Разработка системы экологического образования в ДОУ на основе проектного подхода.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление дошкольным образованием
  • 61 61 страница
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 17.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 5
1.1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как педагогическая проблема 5
1.2. Метод проектов и его роль в образовательном процессе ДОО 13
1.3. Современное видение использования экологических проектов в формировании мировосприятия дошкольников 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА 27
2.1. Методы и организация исследования 27
2.2. Содержание системы экологического образования в ДОО на основе проектного подхода 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Фрагмент для ознакомления

д.Так, стремясь направлять дошкольников к познанию окру лишней природы, воспитать бережное е отношение ко всему живому, научить видеть, слушать, чувствовать величественный мир природы родного края, дошкольное учреждение обратился к созданию таких экологических проектов, как «Грибы», «Птицы», «Насекомые», «Цветы», «Земля».В качестве педагогического кредо   коллектив взял слова В. А. Сухомлинского: "Я хотел, чтобы прежде чем развернуть книгу, прочитать по слогам первое слово, дети прочитали страницы прекрасной в мире книги - книги природы".               Целями экологических проектов по формированию экологической компетентности детей дошкольного учебного заведения № 518 являются:              актуализация навыков, умений, знаний ребенка, направленных на практическое использование во взаимодействии с окружающей природой;              стимуляция потребности ребенка в самореализации, самовыражении в художественно-творческой деятельности;              реализация сотрудничества детей и взрослых;              объединение коллективного и индивидуального в педагогическом процессе;              воспитание эмоциональной культуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и дошкольного учреждения.Результаты проектов должны иметь формы, это соответственно оформленные видеофильмы, фотоальбомы, альбомы, стенные газеты.Экологические праздники, где используются авторские материалы педагогов, является подведением итоге темы, над которой работали определенный отрезок времени. Дети, взрослые (воспитатели, технический персонал, родители) имеют возможность оценить результаты проекта. Критериями оценки выступаетэмоционально-чувственная сфера личности.Исследовав педагогические условия осуществления проектной деятельности по воспитанию экологической культуры дошкольников, можно сделать вывод, что вся работа по этому вопросу носит плановый систематический характер. Чтобы достичь поставленной цели, коллектив использует такие формы,методы, приемы:- Для ознакомления с природой подбираются эмоционально привлекательные объекты по признакам: приятный на ощупь покров туловища, округлые формы, мелодичные крики, отсутствие неприятных запахов; яркое листья, красивые цветы, в которых «утопает» все учебное заведение. Постепенно, по мере того, как дети понимают экологическую целесообразность внешней «непривлекательности», у привлекательных объектов расширяется.- Взрослые побуждают детей к свободным проявлениям положительных эмоциональных реакций (без ущерба живому объекту) собственной мимикой, интонацией, мягкими движениями, комментированием поведения животных.- индивидуализация объекта и проведения параллелей с человеком происходит в момент первого ознакомления с объектом. В ходе взаимодействия с животным детей направляют на нахождение тождества с человеком: умывается, дышат, растут, защищаются и тому подобное.- Во время прогулок, наблюдений ь за обитателями уголка природы педагоги используют приемэкологической эмпатии: «О чем говорит нам попугайчик?».- Отбор интересной научной информации об образе жизни растений и животных. Распределение знаний на «порции» по определенной теме, побуждение детей к самостоятельным «открытиям», содействие накоплению положительных переживаний в процессе познания мира природы. В методическом кабинете, групповых комнатах собрано много доступного для восприятия детьми информационного материала, интересных новинок для общего развития взрослых. Материал художественно-литературного содержания настраивает детей и взрослых на эмоциональное восприятие объектов.- воспитательное воздействие направляется на развитие сенсорных систем, выделение эстетических свойств объектов и явлений природы: цветов, форм, звуков, структуры поверхности, запахов. Привлекается внимание к ритму, симметрии, сочетание цветов, звуков тому подобное. Педагоги учат детей, наблюдая за небом, растениями, насекомыми, птицами - видеть их, замечать красоту, особенности слушать шелест листьев, пение синички, другие природные звуки; открывают детям тактильные ощущения - ощущения прикосновения к коре дерева, к мол одой травки ... Понимание природы только тогда дойдет до сердца ребенка, когда оно пройдет "воротца" ощущений: зрения, слуха, осязания.В работе педагоги использовали наследие В.А. Сухомлинского и убедились в оригинальности, самобытности, а главное , в простоте, доступности и большой целесообразности его педагогических идей. Поняли, что именно эти земные, естественные средства воспитания ребенка в единстве с природой позволяют воспитать детей добрыми, внимательными, бережливыми, чувствительными ко всему живому. Как и В. А. Сухомлинский, воспитатели учат видеть мир родного края глазами любви, приумножать и беречь окружающую природу, ее щедрость и красоту, проводят занятия-путешествия под голубым небом. И это основной аспект - изучать природу лучше в природной среде выше, созерцая живые объекты.              