая им то, что заведомо невыполнимо, или то, что они не намерены выполнять, с целью приобрести дополнительные голоса и пройти в парламент. Необходимо исключить из программ партий популистские призывы и заявления.Во-вторых, недоверие вызывает деятельность уже действующих парламентариев. Обусловлено это, прежде всего, некоторой ангажированностью парламентариев при принятии законов, излишней политизированностью законодательного процесса, зависимостью Государственной Думы от исполнительной власти. При осуществлении своих полномочий депутат должен быть полностью свободен от влияния государственных органов и должностных лиц.Проекты законов зачастую являются средством политической пропаганды. Не отражая реальных запросов населения, в отсутствии необходимой практики применения законопроекты выносятся на широкое обсуждение лишь в качестве популистской демонстрации и повышения электорального рейтинга политических партий. Такая ситуация приводит к загруженности планов законотворчества и как следствие их невыполнение.Также необходимо отметить тот факт, что деятельность народного представителя в Государственной Думе предполагает детальное изучение социальных проблем, посещение всех заседаний, участие в обсуждении законопроектов, умение грамотно с юридической точки зрения формулировать тексты будущих законов. Для этого необходимы высокий уровень квалификации, образования и профессионализма депутатов, что на сегодняшний день не всегда так.О.В. Кленкина отмечает, что из всех принципов работы законодательного (представительного) органа наименее реализованы в настоящее время принципы гласности и учета мнения избирателей.Законодательный процесс должен стать более открытым и публичным, важно информировать общество о том, какие законопроекты рассматриваются, привлекать к участию в их обсуждении, проводить разъяснение, в случае необходимости, отдельных положений. Потому как непонимание закона порождает недоверие к нему и как следствие к самим законодателям.Таким образом, российская многопартийность - это достаточно молодой политико-правовой институт, а потому он пока находится в стадии своего становления и имеет множество проблем. Однако, как верно отмечает В.В. Петухов «В целом российские политические партии имеют возможности для наращивания своего влияния в обществе. Но для этого необходима продуманная стратегия партийной мобилизации, которая не только включала бы в себя меры организационно-политического характера, но и была бы ориентирована на поиски новых людей, идей, смыслов, экспериментирования с новыми формами политической организаций».Также справедливо отмечает М.Х. Фарухшин: «многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это должна быть слаженная, функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей.ЗаключениеТаким образом, в заключение данного исследования можно сделать определенные выводы.Во-первых, право на объединение является одним из самых всеобъемлющих политических прав граждан, которое затрагивает все аспекты политической жизни. Одним из важнейших видов общественных объединений является политические партии.Определения политической партии содержатся как в законе «О политических партиях», так и в научной литературе. Во-вторых, существуют различные виды политических партий. Классифицировать партии возможно по различным основаниям. Партии могут быть законными и нелегальными, правящими и оппозиционными, левыми, правыми, центристскими, революционными и реформаторскими и т.д.В-третьих, законом предусмотрен определенный порядок регистрации политических партий. Несоблюдение данного порядка может повлечь отказ в регистрации. В-четвертых, процесс становления многопартийности в России был длительным и сложным. Возникновение многопартийности можно отнести к концу 19-началу 20 века. Во времена СССР многопартийности не существовало, все ответственные решения принимала одна партия – КПСС. Ситуация в корне изменилась после распада Советского Союза.В-пятых, Конституция Российской Федерации закрепила важнейшие принципы, благодаря которым институт многопартийности в нашей стране может развиваться. В частности это запрет на государственную идеологию, признание политического многообразия, многообразие форм экономической деятельности.Помимо закрепления многопартийности в Основном законе Российской Федерации, данный принцип нашел отражение и в федеральном законодательстве. Отмечается, что на сегодняшний день предпринимаются попытки отменить запрет на государственную идеологию. Представляется, что это прямое нарушение прав человека, а также повлечет за собой ослабление института многопартийности.В-шестых, а сегодняшний день в Российской Федерации существуют проблемы развития конституционного принципа многопартийности. В частности отмечается, что в России крайне неразвита оппозиционная деятельность, а также низок уровень доверия граждан в политическим партиям в принципе. Рассматриваются пути решения данных проблем.В заключение следует отметить, что конституционный принцип многопартийности, закрепленный в ст. 13 Конституции России, несмотря на сложности его реализации в настоящее время, является одной из важнейших основ конституционного строя, инструментом развития народовластия.Список литературыНормативно-правовые акты1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 //Консультант Плюс2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ//Консультант Плюс3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. №7-ФЗ//Консультант Плюс4. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ//Консультант ПлюсУчебная и иная литература5. Василенко И. А. Политическая философия: учебник для бакалавров и магистров / И. А. Василенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 424 с.6. Васильева С. В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции / С. В. Васильева. - М. : Институт права и публичной политики, 2010. - 235 с.7. Володина С.В. Идеологическое многообразие и многопартийность в системе основ конституционного строя Российской Федерации//Вестник Саратовской государственной юридической академии , № 4. -С. 2118. Володина С.В. Проблемы развития многопартийности в Российской Федерации// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014, № 3.-С.699. Кленкина О.В. Парламентские процедуры в Российской Федерации: дисс. кандидата юридических наук : Самара, 2004. – С. 1010. Малько А. В. Политология для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. — 2-е изд., нерераб. и дон. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015.- 383 сМухаев Р. Т. Политология - М.: Приор, 2000. - 400 с.11. Общая и прикладная политология / под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова: учебное пособие. М., 2001.-772 с.12. Петухов В. В. Демократия участия и политическая трансформация России / В. В. Петухов. - М. :Academia, 2007. - 176 с.13. Саенко Г. В. Политическая оппозиция как социальное явление в общественной жизни современной России (конец 80-х - 90-е гг.) :автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Саенко Г. В. - М., 1996.-С.2614. Спасский Е. Н. Германские политические партии в процессе и после объединения Германии: механизмы конкуренции и тенденции эволюции: дис. на соиск. учен.степени д-ра полит. наук. СПб., 2009. - 456 c.15. Решетников С.В.. Политология. - М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2000.-С.12016. Фарукшин М.Х., Юртаев А.Н. Некоторые проблемы и противоречия становления многопартийности в СССР // Советское государство и право. 1991. № 10. - С. 8317. Чичерин Б. Н. О народном представительстве / Б. Н. Чичерин. - М. : Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1898. - 838 с.Электронные источники18. РИА Новости Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС [электронный ресурс] http://ria.ru/spravka/20100314/213855855.html. (дат обращения 14.05.2018)19.История.РФ [электронный ресурс] https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/ukaz-ieltsina-o-zaprietie-dieiatielnosti-kpss (дата обращения 14.05.2018)20. Мизулина предложила вписать православие в конституцию [электронный ресурс] https://lenta.ru/news/2013/11/22/constitution/ (дата обращения 08.05.2018)21. Миронов предложил изменить Конституцию РФ ради введения государственной идеологии [электронный ресурс] http://tass.ru/politika/3442371http://tass.ru/politika/3442371 (дата обращения 08.05.2018)22. Медведев Д. А. Наша демократия несовершенна... Но мы идем вперед [электронный ресурс] http://www.echo.msk.rU/blog/echomsk/728687-echo.9 (дата обращения: 14.05.2015)23. Сартори Д.[электронный ресурс]http://www.ginovannisartori.it/ (дата обращения 14.05.2018)