Для этого на территории ДОУ созданы эколого-развивающаясреда. Путешествуя экологической тропы, расположенной по периметру дошкольного учреждения , дети знакомятся с растениями леса, луга, огорода, сада, цветника.              В си дети по своей природе - исследователи. С учетом этого были созданы условия для поисково-исследовательскойработы: определение разных видов почв ( чернозем, глина, песок, торф ), их состояния, качества и состояние в воды, значение различных природных условий для животного и растительного мира, образование мхов, условий для жизни червей и т.д. . На исследовательской участке проводится большое количество опытов с различными объектами. Именно этим путем развивается тяга к поискам самостоятельных путей познания, к размышлению, для подведения я итогов и умозаключений.Некоторые воспитатели предлагают детям самостоятельно составить стихи. Берутся карандаши, и на пап эре появляются строки. Стихотворение и легко запоминаются, имеют воспитательную и познавательную ценность:Цветы белые, как снег,В лесу расцветают,Ягодки ядовитые из нихПотом вырастают. (Ландыш)Во время проведения подвижных игр воспитатели используют считалки естественного направления, которые также составляют сами:ягодки покраснелиУ меня в саду.Солнце ласковое улыбнулосьЛетом всем листочкам.В.А. Сухомлинский отмечал: "Сказка - это свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и речи". А сказка, построение на в стихотворной форме , делает ее особенно интересной, волнующей, понятной для детей. Любят воспитанники дошкольного учреждения стихотворные сказки, которые составляют для них воспитатели, музыкальные руководители. Сказка, составленная педагогами, пробуждает активность детей, настраивает их на сопереживание, сочувствие. Перед воспитателями встал два задания, во-первых, понять, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, или открылось что-то новое в мире его чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее проявить свои чувства, создать для нее такие условия, в которых могла бы развернуться ее активная деятельность . При рассказывании сказки дитя м необходима искренность и неподдельность чувств взрослого. Одним из условий рассказывания сказки является эмоциональное отношение взрослого к произведению. Во время наблюдения и любования воспитатель осторожно говорит:Невысоко и не низко,Не далеко и не близко,В поле весеннегоНежные цветочки цвели,Очень хорошие и полезные,Душистые они были....Но некоторые бездумные людиСрывать цветы стали везде,В букеты пышные их составлятьИ бесконтрольно вырывать. ( "Цветочная исповедь")              Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. В ней ребенок одновременно познает, развивает чувства и развивает эмоциональную восприимчивость. Поэтому для активизации приобретенных знаний о природе воспитатели создали ряд авторских игр.Позитивний эмоциональный отклик, познавательный интерес к компонентам природы, осознание их ценности, представления о взаимосвязи и взаимозависимости в природе, практические навыки бережного отношения к животным и растениям малыши получают как в непосредственном естественной окружающей среде , так и в процессе различных видов деятельности. Эффективным средством педагогического воздействия на развитие личности дошкольника является театрализованная деятельность - от ин из самых любимых видов творческой активности . В откровенном, душевном отношении к образам д идти выявляемой ют уровень художественно-эстетического восприятия, речевой компетенции, определенные навыки, умения, знания , полученные ими в условиях специально организованногообучения, проявляется личностная позицию в процессе перевоплощения в сценический образ . Экологический праздник - это итог проведенной работы по определенной теме экологического проекта , где в часть берут и дети, и воспитатели, и родители. Сценарии экологических праздников - авторские разработки педагогов учреждения .При подготовке и проведении праздников большое место должно единство дошкольного заведения, семей воспитанников и выпускников. Родители помогают в изготовлении костюмов, болеют за своих детей-артистов во время выступлений. Выпускники - всегда желанные гости на праздниках.Работа с детьми требует сотрудничества, спи творчестве педагога и ребенка. И сам е экологические праздники строятся в счета наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направленности на формирование ее экологических знаний. Праздники вызывают у детей положительный эмоциональный и отзыв, эмоции рождают отношения, воздействуют на личность ребенка в цел ом. Экологический праздник, организованный как итог проведенной работы, соизмеримо общего м восприятию жизни на планете.Составной частью проектной деятельности выступает не только искусство театра, но и изобразительное искусство. Проведение прогулок на природе, экологических экскурсий вдохновляют на воспроизведение впечатлений, эмоций в рисовании , лепке и , аппликаций й , художественный труда . Искусство помогает увидеть прекрасное в природе, а природа учит детей лучше увидеть, услышать и понять произведения искусства.Предлагаем вариант разработки экологического проекта «Птицы» и ориентировочную тематику занятий, развлечений, праздников, художественно-практической деятельности для работы с детьми дошкольного возраста . Алгоритм экологического проекта «ПТИЦЫ»Руководитель проекта - воспитатель.Участники проекта - дети, работники ДОУ, родители.Объект познания - птицы (особенности питания, размножения, передвижения, их детеныши).Тип проекта --          Практико-ориентированный - по доминирующей деятельностью.-          Долговременный - по сроку.-          Комбинированный - по содержанию.-          Творческий - по степени самостоятельности.-          Художественно-эстетическое - по конечному результату.-          Коллективный - по количеству участников.-          Частично-поисковый - по характеру деятельности.-          Внутренний (коллектив ДОУ) - по характеру контактов.Цель проекта:Развитие познавательных навыков детей, формирование представлений, источником которых является природный и предметный мир, различные виды деятельности; создание условий для глубокого ознакомления дошкольников с окружающим миром.Задача проекта:образовательныеОбогащать знания о окружающую среду как целостный организма, в котором взаимодействуют воздух, вода, почва, рус лини, птицы , люди. Давать как можно больше примеров изменений в поведении животных в соответствии с состоянием погоды, времени года, места нахождения (естественного или насильственного). Моделировать способы целесообразного природопользования.РазвивающиеОбогащать впечатления, стимулировать желание целесообразно вести в природе, проявлять к ступни формы заботы о птицах, предоставлять возможность воспринимать, запоминать объекты природы (птицы разных регионов).3. СоциализирующиеПобудить к общению, обмену опытом, мнениями о реализации проекта. Упражнять в умении работать в группах, согласовывать реализацию идей.4. ВоспитательныеФиксировать внимание дошкольников на красоте природы, поощрять эмоционального отклика, позитивного отношения к птицам как ее составляющей.Актуальность .Экологические знания формируются в результате взаимодействия с природой, не отдельно, а в системе. Экологические знания должны быть осознаны ребенком и ориентированы на определенное действие. Дети до школьного возраста еще не обладают в минных и навыками взаимодействия с природой, однако именно в этот возрастной период интенсивно накапливаются образцы поведения. Поэтому, взрослые, организуя процесс развития, воспитания и обучения, должны формировать в детей привычную экологически целесообразное поведение.I этап. Подготовительно-организационныйЦель: мотивация выбранной проблематики. Определение путей, способов, методов, приемов, форм реализации проекта.1. Обсуждение идеи и цели проекта :- Выступление воспитателя-методиста .- Дискуссия .- Формулировка участниками обобщенной цели проекта .2. Обдумывание путей реализации проекта.3. Высказывание соображений по форме представления результатов .4. Составление собственного плана работы педагога над проектом- Что я могу сделать?- Каким я вижу результат работы?- Какую литературу мне необходимо обработать?5. Подведение итогов работы подготовительного этапа. Распределение методических поручений.2 этап. технологическийМет а именно: организация работы методической службы, творческой группы, информационно-консультационного центра .1. Выставка педагогической и методической литературы, которая может помочь в реализации проекта.2. Планирование работы дошкольного учреждения по данному вопросу.3. Создание экологического журнала по теме «Птицы» .4. В бор и изготовление дидактического материала.III этап. Реализация проектаЦель: воспитание основ экологического сознания, гуманного отношения к птицам , растений; формирование художественно-эстетических навыков, умений; развитие базовых качеств личности дошкольников - человечности, благоразумия, наблюдательности.1. Формы работы с педагогами .2. Формы работы с детьми.3. Формы работы с родителями.И V . итог проектаЦель: анализ работы н а д проектом , оценка своей деятельности.1. Самоанализ каждого участника .2. Итогово-аналитическая беседа за круглым столом .  Примерная Тематика занятий, РАЗВЛЕЧЕНИЙ, ПРАЗДНИКОВ  «Грибы»«Птицы»«Насекомые»«Цветы»«Земля»темы занятий"С каким деревом дружит гриб","Грибы в корзине", "Тайна осенних грибов" "Кто бы дятла знал, если бы не длинный нос","Сказки мудрой совы","Птицы - наши друзья»,"Прилетели скворцы - дорогие певцы","Соловей - звонкий певец","Осенние перелеты""Путешествие бабочек","Пчела мала, а и та работает","Тайны жуков","Путешествие в муравьиного царства" "В гостях у бабушки Медуницы" ,"Красота шиповникового мира","Как астра появилась на земле","Цветы на наших клумбах","Красота на подоконнике","Цветы-барометры" , "Разговор с весенними цветами","Цветы сквозь сугробы","Как цветы здоровье дарили""Расскажи о себе, поле" ,"Наши почвы" ,"Солнце и солнышко" ," О чем говорят деревья" ,"От паринкы к капельки"Темы развлечений, праздников"На грибной поляне""Птичья совет""Разноцветный мир насекомых""Бал цветов""Я , Земля, лучшая планета в мире", "День рождения Земли" Рациональнисть и стабильность применения:              Метод проектов экол огичного воспитания дошкольников как метод практической, целенаправленного действия, открывает возможности формирования личного жизненного опыта во взаимодействии с окружающим миром;              Метод проектов является педагогической технологией, которая актуализирует жизненную позицию ребенка в педагогическом процессе;              Метод проектов имеет возможность вывести педагогический процесс с детского учреждения в окружающий мир, естественное и социальную среду.Перспективность.              По печение проектного обучения в дошкольном учебном заведении свидетельствует его перспективность и педагогическую целесообразность благодаря обеспечению жизненного развития дошкольников, становлению творческой и социально активной личности.Рекомендации по распространению ППД.              С целью ознакомления работников образовательных учреждений с сутью опыта, популяризации передовой педагогической идеи использования проектной деятельности в формировании экологической компетентности детей дошкольного возраста рекомендуется использовать такие виды и формы работы:- районной школы передового педагогического опыта;- выступления авторов передового педагогического ого опыта на городских научно практических конференциях, семинарах, педагогических чтениях, «круглых столах», методических объединениях, курсах повышения квалификации;- проведение открытых занятий, воспитательных мероприятий, семинаров;- публикации в профессиональных периодических изданиях х , сайте ИППО КГПУ имени Б.