Список литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 //Консультант Плюс
2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ//Консультант Плюс
3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г. №7-ФЗ//Консультант Плюс
4. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ//Консультант Плюс

Учебная и иная литература
5. Василенко И. А. Политическая философия: учебник для бакалавров и маги¬стров / И. А. Василенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издатель-ство Юрайт, 2016. — 424 с.
6. Васильева С. В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции / С. В. Васильева. - М. : Институт права и публичной политики, 2010. - 235 с.
7. Володина С.В. Идеологическое многообразие и многопартийность в системе основ конституционного строя Российской Федерации//Вестник Саратовской государственной юридической академии , № 4. -С. 211
8. Володина С.В. Проблемы развития многопартийности в Российской Федерации// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014, № 3.-С.69
9. Кленкина О.В. Парламентские процедуры в Российской Федерации: дисс. кандидата юридических наук : Самара, 2004. – С. 10
10. Малько А. В. Политология для юристов: учебник и практикум для академи¬ческого бакалавриата / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. — 2-е изд., нерераб. и дон. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015.- 383 с
Мухаев Р. Т. Политология - М.: Приор, 2000. - 400 с.
11. Общая и прикладная политология / под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова: учебное пособие. М., 2001.-772 с.
12. Петухов В. В. Демократия участия и политическая трансформация России / В. В. Петухов. - М. : Academia, 2007. - 176 с.
13. Саенко Г. В. Политическая оппозиция как социальное явление в общественной жизни современной России (конец 80-х - 90-е гг.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Саенко Г. В. - М., 1996.-С.26
14. Спасский Е. Н. Германские политические партии в процессе и после объединения Германии: механизмы конкуренции и тенденции эволюции: дис. на соиск. учен. степени д-ра полит. наук. СПб., 2009. - 456 c.
15. Решетников С.В.. Политология. - М.: ТЕТРАСИСТЕМС, 2000.-С.120
16. Фарукшин М.Х., Юртаев А.Н. Некоторые проблемы и противоречия становления многопартийности в СССР // Советское государство и право. 1991. № 10. - С. 83
17. Чичерин Б. Н. О народном представительстве / Б. Н. Чичерин. - М. : Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1898. - 838 с.