Д. Гринченко ;- индивидуальная работа педагогов с материалами электронной библиотеки ППД;- выставки и экспозиции на районных (городских) конференциях.Выводы.              Метод о ек тов является методом, который соответствует детским потребностям ам и интересам, возрастным и индивидуальным особенностям детей, стимулирует детскую самостоятельность. Его применение обеспечивает развитие личности ребенка, позволяет фиксировать это развитие, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту. Р озуми кая это, взрослые способны выхо ву ваты малышей так , чтобы с раннего детства они понимали, что человек - это ребенок природы, а природа - это мать, источник здоровья, сладости, несравненной земной красоты. Природа может одарить человека, а может и жестоко наказать.Чтобы сформировать экологическую компетентность ребенка дошкольного возраста средствами проектной деятельности, взрослые должны сами ориентироваться в этих проблемах, иметь сформированное чувство гражданской ответственности за эколог ичную ситуацию, желание и готовность ее улучшить. Будущее нашей планеты в значительной степени зависит от того, что наши дети будут знать об окружающей среде и будут ли они с уважением относиться к природе, чувствовать себя ее частью. И чтобы воспитать действительно отзывчивого, гуманную человека, надо , чтобы экологические знания вызвали стой ки убеждения и стали регуляторами действий. А убеждениями они станут тогда, когда пройдут через чувства. Поэтому важным в получении экологического образования является ценностно-эмоциональный компонент.ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность экологического воспитания подрастающего поколения сегодня уже никем не ставится под сомнение. Ведь решение присущих современному обществу экологических проблем возможно лишь при условии изменения поведения человека, его ценностных ориентиров, формирование у подрастающего поколения особого экологического мышления, которое предполагает понимание сути тех взаимосвязей, существующих в единстве «природа - человек - общество», и осознание собственной ответственности каждого за сохранение Земли как единственно экологической ниши человечества. Причем, решение поставленных задач является эффективным лишь при том условии, что экологическое воспитание будет осуществляться с первых лет жизни ребенка. И именно от воспитателей дошкольных учреждений, родителей зависит достижение его главной цели - закладка основ для развития у каждого члена общества экологической культуры личности.Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена ​​необходимостью такого воспитания с тем, чтобы воспитывать у детей:- Общественную ответственность за состояние природы, чувство любви к природе, стремление к постоянному общению с ним;- Экологическую потребность правильно, грамотно с экологической точки зрения, применять соответствующие знания, умения и навыки, стремление к предвидению последствий воздействия человека и общества на природу;- Экологическую культуру природопользования в природе;- Экологическую культуру поведения в природе и разумного потребления ее «подарков».Общение с природой всегда было средством воспитания. О ее влиянии на умственное развитие, формирование нравственных и эстетических качеств личности писали выдающиеся педагоги Ж.Ж. Руссо, Й.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский.Наиболее удачной образовательной технологией в экологическом образовании дошкольников является метод проектов. Метод проектов - это способ организации педагогического процесса, построенного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению определенной цели.Многие дошкольные учебные заведения с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса используют специализированные программы, альтернативные методики и педагогическое наследие выдающихся педагогов. Цель таких творческих поисков - это выполнение требования современной педагогики: в центре внимания любого педагогического процесса должна неизменно находиться ребенок.Путем внедрения проектного метода в работе дошкольного учреждения мы пытаемся реализовать требования относительно обучения и развития личности, направление педагогической деятельности на развитие у детей познавательной активности, творчества, самостоятельного поиска решения проблемы.Метод проектов - это комплексный учебный метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.Анализируя метод проектов и проектную деятельность в дошкольном учебном заведении можно сделать вывод, что такой подход к организации деятельности детей способствует гармоничному развитию личности ребенка через собственный интерес и сотрудничество с воспитателем, а также повышает профессиональное мастерство самого воспитателя. На основе анализа теоретических материалов мы расцениваем процесс обучения как, в первую очередь формирование общей обученности ребенка.Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности основных компонентов экологической культуры, определяющих характер отношения старших дошкольников к природе. Почти полностью отсутствуют дошкольники с высоким уровнем экологической культуры.Результаты исследования доказывают необходимость проведения дополнительной работы при соблюдении комплекса педагогических условий, которые будут способствовать решению проблемы эффективности воспитания экологической культуры у старших дошкольников средствами проектной деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБелолуцкая Ф. К.  Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.Билан А. И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. - Львов, 1996. - 71 с.Бусленко В. Организация эколого - оздоровительной работы в детском саду // Детский сад. - Число 45 - 46. - 2004. - С. 21 - 23.Варенцова Н.С.  Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.Граб Л.М. Творческое рассказывание //Учитель. – Волгоград.2010.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии // В.4.М.,- 1996.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов на Дону: Феникс, 1996. – 480 с.Дорога в чудесa (экологическая тропа, экологические игры) // Детский сад. - № 37. - С. 24.Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009.Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников // Учитель. – Волгоград, 2008.Лысенко Н. Использование наблюдений в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Детский сад. - 2004. - № 25 - 26. - С. 10 - 44. Маршицкая В. Экологические проекты //  Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С.14 -16Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 1999.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2001. – 184 с.Пахомова Н. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. – 2000. – №1. – С.41-45.Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды. – Л. - 1980. – 171 с.Цветкова И.В. Экология для начальной школы игры и проекты // Академия Развития. – Ярославль.,1997. Цибикова Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в условиях информатизации общества // Улан Уде.,2001.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом : экологическое воспитание дошкольников. Москва: Сфера, 2008.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Волгоград: Учитель, 2006Маневцова Л. М., Саморукова, П. Г. Мир природы и ребенок. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с. – Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов / В. С. Мухина. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2003.Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч.по спец. "Дошк. педагогика и психология" / Е. О. Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2006. Афанасьева В.В., Мишанина В.И. Проектная деятельность как средство формирования представлений о малой родине у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №9. С. 33-40.Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебное-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования. 2013. 144 с.Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей Междунар. науч.–практ. конф. 29 апреля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
2. Билан А. И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. - Львов, 1996. - 71 с.
3. Бусленко В. Организация эколого - оздоровительной работы в детском саду // Детский сад. - Число 45 - 46. - 2004. - С. 21 - 23.
4. Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.
5. Граб Л.М. Творческое рассказывание //Учитель. – Волгоград.2010.
6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии // В.4.М.,- 1996.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов на Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
8. Дорога в чудесa (экологическая тропа, экологические игры) // Детский сад. - № 37. - С. 24.
9. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009.
10. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников // Учитель. – Волгоград, 2008.
11. Лысенко Н. Использование наблюдений в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Детский сад. - 2004. - № 25 - 26. - С. 10 - 44.
12. Маршицкая В. Экологические проекты // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С.14 -16
13. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.
14. Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 1999.
15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2001. – 184 с.
16. Пахомова Н. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. – 2000. – №1. – С.41-45.
17. Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды. – Л. - 1980. – 171 с.
18. Цветкова И.В. Экология для начальной школы игры и проекты // Академия Развития. – Ярославль.,1997.
19. Цибикова Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в условиях информатизации общества // Улан Уде.,2001.
20. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом : экологическое воспитание дошкольников. Москва: Сфера, 2008.
21. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.
22. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Волгоград: Учитель, 2006
23. Маневцова Л. М., Саморукова, П. Г. Мир природы и ребенок. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.
24. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009.
25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
26. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с. –
27. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов / В. С. Мухина. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2003.
28. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч.по спец. "Дошк. педагогика и психология" / Е. О. Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2006.
29. Афанасьева В.В., Мишанина В.И. Проектная деятельность как средство формирования представлений о малой родине у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3.
30. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №9. С. 33-40.
31. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Веракса Н. Е., Веракса А. Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
32. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебное-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования. 2013. 144 с.
33. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей Междунар. науч.–практ. конф. 29 апреля 2014 г. / Гл. ред. Широков О.Н. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 294с.