Электронные источники
18. РИА Новости Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС [электронный ресурс] http://ria.ru/spravka/20100314/213855855.html. (дат обращения 14.05.2018)
19.История.РФ [электронный ресурс] https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/ukaz-ieltsina-o-zaprietie-dieiatielnosti-kpss (дата обращения 14.05.2018)
20. Мизулина предложила вписать православие в конституцию [электронный ресурс] https://lenta.ru/news/2013/11/22/constitution/ (дата обращения 08.05.2018)
21. Миронов предложил изменить Конституцию РФ ради введения государственной идеологии [электронный ресурс] http://tass.ru/politika/3442371http://tass.ru/politika/3442371 (дата обращения 08.05.2018)
22. Медведев Д. А. Наша демократия несовершенна... Но мы идем вперед [электронный ресурс] http://www.echo.msk.rU/blog/echomsk/728687-echo.9 (дата обращения: 14.05.2015)
23. Сартори Д.[электронный ресурс]http://www.ginovannisartori.it/ (дата обращения 14.05.2018)

Вопрос-ответ:

Какие партии существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существует множество политических партий, представляющих различные политические и идеологические позиции. Некоторые из наиболее известных партий включают "Единая Россия", "КПРФ", "ЛДПР", "Справедливая Россия" и др.

Каким образом осуществляется регистрация политических партий в Российской Федерации?

Регистрация политических партий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Партии должны представить необходимые документы и проходить проверку соответствия требованиям закона. После успешной регистрации партия получает правовой статус и может участвовать в политической жизни страны.

Каковы основные принципы многопартийности в Российской Федерации?

Основными принципами многопартийности в Российской Федерации являются свобода создания и участия в политических партиях, равенство всех партий перед законом и возможность участвовать в выборах. Эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации и регулируются федеральным законодательством.

Какие особенности становления многопартийной системы были в Российской Федерации?

Становление многопартийной системы в Российской Федерации было достаточно сложным процессом. После распада Советского Союза произошли большие политические и социальные изменения в стране, что привело к формированию различных политических партий. Одним из важных этапов становления многопартийности стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году, которая гарантировала свободу создания и деятельности политических партий.

Как развивается принцип многопартийности в российском законодательстве?

Принцип многопартийности в российском законодательстве постоянно развивается и уточняется. Федеральные законы регулируют процедуру регистрации и деятельности политических партий, а также их участие в выборах. Правительство и парламент стремятся совершенствовать политическую систему и создавать условия для свободной и справедливой конкуренции между партиями.

Какие политические партии существуют в России?

В России существует большое количество политических партий. К ним относятся "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" и другие.

Какие существуют требования к регистрации политической партии в России?

Для регистрации политической партии в России необходимо собрать определенное количество подписей граждан, подтвердить ее программные цели и преодолеть ряд других формальностей.

Какие преимущества имеют политические партии в Российской Федерации?

Политические партии в России имеют ряд преимуществ, включая доступ к государственным ресурсам, возможность участвовать в выборах и влиять на принятие политических решений.

Каковы особенности становления многопартийной системы в России?

Становление многопартийной системы в России было длительным процессом. Вначале после распада СССР доминировала одна партия - КПРФ. Постепенно, с развитием демократических институтов, появилось больше политических партий, представленных в парламенте.

Какие конституционные основы многопартийности развиваются в России?

В России развиваются конституционные основы многопартийности, которые закреплены в Конституции страны. Это право граждан на свободное создание политических партий и участие в политической жизни страны.

Какие политические партии существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существуют различные политические партии, которые представляют разные политические направления и интересы. Некоторые из них входят в федеральное законодательство и имеют свое представительство в Государственной Думе, например, "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия.

Какие основные требования предъявляются при регистрации политической партии в Российской Федерации?

При регистрации политической партии в Российской Федерации требуется соблюдение определенных требований. Например, партия должна иметь не менее 500 членов, граждан Российской Федерации, которые достигли 18-летнего возраста. Партия также должна иметь устав, программу и подтвердить свое наличие в не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.