Вопрос-ответ:

Чем является экологическое воспитание детей дошкольного возраста?

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является педагогической проблемой, связанной с формированием экологического сознания, ответственности за окружающую среду и умениями ухода за ней.

Какую роль играет метод проектов в образовательном процессе дошкольных учреждений?

Метод проектов играет важную роль в образовательном процессе дошкольных учреждений, так как он позволяет детям активно участвовать в исследовательской деятельности, развивать творческое и логическое мышление, а также формировать познавательный интерес к экологии.

Какие современные подходы к использованию экологических проектов в формировании мировосприятия дошкольников существуют?

Существуют различные современные подходы к использованию экологических проектов в формировании мировосприятия дошкольников, включая использование интерактивных технологий, организацию экскурсий и практических занятий на природе, а также сотрудничество с местными экологическими организациями.

Что представляет собой экспериментальная работа по разработке системы экологического образования в ДОУ?

Экспериментальная работа по разработке системы экологического образования в ДОУ представляет собой практическую деятельность, направленную на создание и внедрение инновационных методов и программ, способствующих развитию экологического сознания и ответственности у детей дошкольного возраста.

Какие основные разделы включает 3 глава данной статьи?

3 глава данной статьи включает в себя разделы: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как педагогическая проблема", "Метод проектов и его роль в образовательном процессе ДОУ" и "Современное видение использования экологических проектов в формировании мировосприятия дошкольников".

Какое значение имеет экологическое воспитание детей дошкольного возраста?

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как оно помогает формировать у детей экологическую культуру, ответственное отношение к природе и окружающей среде.

Какой метод используется в разработке системы экологического образования в ДОУ?

В разработке системы экологического образования в ДОУ используется метод проектов, который позволяет организовать участие детей в реальных экологических проектах, активизирует их познавательную деятельность и развивает творческие способности.

Какое мировосприятие формируется у дошкольников через использование экологических проектов?

Использование экологических проектов в формировании мировосприятия дошкольников способствует развитию их экологического мышления, умения анализировать и прогнозировать последствия своих действий на окружающую среду, а также укрепляет познавательный интерес к природе.

Как проходит экспериментальная работа по разработке системы экологического образования?

Экспериментальная работа по разработке системы экологического образования включает в себя проведение практических занятий, изучение опыта других учреждений, анализ и систематизацию полученных результатов для последующего совершенствования системы.